В чем значение референдума в демократическом государстве кратко

Обновлено: 04.07.2024

Референдум — это всенародное голосование по важному государственному вопросу.


Несмотря на то, что референдум является одним из инструментов прямой демократии, он имеет много недостатков, среди которых можно отметить:
велико число не участвующего в референдуме населения;
решение может быть принято даже при условии незначительного перевеса голосов;
• отсутствие возможности у граждан вносить поправки в текст бюллетеня;
• результаты голосования не всегда отображают общественное мнение, так как оно подвержено сильным колебаниям.

обращаясь к истории, можно с уверенностью сказать, что проведение референдума стало излюбленной формой легитимизации власти и принимаемых ею решений в условиях построения антидемократических режимов, таких как режим Бенито Муссолини в Италии или Адольфа Гитлера в Германии, равно как и других диктаторских режимов \(XX\) — начала \(XXI\) века. Фальсификация итогов голосования позволяет создать образ всенародной поддержки, равно как и переложить ответственность за принимаемые решения на всё население страны.

Она выражается в различных формах политического участия от митингов и обращений в органы власти до выборов главы государства.

Референдум

Одна из них — референдум, который служит высшей формой прямого волеизъявления народного мнения по наиболее важным проблемам жизни социума.

Референдум — это.

Референдум (лат. Referendum) — это одна из форм прямого выражения мнения (всенародное голосование) граждан по ключевым вопросам государственного, регионального и местного значения.

Представляет собой основной институт прямой демократии и одновременно выступает как инструмент правотворчества граждан, так как его результаты нередко приобретают законодательную силу.

Мусор

Условия организации и порядок проведения референдума прописываются в Основном законе государства и иных нормативных актах.

Есть ли отличие от плебисцита

Очень близким по значению к референдуму выступает термин плебисцит.

Во время существования древнеримской цивилизации этим словом называли решения, которые принимали собрания плебеев (простого народа).

Ряд исследователей полагает, что плебисцит характеризуется голосованием в сфере отношения к деятельности государственной власти и ее политической линии.

Виды референдумов

В соответствии с характером вопроса, способом организации и сферой применения выделяют несколько видов референдума:

  1. конституционный — обеспечивает принятие нового варианта Основного закона или поправок к нему;
  2. законодательный — связан с голосованием граждан по проекту закона.

Если результаты референдума имеют юридическую силу и его итоги поддерживаются большей частью политических сил, то он считается признанным. В противном случае голосование приобретает статус частично признанного или непризнанного.

Палач

В отдельных странах проводятся консультативные опросы, которые осуществляются в формах, тождественных референдуму. Они не имеют правовой силы, но точно отражают настроения общества.

Подобный опрос был проведен в Каталонии осенью 2017 года, когда свыше 90% его участников высказались за отделение региона от Испании.

Отличие референдума от выборов

Что такое референдум будет проще понять, если сравнить его с выборами. Волеизъявление народа в форме референдума не имеет заданной периодичности и проводится по мере возникновения проблемных ситуаций, требующих народного волеизъявления.

Предмет референдумов гораздо шире и может охватывать любые вопросы от получения суверенитета до смены наименования региона. Выборы же ограничены задачей формирования власти.

Да и нет

Период действия решений референдума не ограничен, а полученные в результате выборов властные полномочия имеют конкретный срок. Инициатором референдума может выступить практически любой гражданин, а выборы проводятся в установленном законом порядке.

Условия проведения референдума

Порядок проведения референдума в России регулирует №5-ФКЗ от 28.06.2004 года. В соответствии с этой нормой на народное голосование не может выноситься вопрос, противоречащий Конституции и направленный на умаление или ограничение прав и свобод граждан.

В п.5 ст.6 №5-ФКЗ перечислены остальные вопросы, которые не выносятся на референдум:

  1. об изменении срока полномочий главы государства и депутатов;
  2. об изменении статуса регионов;
  3. о принятии/корректировке госбюджета; или помиловании и другие.

Российское законодательство не допускает организацию и проведение референдума в условиях введения чрезвычайного или военного положения, во время проведения избирательной кампании на всей территории РФ, а также в последний год полномочий Президента и Госдумы.

Инициировать организацию референдума могут:

  1. Граждане РФ — не менее 2 млн человек, обладающих правом на участие в голосовании, при этом на территории одного субъекта должно проживать не больше 50 тысяч из них;
  2. Конституционное Собрание — в порядке, предусмотренном п.3 ст.135 Основного закона.
  3. Федеральные органы госвласти.

О порядке организации референдума в России можно посмотреть тут:

Голосование

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

С одной стороны, референдум — это хорошо, ведь есть возможность простому народу высказать своё мнение и что-то изменить в обществе. Но с другой стороны, если этот народ подняли, взбунтовали искусственно какие-то враждебные, посторонние силы, вот тут большой вопрос и последствия могут быть необратимыми.

На самом деле, с референдумом не все так просто, как кажется на первый взгляд! Очень часто, в странах, где отсутствует демократия, референдумы используют для манипуляции.

Ведь вопросы можно составить таким образом, что народ проголосует за то, что выгодно власти. Хороший способ снять с себя ответственность. Но если в стране демократия, то референдум, это действительно полезный инструмент.

К сожалению, демократия — это как сферический конь в вакууме (хорошо только в изолированной от внешнего мира стране). Это своеобразное размягчение внешней оболочки страны, позволяющее алчным соседям при случае запустить туда свои алчные ручёнки.

Под предлогом ее нарушения (именно предлогом, а не поводом) можно творить с нарушителями демократия любые страшные вещи (бомбить, морить голодом, травить, притеснять, дискредитировать, поливать грязью, убивать). А потом говорить, что эти миллионы невинноубиенных людей погибли за то, чтобы они жили в истинной демократии.

Поэтому не путаем цинизм и алчность, с демократией. Последнее в современном мире не реализуемо, ибо сразу погибает под натиском первых двух.

Важнейшим принципом, на котором основывается деятельность демократического государства, является принцип народного суверенитета, смысл которого состоит в том, что народ является источником власти в обществе.

Народ осуществляет свою власть:

2. через избираемых им представителей (депутатов, президента, и т.д.)

Основными формами непосредственной демократии являются: выборы и референдум, они одинаковы по форме проведения, но различны по объекту волеизъявления, т.к. в первом случае объектом выборов является конкретный депутат или партия, во втором случае объектом является важнейшие вопросы государственной жизни.

Референдум – это высшее непосредственное выражение воли народа по законопроектам, действующим законам, иным вопросам государственной жизни.

Референдум отличается от плебисцита в силу специфики решаемых вопросов. Предметом плебисцита являются вопросы исключительной государственной важности, определяющие судьбу страны. Чаще всего ими бывают вопросы о государственной независимости или об изменении статуса территории. Но в некоторых странах не различают референдум и плебисцит.

Примерами плебисцита могут служить: плебисцит 1945 г. в Монголии по поводу государственной независимости от Китая; плебисцит 1962 г во Франции и Алжире об изменении гос. статуса Алжира.

В международной практике на вопросы референдума обычно выносят вопросы:

· входа или выхода из международных союзов;

· об изменении формы правления;

Примерами международных референдумов может быть: Референдум 1958 г во Франции по поводу принятия конституции Ш. де Голля, референдум 1982 г. в Испании по поводу вступления в НАТО.

Поскольку референдум представляет собой высший способ выражения воли народа, то на него запрещается выносить вопросы:

· о налогах и сборах,

По территориальному охвату референдумы бывают: общенациональными, региональными, местными; а по юридической силе принимаемого решения: обязательными и факультативными.

Конституции СССР и РСФСР советского периода предусматривали возможность всенародного голосования по вопросам государственной жизни – референдума.На практике в СССР (России) было проведено только три референдума, начиная с 1991 года

· Всесоюзный референдум 17 марта 1991 г. по вопросу сохранения СССР и учреждении поста Президента;

· Всероссийский референдум о доверии Президенту Ельцину,

· Всероссийский референдум 12 декабря 1993 г. по вопросу принятия Конституции РФ.

В настоящее время нормативно-правовую базу референдума составляют:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г;

2. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г;

3. Конституция РФ 1993 г;

Данные нормативные акты устанавливают общие принципы проведения референдума: референдум проводится на всей территории России, на основе всеобщего, прямого и равного волеизъявления при тайном голосовании, правом на участие в референдуме обладают все граждане РФ, достигшие 18 лет, за исключением лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы, а также лиц признанных судом недееспособными. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается, голосование является личным. По форме проведения Референдум и выборы совпадают, руководит процессом Центризбирком, который формирует избирательные участки и составляет списки избирателей, а также регулирует все вопросы агитации.

Референдум не может проводиться в период чрезвычайного или военного положения и в течение 3 месяцев после их отмены. Повторный референдум по ранее отклоненным вопросам может быть проведен не ранее года со времени соответствующего референдума, финансирование референдума осуществляется только за счет средств федерального бюджета.

Учитывая международную практику, в РФ на референдум также запрещается выносить вышеперечисленные вопросы, а также вопросы изменения статуса субъектов, досрочного прекращения или продолжения срока полномочий.

Инициатива проведения референдума может принадлежать только:

· Конституционному Собранию в случае внесения проекта новой Конституции,

· Гос. Органам власти;

· Гражданам РФ (при условии обладания ими избирательным правом, и наличия не менее двух миллионов подписей, но не более 10 % от их общего числа на территории одного субъекта РФ)

В законе особо подчеркивается, что эти субъекты не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума в период между назначением референдума и официальным опубликованием его результатов.

Процедуру назначения референдума составляет ряд последовательных стадий:

· Создание инициативной группы не менее 500 человек и ее регистрация в избирательной комиссии по месту проживания большинства ее членов,

· Сбор двух миллионов подписей в течение 6 месяцев и обращение с инициативой о проведении референдума – передача подписей в Центризбирком,

· Вынесение Центризбиркомом постановления об отказе в проведении референдума, если число правильно собранных подписей менее 2 миллионов,

· В случае наличия 2 миллионов правильно собранных подписей направление Центризбиркомом своего заключения Президенту РФ с одновременным информированием об этом Гос. Думы и Совета Федерации,

· Направление Президентом материалов в Конституционный Суд РФ,

· Отказ КС РФ в проведении референдума при нарушении указанных требований либо дача согласия на проведение референдума,

· Издание Президентом РФ указа о назначении референдума при положительном решении КС РФ

· В указе Президента сообщается дата его проведения – любой выходной не ранее двух и не позднее трех месяцев с момента издания указа,

· Не допускается одновременное проведение с референдумом выборов депутатов Государственной Думы, органов государственной власти и местного самоуправления.

Подготовку и проведение референдума осуществляет Центральная избирательная комиссия РФ, действующая в качестве Центральной комиссии референдума РФ, а также избирательные комиссии субъектов РФ действующие в качестве комиссий по проведению референдума, низшим звеном в данной иерархии являются районные (городские) комиссии по проведению референдума и участковые комиссии референдума.

Члены территориальных и участковых избирательных комиссий назначаются выборным органом местного самоуправления, соответствующие комиссии выбирают из своего состава председателя.

Агитация за или против решений референдума проводится всеми законными средствами: запрещается проводить агитацию органам государственной власти и местного самоуправления, их должностным лицам, воинским частям, благотворительным и религиозным организациям, членам комиссий по проведению референдума. Агитация прекращается за 24 часа до референдума.

Решение, принятое на референдуме вступает в силу немедленно после его опубликования Центризбиркомом. По своей юридической силе данное решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно может быть отменено только путем проведения нового референдума. Через 2 года.

Высшим непосредственным выражением власти многонационального народа РФ являются свободные выборы. На основе выборов замещается должность Президента России, формируются представительные органы государственной власти, образуются органы местного самоуправления.

Избирательное право - это совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов высших должностных лиц, представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Составной частью избирательного права являются также и нормы, регулирующие отношения, возникающие при осуществлении отзыва депутата.

Референдум, как форма выражения общественного мнения и как способ принятия принципиально важных нормативно-правовых актов и политических решений, несомненно, является достоянием не одной нации или народа, а всего человечества. Это общечеловеческая, а не узкоклассовая или тем более какая-либо групповая ценность.

Разумеется, место и роль института референдума в политической системе любого общества не следует преувеличивать, а тем более абсолютизировать. Во многих случаях референдумы оканчивались принятием далеко не самых прогрессивных законов или решений, выступали в качестве демократического щита для принятия официальных антидемократических акций.

О возможности использования референдумов в интересах правящих кругов, а не всего общества со всей очевидностью свидетельствует практика проведения их на территории бывших союзных республик. Нередко референдумы использовались и используются в сепаратистских и иных неблаговидных целях.

Роль референдума может быть как позитивной, так и негативной. Это зависит, прежде всего, от уровня правовой культуры общества, который в свою очередь зависит от экономической ситуации в стране и от качества реализации народного суверенитета. Нельзя говорить об однозначной положительной роли референдумов, когда низок уровень правовой культуры населения, когда несовершенно законодательство и нестабильны экономические условия общества.

Референдум является важнейшим институтом прямой демократии. Этот институт позволяет оперативно решить важнейшие вопросы государственной жизни; находить варианты решения проблем, требующих выяснения мнения всего общества. О значимости сказанного говорит и то, что решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума.

Референдум в любой стране будет эффективным лишь в том случае, если он, по природе своей как весьма важный демократический институт, будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения; иметь своей целью при решении политических иных вопросов четко выраженную гуманную цель; если общественное мнение не будет увлечено и дезориентировано ложными социальными ценностями; и, наконец, если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения всенародных опросов. Важное, труднооценимое значение референдумов имеет строгое установление и законодательное закрепление их статуса, процедуры и порядка подведения итогов, места и роли в системе конституционного и текущего законодательства принимаемых путем референдумов нормативно-правовых актов.

Понятие и виды выборов. Вопросы выборов

Выборы в современной России – необходимый элемент народовластия. Понятие выборов многогранно. Во-первых, выборы наряду с референдумом являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 3) высшим непосредственным выражением власти народа, формой осуществления народовластия в стране, при которой народ выражает свою политическую волю непосредственно. Во вторых, выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления (ст. 32). В-третьих, выборы являются средством легитимации публичной власти, ее политического воспроизводства. Посредством выборов народ передает своим избранным представителям права на осуществление публичной власти от своего имени в течение определенного периода времени (как правило, четырех или пяти лет). В-четвертых, выборы представляют собой способ и процедуру демократического формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Законодательное определение выборов дано в ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Правовыми нормами этих законодательных актов регулируется порядок избрания Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов региональных парламентов – законодательных (представительных) органов субъектов РФ (например, Тамбовской областной Думы), глав местных администраций и депутатов (членов) представительных органов местного самоуправления (в частности, мэров городов и депутатов городских, районных, сельских и поселковых советов). Здесь упомянуты три вида (уровня) выборов органов власти – федеральные, региональные (уровня субъектов Федерации) и муниципальные.

Кроме того, выделяются четыре основные классификации видов выборов. Во-первых, выборы делятся на очередные (основные) и внеочередные. Очередные выборы – это выборы, которые назначаются и проводятся в связи с истечением срока полномочий избираемого органа или должностного лица. Внеочередные (досрочные) выборы проводятся в связи с досрочным прекращением полномочий избираемого органа (должностного лица). Основания досрочного прекращения полномочий закрепляются в законодательных актах, регламентирующих конституционно-правовой статус органа государственной власти, органа местного самоуправления, выборного должностного лица. Избирательное законодательство устанавливает для досрочных выборов возможность сокращения сроков осуществления избирательных действий по сравнению с очередными выборами.

Во-вторых, выборы бывают основными и дополнительными. Данная классификация применима только к выборам депутатов представительных (законодательных) органов. На основных выборах избирается весь состав представительного органа. Основанием проведения дополнительных выборов является досрочное прекращение полномочий (выбытие) депутата представительного органа, избранного по мажоритарной избирательной системе по одному из территориальных округов.

В-третьих, выделяются общие и частичные выборы. Общими выборами являются одновременные выборы всех депутатов представительного (законодательного) органа. Частичные (ротационные) выборы проводятся в случае, если представительный орган формируется путем ротации, которая предполагает разновременное избрание части депутатского корпуса представительного органа (либо одной из его палат). В настоящее время ротация предусмотрена на выборах законодательных (представительных) органов ряда субъектов Российской Федерации. В частности, избирательным кодексом Свердловской области подобный порядок установлен для выборов депутатов Областной Думы – палаты Законодательного Собрания Свердловской области. По закону выборы депутатов проводятся один раз в два года. На каждых выборах избирается половина состава депутатского корпуса, при этом все депутаты имеют срок полномочий четыре года.

В-четвертых, выборы делятся на первоначальные и повторные. Первоначальные выборы назначаются в связи с истечением срока полномочий либо досрочным прекращением полномочий избираемого органа (выборного лица). Повторные выборы проводятся в случаях, если результаты первоначальных выборов были признаны несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы следует отличать от повторного голосования – факультативной стадии, происходящей в пределах того же избирательного процесса, в рамках которого осуществлялось первоначальное голосование. Повторные выборы – самостоятельный избирательный процесс, включающий все стадии, в том числе выдвижение кандидатов.

Читайте также: