План урока якутской литературы

Обновлено: 04.07.2024

(Урок посвящен жизни и деятельности основоположника якутской литературы, поэта и ученого, одного из теоретиков якутского стихосложения Алексея Елисеевича Кулаковского. Кроме этого на уроке для сравнения изучается жизнь выдающегося французского пророка Мишеля Нострадамуса).

Цели и задачи урока: Разбор 3 основных философских произведений основоположника якутской литературы, великого поэта Алексея Елисеевича Кулаковского, доказать, что он являлся якутским поэтом-пророком, сравнить его с великим французским пророком Мишелем Нострадамусом.

Хоть вы и умерли - ваша воскресла душа,
От смерти вас спасла бессмертная идея!

П. А. Ойунский

(перевод Н. В. Макаровой)

Учитель знакомит учащихся с темой урока, читает цитату, объясняет смысл. Затем весь класс читает текст на экране - строки из стихотворения местной поэтессы М. А. Поповой „Века - это люди“:

В грядущий XXI век,
Великий Кулаковский наш
Переступив через года,
В образе отлитом в бронзе
Пришел напомнить о себе
И о правде вековой. . .
Сын народа Кулаковский -
Орел бесстрашный, дерзкий
Взметнулся ввысь за облака
И пролетев через века
Явился к нам издалека.
Пророком был он и поэтом,
Предвидел он и говорил.

(перевод Н. В. Макаровой)

Учитель: Как вы понимаете слова пророк, ясновидец, прорицатель?

Ученик: Одаренный человек, способный предвидеть будущее.

Учитель: Назовите мне имена знакомых вам пророков, ясновидцев.

Ученики: Ванга, Кулаковский, Нострадамус, Джуна Давиташвили. . .

Учитель: Из этих имен несомненно самым выдающимся пророком является французский пророк, врач, астролог Мишель Нострадамус. Это человек с интереснейшей полной загадок судьбой.

Мишель Нострадамус родился 14 декабря 1503 года в семье нотариуса Жака Нострадамуса. Его мать Рене де Сен-Реми увлекалась магией. Предки отличались способностями по математике и медицине. Дед по материнской линии Жан де Сен-Реми работал врачом у герцога Калабрии. Он привил ему любовь к звездному небу. После смерти деда он изучал гуманитарные науки: риторику и философию в городе Авиньон. В 1525 г. поступил в университет города Монпелье, где изучал медицину. В 1529 г. защитил звание доктора и стал преподавателем в этом университете. В 1556 г. по просьбе короля явился в Париж и предсказал его будущее. Все предсказанное Нострадамусом сбылось. Все свои великие предсказания он писал в стихотворной форме. Среди них самые известные:

Открытие планеты Нептун (за 300 лет до этого до этого события)

Судьбы королей Франции и их пребывание на престоле.

Развитие астрономии как науки.

Вторая мировая война (1939-1945)

Политика и экономика государств мира.

Учитель: Вы с малых лет наслышаны о том, что Кулаковский - поэт-пророк. На чем основаны эти утверждения?

Ученик: Эти утверждения основаны на его философских произведениях.

Учитель: Сегодня, основываясь на трех философских произведениях Кулаковского мы постараемся доказать, что он действительно был поэтом-пророком. Сначала ознакомимся с историей жизни этого великого человека.

(Выступает 1 ученик по заранее приготовленным материалам).

Выступление ученика с помощью компьютерной презентации Power Point.

История жизни Кулаковского:

Родился 16 марта 1877 года в месности Учай с. Жехсогон Таттинского улуса (района).

В 1890 году закончил 4 класса Чурапчинской школы.

В этом же году поступил в реальное училище города Якутска.

В 1897 году работал помощником писаря в управе улуса.

В 1900 году написал первое произведение якутской литературы, стал ее основоположником.

В 1905 году начал работу по сбору фольклорного материала.

В 1912 году преподавал математику и физику в школе города Вилюя.

С 1920 года работал в управлении образования города Якутска.

В 1924-25 гг. вышли 2 тома его произведений под названием Песни-стихи.

В 1926 году умер в г. Москве по дороге на 1 тюркологический съезд в г. Баку.

Творчество Кулаковского делится на 3 периода:

1. 1900-1908 гг. - начало творчества, в этот период были написаны ранние произведения поэта.

2. 1909-1916 гг. - были написаны основные философские произведения, это - пик его творчества.

3. 1923-1925 гг. - творчество писателя в советские годы.

1 период: „Благословение Байаная“ (1900), „Скупой богач“ (1907).

2 период: „Дары Лены“ (1909), „Сон шамана“ (1910), „Спор разума с сердцем“ (1912), „Благопожелание среднему поколению“ (1912).

3 период: „Самолет“ (1925), „Армия заснеженной страны“ („Красная Армия“) (1924), „Приход лета“ (1924).

(Названия произведений представлены по переводам Е. С. Сидорова).

Работа по группам.

Задание: Представление доказательства о том, что Кулаковский является поэтом-пророком, по его великим произведениям.

1 группа. „Сон шамана“ (1910 г.)

Основные вопросы для обсуждения:

Какие проблемы поставил поэт в поэме „Сон шамана“?

Каким изречением заканчивается произведение?

Почему главным героем поэмы является шаман?

2 группа. „Благопожелание среднему поколению“ (1912 г. )

Основные вопросы для обсуждения:

Каким видит поэт новое поколение?

Какой совет дает будущему поколению?

В чем видит пути развития народа?

3 группа. „Спор разума с сердцем“ (1912 г. )

Основные вопросы для обсуждения:

Какую главную проблему ставит поэт в этом произведении?

В чем видит решение этой проблемы?

Спор и разум представлены как отдельные люди или такой спор может происходить и в одном человеке?

Защита работ по группам.

Группы дают объемные ответы на поставленные учителем вопросы.

Учитель: Какие предсказания Кулаковского сбылись? Давайте подведем итог:

Ухудшение экологии вследствие технического прогресса

Превращение классовой борьбы в революцию

Все войны XX века (в том числе - 1-я и 2-я мировые войны)

Усложнение межгосударственных отношений

Дальнейшее развитие экономики и политики Америки, Японии, Китая

Угроза исчезновения малочисленных народов

Возникновение империалистических держав

Известный якутский илтературовед и критик В. Б. Окорокова в своей статье написала о том, что „Кулаковский - это якутский Нострадамус“. Как и Нострадамус Кулаковский был пророком, который предвидел основные события 20-21 века.

В чем еще схожи эти 2 великих человека?

Их многие предсказания сбылись

Свои предсказания они облачили в литературную форму

Пользовались глубоким уважением в народе за то, что всегда придерживались принципов гуманизма и ратовали за светлое будущее своего народа

Великий якутский поэт волновался за судьбу своего малочисленного народа видел его будущее развитие в:

Развитии науки, образования , культуры и искусства

В здоровом образе жизни

В братстве и единении с русским народом, Россией

Воспитании патриотов, способных улучшить жизнь своего народа

Повышении уровня жизни, равноправии, в единстве с другими народами и проживании с ними в мире

Творчество А. Кулаковского сегодня обретает второе дыхание, вторую жизнь - настолько оно актуально в наши дни. На протяжении трех с лишним столетий мы живем в мире и согласии с русским народом. И в этом году исполняется 375 лет добровольного вхождения Якутии в состав Российского государства. За это время наша Республика внесла значительный вклад в становление сильной и процветающей России и вместе с тем сама достигла немалых результатов и в настоящее время уверенно смотрит в будущее. Весь якутский народ гордится процветанием культуры и искусства, наши артисты, писатели, художники стали известны не только в Республике, но и за ее пределами. Народный эпос олонхо признан ЮНЕСКО миоровым шедевром искусства. Якутская молодежь освоила различные науки, образование стало доступным. Все пророческие взгляды А. Е. Кулаковского - выдающегося сына народа саха, великого поэта, ученого, мыслителя, демократа, просветителя, гуманиста исполнились и воплотились в жизнь.

Домашнее задание: Сочинение „Великие пророки“

К уроку в виде компьютерной поддержки представлена презентация, выполненная по программе Power Point.

Оборудование:

Макеты юрты, пальмы

4. На доске – слова для словарной работы и кроссворд для закрепления новых слов и терминов.

Ход урока:

С.П. Данилов – лауреат премий им. П.А.Ойунского и Якутского комсомола. Обращаем внимание на портрет.

II. Работа с литературным терминами. Жанр, повесть, предисловия.

Василий Манчары жил XIX веке по народным преданиям и архивным документах записаны как В.Ф. Слободчиков. Из рассказов людей, лично знавших его, Манчары был очень добрый, отзывчивый и благородный человек. Внешне был привлекателен, обладал даром красноречия, его знали как великолепного певца – импровизатора. Обладал огромной физической силой, проворством и ловкостью, был человеком сильной воли беззоветно храбрый и отчаянно смелым.

XIX век был тяжелым для якутского народа. Трудовой народ нещадно эксплуатировали помыкали им, как скотиной. И вот в это время (в первой половине XIX века) имя Манчары прогремело по якутской земле. Всю свою жизнь он посвятил борьбе против баеви тойонов.

Беседа по вопросам.

Что мы узнали о Манчары?

Что узнали о жизни якутов до революции?

С каким новыми словами познакомились?

3. Словарная работа.

Алаас – большая поляна среди тайги, на которой обычно располагалось Якутское селение.

Баай тойон – богач знатный господин

Чоочо – богатый дядя Манчаары

Хамначчыт – батрак, работник

Юрта – жилища якутов

Пальма – старинное оружие якутов, большой острый нож на длинной рукоятке (показать манет).

Хаппахчы - место, где спит девушка за берестяным пологом

Выразительное чтение (в сокращении) рассказа “Неоконченная сказка”

Инценировка ”За охапкой сена”, “Встреча на дороге”, “Улетай, лети, северный орел”, “В бессмертие”.

Анализ иллюстраций (авторы и “критики”)

Какие вопросы по прочитанному, услышенному вы хотели бы задать друг другу

Что мы узнали о Манчары? Каким он был

Когда Манчары впервые столкнулся несправедливостью в жизни.

Почему он стал грабить богатых? Что делать награбленным добром.

За что он попадал в тюрьму?

Кто помог ему бежать с каторги? Как ?

О чем (кратко) говориться в главах: “Мама, прощай”, “Я отомщу”, “Приданое”.

Дополнительные вопросы учителя.

- Кого из литературных героев напоминает вам Манчары?

- Помнить ли народ Манчары.?

IV. Обобщение:

V. Домашнее задание: заполнить кроссворд якутскими названиями, с которыми мы встречались в ходе работы над повестью.

План конспект урока по якутской литературе на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Аһаҕас уруок торум былаана Предмет: саха литературатын уруога Тема: Алампаҕа айан Кылаас: 10 Сыала: 1. Алампаны Поэт, Личность, Киһи быһыытынан билиһиннэрии 2. Атын туспа источниктан Алампа туһунан иһитиннэриини хомуйуу 3. Үөрэнээччилэр сатаан ыраҥалаан ырытар дьоҕурдарын сайыннарыы Кылгас былаан: 1. Тэрээһин – 2 м. 2. Саҥа теманы үөрэтии – 25 м. 3. Үөрэппит теманы чиҥэтии – 10 м. 4. Уруок түмүгэ – 5 м. 5. Дьиэҕэ сорудах биэрии – 3 м. Туттуллар тэриллэр: 1. А.И. Софронов мэтириэтэ 2. “Саха литературата” 10 кылаас учебнига 3. Карточкалар 4. Суруйааччы олоҕо, айар үлэтэ (презентация) 5. Ааптар кинигэлэрэ 6. Викторина боппуруостара. I. Тэрээһин чаас – 2 м. Үтүө күнүнэн, оҕолоор! Олордубут эрэ. Бүгүҥҥү уруокпут темата – Алампаҕа айан. Бу тылы мин эһиэхэ латыынныы тылынан суруйдум (Alampaga ajan) Уруокпут бэлиэ тыла: Дьиҥ улуу айымньы Хаһан да эргэрбэт, Сонунун сүтэрбэт Хас аахтаҕыҥ аайы Саҥаттан саҥа Кистэлэҥэ арыллан иһэр (Семен Данилов) Уруокпут сыала­соруга: Алампаны поэт, киһи, личность быһыытынан саҥа үөрэтии. Уруокпут бэлиэ хоһооно: Барыта баҕаттан, Үксэ өйтөн Саамай ааргы саҕаттан. 1. Бу этиигэ Алампа манныгы этэр: санаалаах буоллаххына, барытын оҥоруоҕуҥ, санаабыккын барытын толоруоҕуҥ. 2. Толкуйдаатаххына, өйгүн үлэлэттэххинэ, үксүн барытын өйдүөххүн сөп. 3. Сатаатаххына, саамай туһалааҕы сатыыгын, оҥороҕун. II. Саҥаны үөрэтии түһүмэҕэ – 25 м. Ол курдук, саха сатаабатаҕа диэн суох. Ол аата саха айар куттаах омук буолар. Холобур кини ырыаһыт, хомусчут, үлэһит, уус уо.д.а. талааннаах буолуон сөп. Алампа 3 дьоллоох этэ: 1. Тус олоҕун дьоло. 2. Алампа норуот дьолун туһугар охсуспут киһи (патриот, националист). 3. Айар киһи дьоло. Ол курдук, В.Б.Окорокова, СГУ профессора, ф.н.д. 2005 сыллаахха “Алампа дьоло” диэн кинигэни суруйбута. Билигин, оҕолоор, биһиги бары Алампаҕа айан проегын суруйуохпут. Алампа 3 жанрга чаҕылхай талааннаах. Ол эбэтэр, лирика­хоһоон буолар, эпос­проза, драма. Лирикаҕа “Төрөөбүт дойду” хоһооно (1912 с.) уонна “Үрүҥ туллук эрэ мөлбөстүүр” хоһооно. Алампа прозаҕа уопсайа 20 кэпсээннээх. Драмаҕа “Таптал”, “Дьадаҥы Дьаакып” о.д.а. уопсайа 13­14 драмалаах. Алампа хоһоонноро тус дневникка маарынныыллар. Тус олоҕун сэһэнэ көстөр. Дьиҥ олоххо баары суруйар – реалист суруйааччы. Айымньыларыгар барыларыгар ис кэпсэтии ойууланар. Ол эбэтэр ис турук буолар. Көҥүл форманан суруйар. Бэйэтин олоҕо уонна айар үлэтэ быстыспат ситимнээхтэр. Алампа поэзиятын дьүһүйүүлэрэ. Музыката. Чуумпу, уйаҕас, нарын, курус, сырдык, сымнаҕас. Өҥө: сырдык, хараҥа, үрүҥ, хара. Ол эбэтэр сырдыы­сырдыы хараҥарар, хараҥара­хараҥара сырдыыр. Алампа драмалара саха олоҕун энциклопедията буолаллар. Биир проблемнай боппуруос баар. Алампа драмаларыгар дьоллоох киһи диэн баар дуо? Эһиги санааларгыт. Үксүгэр Алампа драмалара трагедиянан түмүктэнэллэр. Алампа таптала кини кимий? Алампа таптала дириҥ историялаах. Ол курдук, Евдокия Константиновна Яковлевалыын, саха маҥнайгы актрисатынаан 13 сыл бииргэ олорон баран арахсыбыттара. Итинтэн Алампа улахан охсууну ылбыта. Кинилэр оҕолоро суох. О.г.б. Алампа саха литературатыгар бастакынан таптал лирикатын арыйбыт, киллэрбит суруйааччы буолар. 1928­1933 сс. репрессияҕа түбэһэр. 5 сыллаах болдьоҕун Архангельскайга, Иркутскайга атаарар. Көстөн кэлэн баран сэллик ыарыытынан ыалдьар уонна 1935 с. өлөр. Бу курдук биһиги Алампаҕа айан проегын оҥордубут. III. Саҥа теманы чиҥэтии. – 10 м. Икки бөлөҕүнэн арахсан үлэлиэххит. Хамаанда аайыттан бэйэҕит төрөөбүт дойду туһунан хоһооҥҥутун ааҕан иһитиннэриэххит. Салгыы хамаандаларга викторина ыйытыыларын биэрэбин. 1. Хоһоон эйиигин долгутта дуо? Туох туһунан хоһоонуй? 2. Поэт иэйиитин, дууһатын хамсааһынын ханнык сүрүн суолталаах тылларынан, этиилэринэн биэрэрин булаттаа. 3. Хоһоону өйдөбүллээх чаастарга араартаа. 4. Хоһоон ханнык санаанан, иэйиинэн түмүктэннэ? IV. Уруок түмүгэ – 5 м. Бүгүҥҥү уроктан оҕолоор, туох саҥаны биллигит­иһиттигит? Оҕолор санаалара. V. Дьиэҕэ сорудаҕы биэрии – 3 м. “Мин урууларбыттан, төрүттэрбиттэн биллэр­көстөр дьон” диэн темаҕа кылгас суругунан үлэ. Сыана туруоруута.


Ход урока

№ п/п

Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Цель: постановка новой учебной задачи

Постановка цели урока и мотивация учебного процесса.

Знакомятся с темой урока

Слушают учителя, осмысливают тему и цель урока

Цель: обобщить знания о поэме; развивать монологическую речь, развивать умение выступать перед аудиторией, совершенствовать умение работать в группе;

Организует индивидуальную и групповую работу.

Творческий отчет группы: защита слайдовой презентации.

Выступают перед аудиторией, внимательно слушают

Цель: дать дополнительную информацию о жизни и творчестве народного писателя С. Р. Кулачикова – Эллэй.

Организует индивидуальную и групповую работу по сценарию

Принимают и сохраняют учебную цель, выступают и слушают.

Цель: развивать монологическую речь, развивать умение воспроизводить текст, умение выступать перед аудиторией, применять полученные знания на практике, умение работать в группе.

Организует индивидуальную работу обучающихся

Слушают выступающих и запоминают дополнительную информацию

Принимают и сохраняют учебную цель, отвечают на вопросы, беседуют с учителем

Цель: усвоить новую информацию, сравнивать и анализировать дополнительный материал.

Участвуют в викторине

Отвечают на вопросы викторины, выполняют задания

Цель: проверить усвоения материала.

Беседует с детьми

Участвуют в обсуждении

Осуществляют рефлексию своих действий, оценивают собственную деятельность

Цель: провести рефлексию учащихся.

Подведение итогов урока

Подводит итоги урока и оценивает учебную деятельность детей

Сравнивают и анализируют результаты своей работы (самооценка, оценка учителя)

Пишут домашнее задание

Ход урока

Читайте также: