Кого евангельская заповедь называет чистые сердцем ответ на вопрос кратко

Обновлено: 15.05.2024

– Отец Вла­ди­мир, что озна­чает сердце чело­века в этом контексте?

И интел­лек­ту­аль­ных сил, – напри­мер, Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит о мыс­лях сердца, помыш­ле­ниях сердца, – и как некий эмо­ци­о­наль­ный его центр, центр воли.

То есть это то, через что про­хо­дят все мысли чело­века, вызы­вая те или иные эмо­ции и побуж­дая чело­века на те или иные действия.

Но если мы посмот­рим на сердце и с обыч­ной, физио­ло­ги­че­ской, точки зре­ния, то мы уви­дим, что и как орган сердце очень сильно стра­дает от житей­ских проблем.

Потому что, если мы посмот­рим на ста­ти­стику смерт­но­сти, то от сер­дечно-сосу­ди­стых забо­ле­ва­ний она самая высокая.

Чело­век про­пус­кает те или иные мысли и эмо­ции через своё сердце, и нередко эти эмо­ции дей­стви­тельно ста­но­вятся смер­тель­ными. Об этом гово­рят и врачи, и священнослужители.

Но, раз­мыш­ляя о сердце как о сре­до­то­чии всего, что вхо­дит в чело­века и что из него выхо­дит, мы рас­смат­ри­ваем сердце как некий внут­рен­ний духов­ный стер­жень – то, вокруг чего вра­ща­ется вся жизнь чело­века, как то, что при­даёт его жизни некий век­тор и опре­де­лён­ное направление.

И поэтому Свя­щен­ное Писа­ние неод­но­кратно гово­рит о том, что Бог судит чело­века по его сердцу. И дей­стви­тельно, те неболь­шие мысли и эмо­ции, какие-то нечи­стые или гре­хов­ные мысли начи­на­ются как нечто, что падает на почву нашего сердца и либо даёт опре­де­лен­ный всход, росток, либо, наобо­рот, на этой почве умирает.

Хри­стос в Еван­ге­лии гово­рит о том, что осквер­няет чело­века не то, что вхо­дит в него (име­ется в виду какая-то пища, какой-то вид пищи, в одном из своих спо­ров с фари­се­ями Он об этом гово­рит), но то, что исхо­дит из него.

Именно из сердца чело­века как из сре­до­то­чия его бытия выхо­дит то, чем чело­век явля­ется: злоба, вражда, нена­висть, ссоры. И из сердца же может выхо­дить доб­рое: любовь, мир, радость, дол­го­тер­пе­ние, кро­тость – те плоды Свя­того Духа, о кото­рых гово­рит апо­стол Павел.

Поэтому сердце – это харак­тер чело­века, это то, чем чело­век явля­ется на про­тя­же­нии всей своей жизни.

– Как можно очи­щать своё сердце? Как узнать, что оно преображается?

– Если мы посмот­рим на обыч­ное окон­ное стекло, то мы уви­дим, что если его дол­гое время не мыть, рано или поздно на нём появятся частички грязи. Потом этой грязи будет всё больше, больше, и затем через неё уже могут и пере­стать про­ни­кать сол­неч­ные лучи. И хоро­шая хозяйка, и хоро­ший хозяин сле­дят за чисто­той стекла. Чело­век, кото­рый сле­дит за своим здо­ро­вьем, регу­лярно про­ве­ряет сердце.

В апте­ках есть раз­лич­ные пре­па­раты от дав­ле­ния. Чело­век время от вре­мени про­хо­дит дис­пан­се­ри­за­цию, ста­ра­ется пить чистую воду, есть чистые про­дукты, дышать чистым воз­ду­хом, то есть избе­жать чего-то, что нано­сит вред. Это пер­вый под­ход – не пус­кать в сердце то, что его ранит, что делает его камен­ным, что раз­ру­шает его.

А сде­лать это в наш инфор­ма­ци­он­ный век дей­стви­тельно очень и очень сложно, поскольку, хотим мы этого или нет, но мы посто­янно под­ле­жим неко­ему воз­дей­ствию инфор­ма­ции, внеш­них факторов.

Реклама, фильмы, радио, Интер­нет – всё остав­ляет явные или неяв­ные следы в нашей душе или в нашем сердце. Поэтому, чтобы сердце было чистым, нужно ста­раться не пус­кать в него то, что нас раз­ру­шает, то, что явля­ется дей­стви­тельно деструктивным.

И неуди­ви­тельно, если на работе чело­век впу­стил в своё сердце раз­дра­же­ние и злость, неува­же­ние к людям, гнев на под­чи­нён­ного, а потом при­хо­дит домой, и вроде бы дру­гая ситу­а­ция: жена, дети, но вольно или невольно в его сердце уже нахо­дится набор этих пове­ден­че­ских моде­лей. И он дома посту­пает точно так же.

Если бы он отка­зался от этих моде­лей на про­тя­же­нии дня, вполне воз­можно, что и вечер­ний ужин в кругу семьи мог бы быть совер­шенно другим.

С дру­гой сто­роны, в сердце нужно не только что-то не пус­кать, но регу­лярно про­во­дить некий обзор того, что в нём нахо­дится. И не про­сто, когда чело­век дости­гает какого-то воз­раста, круг­лой даты и огля­ды­ва­ется назад. Но про­во­дить этот кон­троль сво­его сер­деч­ного состо­я­ния еже­дневно: что я могу сего­дня с помо­щью Божией улуч­шить, что я могу изменить?

Говоря об очи­ще­нии сердца, можно при­ве­сти такую ана­ло­гию из повсе­днев­но­сти: чтобы уви­деть, чистое у нас лицо или гряз­ное, мы смот­римся в зер­кало. Таким зер­ка­лом явля­ется слово Божие, Еван­ге­лие, кото­рое и вобрало в себя весь опыт чело­ве­че­ского вопро­ша­ния о смысле жизни.

Весь опыт того, как чело­век строил и строит свои отно­ше­ния с Богом, и все боже­ствен­ные ответы, ответы хри­сти­ан­ской рели­гии на то, что бес­по­ко­ило и бес­по­коит чело­века сейчас.

Когда сердце начи­нает меняться, меня­ется и взгляд чело­века на окру­жа­ю­щий мир. Он начи­нает одни и те же собы­тия, кото­рые про­ис­хо­дили с ним и пять, и десять лет назад, и вчера, – вос­при­ни­мать по-дру­гому и реа­ги­ро­вать на них по-другому.

Те люди, кото­рые, может быть, его раз­дра­жали, те люди, кото­рые были или оста­ются его вра­гами, пере­стают быть тако­выми, поскольку он ста­ра­ется уви­деть их гла­зами Божи­ими, гла­зами Христа.

Он может понять, что каж­дый чело­век – тоже сла­бый, тоже греш­ный, но, подобно тому, как Бог любит всех людей, точно так же и веру­ю­щий стре­мится к тому, чтобы уви­деть образ Божий в дру­гом чело­веке, в ближ­нем и даль­нем, и отне­стись к нему таким же обра­зом, про­све­щён­ным сердцем.

Про­сле­див за собой на про­тя­же­нии одного дня, про­сле­див за тем, как мы реа­ги­руем на те или иные раз­дра­жи­тели в метро, на работе, дома, мы можем понять, каково состо­я­ние нашего сердца и что мы в нашей жизни можем и должны улучшить.

– Но в запо­веди ска­зано, что чистое сердце уви­дит Бога. Как это возможно?

– Дей­стви­тельно, Бога никто нико­гда не видел, как гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние. Но если мы ведём речь о том, что чело­век видит – это зна­чит, что в дан­ной ком­нате или в дан­ном поме­ще­нии есть свет, поскольку без света видеть ничего невозможно.

Когда чело­век начи­нает очи­щать гре­хов­ную корку, она спа­дает с его глаз, про­пус­кает всё больше Боже­ствен­ного света. И тогда он начи­нает видеть Бога в том, что с ним происходит.

Он начи­нает пони­мать, что собы­тия его жизни – не только какие-то вели­кие, зна­чи­тель­ные, но и некие повсе­днев­ные детали, встречи имеют внут­рен­ний духов­ный смысл.

Чело­век начи­нает пони­мать, что с Богом можно встре­титься не только в храме, не только в молитве, во время бого­слу­же­ния, но можно встре­титься с Ним, обща­ясь с семьёй, ока­зы­вая помощь ближ­ним. Это все боль­шее виде­ние Бога как внут­рен­ней духов­ной основы и цели чело­ве­че­ского бытия, бытия каж­дого человека.

Но вме­сте с тем Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит о том, что это виде­ние всё равно пока еще недо­ста­точно. Это некое малень­кое зёр­нышко, кото­рое рас­тёт в тече­ние всей жизни чело­века, но насто­я­щий плод оно при­не­сёт в вечности.

В тот момент, когда чело­век уви­дит Бога лицом к лицу на Суде, когда все дела чело­века – и хоро­шие, и пло­хие, будут при­не­сены перед лицом Божиим, перед лицом этого чело­века, перед лицом всего человечества.

И тогда дей­стви­тельно обна­ру­жится помыш­ле­ние сердца, обна­ру­жится то, до какой сте­пени чело­веч­но­сти или бого­че­ло­веч­но­сти чело­век смог вырасти за те годы, кото­рые были отве­дены на его жизнь.

Очи­ще­ние сердца и виде­ние Бога – это две нераз­рыв­ные вещи. Чем больше чело­век стре­мится к встрече с Богом, тем больше он своё сердце очищает.

И наобо­рот – чем чище сердце чело­века, чем лучше он отно­сится к Богу и к ближ­нему, и к самому себе. И тем больше веро­ят­ность, что встреча с боже­ствен­ной реаль­но­стью произойдёт.

И эта встреча ока­жет вли­я­ние не только на него, но через него, через сердце его, вот это новое, изме­нён­ное, или, как гово­рят про­роки, уже не камен­ное сердце, а пло­тя­ное сердце, – нач­нёт пре­об­ра­жаться и окру­жа­ю­щая его реальность.

Свя­щен­ное Писа­ние неод­но­кратно гово­рит о скри­жа­лях сердца, о том, что напи­сано на этих створ­ках, на плоти нашего сердца.

В Вет­хом Завете мы видим камен­ные скри­жали – скри­жали, на кото­рых напи­саны Десять запо­ве­дей. Запо­веди, кото­рые даны людям, и даны как бы извне – это нечто, дан­ное сверху, что опус­ка­ется до уровня чело­века. Это то, что может вос­при­ни­маться, в том числе, как дав­ле­ние, как некое, может быть, даже наси­лие над сво­бо­дой человека.

Но когда мы гово­рим о скри­жа­лях сердца, речь идёт о том, что этот внут­рен­ний закон начер­тан у нас внутри. И чело­веку не обя­за­тельно нужен какой-то одно­знач­ный внеш­ний руко­во­ди­тель, ему не нужно давать ту или иную систему запретов.

Внутри его сердца уже, как бы не заду­мы­ва­ясь, суще­ствует вот этот новый закон – новый закон, кото­рый посто­янно пре­об­ра­жает его жизнь…

“Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога” (Матф. 5:8). В христианском понимании чистыми сердцем считаются те люди, которые не только избегают злых дел, но и душу свою делают чистой, то есть не допускают чтобы в ней поселились дурные помыслы и желания. Для Господа не столь важно то, как мы выглядим внешне. Важнее всего чтобы сердца людские были чистыми. Потому что от сердца чистого исходят чистые мысли и поступки. Поэтому царь Давид в своей молитве просил Бога: “сердце чистое сотвори во мне, Боже” (Пс. 50:12). “Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой! ” (Пс. 18:15).Указав на то, что блаженными (то есть счастливыми, радостными) станут люди с чистым сердцем, Господь, в другом случае объяснил, что такое нечистота сердца. “Из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это извнутрь исходит и оскверняет человека” (Марк 7:21-23).“Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть” (Тит. 1:15).Таким образом для того, чтобы сделать сердце чистым, нужно отказаться от грехов и не повторять их, то есть стать безгрешным. Для достижения чистоты сердца в Учении Христа указан путь и даны средства для выполнения этой задачи. То есть указаны действия, при совершении которых человек достигнет очищения сердца. Это отказ от злых дел, совершение добра, воздержание от греха, покаяние и молитва, проявление смирения и любви к Богу и ближним, борьба с гордостью и эгоизмом, проявление добродетельности и милосердия, постоянный призыв к Богу о помощи. “Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело. Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца” (2Тим. 2,21-22). В этой борьбе за чистоту сердца нужно и проявление разума, и свободной воли, чтобы не свернуть с этого пути. Чистые сердцем испытывают душевное спокойствие, радость и блаженство. Христос говорит, что за свою душевную чистоту эти люди будут иметь великую награду, они узрят Бога, так как чистота сердца является непременным условием для единения с Богом, для получения Царства Небесного. Шестую заповедь блаженства Иисус Христос провозгласил в среде евреев, строго соблюдающих чистоту проведения церемоний, то есть среди народа, охваченного страхом перед наружным осквернением. Евреи стремились к церемониальной чистоте, но не заботились о чистоте своего сердца, то есть о чистоте духовной. У человека, у которого Христос обитает в сердце, появляется чистота духовная: благородство мыслей, желание совершать добро, мудрость. “Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. ” (Иак. 3:17).Поэтому люди, имеющие чистоту сердечную, не только не совершают плотских поступков, но даже в сокровеннейших намерениях души свободны от греховных помыслов, гордыни, себялюбия. Они смиренны, бескорыстны и чисты душей как дети, потому что их душа пронизана самоотверженной любовью к Богу. Чистые сердцем становятся другими людьми, потому что познают Бога. Люди, очистившие свое сердце, вступают в новые отношения с Богом, как со Своим Спасителем. Чистые сердцем воспринимают Бога как Своего Отца, желающего обнять кающегося сына. Они, увидев красоту и чистоту Божьих достоинств, стремятся отразить Образ Божий в самих себе и смотреть на мир очищенными глазами души. “Светильник для тела есть око. Итак если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло” (Матф. 6:22).“Царство Божие внутри вас есть” (Лк. 17,12)

О людях с Чистым сердцем, которые исполняют Законы Гармонии часть которых Он реподнес нам в свое время.

О дураках!! О дурнях! Как хотите.. У них дествиетьно седце не запятноное.. про таких говорят "Ему ссы в глаза, он все Божья роса. "
Они не злобливые.. и живут здесь и сейчас.. не корыстные..

Это лозунги, на самом деле исправь себя и исправится весь мир. И нинадо в ком-то искать порчу, порча находится во мне и с ней я должен работать.

Блаженный Августин дал повод к размышлению: представте, что Бог явился к вам и сказал: "Я дам тебе очень много. Я дам тебе все, что ты ни попросишь, - наслаждения, власть, славу, свободу, богатство, даже мир душевный и чистую совесть. Ничего не будет грехом, Я все разрешу тебе, ты все можешь сделать. Ты не соскучишься и не умрешь. НО ТЫ НИКОГДА НЕ УВИДИШЬ МОЕГО ЛИЦА".

Расходуйте (нажитое) на пути Бога и не бросайтесь навстречу гибели, а делайте добро. Поистине, Бог любит творящих добро. (2:195)

Скажи: "Если вы любите Бога, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Бог и простит вам ваши грехи" - поистине, Бог - Прощающий, Милосердный. (3:31)

Да! Те кто верно выполнил свой договор и остерегался, то поистине, Бог любит осмотрительных! (3:76)

…которые расходуют и в радости и в горе, сдерживающих гнев, прощающих людям. Поистине, Бог любит творящих добро! (3:134)

Сколько пророков, с которыми сражались многие толпы, и они не ослабели оттого, что постигло их на пути Бога, и не ослабели и не подчинились (толпе) , - а Бог любит терпеливых! (3:146)

И даровал им Бог награду ближней жизни и прекрасную награду (жизни) будущей. Поистине, Бог любит творящих добро! (3:148)

По милосердию от Бога ты смягчился к ним; а если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они разошлись бы от тебя. Извини же их и попроси им прощения и советуйся с ними о деле. А когда ты принял решение, то положись на Бога, - поистине, Бог любит полагающихся! (3:159)

…Прости же и извини, - ведь Бог любит добродеющих! (5:13)

…А если станешь судить, то суди их по справедливости: поистине, Бог любит справедливых! (5:42)

О вы, которые уверовали! Если кто из вас отпадет от своей религии, то Бог приведет людей, которых Он любит и которые любят Его, смиренных перед верующими, превыше (они) отрицающих (истину) . (Они те) , которые усердствуют на Божественной стезе и не боятся порицающих. Это - щедрость Бога: дарует Он ее, кому пожелает, - ведь Бог - Объемлющий, Знающий! (5:54)

Нет греха на тех, которые уверовали и творили благие дела, в том, что они вкушают, когда они осмотрительны, уверовали и творили благие дела, потом были осторожны и веровали, потом были остерегающимися и делали добро, - ведь Бог любит добродеющих! (5:93)

…Завершите же договор до их срока: ведь Бог любит остерегающихся (осмотрительных) ! (9:4)

…И пока они прямы по отношению к вам, будьте и вы прямы к ним: ведь Бог любит остерегающихся (осмотрительных) ! (9:7)

И если бы два отряда из верующих сражаются, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не покорится велению Бога. А если он покорится, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны: ведь Бог любит беспристрастных! (49:9)

Не дает вам Бог запрета (в добрососедстве) с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, - ведь Бог любит справедливых! (60:8).

Поистине, Бог любит тех, которые сражаются на Его пути рядами, как будто бы они - монолитное строение! (61:4)

Поистине, те, кто уверовал и творил добрые дела, - им Милосердный дарует любовь. (19:96)



В этой борьбе за чистоту сердца нужно и проявление разума, и свободной воли, чтобы не свернуть с этого пути. Чистые сердцем испытывают душевное спокойствие, радость и блаженство. Христос говорит, что за свою душевную чистоту эти люди будут иметь великую награду, они узрят Бога, так как чистота сердца является непременным условием для единения с Богом, для получения Царства Небесного.

Шестую заповедь блаженства Иисус Христос провозгласил в среде евреев, строго соблюдающих чистоту проведения церемоний, то есть среди народа, охваченного страхом перед наружным осквернением. Евреи стремились к церемониальной чистоте, но не заботились о чистоте своего сердца, то есть о чистоте духовной. У человека, у которого Христос обитает в сердце, появляется чистота духовная: благородство мыслей, желание совершать добро, мудрость.

Имеющие очищенное зрение души, чистые сердцем, способны понять то, что не замечают обычные люди. Чистые сердцем восхищаются делами рук Господних, проявившихся в красоте природы, в разумном устройстве жизни и вселенной. Чистые сердцем видят великие истины, сокрытые в Священном Писании. Им открывается познание великих тайн бытия и природы, философских истин. Уже здесь на земле чистые сердцем проводят жизнь в присутствии Бога, чувствуя на себе Его заботу и помощь. Как Моисею Господь показал славу Свою, так и чистые сердцем достойны, чтобы узреть Бога и их сердца наполняются благодарностью и блаженством.


В данной брошюре анализируется та часть Учения Иисуса Христа, которая посвящена работе с духовным сердцем. Заповедь Иисуса, вынесенная в заголовок, рассматривается как имеющая исключительно важное значение для осуществления нами — в себе — Его Учения.

Книга рассчитана на всех, желающих исполнить Учение Иисуса Христа.

В Нагорной проповеди Иисуса Христа (Мф 5) особое место занимают несколько Его фраз, получивших впоследствии название Заповедей блаженства:

Блаженны нищие (т.е., неимущие в материальном мире, отказавшиеся от погони за материальными благами) духом (точнее — по духу, т.е., по собственному убеждению, по своей воле), ибо их есть Царство Небесное!

Блаженны плачущие (т.е., раскаивающиеся в своих совершённых ошибках, имеющих этическую значимость*), ибо они утешатся!

Блаженны кроткие (т.е., лишённые высокомерия и амбициозности), ибо они наследуют землю!

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся!

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут!

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят!

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены Сынами Божьими!

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное!

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня! Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах!

Сейчас мы остановимся на рассмотрении одной из этих заповедей, а именно "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят!", ибо она имеет особо важное значение для реализации нами — в самих себе — Учения Бога.

О чём говорил здесь Иисус? О том, что Бог-Отец, так же, как и Святой Дух, о Которых Иисус проповедовал, могут быть познаны и, в том числе, увидены — кем? — теми людьми, которые будут иметь чистые сердца.

Что же такое: чистое сердце?

И что вообще надо понимать под словом сердце, когда речь идёт о процессах духовного роста?

Разумеется, речь здесь идёт не об анатомическом сердце.

И ложно то мнение, что сердце — это совокупность всех влекущих нас инстинктов и эмоций, включая сексуальные влечения и страсти. Деятельность духовного сердца вообще не связана и даже противостоит сексуальным страстям (сильным эгоцентричным, эгоистичным влечениям).

Можно упомянуть ещё одно иногда употребляемое аморфное и столь же неадекватное использование слова сердце: ум (лишь один из примеров — Деян 5:3).

И печально, что такие неадекватности прочно вошли в литературу, включая религиозную, и даже в имеющий много недостатков синодальный перевод на русский язык Нового Завета.*

Чтобы понять, что же есть такое на самом деле духовное сердце, надо хотя бы очень кратко затронуть тему биоэнергетического строения человеческого организма (подробно об этом см. в [5]). Речь идёт, прежде всего, о чакрах.

Так вот, внутри наших грудных клеток находится биоэнергетический орган, называемый чакрой анахатой. Эта чакра несёт ответственность за обеспечение биоэнергиями, распределяемыми по сети соответствующих биоэнергетических каналов (меридианов), — лёгких, анатомического сердца и других органов, расположенных в грудной клетке.

Но анахата, так же, как и любая другая чакра, является одновременно и рефлексогенной зоной эмоционально-волевой сферы (подробно — в [5]). Именно, анахата отвечает за продуцирование всего спектра эмоций любви, и одно лишь перемещение концентрации сознания в эту чакру радикально изменяет состояние сознания, переводя его в состояние любви.*

Работая таким образом с перемещением концентрации сознания между чакрами и основными меридианами, можно легко научиться произвольно и чётко изменять свои эмоциональные состояния и работоспособность — как физическую, так и умственную. На этом-то и основана полноценно сформированная и изложенная нами в ряде публикаций система психической саморегуляции [5 и др.].

Затем надо научиться смотреть из анахаты глазами души. И далее — приучить себя пребывать концентрацией сознания в анахате почти постоянно: за исключением лишь тех ситуаций, когда требуется или повышенная энергичность на материальном плане, или напряжённая интеллектуальная работа; в таких случаях надо всего лишь переместиться концентрацией сознания в соответствующую ситуации чакру.

Тот, кто полноценно овладел этим и прочно утвердился в анахатном состоянии, тот уже практически гарантировал себе перспективу райского бытия. "Сорваться" здесь можно лишь в том случае, если не усвоены прочно этические принципы, предлагаемые нам Богом.

Поясню: ведь этическая составляющая Учения Бога направлена, прежде всего, как раз на то, чтобы помочь тем людям, которые готовы следовать этому Учению, осваивать состояние любви и удерживать, укреплять себя в нём. Именно для этого Бог советует нам:

— отказаться от способности убивать (без крайней необходимости, например, назойливо пристающих комаров, клещей, также болезнетворных микроорганизмов и т.п.) другие сотворённые и воплощённые Им для развития существа,

— не делать в отношении других ничего того, чего мы не желаем себе,

— не быть высокомерными и горделивыми,

— не требовать назад то, что у тебя украли…

И разбойнику отдай даже сверх того, что он хочет забрать у тебя, и ударившему тебя по щеке подставь и другую щёку — но сохрани и в этих экстремальных ситуациях состояние любви! — и будешь потом, как минимум, в раю!

Ведь рай — это удел тех, кто исполнили Учение Бога о любви! А в ад отправляются те, кто приучили себя к грубым эмоциональным состояниям, отвергнув Учение Бога…

Бог есть Любовь (1 Ин 4:8; 4:16). И — Приблизьтесь к Богу! (Иак 4:8). Но приблизиться к Нему можно, лишь только постепенно превращая себя тоже в Любовь. А это возможно делать только через полное исполнение Его заповеди, которую мы сейчас рассматриваем.

О том же говорил другими словами Апостол Иаков (Иак 4:8): Исправьте сердца!

Итак, начать этот Путь преображения себя в Любовь надо, на первом этапе, с освоения своей чакры анахаты, включая очищение её от энергетических загрязнений, возникших, прежде всего, от своих прошлых прегрешений — попускания в себе грубых эмоций. Надо научиться жить почти постоянно в анахатном состоянии и никогда не позволять себе входить в грубые состояния сознания. Именно так устраняется "окаменелость" (Мк 6:52) потенциальных зачатков духовных сердец.

И только после освоения сказанного может начаться развитие в человеке духовного сердца. А затем, и более того, — развитие самого человека в качестве духовного сердца.

Чакры обладают тем свойством, что сознание (душа), "поселившись" прочно в той или иной чакре, может расти, увеличиваясь в размерах, расширяя эту чакру и затем расширяясь из неё.

Наиболее неблагоприятно, когда такое случается со склонными к грубым состояниям чакрами — манипурой (верхняя половина живота, включая "солнечное сплетение") и аджной (середина головы). Люди, позволившие доминировать в себе комплексу этих двух чакр, — почти постоянно раздражённые, гневливые, вспыльчивые, агрессивные — имеют наибольшие перспективы на последующее пребывание в аду: во "тьме внешней, где плач и скрежет зубов" (Мф 8:12); ведь они именно противостоят — по качеству душ — Богу, Который есть Любовь!

Но анахатный психотип людей — это те, кто приближаются к состоянию Бога.

И более того, у них есть возможность, при условии обладания соответствующими знаниями, значительно ускорить свой дальнейший духовный рост, осваивая последующие ступени духовного восхождения.

Ведь душа обладает свойствами изменяться не только качественно, но и количественно, т.е., в частности, расти.

Духовное сердце — это та часть души, которая вначале растёт внутри очищенной чакры анахаты, если мы соблюдаем всё, сказанное выше.

Но потом духовное сердце может начать свой интенсивный рост и за пределы материального тела.* Причём возможности такого роста — безграничны! А подспорьем для реализации этого являются экопсихологические методы, описанные в наших книгах [5] и показанные в наших соответствующих фильмах (см. в конце книги). Используя их, можно выращивать себя — в качестве духовного сердца — даже до размеров, значительно превосходящих нашу планету.

Необходимо отметить, что развитое сознание, пребывающее далеко за пределами тела, обладает полнотой мышления. А передвижение в многомерном пространстве легко осуществляется с помощью рук сознания, отходящих от духовного сердца и единосущных ему. (То же будет и после окончательного расставания с телом, т.е., после смерти последнего). Причём близость к Изначальному Сознанию (Богу-Отцу, Творцу) и прямое общение с Ним несравненно повышает компетентность такого подвижника во всём самом главном и важном для воплощённых людей.

Именно внутри столь развитого духовного сердца, в его многомерных глубинах, духовный подвижник получает возможность легко исследовать многомерную структуру Абсолюта, подходя всё ближе и ближе к Обители Творца — наитончайшей пространственной мерности.

А затем он, если того всецело достоин по всем параметрам, принимается Творцом в Себя.

Таков — в очень кратком изложении — Путь полной духовной самореализации человека. Ну а о множестве подробностей продвижения по нему можно прочитать и увидеть в наших книгах и фильмах.

И запомним: Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше! (Мф 6:21; Лк 12:34).

Если Сокровищем для себя избрать искренне почитаемого Творца и устремиться к познанию Его и Слиянию с Ним в Объятьях Его Любви — то в Нём мы, возможно, и найдём себе Обитель.

Если сокровище для нас — нечто земное, то при земном и останемся.

Но для кого-то сокровищем оказываются и вовсе адские потехи…

Бог же советует: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим! (Лк 10:27; Мк 12:30).

Ну а решать, выбирая свой путь, предстоит каждому из нас: Творец предоставил нам свободу воли — и, наблюдая за каждым, формирует наши судьбы, реализуемые затем Святыми Духами.

Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный! — учил нас Иисус (Мф 5:48).

Как? — на это тоже Иисус дал ответ: Научитесь от Меня! (Мф 11:29): научитесь и через слова, сказанные Мной и записанные Моими Учениками, и изучая Мою Божественную Суть, используя Меня как Эталон, к подобию Которому вы можете стремиться. И ещё — да примите себе в Помощники Святых Духов, Которые будут учить вас тому же, чему учил и учу Я (Ин 14:26; 15:26; Мк 3:29).*

Иисус и сейчас готов помогать и помогает каждому, кто идёт по указанному Им Пути!*

Читайте также: