Каким образом в учебном плане школы определяется часть формируемая участниками образовательного процесса

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

на педагогическом совете

о формировании компонента образовательной организации и части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

1. Общие положения.

1.1.Настоящее положение разработано в соответствии:

1.3 Школьный компонент – это образовательные услуги, предоставляемые образовательным учреждением, направленные на удовлетворение образовательных запросов учащихся, их родителей (законных представителей).

1.4. Школьный компонент может включать учебные предметы по выбору и элективные курсы.

1.5. Предметы школьного компонента, направленные на расширение и углубление содержания базовых учебных предметов, освоение дополнительного содержания образования, отражают специфику образовательного учреждения, позволяют более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги.

2.Особенности организации и содержания школьного компонента

2.1.Ежегодный набор предметов школьного компонента на учебный год рассматривается педагогическим советом с учетом:

- образовательных программ, реализуемых ОО;

- кадровых и финансовых возможностей ОО;

- образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей).

2.2 В школьный компонент входят учебные предметы и элективные курсы.

2.3 .Учебные предметы выполняют три основные функции:

- реализуют учебные программы, необходимые для изучения в данном профиле, но не вошедшие в базовую часть учебного плана в соответствии с ФК ГОС;

- реализует учебную программу, востребованную обучающимися и их родителями (законными представителями), не вошедшие в обязательную часть учебного плана;

- дополняют, расширяют, углубляют учебные программы инвариантной части.

2.4. Элективные курсы решают задачи углубления, расширения содержания учебных предметов, входящих в обязательную (базовую) часть учебного плана, а также способствуют удовлетворению познавательных интересов обучающихся в различных областях деятельности человека.

2.5 Учителя разрабатывают программно-методическое обеспечение предметов школьного компонента.

Если школьный компонент является дополнением к обязательным учебным предметам, то учителем разрабатывается одна учебная программа на все часы данного предмета в совокупности. Если предмет школьного компонента представлен элективным курсом, то рабочая программа такого предмета школьного компонента составляется оформляется с учетом локального нормативного акта ОО.

3.Оценивание.

3.1.Оценка учебных предметов по выбору, курсов школьного компонента в осуществляется по следующей системе:

- элективные курсы, изучаемые менее 64 часов оцениваются по зачетной системе.

оценивается по пятибальной системе

3.2.В аттестате об основном общем или среднем общем образовании делается запись об изучении элективных курсов, учебных курсов (полное название в соответствии с учебным планом школы).

Учебный план организации — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план — неотъемлемая часть образовательной программы. Общие вопросы, которые касаются учебного плана образовательной организации, были рассмотрены в выпуске от 15.06.2015г. В данной публикации рассмотрим особенности учебного плана, требования к нему с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения.

Приказами Министерства образования и науки РФ утверждены стандарты:

— начального общего образования (приказ от 06.10.2009 г. № 373) (ФГОС НОО);

— основного общего образования (приказ от 17.12.2010 г. № 1897) (ФГОС ООО);

— среднего общего образования (приказ от 17.05.2012 г. № 413) (ФГОС СОО).

изображение

Из содержания стандартов следует, что стандарт является основой для разработки примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также является основой для организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

1. Примерные образовательные программы разрабатываются на основе ФГОС.

2. Основная образовательная программа любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по начальному общему, основному общему, среднему общему образованию обязательно отвечает требованиям ФГОС и разрабатывается с учётом примерной образовательной программы.

3. Учебный план — обязательная часть образовательной программы.

Теперь рассмотрим особенности учебного плана образовательной организации с учётом новых стандартов. За основу учебного плана берётся примерный учебный план, который размещён в примерной образовательной программе по соответствующему уровню образования. Примерный учебный план образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального общего, основного общего, среднего общего образования, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.

Примерный учебный план:

  • фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
  • определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
  • распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.

Примерный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий.

Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу (в соответствии с уровнем образования), и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения.

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.

Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:

  • увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
  • другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.

В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Очень часто родители (законные представители) задают вопросы, которые связаны с обязательностью посещения учебных занятий, которые отражены в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Ответ однозначный — данные предметы (учебные курсы) обязательны для посещения.

Таким образом, учебный план состоит из двух частей — обязательной (требования ФГОС) и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются обязательными для учащихся. Кроме урочной деятельности существует и внеурочная. Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, т. е. внеурочная деятельность также направлена на реализацию основной образовательной программы. Главное её отличие — форма организации, которая отличается от классического урока. Основные вопросы внеурочной деятельности были рассмотрены в выпуске от 15.01.2016 г. От читателей блога поступали вопросы, в которых спрашивалось об обязательности посещения занятий внеурочной деятельности. Данный вопрос был адресован Министерству образования и науки РФ, на который был дан однозначный ответ о необходимости исполнения плана внеурочной деятельности, но при этом отмечено, что обучающимся предоставляется право на зачёт часов внеурочной деятельности, которые посещаются учащимся в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели. Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.). При составлении учебных планов не забываем о требованиях СанПиН!

  • при записи ребенка в первый класс;
  • если родители (законные представители) обучающегося не удовлетворены качеством обучения в данной организации;
  • после получения аттестата об основном общем образовании.

При выборе организации важно располагать информацией, чему и в каком объеме в ней обучают детей. Такую информацию можно получить, познакомившись с образовательной программой организации, в частности с ее составной частью – учебным планом организации.

Что такое учебный план школы

Учебный план организации — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Т.о., учебный план общеобразовательной организации (далее – Учебный план ) – это её основной документ, который определяет:

  • продолжительность обучения ( в учебных годах): общая и по каждому из его уровней обучения;
  • перечень учебных предметов, обязательных для изучения на каждом уровне обучения;
  • распределение учебного времени между отдельными предметными областями и учебными предметами;
  • распределение учебного времени между федеральным, региональным и школьным компонентом (для БУП-2004);
  • распределение учебного времени между обязательной частью и частью, формируемой участниками образовательного процесса (для ФГОС);
  • максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся.

Учебный план разрабатывается организацией самостоятельно, принимается и утверждается в соответствии с порядком, определяемым её уставом. В организации может быть один (единый) Учебный план или несколько учебных планов. Обучение в рамках Учебного плана является бесплатным.

Учебный план реализуется посредством расписания и является обязательным документом. Организация несет ответственность за исполнение Учебного плана в полном объеме и качественно.

Как формируется учебный план школы

Учебный план должен обеспечить выполнение требований образовательных стандартов. Учебные планы государственных, муниципальных общеобразовательных организаций разрабатываются на основе примерных федерального или регионального учебных планов.

Особенность учебных планов 2014-2015 учебного года состоит в том, что начальная школа полностью перешла на федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС); в основной школе — 5,6 классы могут работать по ФГОС, а остальные классы — по государственным образовательным стандартам (ГОС) или основная школа полностью работает по ГОС; средняя школа полностью работает по государственным образовательным стандартам с реализацией профильного обучения.

Как определить чему учат в школе

Для этого следует посмотреть, какие учебные предметы включены в её Учебный план. Учебные предметы (предметные области) в нём делятся на обязательные (инвариантная часть, федеральный компонент) и предметы, определяемые организацией самостоятельно (часть, формируемая участниками образовательных отношений для ФГОС, региональный, школьный компонент- для ГОС). В организации может быть организовано углубленное изучение ряда предметов. При этом на предметы повышенного уровня выделяется больше учебного времени, чем на эти же на базовом уровне.

Перечень обязательных предметов (предметных областей) обеспечивает единство образовательного пространства. Освоив обязательные предметы, обучающийся должен получить объем знаний, предусмотренный госстандартом на базовом уровне.

Так, обязательными предметными областями в начальной школе, являются: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы религиозных культур и светской этики, искусство, технологии, физическая культура.

Обязательными учебными предметами, например, в 8 классах, являются: русский язык, литература, иностранный язык, математика (алгебра, геометрия), информатика и ИКТ, история, обществознание, география, физика, химия, биология, искусство (музыка и ИЗО), технологии, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура.

Перечень учебных предметов средней школы формируется с учетом введенных в организации профилей и состоит из общеобразовательных и профильных предметов. Профили могут быть, например, универсальный, физико-математический, химико-биологический, лингвистический, технологический и др., и определяются организацией самостоятельно с учетом её специфики.

Обязательными предметами в средней школе являются: русский язык, литература, иностранный язык, математика (алгебра, геометрия), информатика и ИКТ, история, обществознание, география, физика, химия, биология, Мировая художественная культура (МХК), ОБЖ, физкультура. В зависимости от профиля школы они могут изучаться на базовом или профильном уровне. Например, на базовом уровне изучаются литература, алгебра и начала анализа, геометрия, история, физическая культура, ОБЖ, а по выбору на базовом или профильном уровне география, физика, химия, биология, информатика и ИКТ, МХК, русский язык, право, иностранный язык, обществознание.

Организацией сверх Учебного плана осуществляется внеурочная деятельность по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное. Занятия могут проводиться в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, студий, интеллектуальных игр, соревнований, организации проектной деятельности, поисковых маршрутов и т.д. и не только учителями организации, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Кроме того, сверх Учебного плана организация может предлагать обучающимся набор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных. Выбор дополнительных образовательных услуг, в т.ч. платных, а также участие во внеурочной деятельности является добровольным.

Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, региональный, школьный компоненты, набор дополнительных образовательных услуг, профилей обучения, направлений внеучебной деятельности — определяют индивидуальность образовательной организации, её конкурентоспособность, а обучающимся — позволяют сформировать индивидуальную образовательную траекторию.

Как определить, в каком объеме школа предоставляет знания обучающимся

Объем и глубина получения обучающимся знаний зависят от продолжительности обучения, числа учебных недель в году, продолжительности учебной недели, числа учебных часов в неделю, продолжительности урока, содержания основных образовательных программ.

Продолжительность обучения в России установлена по уровням обучения: в начальной школе – 4 года (I – IV классы), в основной школе – 5 лет (V-IX классы, в средней школе – 2 года (X-XI классы).

Продолжительность учебного года определяется школой самостоятельно и может составлять от 34 до 37 учебных недель.. Например, в 1 классе – это 33 недели ; во 2-4 классах – 34 недели и т.д.

Продолжительность учебной недели определяется организацией также самостоятельно и может составлять 5 или 6 учебных дней. Чем длиннее учебная неделя, тем больше учебных часов отводится на изучение предмета.

Предельная недельная нагрузка определяется СанПиН 2.4.2.2821-10. Например, предельная недельная нагрузка в начальной школе не должна превышать: в 1 классах – 21 час (только 5-дневка); во 2-4 – 23 часа при пятидневке и 26 часов при шестидневке; в 5 классах – 29 час при пятидневке и 32 час при шестидневке; в 10-11 классах — соответственно 34 и 37 час.

На каждый учебный предмет в соответствии с основной образовательной программой Учебным планом предусматривается определенное количество часов (уроков) в неделю в зависимости от класса.

Важно отметить, что образовательная организация не может уменьшать количество обязательных учебных предметов и часов, отводимых образовательными стандартами на изучение предметов на базовом или профильном уровнях и несет ответственность в случае нарушения этого требования.

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 продолжительность урока не может превышать 45 минут и устанавливается организацией самостоятельно.

Таким образом, Учебный план:

  • гарантирует получение обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом;
  • предоставляет обучающимся возможность более полно реализовать свой потенциал, удовлетворить свои образовательные потребности и интересы, развить разнообразные способности;
  • обеспечивает сохранение единого образовательного пространства.

Итак, изучив Учебный план организации, можно составить представление, чему и на каком уровне осуществляется в ней обучение.

Режим работы организации, продолжительность учебных четвертей, каникул, уроков, расписание уроков и кружков, занятий по внеурочной деятельности и др. определяется её годовым календарным графиком на учебный год, разрабатываемым организацией самостоятельно.

К сведению. В соответствии с Порядком приема в общеобразовательные организации местные органы власти до 1 февраля обязаны издать распорядительный акт о закреплении за организациями территорий. После этого начинается запись детей в 1 класс. Дети, проживающие на закрепленной территории, имеют преимущественное право приема в образовательную организацию. Дети из других территорий могут поступить в данную организацию при наличии в ней свободных мест после 30 июня. Возможен и более ранний прием, если будут зачислены все дети, проживающие на закрепленной территории, а в организации останутся свободные места. Переход детей из одной организации в другую возможен при наличии в последней свободных мест.

Алгоритм перевода обучающихся из школы в школу

1.Обратиться к администрации общеобразовательной организации, в которую планируется перевести ребенка, для получения информации о наличии в ней свободных мест. При их наличии заручиться согласием (желательно в письменном виде) о возможности приема ребенка на обучение в эту организацию.

2.Подать заявление на имя директора организации, в которой обучается ребенок, с указанием причины перевода, наименования и адреса организации, в которую планируется перевод. К заявлению, желательно, приложить документ, подтверждающий согласие на принятие ребенка в новую организацию.

3.После издания приказа об отчислении ребенка из организации, в которой он обучался, получить следующие документы:

  • личное дело;
  • справку об обучении по образцу, самостоятельно установленному организацией;
  • ведомость текущих отметок.

Документы должны быть за подписью руководителя организации и с её печатью.

4.Написать заявление на имя директора новой организации о приеме на обучение, приложив к нему документы, полученные в прежней организации, другие документы по усмотрению родителей (законных представителей) ребенка. При подаче заявления предъявляется документ, удостоверяющий личность заявителя (родителя (законного представителя)).

5.Ознакомиться с приказом о зачислении ребенка на обучение в новую организацию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации вы узнаете, какие пункты изменить в формируемой части ООП на новый учебный год. Также есть готовые формулировки – вы можете выбрать те, которые подходят под специфику вашей школы.

Что директору изменить в формируемой части ООП к началу учебного года. Готовые формулировки

В данной публикации вы узнаете, какие пункты изменить в формируемой части ООП на новый учебный год. Также есть готовые формулировки – вы можете выбрать те, которые подходят под специфику вашей школы.

Перед началом нового учебного года директору рекомендуется проверить и обновить основные образовательные программы (далее – ООП). Особое внимание нужно обратить на части, которые формируют участники образовательных отношений. В данной публикации изложены рекомендации и готовые формулировки.

Проверьте соотношение обязательной и формируемой частей

Ошибка

В ООП по уровням общего образования нарушили соотношение частей – обязательной и формируемой.

ФГОС общего образования выделяет две части ООП – обязательную и формируемую, а также определяет их процентное соотношение (п. 15 ФГОС НОО, п. 15 ФГОС ООО, п. 15 ФГОС СОО).

Формируемая часть должна присутствовать в каждом разделе ООП. Но нормативные документы не устанавливают процентное распределение формируемой части по разделам ООП. Это школа определяет самостоятельно.

Соотношение обязательной и формируемой частей ООП:

начальное общее образование – 80 к 20 процентам соответственно;

основное общее образование – 70 к 30 процентам соответственно;

среднее общее образование – 60 к 40 процентам соответственно.

Учтите потребности родителей и педагогов в формируемой части

Ошибка

Родителей и педагогов не привлекали к работе над формируемой частью ООП.

Чтобы разработать формируемую часть ООП, изучают потребности участников образовательных отношений – родителей, учеников и педагогов. Узнать их потребности можно через анкетирование. Но в отдельных случаях оно носит формальный характер. Поэтому заранее информируйте педагогов и родителей о работе над ООП и возможностях вашей школы. Информирование обеспечит активное участие педагогов, учеников и родителей, повысит уровень ответственности за решения, в частности за ответы в анкете.

Информирование организуйте в рамках мероприятий по обновлению ООП. Для этого есть как минимум три приема:

Первый – выступить педагогам перед родителями и учениками с презентацией возможностей школы.

Второй – разместить информацию, ролики, посты на сайте, в социальных сетях.

Исключите неконкретное содержание формируемой части в разделах ООП

Ошибка

Формируемую часть целевого и организационного раздела описывают общими словами, в которых нет конкретики.

Формируемая часть в ООП обеспечивает ей уникальность и персонификацию. Поэтому она не может быть описана общими словами. Формируемую часть нужно описывать доступным родителям, ученикам и педагогам языком. Также она должна наглядно показывать специфику вашей школы.

Отразить специфику можно:

через учебные предметы, курсы, занятия внеурочной деятельности, которые выбрали ученики, их родители и педагоги;

рабочие программы учебных предметов, курсов, рабочие программы внеурочной деятельности, которые разработали педагоги вашей школы;

методы и технологии обучения, которые используют педагоги;

формы организации образовательной деятельности, которые применяют в вашей школе.

В целевом разделе

Используйте готовые формулировки для пояснительной записки и раздела о планируемых результатах. Они помогут исключить общие слова и неконкретное содержание формируемой части ООП.

Готовый фрагмент пояснительной записки. Пример формулировки

Этот фрагмент - универсальный. Подходит к любой образовательной программе:


Готовый фрагмент раздела о планируемых результатах. Пример формулировки Если школа на уровне среднего общего образования реализует профильное обучение, то используйте этот фрагмент (Фрагмент взят из реальной ООП СОО школы Москвы):



В организационном разделе

Используйте готовые формулировки для пояснительной записки к учебному плану и плану внеурочной деятельности. Формулировку для учебного плана выберите с учетом специфики вашей школы. Так вы придадите больше конкретики формируемой части ООП.

Готовый фрагмент в пояснительную записку к учебному плану начальной школы


Готовый фрагмент в пояснительную записку к учебному плану основной школы. Пример формулировки

Если школа на уровне основного общего образования обеспечивает раннее профилирование по отдельным предметам учебного плана, то используйте этот фрагмент (Фрагмент пояснительной записки взят из реального учебного плана ООП ООО школы Москвы):


Готовый фрагмент плана внеурочной деятельности. Пример формулировки

Если школа на уровне основного общего образования обеспечивает раннее профилирование по отдельным предметам учебного плана, то используйте этот фрагмент:


2. Издайте приказ, который утверждает ООП.

Приказ нужно выпустить, когда приняли новые программы или издали в новой редакции действующие.

3. Включите в ООП все необходимые компоненты. Каждый раздел ООП состоит из конкретных компонентов, которые определяет ФГОС. Школа должна жестко это выдерживать. Например, в качестве компонентов ООП организационного раздела, а не самостоятельных документов, оформите учебный план, план внеурочной деятельности, календарный учебный график. Причем они должны быть разработаны для каждого уровня образования, а не единые на все уровни общего образования. Утвердите компоненты в составе одного приказа о внесении изменений в ООП.

4. Отразите ежегодные обновления. В содержательном разделе ООП нужно отразить ежегодные изменения обязательной части. Обновите тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета, курса, а также к формируемой части – рабочие программы учебных предметов, курсов и рабочие программы внеурочной деятельности. Такие изменения утвердите в составе приказа о внесении изменений в ООП.

Читайте также: