Коллекции в доу по исследовательской деятельности

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

г.о. Тольятти

Зайцева Надежда Вадимовна

В Китае говорят: “Кто имеет увлечение, проживает две жизни”.

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.

Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).
Технологию исследовательской деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста , в чем я убедилась на практике, является коллекционирование.

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.

развивать эмоционально-познавательное отношение к окружающему миру;

закреплять умения детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;

развивать творческий потенциал воспитанников ;

пополнять предметно-развивающую среду материалами коллекционирования;

организовать детско-взрослое сообщество по интересу.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе взаимодействия и сотрудничества.
Коллекционирование занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: способствует развитию любознательности и активности, овладению средствами общения при организации поиска и презентации новых экземпляров, вызывает эмоциональную отзывчивость. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности. Также коллекционирование играет важную роль для объединения детей, родителей и педагогов в интересном и увлекательном деле. Способствует развитию социального партнёрства в условиях модернизации современного образования.
Коллекционирование - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству . У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь.
Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.
Для формирования у детей этих качеств необходимо создавать условия для развития у них познавательной активности, опираясь на их познавательный интерес.
Создав в групповой комнате новые элементы предметно-развивающей среды - такие как, зоны коллекционирования , в которых я организую различные формы работы с детьми, направленные на развитие их активности и самостоятельности, в процессе игры с материалами коллекций дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы находить общее и отличное в строение, свойствах, объектов, делать логические выводы и умозаключения. Игра ставит дошкольников в условия поиска.
Коллекции в нашей группе самые разные : ракушки, перышки, камешки, листья, фантики, игрушки из киндер-сюрпризов, предметы старины, солдатики, самолетики, машинки, военная техника. С начала года мы с детьми стали собирать коллекцию лошадок – символ 2014 года. Можно завести одну общую коллекцию на группу или же несколько, можно иметь коллекции для девочек, мальчиков.
Также для работы с детьми мною разработан перспективный план сбора и продуктивного использования коллекций в соответствии с комплексно-тематическим планированием, соблюдением интересов ребёнка, системностью, непрерывностью, который носит рекомендательный характер.
Этапы работы с коллекцией
Организация моей педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа:
1 этап – подготовительный :
- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей;
- индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;
2 этап – основной :
- побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
- чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий;
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;
- работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции. Правила по обращению с коллекцией лучше определять совместно с детьми.
3 этап – заключительный :
- организация выставок коллекций, творческих продуктов детей;
- презентация отельных предметов коллекций или коллекции в целом;

Для привлечения родителей к коллекционированию я для начала выяснила их позиции и провела анкетирование . Результаты анкетирования показали, что в 68% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календари , стекляшки, солдатиков, кукол, фото актеров, открытки, конфеты, фантики и т.д.), 32% от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки). В 23% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 77%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.
Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное и в то же время серьезное и кропотливое, им была предложены консультации, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности .
Вскоре и родители стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекций . Так в нашей группе появились коллекции, собранные нашими родителями: коллекция макаронных изделий, различной формы, размеров и цвета; коллекция предметов старины.
Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность в различные образовательные области: ОО Познание, ОО Коммуникация.
Предметы коллекции придают своеобразие речевому, игровому и художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придает направленность творческим интересам).
Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к исследовательской деятельности ,приобщает ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
Таким образом, могу сделать вывод, что коллекционирование является доступным и интересным для дошкольников видом деятельности.
Проделанная работа показала, что коллекционирование способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность, приучает ребенка к усидчивости и аккуратности.
Использованная литература:

Куликовская И.Э., Совгир Н.Н.Детское экспериментирование, 2003.

Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.

Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.

Современные образовательные технологии, Селевко Г.К., 1998.

Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007

В своей работе по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей наше учреждение использует такую форму как коллекционирование. Именно с коллекционирования часто начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий. Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развивается внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Достоинством коллекционирования можно считать его связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным и творческим развитием.

2. Дети отбирают фантики по цвету: красные, жёлтые, зелёные и синие.

3. Предлагается детям смять фантики, сложить в стаканчики. А затем развернуть их и разгладить.

4. Сделать из фантика шарик и подуть на него. Шарик покатится. Был детьми сделан вывод, что шарики оказались очень лёгкими и от потока выдуваемого воздуха легко передвигались по поверхности стола и падали на пол. 5. Игры "Найди пару", "Какой лишний?" позволили детям запомнить, из каких материалов изготавливают фантики, какими бывают фантики по структуре, с разными изображениями. 6. Можно предложить детям завернуть в фантик разные предметы: пробку, шарик пластилина. Таким образом, дети сделали вывод, что предложенные предметы разные по величине, и поэтому нужны разные по величине фантики.

7. Можно предложить детям свернуть фантик: по горизонтали, по вертикали, сложить гармошкой, трубочкой, сделать из фантиков разные поделки.

Успешно был организован конкурс "Дизайнеры одежды", в котором в качестве материала были использованы фантики, оберточная бумага, фольга и пр.

Коллекционирование — эффективная форма исследовательской деятельности дошкольников








Игра как эффективная форма воспитания и обучения детей с РАС Аннотация : Приоритетной формой деятельности и средством познания мира для ребёнка является игра. У детей с особенными потребностями развития,.

Физкультурные праздники и развлечения как самая эффективная форма активного отдыха дошкольников Дефицит двигательной активности оказывает отрицательное внимание на развитие организма, нередко способствует возникновению значительных.

Коллекционирование как форма познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Работая с детьми, все мы сталкиваемся с тем, что дети приносят в детский сад игрушки. Но бывают не просто игрушки, а игрушки, объединённые.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным.

Создание мультфильмов как эффективная форма психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей Качество современного образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, увеличиваются.

Театр песочной анимации как эффективная форма развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников Видео Цель: Познакомить педагогов с инновационными методами и приёмами коррекции нарушений эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.

Экскурсия как эффективная форма ранней профориентации дошкольников

Экскурсия как эффективная форма ранней профориентации дошкольников Экскурсия как эффективная форма ранней профориентации дошкольников В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос.

Игрушка имеет огромное значение у всех народов. Через игрушку дети узнают, как жили люди в древние времена. Она может рассказать о традициях разных народов.


Живая, веселая, забавная дымковская игрушка заставила детей улыбнуться, заинтересоваться, взять ее в руки и поиграть.

Наблюдая за детьми группы, мы заметили, что народные традиции благотворно сказываются на воспитании детей дошкольного возраста.

Важно уже на дошкольной ступени образования приучать ребенка любить свою Родину, учить гордиться культурным наследием, которое перешло к нему от предков. Именно поэтому, необходимо приобщать детей к культуре своей страны.


Колокольчик – удивительно музыкальное, поэтичное слово. Традиционно на Руси раздавался колокольный звон – призывный и торжественный, радостный и грустный. Колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа: звоном созывался народ на вече — народное собрание; указывали дорогу заблудившимся; оповещали о какой-либо опасности или несчастье; звоном призывали народ на защиту Отечества и оповещали о победе; созывали верующих людей в храмы и церкви. Колокольный звон – это совершенно особая музыка. Она заставляет сердце биться сильнее, захватывает дух и чудесным образом затрагивает самые чувствительные струнки человеческой души.

Чудесную выставку колокольчиков, в рамках проекта "Всё о колокольчиках", организовали наши музыкальные руководители.


Мы, совместно с семьями нашей группы решили тоже принять в этом участие. Ребята приносили свои экспонаты и помещали их на специальную полку.


Затем собранная коллекция колокольчиков была использована нами за пределами группы (в музыкальном зале).

Приходя в зал, мы знакомились с экспонатами - колокольчиками. Участники проекта: дети, родители и педагоги подготовили яркую выставку всевозможных колокольчиков: сувенирных, новогодних, восточных, диатонических и даже корабельных.



Наши ребята узнали, где появились первые колокольчики, откуда они пришли в Россию, для чего их использовали и используют сейчас. И еще много разных интересных фактов о колокольчиках. А так же, ребятишки весело играли с колокольчиками и звонили в большой колокол как настоящие звонари.

Создав такую коллекцию, мы помогли детям увидеть, что стоит за вещью, понять ее символический язык, а колокольчик – безусловно, очень символический предмет: это и красота русских полей, поросших синим колокольчиком, и тревожный набат колокола, и переливный колокольный звон, и колокольчики, украшающие наш быт.

Коллекционирование оказывает очень большое влияние на развитие познавательного интереса у дошкольников. В этом мы убедились, анализируя свой опыт работы с детьми.
Как возникла идея создать в группе мини-музей: животные зоопарка?
Одна девочка рассказала историю про белого медведя, которого видела в зоопарке. Другие ребята тут же стали делиться своими впечатлениями про зоопарк. А другая часть ребята сказали, что не были никогда в зоопарке. А самое главное, ребята очень мало знают про животных, которые живут в зоопарке. Именно поэтому, мы решили создать свою коллекцию и узнать как можно больше новой информации. Собрали мы коллекцию благодаря нашим родителям и детям, которые приносили свои игрушки.





Дедушке Морозу очень понравились подарки! И он решил в новогодний праздник наполнить коробки подарками.

Благодаря выставке, ребята познакомились с разными видами световозвращающих элементов: браслеты, брелки и подвески, значки, наклейки, нашивки, жилеты.





Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге. Берегите ребёнка! Старайтесь сделать всё возможное, чтобы оградить его от несчастных случаев на дороге!

Знакомство детей с камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы.

Первым делом мы собрали камни на прогулке. В садике их помыли, просушили и начали рассматривать. Затем, уже ребята начали приносить из дома красивые камни, тем самым пополняя нашу коллекцию.





На улице ребята сами проявили инициативу, чтобы из простых камней сделать цветные камешки. Тем самым, мы создали коллекцию цветных камней на улице.




Создание данной коллекции помогло детям развить внимание, память. Ребята делились и обменивались своими интересными экспонатами, рассказывали о них, тем самым в процессе общения развивали свою речь.



Коллекция птиц помогла нам с детками узнать много нового о птицах. Очень важно было по стараться донести до детей в столь маленьком возрасте, что необходимо заботиться о птицах.


Коллекция ориентирована на изучении вопросов, связанных с разнообразных видов насекомых, образом жизни.

Знание жизни насекомых, их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей.


Данная коллекция помогла дошкольником окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир летающих и ползающих букашек, козявок, жучков – мир насекомых.


Май - июнь 2019 год
___________________________________________________ Коллекция волшебных картинок
"Моя любимая сказка".

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Исходя из всего вышесказанного, в нашей группе была организована коллекция волшебных картинок "Моя любимая сказка".


Особенность коллекционирования заключается:
• в соответствии основным требованиям ФГОС;
• в возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей;
• в направленности на новые образовательные результаты:

Направленность работы: развивающая
Цель: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций.
Задачи:
• формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
• формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;
• способствовать проявлению избирательных интересов;
• развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;
• расширять кругозор воспитанников;
• прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;
• формировать бережное отношение к хранению коллекций;
• обогащать и активизировать словарь детей;
• активизировать участие родителей в образовательном процессе;
С помощью коллекционирования возможно наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциями.

Виды коллекций.

В работе по организации коллекционирования опираемся на следующие технологии:
- технологию игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;
- технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению;
- технологию личностно-ориентированного свободного воспитания;
-технологию развивающего обучения.

Читайте также: