Как ходят деревья толстой краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Раз мы вычищали на полубугре подле пруда заросшую дорожку, много нарубили шиповника, лозины, тополя, потом пришла черёмуха. Росла она на самой дороге и была такая старая и толстая, что ей не могло быть меньше десяти лет. А пять лет тому назад я знал, что сад был чищен.

Я никак не мог понять, как могла тут вырасти такая старая черёмуха. Мы срубили её и прошли дальше. Дальше, в другой чаще, росла другая такая же черёмуха, даже ещё потолще. Я осмотрел её корень и нашёл, что она росла под старой липой.

Липа своими сучьями заглушила её, и черёмуха протянулась аршин на пять прямым стеблем по земле; а когда выбралась на свет, подняла голову и стала цвести. Я срубил её в корне и подивился тому, как она была свежа и как гнил был корень. Когда я срубил её, мы с мужиками стали её оттаскивать; но сколько мы ни тащили, не могли её сдвинуть: она как будто прилипла.

– Посмотри, не зацепили ли где?

Работник подлез под неё и закричал:

– Да у ней другой корень, вот на дороге!

Я подошёл к нему и увидал, что это была правда.

Черёмуха, чтобы её не глушила липа, перешла из-под липы на дорожку, за три аршина от прежнего корня. Тот корень, что я срубил, был гнилой и сухой, а новый был свежий.

Она почуяла, видно, что ей не жить под липой, вытянулась, вцепилась сучком за землю, сделала из сучка корень, а тот корень бросила.

Тогда только я понял, как выросла та первая черёмуха на дороге. Она то же, верно, сделала, – но успела уже совсем отбросить старый корень, так что я не нашёл его.

Рассказ Как ходят деревья

Раз мы вычищали на полубугре подле пруда заросшую дорожку, много нарубили шиповника, лозины, тополя, потом пришла черемуха. Росла она на самой дороге и была такая старая и толстая, что ей не могло быть меньше 10 лет. А пять лет тому назад, я знал, что сад был чищен. Я никак не мог понять, как могла тут вырасти такая старая черемуха. Мы срубили ее и прошли дальше. Дальше, в другой чаще, росла другая такая же черемуха, даже еще потолще. Я осмотрел ее корень и нашел, что она росла под старой липой. Липа своими сучьями заглушила ее, и черемуха протянулась аршин на пять прямым стеблем по земле; а когда выбралась на свет, подняла голову и стала цвести. Я срубил ее в корне и подивился тому, как она была свежа и как гнил был корень. Когда я срубил ее, мы с мужиками стали ее оттаскивать; но сколько мы ни тащили, не могли ее сдвинуть: она как будто прилипла.

Черемуха, чтобы ее не глушила липа, перешла из-под липы на дорожку, за три аршина от прежнего корня. Тот корень, что я срубил, был гнилой и сухой, а новый был свежий. Она почуяла, видно, что ей не жить под липой, вытянулась, вцепилась сучком за землю, сделала из сучка корень, а тот корень бросила. Тогда только я понял, как выросла та первая черемуха на дороге. Она то же, верно, сделала, — но успела уже совсем отбросить старый корень, так что я не нашел его.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к прочитанному, выражать эмоции.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с разными источниками информации

Оборудование: выставка книг для детского чтения Л.Н. Толстого, текст для чтения, эпиграф, изображения природы, словарные слова.

Эпиграф к уроку

- Здравствуйте, ребята! Я вам желаю, чтобы мир вокруг вас был полон добра, понимания и сочувствия. Этот мир на протяжении всей своей жизни выстраивал, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. И он говорил

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- На прошлых уроках вы ознакомились с творчеством Л.Н. Толстого, о некоторых фактах его детства. Сегодня я хотела бы немножко больше рассказать о его жизни.

Он был поразительно способен к языкам:

Свободно владел : английским, французским и немецким;

Читал : на итальянском, польском, чешском и сербском;

Знал : греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский;

Изучал :древнееврейский, турецкий и др. Ну и, конечно, самым главным языком в своей жизни считал русский язык.

Занимался историей, музыкой, рисованием, юридическими науками, медициной, сельским хозяйством, много и серьёзно читал. Всю жизнь пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. А начиналось всё с вопросов…

Кто из вас не помнит того вечернего часа, когда вы остаётесь одни в тёмной комнате. Спать не хочется, и глаза, привыкая к темноте, начинают различать предметы: вот край стола, а дальше шкаф с огромным зеркалом, а в нём отражается кресло, где спит уложенная на ночь кукла. Мир в эти часы кажется особенно загадочным и огромным, полным тайн. И рождаются вопросы, один другого сложнее…

Отчего в темноте видно?

Куда девается вода из моря?

Отчего в морозы трещат деревья?

Над этими вопросами размышлял и Л. Н. Толстой. Предлагаю и вам подумать над одним из этих вопросов.

Прием. Отсроченная догадка.

- Как ходят деревья?

- Сейчас, ребята, даю вам полминутки с соседом по парте решить, какой же ответ нужно дать на этот вопрос

- А вы видели, как ходят деревья?

- Хотите узнать ответ на этот вопрос?

- А теперь давайте сравним ваши ответы с рассуждением Л. Н. Толстого.

3. Этап выявления места и причины затруднений

1. Словарная работа

- Ребята, но прежде, чем читать этот рассказ, давайте посмотрим, какие слова нам попадутся в тексте.

полубугОр - небольшой пригорок ( холм).

лозИна – ивовый прут.

Аршин– русская мера длины = 71 см

2.Речевая разминка

(Кира, Кирилл, Виталина, Андрей)

КАК ХОДЯТ ДЕРЕВЬЯ (рассказ)

Раз мы вычищали на полубугре подле пруда заросшую дорожку. Много нарубили шиповника, лозины, тополя — потом пришла черёмуха. Росла она на самой дороге и была такая старая и толстая, что ей не могло быть меньше десяти лет. А пять лет тому назад — я знал, что сад был чищен. Я никак не мог понять, как могла тут вырасти такая старая черёмуха. Мы срубили её и прошли дальше. Дальше, в другой чаще, росла другая такая же черёмуха, даже ещё потолще. Я осмотрел её корень и нашёл, что она росла под старой липой. Липа своими сучьями заглушила её, и черёмуха протянулась аршин на пять прямым стеблем по земле; а когда выбралась на свет, подняла голову и стала цвести. Я срубил её в корне и подивился тому, как она была свежа и как гнил был корень. Когда я срубил её, мы с мужиками стали её оттаскивать; но, сколько мы ни тащили, не могли её сдвинуть: она как будто прилипла. Я сказал:

— Посмотри, не зацепили ли где.

Работник подлез под неё и закричал:

— Да у ней другой корень, вот на дороге!

Я подошёл к нему и увидал, что это была правда.

Черёмуха, чтобы её не глушила липа, перешла из-под липы на дорожку, за три аршина от прежнего корня. Тот корень, что я срубил, был гнилой и сухой, а новый был свежий. Она почуяла, видно, что ей не жить под липой, вытянулась, вцепилась сучком за землю, сделала из сучка корень, а тот корень бросила. Тогда только я понял, как выросла та первая черёмуха на дороге. Она то же, верно, сделала, но успела уже совсем отбросить старый корень, так что я не нашёл его.

А все остальные следят карандашом, и работаем по таблице.

"Инсерт" на уроках

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации

Проблемный диалог.

- Обычный ли рассказ вы прочитали? Может, это сказка? (Познавательный.)

-Давайте расскажем как вы поработали с таблицей? Кто поставил знак .

– Что заставило черёмуху научиться ходить?

– Как вы поняли заглавие рассказа?

_Какими маленькими открытиями хотел поделиться автор с читателями?

( Лев Толстой делает такие открытия:

- Ходят ли деревья вообще?

-Да, деревья действительно ходят. А доказательство:

первая черемуха, которая выросла на дороге;

вторая черемуха, которая ушла от лип

- Если ходят, то почему?

( Ходят, чтобы выжить, борются за лучшие условия жизни)

- Как ходят деревья?

Вывод: Все живое в природе по – своему борется за лучшие условия жизни.

- Какова главная мысль рассказа?

(Все живое в природе по – своему борется за лучшие условия жизни.)

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Рассказ-эстафета.

- Ребята, теперь давайте потренируемся пересказать этот текст. Работаем в парах. Читаем по одному абзацу и пересказываем другу.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Составление синквейна

1. Существительное – черёмуха

2. Два прилагательных – старая и толстая.

3.Три глагола– росла, заглушила, протянулась.

4. Предложение из 4 слов – Росла черёмуха старая и толстая.

--Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу.

- Я почувствовал (а)…

- Я бы поставил (а)…

- А сейчас сами оцените свою работу на уроке

-Ребята, каждый из вас возьмет этот текст домой, еще раз прочитаете его, перескажете

В аудио сборник "Как ходят деревья" вошли аудио рассказы великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, для детей младшего школьного возраста, которым более 100 лет, которые читали наши прабабушки и прадедушки и по ним узнавали о мире, о природе, о жизни животных и растений: "Какая бывает роса на траве", "О муравьях", "Как волки учат своих детей", "Старый тополь", "Как ходят деревья", "Русак", Яблони",Черёмуха", "Косточка", Прыжок", Орёл", "Солнце - тепло".
Вы можете прочитать краткое содержание, слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации аудио книгу "Как ходят деревья".

Какая бывает роса на траве

Mini

Аудио рассказ великого русского писателя Льва Николаевича Толстого "Какая бывает роса на траве". "Когда в солнечное утро, летом, пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и жёлтыми, и красными, и синими. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что.

О муравьях

Mini

Аудио рассказ великого русского писателя Льва Николаевича Толстого "О муравьях" для младших школьников. "Один раз я пришла в кладовую достать варенья. Я взяла банку и увидала, что вся банка полна муравьями. муравьи ползали и в средине, и сверху банки, и в самом варенье. Я вынула всех муравьёв ложечкой, смела кругом с банки и поставила банку на.

Как волки учат своих детей

Mini

Аудио рассказ для младших школьников великого русского писателя Льва Николаевича Толстого "Как волки учат своих детей". "Я шёл по дороге и сзади себя услыхал крик. Кричал мальчик пастух. Он бежал полем и на кого-то показывал. Я поглядел и увидал - по полю бегут два волка: один матёрый, другой молодой. Молодой нёс на спине зарезанного ягнёнка, а.

Старый тополь

Аудио рассказ Льва Николаевича Толстого "Старый тополь": "Пять лет наш сад был заброшен; я нанял работников с топорами и лопатами и сам стал работать с ними в саду. Мы вырубали и вырезали сушь и дичь и лишние кусты и деревья. Больше всего разрослись и глушили другие деревья - тополь и черёмуха. Тополь идёт от корней, и его нельзя вырыть, а в.

Как ходят деревья

Mini

Аудио рассказ Л. Н. Толстого "Как ходят деревья": "Раз мы вычищали на полубугре подле пруда заросшую дорожку, много нарубили шиповника, лозины, тополя, потом пришла черёмуха. Росла она на самой дороге и была такая старая и толстая, что ей не могло быть меньше десяти лет. А пять лет тому назад я знал, что сад был чищен. Я никак не мог понять, как.

Русак

Mini

Аудио рассказ Л. Н. Толстого "Русак": "Заяц-русак жил зимою подле деревни. Зайцу нужно было перейти через большую дорогу, чтобы прийти на знакомое гумно. На большой дороге слышно было, как визжали полозья, фыркали лошади, скрипели кресла в санях. Заяц опять остановился подле дороги. Мужики шли подле саней с поднятыми воротниками кафтанов. Лица.

Яблони

Mini

Аудио рассказ Л. Н. Толстого "Яблони". "Я посадил двести молодых яблонь и три года весною и осенью окапывал их, а на зиму завёртывал соломой от зайцев. На четвёртый год, когда сошёл снег, я пошёл смотреть свои яблони. когда я развернул первую яблоню, я увидел, что внизу, над самою землёю, кора яблони обгрызена кругом по самую древесину, как.

Черёмуха

Mini

Аудио рассказ для детей младшего школьного возраста "Черёмуха", можете читать кратко, слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации. "Одна черёмуха выросла на дорожке орешника и заглушила лещиновые кусты. Долго думал я - рубить или не рубить её; мне жаль было. Черёмуха эта росла не кустом, а деревом вершка три в отруб и сажени четыре в.

Косточка

Mini

Аудио рассказ для детей Льва Николаевича Толстого "Косточка", можете прочитать, слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации. "Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не.

Прыжок

Mini

Аудио рассказ Льва Николаевича Толстого для детей "Прыжок", предлагаем читать, слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации. "Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику.

Аудио рассказ великого русского писателя Льва Николаевича Толстого "Орёл", можете читать, слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации. "Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей. Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетел к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево.

Отец и сыновья

Аудио рассказ великого русского писателя Льва Николаевича Толстого "Отец и сыновья": читайте, слушайте онлайн, скачивайте. "Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: - Сломайте! Сколько ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они.

Солнце - тепло

Mini

Аудио рассказ для детей младшего школьного возраста "Солнце-тепло" о сохранении и преобразовании солнечной энергии и использовании её людьми. "Выдь зимой в тихий, морозный день в поле или в лес. ничто не шевелится. Посмотри летом: реки бегут, шумят; в каждой лужице лягушки кричат. птицы перелётывают, свистят, поют; мухи, комары. деревья.

Favorite

Поставить книжку к себе на полку

Раз мы вычищали на полубугре подле пруда заросшую дорожку, много нарубили шиповника, лозины, тополя, потом пришла черемуха. Росла она на самой дороге и была такая старая и толстая, что ей не могло быть меньше 10 лет. А пять лет тому назад, я знал, что сад был чищен. Я никак не мог понять, как могла тут вырасти такая старая черемуха. Мы срубили ее и прошли дальше. Дальше, в другой чаще, росла другая такая же черемуха, даже еще потолще. Я осмотрел ее корень и нашел, что она росла под старой липой. Липа своими сучьями заглушила ее, и черемуха протянулась аршин на пять прямым стеблем по земле; а когда выбралась на свет, подняла голову и стала цвести. Я срубил ее в корне и подивился тому, как она была свежа и как гнил был корень. Когда я срубил ее, мы с мужиками стали ее оттаскивать; но сколько мы ни тащили, не могли ее сдвинуть: она как будто прилипла.

Черемуха, чтобы ее не глушила липа, перешла из-под липы на дорожку, за три аршина от прежнего корня. Тот корень, что я срубил, был гнилой и сухой, а новый был свежий. Она почуяла, видно, что ей не жить под липой, вытянулась, вцепилась сучком за землю, сделала из сучка корень, а тот корень бросила. Тогда только я понял, как выросла та первая черемуха на дороге. Она то же, верно, сделала, — но успела уже совсем отбросить старый корень, так что я не нашел его.

Favorite

Поставить книжку к себе на полку
Распечатать сказку

Читайте также: