Понятие педагогических технологий их обусловленность характером педагогических задач кратко
Обновлено: 04.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Понятие и классификация педагогических технологий
Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.
Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.Г. Афанасьеву):
интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых ее элементов);
составные элементы, компоненты;
структура (связи и отношение между частями и элементами);
коммуникативные свойства (связи с окружающей средой);
Существенными характеристиками системы являются целевые ориентации и результаты.
Понятие педагогической технологии
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Технология – это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагоическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Существует несколько видов классификаций педагогических технологий. По своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам существующие педагогические технологии имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.
Параметры классификации технологии
По уровню применения технологии бывают :
-общепедагогические (характеризуются целостностью педагогического процесса в регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения).
-частнопредметные (совокупность средств и методов для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках предмета, например, иностранного языка).
-локальные или модульные (используются в отдельных частях учебно-воспитательного процесса).
По организационным формам технологии бывают :
-коллективных способов обучения;
По типу управления познавательной деятельностью :
-традиционные (классическое лекционное, с использованием ТСО, обучение по книге);
По подходу к ребенку технологии подразделяются на:
-авторитарные (педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик только объект. Эти технологии отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения);
-сотрудничества (это демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учение, находясь в соавторстве вырабатывают общие цели своей деятельности, содержание, дают оценки);
- свободного воспитания (такие технологии предоставляют ребенку свободу выбора и самостоятельности в разных сферах его жизнедеятельности);
-личностно-ориентированные (они ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия для его развития);
-гуманно-личностные (отличаются психотерапевтической педагогикой, направленной на поддержку личности. на помощь ей);
-массовая (традиционная) технология (школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика);
-технология продвинутого образования (углубленное изучение предметов и типична для гимназического, лицейского, специального образования);
-технология компенсирующего обучения (используется для педагогической коррекции, поддержки. выравнивания, компенсации).
По ориентации на личностные структуры педагогические технологии подразделяются на:
-информационные (формирование школьных знаний, умений и навыков);
-операционные (обеспечивают формирование умственных действий);
-технологии саморазвития (направлены на формирование способов умственных действий);
-эвристические (развивают творческие способности учащихся);
-прикладные (обеспечивают формирование действенно-практической сферы личности).
Педагогическая (образовательная) технология—это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
По ориентации на личностные структурывыделяют следующие виды технологий:
· информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков по предметам);
· операционные (формирование способов умственных действий);
· эмоционально–художественные и эмоционально–нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);
· эвристические (развитие творческих способностей).
В целостном педагогическом процессе с помощью педагогических технологии решаются такие задачи, как:
- структурирование и конкретизация целей обучения и воспитания;
- преобразование содержания образования в учебный материал;
- анализ межпредметных и внутрипредметных связей;
- выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;
- анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.
В педагогическом процессе могут возникать и создаваться различные ситуации.
Охарактеризовать виды педагогических целей: осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза.
Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.
Виды педагогических целей:
· нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке.
· инициативные цели – это цели, непосредственно разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов. Каждая цель имеет свой предмет, т. е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей: – первая группа – цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения; – вторая группа – цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т. д.;
· цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся. Организационные цели ставятся педагогом в области его управленческой функции (например, цель – использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся).
Педагогические цели, полагаясь на конкретные образовательные ситуации, на этапе подготовки педагогического процесса должны осознаваться как педагогические задачи. В творческом процессе педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи. Прежде всего это должна быть общая педагогическая задача всей деятельности учителя, которая в конечном счете определяет и все детали творческого процесса, выступая как его общая концепция. Затем должна осмысливаться этапная педагогическая задача, связанная с конкретным этапом педагогической деятельности в учебной или воспитательной сфере, отражая определенную ступень в формировании личности. Наконец, в каждом микроэлементе педагогического процесса должны осмысливаться постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи.
Осознание педагогической задачи — это непременное условие ее продуктивного решения. Если педагогическая задача не осознается, то она как таковая и не решается. Начинающие учителя по неопытности нередко опускают стадию осмысления и постановки педагогической задачи. Они сразу принимаются за решение, обрекая себя на ошибки и разочарования.
Осознание педагогической задачи предопределяет анализ ее исходных данных и постановку диагноза. Анализ исходных данных, кроме определения места сложившейся ситуации, в целостном педагогическом процессе должен быть направлен на уяснение состояния его основных компонентов: воспитателей, воспитанников и характера сложившихся между ними отношений; содержания образования, наличных средств и условий, в которых педагогический процесс осуществляется.
Анализ исходных данных конкретной ситуации теснейшим образом сопряжен с учетом множества научных фактов и фактов, вытекающих из планомерного изучения состояния педагогического процесса, учебно-воспитательного коллектива и каждого из воспитанников в отдельности. Все это составляет основу для постановки педагогического диагноза, т.е. такого практического действия, которое основано на выверенных научных данных. Диагноз в практической педагогике — это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего, целостного обследования.
Педагогическая (образовательная) технология—это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
По ориентации на личностные структурывыделяют следующие виды технологий:
· информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков по предметам);
· операционные (формирование способов умственных действий);
· эмоционально–художественные и эмоционально–нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);
· эвристические (развитие творческих способностей).
В целостном педагогическом процессе с помощью педагогических технологии решаются такие задачи, как:
- структурирование и конкретизация целей обучения и воспитания;
- преобразование содержания образования в учебный материал;
- анализ межпредметных и внутрипредметных связей;
- выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;
- анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.
В педагогическом процессе могут возникать и создаваться различные ситуации.
Охарактеризовать виды педагогических целей: осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза.
Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся с педагогической целью все остальные компоненты педагогического процесса.
Виды педагогических целей:
· нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке.
· инициативные цели – это цели, непосредственно разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов. Каждая цель имеет свой предмет, т. е. то, что предполагается развить у воспитанника. На основе этого выделяются три группы целей: – первая группа – цели формирования знаний, навыков, умений, т. е. цели формирования сознания и поведения; – вторая группа – цели формирования отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, теме урока, профессии, друзьям, родителям, искусству и т. д.;
· цели формирования творческой деятельности, развитие способностей, задатков, интересов учащихся. Организационные цели ставятся педагогом в области его управленческой функции (например, цель – использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся).
Педагогические цели, полагаясь на конкретные образовательные ситуации, на этапе подготовки педагогического процесса должны осознаваться как педагогические задачи. В творческом процессе педагога одновременно или последовательно должны осмысливаться разные педагогические задачи. Прежде всего это должна быть общая педагогическая задача всей деятельности учителя, которая в конечном счете определяет и все детали творческого процесса, выступая как его общая концепция. Затем должна осмысливаться этапная педагогическая задача, связанная с конкретным этапом педагогической деятельности в учебной или воспитательной сфере, отражая определенную ступень в формировании личности. Наконец, в каждом микроэлементе педагогического процесса должны осмысливаться постоянно возникающие ситуативные (частные) педагогические задачи.
Осознание педагогической задачи — это непременное условие ее продуктивного решения. Если педагогическая задача не осознается, то она как таковая и не решается. Начинающие учителя по неопытности нередко опускают стадию осмысления и постановки педагогической задачи. Они сразу принимаются за решение, обрекая себя на ошибки и разочарования.
Осознание педагогической задачи предопределяет анализ ее исходных данных и постановку диагноза. Анализ исходных данных, кроме определения места сложившейся ситуации, в целостном педагогическом процессе должен быть направлен на уяснение состояния его основных компонентов: воспитателей, воспитанников и характера сложившихся между ними отношений; содержания образования, наличных средств и условий, в которых педагогический процесс осуществляется.
Анализ исходных данных конкретной ситуации теснейшим образом сопряжен с учетом множества научных фактов и фактов, вытекающих из планомерного изучения состояния педагогического процесса, учебно-воспитательного коллектива и каждого из воспитанников в отдельности. Все это составляет основу для постановки педагогического диагноза, т.е. такого практического действия, которое основано на выверенных научных данных. Диагноз в практической педагогике — это оценка общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в тот или иной момент его функционирования на основе всестороннего, целостного обследования.
Под педагогической технологиейпервоначально понималась попытка технизации учебного процесса. Сегодня педагогические технологии выделились в отдельный, относительно самостоятельный раздел педагогики.
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В. А. Сластенин).
В полосе признания педагогической технологии следует отметить три этапа.
Первый - признание педагогической технологии объектом изучения.
Второй этап - признание педагогической технологии профессиональной категорией. Непосредственной причиной смены приоритетов является обоснование в 1954 году идеи программированного обучения.
Третий этап - признание педагогической технологии отраслью теоретического знания в педагогике. Существенными признаками данного этапа являются применение системного подхода в исследованиях проблем педагогической технологии в 60-70-е годы, а также сближение точек зрения специалистов по аудиовизуальному образованию и программированному обучению, происходившее в так называемый период консолидации, когда получили известность различные концепции и парадигмы педагогических технологий.
В настоящее время продолжается четвертый этап - признание педагогических технологий междисциплинарным конгломератом, функционирующим на базе всех известных отраслей педагогического знания, а также использующем в своем научном аппарате достижения других наук (кибернетика, логика, социология, информатика, оптика, акустика, профессиональный менеджмент и др.).
Признаками существования педагогической технологии являются:
- цели (во имя чего необходимо учителю ее применять);
- наличие диагностических средств;
- закономерности структурирования взаимодействия учителя и учащихся, позволяющие проектировать (программировать) педагогический процесс;
- система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;
- средства анализа процесса и результатов деятельности учителя и учащихся.
В связи с этим свойствами педагогической технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях школы.
Любая педагогическая технология обусловлена характером решаемых с её помощью задач (В. А. Сластенин, Т. И. Шамова и др.). Иначе говоря, педагогические задачи, пути и результаты их решения являются основой педагогических технологий.
Педагогическая задача – осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий. Возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое. Она возникает тогда, когда возможно не одно ее решение, а требуется нахождение предпочтительного способа решения желаемого результата.
Любая задача может рассматриваться как система, включающая два основных компонента:
1) состояние предмета задачи (каков он на момент постановки задачи);
2) модель требуемого состояния предмета задачи (каким он должен стать, когда задача будет решена).
Важнейшей предпосылкой профессионального продуктивного решения педагогической задачи при любой технологии является активно заинтересованное взаимодействие субъектов педагогического процесса – педагогов и обучающихся.
Бил 22 В-2. Технология планирования учебно-воспитательной работы на уроке ФК. Форма конспекта урока и требования к его разработке. Содержание подготовки педагога к уроку.
Для обеспечения достаточной готовности к предстоящей учебно-воспитательной работе необходимо:
а) определить ее содержание, соответствующие организационные мероприятия, а также структуру занятия;
б) составить конспект;
в) привести себя в состояние готовности к работе (имеется в виду двигательная, речевая и другая предварительная подготовка);
г) подготовить к предстоящим действиям своих помощников;
д) подготовить места для занятия;
е) проверить состояние оборудования, учебного инвентаря и др.
При разработке содержания урока по физической культуре необходимо:
• Определить средства и методы решения каждой из задач урока.
• Уточнить необходимый инвентарь и оборудование для урока.
• Разработать методы организации деятельности занимающихся при решении каждой из задач.
• Определить критерии оценки деятельности занимающихся на уроке.
План-конспект урока – является документом планирования по физическому воспитанию на каждое занятие. Это самый детализированный документ планирования конкретного занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом. В нём формулируются главные задачи, решаемые в основной части урока и частные задачи, которые должны быть сформулированы по отдельным упражнениям в каждой части урока и указаны в специальной графе плана-конспекта.
Первоначально при составлении плана-конспекта определяется содержание основной части урока, а затем в соответствии с ним материал подготовительной и заключительной частей.
Задачи бывают: образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Образовательные задачи: обучение двигательным действиям, формирование различных жизненно важных умений и навыков, приобретение базовых знаний по физической культуре.
Оздоровительные задачи: развитие физических качеств и способностей, укрепление здоровья.
Воспитательные задачи: общепедагогические задачи – воспитание нравственных и волевых качеств (воспитание смелости, решительности, трудолюбия, коллективизма и т. п.).
Примеры частных задач: Подготовительная часть урока: 1)сообщить задачи урока, 2)разучить отдельные строевые приёмы, 3)содействовать формированию правильной осанки и т. п.
Основная часть урока: 1)создать у обучаемых представление об изучаемом двигательном действии, 2)разучить отдельные элементы двигательного действия, 3)добиться мягкого и устойчивого приземления при опорных прыжках, 4)ознакомить с основными правилами подвижной (спортивной) игры и т. п.
После урока преподаватель записывает замечания по уроку (всё ли пройдено, как усвоен материал, удачны ли применяемые методы и т. д.). Эти записи используются при подготовке к очередному уроку. Кроме того, они позволяют накапливать фактический материал, обобщение и анализ которого помогают совершенствовать работу педагога по физическому воспитанию.
Содержание подготовки педагога к уроку.
Подготовка самого учителя включает: изучение специальной методической литературы (пособий, монографий, журнальных статей) по теме урока с целью использования достижений педагогической науки и практики; написание конспекта урока; личную двигательную подготовку (пробное выполнение необходимых физических упражнений, приемов страховки и помощи); речевую подготовку (самопроверка в интонациях и расставлении смысловых акцентов в произношении команд, подсчете, описании правил игры, изложении рассказа или беседы и т. д.).
Немаловажное значение в подготовке педагога к занятиям имеет его внешний облик. Костюм и обувь должны соответствовать условиям проведения занятий и выполняемым упражнениям, удовлетворять всем гигиеническим требованиям и свидетельствовать о хорошем эстетическом вкусе педагога. Необходимо отработать манеру держаться перед занимающимися, пользоваться жестом и др.
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. Нужно отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С.Макаренко. В своей всемирно известной "Педагогической поэме" он писал, что "наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди". Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.
В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.
Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Поскольку педагогический процесс строится на определенной системе принципов, то педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где всецело проявляется личность педагога. В этом состоит и отличие педагогической технологии от методики преподавания и воспитательной работы. Если понятие "методика" выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему, то педагогическая технология предполагает присовокупление к ней личности педагога во всех ее многообразных проявлениях.
Педагогическая задача.
Термин "задача" используется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно: как поставленная цель, которую стремятся достичь; поручение, задание; вопрос, требующий решения на основании определенных знаний и размышления; проблема; один из методов проверки знаний и практических навыков учащихся и т.п. Наряду с термином "задача" в психолого-педагогических исследованиях, как правило, в качестве синонимов используются и термины "задание", "проблема", "проблемная ситуация" (учебная или воспитательная) и др. Наибольшую сложность для адекватного восприятия информации представляют случаи, когда термин "задача" употребляется в смысле цели.
Под педагогической задачей, таким образом, следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Любая педагогическая ситуация проблемна.
Для целенаправленной организации профессиональной педагогической деятельности учителя и его подготовки принципиальным является вопрос о классификации педагогических задач. По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач - стратегические, тактические и оперативные.
Для целенаправленной организации профессиональной педагогической деятельности учителя и его подготовки принципиальным является вопрос о классификации педагогических задач. По временному признаку принято различать три большие группы педагогических задач - стратегические, тактические и оперативные.
Вне зависимости от класса, типа и уровня сложности все педагогические задачи имеют общее свойство, связанное с тем, что они являются задачами социального управления. В связи с этим, рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Эти частные задачи и есть этапы решения педагогической задачи в целом. Таких этапов четыре:
1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;
2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);
3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;
4) анализ результатов решения педагогической задачи.
В теории задач принято различать способы и процесс решения задачи. Способ решения задачи - это некоторая система последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к решению задачи. Он может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Большинству педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения.
Читайте также: