Кейс деятельность частной средней общеобразовательной школы эврика

Обновлено: 02.07.2024

Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия хотя
бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н. Колмагоров

В условиях преобразования нашего общества все большее внимание уделяется проблеме интеллектуального потенциала и интеллектуальных ресурсов общества. Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В настоящее время научно-исследовательская работа учащихся становится актуальной деятельностью учебного процесса. При правильной организации исследовательской работы у учащихся развиваются аналитические способности, потребность в творческой деятельности, расширяется кругозор.

Творческий учитель старается, чтобы каждый его урок, внеклассное мероприятие проводились на высоком уровне. Для этого он много читает, работает с научной, методической литературой. Накопленный материал используется в проведении уроков, различных проектов, здесь учитываются индивидуальные способности и уровни знаний учащихся. Обобщая свой опыт преподавания, учитель пишет доклады, участвует в педагогических чтениях, помогает учащимся заниматься научно-исследовательской работой. Много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы:

“ Школа должна заниматься поиском индивидуальности”.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им интересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний . Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь им полностью раскрыть свои способности . Для этой цели в нашей школе функционирует научное общество учащихся “ЭВРИКА”, главной задачей которого является – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого предупреждения и насилия над личностью ребенка.

Потребность в выявлении “собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов” существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск новых талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства. Высшим органом НОУ является – ученическое собрание, которое ежегодно проводится в октябре. До проведения собрания проводится социологический опрос, раздаем учащимся, родителям и педагогам анкеты с вопросами диагностики. Например: Вопросы для диагностики родителей:

Просим вас принять участие в социологическом опросе, который проводит администрация МОУ “СОШ № 14”. Ваши ответы станут огромным подспорьем в изучении вопроса о необходимости организации в школе научного общества учащихся.

  1. Какие интересы, кроме учебных, есть у вашего ребенка?
  2. Какие предметы школьного курса для него наиболее значимы?
  3. Книги в какой области знаний ему интересны?
  4. Какие познавательные передачи смотрит ваш ребенок?
  5. В какой области знаний вы видите в будущем приложение сил своего ребенка?
  6. Занимается ли ваш ребенок в кружке в школе или вне школы?
  7. Имеет ли ребенок возможность демонстрировать результаты своих занятий в кружке?
  8. Считаете ли вы необходимым более глубокие занятия ребенка в кружках и секциях? Если да, то почему?
  9. На занятиях каких кружков и секций вы хотели бы видеть своего ребенка
  10. Как вы считаете, может ли это в последующем повлиять на его профессиональный выбор?

Такие же анкеты раздаем учащимся и педагогам.

После того, как изучили научные интересы учащихся и их отношение к научной деятельности на собрании утверждается совет НОУ, в который входит не менее 5–10 человек, определяем состав каждой секции, план его работы на год.

Каждая научная секция готовит свою презентацию в начале учебного года. Праздник называется “Парад служения науке”. Во время презентации учащиеся рассказывают о планируемой работе в своей секции, прогнозируют результаты работы секции и своей собственной.

Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет творчески работающий учитель – Рамазанова Г.М (с 2003г. по настоящее время), который утверждается директором школы.

Развитие и освоение интеллектуальных операций и умений с выходом на НОУ работа не только руководителя НОУ. Поэтому на начальном этапе создания научного общества в школе были разрешены существующие проблемы: недостаточный уровень подготовленности педагогов и учащихся для работы в НОУ и недостаточное использование информационных технологий в научно-исследовательской работе. Решить эти – проблемы можно было действуя по алгоритму: познание – применение – конструирование – изобретение. (Раскрою алгоритм на примере своего предмета физики) познание – через преподнесение теоретического материала дети приобретают совокупность знаний в области физики; применение – затем полученные знания применяем на практике, т.е составляем схемы, используем лабораторное и фронтальное оборудование; конструирование – ни учебник, ни учитель не достаточны, чтобы познать физику. Учащийся должен хоть поверхностно, но сам видеть, сам слышать, сам осязать те явления о которых ему говорят. Поэтому из всего многообразия видов работ, развивающих самостоятельность, я выделяю конструкторскую – видя в ней широкие возможности формирования умения думать, использовать свои теоретические знания, вести исследования , работать с ручным инструментом, справочной литературой. Она является одной из прекрасных форм развития исследовательской и творческой активности учащихся. Любая учебная деятельность ученика сопряжена с творчеством, поскольку для ученика “все ново”.

Учащиеся не могут в процессе обучения делать объективно новые открытия и изобретения . Но они могут делать открытия и изобретения для себя, т.е. открытия и изобретения, обладающие лишь субъективной новизной.

На эту субъективную новизну в творчестве учащихся я и ориентируюсь в учебном процессе.

Изобретенные учащимися конструкции не всегда даже практически осуществимы, потому что учащиеся не имеют достаточной подготовки и не учитывают массу побочных явлений, которые могут свести на нет ожидаемый положительный эффект.

Это обстоятельство ни в коей мере не снижает огромного значения этих упражнений для творческого усвоения учебного материала по физике, но оно не может не учитываться . Поэтому я всегда делаю замечания о слабых местах конструкции. На уроках физики я всегда даю задания конструкторского характера. Но при разработке содержания конструкторских заданий я руководствуюсь двумя требованиями :

  1. Чтобы их можно было осуществить из самых простейших и доступных материалов (пластиковая бутылка, жесть, проволока, пластиковый стакан, медицинские стаканы, шприцы, соломки, свечи и т.д.)
  2. Чтобы они могли быть решены на базе уже изученного материала.

При этом каждая поставленная проблема решается в четыре этапа, характерных для творческого процесса.

Первый этап: нахождение идеи и построение эскиза.

Второй этап: разработка эскиза проекта в целом.

Третий этап: математический расчет.

Четвертый этап: материальное воплощение проекта и его экспериментальная проверка.

Выполнение каждого из этих этапов мною проверяется отдельно.

При этом поощряется каждый успешный шаг . Всякий творческий поиск , всякая инициатива заслуживает похвалы. Наиболее эффективно, с моей точки зрения, можно развивать у школьников творческие способности, если включать в домашние экспериментальные опыты конструкторские и рационализаторские задания. Они называются – “Я изобретаю!”. В этом названии – и признание важности работы, и заведомо высокая оценка возможностей своего “Я”. Здесь я предлагаю придумать простейший прибор, сделать его, проградуировать, объяснить принцип действия, выдать главные технические характеристики изделия. На начальном этапе подсказываю идею конструкции, излагаю порядок конструирования (для каждого задания он индивидуален), т.е. план работы.

Вот перечень части возможных заданий:

  1. Изготовить прибор для измерения плотности жидкости.
  2. Изготовить прибор для измерения давления на разных глубинах.
  3. Изготовить и проградуировать измерительный цилиндр.
  4. Сделать весы.
  5. Изготовить и проградуировать динамометр.
  6. Сконструировать акселерометр.
  7. Изготовить кристаллизатор для выращивания кристаллов и т.д.

Выполнение подобного рода домашних экспериментальных заданий логически увязывает теоретические знания с жизненным повседневным опытом школьников, способствует осознанному переносу знаний из одной теоретико-практической ситуации в другую, формирует техническое мышление, развивает воображение и расширяет сферу применения знаний учеников, развивается пытливость ума, смекалка, самостоятельность в суждениях, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели. Такая работа открывает широкие возможности для творчества. Например: учащемуся дано задание сконструировать прибор, который измеряет ускорение прямолинейного движения. Он не сможет сконструировать прибор, если плохо знает второй закон Ньютона, который связывает силу, массу и ускорение. Необходимо понимать закон по существу. Следует отметить, что главное тут не конечная цель мыслительного процесса , не понимание принципа устройства акселерометра , а сам процесс творческого развития; изобретение – есть творческая группа учащихся, которые посещают кружки “Изобретатель” и “Радиотехника”. Они легко ориентируются в чертежах, схемах, разъясняющих принцип работы устройства. Эти учащиеся, размышляя творчески, упрощая имеющиеся принципиальные схемы, создают что-то новое, например: изобретены преобразователи постоянного и переменного тока, усилители напряжения, выпрямители, звуковые генераторы, пылесосы на батарейках, обогреватели на свечах и керосиновых лампах, измерители времени, плотности и т.д.

Всего этого мы добиваемся имея четко поставленную цель: создать условия подготовки детей к научной деятельности, развивать творческие способности, освоить этапы экспериментальной работы, развивать проектные и исследовательские навыки. Для выполнения поставленной цели были разрешены следующие задачи: научили детей работать в информационной среде, использовать ресурсы Интернет, организовали общественно-значимую исследовательскую деятельность (например – исследование радиационного фона на территории и в помещениях школы, экологическое состояние реки Мамайка, исследование структуры питьевой воды, выращенных детьми кристаллов и т.д.)

В нашей школе функционирует 6 секций НОУ. Количество слушателей на разных секциях 106 из 298 учащихся школы, выполнено теоретических работ 195, исследовательских работ – 85, проведено 6 научно-практических конференций. Выходом работы всех секций являются школьные научно-практические конференции, которые проводятся ежегодно, победители участвуют в районных научных и физико-математических чтениях, победители районных конференций участвуют в Ставропольской краевой научно-практической конференции школьников. Победители Ставропольской краевой конференции участвуют в Российских и Международных конференциях. Учащиеся нашей школы приняли участие в пяти Международных научно-технических конференциях “СТАРТ в науку”(МФТИ, г. Долгопрудный), на двух Всероссийских конференциях молодых исследователей “Шаг в будущее” – г.Москва МГТУ имени Н.Э.Баумана, в 35 Всероссийской конференции “Космос”, на Х1Х Сахаровских чтениях в г. Санкт-Петербурге (физико-технический институт им. А.Ф.Иоффе). Налажены также контакты с профессорско– преподавательским составом представленных Вузов.

Кейс-чемпионат ЭВРИКА открывает регистрацию

Кейс-чемпионаты — соревнования по решению актуальных бизнес-задач компании. Те ребята, которые умеют решать кейсы и активно принимают участие в чемпионатах, в среднем оказываются на 50% более подготовленными к работе, по сравнению с другими школьниками и студентами.

Чемпионат будет проходить по 4 направлениям, и начинаем мы с Социально-Экономического.

Для победителей и призёров кейс-чемпионата "Эврика" оказывается поддержка при поступлении в ВУЗы, предоставляется возможность познакомиться с крупнейшими компании России, а также получить приятные подарки и призы!

Профориентация и обучение для школьников при поддержке Фонда "Будущие Лидеры" и Фонда президентских грантов.

Призы

Условия участия

Сроки проведения

Даты проведения направлений чемпионата:

1) Социально-экономическое
Прием заявок до 07 ноября 2021 года. Школьный этап с 8 по 14 ноября, дистанционно в свободном формате. Региональный этап 28 ноября в формате конференции в zoom. Федеральный этап 05 декабря очно в Санкт-Петербурге.

2) Физико-математическое
Прием заявок до 09 января 2022 года. Школьный этап с 10 по 16 января, дистанционно в свободном формате. Региональный этап 30 января в формате конференции в zoom. Федеральный этап 06 февраля очно в Санкт-Петербурге.

3) IT-направление
Прием заявок до 27 февраля 2022 года. Школьный этап с 28 февраля по 06 марта, дистанционно в свободном формате. Региональный этап 20 марта в формате конференции в zoom. Федеральный этап 27 марта очно в Санкт-Петербурге.

4) Химико-биологическое
Прием заявок до 24 апреля 2022 года. Школьный этап с 25 апреля по 01 мая, дистанционно в свободном формате. Региональный этап 15 мая в формате конференции в zoom. Федеральный этап 22 мая очно в Санкт-Петербурге.

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный материал я собирала при подготовке к областному конкурсу педмастерства, так как один из этапов - решение педситуации. Материал не мой.

В. А. Бейзеров
105 Кейсов По Педагогике. Педагогические Задачи И Ситуации

Современное образование требует разработки и внедрения все новых методов обучения. На Западе, а в последнее время и в странах Восточной Европы все более часто в учебном процессе применяются проблемные методы обучения (Problem-based learning), которые гармонично дополняют традиционные методы и позволяют мотивировать учеников и студентов к учению в гораздо большей степени, чем скучные лекции или традиционные уроки.
Проблемный метод также как и метод активного обучения, обучения в сотрудничестве – один из наиболее широко используемых и эффективных методов в современном начальном, среднем и высшем образовании. Идеи, которые легли в основу данного метода имеют богатую историю по меньшей мере с момента использования элементов данной методики в Медицинской школе Гарвардского университета (Harvard University) в середине 19 века.
Одним из проблемных методов является метод кейсов или метод ситуаций, предполагающий рассмотрение и решение студентами реальных ситуаций из жизни и практической деятельности педагога.
Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.
Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входит педагог, обучающийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и обучающегося.
Педагогические ситуации могут создаваться целенаправленно или возникать стихийно. В любом случае они должны разрешаться осторожно, продуманно, с предварительным проектированием выхода из них. Это всегда согласование педагогического процесса с интересами его участников и оперативный учет индивидуально-типологических особенностей конкретных людей и реальной обстановки.
Педагогическая ситуация всегда проблема. Всякая педагогическая проблема – это объективно возникающий в педагогической теории или педагогической практике вопрос относительно процессов обучения к воспитанию человека. Они носят общий характер, связанный с педагогическим процессом в целом, его составляющими, либо частный, т. е. возникают в ходе обучения. Педагогические проблемы требуют решения, но они не всегда могут быть разрешены немедленно.
Анализ проблемы состоит из следующих шагов: 1. Предварительное описание проблемной ситуации; 2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации; 3. Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия; 4. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата); 5. Выявление ресурсов и выход на конкретное решение; 6. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения; 7.Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага № 3; 8. Рефлексия.
В данном учебном пособии представлены педагогические ситуации, часть из которых сопровождается вариантами решения, а также вопросами и заданиями для студентов (слушателей), предполагающих решение ситуаций, опираясь на теоретические знания педагогики и жизненный опыт. Приведенные в книге ситуации и задачи взяты из практики различных педагогов, литературных источников, а также практической педагогической деятельности автора.
Пособие сопровождается кратким терминологическим словарем по педагогики. Рекомендуется преподавателям и студентам педагогических и психологических специальностей вузов, слушателям курсов повышения квалификации специалистов системы образования, учителям средних школ, гимназий, лицеев.

Педагогические Ситуации


Ситуация 1.

Ситуация 2

Ситуация 3

Ситуация 4

Ситуация 5

Ситуация 6

После уроков к учительнице робко подходит первоклассник и, страшно смущаясь, просит: Наталья Викторовна, дайте мне, пожалуйста, телефон Маши Ереминой
– Дима, а зачем тебе?
Опустив глаза, мальчик признаётся, что ему очень нравится одноклассница, а поговорить с ней в школе он не решается. Может, по телефону получится? Как поступить?
Оценка
Ситуация довольно щекотливая. С одной стороны, очень хочется помочь застенчивому мальчику, с другой стороны, дать телефон девочки – значит, поступить некорректно по отношению к ней: мало ли чем это может закончится. Перед учителем стоит сложная задача, которая требует изобретательного решения: нужно и помочь мальчику, и не причинить неудобства девочке.
Прогнозирование
В этой ситуации главное не сделать ошибки. Без вопросов дать телефон девочки некорректно, т. к. это может не понравится родителям ребенка или же самой девочке. Отвлекать мальчика от этой идеи и переключать его внимание на что-то другое бесполезно: если ребенок решился на такой шаг (попросить к учительнице и попросить), то он вряд ли просто так откажется. Не дать телефон (сказать, что его у вас нет) и на этом остановится тоже неправильно: ребенок может потерять к вам доверие раз и навсегда.
Решение
Самое лучшее, что педагог может сделать, это сказать мальчику, что телефона у вас нет, но вы постарайтесь помочь ему делом. Это вызовет у ребенка доверие к вам позволит ему отвлечься от идеи о телефонном звонке и придумать другие способы завязать дружбу.
Со следующего урока можно посадить этого мальчика с понравившейся ему девочкой под любым предлогом (например? ему плохо видно с последней парты, а девочка сидит близко). Другой вариант дать мальчику и девочке совместное учебное задание, вовлечь в общее дело, что позволит им поближе познакомиться, возможно, подружиться.

Ситуация 7

В классе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком.
Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит 2.
Прогнозирование
Слабый, затравленный насмешками учеников мальчик, нуждается в поддержке со стороны и поощрении. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоечником, отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком, озлобленным на весь мир. Остальные же дети ошибочно считают, что имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них развивается эгоизм и жестокость.
Решение
Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе не слаб? Для этой же цели его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя.

Ситуация 8

Ситуация 9

Ситуация 10

Ситуация 11

Учительница английского языка заходит в 9 класс и видит, что ученицы повесили все плакаты с грамматическими схемами на новые грамматические правила вверх ногами. Девочки решили пошутить в расчете на то, что учитель потратит несколько минут урока на перевешивание плакатов, и можно будет еще некоторое время заниматься своими делами.
Учительница начала ругать детей, обвинять их в неуважении к себе, заставила их перевесить плакаты, и в итоге они получили бы то, чего добивались.
Прогнозирование
Руганью и угрозами учитель не добьётся уважения девочек, а только потеряет авторитет. Так как дети, совершая такие поступки, ожидают от учителя именно такой реакции. Она послужит для них стимулом для продолжения издевательств. В конце концов, любому преподавателю грозит нервный срыв, если он будет продолжать реагировать таким же способом.
Решение
Вариант проведения урока. Как ни в чем не бывало, учитель начинает урок и приступает к объяснению материала. Правила очень сложные, в учебниках их нет, а списывать неудобно. Многие ученицы не успевают переписать схемы себе в тетради. В конце урока учительница дает десятиминутную проверочную работу на первичное закрепление только что пройденного, при этом сняв схемы. Реакция педагога оказалась непредсказуемой, но при этом обоснованной и логичной. Во-первых, ученицы сами создали напряжение в течение всех сорока минут занятия, в результате чего ерзали и беспокоились во время объяснения материала, тогда как можно было записать правила со слов учителя и написать самостоятельную работу без использования плаката. Во-вторых, учительница очень грамотно продемонстрировала, кто на уроке главный, и по чьему сценарию разворачивается действие занятия: она не стала ругаться, кричать, а молча пристыдила учениц, показав им их поступок с точки зрения умного и спокойного человека.

Ситуация 12

На перемене двое пятиклассников – мальчик и девочка – громко спорят.
Подошедшая учительница узнает, что мальчик разбил новый плейер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плейер.
Учительница отчитала девочку за то, что она принесла в школу дорогую вещь, дала ее однокласснику, а теперь его же и обвиняет.
Прогнозирование
Психологически-комфортная обстановка в классе во многом зависит от поведения учителя, задачей которого является не только привить детям знания в рамках образовательной программы, но и научить их быть более терпимыми друг другу, стараться идти на компромисс. Авторитарное поведение учителя в подобной ситуации, вряд ли, станет хорошим примером для учеников, более того в классе возрастет количество межличностных конфликтов, которое может привести к конфронтации между учениками или между учительницей и учеником.
Решение
Учительница могла бы доверительно поговорить с детьми, убедить их в том, что лучше выяснять отношения спокойно, а не затевая ссор и найти решение проблемы, которое удовлетворяло бы всех, например, постараться найти человека, который смог бы починить плейер. На мой взгляд, оптимальный вариант решения проблемы склонить детей к примирению без всяких условий и компенсаций, но если такой вариант не устраивает родителей девочки, то следует поговорить с родителями обоих учеников, для чтобы они решили вопрос о компенсации на тех условиях, которые устраивали бы обе стороны.

Ситуация 13

Ситуация 14

Ситуация 15

Уважаемый учитель с большим опытом работы входит в класс и видит на доске карикатуру на себя. Она выразительная, смешная, точная. Класс молча ждет реакции учителя.
Учитель с интересом рассматривает карикатуру и говорит:
– Поскольку нарисовано очень хорошо, мне жаль это стирать. Пусть художник сначала перенесет это на бумагу. Я хвалю талантливого карикатуриста.
Прогнозирование
В этой ситуации учитель продемонстрировал свою зрелость. Он не воспринял эту язвительную карикатуру как свою личную обиду. Он не стал обижаться на детскую выходку. Он не искал виновника и не пытался пристыдить его. Он избежал бесплодных поучений и морализаторства. Вместо этого он одобрил творческую инициативу и показал уважение к искусству. Такая реакция учителя позволила детям увидеть силу учителя, его самоуважение, сдержанность. Они увидели, что не владеют силой влияния на эмоциональный настрой педагога, и в следующий раз у них не возникнет желания так поступать.
Решение
Талантливый и мудрый учитель никогда не вызывал отрицательных эмоций у своих учеников. Всегда был вежлив и откровенен с ними. Эта ситуация могла бы возникнуть из-за общего настроя класса (класс устал, класс хотел побезобразничать, хотели проявить себя, привлечь внимание), который не мог найти иной выход своим эмоциям, не мог найти другой способ самореализации. К учителю напрямую никаких претензий не предъявлялось. Такое поведение педагога (спокойный интерес, заинтересованное спокойствие) обезоруживает, приятно поражает детей. На положительном примере они учатся в дальнейшем реагировать на жизненные ситуации, учатся уважать других людей, труд и старание других людей.

Ситуация 16

Ситуация 17

Ситуация 18

Ситуация 19

Ситуация 20

Ситуация 21

Читайте также: