Казахстан в эпоху бронзы план урока

Обновлено: 05.07.2024

Урок по истории Казахстана на тему "Энеолит. Ботайская культура".

Урок проводится в форме семинара.

В качестве разминок применяются игровые элементы на повторение всего раздела "Каменный век"

ВложениеРазмер
eneolit._botayskaya_kultura.docx 22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Энеолит. Ботайская культура

Цель урока: сформировать целостное представление у учащихся о промежуточном периоде между древнекаменным и бронзовым веком на территории Казахстана энеолите, об особенностях данного периода.

Образовательная: дать характеристику эпохи энеолит на территории Казахстана; раскрыть особенности ботайской культуры.

Развивающая: развивать умение работать с информационно-коммуникационными технологиями и умение самостоятельно работать с различными источниками, в том числе и с видеофрагментами; анализировать и делать выводы.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, чувство уважения к историческому прошлому.

Оборудование: карта Казахстана, термины, схема, таблица.

Тип урока: Урок-семинар

  1. Хронологический период эпохи энеолит.
  2. Особенности эпохи энеолит.
  3. Ботайская культура

Поприветствовать учащихся. Назвать тему и цель урока. Объяснить задачи урока.

Вербальный тест по темам палеолит, мезолит и неолит.

Отметить, что энеолит – это медно-каменный век. Попросить учащихся найти хронологические рамки данного периода, используя дополнительный материал и учебники.

Записывают хронологию в таблицу.

3-1,8 (2,8) тыс. лет до н.э.

Особенности эпохи энеолит

1-й металл – медь. Распад матриархата и преобладание патриархата. Разделение труда. Использование руды и меди.

Ботай, Рощинское, Баландино, Красный Яр, Василковка 1У.

Крупнейшее поселение этой культуры – Ботай. Площадь поселения 15 га. Располагается на правом берегу реки Иман-Бурлук. На территории поселения, за период его существования, было построено около 200–300 жилищ.

Первый этап – приручение лошади.

Со временем люди научились разводить лошадей. Это был второй этап одомашнивания этого животного.

Почему этот период носит такое название?

На доске вышиваются рисунки с изображением гор и реки. К ним прикрепляются рыбки и животные. Сзади картинок написаны вопросы по пройденным темам. Ребята выступают в виде охотников и рыболовов. Сняв одну из картинок, ребята должны ответить на вопросы. В конце подводится итог. Чья группа ответила на большее количество вопросов та и побеждает.

Далее попросить найти основные особенности эпохи энеолит, археологические стоянки и ботайскую культуру.

Дается дополнительный материал.

В эпоху энеолита происходит дальнейшее формирование производящей экономики. На территории Евразии одомашнена лошадь. В III тыс до н. э. появляется металлообработка. В энеолите лесостепные районы Северного Казахстана населяли племена ботайской культуры. Культура выделена на базе изучения энеолитических памятников Северного Казахстана: Ботай, Рощинское, Баландино, Красный Яр, Василковка 1У.

На памятнике площадью боле 10 тыс. кв. м изучено более 100 жилищ, выявлены более 300 артефактов и сотни тысяч костей – почти все они принадлежат лошадям. Жилища расположены в основном в центре поселения.
Исследования на Ботае и похожие памятники в Красном Яре, Рощинском, Сергеевке показали, что открыта новая культура – ботайская. Люди на Ботае были праиндоевропейцами. Они жили большими поселениями и имели разнообразное хозяйство. Ядром их хозяйственных систем было коневодство. Кроме того, они занимались охотой, рыболовством, обрабатывали кости, дерево, камень, изготавливали керамику. Возможно, им было известно колесо. Истоки коневодства мы находим в предыдущей эпохе неолита, когда рыболовы и охотники перешли к более оседлому образу жизни, начали трудиться совместно. Первый этап – приручение лошади – относится именно к этому периоду.

Со временем люди научились разводить лошадей. Это был второй этап одомашнивания этого животного. Около пяти тысячелетий назад климат степей был более влажным, а растительность – богатой. В соответствии с некоторыми данными палеонтологов и исследователей почв, трава достигала 2 м в высоту. В то время здесь обитало большое количество лошадей, естественно, преимущественно диких, но чтобы успешно охотиться, человеку приходилось использовать домашних. Палеонтологам не просто было различить диких и домашних лошадей. Однако в изучении этой сложной проблемы сегодня уже есть первые результаты. Данные американского ученого Д. Энтони показывают, что четверть всех исследованных лошадиных зубов из Ботая имеют следы от удил, также археологами на Ботае обнаружены застежки пут и элементы удил.

После изучения дополнительного материала и текста в учебнике, определения основных особенностей учащиеся завершают заполнение таблицы. Показывают все стоянки по карте.

Далее задать вопрос:

Почему исчезла ботайская культура?

В конце третьего – начале второго тысячелетия из-за иссушения климата изменились ландшафты, водный и температурный режимы. Следствием этого был кризис привычных экологических ниш. Хозяйственные и календарные циклы были нарушены. Массовые миграции индоевропейцев, уральских, алтайских и других этнических групп начались именно в это время.

Ботайцы отреагировали на кризис двумя способами: первая группа двинулась на южный Урал, Восток Казахстана и Алтай в поисках похожего региона (возможно, и дальше на восток) и слилась с другими этносами. Другая ботайская группа маленькими семейными кланами рассеялась по речным долинам Казахстана и Западной Сибири. Специализированное коневодство уступило место придомному скотоводству, охоте, рыболовству и земледелию. Вместе с лошадьми начали разводить крупный и мелкий рогатый скот.

Вопросы для закрепления:

  1. Назовите хронологические рамки энеолита.
  2. Какие особенности были в период энеолита?
  3. Покажите стоянки, найденные в Казахстане периода энеолит.
  4. Назовите особенности ботайской культуры.
  1. Итог урока. Оценивание работы учащихся.
  2. Домашнее задание. Дополнительный материал по бронзовой эпохе в Казахстане.

В эпоху энеолита происходит дальнейшее формирование производящей экономики. На территории Евразии одомашнена лошадь. В III тыс до н. э. появляется металлообработка. В энеолите лесостепные районы Северного Казахстана населяли племена ботайской культуры. Культура выделена на базе изучения энеолитических памятников Северного Казахстана: Ботай, Рощинское, Баландино, Красный Яр, Василковка 1У.

На памятнике площадью боле 10 тыс. кв. м изучено более 100 жилищ, выявлены более 300 артефактов и сотни тысяч костей – почти все они принадлежат лошадям. Жилища расположены в основном в центре поселения.

Исследования на Ботае и похожие памятники в Красном Яре, Рощинском, Сергеевке показали, что открыта новая культура – ботайская. Люди на Ботае были праиндоевропейцами. Они жили большими поселениями и имели разнообразное хозяйство. Ядром их хозяйственных систем было коневодство. Кроме того, они занимались охотой, рыболовством, обрабатывали кости, дерево, камень, изготавливали керамику. Возможно, им было известно колесо. Истоки коневодства мы находим в предыдущей эпохе неолита, когда рыболовы и охотники перешли к более оседлому образу жизни, начали трудиться совместно. Первый этап – приручение лошади – относится именно к этому периоду.


Со временем люди научились разводить лошадей. Это был второй этап одомашнивания этого животного. Около пяти тысячелетий назад климат степей был более влажным, а растительность – богатой. В соответствии с некоторыми данными палеонтологов и исследователей почв, трава достигала 2 м в высоту. В то время здесь обитало большое количество лошадей, естественно, преимущественно диких, но чтобы успешно охотиться, человеку приходилось использовать домашних. Палеонтологам не просто было различить диких и домашних лошадей. Однако в изучении этой сложной проблемы сегодня уже есть первые результаты. Данные американского ученого Д. Энтони показывают, что четверть всех исследованных лошадиных зубов из Ботая имеют следы от удил, также археологами на Ботае обнаружены застежки пут и элементы удил.

В конце третьего – начале второго тысячелетия из-за иссушения климата изменились ландшафты, водный и температурный режимы. Следствием этого был кризис привычных экологических ниш. Хозяйственные и календарные циклы были нарушены. Массовые миграции индоевропейцев, уральских, алтайских и других этнических групп начались именно в это время.

Ботайцы отреагировали на кризис двумя способами: первая группа двинулась на южный Урал, Восток Казахстана и Алтай в поисках похожего региона (возможно, и дальше на восток) и слилась с другими этносами. Другая ботайская группа маленькими семейными кланами рассеялась по речным долинам Казахстана и Западной Сибири. Специализированное коневодство уступило место придомному скотоводству, охоте, рыболовству и земледелию. Вместе с лошадьми начали разводить крупный и мелкий рогатый скот.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ф.И.О. преподавателя: Коликова Ольга Юрьевна

Тема занятия: Казахстан в эпоху бронзы.

Тип и вид занятия: КЗ (комбинированное занятие).

Цель занятия:составить представление о развитии орудий труда, культуре в эпоху бронзы. Сформировать знания у учащихся при изучении Общей характеристики и археологических памятников эпохи бронзы.

Образовательная: способствовать усвоению знаний студентами о развитии орудий труда, периодах, особенностях, исследованиях, стоянках эпохи бронзы.

Воспитательная: создать условия для воспитания характера исследователя у каждого студента.

Развивающая: создать условия для отработки навыков выявления причинно-следственных связей, восстановление взаимосвязи между историческими явлениями и умением давать характеристику историческим периодам.

Ожидаемые результаты:

Студенты должны понимать: развитие труда и разделение труда, особенности эпохи бронзы.

Студенты должны иметь ценностные установки: быть уверенным в себе и в своих возможностях, уважительно относиться к историческому прошлому.

Студенты должны уметь: правильно делать выводы, реально оценивать свои возможности и уважительно относиться к мнению других.

Межпредметная связь: География, Обществознание.

Компетенции: БК 1. Проявлять самостоятельность мышления, способность к решению проблем.

Формирование ключевых компетенций: Общекультурная компетенция: осознание роли истории в познании окружающего мира и его устойчивого развития.

Коммуникативная: быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству со студентами.

Учебно-познавательная: планирование, обработка, анализ информации, применение полученной информации на практике.

СТРУКТУРА УРОКА:

1. Мобилизующее начало урока. 2 мин.

- Проверка по списку и готовности к уроку.

2. Актуализация пройденного материала. 10 мин.

1. Каковы достижения людей в области изготовления орудий труда в эпохи мезолита и неолита? В связи с чем меняется форма каменных орудий труда в эпоху неолита? Какие новые материалы стали использовать для изготовления орудий труда в эпоху энеолита?

2. Дайте характеристику производящего типа хозяйства. Объясните, почему человек наряду с потребляющим типом хозяйства стал развивать производящий тип.

3. Охарактеризуйте особенности ботайской культуры эпохи энеолита.

4. Запишите в тетради названия археологических памятников периодов мезолита, неолита и энеолита, которые находятся на территории Казахстана.

5. Как вы полагаете, при сохранении природно-климатических условий в переходный период от палеолита к неолиту возможно ли было сохранение матриархального строя?

6. Используя дополнительный материал, подготовьте доклад на тему "Казахстан в каменном веке".

3. Усвоение нового материала. 17 мин.

1. Исследование и периодизация эпохи бронзы.

2. Бронзовый век на территории Казахстана.

4. Археологические памятники эпохи бронзы.

Объяснение нового материала по истории Казахстана.

4. З акрепление нового материала. 5мин.

1.. Тест по теме урока

5. Обобщение и систематизация знаний. 5 мин.

6. Подведение итогов урока. 2 мин.

7. Рефлексия. 2 мин.

8. Домашнее задание. 2 мин.

Казахстан в эпоху бронзы

Периодизация бронзового века

В эпоху бронзы (2-1 тыс. до н.э.) у племён, населявших территорию Казахстана, произошла перестройка всей первобытной экономики. Ведущими отраслями хозяйства становятся пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие.

Палеоэкономика этого периода включала в себя такие отрасли, как горнодобывающая, металлургическая, литейная. Вспомогательными непроизводящими отраслями оставались охота, рыболовство, домашние ремёсла.

Дальнейший процесс развития древних людей способствовал появлению более усовершенствованных орудий труда, предметов быта и т.п. Сравнительный анализ техники изготовления изделий, архитектурных особенностей жилищ и надмогильных сооружений, погребальных обрядов, керамических комплексов и т.п. позволил учёным выделить несколько вариантов в так называемой андроновской культурно-исторической общности

Андроновская культура - самая крупная культура эпохи бронзы, распространенная от Енисея до Урала. Первые памятники андроновской культуры обнаружены у села Андроновоблиз города Ачинска в Южной Сибири.

Первые попытки хронологии и периодизации памятников эпохи бронзы были сделаны М.П. Грязновым в 1930г. Он выделил три этапа: ранний, средний и поздний. Учёный считал, что в эпоху ранней бронзы Минусинские степи представляли собой окраины андроновской культуры, в которую входили степной Казахстан, Западная и Восточная Сибирь. На втором этапе встречаются характерные для Казахстана бронзовые изделия.

Целенаправленное и плановое археологическое исследование Центрального Казахстана связано с организацией археологической экспедиции в 1946 г. Её организатором и руководителем был А. Маргулан.

Новую периодизацию и хронологию бронзового века предложил Г.Б. Зданович: развитый период: петровский этап (16-15 вв. до н.э.); алакульский этап (14-13 вв. до н.э.), амангельдинско-бишкульский этап (12-11 вв. до н.э.); поздний период: замараевский этап (11-10 вв. до н.э.), ильинскии этап (9-7 вв. до н.э.).

Последние археологические открытия предоставляют учёным дополнительные данные, позволяющие продолжить работу по совершенствованию и уточнению вопросов хронологии и периодизации памятников эпохи бронзы на территории Казахстана.

Главной отраслью хозяйства андроновцев являлось скотоводство. В эпоху бронзы численно увеличивается и качественно изменяется видовой состав домашнего стада: в нём преобладают лошади, овцы, козы. Разведению коров и верблюдов древние скотоводы уделяли меньше внимания. Археологические находки и петроглифы свидетельствуют об использовании лошади не только в качестве тягловой силы, но и для верховой езды. Древнее скотоводство было экстенсивным. Оно предполагало освоение новых пастбищ и выведение пород скота, способных к тебенёвке (добыванию корма из-под снега). Учёные считают, что андроновцы вели оседлый образ до начала. 1 тыс. до н.э. В период поздней бронзы придомное пастушеское хозяйство переросло в яйлажное (полукочевое), при котором в сезонных перекочёвках принимали участие лишь мужчины и подростки, а женщины и дети оставались в стационарных посёлках. Интенсивный рост поголовья скота приводит в отдельных регионах Казахстана к переходу от отгонного к кочевому скотоводству.

Наряду со скотоводством значительное развитие у андроновских племён получило мотыжное земледелие. Появление новых видов орудий труда (бронзовых ножей, серпов, кос) способствовало расширению посевной площади, на которой выращивали, в основном, пшеницу, просо и рожь. Отделение скотоводов от земледельцев явилось первым общественным разделением труда.

Развитие древней металлургии

Важную роль в развитии производительных сил в андроновском обществе играла древняя металлургия. История горного дела корнями уходит ещё в 3 тыс. до н.э., когда на горных выработках Жезказгана, Зыряновска, Акжала люди добывали медь, олово, золото. Восточный Казахстан считается одним из крупных металлургических центров Северной Азии и Восточной Европы.

Обнаруженные в Центральном Казахстане медеплавильные комплексы делились на 2 типа: открытые (без постройки) и закрытые, когда под медеплавильной площадкой имелось прямоугольное помещение. К концу эпохи финальной бронзы конструкции плавильных печей совершенствуются, появляются двухсекционные мелкие восьмиобразные печи-плавильни.

Многочисленные находки орудий труда, предметов быта, украшений и т.п. свидетельствуют о высоком мастерстве древних мастеров: оружейников, литейщиков, ювелиров.

Дальнейшее развитие получили домашние ремёсла, ткачество (изобрели примитивный ткацкий станок), прядение, вязание, изготовление одежды и обуви, домашней утвари, гончарство. Для каждого из периодов бронзы были характерны свои керамические изделия, которые делились на три типа. На раннем этапе изготавливались горшки с круглым плечиком, одного размера, украшенные при помощи гребенчатого штампа лишь в верхней части сосуда. На следующем этапе появляются горшки с уступчатым плечиком и сосуды баночной формы. Для позднего периода характерны горшки с прямым венчиком, шаровидным туловом, налепным валиком.

Древние рудокопы, скотоводы и земледельцы жили в посёлках, состоящих из 10-20 землянок и полуземлянок прямоугольной формы, предназначенных для жилья и хозяйственных нужд. Строительным материалом в степных районах чаще всего служил камень, в лесостепных - дерево. Назначение жилища определяло планировку помещений, расположения очагов и хозяйственных ям. Для раннего периода бронзы характерны многокомнатные дома площадью до 400-500 м2, в которых проживало 4-5 поколений родственников по мужской линии.

Андроновская культура

В эпоху финальной бронзы преобладали жилища наземного типа, которые специальными перегородками делились на помещения, предназначенные для проживания, отдельных семей.

Одно из наиболее известных поселений эпохи бронзы – Аркаим, которое учёные считают одним из древнейших городов в степях Евразии. Оно имело два ряда круговых оборонительных сооружений и делилось на несколько зон (жилую, производственную, общественную), связанных улицами, сходящимися на центральной площади.

Прогресс в первобытной экономике, достигнутый в эпоху бронзы, коренным образом повлиял на развитие общественных и семейно-брачных отношений. В социальной и военно-политической структурах появляются родоплеменные подразделения. В связи с повышением роли мужчины в хозяйственной и общественной жизни матриархальная родо-семейная община заменяется на патриархальную. Её основу составляла парная семья, сохранялась коллективная собственность на средства производства и продукты производства, равенство всех взрослых членов в решении общих вопросов хозяйственной и общественной жизни, добровольность подчинения вождю. В период поздней бронзы, в связи с укреплением семейной собственности, начинается процесс разложения первобытного строя.

О зарождении имущественного и социального неравенства у племён эпохи бронзы свидетельствуют материалы раскопок многочисленных могильников. Богатые захоронения отличались от бедных мощными надмогильными сооружениями, сложным погребальным устройством (мавзолеи Бегазы, Тагискена, Дандыбай и др.), разнообразным и богатым сопровождающим инвентарём. Учёные предполагают, что привилегированную группу общества составляли вожди (погребения с булавой - символом власти), воины-колесничие (захоронения с остатками колесниц), жрецы (а погребальный инвентарь входили деревянная чашка и особая шапка).

Некрополи эпохи финальной бронзы (мавзолеи Тагискена, Бегазы) свидетельствуют об усложнении религиозных представлений племён, создавших монументальные культовые сооружения.

Религия во многом определила и развитие искусства. Казахстан — один из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков — петроглифов. Андроновцы поклонялись и совершали ритуал жертвоприношения солнцу, луне, звёздам, огню, духам-покровителям. Жертвенное место (капище) располагалось недалеко от поселений и было отделено от них естественной преградой (рекой, каменной грядой и т.д.). Оно представляло круг или овал из каменных плит, положенных плашмя.

Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Один из наиболее часто встречаемых образов в наскальном искусстве андроновцев — дикий бык тур. Кроме тура встречается изображение домашнего быка. На ряде святилищ древние изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре. В урочище Тамгалы изображен солнцеголовый человек, вокруг которого хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры. Все вместе они исполняют ритуальный танец. Кстати, сам хоровод — это символ солнца, а движение участников — имитация вращения светила на небе. Излюбленный сюжет в наскальном искусстве — двугорбый верблюд бактриан. Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц.

О высокой культуре андроновских племён свидетельствуют находки изящных украшений из бронзы, меди, золота: Из бронзы, обернутой золотой фольгой, изготавливали височные кольца, подвески, браслеты со спиралевидными выступами. Прекрасным образцом ювелирного искусства служит золотая височная подвеска с изображением внутри двух коней. Таким образом в эпоху бронзы в развитии человеческого общества произошли коренные изменения: развивались скотоводство и земледелие, добыча руды и металлургия, производства металлических (бронзовых) орудий труда, оружия и украшений, строительство жилищ, натуральный обмен. Это привело к росту населения, появлению крупных родоплеменных союзов, к миграции племен в поисках новых земель для заселения.

Урочище Тамгалы-Тас (это отмеченные особым родовым знаком камни) расположено в 170км от Алматы. Здесь были найдены уникальные наскальные рисунки, которые можно без преувеличения сделать настоящим достоянием художественной галереи древности. Они являются воплощением нескольких периодов истории и содержат массу полезных для археологов материалов. Здесь было найдено более 4 тысяч рисунков, которые относятся еще к эпохе бронзы.

На обеих вертикальных плоскостях ущелья и сланцевых выходах можно разглядеть изображения различных божеств, выполненных металлическим чеканом. Это домашние животные, верблюды, быки, олени, архары и др. Здесь также можно расшифровать сцены различных обрядов, охоты, фигуры мужчин и женщин и многое другое, что представляет собой ценную информацию о верованиях и занятиях наших предков.

Недалеко от ущелья можно найти захоронения, датированные эпохой бронзы и тесно связанные с появлением первых кочевников. Петроглифы Тамгалы-Тас являются ценным историческим сокровищем и находятся под защитой ЮНЕСКО.

Студенты с помощью атласа и карты должны нанести на контурную карту регионы Казахстана заселённую андроновцами.

Студенты должны ответить на задаваемые вопросы да или нет

1. Эпоха бронзы охватывает период с 1800 по 900 г.г. до н.э. (нет)

2. Бронза это сплав меди и олова? (да)

3. Первые памятники эпохи бронзы были найдены возле города Ачинска в Южной Сибири (да)

4. Основными занятиями андроновцев были пастушеское скотоводство, земледелие и рыбная ловля. (нет)

Студенты с помощью учебника и раздаточного материала должны заполнить таблицу.

4. Закрепление нового материала.

Студенты отвечают на тест.

В эпоху бронзы происходит крушение

а) первобытного строя,с) патриархального рода,

в) матриархального рода, д) родовых отношений.

Во 2 тыс. до н.э. была изобретена технология:

а) получения железа, с) изготовления керамики,

в) получения бронзы, д) литья чугуна.

Орудия из металла стали вытеснять каменные:

а) в 3-2тыс. до н.э., с) в2-1тыс до н.э.

в) в 3-4 тыс. до н.э., д) в 2-3тыс до н.э.

Бронзовы, века относится к.

а)5-3 тыс. до н.э.,с) 30-10 тыс. до н.э.

в)2-1 тыс. до н.э., д)80-40 тыс. лет до н.э.

У андроновцев не получило развитие:

а) земледелие, с) коневодство,

в) овцеводство,д) верблюдоводство,е) свиноводство.

Какое хозяйство было у племен андроновской культуры?

а) скотоводство, земледелие, рыбная ловля, с) рыбная ловля, земледелие, охота,

в) собирательство, земледелие, скотоводство,д) скотоводство, земледелие.

7.Что такое тотемизм?

а) одухотворение природы, с)вера в происхождение от животных,

в) обожествление предков,д) почитание старших.

8.Что такое анимизм?

а) вера в существование духов,с) способность воздействовать на природу,

в) обожествление предков,д) жертвоприношение

а) форма религии, с) одухотворение природы,

в) рисуночное письмо,д) обожествление предков.

10.Изображение божества из камня или дерева называется …

а) памятник,с) идол,

в) статуя, д) рисунок.

6. Подведение итогов.

Выставление оценок за урок в журнал теоретического обучения.

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

1. На какие периоды делится эпоха бронзы? С чьим именем связаны исследовательские работы в Центральном Казахстане?

2. Перечислите основные признаки андроновской культуры.

3. Назовите памятники нуринского периода и дайте их характеристику.

4. Что вы знаете об изменениях в памятниках атасуского периода?

5. Назовите особенности переходного периода между андроновской и бегазы-дандыбаевской культурами.


Развивающая: Развить особенности к раскрытию особенностей, значения эпохи бронзы, понятия бронзы и ее отличия от других металлов. При помощи карты показывать на карте места расположения памятников эпохи бронзы

Воспитательная: Показывая, что выдающиеся достижения человека связаны с неустанным трудом, привить уважение к труду, трудолюбию. Доказать, что территория Казахстана, есть часть всемирной истории.

Тип урока:изучение новой темы

Наглядные пособия: Карта, презентация

Содержимое разработки

Тема: Казахстан в эпоху бронзы

Класс 6 Дата:_________________________________

Цель: Ознакомить учащихся с эпохой бронзы и ее особенностями

Задачи: Образовательная: Дать знания об эпохе бронзы: ее месте и значении в истории человечества, особенностях, археологических памятниках

Развивающая: Развить особенности к раскрытию особенностей, значения эпохи бронзы, понятия бронзы и ее отличия от других металлов. При помощи карты показывать на карте места расположения памятников эпохи бронзы

Воспитательная: Показывая, что выдающиеся достижения человека связаны с неустанным трудом, привить уважение к труду, трудолюбию. Доказать, что территория Казахстана, есть часть всемирной истории.

Тип урока:изучение новой темы

Наглядные пособия: Карта, презентация

1.Организационный момент

2. Объяснение нового материала

1. Внедрение в производство орудий труда из металла

2. Переход к бронзовым орудиям труда

Медь + Олово = бронза (2-1 тысячелетие до н.э). По подсчетам ученого Сатпаева в Жезказганском регионе был выработан почти 1 млн тонн руды, из кот получили более 100 тонн меди. Для выплавки руды строились котлы. Из бронзы изготовляли: топоры, ножи, кинжалы, наконечники стрел, серпы, украшения. Бронза обладала твердостью, с красивым желтым цветом. Были вытеснены каменные и медные орудия труда. Для того чтобы заливать металл изготавливали медные котлы, различной формы.

Самостоятельная работа учащихся по маршрутным листам.

Эпоха бронзы на территории Казахстана охватывает…

Особенности эпохи бронзы на территории Казахстана

Бронза это сплав…

Первый металл, освоенный человеком…

Смешенные руды меди и олова в древности в изобилии встречались возле…

По подсчетам ученого… в древние времена в Жезказганском регионе был выработан… выплавлено…

Появление бронзовых орудий труда повлияло на …

Из бронзы изготовляли …

Бронзовый век Центрального Казахстана представлен…

Эпоха бронзы делится на 3 периода

Бегазы-дандыбаевскую культуру исследовал …

В Центральном Казахстане племена прошли собственные этапы развития андроновской культуры:

3.Закрепление. Рефлексия:

Когда научились выплавлять бронзу

Какие орудия труда появились

Подведение итогов. Оценки. Д/З:___________________________________________


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путешествие по стоянкам. Выполнение различных заданий.

Открытый урок по истории Казахстана

Учитель истории: Горчиневская О.Л.

Тема: Казахстан в эпоху бронзы (повторительно - обобщающий урок)

Задачи: 1.Контроль и корректировка знаний, умений, навыков учащихся по изучаемой теме;

2.Развитие способности самостоятельного мышления, познания, умения анализировать;

3.Прививать учащимся уважение и любовь к созидательному труду предков, к их мастерству, интерес к историческому прошлому.

Тип: урок закрепление и обобщения знаний, умений и навыков учащихся

Метод: интерактивный

Форма: групповая, индивидуальная

1).Организационный момент. Объявление темы и задач урока.

- На протяжении нескольких уроков мы изучали эпоху бронзы на территории Казахстана, узнали об особенностях эпохи бронзы, ее месте в историческом развитии. Мы узнали о внедрении металла в производство, которое повысило производительность труда и дало толчок развитию новых видов хозяйственной деятельности.

- Чем же мы займемся сегодня на уроке? (повторим все что изучали)

- Мы совершим путешествие в эпоху бронзы, с целью обобщения и закрепления знаний об эпохе бронзы.

- Вы заранее разделились на три команды. В ваших командах уже выбран командир, задача которого координировать работу команды, в спорных вопросах он сам принимает решение. Есть у вас и спикеры, которые будут вести оценочный лист, т.е. оценивать по 5 бальной системе вашу работу на уроке. А еще вы должны будите зарабатывать жетоны за правильные ответы

Оценочный лист

Общее количество баллов

1 команда – Медь

2 команда – Олово

3 команда – Бронза

- Как вы думаете, почему у ваших команд такие названия?

(1.Медь, это первый металл, который стали обрабатывать люди.

2. Олово это тоже металл, он входит в состав бронзы

3. Бронза это сплав олова и меди, из нее делали орудия труда, оружие, посуду, украшения. Эпоха получила название – бронзовый век.)

- Чему нас учит эта притча? (Все в жизни зависит только от вас самих. Как вы будите учиться, какие цели перед собой поставите - все зависит только от вас)

Ну а сегодня на уроке тоже все зависит от вас. Вспоминайте все. что изучали на уроках и тогда вы поможете не только себе, но и своей команде.

2). Путешествие по стоянкам:

Раз это путешествие, значит, нам нужна карта. (Предоставить командам карту путешествия)

Мы побываем на разных стоянках, на которых вы должны будите выполнять различные задания и продвигаться дальше. Постараемся все делать быстро, правильно, работать дружно в команде.

- Команды готовы? Значит, мы отправляемся в путешествие.

- Перед вами находится карта эпохи бронзы.

1. Покажите на карте Жезказганский регион. Что вы знаете о нем? (Ученый Каныш Сатпаев изучал Жезказганский регион и пришел к выводу, что еще в древние времена здесь было выработано почти 1млн. тонн руды из которой выплавляли медь)

2. Где находится городище Аркаим? ( на стыке Челябинской и Кустанайской областей)

3. В каком регионе Казахстана учеными изучены 30 поселений и 150 могильников? (Центральный Казахстан)

- А сейчас мы побываем на выставке картин, посвященных эпохе бронзы. Команды представьте ваши работы.

1. Картина художников из команды Медь

2. Картина художников из команды Олово

3. Картина художников из команды Бронза

- А на этой станции соревноваться в знаниях будут капитаны команд. Сейчас из этого мешочка вы будите доставать бочки с номером вопроса. Я начинаю, а вы продолжите предложение.

Бронза – это сплав. (меди и олова)

Древние люди научились выплавлять бронзу в тысячелетии. (втором)

Бронза была твёрже. (меди)

Наряду с бронзой люди продолжали использовать орудия труда из. (камня)

Городище бронзового века на границе Костанайской области Казахстана и Челябинской области России. (Аркаим)

Главными занятиями андроновцев было. ( скотоводство, земледелие и рыбная ловля)

Эпоха бронзы на территории Казахстана представлена двумя культурами (Андроновской и бегазы – дандыбаевской)

Жилище андроновцев явилось прототипом жилища казахов. (юрты)

Посуду андроновцы изготавливали из . (глины)

Из животных огромную хозяйственную роль играл (и). (Лошади)

Местом обитания богов андроновцы считали ….(небо)

Способ добычи корма из под снега животными. (тебеневка)

(встаньте около парт. Я говорю предложение, если вы согласны – хлопайте, если не согласны – топайте)

1.Основным видом хозяйства эпохи бронзы является скотоводство +

2.Прототипом казахской юрты считается шалаш -

3.У андроновцев высоко было развито рудное дело и металлургия +

4.В эпоху бронзы орудия труда были сделаны из камня -

5.Погребение Тегискен эпохи поздней бронзы было сооружено из сырцового кирпича +

6.В эпоху бронзы была приручена собака -

7.Сосуды эпохи бронзы имели форму банок и горшков +

8.В эпоху бронзы люди умели делать сыр и творог +

9.Ранний этап андроновской культуры – нуринский +

10. Ученый, исследовавший рудники эпохи бронзы Маргулан -

Бронза - сплав меди и серебра. Изделия из бронзы вытеснили каменные и медные орудия тру­да. Это время в истории получило название эпоха железа.

Крупнейшая культура эпохи бронзы в Европе и Азии – Андроновская. Андроновцы были монголоидами крепкого телосложения, невысокого роста. Их облик исследовал академик В.П.Андрианов.

Главным занятием андроновцев было пастушеское скотоводство. Разводили коров, овец, коз, свиней и лошадей.

Умерших андроновцы хоронили головой на запад или восток.

Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 году под руководством ученого К. Сатпаева.

Около трех тысяч лет назад произошли из­менения природных условий. Климат стал засуш­ливее, зима суровой и длительной, лето коротким и жарким. По­степенно древние жители стали переходить к пастушескому скотоводству. Держали лошадей и овец, способных к дальним перекочевками и тебенёвке.

Большинство погребений бегазы-дандыбаевской культуры представлено высокими курганами.

Племена эпохи бронзы жили в родоплеменных отношениях. Появилась частная собственность. Кочев­ники имели землю в частной собственности, скот же оставался общинной, родовой собственностью.

Эпоха бронзы стала временем становления рели­гии с особыми служителями культа - вельможами. Они были хранителями знаний и традиций.

Наскальные рисунки в местности Каратау изображают солнцеголовые божества.

ЭПОХА БРОНЗЫ (проверка)

Бронза - сплав меди и олова. Изделия из бронзы вытеснили каменные и медные орудия тру­да. Это время в истории получило название эпоха бронзы.

Крупнейшая культура эпохи бронзы в Европе и Азии – Андроновская. Андроновцы были европеоидами крепкого телосложения, невысокого роста. Их облик исследовал академик В.П.Алексеев.

Главным занятием андроновцев было пастушеское скотоводство. Разводили коров, овец, коз и лошадей.

Умерших андроновцы хоронили головой на запад или юго-запад.

Около трех тысяч лет назад произошли из­менения природных условий. Климат стал засуш­ливее, зима суровой и длительной, лето коротким и жарким. По­степенно древние жители стали переходить к кочевому скотоводству. Держали лошадей и овец, способных к дальним перекочевками и тебенёвке.

Большинство погребений бегазы-дандыбаевской культуры представлено высокими курганами.

Племена эпохи бронзы жили в родоплеменных отношениях. Появилась частная собственность. Кочев­ники имели скот в частной собственности, земля же оставалась общинной, родовой собственностью.

Эпоха бронзы стала временем становления рели­гии с особыми служителями культа - жрецами. Они были хранителями знаний и традиций.

Наскальные рисунки в местности Тамгалы изображают солнцеголовые божества.

В эпоху бронзы происходит крушение

а) первобытного строя,

в) матриархального рода,

с) патриархального рода,

д) родовых отношений.

2. Во 2 тыс. до н.э. была изобретена технология:

а) получения железа,

в) получения бронзы,

с) изготовления керамики,

3. Бронзовые века относится к.

с) 30-10 тыс. до н.э.

д)80-40 тыс. лет до н.э.

У андроновцев не получило развитие:

Какое хозяйство было у племен андроновской культуры?

а) скотоводство, земледелие, рыбная ловля,

в) собирательство, земледелие, скотоводство,

с) рыбная ловля, земледелие, охота,

д) скотоводство, земледелие.

6. Бегазы- дандыбаевская культура распространена была в период

a) ранней бронзы в) средней бронзы с) неолита д) поздней бронзы

7. В каком году началось комплексное изучение эпохи бронзы

А) 1946г. в)1953г. с)1960г. d) 1965г.

Ключ на доске, взаимопроверка, за каждый правильный ответ балл, количество баллов проставить в оценочный лист.

3). Подведение итогов

И так мы приблизились к самому главному- Подведению итогов. Спикеры выставляют оценки. Командиры подсчитывают жетоны.

- Сколько жетонов набрали команды?

- Как вы думаете, какие оценки вы сегодня получили?

У вас на партах лежат стикеры. Напишите на них, понравился или нет наш урок. Или пожелания мне, или вашим одноклассникам.


- урок мне понравился. Я был активен, многое знаю.


- этот урок заставил меня задуматься, сколько всего интересного и неведомого есть в этом мире. Теперь все зависит от меня.


- урок так себе. Да и я не сильно блистал знаниями.

Завершить урок я хочу словами из строк известного поэта Востока Фирдоуси:

Читайте также: