Кем определялись от чего зависели размеры крестьянских повинностей кратко

Обновлено: 28.06.2024

Повинности крестьян — это обязанности крестьян по отношению к их хозяину — помещику или государству.

Крепостное право на Руси существовало на протяжении нескольких сотен лет. Помещики и государство имели право распоряжаться личностью, трудом, имуществом крепостных крестьян. Зависимые крестьяне несли повинности в пользу государства или господ и были прикреплены к земле феодала.

Повинности, которые несли крепостные крестьяне, рассчитывались от формы феодальной зависимости. Выделяли следующие виды феодально-зависимых людей:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Государственные крестьяне имели право менять место жительства и даже переходить в другие сословия. Все повинности и налоги они платили государству.
  2. Для помещиков крепостные были полной собственностью. Они обладали правами продажи, дарения, заклада, завещания, обмена на людей. Подневольные люди могли быть сосланы на каторгу, избиты без суда, просто по приказу хозяина, проданы в рекруты. Имуществом зависимых также полностью распоряжался барин.
  3. Экономические крестьяне появились после того, как церковные земли были секуляризированы и переведены в ведомство коллегии экономии. Эта категория крепостных не переселялась насильно в иные регионы, но несла рекрутские повинности и зависела от государства. После ликвидации коллегии экономические крестьяне стали государственными.
  4. Посессионные крестьяне были приписаны к промышленным предприятиям (мануфактурам) и работали в основном там. Их нельзя было переводить в сельскохозяйственную отрасль и отправлять в рекруты.
  5. Дворцовые крепостные (они же удельные) находились в подчинении императорской семьи. Основной их обязанностью была уплата оброка в пользу государя.

Так или иначе, крепостные крестьяне выполняли барщину, платили оброк, подушную подать, несли различные повинности:

  • рекрутскую;
  • дорожную;
  • постойную;
  • подводную и др.

Характер повинностей различался от принадлежности крестьян и требований помещиков.

Какие несли обязанности крестьяне в пользу государства

Крепостные люди платили в пользу государства подушную подать и ряд установленных налогов.

Другие обязанности накладывались в пользу государства в основном на государственных крестьян. Подневольные иной принадлежности несли повинности своим хозяевам (помещикам, владельцам мануфактур, императорской семье).

Государство предоставляло крепостным земельные наделы. За пользование землей они должны были платить подати и сборы, денежный и натуральный оброк, вносить средства на нужды земств. Государственные крестьяне имели право выкупа земельного участка, право выбора занятий: помимо земледелия могли заниматься изготовлением и продажей ремесленных изделий, извозом и другими занятиями.

Обязанности в пользу государства различались в разных регионах России. Например, на плодородных землях крепостные подолгу работали на пашне, в неплодородных районах платили денежный оброк или оброк хлебом, в северных и таежных — оброк пушниной.

В любом случае, за пользование государственными землями подневольное население исполняло условленные обязанности в пользу собственника — государства.

Поборами государство облагало и ремесла, которыми занимались на селе. Отдельными сборами облагались:

  • мельницы;
  • мыловарни;
  • кузницы;
  • кожевенные мастерские;
  • рыбные промыслы.

Усиленные сборы приходились на сборы средств для служилых людей, в частности обеспечение их экипировкой и полное содержание, зарплату местным властям, охрану слободских въездов.

В годы, когда Россия вела активную внешнюю политику и вступала в военные действия, размер налогов и подушной подати в пользу государства увеличивался. Казну необходимо было пополнять, а делать это с помощью налогов было быстрее и удобнее.Нередко люди поднимали бунты и локальные восстания, выражали недовольство повышением налогов и сборов, но эти выступления всегда подавлялись властями жестоко и кроваво. Для усмирения населения в некоторые районы вводились военные части.

Существовал и общественный сбор, средства от которого тратились на ремонт дорог, содержание сельских и волостных управ, оплату срочных расходов.

В пользу государства крестьяне несли и такие повинности, как несение караулов, сопровождение ссыльных, ремонт дорог и мостов, предоставление жилья служащим, содержание лошадей и гоньба.

Какие обязанности крестьяне выполняли за пользование землей в XVII-XIX веке

За право пользования землей крепостные должны были выполнять определенные обязанности. В первую очередь подневольный народ работал на господской пашне бесплатно, используя собственные орудия труда. Люди пахали землю, засеивали семенами, ухаживали за всходами, собирали урожай.

В лугах косили траву и работали на заготовке сена. Помещики могли заставить принадлежащих им людей рыбачить, заниматься собирательством, охотой, полностью отдавая добытое. Нередко труд подневольных применялся в строительстве, ремонте.

Отношение к крестьянам как к бесплатной рабочей силе было развито в большинстве регионов.

У представителей сословия формально был выбор — отработать определенное количество времени, отдать часть выращенных продуктов или деньги. Господину было удобнее получить вознаграждение деньгами, но у крестьян такой возможности чаще всего не было. Поэтому нередко они отдавали выращенные сельскохозяйственные продукты, хоть и не лучшего качества.

Нередко помещик заставлял крепостных работать на своей земле постоянно, не давая возможности и времени обрабатывать собственную. При этом часть урожая подневольный человек все равно был обязан отдать хозяину.

Какие повинности несли крестьяне в пользу господина

В пользу господ крепостные крестьяне несли любые повинности, установленные хозяевами. Самыми обычными были отработка барщины и уплата оброка, самыми нелепыми — оплата за дым, сбор со двора. Помещик по умолчанию был и владельцем всего имущества, принадлежавшего крестьянину. В любое время он мог забрать все, что потребуется, себе, без спроса и разрешения крепостных и членов их семей.

Половая вседозволенность со стороны помещика была распространена повсеместно, причем закон никогда не вставал на сторону пострадавших крепостных. Всегда в любых спорах победу одерживал помещик, а подневольный человек, посмевший пожаловаться на господина, карался еще больше.

К концу XVIII века крепостные крестьяне перешли в полную собственность господ. Закон предписывал помещикам помогать крепостным в тяжелое время, но происходило такое крайне редко. Помещики могли поощрять только крестьян, занимавшихся какой-либо деятельностью, приносящей деньги. Ведь чем больше крепостной крестьянин заработает, тем больше доход будет и у помещика.

Барщина

Барщина — даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего с личным инвентарем в хозяйстве земельного собственника.

Барщина является основным видом феодальной повинности, возникшим в XVI веке. В основе барщины лежит труд крепостного крестьянина на земельном наделе господина. Право определять количество времени, отведенное на отработку, принадлежало помещику.

Первоначально барщина являлась добровольной повинностью, крестьянин мог отказаться от ее выполнения. За использование помещичьей земли крестьянин мог отдать часть выращенного урожая.

Со временем крепостнические устои становились сильнее, помещики уже самостоятельно распоряжались подневольным людьми, их временем, трудом и имуществом. Соборное Уложение ввело бессрочный розыск беглых крепостных крестьян. Этим крестьяне были окончательно прикреплены к помещичьим землям.

В XVIII веке не было закона, устанавливающего срок барщины, поэтому крепостные люди работают на помещичьих землях почти постоянно, не имея возможности обрабатывать собственные угодья. Таким образом, положение представителей данного сословия в XVIII веке становится все хуже. Лишь изданный Павлом I в 1797 году манифест о 3-дневной барщине ввел ограничение на использование помещиками крестьянского труда и запрет на работу в воскресенье.

После публикации указа об отмене крепостного права (1861 г.) барщина оставалась повинностью для временнообязанных крестьян, но срок ее должен был определяться договором между помещиком и принадлежащим ему человеком. Господин мог продлить или сократить срок по своему усмотрению.

Некоторые помещики разрешали крестьянам выбирать между барщиной и уплатой денежного оброка. Это было выгодно обеим сторонам, так как отдать часть продуктов или деньги было проще, чем работать на пашне или в лугах продолжительное время.

Барщина имела двоякое значение. Помещику было выгодно использовать бесплатную рабочую силу на своих угодьях, но было невыгодно кормить крестьян в дни отработки. Кроме того, крестьяне не всегда добросовестно относились к работе, трудились вполсилы, так как вовсе не были заинтересованы в этом.

Оброк

Оброк является особым видом повинности крепостных крестьян, при котором помещику отдается часть денег или продукты. На размер оброка влиял размер земельного надела крестьян, но по факту все определял землевладелец.

Оброк выплачивался как по сроку, так и по требованию. Например, помещик мог спросить в качестве оброка продукты к праздникам (хлеб, яйца, молоко), часть урожая (пятый сноп, пятое ведро ягод, пятый пуд зерна или другого продукта и т.д.). Такие ситуации растягивались по времени, так как помещик не позволял убрать урожай, пока не осмотрит его и не посчитает. Нередко помещик затягивал выбор, тогда развивался худший для крестьян сценарий. Непогода в это время губила выращенное, и крестьянин, отдав помещику лучшие продукты из оброка, оставался ни с чем.

Решить, чем и когда крестьянин будет платить оброк, мог только помещик. Помимо натурального и денежного сбора, он мог обложить крестьян сборами с дыма, двора. Определение размера оброка составлялось феодалом.

Церковная десятина

Рекрутская повинность

Первоначально в рекруты забирали пожизненно, затем срок службы сократили до 25 лет, а в 1804 году — до 20 лет. Дальнейшие изменения в сроках службы рекрутов произошли с вступлением на трон Александра II.

Рекруты переходили в военное сословие, далее обязанность служить передавалась по наследству. Отработка рекрутской повинности зачастую являлась единственной возможностью выйти из крепостного состояния. Люди, вышедшие в отставку, получали право владения наделами, землей либо могли стать членом какого-либо податного сословия. По данным первой половины XIX века свободу путем отбывания рекрутской повинности получило больше крепостных, чем получивших иными путями.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Суррикат Мими

Лучший ответ:


Васян Коваль

Определялись и зависели размеры крестьянских повинностей от воли помещика.




Другие вопросы:


Онтонио Веселко

Один из богословов XII в. сказал: «Все мы, мудрствующие, только карлики, взобравшиеся на плечи античных гигантов. Только благодаря им можем видеть дальш Один из богословов XII в. сказал: «Все мы, мудрствующие, только карлики, взобравшиеся на плечи античных гигантов. Только благодаря им можем видеть.

Крестья́нская рефо́рма в Росси́и, известная также как отмена крепостного права — реформа, проведенная в 1861 году, упразднившая Крепостное право в Российской империи.

Содержание

История

В 1816—1819 гг. крепостное право было отменено в прибалтийских (остзейских) губерниях Российской империи (Эстляндия, Курляндия, Лифляндия).


Вопреки существующему ошибочному мнению, что подавляющее большинство населения дореформенной России состояло в крепостной зависимости, в действительности процентное отношение крепостных ко всему населению империи держалось почти неизменным на 45 % со второй ревизии до восьмой (то есть с 1747 до 1837), а к 10-й ревизии (1857) эта доля упала до 37 %. Согласно переписи населения 1857—1859 годов, в крепостной зависимости находилось 23,1 миллиона человек (обоего пола) из 62,5 миллионов человек, населявших Российскую империю. Из 65 губерний и областей, существовавших в Российской империи на 1858 год, в трёх вышеназванных остзейских губерниях, в Земле Черноморского войска, в Приморской области, Семипалатинской области и области Сибирских киргизов, в Дербентской губернии (с Прикаспийским краем) и Эриванской губернии крепостных не было вовсе; ещё в 4 административных единицах (Архангельской и Шемахинской губерниях, Забайкальской и Якутской областях) крепостных крестьян также не было, за исключением нескольких десятков дворовых людей (слуг). В оставшихся 52 губерниях и областях доля крепостных в численности населения составляла от 1,17 % (Бессарабская область) до 69,07 % (Смоленская губерния).

Причины

Подготовка реформы

Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II 20 ноября (2 декабря) 1857 виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову. Она предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). В 1858 для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения. В декабре 1858 была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы были созданы в марте 1859 Редакционные комиссии. Проект, составленный Редакционными комиссиями в конце 1859, отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей. Это вызвало недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в конце 1860, и при его обсуждении в Государственном совете в начале 1861.

19 февраля (3 марта н. ст.) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.

Основные положения крестьянской реформы

Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 г. На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60 % грамот. Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в отдельных районах в 2-3 раза. В результате этого в ряде районов крайне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.

Под влиянием Польского восстания 1863 произошли изменения в условиях Крестьянской реформы в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине: законом 1863 вводился обязательный выкуп; уменьшились на 20 % выкупные платежи; крестьяне, обезземеленные с 1857 по 1861, получали полностью свои наделы, обезземеленные ранее — частично.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс., 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.

Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп.

Крестьянская реформа 1861 повлекла за собой отмену крепостного права и на национальных окраинах Российской империи.


3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т. д.) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Было предложено создать в каждой губернии дворянские комитеты, имеющие право вносить в проект свои поправки.

В 1858 году для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Комитеты подчинялись Главному комитету по крестьянскому делу (преобразован из Секретного комитета). Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения

4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. В отличие от предыдущей, эта программа была более радикальной, и к принятию её правительство во многом подтолкнули многочисленные крестьянские волнения (наряду с давлением оппозиции). Эта программа была разработана Я. И. Ростовцевым. Основные положения новой программы были следующими:

В конце августа 1859 года были вызваны депутаты от 21 губернского комитета. В феврале следующего года были вызваны депутаты от 24 губернских комитетов. Более либеральный проект вызвал недовольство поместного дворянства, и в 1860 в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в октябре 1860 года, и при его обсуждении в Государственном совете с конца января 1861 года.

Манифест был обнародован в Москве 5 марта (ст. ст.) 1861 года, в Прощёное воскресенье в Успенском соборе Кремля после литургии; тогда же был обнародован в Петербурге и некоторых иных городах; в остальных местах — в течение марта того же года.

крестьянская реформа

Основные положения реформы

Размер наделов

В результате этого средний размер крестьянского надела пореформенного периода составлял 3,3 десятины на душу, что было меньше, чем до реформы. В чернозёмных губерниях помещики отрезали у крестьян пятую часть их земель. Самые большие потери понесли крестьяне Поволжья. Помимо отрезков, другими инструментами ущемления прав крестьян были переселения на неплодородные земли, лишение выпасов, лесов, водоёмов, загонов и других необходимых каждому крестьянину угодий. Трудности для крестьян представляла и чересполосица, вынуждавшая крестьян арендовать у помещиков земли, которые вдавались клиньями в крестьянские наделы.

Повинности временнообязанных крестьян

Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки. На первых порах срок этого состояния не указывался. 28 декабря 1881 года он в конце концов был установлен. Согласно постановлению все временнообязанные крестьяне переводились на выкуп с 1 января 1883 года. Подобная ситуация имела место только в центральных регионах империи. На окраинах временнообязанное состояние крестьян сохранялось вплоть до 1912—1913 гг.

Во время временнообязанного состояния крестьяне обязаны были за пользование землёй платить оброк и трудиться на барщине. Размер оброка за полный надел составлял 8—12 рублей в год. Прибыльность надела и размер оброка никак не были связаны. Самый высокий оброк (12 рублей в год) платили крестьяне Петербургской губернии, земли которой были крайне неплодородны. Напротив, в чернозёмных губерниях величина оброка была значительно ниже.

Барщину обязаны были отбывать все мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и все женщины в возрасте от 17 до 50 лет. В отличие от прежней барщины, пореформенная барщина была более ограниченна и упорядоченна. За полный надел крестьянину полагалось отработать на барщине не более 40 мужских и 30 женских дней.

Освобождение дворовых крестьян

Выкупные платежи

Крестьянин обязан был немедленно уплатить помещику 20 % выкупной суммы, а остальные 80 % вносило государство. Крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно равными выкупными платежами. Ежегодный платёж составлял 6 % выкупной суммы. Таким образом, крестьяне суммарно уплачивали 294 % выкупной ссуды. В современных терминах, выкупная ссуда была кредитом с аннуитетными платежами на срок 49 лет под 5,6 % годовых. Уплата выкупных платежей была прекращена в 1906 году в условиях Первой русской революции. К 1906 году крестьяне заплатили 1 млрд 571 млн рублей выкупа за земли, стоившие 544 млн рублей. Таким образом крестьяне фактически (с учетом процентов по кредиту) уплачивали тройную сумму. Ставка кредита в 5,6 % годовых, учитывая неипотечный характер кредита (за неуплату выкупных взносов можно было изъять личное, не имеющее производственного значения, имущество крестьян, но не саму землю) и проявившуюся ненадежность заемщиков, была сбалансированной и сообразной со сложившимися ставками кредитования всех других видов заемщиков в то время.

Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в нечерноземной полосе в среднем в 2—2,5 раза (в 1854—1855 гг. цена всех крестьянских земель составляла 544 миллиона рублей, в то время как выкуп составлял 867 миллионов). В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская, Самарская, Екатеринославская, Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К 1881 оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс., 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.

Законом 24 ноября 1866 года началась реформа государственных крестьян. За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп. По собственному желанию крестьянин мог либо продолжать платить оброк государству, либо заключить с ним выкупную сделку. Средний размер надела государственного крестьянина составлял 5,9 десятин.

Крестьянская реформа 1861 г. положила начало процессу быстрого обнищания крестьян. Средний крестьянский надел в России в период с 1860 г. по 1880 г. уменьшился с 4,8 до 3,5 десятин (почти на 30%), появилось множество разорившихся крестьян, сельских пролетариев, живших случайными заработками – явление, практически исчезнувшее в середине XIX в.

Читайте также: