Обращение к разным людям план урока

Обновлено: 30.06.2024


Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, словарик вежливых слов, солнышки, тучки.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Садитесь!

– Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

II. Проверка домашнего задания.

– Какую тему мы изучаем?

III. Актуализация знаний.

Теперь послушайте стихотворение об одном мальчике:

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут…, а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

Произносить он не привык.

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

- Как вы думаете, можно ли такого школьника считать культурным, воспитанным человеком?

- Почему он не здоровался вежливо, не прощался, не благодарил, не извинялся? (Не знает вежливых слов, стесняется, не умеет их правильно употреблять).

- А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться? Какими чертами он должен обладать?

IV. Объяснение нового материала.

1. Слово учителя с элементами беседы.

– Итак, мы с вами выяснили, что в человеке ценятся такие важные и нужные качества как доброта, опрятность, вежливость, уважительность, приветливость, внимательность.

– А как называют человека, которому присущи все эти качества? (воспитанный)

– Что же такое воспитанность?

– Воспитанность – это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения. Воспитанность включает внимательность, готовность оказать услугу каждому, кто в нем нуждается, приветливость, тактичность, скромность.

Значит (Слайд 1): Воспитанность - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

- Как по-другому можно назвать воспитанного человека? (Культурный)

- Да, ребята нам будут встречаться слова воспитанный и культурный, и вы должны знать, что речь идет о человеке, с которым приятно общаться.

– Почему эти слова называются волшебными?

– А знакомы ли вам эти волшебные слова; слова, которые мы говорим при встрече, при расставании, при обращении с просьбой к людям? Сегодня на уроке мы вспомним эти слова, будем учиться обращаться к старшим и сверстникам при встрече и расстовании.

И так тема нашего урока (Слайд 2) Формы обращения к взрослым и сверстникам. (вклеивают в тетрадь)

Ребята по очереди открывают лепесток , читают слово , говорят, в каких случаях произносят его, и приклеивают слово в определенную колонку таблицы.

Юра – закрашивает лепестки со словами в тетради.

– Мы с вами составили словарик вежливых слов (Слайд 3)

-Какие слова мы говорим при встрече?

- Какие слова нам помогают обращаться с просьбой, с вопросом?

-Какие слова употребляем при расставании?

-Так что это за слова? (волшебные)

-Для чего они нам нужны?

Музыкальная физкультминутка. Песенка-игра.(Слайд 4)

- Думаю, вы теперь хорошо знаете вежливые слова, слова приветствия, прощания.

- Я раздаю вам по три слова. Вам они знакомы, вы их хорошо знаете. Сейчас и гости посмотрят, как вы эти слова знаете и применяете.

- Ваша задача: прочитать и понять, к кому эти слова обращены к взрослому или ребенку.

Ксюша, ты у нас хорошо читаешь, давай начнем с тебя. Читай слово. К кому ты обратишься к Нине Васильевне или Юре? Обращайся. Закончи предложение.

Привет, здравствуйте, до свидания, пока, добрый день, как дела, здравствуй, извини, простите, пожалуйста; помогите мне пожалуйста – помоги мне пожалуйста; извини меня – извините; как дела – как ваши дела

- Итак, я надеюсь, что вы закрепили умения пользоваться волшебными словами и не забудете, как надо обращаться к взрослым и как к детям.

2. - Чтобы стать по -настоящему воспитанными людьми, этому вы должны учиться. Иногда приходится учиться всю свою жизнь. Но, в жизни бывает так, что даже взрослые прожив жизнь и зная хорошие слова, не научились быть вежливыми, не научились пользоваться волшебными словами, совершают плохие поступки. Вы видели таких людей в своей жизни? Сталкивались с этим? Где? Приведите примеры.

- А всегда ли вы пользуетесь вежливыми словами? Или иногда забываете про них? (Приводят примеры)

Задания на внимательность. Найди ошибку (на картинках). Слайды 5-6.

- Молодцы. Вы с заданием справились. Ребята запомните, что добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

3. - Но только ли от употребления вежливых слов зависит культурный человек или нет? От того, как человек сидит, стоит, ходит, смотрит, говорит, кушает можно судить о его воспитанности. А еще есть много правил, которые человек должен соблюдать постоянно, чтобы можно было считать его культурным

– А сейчас мы проверим культурные ли вы?

Встречаются мальчик и девочка, приветствуют друг друга, при этом у мальчика руки остаются в карманах брюк. В чем ошибка?
Приветствуя даму,
юноша руки из карманов вынимает.

Мальчики оживлённо обсуждают кинофильм. Их обгоняет знакомая девочка. Кто должен здороваться первым?
Здоровается первым тот, кто обгоняет.

б) А теперь давайте закрепим наши знания и поиграем. Слайд 13.

Если я читаю о вежливом поступке – вы показываете солнышко. Когда я читаю о невежливом поступке – вы показываете тучку. Давайте сначала потренируемся, чтобы я увидела, что вы меня поняли.

Я здороваюсь при встрече. +

Я не встаю на обращение учителя. +

Я извиняюсь, если кого-то обидел. +

Я вежливо обращаюсь с просьбой. +

Если я толкнул, я не извинюсь. +

Я прощаюсь уходя.

Я говорю грубые слова.

Я обижаю маленьких.

Я помогаю пожилому перейти дорогу.

Я не уступаю место в автобусе взрослому. +

VI. Подведение итогов. -Я надеюсь, вы запомнили, о чем мы сегодня говорили, и ребята расскажут нам стихотворение.

Стихотворение (автор – В. Кудлачев) ( Слайд14)

Слова эти очень и очень важны.
Они человеку как воздух нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти надо с улыбкой дарить.

– Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?

- Чем мы занимались на уроке?

- Какие слова запомнили? (Словарик)

– Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.

-Мне очень хочется верить, что вежливые слова в вашей жизни будут идти рядом с вашими вежливыми поступками.

VII. Рефлексия. (Слайды 15-16)

– Ну вот, пришло время прощаться.

– Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока.

– Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.

– Кому было интересно, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_m147d7679.jpg

Город Вежливости

1. Вооружить учащихся умениями и привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доверия.

2. Развивать умение участвовать в свободной беседе, уметь обращаться к разным людям.

3. Формировать умение осмысливать свои поступки и поступки другого, развивать умение понимать чувства и настроение другого.

4. Воспитывать культуру поведения.

Ход мероприятия:

Учитель : Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведём интересное мероприятие. Будем много общаться, путешествовать, играть, побываем в незабываемой стране. Я, думаю, вы активно будете принимать участие, выполнять все задания, которые встретятся на нашем пути.

-Я долго думала, с чего бы начать. И решила, начнём вот с чего…

- Возьмите в руки 1 карандаш (фломастер). Попробуйте вместе (парой) нарисовать дерево. (Дети вдвоём, держа в руках 1 карандаш, рисуют дерево на одном листочке.

-Удалось ли вам это сделать хорошо?

- Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?

- А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?

(Надо было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом)

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? ( Об общении)

( Открывается тема классного часа )

- А конкретно мы поговорим об обращении к разным людям. Ведь в нашем мире мы можем встретить людей, не похожих на других.

Как замечательно, что люди научились пользоваться речью! Благодаря ей, мы находимся в постоянном общении друг с другом. Наше хорошее настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно обронённое, злое слово больно нас ранит. Сейчас, даже трудно представить то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить. Как же они общались?

Дети высказывают свои версии.

(Дети берутся за связку шаров и двигаются между партами, присаживаясь на свои места)

Участвуют несколько человек.

Учитель : Давайте поделимся впечатлениями.

- Слушали ли тебя ребята?

- Пока ты слушал других, не появились ли у тебя более важные желания?

- Что было самым трудным для вас в этом задании?

(Слайд 3 ) Секреты общения.

Оказывай и вежливо принимай знаки внимания, и с тобой будет приятно общаться, у тебя будет больше друзей!

Будь внимателен и вежлив к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.

Вежливо проси о помощи и сам оказывай помощь, когда она необходима, когда тебя о ней просят.

Умей внимательно слушать другого, и сможешь узнать много нового.

Не падай духом при собственных неудачах и радуйся успехам других.

Умей поставить себя на место другого человека, и ты сможешь понять его.

Скажите, что используют для общения люди, лишённые слуха? Использование определённых положений рук, головы для передачи мыслей - это язык жестов. Все мы ежедневно пользуемся этим языком. А вы владеете языком жестов? Сейчас проверим. То, что я произнесу словами, вы попробуйте изобразить жестами.

- Тишина. Тс-с-с! (Указательный палец поднести к губам).

- Иди-ка сюда! (Поманить пальцем, ладонью).

- Нет, нет! (Повертеть головой или рукой из стороны в сторону).

- Восхищение чем- либо. (Звучат аплодисменты).

Молодцы, языком жестов вы владеете в совершенстве!

- Скажите, кто из людей пользуются жестами? ( Слепые, глухие)

Важным элементом в общении являются жесты и мимика. Жесты – это движения руками, а мимика – выражение лица.

- Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы говорят: “Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин”.

Вывод: как вести себя во время разговора?

движения человека должны быть естественными;

чаще улыбаться .

( 5 слайд)

Учитель Итак, дореволюционные формы обращения оказались под запретом много десятилетий назад, заменившие их слова тоже изжили себя, а на смену последним ничего не пришло. Предпринимаются попытки снова на старинный манер величать девушку барышней, а молодого человека — сударем. Но пока эти формы звучат неестественно, и даже с оттенком издёвки. Да и не во всех ситуациях они уместны (например, в переполненном транспорте).

-Какие обращения существуют в современном языке?

Вариантов не очень много, и, к сожалению, ни один из них не является одновременно подходящим для всех случаев, нейтральным и вежливым. Убедитесь сами:

— женщина/девушка, мужчина/молодой человек — звучит грубовато, намекает на возраст и может обидеть;

— господин, госпожа — в повседневной речи и бытовых разговорах звучит неестественно;

— сударыня, барышня — имеет оттенок иронии;

— гражданин, гражданка — звучит формально, вызывает негативные ассоциации;

— мать, отец, брат, земляк — фамильярно;

— уважаемый, милейший, почтеннейший, милочка — звучат снисходительно и саркастически.

- Как обращаться к незнакомым людям?

Чтобы начать разговор с человеком, имя которого вы не знаете, используйте нейтральные фразы.

Если ваш потенциальный собеседник смотрит в другую сторону, и вам нужно обратить на себя его внимание, подойдут:

— Можно вас спросить?

Когда будет установлен зрительный контакт, продолжайте разговор и изложите свою просьбу или вопрос. Уместно добавить приветствие.

— Вы не подскажете…

— Добрый день, подскажите, пожалуйста…

— Здравствуйте, скажите, пожалуйста…

Так вы сможете завязать разговор и выяснить нужную информацию, не ломая голову, как обратиться к человеку.

Если же человек просто идёт по своим делам или занят работой, не связанной с обслуживанием посетителей, то вполне уместно будет начать фразу с извинения.

- А как казаки обращаются друг к другу?

Р.К. Казаку обычаем предписывалось относиться к любой женщине как к своей сестре, а если женщина пожилая, то, как к матери. Разговаривая с женщиной, казак должен стоять, а если женщина пожилая – при разговоре должен снять шапку.

Жил-был Кролик. Он был очень воспитанный, вежливый. Однажды он шёл из чащи леса домой, как вдруг небо потемнело, надвинулись тучи, закрывая солнце, полил дождь. На пути была огромная пещера. Кролик решил там переждать дождь. Но он не знал, что в пещере жила старая ядовитая змея. Она редко выползала из пещеры, потому что не любила солнце, свет, зелень, красоту вокруг. Кролик не вошёл сразу в пещеру. Он вежливо спросил:

- Уважаемая пещера, разрешите мне войти и переждать дождь?

Услышав голос Кролика, змея, от радости забыв об осторожности, ответила:

Узнав голос змеи, Кролик испугался, но не подал вида. Он вежливо сказал:

-Простите, я не знал, что здесь занято и кто-то живёт. Всего доброго, до свидания, не смею вас беспокоить.

Он со всех ног бросился бежать домой. Змея, разозлившись, зашипела:

- Ох, уж эти мне вежливые кролики!

Учитель : Понравилась ли вам сказка? А вас когда-нибудь выручала вежливость?

А теперь разыграем некоторые ситуации.

1. Пассажир маршрутки просит передать плату за проезд.

2. Прохожий спрашивает о времени.

3. Зритель в кинотеатре просит соседа впереди снять головной убор, так как ему ничего не видно.

Учитель : Какие секреты общения вам помогли?

Ответы детей.

Учитель : Наше путешествие подходит к концу. Я хочу у вас спросить, что нового вы узнали на нашем занятии? (Ответы детей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка по теме " Обращение". На материале сказок обучающиеся научатся не только находить обращение , но и расставлять знаки препинания. На уроке формируется коммуникативные навыки и умения, обеспечивающие свободное употребление обращения в речи разных ситуациях. На уроке развиваются творческие способноти обучающихся.

1. Предмет: Русский язык

3. Автор УМК: В.В.. Бабайцевой

5. Тип урока: Урок изучения нового.

6. Цель урока: Сформировать представление об обращении, учить правильно оформлять предложение с обращением.

7. Задачи урока:

образовательные – познакомить учащихся с обращением, развивать умения точно употреблять в речи обращение, совершенствовать навыки постановки знаков препинания при обращении.

развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности, языковой интуиции.

воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.

8. Планируемые результаты:

Знать: основные понятия синтаксиса; правила постановки знаков препинания при обращении и роль их в речи.

Уметь: опознавать основные единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры(простое или сложное); ставить знаки препинания при письме; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.

Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

9. Основные поняти темы: Синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), обращение, интонация; знаки препинания; синтаксический и пунктуационный разборы.

10. Межпредметные связи: Литература

дополнительные: мультимедийный проектор, ноутбук; карточки со знаками препинания, индивидуальные карточки с дидактическими заданиями; электронная физкультминутка.

12. Организация пространства: Работа фронтальная Ф, индивидуальная И, групповая Г.

1.Организационный момент:

Здравствуйте, дорогие друзья! Присаживайтесь на места. Проверьте свою готовность. Сегодня на уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем. Запишите дату.

2. Лингвистическая разминка Кроссворд.
(
Учащиеся записывают понятия в тетрадь, затем самопроверка по слайду)

Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание)

Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)

Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)

Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)

Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)

Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимением. (Дополнение)

Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)

Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)

Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение)

3.Эмоциональное введение в тему урока.

Учитель задает проблемные вопросы. Побуждает к высказыванию своего мнения. Координирует действия.

Ребята! К нам кто-то стучится в дверь. Театрализация.(Выходят две ученицы)

1 ученица: Если надо обратиться,

Я могу вам пригодиться.

Без сомнения, друзья,

Помогу вам только я.

Могу быть выражено словом –

И не одним – двумя, тремя.

И в предложении готова

Занять любое место я

Всем вам при общении поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй!

Учитель : какие же задачи сегодня нам предстоит решить на уроке?

Обучающиеся сами определяют задачи урока:

- Какое место занимает обращение в предложении?

-Знаки препинания при обращении.

- Чем может быть выражено обращение.

- Роль в тексте.

Учитель: Запишите тему урока, начинаем работу .

4.Синтаксическая минутка.

Друзья откроют нам сказочный мир.

Я вам, друзья, открою сказочный мир.

- Орфографическая работа: откроют, сказочный.

- Фонетическая разминка: найти слова, в которых звуков больше, чем букв.

- Выделим грамматическую основу в данных предложениях

- Дайте характеристику предложению.

- Чем выражено подлежащее.

- Определите грамматический признак обращения. (Выражено чаще всего существительным в именительном падеже).

Сравнение с подлежащим

- Как можно отличить обращение от подлежащего?

(1. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос, от обращения нет. 2. Между подлежащим и сказуемым нет паузы, после обращения есть. 3.В предложении подчеркиваем галочками.

Давайте посмотрим как изображено обращение в схеме.

Следующие задания выполняются по группам:

Исследование

1.Выписать слово с непроизносимой согласной.2.Выделить запятыми обращение. 3.Как называются выделенные слова? 4. Посмотрите, к кому обращаются герои сказки.

5.Какова функция обращения? (Называет того, к кому обращаются с речью)

3.Чем выражено обращения.

4.Место в предложении.

Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи. Перед вами отрывки из сказок А.С.Пушкина.

Чем вы, гости, торг ведёте?И куда теперь плывёте?

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

Что такое, господа?-

Говорит Дадон, зевая…

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный!

5. Свет наш солнышко, ты ходишь круглый год по небу.

Учитель: Вы научились находить обращения.

А ещё какую закономерность вы заметили в обращении?

1. Место обращения в предложении может быть свободным;
2. Обращение состоит из одного или нескольких слов.

Молодцы! А вы у нас ещё и юные исследователи. Нам предстоит большая работа и поэтому нужно отдохнуть. Я прошу … помочь мне провести физкультминутку.

Слушайте внимательно и определите, прозвучат ли в речи физорга слова, связанные с темой.

Ребята, встаньте! Раз- поднялись, потянулись.

Два- согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою- три кивка.

На четыре -руки шире.

Пять- руками помахать.

Шесть- за парты тихо сесть.

Молодцы, юные исследователи!

Исследование

1 Приведите примеры слов с безударной гласной в корне

2. Найдите обращения в тексте сказки.

Учитель: У нас на уроке прозвучали отрывки из разных сказок А.С.Пушкина. Какая ваша самая любимая. Какое настроение при чтении вызвала у вас сказка?

Дети: Хорошее, радостное.

Учитель: Но сначала и грустное, вы волновались за судьбу царевны. Вы как заметили художественное своеобразие сказки: повторы, эпитеты, и, конечно же, обращения. К кому обращались герои сказки.

Дети: Это обращения к зеркальцу, Королевича Елисея к солнцу и ветру (выразительное чтение наизусть 1,2 уч.-ся)

Учитель: Беседа об эмоционально-интонационной окраске обращений.

Обращение обладает звательной интонацией. Именно с помощью интонации выражаются оттенки мыслей или чувства – испуг, упрек, радость, злость, недовольство и т. д.

Часто по обращению становятся понятными отношения между говорящими.

Обращения играют заметную роль в речи: они не только называют того, к кому или к чему обращаются, но и оживляют нашу речь. Наконец, обращения очень часто помогают раскрыть характер героя произведения и произносят с соответствующей интонацией.

- В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу? Что пишет автор о царице? Как характеризуют царицу эти обращения? Прочитать с соответствующей интонацией.

– Посмотрим, какой изображена царица в первый раз. Как она

обращается к зеркальцу?

С ним приветливо шутила (приветливо, весело)

И, красуясь, говорила:

«Свет мой зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

– Что пишет автор в другой раз? В чём меняется интонация царицы?

Как это её характеризует?

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

(горделиво, самонадеянно, настойчиво)

«Я ль, скажи мне, всех милее,

(зло, возмущённо, в голосе чувствуется ненависть и зависть

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло.

Как тягаться ей со мной?

Перед вами отрывки из сказки А.С.Пушкина. Давайте запишем эти предложения, расставим знаки препинания.

Тексты (отрывки из "Сказки о рыбаке и рыбке" и "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях")

2.Ветер ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.

3.Ей с поклоном старик отвечает:

"Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,

Не даёт старику мне покою:

4.Она его ласкать,

Треплет нежною рукою:

«Что, Соколко, что с тобою?

Ляг!" - и в комнату вошла,

Дверь тихонько заперла.

5."Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

По окончании работы один участник группы дает ответ.

Какова роль обращений в речи?

(Назвать того, к кому обращаются с речью.

Выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с речью).

Исследование ( группа слабых учащихся)

1.Найти предложения разные по цели высказывания.

2.Морфемный разбор слова прекрасный.

Работа с иллюстрациями.

Предлагаю еще одно небольшое исследование. Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Рассмотрите их. Выберите одно предложение, в котором есть обращение (на выполнение работы отводится 5 минут).

Догадались, к какой сказке рисунок?

Знаки препинания в предложении с обращением не расcтавлены.

Итак, какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

Раздаточный материал

Вот из моря вылез старый Бес:

2.Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане".

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

3.Иллюстрация к "Сказке о мертвой царевне:"

Свет наш, солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу.

К красну солнцу, наконец

4.Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке".

Чего тебе надобно, старче?

Отыскали старика, привели к ней.

Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:

К какой сказке иллюстрация?

Выбери предложение с обращением. Как расставлены знаки препинания?

Чем выражено обращение? (словом, сочетанием слов)

Определи место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).

Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

Какой знак препинания ставится в конце предложения (вид предложения по цели высказывания и интонации)?

После выполнения задания один участник группы выходит к доске и записывает предложение с обращением.

Ребята, обращение не является членом предложения, но оно обозначается условным значком:

Ребята, какое слово показалось вам здесь необычным?А знаете вы историю происхождения таких слов? … провел свое исследование. Сейчас он поделится с вами результатом.

Историческая справка. (Выступление одного из учеников)

Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.

Другие примеры звательного падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, несколько отличная от именительного падежа, сокращённая форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”, “Дим” и т. д. Она применима только в разговорной речи.

Cамостоятельная работа: Графический диктант.

В заключении : Давайте подведем итог нашей работе. Что вы узнали нового сегодня на уроке? Мы с вами соприкоснулись с творчеством А.С.Пушкина,а можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.

Посмотрите, кто сидит рядом с вами.

Как вы обращаетесь друг к другу?

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.

Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.

Кто желает прочесть обращение к однокласснику?

Рефлексия: теперь оцените свою деятельность на уроке.

На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.

Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.

Сегодня на уроке.

На выполнение работы отводится 2 минуты.

Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?

Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?

Выставление оценок. Закончим мы свой урок стихотворением ,посвященым Пушкину.


На нашем уроке мы выясним, что такое обращение и какими бывают обращения. Поговорим о том, как следует обращаться к людям. И рассмотрим наиболее сложные случаи расстановки знаков препинания при обращениях.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Обращение и знаки препинания при нём"


Сегодня мы узнаем о неотъемлемой части русского языка. Будем обращаться к людям и не только. Научимся обособлять обращения.

На уроке мы


А для начала попробуем отгадать загадку. Что это такое?

- не является членом предложения

- к нему нельзя поставить вопрос

- мы не можем без него обойтись в речи

- каждый человек пользуется им с детства.

Конечно же, это обращение.


В жизни мы постоянно обращаемся к другим людям:

- Мама, я скоро вернусь!

- Здравствуйте, Марья Петровна!

- Дорогой Антон! Поздравляю тебя с Днем рождения!

Иногда мы можем также обращаться к животным, предметам, явлениям:

- Барсик, Барсик, кис-кис-кис!

- Привет, печенье. Я тебя съем.

- Каникулы, я мечтаю о вас!


Для чего же нам нужны обращения?

Они помогают установить контакт:

- Дедушка, присаживайтесь, пожалуйста!

С помощью обращения можно привлечь внимание.

- Петя! Петя, оглянись, это я, Вася!

Обращения помогают передать отношение к адресату.

- Неряха! Ты опять заляпал всю рубашку.

Для чего нужны обращения?


В древнерусском языке для обращений использовался особый, звательный падеж. Сейчас элементы этого падежа можно увидеть в сказках.

В древнерусском языке для обращений использовался особый, звательный падеж


Однако два слова в звательном падеже и теперь очень часто употребляются в речи.

- Боже, какая сложная контрольная!

- О Господи! Кажется, я сделал пятнадцать ошибок!

Выделенные слова в этих предложениях стоят в звательном падеже.

В древнерусском языке для обращений использовался особый, звательный падеж


В современном русском языке для обращений используется именительный падеж.

Обычно нам служат для обращений существительные, как собственные, так и нарицательные.

Это может быть имя:

- Таня, как ты поживаешь?

Или фамилия, имя, отчество:

- Иванов Иван Иванович, встаньте!

Обращением может служить кличка животного:

- Шарик! Ко мне!

Или наименование лица:

- Мальчик, куда ты так спешишь?

Практически, обращением может быть название любого предмета, к которому мы обращается.

В современном русском языке для обращений используется именительный падеж.

Для обращений нам обычно служат существительные, собственные и нарицательные.


Обращения могут распространяться, иметь зависимые слова.

Мама, ты лучше всех! Дорогая мама, ты лучше всех!

Девушка, вы забыли свой кошелек! Девушка в синей шапочке, вы забыли свой кошелек!

В первом столбце – предложения с нераспространёнными обращениями. Во втором – предложения с распространенными обращениями.

Обращения могут распространяться, иметь зависимые слова


В роли обращений могут выступать и другие слова. Например, прилагательные:

- Добрая моя, о чем тебе рассказать?

- Дорогой, рассказывай о чем угодно!

- Хочешь – расскажу анекдот, веселая моя?

В роли обращений могут выступать и другие слова


В предложении может быть несколько обращений:

- Петя, дорогой друг, как я тебя ждала!

- Давно не виделись, Мариночка, красавица!

В предложении может быть несколько обращений



Обращения выделяются в тексте и в речи.

Как правило, обращения в тексте выделяются запятыми:

- Доброе утро, Винни Пух.

- Доброе утро, Пятачок.

Еще один пример:

- Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь.

Обратите внимание: обращение выделяется запятыми с двух сторон.

Обращения выделяются в тексте и в речи.

Как правило, обращения в тексте выделяются запятыми


Рассмотрим некоторые тонкости выделения обращений запятыми:

Обращения выделяются запятыми со всеми относящимися к ним словами.

Здравствуй, любимый брат.

В середине предложения обращение выделяется с двух сторон.

И вот, дорогая бабушка, я пишу тебе письмо.

Если части обращения разделены, то выделяется каждая часть.

Отколе, умная, бредешь ты, голова?

В тексте обращения выделяются запятыми


Обратите внимание. При усиленной интонации обращение выделяется восклицательным знаком.

Обращения выделяются в тексте и в речи.

При усиленной интонации обращение выделяется восклицательным знаком.


Нужно обратить внимание также на отделение обращения от междометий и частиц.

Обычно междометия отделяются от обращения.

- Ну, Дед Мороз, погоди!

В этом предложении обращение Дед Мороз выделяется запятыми с двух сторон. При этом оно отделяется от междометия ну.

Нужно обратить внимание также на отделение обращения от междометий и частиц.

Обычно междометия отделяются от обращения.


Междометия отделяются от обращения запятой.

- Эх, Витя, как ты мог так поступить? Междометие эх отделяется от обращения Витя.

О Родина! Как много о тебе писали и говорили! Частица о не отделяется от обращения.

А, Маша! Давно не виделись! Частица а отделяется от обращения.

А вот при повторении обращения та же частица от обращения не отделяется:

- Катя, а Катя, дай карандаш!

Междометия отделяются от обращения запятой.


Как правильно обращаться к людям?

В Интернете есть такой комикс об обращении к официальным лицам в разных странах.

Как правильно обращаться к людям?


Конечно, нам не нужно обращаться к королям, но все-таки, есть ли в русском языке особые правила обращения?

В русском языке к знакомым и незнакомым взрослым людям обращаются по имени и отчеству


В других странах отчество может отсутствовать. Если наша пожилая женщина - американка, то она для всех просто Мария. Или миссис Браун.

В других странах отчество может отсутствовать


Есть также особые формы обращения в этикетной обстановке. Например, в официальной переписке или на каких-либо мероприятиях. Например:

- Уважаемая Мария Владимировна! От всего нашего класса позвольте поздравить Вас с Днем пожилого человека!

Читайте также: