Кем и как обосновывалась структура школьного предмета биология

Обновлено: 02.07.2024

Понятие о содержании школьного предмета. Содержание образования - это система знаний, раскрывающая картину мира; опыт осуществления известных для человека способов деятельности, в том числе опыт творческой деятельности, обеспечивающий развитие способностей у человека; опыт ценностного отношения к миру (И.Д. Лернер, Н.В. Бочкина). Содержание каждой учебной дисциплины учебного плана школы конкретизируется в образовательных программах, учебниках и учебных пособиях.

По определению Н.М. Верзилина и В.М. Корсунской (1983), содержание учебного предмета - это "отобранный из научной информации по биологии наиболее ценный в образовательном и воспитательном отношении учебный материал для школьного предмета согласно установленному в методике пониманию его структуры".

Содержание биологического образования для средней школы тесно связано с развитием биологической науки, характеризует современный уровень ее развития, отражает в учебном предмете основы наук о живой природе. В отборе содержания биологических знаний (теорий, понятий, закономерностей, научных фактов) и определении глубины раскрытия научного материала в учебном предмете большую роль играет принцип научности в тесной взаимосвязи с принципом доступности.

Уровень развития биологии как науки постоянно учитывается при совершенствовании содержания образования.

Для биологии двадцатый век был чрезвычайно плодотворным. Выделены новые царства и надцарства живой природы; раскрыты многие сущностные законы жизни: процесса эволюции, передачи наследственности и воспроизводства, фотосинтеза, биосинтеза; установлены законы устойчивого развития биосферы; выявлены взаимосвязи в системе "Человек-Природа-Общество". Сформулированы важные в мировоззренческом отношении теории: теория о происхождении жизни на Земле, теория гена, синтетическая теория эволюции, теория биогеоценоза и экосистем, теория антропогенеза, теория структурных уровней организации живой материи и многие другие. Установлены тесные связи между биологической и другими естественными науками, их активное взаимопроникновение и обогащение, что привело к возникновению новых наук синтетического характера (биохимия, биофизика, молекулярная биология, биотехнология, зооинженерия, биоэтика и т.п.).

Именно в XX в. биология из ряда натурфилософских описательных областей знания перешла в ряд фундаментальных наук и заняла среди них лидирующее положение.

Преобладающее большинство открытий биологической науки и практики нашло отражение в школьном предмете "Биология".

Из обширного научного материала для школьного предмета отбирается учебный материал, наиболее ценный в образовательном и воспитательном отношении. При этом школьный предмет не представляет собой некую "мини-науку" или сокращенное изложение различных отраслей биологической науки и смежных с ней областей знаний. Он объединяет методически отобранные их элементы, систематизированные и дидактически переработанные в целостную систему учебного содержания с учетом возраста учащихся. Отобранное содержание распределяется в школьном учебном предмете в особом порядке, логика которого определяется программой.

Главное внимание в содержании биологического образования сосредоточено на фундаментальных основах науки, установившихся фактах, теориях и закономерностях живой природы, трактовка которых должна соответствовать новейшим достижениям науки. В то же время содержание биологии в средней школе не является тождественным содержанию научных дисциплин высшей школы, которые дают полное освещение современного состояния науки. В средней школе изучают основы науки в научно достоверном, но элементарном виде и с различной степенью сложности на разных этапах обучения. Например, вопросы фотосинтеза в биологии 6 класса освещаются научно, но без химизма на световой и темновой стадиях, а в старшей школе в разделе общей биологии школьники получают, хотя и схематично, представление о некоторых реакциях, о функциональном значении света, воды, кислорода, водорода и других составляющих фотосинтеза, однако полная картина протекающих химических реакций синтеза углеводов все же не раскрывается.

Содержание школьной биологии включает понятия, термины, закономерности, законы живой материи, области их применения, которые должен знать каждый независимо от специальности. Менталитет современного образованного человека обязывает ориентироваться в окружающей среде обитания, окружающей живой природе, иметь представления о растениях, животных, грибах, бактериях, вирусах, о собственном организме (строении, функциях, закономерностях развития), о ценности жизни, об истории развития живой природы, экосистемном характере жизни, биосфере, роли живых организмов в природе, о значении биологического разнообразия для жизни на Земле и роли человека в биосфере.

Все эти знания в учебном предмете средней школы выстраиваются в стройную систему знаний, если они объединены научными понятиями и основополагающими идеями науки, главными из которых выступают историческое развитие живой природы, ее биологическое разнообразие, стуктурно-уровневая организация живой материи. На этих основах школьный предмет должен формировать научное миропонимание, эмоционально-ценностные отношения к живому миру, развивать экологическую культуру личности и осуществлять подготовку школьников к жизни.

Школьный предмет по биологии включает также материалы по овладению различными методами биологических исследований (наблюдение, описание, определение объектов и пр.) и разными способами учебной деятельности (сравнивать, доказывать, объяснять и пр.). Это система общеучебных и предметных умений и навыков, которые должны быть усвоены в процессе изучения биологии.

Структура школьного предмета "Биология". Учебный предмет - это система основ науки, которая характеризуется целостностью, единством и внутренней взаимосвязью всех видов содержания обучения в школе. Она имеет определенную логическую структуру.

Структура школьного курса биологии отчетливо отражена в программах по биологии, в которых содержание биологического образования школьников распределено по темам, разделам и годам обучения.

В истории отечественной школы сложилась традиционная система последовательного изучения биологического материала по объектам живой природы: растения, животные, организм человека и обобщающего курса общей биологии, раскрывающего закономерности природы на разных уровнях ее организации.

Изучению биологии предшествует пропедевтический курс природоведения (или естествознания) в 5 классе, который, в свою очередь, опирается на знания учеников начальной школы (1 - 4 кл.) о предметах и явлениях окружающей природы, элементарные сведения об организме человека. На базе начальных знаний о неживой природе строится программа изучения растений, бактерий, грибов и особенностей природных сообществ.

В 6 классе начинают систематическое изучение основ биологической науки. Учащиеся узнают о том, что растение - живой организм, имеющий особые органы, которые выполняют в жизни растения определенные функции; знакомятся с многообразием растений, их усложнениями в процессе исторического развития, с царствами растений, бактерий и грибов, со способностью их представителей к совместному обитанию в природных сообществах.

Изучение курса биологии в 6 классе подготавливает учеников к восприятию материалов о животном мире, как о царстве живых существ, более сложных по сравнению с растениями, бактериями и грибами.

Жизненные процессы животного организма, особенно его размножение и поведение, а также вопросы разнообразия животных и их участия в природных сообществах оказываются сложными для усвоения и требуют опоры на знания, полученные в предыдущем курсе. Кроме того, изучение растений предшествует изучению животных еще и потому, что жизнь животных во многом зависит от растений.

Изучение животных готовит школьников к освоению курса "Человек" ("Человек и его здоровье"); возможность использовать сравнение помогает усвоить качественное своеобразие человеческого организма в связи с его биосоциальной сущностью. Завершается биологическое образование в средней школе курсом "Общая биология". В нем излагаются общие закономерности и свойства жизни, ее возникновение, развитие и зависимости. При этом общие биологические свойства природы рассматриваются на примере представителей всех царств органического мира. Для этого привлекаются (актуализируются и применяются в новой ситуации) знания о растениях, животных, человеке, бактериях и грибах, полученные в предшествующих курсах. Определенная последовательность в содержании биологического образования в средней школе позволяет возвращаться к обсуждению сложных и важных вопросов общебиологического плана в заключительном курсе биологии на новом этапе обучения, углубляя, расширяя и обобщая круг необходимых научных знаний и способов деятельности. При этом на деле реализуется преемственность биологических курсов и уровней обучения (начального, базового и полного среднего образования).

Сложившееся в средней школе распределение учебных материалов по курсам биологии и последовательное расположение их в этом предмете (от изучения растений к изучению животных, затем человека, общебиологических процессов и явлений живой природы) в методике обучения биологии считается педагогически целесообразной структурой общего биологического образования школьников.

Такая последовательность системы курсов по годам обучения с постепенно возрастающей сложностью учебного материала является объективной, научной и дидактически обоснованной, так как позволяет изучать предмет в условиях постепенного развития системы биологических понятий и постепенного повышения сложности учебного содержания (от фактологического материала к закономерностям живой природы). Кроме того, такая последовательность учебного содержания позволяет комплексно раскрывать научные понятия в системе, заданной определенной областью биологической науки (ботаника, зоология, наука о человеке, цитология, генетика, учение об эволюции, экология и др.).

Напомним, что примерно такая же последовательность курсов в предмете "Естествознание" была заложена в свое время В.Ф. Зуевым (1786) в учебнике "Начертание естественной истории" (неживая природа, растения, животные и человек), ей следовал А.Я. Герд в своих программах, статьях и учебниках по естествознанию (1875- 1879). В последующие годы практически все программы биологического образования сохраняли эту последовательность курсов. Исключение составили лишь программа Д. Н. Кайгородова (1902) и программы ГУСа (1923-1930).

Сложившаяся система курсов на протяжении многих лет сохранялась в указанной выше последовательности при установившейся единой структуре содержания предмета по годам его изучения: растения, бактерии, грибы и лишайники - 6 и первая половина 7 класса (115 ч), животные - конец 7 и весь 8 класс (91 ч), человек и его здоровье - 9 класс (68 ч) и общая биология - 10 - 11 классы (94 ч). Такая структура предмета "Биология" была определена в 1965 г. В это же время школа получила новую программу, созданную авторским коллективом под руководством Ю.И. Полянского.

Однако в настоящее время в разных авторских программах эта структура предмета биологии представлена иначе. В одних программах (авторский коллектив под руководством И.Н. Пономаревой и авторский коллектив под руководством В.В. Пасечника) сохранена та же последовательность учебных курсов, но изменены сроки их изучения. Все учебные курсы по программам основной школы изучаются в течение лишь одного учебного года (по 68 ч): растения, бактерии, грибы и лишайники (6 кл.), животные (7 кл.), человек (8 кл.); в 9 классе, завершающем базовую школу, изучаются общебиологические закономерности и явления (соответственно курсы "Основы общей биологии" и "Введение в общую биологию и экологию").

В других авторских программах (авторский коллектив под руководством В.И. Сивоглазова) базовый уровень биологического образования также завершается в 9 классе изучением общебиологического материала (курс "Биология. Общие закономерности"), но в 6 классе изучается курс "Живой организм" с привлечением одновременно материалов о растениях, животных и микроорганизмах, в 7 классе - "Многообразие организмов", в 8 классе, как и в других программах, - "Человек".

Как видим, структура предмета "Биология", характеризующая расположение системы курсов по годам изучения, сохранявшаяся в отечественной школе более 200 лет, в настоящее время меняется. Она не одинакова, а является выражением идей авторов программ как в отборе учебного содержания биологического образования, так и в последовательности его раскрытия в средней школе по годам обучения и по логике изложения предмета.

Педагогика выделяет несколько типов структурирования содержания образования. Один из них - линейное построение предмета. В этом случае все учебные материалы располагаются последовательно и непрерывно, как звенья целостного единого учебного содержания. При этом каждая часть (тема, курс) изучается только один раз. Другой тип - концентрическое построение учебного предмета, в этом случае происходит неоднократное возвращение к пройденному материалу, но каждый раз на новом более высоком уровне изложения. Третий тип структуры - спиралеобразное построение школьного предмета. Его особенность заключается в том, что учебный материал располагается в целом последовательно и непрерывно, но не линейно, а по спирали, т.е. неоднократно возвращаются на новом более высоком витке (уровне) к тому же содержанию (при обсуждении ряда крупных мировоззренческих вопросов), расширяя и обогащая его новыми знаниями и опытом человеческой деятельности. В последние годы появился четвертый тип структурирования учебного содержания - модульный. Он характеризуется тем, что целостное содержание учебного предмета распределяется по отдельным модулям. Например, по таким модулям, как содержательно-описательный, операционно-деятельный, мировоззренческий, профилирующий, контрольно-проверочный, эколого-гуманистический, культурологический и пр.

В соответствии с этим программы базовой школы (6 - 9 кл.), созданные коллективами авторов под руководством В. В. Пасечника, И.Н. Пономаревой, В.И. Сивоглазова и Ю.И. Полянского, характеризуются спиралеобразной структурой; М. Б. Беркинблита и А. Г. Хрипковой - линейной.

К этому времени в биологической науке было сделано много крупных открытий. Так, благодаря трудам отечественных учёных И.И. Шмальгаузена, Н.П. Дубинина, С.С. Четверикова, К.М. Завадского, а также зарубежных исследователей Ф. Добржанского, Дж. Хаксли, Э. Майра и других была создана синтетическая теория эволюции. С появлением электронного микроскопа удалось изучить строение органоидов клетки, структуру нуклеиновых кислот, сформулировать теорию гена. Широкое распространение и признание получают учение В.И. Вернадского о биосфере и учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Эти достижения биологии поставили в повестку дня вопрос об усилении эколого-эволюционной направленности школьного биологического образования и повышении элементарной грамотности по генетике, цитологии и экологии.

Кроме того, в 50-е годы XX в. учёные под руководством Н.М. Верзилина сформулировали методическую теорию развития биологических понятий. Были отмечены сложности состава и структуры биологических знаний, выявлены главные понятия, продуманы преемственные и межпредметные связи. На основе методических исследований определились пути формирования у учащихся общебиологических понятий с прикладными знаниями, развитие понятий стали считать ≪основной движущей силой всего процесса обучения и воспитания, всей динамики преподавания≫ (Н.М. Верзилин и др. ≪Развитие биологических понятий в V-IX классах≫, 1957).

В 1964 г. на конкурс были представлены три программы по биологии для общеобразовательной школы: одна – от коллектива учёных и учителей из Москвы, другая – из Ленинграда и третья – от коллектива учёных Новосибирского отделения Академии наук. Первенствовала программа, составленная коллективом учёных-биологов и методистов из Ленинграда под научным руководством доктора биологических наук, профессора Юрия Ивановича Полянского. С 1965 г. в соответствии с этой программой в школе стал действовать учебник ботаники В.А. Корчагиной, с 1966 г. – учебник зоологии Н.А. Рыкова и В.Ф. Шалаева и учебник общей биологии для 10 класса, в создании которого приняли участие ведущие методисты-биологи Н.М. Верзилин и В.М. Корсунская, учёные-биологи Ю.И. Полянский, К.М. Суханова, А.Д. Браун, А.С. Данилевский. Программа и учебники были написаны на основании теории развития биологических понятий, разработанной коллективом методистов под руководством Н.М. Верзилина.

В соответствии с новой программой ленинградского коллектива ученых в среднюю школу был введен принципиально новый курс биологии. Особенно отличался завершающий курс ≪Общая биология≫ (10 кл.), который давал представление о современной теоретической биологии – об эволюционном учении, цитологии, молекулярной биологии, генетике и селекции, экологии (разделы – аутэкология, биогеоценология), знакомил с учением о биосфере. Курсам ботаники, зоологии и анатомии, физиологии и гигиены человека было возвращено их биологическое содержание (подобное гердовскому), они были приближены к современному уровню развития науки и дополнены вопросами по экологии организмов, фитоценологии и биогеоценологии.

Повышение теоретического уровня биологического образования потребовало специальных методических исследований, направленных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. В связи с этим развитие методики обучения биологии шло по отдельным проблемам учебно-воспитательного процесса. Уже в 70-е годы XX в. наметился ряд проблем по методике обучения биологии, которые решались путём специальных теоретико-экспериментальных исследований. Все они касались кардинальных вопросов общей методики биологии – содержания, методов, средств воспитания и усвоения знаний учащимися. В 80-е и особенно в 90-е годы круг изучаемых проблем заметно расширился за счёт включения вопросов вузовской подготовки студентов в области методики обучения биологии.

Углубление научно-методических исследований коллективами методистов Академии педагогических наук и педвузов страны, диссертационные поиски отдельных ученых способствовали совершенствованию общего педагогического образования и развитию методики биологии как педагогической науки. Были созданы крупные монографические работы, методические пособия.

Развитие биологических понятий в школьном предмете и методов обучения исследовал Николай Михайлович Верзилин, проблему воспитания школьников – Иван Дмитриевич Зверев, деятельностный подход в обучении изучала Евгения Павловна Бруновт, развитие предметной деятельности – Татьяна Викторовна Коростелева, активизацию методов обучения на уроках биологии и методику уроков по общей биологии – Вера Михайловна Корсунская, развитие интереса у школьников и особенности преподавания биологии в сельской школе исследуются Дмитрием Илларионовичем Трайтаком, определение системы экологических понятий и ее развитие в школьном курсе биологии – Ириной Николаевной Пономаревой, использование межпредметных связей, их классификация и значение в обучении биологии – Валерией Николаевной Максимовой, возрождением курса ≪Неживая природа≫ в модернизированном виде занимались Николай Александрович Рыков и Галина Ефремовна Ковалева, проблемное обучение биологии изучает Людмила Васильевна Реброва, программированное обучение биологии – Джемма Петровна Голънева, взаимосвязь методики биологии и дидактики – Леонид Францевич Кейран, методологические аспекты в обучении биологии исследовал Борис Дмитриевич Комиссаров, взаимосвязь психологии и методики, технологию образования изучает Мария Михайловна Левина, развитие ответственного отношения к природе исследуют Ирина Трофимовна Суравегина и Анатолий Никифорович Захлебный, организацию учебно-познавательной деятельности в процессе обучения биологии – Владимир Васильевич Пасечник, систему подготовки учителя биологии – Валерий Павлович Соломин, разработкой документов стандартизации биологического образования занимаются Галина Серафимовна Калинова и Валерия Семеновна Кучменко, осуществлением эколого-валеологического подхода в обучении биологии – Зоя Ивановна Тюмасева, информатизацией процесса обучения биологии в школе – Василий Алексеевич Смирнов.

Наряду с решением проблем методики обучения биологии в школе исследовались вопросы методики биологии как учебной дисциплины в педагогическом вузе. Проблема определения профессиональных функций учителя биологии (≪профессиограмма учителя биологии≫) решалась Николаем Александровичем Рыковым, подготовки студентов к природоохранной работе в школе – Элианой Юльевной Шапокене, система подготовки учителя биологии к работе по экологическому образованию исследуются Ириной Николаевной Пономаревой и Еленой Сергеевной Сластёниной, подготовки учителей начальной школы к экологическому воспитанию школьников – Тамарой Михайловной Носовой, вопросами подготовки учителя биологии в системе многоуровневого педагогического образования занимается Валерий Павлович Соломин, подготовки учителя к экологическому образованию в процессе последипломного образования – Сергей Владимирович Алексеев.

Новые программы и новые учебники, крупные методические труды и открытия в области методики обучения биологии как науки значительно улучшили подготовку школьников по биологии, по всем основным её разделам – морфологии, систематике, физиологии, экологии, цитологии, генетике, молекулярной биологии и эволюционному учению. Однако уже в середине 80-х годов XX в. обнаружилась существенная перегрузка учебного биологического содержания фактами, теориями, терминами и понятиями. Новое содержание предмета излагалось на каждом уроке без перерыва на обобщение и повторение. Многие ученики не успевали осознать и усвоить новый материал. В связи с этим остро встал вопрос об отборе учебного содержания по биологии и его соответствии возрасту учащихся, о методах, средствах и формах обучения, способствующих усвоению знаний, но без перегрузки учебной деятельности в школе и домашней работы по биологии.

Понимание противоречий процессов обучения основам современной биологии и познавательной способности учащихся, с одной стороны, привело к существенному сокращению учебного материала до его оптимального уровня, а с другой – способствовало развитию поиска новых (инновационных) технологий в организации образовательного процесса. Кроме того, по решению Министерства образования Российской Федерации в стране стали вводиться стандарты образования, в том числе стандарт биологического образования. В нем обозначены содержание учебного предмета на уровне образовательного минимума формирования знаний, умений и ценностных отношений.

Всё это происходило на фоне изменений в общественно-политической и экономической жизни страны. Внимание общества было обращено к общему образованию как институту развития культуры личности. Перед школой была поставлена задача развить у детей понимание гуманистических и экокультурных ценностей. Современные установки на изучение биологии в школе выявили в методике обучения этому предмету ряд новых проблем и прежде всего проблемы определения целей обучения биологии в школе, содержания предмета и его структуры.

Предстояло переработать принципы и подходы в осуществлении биологического образования, а также определить методику достижения поставленных целей с учётом возрастных особенностей школьников. Решение этих проблем, согласно модернизации средней школы, должно проходить в условиях стандартизации образовательного процесса, введения в среднюю школу Государственного стандарта общего образования. Новые задачи, поставленные перед общим биологическим образованием, обозначили новый круг общеметодических и частнометодических (предметных) проблем. Их решение и определяет направления и качество развития школьного биологического образования в России в XXI в.

Вопросы для самопроверки

1. Какие методические проблемы решались В.Ф. Зуевым?

2. Кем и как обосновывалась структура школьного предмета ≪Естествознание≫?

3. Кем и как обосновывалась структура школьного предмета ≪Биология≫?

4. В чем проявилась уникальность учебника ботаники В.И.Даля?

5. Каковы основные положения методики А.Я. Герда?

6. Охарактеризуйте вклад российских любенистов в школьное естествознание.

7. Охарактеризуйте значение программы Д.Н. Кайгородова для отечественной школы.

8. Какой вклад в развитие методики преподавания естествознания внес В.В. Половцов?

9. Охарактеризуйте развитие методики преподавания естествознания в XIX в.

10. Охарактеризуйте развитие методики преподавания естествознания в первой половине XX в.

11. С какими проблемами обучения биологии столкнулась советская школа в период своего становления?

12. Какие проблемы решались методикой обучения биологии после 1932 г.?

13. В каком направлении развивалась методика обучения биологии в начале второй половины XX в.?

14. Какие основные проблемы решала методика обучения биологии в 60–80-е годы XX в.?

Исторические постановления ЦК ВКП(б) о школе стимулировали развитие советской методики преподавания биологии как научной дисциплины. Главной в методике преподавания биологии становится проблема научности содержания учебного предмета.

Были созданы учебники для учащихся и первые частные методики по отдельным курсам для учителей. В них освещались содержание учебного материала по темам программы, методика уроков, давалось описание опытов для демонстрации на уроках, рассматривались общие принципиальные вопросы воспитания мировоззрения, развития мышления, а также методика связанных с уроками форм преподавания. Таким образом, в них объединялись отдельные, ранее разработанные проблемы.

В первые годы работы школы по предметной системе следовало решить проблему методики урока как основную и важнейшую. При разработке методики уроков возникли вопросы связи изучаемого материала на уроках с наблюдениями и сбором растений и животных на экскурсиях. Потребовались наблюдения за собранным материалом в специальном уголке живой природы и дома.

Экскурсии, проводившиеся раньше независимо от тем уроков, вошли в состав изучаемых тем и получили связь с предшествующими и последующими уроками. Возникла особая методика домашних заданий: предварительных, повторительных, закрепляющих знания, и экспериментальных, связанных с опытами и наблюдениями. Демонстрации на уроках опытов с живыми растениями и животными привели к необходимости организации внеурочных и внеклассных работ. Так, постепенно стала получать свое решение проблема системы форм преподавания биологии.

Разработка отдельных вопросов и накопившийся богатый опыт школ потребовали обобщений, синтеза материала по общим проблемам методики. Так, методика преподавания биологии подошла к решению проблемы интеграции, характерной для становления ее как науки.

Развитие методики в последующие 30 лет шло от проблем, определяющих содержание учебного предмета, к проблемам преподавания, а затем к проблемам, связанным с процессом усвоения знаний учащимися, с постоянным вниманием к содержанию предмета.

Следующая проблема - воспитание в процессе обучения биологии - освещалась в каждой частной методике как воспитание диалектико-материалистического мировоззрения и понимание связи науки и практики. Развитие самостоятельного мышления учащихся как элемент воспитания получило особое освещение в результате специальных исследований.

Таким образом, по трем основным элементам методики преподавания биологии - содержанию, методам и воспитанию - в эти годы были выяснены закономерности развития понятий, методов и воспитания их в единстве. К этому следует прибавить четкое вычленение и установление форм преподавания. Все это позволяет говорить о системе в методике преподавания. Методика преподавания биологии стала развиваться как наука на основе диалектического подхода к педагогическим явлениям.

Методические идеи с 1960 по 1990-е гг. В этот период творческие поиски учителей были направлены на совершенствование опытно-практической работы школьников, создание учебно-опытных участков, на поиски эффективного сочетания уроков с другими формами организации учебно-воспитательной работы. Вместе с учеными-методи- стами учителя искали конкретные пути реализации связи обучения с практикой коммунистического строительства. Результаты этой работы получили отражение в трудах Н.М. Верзилина, В.Ф. Шалаева, Н.А. Рыкова, К.Н. Соколова, М.И. Мельникова и др. методистов. Особое внимание уделялось проблемам коммунистического воспитания в процессе обучения биологии - формированию основ диалектико-материалистического и атеистического мировоззрения, бережному отношению к природе, высоким моральным качествам, патриотизму и интернационализму.

В первую половину 60-х гг. особенно остро стал вопрос о коренном пересмотре содержания обучения биологии. В развернувшейся дискуссии отмечалось, что учащиеся восьмилетней школы знакомятся с большим числом разрозненных биологических фактов без необходимых обобщений, что мало способствует формированию у школьников материалистических взглядов на закономерности развития органического мира. Содержание школьных курсов не соответствовало теоретическим и экспериментальным успехам биологической науки. В 1966 г. в школах страны был введен принципиально новый курс общей биологии, разработанный коллективом ленинградских ученых и методистов во главе с профессором Юрием Ивановичем Полянским. Этот курс раскрывал широкую панораму современной теоретической биологии (эволюционное учение, цитология, молекулярная биология, онтогенез, генетика и учение о биосфере). Курсы ботаники, зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека были приближены к современному уровню развития науки, освобождены от малозначительного, недостоверного материала, дополнены элементами экологии, фитоценологии, биоценологии. Впервые в практике советской школы были разработаны программы для факультативных курсов, школ и классов с углубленным изучением биологии.

Повышение теоретического уровня биологического образования потребовало специальных исследований, направленных на систематизацию учебно-воспитательного процесса ( Иван Дмитриевич Зверев ), развитие мыслительной деятельности школьников (Евгения Павловна Бруновт), усиление политехнической направленности преподавания ( Анастасия Николаевна Мягкова ), развитие интереса у школьников к учебе ( Дмитрий Илларионович Трайтак), работу с биологическими терминами (Вера Михайловна Пакулова), проблемное обучение (Гальмулла Миннигалеевич Муртазин ), использование межпредметных связей ( Валерия Николаевна Максимова ).

В 70-х гг. широкое распространение получили работы по усилению экологической направленности биологического образования ( Ирина Николаевна Пономарева, И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, В.З. Резникова, С.С. Красно- видова, И.Т. Суравегина). В результате сформировалась концепция экологического образования и воспитания как новая область школьной практики и педагогической теории.

Введение программы и учебников в 1981 г. вызвало значительное улучшение подготовки школьников в области морфологии, физиологии, систематики, цитологии, генетики, молекулярной биологии. Однако качество эволюционных и экологических знаний учащихся все еще остается недостаточно высоким, т. к. теоретические построения эволюционного учения и синэкологии сконцентрированы в основном в заключительном курсе, и школьники не могут в достаточной степени овладеть ими за последние два года обучения.

Решение проблемы биологического образования в последнее десятилетие обусловлено введением всеобщего среднего обучения, повышением его качества, усилением связи с производством, преемственностью между разными звеньями народного образования: от начальной до высшей школы, использованием новых технических средств обучения. Содержание биологического образования в этот период пересматривалось с точки зрения усиления идейно-теоретического уровня, повышения воспитательной и образовательной значимости, а также преодоления перегрузки школьников второстепенным учебным материалом в программах и учебниках, усовершенствования методов и средств обучения. При совершенствовании содержания биологического образования предпринята попытка устранить разрыв между курсами 5-8 и 9-10 классов. Несколько повысился теоретический уровень биологических курсов восьмилетней школы. Одновременно курс общей биологии удалось разгрузить от материала предшествующих учебных предметов и освободить время для организации семинаров, экскурсий, обобщающих уроков. Существенно укрепились связи между курсами биологии, физики, химии, обществоведения.

Методические идеи с 1990-х гг. и до наших дней.

Отказ от единообразной школы, стремление удовлетворить интересы и склонности учащихся, запросы родителей, учесть социально-экономические и региональные особенности школ - все это факты, лежащие в основе разработок нового содержания образования, в том числе и биологического.


  • Биология. 5-11 классы. Авторы А.А. Плешаков,

  • Биология. 6-11 классы. Авторы И.Н. Пономарева,

  • Биология. 5-11 классы. Авторы В.В. Пасечник,

  • Биология. 5-11 классы. Авторы Д.И. Трайтак,

XXI в. приходит под знаком модернизации школьных учебных книг по всем разделам предмета биологии. Появилось много альтернативных учебников, написанных по авторским программам и по-разному решающих учебнопознавательные и воспитательные задачи. Все они своим содержанием преследуют цель заинтересовать школьников учебным предметом, дать им доступные пониманию полезные знания. Однако школьная практика показывает, что иметь на вооружении хороший учебник - это еще не значит решить проблемы эффективной работы с ним. Учебник, даже безукоризненно написанный, нуждается в разработке методики его грамотного применения в учебном процессе.

В 2012 г. в Москве состоялся съезд учителей биологии, на котором профессор Владимир Васильевич Пасечник затронул проблему содержания школьного образования, в которой обозначил три точки зрения ученых. Первая - сформировать у учащихся прочные, осознанные знания и практические умения, необходимые в современной повседневной жизни. Данный подход предполагает резкое сокращение учебного материала, четкое определение объема знаний и умений, а также возможность проверки их усвоения с помощью специально разработанных измерителей. Такой подход неизбежно будет воспитывать потребителей готовых знаний.

Сторонники второй точки зрения считают, что основная задача школьного образования - научить школьников самостоятельно добывать знания. Это предполагает нахождение нужной информации, умение ее анализировать и делать выводы. В этом случае изучение основ наук и учебных предметов может быть сведено к минимуму, главное место займет содержание, направленное на формирование интеллектуальных способностей учащихся. Однако не приведет ли это к тому, что интеллектуально развитый выпускник школы окажется совершенно беспомощным в повседневной жизни.


  1. Какие направления в развитии методики преподавания биологии можно выделить в XX в.?

Значение школьного биологического образования

Основная цель обучения биологии. Функционирование любой системы образования подчинено определенным целям. Цели образования - это ожидаемые результаты, которые стремится достичь государство с помощью сложившейся системы образования в настоящее время и в ближайшем будущем.

Правильно определить цели и задачи биологического образования можно, если исходить из общих целевых установок отечественной школы, соответствующих социальным требованиям, которые предъявляются к школе на современном этапе; из специфики дисциплины, выражающей основы современной науки биологии; из возрастных и других индивидуальных особенностей учащихся.

Новые целевые установки, поставленные перед школой, обычно выражены в документах о реформе школы. Из задач реформы всегда вытекает необходимость обеспечения на новом этапе высокого научного и образовательного уровня преподавания каждого учебного предмета, в том числе и биологии. При этом по-новому видятся цели образования, хотя не всегда для решения новых проблем требуется полная смена педагогических ориентиров и идей.

Начавшееся реформирование средней школы в 90-е гг. происходило в условиях глубоких системных изменений в жизни общества, пересмотра идеологических ориентиров, перестройки структуры и принципов деятельности научных и образовательных учреждений всех уровней.


  1. экологическое (роль биологии в сохранении биосферы, биологического разнообразия, в предотвращении экологических бедствий);

  2. молекулярно-цитологическое (изучение глубинных структур и механизмов жизнедеятельности организмов на молекулярном уровне, сущность жизненных процессов на клеточном уровне, генетика, изучение онтогенеза, клеточно-эмбриональная биотехнология, генная и клеточная инженерия);

  3. эволюционное (новые данные о происхождении жизни на Земле, синтетическая теория эволюции, происхождение и эволюция человека).

Цель школьного биологического образования сформулировали Комиссаров Б.Д., Сивоглазов В.И., Кучмен- ко В.С.

Подготовка биологически и экологически грамотной личности, которая:

Ц понимает значение жизни как наивысшей ценности;

Q строит свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку и окружающей среде: земной и космической;

Ц обладает эволюционным, типологическим и экологическим стилями мышления;

Ц ориентируется в биологической и пограничных с ней областях картины мира;

Ц ориентируется в проблемах биоэтики (взаимоотношение человека и окружающей природы);

Ц обладает знаниями методов, теорий, концепций, моделей, стилей мышления, областей практического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в любой области материальной или духовной культуры человека; экологизации производства, ведения здорового образа жизни и успешного сотрудничества со специали- стами-биологами, экологами, врачами, агрономами, животноводами, инженерами.

Достижение целей биологического образования особенно важно в настоящее время, поскольку каждому человеку жизненно необходимо принимать участие в решении экологических и социально-экономических проблем.

Каждый ученик должен усвоить, что именно биологические знания составляют базу для осознания биологических проблем и путей их решения, что без понимания биологических закономерностей, связей между живыми организмами, причин видового разнообразия нельзя воспитать экологически грамотных людей.

Биология призвана оказать решающее воздействие на формирование здорового образа жизни, вооружить учащихся научно обоснованными нормами поведения с целью профилактики СПИДа, наркомании, алкоголизма и других опасных, широко распространенных заболеваний.

Из целей вытекают соответствующие задачи, последовательное решение которых приводит к овладению знаниями и умениями, формирует ценностные отношения к окружающей действительности, к миру.


  • образовательные;

  • развивающие;

  • воспитательные.

Развивающие задачи школьного курса биологии связаны с формированием и развитием в процессе изучения предмета личностных качеств школьников, а именно тренировка памяти, развитие умений в осуществлении таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление, выделение главного, второстепенного, обобщение, выводы и т. д.

Правильная организация мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения является решающим условием высокого качества их знаний.

Воспитательные задачи включают в себя реализацию воспитания научно-материалистического мировоззрения, экологического, эстетического, санитарно-гигиенического, трудового, физического и других направлений в процессе обучения биологии.

Учебно-воспитательные задачи решаются на основе планомерного и преемственного развития у школьников ведущих биологических понятий. Руководством в обучающей и воспитывающей деятельности учителя биологии является программа средней общеобразовательной школы.


  1. Какова цель школьного биологического образования?

  2. Перечислите приоритетные направления биологической науки, влияющие на формирование целей, содержания и структуры школьного курса биологии.

  3. Что включают в себя образовательные, развивающие и воспитательные задачи?

СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО КУРСА БИОЛОГИИ

Биологическая наука и школьный учебный предмет биологии

Методическая переработка материала науки в учебный предмет

Биология как учебный предмет неразрывно связана с биологией как наукой, но отождествлять понятие науки и понятие учебного предмета нельзя. Между школьным предметом биологии и биологической наукой существуют большие различия по цели, объему, структуре, методам и форме изложения.

Наука представляет совокупность обобщенных знаний о действительности и имеет цель дать верную картину мира, т. е. вскрыть его сущность, а также получить новые данные о природе путем исследования. Цель школьного предмета - формировать знания учащихся о добытых наукой фактах и закономерностях.

Задача же школы состоит не в том, чтобы умножать запасы научных знаний, открывать новые научные истины, а в том, чтобы в доступной форме в соответствии с возрастными особенностями учащихся передать им основные данные, добытые наукой.

Задача отбора учебного материала сложна, так как материал науки очень велик, а выбрать надо известный минимум, который вооружит молодежь системой знаний по данному предмету в соответствии с задачей школы. При отборе материала преследуется цель дать сведения, ценные в учебно-воспитательном отношении и вместе с тем доступные детям соответствующего возраста.

Сведения по тем или иным разделам биологии излагаются в элементарной форме, но с соблюдением принципа научности, без упрощенчества и вульгаризации научных данных. Основное требование к программе - это ее научная и методическая выдержанность.

В биологической науке основными методами исследования являются наблюдение, эксперимент и теоретическое обобщение накопленных фактов. При изучении живой природы в школе осуществляется практическое знакомство с элементарными приемами наблюдений и эксперимента в лаборатории и природе, постановка которых должна удовлетворять требованиям научной достоверности, точности исследований и фиксации результатов. Обобщение, сравнение, осмысление материала, полученного путем наблюдения и эксперимента, приучают учащихся к логике элементарного теоретического мышления.

Биологическая наука (ботаника, зоология и т. п.) в своем развитии дифференцировалась на морфологию, анатомию, физиологию, систематику и т. п. В школьном же предмете при изучении живых организмов элементы этих наук объединяются. Такое объединение обеспечивает экономию времени в изложении материала и большую доступность изучения явлений, процессов в жизни.

Таким образом, учебный предмет объединяет знания, отобранные из соответствующих наук в системе, определяемой методическими закономерностями обучения и воспитания сообразно общеобразовательным целям школы и возрастным особенностям учащихся.


В предлагаемом для учителей пособии рассматриваются система биологического образования современной школы, воспитание и развитие учащихся в процессе обучения, методы и методические приемы обучения, основные традиционные и инновационные формы организации учебно-воспитательного процесса, факультативные и элективные занятия, формы и виды внеклассной работы, материальная база обучения биологии.

Оглавление

  • Предисловие
  • Глава 1. Методика обучения биологии как наука и как учебный предмет
  • Глава 2. Система биологического образования в современной средней школе
  • Глава 3. Принципы дидактики в методике обучения биологии

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методика обучения биологии в школе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Глава 2. Система биологического образования в современной средней школе

2.1. Биология как учебный предмет современной средней школы

Система общего среднего биологического образования, сложившаяся в отечественной общеобразовательной школе и совершенствуемая в современных средних учебных заведениях включает:

1. Общее (базовое) и профильное биологическое образование, осуществляемое согласно учебным планам, программам и учебникам, утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации;

2. Углубленное изучение отдельных разделов школьной биологии — факультативные или элективные курсы по выбору учащихся, реализуемое по программам и учебным пособиям, рекомендуемым МОиН РФ.

3. Внеклассные занятия, направленные на удовлетворение потребностей учащихся в общении с живой природой, в получении разносторонних биологических знаний по интересующим вопросам, проводимые по желанию учащихся и не регламентируемые рамками учебных программ.

Основные цели и задачи современного биологического образования связаны с развитием личности школьников, обеспечением их прочными и осознанными знаниями о живой природе (структурно-функциональных и генетических основах жизни, разнообразии организмов основных царств, их жизнедеятельности, эволюции, экосистемах и пр.), формированием и развитием на их основе научного мировоззрения и научной картины мира как общечеловеческой культуры, ценностного отношения ко всему живому, генетической грамотности как основы сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека, стремления к трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, рационального природопользования и охраны природы.

Биологическая грамотность подрастающего поколения становится социально-необходимой в связи с выдающимися достижениями биологии (клеточная и генная инженерия, создание трансгенных растений и животных, клонирование организмов и пр.), вносящими серьезный вклад в решение различных глобальных проблем человечества в условиях техногенного наступления на природу и ее разрушение.

Основные цели и задачи биологического образования в современной школе реализуются через учебные программы и учебники, разработанные на основе документов Министерства образования и науки РФ и, прежде всего, базисного учебного плана средних общеобразовательных учреждений, обязательного минимума содержания среднего (базового) и среднего (полного) образования и требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования, выразившего суть Государственного образовательного стандарта. Названные документы МОиН РФ направлены на сохранение единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.

Базисный учебный план включает инвариантную часть с обозначением обязательных образовательных областей и обязательного минимума часов на их изучение и вариативную часть с выделением резерва времени, отданного в распоряжение школы. Таким образом, этот документ регламентирует деятельность школы в следующих аспектах:

— обязательные образовательные области;

— минимальный объем, в котором они должны изучаться;

— оптимальная учебная нагрузка учащихся.

К биологическим методам изучения живых объектов, с которыми должны быть ознакомлены все учащиеся, отнесены наблюдение, эксперимент, микроскопирование, формулировка гипотезы, моделирование.

— роли биологии в практической деятельности человека и самих учащихся и методов научных исследований;

— особенностей строения организмов (клеточное строение как доказательство их родства, единства живой природы; сравнительная характеристика строения клеток растений, животных, бактерий и грибов как доказательство эволюции живой природы; деления клетки как основы размножения, роста и развития организмов, роли генов и хромосом в передаче наследственных признаков; одноклеточных организмов, тканей, органов, систем органов, их взаимосвязи как основы целостности многоклеточного организма);

— признаков организмов (особенности химического состава; рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, обмен веществ и превращения энергии; связь со средой, ее проявление у растений, животных, грибов и бактерий; поведение животных: рефлексы, инстинкты, элементы рассудочной деятельности; наследственность и изменчивость, наследственная и ненаследственная изменчивость, проявление изменчивости у организмов; применение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов; использование знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организмов для овладения приемами выращивания и размножения растений и домашних животных);

— эволюции живой природы (учение об эволюции органического мира, движущие силы и результаты эволюции, формирование приспособленности к среде обитания и образование новых видов; система органического мира, основные систематические категории и их соподчиненность, определение места различных организмов в системе органического мира; признаки различных царств живой природы; усложнение растений и животных в процессе эволюции, их роль в природных сообществах и жизни человека; роль бактерий, грибов и лишайников в экосистемах; использование бактерий и грибов для получении продуктов питания и лекарств; меры профилактики заболеваний, вызываемых у человека ядовитыми растениями и грибами, болезнетворными бактериями, грибами и животными; оказание первой помощи при отравлении ядовитыми растениями и грибами; вирусы — возбудители заболеваний, соблюдение мер профилактики распространения вирусных заболеваний и защиты собственного организма);

— взаимосвязи организмов и окружающей среды (среда — источник веществ, энергии и информации; экологические факторы и их влияние на организмы, приспособления организмов к различным экологическим факторам, экосистемы, роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе, пищевые связи организмов в экосистемах, особенности агроэкосистем, характеристика агроэкосистем своей местности; биосфера — глобальная система, роль человека в биосфере, экологические проблемы, оценка их роли в жизни человека и пути решения, сохранение биологического разнообразия — основа устойчивого развития биосферы).

— место человека в системе органического мира, его отличие и сходство с животными; социальная и природная среда и адаптации к ней человека;

— строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов, их взаимосвязи как основа целостности организма;

— процессы жизнедеятельности организма: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ и превращение энергии;

— опора и движение;

— размножение и развитие, наследование признаков;

— нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой; высшая нервная деятельность, психология и поведение человека;

— органы чувств и их роль в жизни человека;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— сознание, память, эмоции, речь, мышление; особенности психики человека; значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей; цели и мотивы деятельности; индивидуальные особенности личности; рациональная организация труда и отдыха;

— человек и окружающая среда;

— санитарно-гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, про-филактика заболеваний и травматизма, безопасные условия труда, приемы оказания первой помощи;

— вредные привычки, их отрицательное влияние на организм, инфекционные заболевания и их предупреждение, профилактика ВИЧ-инфекции и СПИД, факторы здоровья и риска, правила поведения в природе, в опасных и чрезвычайных ситуациях.

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего биологического образования для учащихся 10–11 классов, утвержденный в июне 1999 г., разработан на уровнях А и Б. Уровень А предназначен для общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля, а уровень Б, отличающийся большим объемом и глубиной знаний, — для всех остальных общеобразовательных средних учебных заведений, кроме школ профильного обучения: углубленного биологического, биолого-химического, естественнонаучного, естественноматематическо-го и др.

Уровень А обязательного минимума содержания биологии среднего (полного) общего образования предусматривает ознакомление с биологией как наукой, ее значением для познания природы, формирование научного миропонимания, повышение уровня культуры, решение практических задач, ознакомление с основными уровнями организации живой природы (клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный), царствами живой природы (бактерии, грибы, растения, животные), изучение клетки как биологической системы, организма как биологической системы и надорганизменных систем.

При изучении клетки как биологической системы учащиеся должны получить знания по следующим вопросам:

— цитология как наука о клетке, клеточная теория, химический состав клетки, строение и функции белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды;

— строение и функции клетки, роль оболочки, плазматической мембраны, ядра, цитоплазмы и ее органоидов в жизнедеятельности клетки, обмен веществ и превращения энергии в клетке, роль ферментов в этом процессе, энергетический обмен, ген и генетический код, биосинтез белка, фотосинтез и его роль в природе;

— деление клетки (митоз и мейоз), хромосомы, видовое постоянство их числа, форма и размеры, набор хромосом в соматических и половых клетках, специализация клеток и образование тканей;

— вирусы как неклеточные формы, особенности их строения и функционирования.

Организм как биологическая система представлен вопросами:

— одноклеточные и многоклеточные организмы; организмы разных царств живой природы; ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь; организмы автотрофные и гетеротрофные;

— воспроизведение организмов, его формы и значение; оплодотворение, индивидуальное развитие;

— генетика и ее задачи; наследственность и изменчивость организмов; генетическая терминология и символика; законы, установленные Г. Менделем и Т. Морганом; модификационная и генотипическая изменчивость, их причины; норма реакции;

— меры защиты среды от загрязнения мутагенами; вредное влияние мутагенов, алкоголизма, наркомании и курения на наследственность человека; значение генетики для профилактики наследственных заболеваний человека;

— селекция, учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, методы выведения новых сортов растений и пород животных, биотехнология и ее зна чение.

— вида и его критериев, популяции, как структурной единицы вида и элементарной единице эволюции;

— учения об эволюции Ч. Дарвина, движущих сил эволюции и ее результатов: приспособленность организмов к среде обитания, биологическое разнообразие;

— гипотез возникновения жизни на Земле, эволюции органического мира и ее основных направлений, происхождения человека;

— экосистемы и ее основных компонентов, разнообразия популяций в экосистеме, пищевых связей между популяциями и их значения, роли организмов продуцентов, консументов и редуцентов в круговороте веществ в экосистемах, регуляции численности популяций как основы их сохранения, развития экосистем;

— агроэкосистем, их разнообразия, отличий от природных экосистем; сохранения биологического разнообразия как основы устойчивого разнообразия экосистем;

— биосферы как глобальной экосистемы, роли В. И. Вернадского в развитии учения о биосфере, живом веществе, круговорота веществ и потока энергии в биосфере, роли живого вещества в нем, роли растений на Земле, глобальных изменений в биосфере под влиянием деятельности человека, проблемы устойчивого развития биосферы.

В процессе усвоения обязательного минимума биологических знаний учащиеся должны овладеть различными общеучебными и специальными для курса биологии умениями, например:

— называть признаки организма, основные систематические категории, признаки вида, царств организмов, отделов, классов и важнейших семейств растений, подцарств, типов и классов животных, представителей систематических групп организмов, причины и результаты эволюции, причины наследственности и изменчивости;

— распознавать организмы царств природы; клетки, ткани, органы и системы органов растений и животных; распространенные виды растений и животных своего региона; растения разных отделов, классов и семейств, животных разных типов, классов и отрядов класса млекопитающих; съедобные и ядовитые грибы и растения;

— приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции, доказательств родства организмов различных систематических групп, приспособленности растений и животных к средам жизни и конкретным местообитаниям, модификационной и наследственной изменчивости;

— сравнивать между собой царства природы; строение и функции растительных и животных клеток; представителей классов, семейств цветковых растений, типов и классов хордовых животных;

— характеризовать (описывать) строение и функции клеток бактерий, грибов, растений и животных; строение и жизнедеятельность организмов изучаемых царств; среды обитания организмов, особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; процессы обмена веществ (питание, дыхание, выделение) и превращения энергии, роль ферментов, гормонов и витаминов в организме; рост, развитие и размножение бактерий, грибов, растений и животных; особенности размножения развития человека и т. п.;

— обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и их систем, организма и среды, единство органического мира; родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; роль нервно-гуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; влияние экологических, социальных и других факторов на здоровье человека; влияние человека на среды обитания организмов и его последствий и т. п.;

— делать выводы о клеточном строении организмов всех царств живой природы; родстве и единстве органического мира; об усложнении растений и животных, развитии у них различных приспособлений к условиях внешней среды в процессе эволюции; происхождении человека от животных; необходимости сохранения имеющегося биоразнообразия.

— применять знания о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования их выращивания и мер охраны; о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, вирусов для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний; о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны; движущих силах эволюции для объяснения ее результатов (приспособленности организмов и многообразия видов); о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний.

Важное значение в биологическом образовании школьников имеет развитие практических умений, к числу которых относят умения:

— пользоваться увеличительными приборами (лупа, микроскоп, препаровальные инструменты);

— готовить временные микропрепараты и рассмотрения их под микроскопом;

— пользоваться школьными определителями для установления видов растений и животных;

— ставить простейшие опыты над растениями по выявлению условий прорастания семян, укоренения черенков растений, изменения частоты пульса при физической нагрузке и пр.;

— соблюдать правила поведения в природе и др.

Ориентация на обязательный минимум содержания школьного курса биологии, требования к уровню его усвоения и приобретения необходимых учебных умений, использование дифференцированного подхода в обучении отнесены к основному пути достижения целей современного среднего (базового или полного) биологического образования.

2.2. Факультативные и элективные курсы по биологии

Факультативный курс (факультатив) (франц. facultatif от лат. facultas — возможность), необязательный учебный курс или предмет изучаемый студентами вузов или учащимися средних учебных заведений, выбираемый ими желанию для углубления и расширения научно-теоретических знаний.

Факультативные занятия, в отличие от внеклассных, предусматривались специальным расписанием и проводились до или после уроков.

При проведении факультативных занятий учитель мог использовать различные формы и методы обучения и виды учебной работы учащихся, способствующие развитию у них познавательной и творческой активности, в том числе лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, экскурсии, рефераты, доклады и другие формы и виды самостоятельной работы.

Учащимся, изучившим факультативный курс, в свидетельстве о восьмилетнем образовании и аттестате о среднем образовании указывалось названия изученных курсов.

Право вести факультативные курсы по биологии предоставлялось учителям школы, а также преподавателям вузов, деятелям науки, специалистам сельского хозяйства, имеющим соответствующую подготовку.

Названные факультативы связаны с наиболее перспективными направлениями биологической науки, с методами исследования, с практическим характером биологических знаний и направлены на удовлетворение разносторонних интересов большого круга учащихся.

Выделяют 3 типа элективных курсов:

— предметные, направленные на углубление и расширение знаний по предметам базисного учебного плана или по их разделам;

— межпредметные, интегрирующие знания о природе и обществе;

— внепредметные (по предметам, не входящим в базисный учебный план и посвященным психологическим, социальным, культурологическим, искусствоведческим проблемам).

К предметным элективным курсам относят курсы повышенного уровня по тому или иному предмету, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом (при этом все разделы избранного предмета углубляются более или менее равномерно); элективные курсы, направленные на более углубленное изучение отдельных разделов обязательного основного курса; элективные спецкурсы по разделам, не входящим в обязательную программу основного предмета; прикладные элективные курсы, направленные на ознакомление с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса к современной технике и производству; элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы или истории предмета как входящего в учебный план школы (физика, химия, биология, география), так и не входящего в него (астрономия, техника, религия и др.).

Читайте также: