План урока контроля знаний по истории

Обновлено: 02.07.2024

В настоящее время история является одним из наиболее важных школьных предметов. Именно знание истории и уважение к ней делает человека интеллигентным гражданином и истинным патриотом своей страны.

Исходя из этого, подчеркну, что преподавание истории в школе должно быть качественным и актуальным.

Проблема адекватности формирования задач и цели урока очень актуальна в рамках современной методике преподавания. Формулирования задач урока теоретически еще мало разработано и вызывает затруднения не только у практикантов, но и у учителей. Поэтому, составляя план-конспект для проведения урока истории, необходимо помнить, что основная задача системы уроков в современной школе состоит в подготовке всесторонне развитого человека.

Важно помнить, что план-конспект должен включать в себя краткий план урока истории. Самой распространенным видом оформления плана урока в рамках плана-конспекта является таблица.

На рисунке представлен образец таблицы плана урока.

план-конспект урока истории

Необходимо помнить, что ход урока - основная часть план-конспекта, в которой в развернутом виде излагается последовательность действий по проведению урока истории. Помимо этого укажите в план-конспекте те материалы, которые Вы планируете использовать на уроке истории, включая учебники, задачники, сборники тестов, различную дополнительную литературу по экспериментальным заданиям, демонстрационным и лабораторным работам. Этот раздел план-конспекта, по усмотрению педагога, может быть представлен в виде таблицы.

Для того чтобы история была интересна учащимся необходимо составлять краткие или развернутые план-конспекты уроков. Это поможет четко и вдумчиво излагать учебный материал, проверять качество знаний школьников и воспитывать уважение к событиям истории.

При разработке конспекта урока учитывается тот факт, что эффективность любого урока истории зависит от правильности постановки его задач. При постановке задач в план-конспекте следует исходить из содержания поурочного рабочего плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав учащихся, их подготовленность, условия места занятия.

Образец таблицы хода урока

план-конспект урока истории

План-конспект урока по истории обычно включает следующие этапы:

  • организационный этап,
  • этап проверки домашнего задания,
  • этап контроля и всесторонней проверки знаний,
  • этап подготовки к усвоению нового материала,
  • этап усвоения новых знаний,
  • этап закрепления новых знаний,
  • этап первичной проверки понимания нового материала,
  • этап повторения пройденного материала,
  • этап обобщения и систематизации новых знаний,
  • этап информации о домашнем задании.

В каждом этапе могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.

В конце план-конспекта должна стоять подпись учителя. Без этого неясно, кто по этому план-конспекту работает, кто несет ответственность за написанное.

План-конспект урока истории 6 класс

Тема урока истории: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Цели и задачи урока истории:

  1. Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
  2. Продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
  3. Воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.

Оборудование: карта "Древнерусское государство в IX-XI вв", картина А.М.Васнецова "Вече", тесты.

план-конспект урока истории

Основные понятия: наместник - глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)

Посадник - назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)

Усобицы - княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава - первый писанный свод законов на Руси.

Важнейшие даты: 1019-1054 гг. - правление Ярослава Мудрого;

1036 г. - разгром Ярославом печенегов под Киевом;

1030 г. - основание города Юрьева;

1041 г - союзный договор с Польшей;

1043 г. - неудачный поход на Византию;

1046 - договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.

Ход урока истории:

Повторение темы "Владимир Святославич. Принятие христианства"

1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)

2. составить схему "Русская православная церковь" (на доске):

3. Решить тестовые задания.

1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:

1 За ограбление во время полюдья был убит древлянами

2 Установил уроки и погосты

3 Совершил первый победоносный поход на Царьград

4 Разгромил Хазарский каганат

5 Провел крещение Руси

2. Укажите маршрут торгового пути "из варяг в греки":

А) Белое море - р. Северная Двина - р. Сухона - Волга - Дон - Азовское море - Черное море;

Б) Балтийское море - р.Нева - Ладожское озеро - р.Волхов - оз. Ильмень -р. Ловать - Днепр - Черное море;

В) Балтийское море -р.Западная Двина- Днепр - Черное море;

Г) Балтийское море - р.Неман -р.Припять - р.Днепр - Черное море;

3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

а) многобожиеб) троебожие в) единобожие

4. Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:

а) Святослав б) Владимир в) Олег

5. Что относится к жанру героического эпоса?

а) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины

1. Беседа с классом

Когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)

Какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)

2. Индивидуальный опрос:

Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.

- Каковы были причины принятия Русью христианства?

- Какое значение имело принятие Русью христианства?

3. Проверка правильности выполнения схемы "Русская православная церковь"

Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?

(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)

Чем Владимир отличался от них? (первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)

5. Изучение нового материала.

1. Борьба за власть сыновей Владимира - вторая усобица на Руси.

2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.

3. Управление государством при Ярославе Мудром

4. Внешняя политика Ярослава Мудрого

- Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?

- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?

Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.

Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.) Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный). В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)

1016 г. - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч) разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю - польскому королю) Ярослав становится во главе Киева.

1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол.

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами - Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг. - период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского).

С 1036 г. - Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси

6. Самостоятельная работа. § 6, стр.45-46. + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана.

Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?

7. Проверка самостоятельной работы.

8. Рассказ учителя на тему: "Цели внешней политики Руси"

- Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок контроля и коррекции знаний в форме письменного опроса. Разработка урока содержит задания различного уровня.

План – конспект урока по истории Древнего мира в 5 класс

Цель: проверить знания обучающихся по данному разделу, выявить и восстановить пробелы.

Задачи:

Образовательные:

- предоставить обучающимся возможность в комплексе применить знания по данному разделу; выявить и скорректировать пробелы.

Развивающие:

- развитие умений работать самостоятельно, находить и переносить теоретические знания на практику.

Воспитательные:

- способствовать развитию познавательных знаний.

Планируемые результаты:

Формирование учебно-познавательных компетенций через приемы: вопрос-ответ, работа с различными источниками информации.

Формирование информационных компетенций через приемы: творческое задание, выдвижение образных аналогий.

Формирование ценностно-смысловых компетенций через приемы: исследование, приемы решений.

Формирование компетенций личностного самосовершенствования через прием: творческое задание, тестовый контроль.

Умения.

Закрепление умения работать индивидуально и отвечать за принятые решения.

Знания.

Навыки.

Развитие навыков самостоятельной работы, проводить самооценку.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний.

Форма урока: письменный контроль

Методы обучения:

Метод стимулирования и мотивации обучающихся в самом начале урока;

Метод фронтальной организации;

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: дидактический материал (листы с тестированием)

План урока (и план изучения темы, и хронометраж, составные части урока)

1 этап Организация начала занятий1 мин

2 этап Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся - 5 минут

Обучающиеся с помощью учителя определяют цель урока

3 этап Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у обучающихся общеучебных умений.

1Выявление знаний, определения терминов.- 8 мин

2. Итоги диагностики (контроля) знаний. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях.- 5 мин

3. Физкультминутка – 2 мин

4. Выявление знаний хронологии событий – 7 мин

5. Выявление знаний исторических деятелей – 9 мин

4 этап Рефлексия – 8 мин

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приветствует обучающихся, проверяет готовность их к уроку

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место.

Показывает лист оценивания, настраивает на урок; объясняет, как будет проходить урок.

Слушают учителя, изучают листы оценивания, задают вопросы по работе на уроке, делятся на группы.

Выявление знаний, определения терминов.

(приложение 2)

Раздает карточки обучающимся и объясняет, что необходимо сделать. Итак, первое задание для вас. Необходимо написать правильный термин. В выполнении данного задания принимает участие вся группа.

Итоги диагностики (контроля) знаний. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях

Включат слайд презентации. (приложение 3). Осуществляет контроль над деятельностью обучающихся.

Предлагает обучающимся немного отдохнуть и выполнить физкультминутку.

Включает музыкальное сопровождение.

– Представьте себя каким-нибудь понравившимся и запомнившимся вам историческим деятелем Древнего Рима или римским гладиатором. Изобразите его под музыку.

Пока обучающиеся заняты выполнением физкультминутки, собирает карточки и листы оценивания

Выявление знаний хронологии событий

Включает слайд презентации, (приложение 4).

Сейчас вы должны выполнить задание индивидуально каждый, не совещаясь друг с другом.

Выявление знаний исторических деятелей.

Предлагает обучающимся выбрать по четыре карточки с психологическим портретом исторического деятеля Древнего Рима. (приложение 5). Затем необходимо по представленным чертам угадать, кому принадлежит психологический портрет.

Пока обучающиеся выполняют задание, собирает раздаточный материал, проверяет работу обучающихся индивидуальную и групповую , выставляет баллы в листы оценивания, подводит итоги, учитывая устные ответы ребят.

Выполняют задание в группе.

Обмениваются выполненными г, проверяют совместно с учителем правильность выполнения задания. Выставляют количество баллов в лист оценивания.

Представляют себя гладиаторами, различными

персоналиями эпохи, двигаются под музыку.

Вспоминают события. Записывают на листочках ответы на вопросы .

Выбирают четыре карточки и отгадывают исторических деятелей. Выбирают докладчика от группы.

Затем по очереди выступают представители первой и второй групп.

Беседует с обучающимися, комментирует выполнение заданий, сообщает результаты по листам оценивания.

Вместе с детьми обсуждает ошибки.

Выставляет оценки за урок.

Формулируют собственное мнение и позицию, участвуют в обсуждении, задают вопросы по выполненным заданиям.

Приложение 1

Фамилия, имя _____________________________ Дата ____________

Исторический диктант

На каком полуострове расположен Древний Рим? (Апеннинский)

Самая большая река Италии (Тибр)

Как называлось коренное население Рима? (патриции)

Как называлась рыночная площадь в Риме? (форум)

Что в переводе означает слово Италия? (страна телят)

Назовите животное, которое выкормило Ромула и Рема (волчица)

Самый большой остров Италии (Сицилия)

В каком году по легенде был основан город Рим? (753 год до н.э.)

На скольких холмах расположен Рим, назовите 2 главных холма. (7, Капитолий, Палатин)

II.Тестовые задания

Что из нижеперечисленного придумали римляне (выбери неправильный ответ):

а) мосты; б) бетон; в) водопровод; г) компас

В честь военных побед в Риме возводились:

а) акведуки; б) термы; в) колонны; г) триумфальные арки

Главный бог римской мифологии – это:

а) Зевс б) Нептун в) Юпитер

4) Самый большой амфитеатр в Риме, где проходили бои гладиаторов, - это:

а) акведук б) Колизей в) термы

5) Храм, посвящённый всем богам Рима, называется:

а) Парфенон б) Пантикапей в) Пантеон

III. Как мы знаем римских правителей:

О каком императоре римский народ говорил: "Актер на императорском троне" (Нерон);

О каком императоре римляне говорили: "Лучший из императоров" (Траян);

Именно этот человек получил первым звание диктатора и стал первым императором (Гай Юлий Цезарь);

Именно этот сенатор возглавил заговор против Цезаря (Брут);

Именно этот человек предложил земельный закон, по которому свободные земледельцы получали землю (Тиберий Гракх).

IV.Определите последовательность событий Второй Пунической войны:

А) Объявление Римом войны Карфагену
Б) битва при Каннах
В) военные действия против Ганнибала полководца Квинта Фабия Максима
Г) битва у Тразименского озера и разгром римской армии
Д) переход войск Ганнибала через Альпы

V. Работа с Лентой времени

(с помощью Ленты времени и иллюстраций запишите основные события Рима)


Приложение 2.

На карточках записаны определения, к ним необходимо подобрать термины, (за правильный ответ присуждается 1 балл)

1) потомки древнейших жителей Рима (патриции)

2) форма правления, при которой власть принадлежит выборным органам или должностным лицам (республика)

3) римские воины (легионеры)

4) выборные защитники плебеев (народные трибуны)

5) правитель, обладавший неограниченной властью в течение небольшого срока (диктатор)

6) общественные бани (термы)

7) личная охрана императора (преторианцы)

8) римляне незнатного происхождения (плебеи)

9) торжественный въезд в Рим полководцев-победителей (триумф)

11) территория вне Рима, находившаяся под его властью (провинция)

12) рабы, боровшиеся на арене (гладиаторы)

Приложение 4.

- именно в этом году был основан город Рим (753 г. до н.э.);

- именно в этом году была провозглашена республика (509 г. до н.э.);

- именно в этом веке возникло христианство (1-й век н.э.)

- именно в этом году пала Западная Римская империя (476 г.);

- в этом году произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.).

- именно в этом году произошло восстание Спартака (74-71 г. д.н.э.)

- сколько лет прошло от установления республики в Риме до захвата власти Цезарем?

- что было раньше: восстание Спартака или захват власти Цезарем? На сколько лет?

- какое событие было раньше: битва при Каннах или падение Карфагена? На сколько лет?

- сколько лет просуществовала Западная Римская империя?

Приложение 5.

2. Обладал многочисленными талантами и способностью делать несколько дел одновременно: читать, писать и беседовать с посетителями.

3. Пользовался огромным уважением и любовью своих легионеров, проявляя бесстрашие и хладнокровие в любых ситуациях.

6. В его честь был назван один из месяцев года.

(Гай Юлий Цезарь)

1.Этот человек очень гордился тем, что даровал римскому народу мир, которого тот почти никогда не имел за всю свою историю.

3. Провозгласил восстановление Республики, а себя назначил хранителем государства.

4. Проявлял крайнюю осторожность и для собственной охраны создал отряды преторианской гвардии.

6. В его честь был назван один из месяцев года.

(Гай Юлий Цезарь Октавиан Август)

3. Настолько пренебрегал традициями прошлого, что хотел назначить консулом своего любимого коня Инцитата.

5. Свое прозвище получил в связи с тем, что детство провел в военных лагерях, одетый в военную форму и сапоги крохотного размера.

6. Убит в результате заговора. Любопытно, что люди подозревали, что он сам распустил слух об убийстве, чтобы узнать, что о нем думают в народе.

(Гай Цезарь Клавдий Калигула)

1. Начало его правления было отмечено всеобщим ликованием, т.к. он демонстрировал свою щедрость и милость.

2. В его характере сочетались звериная жестокость и наглое лицемерие. Приказав убить собственную мать, он в притворной скорби заявлял, что она сама покончила с собой.

4. Во время грандиозного пожара в Риме, устроенного по его приказу, распевал гимн о гибели Трои.

5. На развалинах города соорудил невероятной пышности и величины Золотой дворец, внутри которого находились поля, виноградники, пастбища и пруд, изображающий море. Все покой были отделаны золотом и драгоценными камнями.

(Тиберий Клавдий Нерон)

1. Увенчан военной славой. Участвовал в 30 сражениях в Британии, за что удостоился триумфа.

2. Его предки не отличались ни знатностью, ни богатством. По воле легионов в преклонном возрасте стал императором.

3. Античный автор Тацит считал его единственным правителем, кого власть изменила не в худшую, а в лучшую сторону: он обладал величайшей терпимостью и прислушивался ко всякому правдивому слову. Не был злопамятным и мстительным, заслужил славу справедливого человека.

4. По его распоряжению в Риме началось строительство знаменитого Колизея.

(Тит Флавий Веспасиан)

1. С юных лет служил в армии. Обладал огромной физической силой и невероятной выносливостью.

4. Расширил территорию Римской империи, присоединив Дакию и Месопотамию.

5. Сенат официально признал его наилучшим правителем.

6. Его прах захоронен в основании колонны на Форуме.

(Марк Ульпий Траян)

2. Он навсегда распустил преторианскую гвардию, которую считал источником внутригосударственных смут.

3. Широко привлекал в армию варваров и впервые стал назначать их на должность консулов.

4. Окружил себя азиатской пышностью, носил крашенные фальшивые волосы, пестрые шелковые одеяния, украшал себя множеством драгоценных камней, ожерелий и браслет

5. С именем этого человека связано важнейшее событие в истории Рима: он прекратил преследования христиан и даже крестился сам перед смертью.

6. Основал новую столицу государства, названную его именем.

(Гай Флавий Константин I Великий)

1. Этот человек обладал таким спокойным характером, что ни радость, ни горе никак не отражались на выражении его лица.

2. Его время было печально знаменито обилием несчастий и невзгод, обрушившихся на Рим, начиная с набегов варваров и кончая эпидемией чумы, от которой император скончался.

4. Тяготясь императорской властью, добросовестно выполнял все обязанности правителя. Ненавидел войну, но почти все правление провел в войнах и походах.

5. Оказался единственным из римских императоров, изображенным в качестве всадника.

6. Огорчен был не тем, что умирает, а тем, что оставляет после себя такого беспутного и жестокого сына.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Колодежанская основная общеобразовательная школа

Подгоренского мунуципального района Воронежской области

« Контроль знаний на уроках

учитель истории и обществознания

Кичик Татьяна Викторовна

Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока.

Главная цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой. Известны основные функции проверки знаний и умений учащихся: контрольно-оценочная и обучающая, ее виды: текущий, периодический или тематический, итоговый контроль.

Текущий контроль проводится регулярно и систематично, на различных видах и типах занятий по истории, что обеспечивает возможность диагностировать степень и объем усвоения учащимися отдельных элементов учебной программы. Ученики получают 5-7 вопросов, которые позволяют проверить усвоение основных понятий, дат, событий изученной темы.

Промежуточный контроль по предмету история проводится после завершения изучения отдельной темы, раздела, включающий определенный период истории. Наиболее используемыми формами промежуточного контроля знаний учащихся по предмету истории являются: контрольно-обобщающие уроки, зачеты

Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения кого-либо курса истории или обществознания. В своей работе я использую все виды контроля.

Для систематической и тематической проверки знаний (текущий контроль) на уроках истории и обществознания я применяю разные типы и формы: устные, письменные, практические, индивидуальные, фронтальные, групповые, нетрадиционные, с применением ИКТ.

- пересказ материала учебника (5 -6 классы);

- описательный рассказ с опорой на наглядный образ;

- изложение фактического материала по составленному учителем плану;

- изложение материала с использованием модулей. Например: используя модуль "Революция".

1. Предпосылки революции (наличие революционной ситуации).

4. Движущие силы

6. Этапы, ход событий.

8. Историческое значение

- задания на сравнение и сопоставление (например, сравнить архитектурные сооружения разных эпох или сравнить художественные стили).

II. Письменные.

- индивидуальные письменные задания: дать определение понятиям;

- письменные задания по раздаточному материалу. Например: Средневековая ярмарка, Мастерская средневекового ремесленника.

- написание творческих сочинений. Например: "Представьте, что Вы побывали в гостях у Перикла".

Тестирование учащихся имеет такие преимущества, как

1. Индивидуальный характер, возможность осуществления контроля за работой каждого учащегося, за его личной учебной деятельностью.

2. Возможность регулярного систематичного проведения тестового контроля на всех этапах процесса обучения, сочетания его с другими традиционными формами педагогического контроля.

3. Всесторонность, заключающуюся в том, что педагогический тест способен охватывать все разделы учебной программы, обеспечивать проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся.

4. Объективность тестового контроля

5. Возможность массового широкомасштабного стандартизованного тестирования путем распечатки и тиражирования параллельных форм (вариантов)

6. Единство требований ко всем испытуемым.

Различают следующие виды тестов: избирательный, многовариативный, альтернативный, закрытый, тест перекрестного выбора, тест идентификации.

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.

Избирательные тесты могут быть различными:

2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.

3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит ошибку).

Наиболее доступными для школы являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.

III. Практические.

1. Работа с документами

2. Составление таблиц

3. Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях (5-6 классы).

4. Составление схем

5. Составление опорных конспектов

6. Составление планов ответа

- индивидуальные (дифференцированные задания для слабых и сильных учеников).

- фронтальные методы (работа над понятиями, датами, фактическим материалом).

- нетрадиционные формы контроля : составление и отгадывание кроссвордов, головоломок, ребусов, шарад, викторин.

Кроссворды , применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет 10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи - на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год), количество вопросов в них – 15-25.

Викторина – это совокупность не менее десяти вопросов по определенной тематике, на которые необходимо дать краткие и емкие ответы. Викторину лучше проводить на начальной стадии урока или на стадии его завершения. Первый вариант позволяет реализовать контроль или актуализацию знаний, второй способствует закреплению и контролю уровня усвоения материала. Отводимое на работу с викторинами время не должно превышать 5 - 6 минут.

Сначала учитель объявляет тему викторины. После объявления темы задается не менее десяти вопросов, на которые обучаемые дают ответы. Далее следует серия обобщающих вопросов или заданий, ответы на которые непосредственно оцениваются учителем.

- коллективный способ проверки знаний. Например: игра - путешествие по теме "Первобытность". 5 класс, урок - турнир по курсу Средние века. 6 класс, урок - аукцион знаний. Обществознание 9 класс, урок - выборы в государственную думу 11 класс.

- составление презентаций. (итоговый контроль)

При итоговом контроле наряду с тестами я использую такую форму, как зачеты:

а) ученик получает вопрос и дает развернутый письменный ответ,

б) сочинение на тему.

Применение ИКТ.

В современных условиях - условиях компьютеризации и использования ИКТ мною применяются и новые технологии: это проверка знаний и умений с помощью ИКТ

1. Использование учебных электронных изданий.

Например: Учебное электронное издание Всеобщая история (5, 6, 7, 8 кл. ) предполагает тестовые задания после каждой изученной темы; заполнить схему; вставить пропущенные слова в тексте.

2. Использование учебных электронных заданий.

Если есть возможность (при работе в компьютерном кабинете) каждый работает индивидуально.

Приложение 1

Примеры вопросов теста на:

1) выявление хронологических знаний:

Когда Финляндия вошла в состав Российской империи?

Где в 1849 году русская армия участвовала в подавлении революционных выступлений?

2) выявление картографических знаний и умений:

Отметьте среди перечисленных штатов примкнувший к конфедерации в ходе гражданской войны севера и юга Америки:

б) северная Каролина

в) южная Каролина

3) выявление знания главных и неглавных исторических фактов

Кто был командующим кавалерией в наполеоновской армии во время войны 1812 г. ?

Сколько человек погибло, по данным министерства юстиции, в результате подавления восстания декабристов на сенатской площади?

4) выявление теоретических исторических знаний

Что такое военные поселения?

а) особый вид войск

б) особый вид общины

в) временное поселение военных

Процесс обращения государством церковной собственности в светскую?

1. Акопова Л.И., Ястребова С.А. Внутришкольный контроль по истории.- СПб, 1998г

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе . М. "Владос" 2004г.

3.Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии. М. 2006г.

4. Левитес Д. Г. Школа для профессионалов, или семь уроков для тех, кто учит. Воронеж: НПО Модэк, 2001.

6. Журналы: "Преподавание истории в школе", "Преподавание истории и обществознания в школе".

Использованные Интернет-ресурсы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок контроля знаний по истории России в 10 классе.Разработка предназначена для проведения контроля знаний учащихся и закрепление основных понятий и терминов,исторических дат,имён и событий.

Контрольная работа по теме: "Россия XIV–XVI вв.". 10-й класс

провести контроль знаний учащихся и закрепление основных понятий и терминов, исторических дат, имён и событий;

развивать умение работать в группах;

воспитывать коллективизм, терпимость, взаимопомощь.

Тип урока: урок контроля знаний.

Метод урока: групповая игра.

Оборудование урока:

карты по истории России “Образование единого русского государства XIV – XV вв.”, “Россия в XVI в.”;

портреты исторических личностей, московских правителей;

карточки с заданиями “Тест”, “Блиц”, “Дальше…”, “Знай”, “Подумай”;

I. Условия игры.

Класс делится на 3 – 5 команд по 4 – 6 человек, в зависимости от количества учащихся. Команды выбирают капитанов, которые руководят игрой команды: выбором вопроса и ответом команды. Каждая команда выбирает вид вопроса с разным уровнем сложности и оценки в баллах.

“Блиц” (отвечает каждый член команды, взяв предложенную ему карточку с написанным понятием, именем или датой и объясняя его; за каждый правильный ответ – 2 балла, при первой ошибке ответ прекращается);

“Дальше…” (вопрос на перечисление, оценивается от 1 и более баллов, на обсуждение отводится 20 секунд);

“Знай” (команде даётся 30 секунд на обсуждение, после которых один ученик отвечает; правильный ответ – 3 балла);

“Подумай” (команде на обсуждение дается минута, правильный ответ – 5 баллов).

Команды отвечают на вопросы поочерёдно. Если команда, которой был адресован вопрос, дала неправильный ответ, команды-соперницы имеют право ответить, о чём сообщают капитаны. На доске ведётся учёт набранных командами баллов. Учащимся, которые дали правильный ответ, вручаются звездочки, что позволит в конце урока поставить каждому оценку в соответствии с долей участия в уроке-игре. Команда-победительница получает право на повышение оценки её участников на один балл. За нарушение условий игры командам назначается штраф.

. Контрольный тест

1. Из перечисленных органов управления русским государством в конце XV – XVI вв. выберите центральные органы:

а) приказы;
б) наместники;
в) волостели.

2. Как называется литературный памятник, посвящённый Куликовской битве?

а) “Повесть временных лет”;
б) “Задонщина”;
в) “Слово о полку Игореве”.

3. В честь какого события построен Собор Василия Блаженного?

а) победы на Куликовом поле;
б) освобождения от ига Золотой Орды;
в) взятия Казани.

4. Кого называли стрельцами?

а) княжеских управителей;
б) служилых людей, составлявших постоянное войско;
в) торговцев оружием.

5. Какая из книг первой была отпечатана в России Иваном Федоровым?

а) “Евангелие”;
б) “Апостол”;
в) “Азбука”.

6. Кто из названных пар исторических личностей были современниками?

а) Иван Калита и Ярослав Мудрый;
б) Андрей Рублёв и Александр Невский;
в) Иван IV и Ермак Тимофеевич.

7. Дворянским войском, назначением воевод, других офицеров, военными действиями ведал при Иване IV:

а) Ямской приказ;
б) Разрядный приказ;
в) Посольский приказ.

8. Первый единый свод законов Московского государства был принят в:

а) 1497 г.;
б) 1550 г.;
в) 1410 г.

9. Какой из памятников русской архитектуры был создан в XVI веке?

а) Покровский собор на Рву;
б) церковь Покрова на Нерли;
в) Софийский собор в Новгороде.

10. Пожилое – это:

а) плата крестьян за двор;
б) деньги на содержание наместника или воеводы;
в) плата за место в Боярской думе.

11. Впервые понятие (название) Россия появилось в летописи при:

а) Иване IV Грозном;
б) Дмитрии Донском;
в) Иване III Васильевиче.

12. Этот литературный труд воплотил в себе социально-нравственные идеалы русского общества XVI в. и жёстко регламентировал семейную жизнь. Он назывался:

а) “Четьи Минеи”;
б) “Домострой”;
в) “История государя Московского”.

13. Елена Глинская:

а) проводила политику укрепления государства;
б) поддерживала местничество;
в) стремилась принять новый титул правителя.

14. Кому принадлежат слова: “Все – холопы государевы, мы вольны казнить и миловать каждого”?

а) Ивану III;
б) Василию III;
в) Ивану IV;
г) Борису Годунову.

15. Челобитную избу (приказ), учрежденную в 1549 г., возглавил:

а) А. Ф. Адашев;
б) Борис Годунов;
в) А. М. Курбский;
г) Малюта Скуратов.

16. К концу правления Ивана IV Россия:

а) стала процветающей в экономическом отношении страной;
б) приобрела значительный международный авторитет и имела много союзников;
в) оказалась в состоянии затяжного кризиса, вызванного опричниной и поражением в Ливонской войне;
г) вошла в состав Речи Посполитой.

17. “Заповедные лета” - это:

а) запрет боярам со своими вотчинами входить в опричнину;
б) запрет крестьянам выходить в Юрьев день от своих старых хозяев;
в) запрет русским колонистам селиться за Уральскими горами;
г) запрет дворянам покупать вотчины.

18. Стоглав – это:

а) собор, у которого было сто куполов;
б) собрание из ста человек;
в) документ, принятый церковным Собором 1551 г.;
г) орган, в который входило сто иерархов церкви.

19. Самая мелкая монета в Российском государстве:

а) полушка;
б) копейка;
в) деньга;
г) алтын;

20. Основной военный налог в России в XVI в.:

а) большая соха;
б) стрелецкие деньги;
в) кабацкие деньги;
г) ямские деньги.

III. Задания для карточек “Блиц”.

Каждому члену команды, выбравшей “Блиц”, даётся карточка с понятием, именем или датой. Каждый участник должен объяснить понятие, дать краткую характеристику личности или назвать событие, которое оказалось у него на карточке. Ответ прерывается при первой ошибке и команды-соперницы имеют возможность закончить ответ.

Понятия: митрополит, уезд, Судебник, уния, кормление, улус, заповедные годы, Земский собор, засечная черта, приказы, местничество, помещик, Боярская дума, патриарх, кремль, царь, миниатюра, ярлык, опричнина, волость, урочные лета, пожилое, шатровый стиль, Юрьев день, Избранная рада.

Имена: Малюта Скуратов, Андрей Рублёв, Ермак, Афанасий Никитин, Василий Тёмный, Иван Фёдоров, Сильвестр, Андрей Курбский, Мария Темрюковна, Ахмат.

Даты: 1380, 1410, 1471, 1480, 1497, 1462 – 1505, 1547, 1552, 1558 – 1583, 1564.

IV. Задания для карточек “Дальше…”.

Команда, выбравшая задание “Дальше…”, через 20 секунд обсуждения представляет одному ученику дать ответ. Ответ прекращается при первой ошибке. Команды-соперницы могут продолжить ответ. Количество баллов, набранных командой, зависит от количества перечисленных понятий.

Перечислите приказы в России в XIV – XVI вв.

Перечислите прозвища правителей Московского княжества и России в XIV – XVI вв.

Назовите памятники архитектуры XIV – XVI вв.

Назовите выдающихся русских иконописцев и архитекторов XV – XVI вв.

Назовите земли, вошедшие в состав России в конце XV – XVI вв.

Перечислите Московских правителей XIV – XVI вв. в хронологическом порядке.

Перечислите социальные группы России в XV – XVI вв.

Перечислите членов Избранной рады.

Перечислите реформы Ивана IV.

Перечислите основные этапы закрепощения крестьян в XV – XVI вв.

V. Вопросы для карточек “Знай”.

Команда, выбравшая вопрос “Знай”, имеет право обсудить его в течение 30 секунд, затем один из учащихся даёт чёткий и лаконичный ответ.

Каковы были причины упадка хозяйства России во второй половине XVI в.?

К какому времени завершилось образование единого Российского государства?

Какова роль Сергия Радонежского в русской истории?

Что нового появилось в каменном зодчестве России конца XV – XVI вв.?

Объясните, с какого времени можно говорить о России как о сословно-представительной монархии?

Кто первым из московских князей получил от ордынского хана право собирать дань в пользу Орды?

Объясните, в чём главное содержание политики Ивана III?

Кто построил в Москве и в честь какого события Покровский собор Рву?

Кто по преданию благословил московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву и предсказал ему победу?

Назовите основного соперника Москвы в объединении русских земель.

В чём причины феодальной войны на Руси во второй четверти XV в.?

Как было свергнуто ордынское иго?

В каких условиях формировалась личность Ивана IV?

На ком и почему прервалась династия Ивана Калиты?

Каковы причины и результаты Ливонской войны?

После каких событий Новгород окончательно вошёл в состав московских владений?

Когда в России учреждено патриаршество? Какое значение это имело для России?

Что такое “заповедные” и “урочные” лета? Когда и как они были введены?

Где и когда происходило венчание на царство Ивана IV?

В чём историческое значение объединения русских земель вокруг Москвы?

VI. Вопросы для карточек “Подумай”.

Команда, выбравшая вопрос “Подумай”, имеет право обсудить его в течение минуты, затем один из учащихся даёт чёткий и лаконичный ответ.

1. “Бяше дороден, чреват вельми, власами, брадою чёрн, взором же дивен… Не бе бо книжен зело, но книги духовные в сердце своём имяше…”, - писал летописец. Таким он и остался в памяти потомков, победитель хана Золотой Орды, благословлённый на ратное дело святым Сергием. Кто он? (Дмитрий Донской)

2. Известно, что дуб – прочный материал, лиственница и сосна устойчивы к влаге, долго не гниют, осина держит влагу, набухая и не пропуская её. Ряд пород деревьев дают красивый узор в разрезе. Как вы полагаете, какие породы деревьев использовались на Руси для строительства потолков, крыш, полов и стен? (Стены возводили из дуба, полы выстилали лиственницей, осину использовали для строительства крыш и потолков, клен, березу, липу для украшения постройки)

3. В храме во время воскресной службы глава церкви стал укорять главу государства: теперь “на Руси нет милосердия для невинных и праведных…! И бог взыщет с царя за “невинную кровь”! Тот отвечал: “Доселе я был кроток с тобой, митрополит, с твоими приверженцами и с моим царством. Теперь вот узнаете меня!”. Кто эти личности и как сложилась их судьба? (Иван Грозный и митрополит Филипп)

4. О каких событиях русской истории поэт К. Случевский написал строки?

И новгородцы, не переча,
Глядели бледною толпой,
Как медный колокол с их веча
По воле царской снят долой!
Сияет копий лес колючий,
Повозку царскую везут,
За нею колокол певучий
На жердях гнущихся несут.

Холмы и топи! Глушь лесная!
И тут размыло… Как тут быть?
И царь, добравшись до Валдая,
Приказ дал: колокол разбить!
Разбили колокол, разбили!
Сгребли валдайцы медный сор.
И колокольчики отлили
И отливают до сих пор.

(Легенда об уничтожении новгородского вечевого колокола – символа самостоятельности Новгорода)

5. В молодости он зарекомендовал себя храбрым и удачливым воеводой, видным государственным деятелем, но несколько неудач привели его к опале. Став изменником, он писал письма царю и мемуары. Кто он? (Андрей Курбский)

6. Прочтите описание двора знатного человека: “Хоромный состав такого двора заключался в нескольких горницах с комнатами, разделёнными сенями. Горницы стояли на жилых подклетях, то есть на нижнем служебном этаже; через сени же стояли повалуши – жилые высокие башни в три яруса. В богатом дворе строился третий ярус – чердаки и терема. Хоромы всегда стояли в глубине двора, огороженного забором. Во двор вели одни или двое ворот, передние с приезда и задние с поля. Кроме хором во дворе помещались разные служебные и обиходные избы и клети, конюшни и скотные дворы. Тут же житница осиновая, крытые соломой баня осиновая, погреб дубовый, поварня. Со стороны двора, ближе к хоромам, всегда раскидывался сад, обыкновенно плодовый, огороженный забором или плетнём. У ворот всегда строилась сторожевая изба.”

Почему на Руси и князья, и бояре, и дворяне, строили трёхъярусные жилища? Как вы полагаете, куда выходили передние окна?

7. Один из первых помощников Ивана Грозного, выходец из костромского дворянского рода. Возглавлял Челобитную избу, обладал блестящими способностями, талантом государственного деятеля. Кто он?(Алексей Адашев)

8. Он являлся далёким потомком Джучихана, сына Чингисхана. Узнав о поражении Мамая в Куликовской битве, с помощью эмира Самарканда Тимура вернулся в Золотую Орду и занял трон. Однако потом вёл многолетнюю войну с Тимуром, стремясь подчинить его своей власти. В решающей битве на реке Терек в 1395 г. был разбит и бежал. Назовите этого хана Золотой Орды, совершившего поход на русские земли в 1382 году и разорившего Москву? (хан Тохтамыш)

9. Почему русская изба часто называлась курной? Чем объясняется долговечность курных изб (многие из них сохранялись столетиями)? (Топили по-черному, дым выходил через дверь и окна, продымленные жилища меньше подвергались воздействию грибков, бактерий, насекомых)

10. Этот князь умер в тюрьме страдальческой смертью. Перед погребением тюремщикам пришлось замаскировать следы железных оков на теле умершего. Похоронили его в семейной усыпальнице московских князей – Архангельском соборе, но в той его части, где покоились опальные князья, рядом с братом Юрием, погибшим в той же тюрьме. Как звали этого московского князя, жившего в XVI веке? (Владимир Старицкий)

Читайте также: