Кобо абэ совсем как человек краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Человек-ящик, сидя в своём ящике, приступает к запискам о человеке-ящике. Он подробно описывает, какой ящик пригоден для человека-ящика, как его нужно оборудовать, чтобы в нем было удобно находиться в любую погоду, какие вещи необходимы человеку-ящику. Наиболее пригоден ящик из гофрированного картона. В ящике следует вырезать окошко и завесить его полиэтиленовой шторкой, разрезанной пополам: коротким движением головы вправо или влево края шторки чуть раздвигаются, и можно увидеть все, что делается вокруг. В момент, когда человек влезает в картонный ящик и выходит на улицу, исчезают и ящик, и человек, и появляется совершенно новое существо — человек-ящик.

У каждого человека-ящика своя история. Вот история А. Под его окнами поселился человек-ящик. Его присутствие очень раздражало А., и, чтобы человек-ящик убрался, А. выстрелил в него из духового ружья. Человек-ящик ушёл, и А. начал забывать о нем. Но вот однажды А. купил новый холодильник. Когда он вынул его из ящика, ему неудержимо захотелось залезть в ящик самому. Каждый день, вернувшись с работы, он некоторое время проводил в ящике от холодильника, а через неделю сроднился с ним настолько, что уже не захотел вылезать из него. Надев на себя ящик, А. вышел на улицу и домой уже не вернулся.

Человек-ящик, делающий записи, пишет то от своего лица, то от чужого, его повествование то монологично, то диалогично, и часто невозможно понять, где речь идёт о людях, являющихся плодом его фантазии, а где — о других героях повествования, и даже неясно, есть ли таковые, настолько причудлив этот поток сознания и повествования.

Человек-ящик сидит на берегу канала под мостом, по которому проходит автострада, и ждёт девушку, которая обещала купить его ящик за пятьдесят тысяч иен. Несколько дней назад человек-ящик мочился, стоя у забора своего завода. Вдруг он услышал щелчок и почувствовал острую боль в плече. Будучи профессиональным фоторепортёром, он успел сфотографировать мужчину, который, выстрелив в него из духового ружья, бросился бежать. Из раны человека-ящика текла кровь. Неожиданно на велосипеде подъехала девушка, которая сказала, что близко, на горе, есть клиника, и просунула в окошко ящика три тысячи иен, чтобы человеку-ящику было чем заплатить за лечение.

Когда человек-ящик пришёл в клинику, оказалось, что стрелявший мужчина — врач этой клиники, а девушка — медсестра. Пока человек-ящик находился в клинике, девушка ласково улыбалась ему и с интересом слушала небылицы, которые он ей рассказывал. В какой-то момент человек-ящик пообещал достать для девушки ящик за пятьдесят тысяч иен. Покинув клинику, человек-ящик почувствовал себя плохо и его долго рвало. Он подозревает, что его без его ведома накачали наркотиками. Он долго ждёт, наконец девушка приходит и бросает с моста пятьдесят тысяч иен и письмо, где просит его до того, как наступит отлив, разорвать ящик и бросить его в море. Человек-ящик размышляет об истинных намерениях девушки. Он не хочет возвращаться в прежний мир, он был бы рад покинуть ящик только в том случае, если бы смог, как насекомое, с которым произошла метаморфоза, сбросить свою оболочку в другом мире. Втайне он надеется, что встреча с девушкой даст ему такую возможность и из личинки человека-ящика появится новое, неведомое существо.

Человек-ящик решает поговорить с девушкой, вернуть ей деньги и аннулировать договор. Подойдя к клинике, он с помощью автомобильного зеркала наблюдает за тем, что происходит в одной из комнат. Там девушка разговаривает с другим человеком-ящиком, двойником пишущего. Этот второй человек-ящик, несомненно, врач, он лжечеловек-ящик. Вначале человеку-ящику кажется, будто он уже где-то видел эту сцену, даже был её участником, затем он приходит к выводу, что это не воспоминание, а мечта. Он с наслаждением смотрит на обнажённую девушку. Он вспоминает её рассказ о себе. Она была бедной студенткой-художницей и зарабатывала на жизнь позированием. Два года назад ей делали в этой клинике аборт, и, не имея средств оплатить лечение, она осталась в ней работать медсестрой. Больше всего ей была по душе работа натурщицы, и, если бы врач не был против, она продолжала бы позировать и сейчас. Человек-ящик ревнует к своему двойнику. Человек-ящик уверен, что вылезти из ящика ничего не стоит, но он считает, что раз так, то нечего и вылезать попусту, но все же ему очень хотелось бы протянуть кому-нибудь руку.

Человек-ящик на пустом пляже приводит себя в порядок, готовясь навсегда покинуть ящик. Он видит впереди выход из туннеля:

Лжечеловек-ящик так похож на человека-ящика, что человеку-ящику кажется, будто тот, кто смотрит, — он, и тот, на кого смотрят, — тоже он. Лжечеловек-ящик предлагает человеку-ящику делать все, что тот захочет, например вступить с девушкой в любые отношения при условии, что лжечеловек-ящик сможет все время наблюдать за ними: ведь, пребывая в ящике, он никому не причинит вреда и его можно спокойно игнорировать. Человек-ящик сам привык подсматривать, но отнюдь не готов к тому, чтобы подсматривали за ним. Лжечеловек-ящик упрекает его в том, что на самом деле тот не собирается расставаться с ящиком, и, несмотря на уверения, что с ящиком покончено, пишет свои записки, находясь в ящике. Человеку-ящику приходится признать, что его собеседник — плод его фантазии. В реальности существует лишь один человек, пишущий эти записки. И поскольку этот человек отчаянно цепляется за свой ящик, он намерен бесконечно писать свои записки. Человек-ящик говорит своему собеседнику, что, когда он разделается со своим ящиком, исчезнут и эти записки, а вместе с ними и его собеседник — лжечеловек-ящик, он же врач.

Собеседник ловит человека-ящика на противоречии: человек-ящик утверждает, что писал всего один час тридцать четыре минуты, меж тем записки занимают пятьдесят девять страниц, поэтому лжечеловек-ящик считает себя вправе предположить, что автор записок — не человек-ящик, а кто-то другой, и пишет он их в другом месте. Например, автором записок может быть лжечеловек-ящик, который пишет, представляя себе человека-ящика, который в свой черёд пишет, представляя себе лжечеловека-ящика. Автор записок замечает, что, независимо от того, кто пишет, рассказ движется крайне бестолково.

После войны он держал при себе С., потому что не мог обойтись без его помощи. Но постепенно психическое состояние военного врача стало ухудшаться, наконец у него появляется желание покончить с собой. С. умолял военного врача отказаться от самоубийства хотя бы временно, но военный врач взамен требует, чтобы ему увеличили дозу наркотика и разрешили любоваться наготой новенькой медсестры. По предложению жены военного врача С. превратился в военного врача и зарегистрировал клинику на себя, а военный врач прекратил всякие сношения с внешним миром. С. предполагает, что военный врач убедил себя, что вместе со.своим именем, происхождением, правами передал С. и всего себя как личность, а сам превратился в ничто. С. не знает причины, по которой военный врач облачился в картонный ящик. Вероятно, он сделал это по примеру бродяги, который слонялся по городу в течение нескольких месяцев. Но, может быть, этот бродяга и был военный врач, который, выходя из дому, надевал на себя ящик. Во всяком случае, некоторые люди видели, как человек-ящик выходил из клиники и входил в неё.

Когда на берег приморского бульвара Т. был выброшен труп человека-ящика, на нем были обнаружены следы многочисленных уколов, что навело на подозрения о связи человека-ящика с клиникой и в результате позволило опознать труп.

Некто, судя по всему военный врач, пишет, обращаясь к своему сообщнику, который должен помочь ему покончить счёты с жизнью и выдать его за утопленника. С. не прислал к нему девушку, чья нагота — необходимое условие самоубийства, из чего автор записок делает вывод, что его час пробил. С. делает ему два укола морфия, потом умерщвляет его, а когда он умирает, вливает ему в рот воду из канистры, чтобы выдать его за утопленника. Записки обрываются на полуслове. В последней вставке в рукопись автор говорит, что хочет предстать в своём истинном обличье и честно рассказать, в чем заключается его истинная цель. Во всем, что было написано до сих пор, нет ни капли лжи, ибо это только плод воображения. Наиболее быстрый способ приблизиться к истине — не выяснять, кто настоящий человек-ящик, а установить, кто ненастоящий.

Человек-ящик делает важное добавление к описанию устройства ящика: надо непременно оставить в нем достаточно свободного места для записей. Дело в том, что ящик изнутри представляет собой чрезвычайно запутанное пространство, и несомненно, что где-то в этом лабиринте исчезает и женщина. Она не убежала, она просто не в силах отыскать место, где сейчас находится человек-ящик. Когда много путеводных нитей, существует столько правд, сколько этих нитей.

Пересказал В. С. Санович. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Отзыв о Книга

К фантастике эту повесть японского писателя можно отнести условно. Это камерный психологический триллер, где показано противостояние человека и инопланетянина. Противостояние психологическое, где идет соперничество воли, интеллекта, игра на эмоциях и так далее. Противостояние нешуточное, ставки.

Знакомство состоялось.

Здравствуйте, мои хорошие. Наконец-то состоялось мое знакомство с творчеством японского писателя Кобо Абэ. И могу смело заявить что знакомство было удачным. Начала я с повести "Совсем как человек". И с первых страниц произведение завораживает. Учитывая.

✅ "В мире существует не только белое и черное, есть ещё какая-то середина" ☑

Японский писатель Кобо Абэ известен как автор интеллектуального романа. Кобо Абэ выдувает воздух однозначности и определённости из головы читателя. Парадоксальная логика повисла в атмосфере короткого романа, а точнее повести "Совсем, как человек" Книга жестокая и.

Предела восхищения не будет!

Кобо Абэ я читал однажды ( до этого момента). То Была " Женщина в песках". Она меня настолько поразила, что я решил ( не забыть) обязательно прочитать ещё что -нибудь этого умного и яркого, фантастического.

В комнате кривых зеркал.

И вот я опять читаю Кобо Абэ и снова, как и с "Женщиной в песках" попадаю в необыкновенную ситуацию. Будто я очутился в комнате смеха, полной кривых зеркал, и к своему ужасу обнаруживаю в отражении.

У Кобо Абэ я уже читала "Совсем как человек" и "Женщину в песках". Первое произведение демонстрирует несостоятельность логики, ее неспособность доказать самые очевидные вещи. Второе же - очень аллегоричное и метафоричное, о свободе и иллюзиях, но в этой книге каждый может увидеть свое. Тем не менее, оба указанных произведения по эффекту крышесности - всего лишь цветочки.

Настоящая вишенка-ягодка - книга "Человек-ящик". О каком-то мало-мальски линейном и последовательном сюжете и речи нет. Ощущение, что мы движемся по кругу, который постепенно сужается, превращаясь в точку.

Мы узнаем, что бывший фотограф стал человеком-ящиком, то есть напялил на себя ящик из-под холодильника, проделал дырочки и начал так расхаживать. И в этой части какие-то рассуждения на тему еще возможны и уместны. Например, можно поразмышлять о том, что когда смотришь на мир через объектив, ты от этого мира начинаешь отгораживаться и постепенно для других становишься невидимым, поскольку из участника превращаешься в наблюдателя. Поэтому превращение фотографа в человека-ящика было лишь вопросом времени, человек-ящик - апогей наблюдателя, и для других людей он не существует.

Ящик дает человеку облегчение, снимает ответственность за свою жизнь. В ящике время начинает течь иначе, поскольку у человека нет никаких стремлений, нет будущего. Но вместе с тем человек-ящик абсолютно беззащитен, с ним можно сделать все, что угодно, и никто этого не заметит.

Будущий человек-ящик был одержим новостями, он панически боялся пропустить важное известие. Любовь к новостям - это еще одна из форм любви наблюдения за жизнью, но не участия в ней. Особое наслаждение заключалось в том, что с кем-то что-то приключилось плохое, для кого-то наставал конец света, а герой продолжал жить. Но постепенно от погружения в мировой котел новостей человек-ящик отошел, поняв, что когда "меняешься сам, вместе с тобой меняется внешний мир - никаких других изменений не существует". В таком случае образ жизни человека-ящика - это другая крайность: полное погружение в себя и отгораживание от мира.

Что еще? В книге, помимо человека-ящика, есть лжечеловек-ящик. То, что читает читатель, - это записки человека-ящика. Тот как будто бы описывает происходящие с ним события, но потом начинается такой психодел, что уже непонятно, кто в чьей голове находится и уж тем более, кто пишет записки, и вообще есть ли записки как таковые или кто-то из людей-ящиков лишь думает о том, что человек-ящик эти записки пишет.

Еще важную роль в книге играет женщина. Все стремления человека-ящика и размноженных им сущностей концентрируются на женщине, которая в отличие от мужчины не пытается скрыться за ящиком, а наоборот любит себя демонстрировать, любит быть предметом наблюдения, мужчины же жаждут от нее обнажения. И если хоть на время ящик и мог быть позабыт, то только как раз для этой женщины.

Если любите мозговыносительные книги, чтобы прочитать, а потом сидеть в ошеломлении и думать, что это вообще было, то книга вам понравится :)

Что читали у Кобо Абэ?

Ссылка на книгу на Литрес.

Если понравилась публикация, приглашаю поставить лайк и подписаться на канал❤️.

книга Совсем как человек (Ningen Sokkuri) 26.02.16
книга Совсем как человек (Ningen Sokkuri) 18.06.18

Кобо Абэ – один из самых блистательных японских писателей и вместе с тем один из самых загадочных. Его книги читают по всему миру, по ним снимают фильмы и ставят спектакли. Своеобразный, парадоксальный мир, воплощенный в творчестве Абэ, волнует, удивляет и ставит в тупик. Недаром другой известный японский автор Кэндзабуро Оэ назвал Абэ крупнейшим писателем за всю историю литературы.

Повесть публикуется в переводе известного писателя-фантаста Аркадия Стругацкого.

Читать онлайн Совсем как человек

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

Майк Энслин автор книг, специализирующийся в жанре ужасов. Карьера Майка базируется в основном на исследованиях утверждений о том, что в том или ином доме, или месте водятся призраки. Многократные бесплодные попытки обнаружить следы привидений в таких местах сделали Майка Энслина закоренелым скептиком. В конце концов, через анонимные открытки, он узнает об отеле “Дельфин” в Нью-Йорке, в котором находится печально известная комната 1408, погубившая массу ни в чем неповинных людей. Полный скепсиса Майкл решает провести ночь в этом номере, несмотря на самые серьезные увещевания управляющего отеля Мистера Олина не делать этого.

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

Nineteen Eighty-Four

“Большой Брат смотрит на тебя!”. Мало найдется людей, кому не известна эта фраза, но далеко не все из них знают, что ее автор - Джордж Оруэлл и звучит она в романе-антиутопии “1984”.

Лондон 1984 года - столица одной из трех сверхдержав, существующих на земле, Океании, в эпоху английского социализма. Мир постоянных войн. Океания живет под неусыпным руководством партии во главе с Большим Братом, квази-божественным лидером, воплощением культа личности. Тотальный контроль над разумом и чувствами осуществляется ради грядущего блага.

Главный герой романа, Уинстон Смит работает в министерстве правды, которое несет ответственность за осуществление партийной пропаганды и исторического ревизионизма. Являясь прилежным работником, Смит тайно ненавидит партию и мечтает о восстании против Большого Брата.

© MrsGonzo для LibreBook

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

Научные достижения и новые технологии открыли для будущего всего человечества самые невероятные перспективы. Земля перестала быть для него единственным домом. Новые места обитания охватили всю солнечную систему: планеты, спутники и даже астероиды между ними. Каждое – чудо инженерной техники, некоторые – Настоящее произведение искусства.

Но в этом, 2312 году, роковая последовательность событий заставит человечество отстаивать свое прошлое, настоящее и будущее. Первое из этих событий происходит на Меркурии, в городе Терминатор, инженерном чуде беспрецедентного масштаба. Неожиданная смерть той, которая обладала способностью предвидеть. Для Суон Эр Хун ее смерть изменит всю жизнь.

Всю свою жизнь Суон создавала миры. Теперь она встанет во главе заговора, чтобы их уничтожить.
(с) MrsGonzo для LibreBook

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

Fahrenheit 451

Всемирно известный роман Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” - литературный шедевр двадцатого века, мрачный роман о мрачном будущем, ужасающе пророческий в своих предостережениях.
Гай Монтэг - пожарный. Но его работа никак не связанна с тушением пожаров. Напротив, он их воспламеняет. Вместе со своим подразделением он сжигает книги, этот источник всех распрей и несчастий, а заодно с книгами сжигает и дома тех, кто осмеливается хранить их у себя, вопреки тотальному запрету правительства. [сами дома из несгораемого материала] Но единственный разговор со странной девушкой Клариссой что-то кардинально меняет в сознании и душе пожарника.
Мощная поэтическая проза Брэдбери в сочетании с невероятной проницательностью позволили создать роман, который и спустя шесть десятилетий после первой публикации все так же удивляет и шокирует читателя.
© MrsGonzo для LibreBook

451 градус по Фаренгейту

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

Привыкшая плыть по течению, не знающая забот молодая женщина, вынуждена вернуться в отчий дом, тщательно хранивший свои секреты.

Ближайшее будущее, Брюссель. Смертоносная эпидемия Эболы погрузила Европу в хаос: перегруженные больницы, нормированное электроснабжение, засилье фанатизма всех мастей. Роксана выживает в этом аду благодаря торговле наркотиками и медикаментами, что позволяет ей вести почти беззаботное существование.

Но его бывшего мужа поражает страшный вирус, и Роксаны на руках остается их дочь Стелла, о которой мать никогда особо не заботилась.

Когда банда мародеров убивает ее соседа, Роксана, подхватив Стеллу, отправляется в богом забытую деревушку, отчий дом, в котором прошло ее детство. Смогут ли мать и дочь приспособиться к новому образу жизни отшельников?

De Profundis

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

Герой рассказа возвращается домой и видит, как с его дома снимают баскетбольный щит — он больше не понадобится, потому что его сын, его партнер в игре никогда не вернётся из Сайгона. Ночью отец вышел играть с сыном… в последний раз.
Рассказ входит в сборник "Полуночный танец дракона" (2002).

In Memoriam

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

Роман - уто пия Виктора Пелевина о глубочайших тайнах женского сердца и высших секретах летного мастерства.

S.N.U.F.F.

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

Беззаботное лето на море превратилось для Саши Самохиной в странный кошмар. Загадочный человек в темных очках, Фарит Коженников, велел Саше выполнить чудное задание, от которого невозможно отказаться. Задание пустяковое, но невыполнение его грозит бедой родным и близким. Этот человек совсем не шутит, и готов доказать серьезность своих требований в любой момент.
Еще более эксцентричное задание саше пришлось выполнить уже в Москве. А в итоге оказалось, что девушка успешно прошла испытания и принята в институт Специальных Технологий.
В заштатном, но милом провинциальном городке Торп, где и расположился институт, студентов обучают сложным изотерическим психотехникам, которые меняют, а иногда и калечат их души и личностные установки.
(с) MrsGonzo для LibreBook

Vita Nostra

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

Уилл Морган, бродя по ночному Нью-Йорку, натыкается на лавку ведьмы, которая предлагает дать ему покой и уверенность в обмен то, что он женится на ней.
Рассказ входит в сборник "Далеко за полночь" (1976).

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

Lizzie Borden Took an Axe…

Анита Лумис звонит своему жениху Джиму и просит приехать в мрачный загородный дом, где она живет вместе со своим опекуном и дядей Гидеоном Джофри, известным чернокнижником. Старый колдун убит, а обстоятельства напоминают знаменитое дело Лиззи Борден.

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

Sshhh.

Скоро должен состояться контакт землян и лентили. Перед его началом президент Тридден заявил всем, что у лентили имеется психологический недостаток, а у землян – Дар. И землянам придется от него отказаться, чтобы не нанести инопланетянам ущерба. Так что это за Дар?

Первая публикация: Amazing May ’89.

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

Sentiment, Inc.

Молодой человек по имени Колин Фрэйзер полюбил девушку. Они иногда встречались, но при этом девушка иногда проводила вечера с престарелым миллионером Снайдером. Но, по прошествии нескольких месяцев Фрэйзер все же добился взаимности, и девушка порвала со вторым ухажером. Каково же было удивление Колина, когда через пару дней любимая объявила о своей помолвке со Снайдером. Это вызвало подозрение молодого человека, тем более что накануне девушка рассказывала ему о странных экспериментах, которые проводил над ней некий психиатр по имени Кеннеди.

Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Ожидание ответа от сервера

That Thou Art Mindful of Him

Роман известного японского прозаика и драматурга Кобо Абэ. В центре внимания автора - конфликт между человеком и враждебным ему буржуазным миром, проблема отчуждения человека, проблема его отношений с обществом во всей её противоречивости.

Японский театр - это сложный и многоцветный мир, каждому из компонентов которого посвящено немало книг и статей. Тема нашего тома - драматургия, и, стало быть, наш герой - не режиссер и не актер, а драматург. Антология "Японский театр" из серии "Золотой фонд японской литературы" представляет богатейшее драматургическое наследие древней и мощной театральной культуры. Книга состоит из трех разделов: "Но. Кегэн", "Дзерури. Кабуки", "Современный театр", и в каждом - шедевры японской драматургии в лучших русских переводах. В обширной вступительной статье изложена история становления и развития японского театра.

Содержание::
Григорий Чхартишвили. Театр на все времена. (Вступительная статья)

Но. Кёгэн.
Дзэами Мотокиё: "Такасаго", "Киёцунэ"
Канъами Киецугу: "Мацукадзэ", "Сотоба Комати" ("Гробница Комати")
Неизвестный автор: "Ямамба" ("Горная ведьма"), "Князёк", "Чёртова черепица", "Зять, спорящий из-за воды".
(Перевод: Татьяна Соколова - Делюсина, В. Маркова, Крейцер Е., Логунова В., Виктор Санович)

Дзёрури. Кабуки.
Тикамацу Мондзаэмон: "Копьеносец Гондза в двойном плаще", "Самоубийство влюблённых на острове Небесных Сетей".
Неизвестный автор: "Письмо из квартала весёлых домов", "Шёлковый фонарь".
(Перевод: Евгений Маевский, В. Маркова, И. Львова, Николай Конрад)

Современный театр
Абэ Кобо: "Охота на рабов"
Ясиро Сэйити: "Гротески Хокусая"
Кан Кикути: "Отец вернулся".
Мисима Юкио: "Надгробие Комати", "Маркиза де Сад".
(Перевод: Григорий Чхартишвили, Евгений Маевский, Бакшеев Е., Владимир Гривнин)

Книгу Совсем как человек - Кобо Абэ читаем онлайн бесплатно полную версию! Чтобы начать читать не надо регистрации. Напомним, что читать онлайн вы можете не только на компьютере, но и на андроид (Android), iPhone и iPad. Приятного чтения!

Совсем как человек - Кобо Абэ

Совсем как человек - Кобо Абэ краткое содержание

Совсем как человек - Кобо Абэ читать онлайн бесплатно

Этот странный человек появился у меня в один ясный майский день – вошел степенно, словно агент по продаже швейных машин.

Помнится, в тот день с запада дул легкий ветерок. Западный ветер дул с моря, и небо было необычайно чистое. Все дома разом распахнули настежь свои постоянно запертые окна и обнажились, словно торопясь поскорее смыть с себя смоговую грязь. К несчастью, я не могу сказать, чтобы мое душевное состояние было таким же безоблачным, как небо. У меня в комнате все обстояло иначе. Она задыхалась в клубах табачного дыма, однако окна в ней были закрыты и наглухо завешаны плотными шторами, и освещала ее только настольная лампа.

Чего может ожидать торговый агент, рискнувший пробраться в столь мрачное логово. При обычных обстоятельствах это все равно что наступить на хвост спящему тигру. Клиент воспользуется случаем сорвать на бедняге свою злость, и тому придется удирать сломя голову под градом отборных оскорблений. Ведь у торговых агентов нет при себе ничего, кроме самого мирного на свете оружия: трех вершков хорошо подвешенного языка.

Но этот человек не был торговым агентом. Не знаю, возможно, у него и вправду не было при себе никакого оружия, кроме языка. Но ведь все зависит от того, как таким оружием пользоваться. Ведь я по природе своей из тех, которые тонут в стакане воды. Тем более что в тогдашнем моем состоянии я был решительно не способен изображать из себя тигра. Если и было во мне что-то тигриное, то разве пожелтевшее от треволнений лицо да еще полосатая пижама, которую я по неряшливости забыл переодеть. И сроду не имел я хвоста, наступив на который можно было бы исторгнуть у меня брань и угрозы.

Я слушал затаив дыхание. Шум раздвигаемой фусума в гостиной… шаги жены по коридору… какие-то они зябкие, словно она вылезла из холодильника… затем негромкие голоса… она возвратилась, без стука скользнула ко мне в комнату и с упреком проговорила, уставившись на меня:

– Там тебя хотят видеть, что-то насчет марсиан…

Что же будет дальше? Вот сейчас я пишу. Но на что мне можно рассчитывать? Во-первых, я даже представить себе не могу, каким образом эти записки попадут к вам в руки. А если и попадут, вы сочтете их бредом сумасшедшего. Сочтете, это уж точно. А если вы паче чаяния один из них? Тогда, наверное, вы уже смеетесь над бедным шутом… Ну что ж, мне придется по-прежнему терпеть эту бессмысленную муку. Так я расплачиваюсь за свою извечную мягкотелость. Но враг вы мне или союзник – у меня нет иного выхода, и я покидаю убежище самоутешения, чтобы смело взглянуть в лицо судьбе.

…Молю Небо, чтобы записки эти попали к такому же ЧЕЛОВЕКУ, как я, к ЧЕЛОВЕКУ в том смысле, какой имеет в виду любая энциклопедия, как это понимает каждый.

Впрочем, даже если мои надежды исполнились и эти записки читает ЧЕЛОВЕК, у меня все же недостает оптимизма полагать, будто это обстоятельство само по себе делает его моим союзником. Положение, в котором я очутился, до крайности необыкновенное, пожалуй, даже и нелепое. И пусть вы, на мое счастье, оказались ЧЕЛОВЕКОМ – я все равно сомневаюсь, окажусь ли я ЧЕЛОВЕКОМ в вашем восприятии.

Но ведь только кривое зеркало всегда дает кривое изображение, это же логика! Правильное изображение в кривом зеркале свидетельствовало бы о нарушении логики. Возможно, где-то за пределами евклидова пространства параллельные линии перестают быть параллельными, но поскольку наша жизнь протекает в эмпирической сфере…

Ну довольно. Излишние оправдания только усиливают подозрения и выставляют меня в невыгодном свете. Я могу сколько угодно кичиться своим здравомыслием – толку от этого будет мало. Пока же мне было бы достаточно, если бы вы согласились признать кривое зеркало кривым.

Вот, например, вы. Если бы от вас потребовали представить вещественные доказательства того, что вы являетесь подлинным ЧЕЛОВЕКОМ… наверняка вы бы рассердились или рассмеялись. И правильно. То, что человек есть человек, является неким изначальным условием, не требующим доказательств. Как аксиома о параллельных. Аксиомы в отличие от теорем потому и аксиомы, что доказать их невозможно. Состав крови, рентген и все такое – это лишь атрибутика, которая имеет смысл только при наличии изначальной аксиомы.

А теперь представьте себе безумный суд, для которого любые словесные объяснения логически неприемлемы. Суд безумный, но не настолько либеральный, чтобы признавать невиновность на основании одного только голословного отрицания вины. И вот вас привлекли в качестве подозреваемого, а судей могут убедить лишь такие доказательства, которые можно пощупать руками.

А теперь, отдавшись на вашу волю, я продолжаю рассказ. Итак, жена возвратилась и с упреком сообщила мне о цели визита моего гостя.

– Там с тобой хотят поговорить, что-то насчет марсиан…

И в каком-то смысле так оно и было.

Обычно на лицах людей отражается профессиональная заинтересованность. То же произошло и со мной… Видите ли, дальше мне придется рассказать о своих делах. Посторонним подобные вещи всегда кажутся скучными, но в данном случае заинтересованным лицом являюсь я сам, так что ничего не попишешь. А дела мои были в крайне плачевном состоянии.

Читайте также: