Ключевыми для характеристики деятельности школьного музея должны быть слова поиск открытие

Обновлено: 04.07.2024

25 января 2019 года в школе прошёл торжественный день, посвящённый 130-летию со дня рождения генерал-полковника Ивана Григорьевича Захаркина. Его имя носит наша школа с апреля 2015 года.

В этот день во всех классах прошёл единый классный час, подготовленный и проведённый учащимися-активистами школьного музея. Они напомнили страницы биографии Ивана Григорьевича, провели викторину.

На открытии музея было много гостей. Среди них потомки генерала И.Г. Захаркина: внучка и правнук Елена Леонидовна и Василий Сергеевич Нефедовы. Они подарили музею личный предмет генерала – автомобильные очки.

Теперь все подарки – экспонаты нашего музея.

Масленникова Т.В., руководитель музея

Экскурсоводы проводили экскурсии в музее для учащихся школы и гостей. Классные часы, посвященные памятным дням и событиям российской истории, проводили члены краеведческого кружка.

В течение года школьный музей участвовал в нескольких конкурсах, которые проводили различные организации.

Региональная организация ветеранов

Смотр-конкурс школьных музеев

2 место в области

Всероссийская организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов

Смотр-конкурс школьных музеев

Свидетельство о занесении в Книгу почета Всероссийской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов

Лучший школьный музей (кабинет, уголок) памяти Великой Отечественной войны

Законодательное собрание Калужской области

Лучший школьный музей (кабинет, уголок) памяти Великой Отечественной войны 1941-1945 годов среди музеев общеобразовательных организаций городских/сельских поселений Калужской области

Диплом первой степени

Экскурсии

Школьный музей сегодня является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Школьный музей – это побудитель творческой активности детей, способ улучшения и углубления контактов учащихся с педагогом, средство обогащения учебного процесса, развития интеллектуальных и творческих способностей детей, воспитания патриотизма и гражданского сознания.

Школьный музей - это музей детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности должны быть слова поиск - открытие - творчество. Это музей, который создается детьми и одновременно - для детей.

Его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям. А потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся школы (по возможности всех, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).

Музей является центром военно-патриотического, гражданского, этнокультурного воспитания подрастающего поколения.

Активно работает лекторская группа. Подготовлены и проводятся лекции-экскурсии по нескольким темам:

Экскурсионно-массовая работа.

Ежегодно музей посещают более 400 человек.

В музее регулярно проводятся:

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны,

Уроки истории по темам ВОВ,

Внеклассные мероприятия:

Кременки – слава и гордость родной земли,

Детство Георгия Жукова,

Походы по местам боев,

Участие в митингах,

Участие в различных акциях (ветераны рядом,

Общественно-полезная работа.

Каждый год учащиеся школы участвует в благоустройстве братских захоронений, митингах, посвященных Дню Победы, Дню Памяти, Дню защитника отечества, Дням освобождения района от немецко-фашистских захватчиков.

Методическая работа.

Составление или дополнение обзорных и тематических лекций. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий и т.д

Музей оказывает методическую помощь классным руководителям при подготовке и проведении классных часов краеведческого содержания, викторин. Помогает учащимся в сборе краеведческой информации для своих исследовательских работ.

Краеведческая работа

Наши результаты:

2 тур - Игра по станциям. Задания на станции посвящены какой-либо одной теме:

  1. Геральдика области
  2. Калуга – губернский город
  3. Русский быт
  4. География Калужской области
  5. История Калужской области
  6. Знаменитые люди Калужской области
  7. Жуковский район
  8. Обнинск- первый наукоград России
  9. Кременки – город мой родной
  10. Природа калужского края.

Кроме интеллектуальных станций были еще и спортивные.

В ходе игры определялась лучшая команда и лучший игрок каждой команды.

80-летию освобождения города Кремёнки и Жуковского района посвящается…

В 2021 году исполнилось 80 лет со дня освобождения города Кремёнки и Жуковского района от немецко-фашистских захватчиков.

В школе, носящей имя генерал-полковника Ивана Григорьевича Захаркина, прошли Дни Памяти.

Уроки мужества провели старшеклассники. Они напомнили о событиях осени 1941 года на Непокорённом рубеже. Здесь, изматывая силы врага, стояли насмерть бойцы 49-й армии под командованием генерала И.Г.Захаркина. Здесь сражались с врагом в партизанских отрядах местные жители. У всех была одна задача: не пустить врага к столице. Ценой больших потерь и невероятных усилий задача была выполнена. Враг к Москве не прошёл.

17 декабря 1941 года началось контрнаступление советских войск на серпуховском направлении. И уже к Новому 1942 году территория Жуковского района была освобождена.

18 декабря 2021 года школьный юнармейский отряд участвовал в памятном мероприятии, посвящённом 80-летию освобождения города Кремёнки и Жуковского района на Малеевом поле. Мы посетили военно-исторический музей в деревне Екатериновка, затем отправились на Малеево поле.

Мы благодарны администрации школы и ФОСААФ Калужской области за эту поездку.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Возможности музейной педагогики для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности школьников.

Работу выполнил учитель истории

Пяткова Татьяна Леонидовна

Музейная педагогика и её возможности в процессе воспитания

— изучать закономерности музейно-педагогического процесса и использование их в практике, возможности совершенствования педагогического руководства;

— определять специфику педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы музейной аудитории, обосновывающую необходимость дифференцированного подхода к посетителям музея;

— обобщать опыт воспитательной работы музеев и на этой основе вырабатывать и совершенствовать научно-методические рекомендации;

— выявлять наиболее рациональные формы и методы совместной работы музеев с разными типами образовательных учреждений;

— прогнозировать развитие музеев в плане реализации их педагогических возможностей.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Она осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несёт в мир то лучшее, что накопило человечество. Музейная педагогика тесно связана с изучением истории родного края и школьным краеведением.

В настоящий момент актуализация школьного музея как открытой системы связана с четким осознанием следующих позиций:

2) школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением;

4) его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).

Говоря о потенциале музейной педагогики в воспитательном процессе, необходимо вспомнить, что процесс воспитания — обоюдный. И чаще всего его эффективность и результативность прямо пропорционально зависят от уровня профессионализма педагога, воспитателя. В связи с этим необходимо отметить, что одной из задач музейной педагогики является подготовка и повышение квалификации как непосредственно музейных педагогов и педагогического состава, привлекаемого к работе в музее, так и всего педагогического коллектива.

Кроме этого, школьный музей должен выполнять свои основные функции — научно-документальную, охранную, исследовательскую, образовательную, и должен являться центром научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности всего коллектива образовательного учреждения.

Актуальность заключается в том, что - школьные музеи создаются в процессе краеведческой деятельности педагогов и учащихся и обладают значительным образовательным потенциалом.

Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.

Структура модели музейной педагогики:

формы и методы работы,

музейные педагогические технологии.

создание условий для развития навыков учебно-исследовательской деятельности школьников, путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

вовлечение детей в общественно-полезную, научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.

развитие творческих способностей детей, формирование их гражданского сознания и патриотизма.

формирование у детей высокой нравственности, социальной активности, инициативности, ответственности и трудолюбия.

Задачи музейной педагогики:

Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;

Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

Краеведческая деятельность в нашей школе осуществляется в рамках внеурочной (занятия краеведческих кружков) деятельности.
В своей внеурочной работе я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться подвигами своего народа – в этом основа деятельности школьного музея.

Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Опыт показывает, что использование местного материала на уроках в значительной мере облегчает усвоение программы, усиливает конкретность и наглядность обучения, повышает интерес учащихся к предмету. Чем раньше они начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.

Музейные уроки носят обобщенно-собирательный характер, строятся по хронологически-тематическому принципу. Ребята активно и с большим желанием посещают мои занятия. Читая и слушая отзывы ребят, я неоднократно убеждалась, что музейная педагогика в школе просто необходима.

Материал дети могут усвоить только в определенных формах учебно-исследовательской или практической деятельности учащихся. И именно эта форма усвоения содержания материала и является методом обучения.

Методы, используемые в работе с детьми, целесообразно классифицировать в две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

Методы по преимущественному источнику получения знаний.

Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.

Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.

Практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.

Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

Репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти.

Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей;

Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.

Совет музея долгое время работал в тесной связи с советом ветеранов в г.Троицка. Сотрудники провели видеосъемку стендов школьного музея, в квартирах ветеранов блокадников и защитников.

Руководит музеем Совет, который состоит из 12 человек: представители администрации школы, учителя, учащиеся. Работают 4 экскурсовода из числа учащихся.

Основным предметом деятельности школьного музея является реализация постановлений и решений правительства России и высших образовательных и ветеранских организаций по улучшению военно-патриотического и идейно-политического воспитания учащихся и молодежи.

Деятельность музея направлена на:

воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, уважения к ветеранам войны и труда, к старшему поколению;

достойную службу в рядах Российской Армии;

изучение истории нашей страны;

изучение Блокады Ленинграда;

знание подвигов, совершенных во время Блокады 1941-1944 г.г. нашими земляками.

3.В своей деятельности Школьный музей руководствуется документами министерства образования России и Челябинской области, органов управления образованием города Троицка.

II . Организация воспитательного процесса.

1.Организация воспитательного процесса в Музее строится на основе плана, разработанного Советом музея и утвержденного на заседании педагогического Совета на один учебный год.

2.В учебном плане четко указан график работы школьного музея:

определены дни и часы работы;

время проведения экскурсий и тематических занятий классов;

проведение теоретических и практических занятий кружковцев;

выезды кружковцев на экскурсии в школьные и другие музеи города.

3.Работа музея начинается с 1 сентября. Продолжительность работы до 30 мая.

4.Текущий контроль за работой музея осуществляется заместителем директора по воспитательной работе.

Дети пишут рефераты и сочинения с использованием материалов и экспозиции музея, выпускают стенгазеты. В музее регулярно проводятся экскурсии для учащихся близлежащих школ и учащихся нашей школы.

Принимаем участие в областных и городских фестивалях и конкурсах школьных музеев.

Проводим встречи с представителями совета ветеранов, с защитниками и блокадниками Ленинграда. Регулярно посещаем и поздравляем ветеранов блокадников и защитников с праздниками, оказываем посильную помощь на дому.

По традиции, получившей начало в 2004 году, каждый год проводятся встречи с нашими Троичанами - ветеранами блокадниками и защитниками Ленинграда. Такая встреча состоялась и 27 января 2014 года. На встрече присутствовали ветераны: Блокадники:Карпушева Валентина Александровна, Пшеничная Антонина Ивановна, Нехорошкова Валерия Александровна, Урядова Тамара Васильевна,Никитина Зоя Михайловна.

Защитники: Петров Николай Иванович, Печерица Григорий Иванович, Родина Нина Федоровна, Матюхин Иван Петрович, Парфенова Александра Акимовна.

Встреча была посвящена 70-й годовщине Снятия Блокады Ленинграда. Встреча проходила в стенах нашей школы, учащиеся подготовили концерт, стихи для блокадников и защитников.

На 12 апреля 2014 года в музее проведено 1340 экскурсий. Обслужено 31 373 посетителя.

За период с 01 сентября 2012 года по 12 апреля 2013 года проведено 7 экскурсий. В музее побывало 157 посетителей.

Материалы музея позволяют восстановить нелегкие времена Великой Отечественной войны в дни Блокады Ленинграда на уроках и напоминать учащимся об угрозах фашизма для человечества.

Музейная педагогика дает возможность для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности школьников:

развитию патриотизма и гражданственности;
развитию умения получать информацию и ориентироваться в ней;

осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

организовать интересную исследовательскую работу в школьном музее и школе;

возможность непосредственного наблюдения учащимися объекта изучения.

Цель моего кружка: создать условия для развития учащегося посредством музейной деятельности, формирования активности учащихся, интелектуального развития путём их вовлечения в поисково-исследовательскую деятельность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

— изучать закономерности музейно-педагогического процесса и использование их в практике, возможности совершенствования педагогического руководства;

— определять специфику педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы музейной аудитории, обосновывающую необходимость дифференцированного подхода к посетителям музея;

— обобщать опыт воспитательной работы музеев и на этой основе вырабатывать и совершенствовать научно-методические рекомендации;

— выявлять наиболее рациональные формы и методы совместной работы музеев с разными типами образовательных учреждений;

— прогнозировать развитие музеев в плане реализации их педагогических возможностей.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Она осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несёт в мир то лучшее, что накопило человечество. Музейная педагогика тесно связана с изучением истории родного края и школьным краеведением.

В настоящий момент актуализация школьного музея как открытой системы связана с четким осознанием следующих позиций:

2) школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением;

4) его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).

Говоря о потенциале музейной педагогики в воспитательном процессе, необходимо вспомнить, что процесс воспитания — обоюдный. И чаще всего его эффективность и результативность прямо пропорционально зависят от уровня профессионализма педагога, воспитателя. В связи с этим необходимо отметить, что одной из задач музейной педагогики является подготовка и повышение квалификации как непосредственно музейных педагогов и педагогического состава, привлекаемого к работе в музее, так и всего педагогического коллектива.

Кроме этого, школьный музей должен выполнять свои основные функции — научно-документальную, охранную, исследовательскую, образовательную, и должен являться центром научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности всего коллектива образовательного учреждения.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Возможности музейной педагогики для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности школьников.

Работу выполнил учитель истории

Пяткова Татьяна Леонидовна

Музейная педагогика и её возможности в процессе воспитания

— изучать закономерности музейно-педагогического процесса и использование их в практике, возможности совершенствования педагогического руководства;

— определять специфику педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы музейной аудитории, обосновывающую необходимость дифференцированного подхода к посетителям музея;

— обобщать опыт воспитательной работы музеев и на этой основе вырабатывать и совершенствовать научно-методические рекомендации;

— выявлять наиболее рациональные формы и методы совместной работы музеев с разными типами образовательных учреждений;

— прогнозировать развитие музеев в плане реализации их педагогических возможностей.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Она осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несёт в мир то лучшее, что накопило человечество. Музейная педагогика тесно связана с изучением истории родного края и школьным краеведением.

В настоящий момент актуализация школьного музея как открытой системы связана с четким осознанием следующих позиций:

2) школьный музей актуален тогда, когда он не стремится походить на классическое музейное учреждение. В этом музее ценность музейного предмета определяется его образовательным назначением;

4) его специфика в том, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются, во-первых, степенью включенности в его работу учащихся той или иной школы (по возможности — всех учащихся, а не только членов актива музея) и, во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе (не только учителями-энтузиастами, а всем педагогическим коллективом).

Говоря о потенциале музейной педагогики в воспитательном процессе, необходимо вспомнить, что процесс воспитания — обоюдный. И чаще всего его эффективность и результативность прямо пропорционально зависят от уровня профессионализма педагога, воспитателя. В связи с этим необходимо отметить, что одной из задач музейной педагогики является подготовка и повышение квалификации как непосредственно музейных педагогов и педагогического состава, привлекаемого к работе в музее, так и всего педагогического коллектива.

Кроме этого, школьный музей должен выполнять свои основные функции — научно-документальную, охранную, исследовательскую, образовательную, и должен являться центром научно-методической, опытно-экспериментальной деятельности всего коллектива образовательного учреждения.

Актуальность заключается в том, что - школьные музеи создаются в процессе краеведческой деятельности педагогов и учащихся и обладают значительным образовательным потенциалом.

Объект музейной педагогики – культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.

Структура модели музейной педагогики:

формы и методы работы,

музейные педагогические технологии.

создание условий для развития навыков учебно-исследовательской деятельности школьников, путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.

вовлечение детей в общественно-полезную, научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.

развитие творческих способностей детей, формирование их гражданского сознания и патриотизма.

формирование у детей высокой нравственности, социальной активности, инициативности, ответственности и трудолюбия.

Задачи музейной педагогики:

Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;

Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

Освоение нового типа учебных занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;

Краеведческая деятельность в нашей школе осуществляется в рамках внеурочной (занятия краеведческих кружков) деятельности.
В своей внеурочной работе я стремлюсь воспитывать в ребятах любознательность, глубоко почитать своих предков, их дела, знать об их проблемах и тревогах, радостях и праздниках. Гордиться подвигами своего народа – в этом основа деятельности школьного музея.

Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями. Опыт показывает, что использование местного материала на уроках в значительной мере облегчает усвоение программы, усиливает конкретность и наглядность обучения, повышает интерес учащихся к предмету. Чем раньше они начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.

Музейные уроки носят обобщенно-собирательный характер, строятся по хронологически-тематическому принципу. Ребята активно и с большим желанием посещают мои занятия. Читая и слушая отзывы ребят, я неоднократно убеждалась, что музейная педагогика в школе просто необходима.

Материал дети могут усвоить только в определенных формах учебно-исследовательской или практической деятельности учащихся. И именно эта форма усвоения содержания материала и является методом обучения.

Методы, используемые в работе с детьми, целесообразно классифицировать в две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

Методы по преимущественному источнику получения знаний.

Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.

Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.

Практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.

Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.

Репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти.

Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей;

Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.

Совет музея долгое время работал в тесной связи с советом ветеранов в г.Троицка. Сотрудники провели видеосъемку стендов школьного музея, в квартирах ветеранов блокадников и защитников.

Руководит музеем Совет, который состоит из 12 человек: представители администрации школы, учителя, учащиеся. Работают 4 экскурсовода из числа учащихся.

Основным предметом деятельности школьного музея является реализация постановлений и решений правительства России и высших образовательных и ветеранских организаций по улучшению военно-патриотического и идейно-политического воспитания учащихся и молодежи.

Деятельность музея направлена на:

воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, уважения к ветеранам войны и труда, к старшему поколению;

достойную службу в рядах Российской Армии;

изучение истории нашей страны;

изучение Блокады Ленинграда;

знание подвигов, совершенных во время Блокады 1941-1944 г.г. нашими земляками.

3.В своей деятельности Школьный музей руководствуется документами министерства образования России и Челябинской области, органов управления образованием города Троицка.

II. Организация воспитательного процесса.

1.Организация воспитательного процесса в Музее строится на основе плана, разработанного Советом музея и утвержденного на заседании педагогического Совета на один учебный год.

2.В учебном плане четко указан график работы школьного музея:

определены дни и часы работы;

время проведения экскурсий и тематических занятий классов;

проведение теоретических и практических занятий кружковцев;

выезды кружковцев на экскурсии в школьные и другие музеи города.

3.Работа музея начинается с 1 сентября. Продолжительность работы до 30 мая.

4.Текущий контроль за работой музея осуществляется заместителем директора по воспитательной работе.

Дети пишут рефераты и сочинения с использованием материалов и экспозиции музея, выпускают стенгазеты. В музее регулярно проводятся экскурсии для учащихся близлежащих школ и учащихся нашей школы.

Принимаем участие в областных и городских фестивалях и конкурсах школьных музеев.

Проводим встречи с представителями совета ветеранов, с защитниками и блокадниками Ленинграда. Регулярно посещаем и поздравляем ветеранов блокадников и защитников с праздниками, оказываем посильную помощь на дому.

По традиции, получившей начало в 2004 году, каждый год проводятся встречи с нашими Троичанами - ветеранами блокадниками и защитниками Ленинграда. Такая встреча состоялась и 27 января 2014 года. На встрече присутствовали ветераны: Блокадники:Карпушева Валентина Александровна, Пшеничная Антонина Ивановна, Нехорошкова Валерия Александровна, Урядова Тамара Васильевна,Никитина Зоя Михайловна.

Защитники: Петров Николай Иванович, Печерица Григорий Иванович, Родина Нина Федоровна, Матюхин Иван Петрович, Парфенова Александра Акимовна.

Встреча была посвящена 70-й годовщине Снятия Блокады Ленинграда. Встреча проходила в стенах нашей школы, учащиеся подготовили концерт, стихи для блокадников и защитников.

На 12 апреля 2014 года в музее проведено 1340 экскурсий. Обслужено 31 373 посетителя.

За период с 01 сентября 2012 года по 12 апреля 2013 года проведено 7 экскурсий. В музее побывало 157 посетителей.

Материалы музея позволяют восстановить нелегкие времена Великой Отечественной войны в дни Блокады Ленинграда на уроках и напоминать учащимся об угрозах фашизма для человечества.

Музейная педагогика дает возможность для формирования навыков учебно-исследовательской деятельности школьников:

развитию патриотизма и гражданственности;
развитию умения получать информацию и ориентироваться в ней;

осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

организовать интересную исследовательскую работу в школьном музее и школе;

возможность непосредственного наблюдения учащимися объекта изучения.

Цель моего кружка: создать условия для развития учащегося посредством музейной деятельности, формирования активности учащихся, интелектуального развития путём их вовлечения в поисково-исследовательскую деятельность.

Белоусова Ирина Ягофаровна


МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

В образовательно-воспитательной деятельности музея заложен большой воспитательный потенциал. Музей пополняет знания учащихся, прививает навыки исторического мышления. Музей – это место, где ребёнок воспринимает накопленный исторический опыт, то есть получает позитивный эмоциональный импульс в причастности к историческому прошлому нашей страны, усваивает этические ценности.

В течение 2010 года ребята из поискового отряда вели переписку с работниками архива и представителями Администрации Новгородской области, в результате которой обнаружено место захоронения погибшего во время Великой Отечественной войны родственника учителя нашей школы. Весной 2012года мы планируем посетить это памятное место и сотрудничать с ребятами местной школы, которые ухаживают за братской могилой, попытаемся при возможности узнать о событиях военных лет, при которых погибли участники боёв 1941 года.

В нашей школе есть традиция проведения уроков памяти, на которых учащиеся, исследователи музея, выступают с результатами своих исследований. Это позволяет ребятам развивать навыки общения, самореализации.

Вся деятельность в нашей школе направлена, прежде всего, на воспитание патриотизма, чувства долга перед Отечеством, ответственности за будущее нашей страны. А истинный патриот своего Отечества – это человек, дорожащий памятью поколений, ведь без прошлого нет будущего. Поэтому с уверенностью можно сказать, что поисковая и исследовательская деятельность в нашем школьном музее формирует у ребят собственную активную гражданскую позицию, уважительное, бережное отношение к культуре своего народа, его обычаям и традициям, историческому прошлому, национальное самосознание личности, а значит, помогает в воспитании настоящих патриотов Родины.

Читайте также: