Анализ стихотворения лермонтова солнце кратко

Обновлено: 07.07.2024

Как солнце зимнее прекрасно,
Когда, бродя меж серых туч,
На белые снега напрасно
Оно кидает слабый луч!

Так, точно дева молодая,
Твой образ предо мной блестит;
Но взор твой, счастье обещая,
Мою ли душу оживит?

Читать похожие стихи:

Я вам очень сильно соболезную

Очень хороший сайт спасибо! И ля вы крысы а

Спасибо, поставили 5 за стих. буду пользоваться этим сайтом

Это хороший поэт и стих

А как зовут родителей Лермонтова?

Заставили учить 10 стихов, (не в школе) учу здесь. За один день выучила 3 стиха)

Как зовут отца Лермонтова?

Лёгкое стихотворение спасибо

Отличный сайт
Но один вопрос когда умер поэт

Если не ошибаюсь то в 1941

Очень красивое супер стих

Хороший стих, задали внеклассное чтение всё выучил. Теперь тут буду стихи учить.

какого быть — 9-летним челом, я уже забыл об этих временах((

Очень хорошие стихи

В каком году родился поэт?

Родился в 1814 году.

Хороший сайт.
Буду учить все стихи на этом сайте.!

Это какого года? Ну.. Стих..

Годы написания с 1830 по 1832.

Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Солнце на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

На страницах юношеских тетрадей Лермонтова можно нередко встретить инициалы “Н. Ф. И.”, разгадать тайну которых исследователи творчества Михаила Юрьевича сумели лишь в двадцатом столетии. Под ними скрывается Наталья Федоровна Иванова – дочь московского литератора и драматурга Федора Федоровича Иванова. Поэт увлекся девушкой, когда ему было шестнадцать лет, а ей – семнадцать.

Поначалу она ответила молодому Лермонтову взаимностью, которая впоследствии сменилась холодностью и неприязнью. Сложным отношениям с Натальей Федоровной

Михаил Юрьевич посвятил так называемый “ивановский цикл”, сочиненный в период с 1830 по 1832 год. Он представляет собой лирический дневник, отражающий весь спектр переживаний юного поэта. Кроме того, к роману с Ивановой имеет непосредственное отношение драма “Странный человек”, при создании которой Лермонтов использовал факты из собственной биографии.

В роли альтер эго писателя выступает Владимир Арбенин. Иванова в драме фигурирует под именем Натальи Загорской. Разрыв с возлюбленной после недолгих, но мучительных отношений, тяжело дался поэту: он жаждал скорой смерти для себя, считал уязвленной

Стихотворение “Солнце” датировано 1832 годом. Соответственно, во время его написания роман Лермонтова и Ивановой подходил к концу. Произведение можно разделить на две части.

В первом четверостишии поэт изображает зимний утренний пейзаж. Лучи светила пока слабы, они не в силах растопить снег. К тому же, небо затянуто тучами, свету трудно пробиться сквозь них. Во второй части стихотворения солнце сопоставляется с образом молодой девушки.

Лирический герой в надежде ловит ее взгляд, обещающий счастье. Завершается произведение вопросительным предложением. По-видимому, лирическому герою не верится, что взор возлюбленной оживит именно его душу.

В тетради Лермонтова “Солнце” находится на одной странице с двумя стихотворениями, сходными по настроению, тематике. Первое – эпиграмма, врученная поэтом Ивановой на новогоднем балу. Второе – “Я не люблю тебя; страстей…”. Эти три произведения отражают душевные метания Михаила Юрьевича.

Он буквально бросается из одной крайности в другую. Ему кажется, что любовь прошла, что Ивановой больше нет места в его сердце. С другой стороны – образ красавицы никак не покидает мысли поэта, по-прежнему остается причиной возникновения сильных эмоций.

Стихотворение “Осень” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 5 классе. В произведении поэт описывает красоту природы в начале осени в традициях русской пейзажной лирики, передаёт грусть лирического героя через обилие метафор, эпитетов и олицетворений. В нашей статье вы найдёте полный и краткий анализ “Осень” по плану.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осень.

Тема – описание природы с приходом осени.

Композиция – три четверостишия, объединённых в одну строфу, описывающие состояние природы довольно мрачными красками.

Жанр – лирическое стихотворение описательного характера. В полной версии произведение было “грустной элегией”.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – “месяц поле серебрит”, “ели зелень…хранят”.

Эпитеты – “мрачная зелень”, “отважный зверь”, “месяц тускл”.

Олицетворение – “листья …кружатся и летят”.

История создания

Оно дошло до нас не полностью: существует версия, что окончание его было утеряно, так как находилось на следующей странице в записях поэта, которая была вырвана. В этот период юношу очень тяготила разлука с отцом, их конфликт с бабушкой, юношеские переживания. Ориентир на романтические мотивы с печальным финалом, видимо, был характерен и для этой неоконченной “грустной элегии”. В итоге мы имеем лирическое стихотворение пейзажного характера.

Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нём описывается приход осени, чувствуется её прохладное дыхание. Невесёлые картины, предчувствие близких холодов, даже “зверь” стремиться спрятаться в такую погоду. Её приход неминуем, и, несомненно, поэт видит прелесть в смене времён года, но по-романтически печальное настроение – неизменный атрибут творчества раннего Лермонтова. Нет в лермонтовской осени золотых красок, торжественной красоты и пышных нарядов леса, как у А. С. Пушкина.

Пейзажная лирика у поэта связана исключительно с душевными переживаниями, она – отражение внутреннего мира. Простые описательные стихи не характерны для творчества Лермонтова, его природа всегда созвучна человеческой душе. Лирический герой в стихотворении не явный, но его взгляд ведёт нас по осенним картинам, которые сменяются, чередуются и имеют чёткий отпечаток личности автора. “Мрачная” зелень, “поникшая” ель, “тусклый” месяц – всё это восприятие осени лирическим героем, который видит в ней тоску и увядание. Так как произведение Лермонтова не окончено, определить его главную мысль сложно. До нас дошло чисто описательное лирическое повествование, смысл которого в том, чтобы передать картины наступающей осени.

У М. Ю. Лермонтова с детства был дар наблюдательности, особое поэтическое мышление, художественное преобразование окружающей действительности. В стихотворении чувствуется скука и “усталость” лирического героя от неизбежного цикла природы.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему грустными и мрачными. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа, содержащая философскую составляющую, не сохранилась. Синтаксически стихотворение состоит из трёх небольших предложений. В стихотворении описаны картины, которые возникают в разное время суток, следовательно это собирательный образ осенней увядающей природы. Об этом свидетельствуют упоминание о полуденном отдыхе пахаря и содержание двух последних стихов: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.

Исследователи творчества Лермонтова склоняются к тому, что это элегия. Однако сохранившийся отрывок даёт нам право воспринимать его как лирическое стихотворение описательного характера. Стихотворение написано четырёхстопным хореем, использована перекрёстная рифмовка. Чередуются женские и мужские рифмы, которым пока не хватает оригинальности и богатства, появившихся позднее в зрелых стихотворениях поэта.

Средства выразительности

Юный автор использует эпитеты для образной передачи увиденных осенних пейзажей: “тускл месяц”, “мрачная зелень”, “отважный зверь” . Метафоры “месяц поле серебрит” и “ели зелень…хранят” делают картины природы одухотворёнными, загадочными, живущими своей особой жизнью. Ту же роль выполняет олицетворение “листья…кружатся и летят” – они подобны птицам.

В стихотворении имеются инверсионные предложения, где порядок слов не прямой, это придаёт стихотворению поэтичность и даёт возможность интонационно выделить отдельные фразы.


Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нём описывается приход осени, чувствуется её прохладное дыхание. Невесёлые картины, предчувствие близких холодов, даже “зверь” стремиться спрятаться в такую погоду. Её приход неминуем, и, несомненно, поэт видит прелесть в смене времён года, но по-романтически печальное настроение – неизменный атрибут творчества раннего Лермонтова. Нет в лермонтовской осени золотых красок, торжественной красоты и пышных нарядов леса, как у А. С. Пушкина.

Пейзажная лирика у поэта связана исключительно с душевными переживаниями, она – отражение внутреннего мира. Простые описательные стихи не характерны для творчества Лермонтова, его природа всегда созвучна человеческой душе. Лирический герой в стихотворении не явный, но его взгляд ведёт нас по осенним картинам, которые сменяются, чередуются и имеют чёткий отпечаток личности автора. “Мрачная” зелень, “поникшая” ель, “тусклый” месяц – всё это восприятие осени лирическим героем, который видит в ней тоску и увядание. Так как произведение Лермонтова не окончено, определить его главную мысль сложно. До нас дошло чисто описательное лирическое повествование, смысл которого в том, чтобы передать картины наступающей осени.

У М. Ю. Лермонтова с детства был дар наблюдательности, особое поэтическое мышление, художественное преобразование окружающей действительности. В стихотворении чувствуется скука и “усталость” лирического героя от неизбежного цикла природы.

Средства художественной выразительности

Автор: Юлия Петрова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Смысл

На мой взгляд, главная мысль данного стихотворения – это вечный круговорот событий, который неминуемо следует от света к тени и наоборот. Смерть и увядание необходимы для зарождения новой жизни, именно природа является главным хранителем этой закономерности. В ней похоронная процессия происходит грустно и мрачно, но величественно, естественно и даже красиво, поэтому осень так притягивает взор художника и поэта.

Связь лирики Лермонтова с творчеством Пушкина

Композиция

Стихотворение построено на антитезе — противопоставлении того, как было, и того, как стало:

Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов.

Вариант 1

Михаил Лермонтов в своём творчестве, относился к теме природы, без особого энтузиазма. Романтика в таком духе – была явно не в его стиле. Хотя когда будучи известный поэт только начинал сочинять свои стихи, а это был подростковый возраст, он проявлял интерес к пейзажной лирике и даже посвятил этому отдельное стихотворение.

Лирический герой, а это, к слову сказать, сам автор, находится в гармонии с природой, и он боится её потерять. Но осень неуместна к нему, и потихоньку уступает своё место зиме. Всё со временем становится тусклым, а жизнь – словно замирает. Люди и звери уже не могут приобщиться к новым переменам, и им приходится искать для себя что-то новое. В этом хорошо виднеется образ пахаря и дикого зверя.

Стихотворение весьма мрачное, хотя и не такое большое. При этом оно легко читается, что называется, на одном дыхании. Стоит также отметить и один очень интересный факт, Михаил Лермонтов даже в теме природы, сумел найти черты, сходные с одиночеством, на которое он так сильно любил ссылаться исходя из всей своей творческой деятельности.

Вариант 2

Стихотворение написано М. Ю. Лермонтовым в 1828 году, когда ему было 14 лет. В то время юный поэт периодически обращался к теме родной природы. Вдохновение к нему приходило, когда он бывал в родовом имении под Москвой, в перерывах между учебой в пансионе. Поэт в ту пору испытывал глубокие переживания из-за невозможности общаться с отцом, и его душевное состояние влияло на восприятие мира: его часто посещало чувство раздражения, разочарования в людях, бессмысленности жизни. И все это отражалось в его творчестве.

Осень не была любимым временем года Михаила Юрьевича. Будучи очень наблюдательным, он видел в ней не только прелесть и очарование, но замечал и невеселые признаки увядания. Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев:

Стихотворение написано четырехстопным хореем, рифма перекрестная. Читается стих легко, словно на одном дыхании.

Вариант 3

В свои четырнадцать лет молодой, но талантливый М.Ю. Лермонтов уже умел замечать красоту родного края и ценить его. Так, в 1828 году, когда поэт учился в пансионе, он иногда наведывался к бабушке в родовое имение. Именно здесь и были написаны лирические строки, воспевающие красоту природа. Осень словно зеркало, отображала душевное состояние поэта. С этого момента многие отмечают особое по теплоте отношение Лермонтова к своему краю, к своей Отчизне.

Прогулки на природе давали молодому поэту такую же пищу для ума, как и книги, за которыми он часами проводил время. Наблюдая за жизнью простых крестьян, Лермонтов научился понимать их трудности и печали, радости и веселье.

Ритмичный четырехстопный хорей дает динамику, которая присутствует в жизни, что описана автором. Перекрестная рифма придает жизненному стимулу природы грацию и красоту. Грустным лирическим смыслом проникнуто это небольшое произведение.

Здесь нет конкретно описанного героя, в его образе выступает лишь душевный настрой самого поэта, его ощущения. Автор словно что-то теряет с приходом осени.

Образы и символы

Лирическим героем в стихотворении является сам Лермонтов. Он рисует осень такой, какой она видится ему. Для автора это время года — самая мрачная пора. Образы отважного зверя и пахаря в сюжете усиливают чувство холода и отчужденности при виде осенней природы.

Также присутствуют образы осени и ночи. Время года предстает перед нами порой увядания, страха и печали. Деревья теряют листву, вечно зеленая хвоя создает ощущение траура. Даже зверь теряет самообладание при виде сгущающейся ночи, которая своим ледяным дыханием предвещает зиму.

Темы и настроение

Лермонтов с идеальной точностью с помощью рифмы и средств выразительности смог передать чувство утраты, возникающее у человека при осознании того, что лето ушло. Буйные краски тепла сменяются темными, мрачными цветами осени. Так здесь воплотилась тема природы, которая меняет облачение.

Стихотворение дарит пасмурное настроение, которое заставляет человека потеплее укутаться в свои одежды, вжавшись в кресло. Осень захватывает владения и выгоняет людей с улиц своим холодом. Весь окружающий мир встречает новую владычицу со страхом и дрожью в теле. Мир тихо и медленно умирает, чтобы весной возродиться вновь.

Читайте также: