Кем быть проблема выбора профессии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Проблема выбора профессии — это человек, который стоит на перепутье дорог и думает, какая дорога лучше для него. Сегодня мы постараемся ответить на такой вопрос: как определиться с профессией?


Но прежде позвольте сказать: на нашем сайте можно пройти тест на определение профессии онлайн бесплатно.

Правильный выбор профессии приносит огромное моральное удовлетворение, так как человек получает возможность в полной мере реализовать свой потенциал, ведь только занимаясь любимым делом, можно добиться истинного успеха.

Проблема выбора профессии — это некий ступор, в который попадает школьник и будущий студент. С одной стороны у человека есть способности, достижения и таланты в одной — двух сферах, с другой стороны эти сферы не слишком материальны или не престижны, а еще родители, друзья и т.д.

Какое образование нужно выбрать? Главный совет: выбирайте то образование, где у вас есть способности, таланты, что вы делаете лучше других!

Если вы обожаете сцену, выступать – поступайте на актерское дело. Любите общаться, быть в центре внимания — школу теле-радио ведущих! Если вы хорошо рисуете – идите в художественную школу. Если вы любите цифры, решать сложные задачи, вы чувствуете восторг от решения сложных задач, то да вы бухгалтер или экономист!

Ошибка миллионов в том, что они думают, что высокооплачиваемая специальность принесет человеку деньги и счастье, но в реальности все наоборот!

Например, у нашего героя есть талант в танцах, а он пошел учиться на юриста. Что получается – 5 лет скучных лекций, бессмысленной информации, которая совсем не запоминается. Кое-как отучился, выдали диплом. Начитается такая же никчемная, бессмысленная работа, день за днем. Нет интереса, нет желания развивается. Минимальный оклад, куча проблем на работе. Но, однажды, человек заходит в студию танцев и видит свое настоящие место, где он должен быть. И это самое глубокое разочарование: потрачено 7 – 10 лет просто в пустую. И уже не важно, кто что подумает и скажет. Да, сильный человек остановится и пойдет в нужную сторону. Слабый, будет жалеть, искать причины, почему у него не получится, оправдывать свой выбор. Существовать, но не жить.

Сейчас у вас есть выбор – сделайте его правильно!

Итак, каковы типичные ошибки, которые старшеклассники допускают при выборе профессии?


Ошибки в определении критериев выбора будущей профессии допускают не только старшеклассники, но и их ближайшее окружение – родители. Часто нереализованные желания одного из родителей определяют направленность отношения к обоснованности выбора собственного ребенка. Еще одно распространенное заблуждение родителей – игнорирование способностей своих детей.

Профессиональный выбор профессии поможет сделать психолог и профессиональный тест.

Для выявления направленности профессионального самоопределения используются различные методики в форме тренингов, тестов. Данные методики позволяют максимально точно определить профессиональную направленность личности и способствуют выбору профессии в соответствии с индивидуальными особенностями.

Основные факторы, влияющие на выбор профессии: интересы, способности, характер, ценности, мотивы, состояние здоровья, информация о мире профессий, социальное окружение, социальное положение родителей и многие другие.

Давайте подведем итог: как определиться с профессией?

  1. Изучить сферу своих интересов. Проанализировать свои способности, склонности, сильные и слабые стороны.
  2. Ознакомиться с профессиями и текущим состоянием рынка труда в целом.
  3. Изучить информацию, какое образование можно получить на основании собственных предпочтений.
  4. Узнать информацию об учебных заведениях, которые предлагают желаемые специальности.
  5. Пройти бесплатный тест на определение профессии на нашем сайте.

Кем быть, проблема выбора профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Для того чтобы избежать необратимых последствий принятого решения, старшеклассникам необходимо внимательно прислушиваться к собственным склонностям, развивать данные от природы способности, а родителям – принимать и уважать выбор своих детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат содержит материалы по рассмотрению проблемы выбора профессии молодежью, критерии определения профессий, правила составления профессиограммы.

КЕМ БЫТЬ? ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ……….

С чего начинается выбор профессии ……………………….

Факторы, влияющие на выбор профессии …………………..

Стадии выбора профессии ……………………………………

Какие профессии будут востребованы ………………………

Базовые правила профессионального самоопределения ….

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ………………….

Будущая профессия является основным звеном для осуществления нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому очень важно выбирать профессию именно ту, где можно проявить себя с хорошей стороны, быть нужным для общества. Проблема выбора состоит в том, что на данный момент существует огромное количество профессий, среди которых нужно выбрать лишь одну.

Профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Вопрос выбора профессии является актуальным на протяжении долгих лет.

То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом. Однако перед тем, как стать специалистом в определенной отрасли, приходится проделать немалый путь, начиная от самой мысли "кем быть" и заканчивая получением всех необходимых знаний и опыта для работы.

Вопрос "Кем быть?" – один из главных для каждого молодого человека. Правильно подобранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроения, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.

Можно сказать, что процесс профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный путь человека. Однако пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы.

Профессия - определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к человеку. Каждый вид труда человека имеет следующие компоненты: предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности, и именно они обусловливают эти требования.

Действительно, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль народного хозяйства, промышленности и др., а на предмет труда. С этим предметом надо что-то сделать (цель труда).

Реализуется эта цель посредством орудий труда. И, конечно, для человека важно знать условия, в которых протекает работа. В соответствии с этими четырьмя признаками и строится классификация профессий, удобная для профессионального самоопределения. Существуют разные виды классификаций профессий.

Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к личности работающего. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

Если требования, предъявляемые профессией к работающему, совпадают с его личностными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как успешность овладения профессией и удовлетворенность человека своим трудом.

В основе первого показателя лежат прежде всего способности индивидуума. Под этим термином обычно понимают такие индивидуально-психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам, навыкам. Наличием способностей часто объясняют легкость и быстроту приобретения этих знаний и умений.

Актуальность рассматриваемой проблемы несомненна, ведь от того насколько правильно будет выбрана будущая профессия, насколько она будет по душе, во многом будет зависеть дальнейший жизненный путь.

Целью данного проекта является формирование представления о выборе профессии на основе классификаций типов профессий академика Е.А. Климова.

Объект исследования – проблема выбора профессии, личностные качества человека, влияющие на выбор профессии.

Предмет исследования - деятельность индивида по профессиональному самоопределению.

- Проанализировать факторы, влияющие на выбор профессии.

- Познакомиться с классификацией профессий Е.А. Климова.

- Охарактеризовать факторы, влияющие на выбор профессии и стадии выбора.

- Сделать вывод о востребованности профессий.

- Выделить критерии составления профессиограммы.

В процессе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

Изучение и анализ теории профориентации академика Е.А. Климова.

Изучение профориентационной диагностики.

Гипотеза исследования: осуществление профориентационной деятельности помогает сделать более правильный выбор профессии в будущем.

Проблема выбора профессии встает в старшем подростковом – юношеском возрасте. От правильного самоопределения зависит успех всей жизни, ведь работа – основная деятельность во взрослости. Если человек выяснит, что занимается не своим делом, то он будет несчастен в широком смысле, высок риск развития кризиса, профессионального и эмоционального выгорания. Если осознание о профориентационной ошибке придет в процессе обучения, то пропадет мотивация. Человек будет испытывать состояние стресса и потребность в повторном профессиональном определении.

Современное состояние проблемы

Часто бывает так, что уже будучи взрослым человек не знает, кем же ему работать. Для взрослых людей существуют специальные курсы помощи или службы профессионального ориентирования. Например, с выбором профессии помогают в службе занятости.

Помощь в профессиональном самоопределении прописана в ряде государственных законов:

Каждый человек имеет право обратиться в государственные специализированные службы за помощью в выборе профессии, трудоустройстве и за психологической поддержкой. И конечно, помощь в профориентации оказывается в образовательных учреждениях основной, средней и высшей ступени.

Не так давно профессиональная ориентация предполагала только помощь в выборе профессии и охватывала лишь эту часть жизни. Сегодня в профессиональном ориентировании человека рассматривают как цельную личность и решают проблему широко: помощь в реализации потенциала, профессиональном и личностном становлении, сопровождение на профессиональном пути.

Суть профессионального ориентирования

Профессиональная ориентация – элемент самоопределения личности. Человеку нужно ответить на 2 вопроса: что он может делать и что хочет делать. Но сфера труда настолько подвижна, что потребность в профессиональном ориентировании возникает не единожды: появление новых должностей, дифференциация профессий и обязанностей, новые направления и узкие специальности и так далее. Чтобы оставаться на плаву, быть востребованным и хорошим работником, человек должен регулярно диагностировать себя и оценивать свое место в мире профессий.

Таким образом, основная цель профессиональной ориентации – выявление перспектив профессионального и личностного роста и развития, подготовка к меняющимся условиям жизни и работы, формирование самоуверенности и адекватного успешного поведения на рынке труда.

В ходе профессионального ориентирования личность:

  • получает информацию о рынке труда: востребованные профессии, возможности обучения и трудоустройства;
  • осознанно и самостоятельно выбирает или меняет профессию, согласно своим потребностям и социально-экономической ситуации на рынке;
  • мобилизует и повышает свои ресурсы, становится конкурентоспособной;
  • получает и поддерживает мотивацию к выбору профессии и трудоустройству.

Структура профориентации

Профориентация – подбор профессии, отвечающей потребностям, способностям, интересам и возможностям личности. Профессиональное ориентирование ведется с детского сада: детей знакомят с миром профессий. В школе это направление получает свое развитие: детей приобщают к труду, дают попробовать себя в разных сферах, продолжают знакомить с миром профессий. В средних классах ребенку необходимо решить, кто же он, кем видит себя в будущем. Дальше он или идет в техникум, или в старшие классы, где делается акцент на конкретную профессию.

Профессиональная ориентация включает в себя профессиональное информирование, консультирование, отбор, адаптацию и поддержку. К обязательным услугам государственных учреждений по профориентированию относится информирование и консультирование обратившихся граждан; бесплатная помощь в выборе профессии и диагностике, психологическое сопровождение безработных граждан. Дополнительная услуга – психологическая поддержка работающих, но готовящихся к выслуге сотрудников.

Профессиональное информирование

Проводится индивидуально или в группах, предполагает информирование о состоянии рынка труда и сферы занятости, востребованных профессиях и специальностях, их особенностях и требованиях к личности, возможности получения профессии и трудоустройства. Особое значение имеет информация об условиях труда и оплате, требованиях к личностным и профессиональным качествам человека, перспективах обучения и роста, возможности овладеть смежными профессиями, перспективах рынка труда (прогнозы).

Профессиональное консультирование

Профессиональный отбор

Цель – определить профпригодность кандидата на вакансию, формирование групп для обучения конкретным профессиям. В ходе работы определяется уровень развития профессиональных качеств кандидата, составляется прогноз трудоустройства по конкретной профессии. Инициатором выступают работодатели, они делают запрос по конкретной профессии (должности).

Психологическая поддержка

Психологическая поддержка предполагает помощь безработным: снижение уровня тревожности, снятие дискомфорта и выведение из состояния стресса, повышение уверенности в себе и адаптивных способностей, формирование активной жизненной позиции, выработка корректных стратегий поведения и мотивации к поиску работы, обучение эффективному поведению в трудовой сфере (в том числе на рынке труда).

Основной метод поддержки – беседа, в ходе которой специалист определяет связи между состоянием человека и его стимулами, мотивами, жизненной ситуацией. В результате работы человек сам приходит к умозаключению, что ему нужно что-то поменять в своем поведении и мышлении, повысить активность по поиску работы.

Профессиональная адаптация

В ходе работы повышаются навыки и умения адаптации в условиях рынка труда, в рамках профессии, на конкретном рабочем месте, повышается конкурентоспособность и самоуверенность человека, приспособление к новым условиям труда. Успех и скорость адаптации зависит от особенностей трудовой деятельности и самой личности. Ведется работа сообща психологами и работодателями.

Стадии профессионального самоопределения

Самоопределение – часть внутреннего мира личности. Оно вытекает из профессионального ориентирования, но осуществляется только самим человеком. И развиваться профессионально самоопределение начинает с рождения:

Таким образом, профессиональное самоопределение не заканчивается на выборе профессии. Человек должен регулярно ориентироваться в мире профессий, оценивать себя и свои успехи, анализировать и рефлексировать, решать вопросы об обучении или смене места работы, а то и специальности.

Принципы профессиональной ориентации

Чтобы не заблудиться в профессиональной ориентации, а главное не ошибиться с выбором профессии, нужно соблюдать ряд принципов:

  1. Сознательность при выборе профессии, то есть важно руководствоваться собственными потребностями, но не забывать о пользе обществу.
  2. Активность и самостоятельность в поиске: чтение литературы, практические пробы, опрос родителей и знакомых, прохождение практики в момент обучения.
  3. Связь теории и практики, то есть выбор профессии должен ориентироваться на конкретные условия среды, включать в себя практику.
  4. Регулярность, доступность и системность работы по профессиональному ориентированию.
  5. Наличие у выбранной профессии возможностей для увеличения заработка (за счет опыта и профессионального роста), повышения квалификации, удовлетворения культурных и бытовых потребностей, активного участия в жизни общества.

Со стороны государственных учреждений: единство помощи по профориентированию на всех уровнях, сочетание классических и инновационных методов, единство трудового, эстетического, экономического, нравственного, правового и физического воспитания, дифференциальный подход в помощи (по группам, возрастам, интересам и т. д.).

Функции профессиональной ориентации

Профориентация не просто позволяет людям найти профессиональный путь, но и выполняет ряд других важных функций:

  • Социальная. За счет усвоения системы знаний, норм и ценностей человек становится полноценным и равноправным членом общества, самосовершенствуется профессионально и личностно, соблюдая нормы общества.
  • Экономическая. Предполагает повышение удовлетворенности работников, производительности труда, профессиональной активности; экономию времени; снижение текучки кадров.
  • Психолого-педагогическая. Полноценная личностная диагностика, помощь в поиске призвания, определение возможностей дальнейшего профессионального самоопределения.
  • Медико-физиологическая. Оценка и корректировка психофизиологического здоровья для требований профессии.

Выбор профессии

Профессии предъявляют определенные требования к личности: где-то нужны развитые физические данные, а где-то интеллект, смекалка. Иногда не человек выбирает профессию, а она его. Как же выбирать профессию? Прежде всего, стоит знать, что существует тип профессии, который базируется на предмете труда (люди, техника, документы) и класс профессии, который описывает сложность и уровень квалификации, характер труда (исполнительный или творческий). Определиться нужно и с классом, и с типом.

В типологии профессий используется классификация отечественного психолога Евгения Александровича Климова. Он выделил 5 типов профессий:

По характеру труда:

  1. Творческие профессии предполагают принятие нестандартных решений, наличие творческого мышления. Часто сопряжены с необходимостью получить высшее образование, например, профессия учителя, врача, экономиста, архитектора.
  2. Исполнительские профессии предполагают работу по заданному алгоритму, строгое соблюдение правил и инструкций, норм и требований. Чаще не требуется обязательное наличие высшего образования: продавцы, операторы, медсестры.

Кроме класса и типа профессии дополнительно дифференцируются по средствам труда и условиям.

По средствам труда: профессии ручного труда, машинно-ручного труда, применение автоматизированных и автоматических систем, функциональные средства (психологические средства).

По условиям труда:

  • в условиях микроклимата, близких к бытовым, комнатным;
  • в условиях открытого пространства при любых погодных условиях;
  • необычные и экстремальные условия (под водой, под землей, повышенные или пониженные температуры);
  • условия повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье детей и взрослых, материально ценные вещи.

При профессиональной ориентации используется представленная ниже психологическая карта профессий.


Психологическая карта профессий

Она позволяет быстро определить, к какому типу и классу относится профессия, какие требования выдвигает к кандидатам. Можно работать и в обратном порядке: зная способности человека, предложить профессию из карты, определить более подходящие и смежные профессии.

Профессиональная диагностика

Направленность личности

В целя профессионального ориентирования и самоопределения рекомендую пройти следующие методики:

Психограмма

Психограмма – психологический портрет профессии, определяющий группу необходимых от личности способностей и качеств. Каждая профессия требует определенного набора психических новообразований (внимание, воля, мышление, восприятие, воображение, восприятие и т. д.), выраженных количественно и качественно. Вместе с тем психограмма определяет особенности взаимосвязи и взаимодействия качеств, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей.

Психограмма отражает все особенности профессии и позволяет человеку понять, какие требования выдвигает профессия к психике и личности. Описываются не только внутренние составляющие труда, но и внешние. Составляют психограмму специально обученные люди (психологи-профконсультанты). Содержание психограммы отражает:

  • Общие сведения о профессии и специальности: название, востребованность, варианты рабочих мест, доступные варианты профессионального обучения.
  • Содержание и условия труда: процесс работы и результаты, инструменты, механизация и автоматизация, необходимые знания, умения и навыки.
  • Человек в процессе трудовой деятельности: трудности профессии и привлекательные стороны, ответственность, доля творчества, медицинские противопоказания, психофизиологические качества, положительные и отрицательные последствия.
  • Социально-экономические особенности: система заработной платы, социальное обеспечение, перспективы роста, культурно-бытовые условия.

Послесловие

Выбирая профессию, нужно четко знать свои способности, интересы, ценности и потребности. Мотивация в виде зарплаты не всегда приводит человека к счастливой жизни, гармонии и социально одобряемому поведению. Ценности, убеждения и интересы, личное мировоззрение должны быть главным ориентиром.

Самоопределение – важный элемент психического развития личности. Это не только профессиональная самореализация, но и личностная. Потому нельзя выполнять чьи-то указания, нужно найти свой путь. Для выбора профессии нужно анализировать склонности, способности, интересы, профессиональные намерения и профессиональную направленность личности.

Профориентация: как выбрать профессию и заложить основы карьеры


Как выбрать профессию

Первый шаг к успеху в будущей работе — правильно выбрать, каким делом вы хотите заниматься профессионально. С одной стороны, нужно ориентироваться на свои интересы и склонности, а с другой — на востребованность профессии и уровень заработка. Сложности часто возникают и с определением склонностей, и с пониманием, для какой работы они подходят. Есть несколько распространённых проблем, которые возникают при выборе профессии.

Вам ничего не нравится и неинтересно, вы не знаете, чем хотите заниматься профессионально. В этом случае лучше действовать сразу в нескольких направлениях.

  • Изучите существующие профессии. Мы не можем сделать выбор, если ещё ничего не попробовали, если даже не понимаем, из чего выбирать. Общайтесь с профессионалами, смотрите YouTube-каналы о профессиях, ходите на мастер-классы, посетите специальные площадки для знакомства с разными специальностями.
  • Обратитесь к карьерному консультанту или коучу. Не бывает такого, чтобы человек ничем не интересовался, но иногда в подростковом возрасте сложно определить свои склонности и понять, каким профессиям они соответствуют.
  • Пройдите тест на профориентацию. С помощью него вы определите свои сильные стороны и выберите профессию, которая поможет их раскрыть.

У вас есть явно выраженные интересы и склонности и понимание, что нравится делать. В этом случае необходимо понять, каким профессиям соответствуют ваши увлечения, составить список из нескольких специальностей и ориентироваться на уровень зарплаты.

Вам нравится занятие, которое сложно превратить в хорошо оплачиваемую профессию, но хочется попробовать. Если очень хочется, обязательно старайтесь, но параллельно ищите смежную специальность.

Другой наш клиент в 14 лет мечтал стать актёром. После консультации он стал сниматься в сериалах в массовке, начал этим зарабатывать на карманные расходы, но при этом понял, что достичь успеха и в актёрской профессии не так-то просто. В итоге он решил учиться на юриста, чтобы специализироваться в сфере искусства и культуры, но продолжать пробовать себя в актёрской профессии. Это позволит ему с гарантией заработать денег и реализоваться, а если вдруг повезёт и он станет известным актёром, знание юриспруденции всё равно лишним не будет.

Если интересно много направлений и одинаково хорошо даются гуманитарные и точные науки, выбирайте то, что больше нравится. При этом стоит ориентироваться на свои карьерные и зарплатные ожидания.

Составьте список из трёх-четырёх конкретных специальностей и попробуйте себя в каждой из них. Можно найти подработку на лето или бесплатную стажировку. Обычно хватает одного месяца, чтобы понять, насколько работа интересна, хочется ли ей заниматься. Пока вам меньше 25 лет — можно и нужно пробовать разные варианты, искать себя.

Если вы хорошо понимаете, чем хотите заниматься, и уверены, что это будет востребовано, у вас есть шанс открыть новую профессию, стать в ней первопроходцем и занять лидирующие позиции на рынке. Генри Форд собирал автомобили, когда ещё никто не подозревал, что все будут ими пользоваться. А пять лет назад мало кто слышал о карьерных консультантах.

Выбирайте доступные курсы из каталога, применяйте промокод и занимайтесь бесплатно в течение недели

Читайте также: