План проведения урока беседы

Обновлено: 04.07.2024

Беседа — целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается как метод ознакомления с окружающим и как метод развития связной речи.

Беседа– активный метод умственного воспитания. Вопросно– ответный характер общения побуждает ребенка сравнивать, рассуждать, обобщать.

В беседе активизируется, уточняется и пополняется словарный запас детей, т.к. воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные слова.

Беседы имеют и воспитательное значение. Многие темы бесед влияют на поведение детей, их поступки (Почему в автобусе нельзя говорить громко? Чем мы можем порадовать малышей?) Беседа помогает формировать положительное отношение к людям, стране, родному городу, близким.

Беседа важна и для эстетического воспитания. Ребенок учится внимательно слушать того, кто говорит, сдерживать желание отвечать на вопрос, не подождав вызова. Следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

Классификация бесед.

Профессор Евгения Александровна Флерина классифицировала беседы, исходя из ди­дактических задач:

2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблю­дениям детей (Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта). Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель — стимулировать и направлять внимание детей на более богатое накопление опыта. Дети, наблюдая, высказывают свои мысли в форме отдельных реплик и отдельных слов. Происходит обмен мнениями. Во время беседы слово педа­гога играет объяснительную роль, раскрывает содержание того материала, который дети воспринимают.

3. Беседа обобщающая. Цель — систематизировать, уточнить и расши­рить опыт (знания) детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Обобщающая беседа – занятие, проводится 1-2 раза в месяц.

Другие методисты к данным видам добавляют беседы по художественным произведениям, беседы по картинам.

С точки зрения содержания можно условно выделить бе­седы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обще­стве и дома).

Подготовка воспитателя к беседе состоит в следующем:

А) выбор темы беседы;

Б) определение программного содержания и воспитательных задач;

В) составление плана проведения беседы (микротемы);

Г) подбор иллюстративного материала.

Подготовка детей к беседе состоит в том, чтобы за несколько дней до занятия обратить внимание детей на предметы и явления, о которых пойдет речь, назвать их словами, дать рассмотреть их, осознать их приметы, т.е. фактический материал беседы должен уже быть знаком детям. Лучшим приемом подготовки является предварительный разговор на ту же или близкую тему, может быть экскурсия, наблюдение, чтение художественной литературы. Подготовительная работа указывается в конспекте.

Содержанием бесед является программный мате­риал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бы­том и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаи­мопомощь, друзья).




Тематика бесед определяется зада­чами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в про­цессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим ок­ружением. Напр.,

- природоведческие темы (вводится со средней гр.):

Наш парк весной. Зимующие и перелетные птицы.

Москва – столица нашей Родины. Праздники (Новый год, Масленница, 9 мая и др.)

- морально-этические : (проводятся со старш. гр.)

Беседа о дружбе. Кого можно назвать честным человеком. Уважай труд старших.

Систематизировать знания в беседе возможно при усло­вии последовательного расположения материала.

Структура занятия – беседы

I. Начало беседы (вводная).

Цель: привлечь внимание детей к теме беседы, оживить ранее полученные впечатления.

В начале беседы желательно сформулировать тему (цель) предстоящей беседы, обосновать важность ее.

В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мыш­ление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добав­ления, поправки. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или уг­лубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают эмоциональность ее про­ведения, использование стихов, загадок, наглядного мате­риала, участие и активность всех детей группы.

Выделяем 4 микротемы:

1. Свежий воздух (в помещении, на прогулке). Частная задача: уточнить знания о положительном влиянии свежего воздуха на здоровье.

2. Утренняя зарядка, необходимость разнообразных упражнений.

Частная задача: уточнить знания о положительном влиянии утренней зарядки на здоровье и т.д.

III. Окончание беседы небольшое по времени.

Беседа может быть закончена загадкой, сти­хотворением, пословицей, музыкой, связанной с темой беседы.

Можно предложить детям понаблюдать за птицами, повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок.

Материал по МДК.03.02.

Заочной формы обучения специальности

Преподаватель: Юшманова Е.Г.

  • Беседа - метод развития диалогической речи.
  • Значение беседы.
  • Классификация бесед.
  • Подготовка к беседе воспитателя и детей.
  • Структура беседы.
  • Приемы обучения.

Беседа — целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается как метод ознакомления с окружающим и как метод развития связной речи.

Беседа– активный метод умственного воспитания. Вопросно– ответный характер общения побуждает ребенка сравнивать, рассуждать, обобщать.

В беседе активизируется, уточняется и пополняется словарный запас детей, т.к. воспитатель побуждает детей подыскивать для ответа наиболее точные слова.

Беседы имеют и воспитательное значение. Многие темы бесед влияют на поведение детей, их поступки (Почему в автобусе нельзя говорить громко? Чем мы можем порадовать малышей?) Беседа помогает формировать положительное отношение к людям, стране, родному городу, близким.

Беседа важна и для эстетического воспитания. Ребенок учится внимательно слушать того, кто говорит, сдерживать желание отвечать на вопрос, не подождав вызова. Следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.

Классификация бесед.

Профессор Евгения Александровна Флерина классифицировала беседы, исходя из ди­дактических задач:

2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблю­дениям детей (Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта). Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель — стимулировать и направлять внимание детей на более богатое накопление опыта. Дети, наблюдая, высказывают свои мысли в форме отдельных реплик и отдельных слов. Происходит обмен мнениями. Во время беседы слово педа­гога играет объяснительную роль, раскрывает содержание того материала, который дети воспринимают.

3. Беседа обобщающая. Цель — систематизировать, уточнить и расши­рить опыт (знания) детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Обобщающая беседа – занятие, проводится 1-2 раза в месяц.

Другие методисты к данным видам добавляют беседы по художественным произведениям, беседы по картинам.

С точки зрения содержания можно условно выделить бе­седы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обще­стве и дома).

Подготовка воспитателя к беседе состоит в следующем:

А) выбор темы беседы;

Б) определение программного содержания и воспитательных задач;

В) составление плана проведения беседы (микротемы);

Г) подбор иллюстративного материала.

Подготовка детей к беседе состоит в том, чтобы за несколько дней до занятия обратить внимание детей на предметы и явления, о которых пойдет речь, назвать их словами, дать рассмотреть их, осознать их приметы, т.е. фактический материал беседы должен уже быть знаком детям. Лучшим приемом подготовки является предварительный разговор на ту же или близкую тему, может быть экскурсия, наблюдение, чтение художественной литературы. Подготовительная работа указывается в конспекте.

Содержанием бесед является программный мате­риал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бы­том и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаи­мопомощь, друзья).

Тематика бесед определяется зада­чами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в про­цессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим ок­ружением. Напр.,

- природоведческие темы (вводится со средней гр.):

Наш парк весной. Зимующие и перелетные птицы.

Москва – столица нашей Родины. Праздники (Новый год, Масленница, 9 мая и др.)

- морально-этические : (проводятся со старш. гр.)

Беседа о дружбе. Кого можно назвать честным человеком. Уважай труд старших.

Систематизировать знания в беседе возможно при усло­вии последовательного расположения материала.

Структура занятия – беседы

I. Начало беседы (вводная).

Цель: привлечь внимание детей к теме беседы, оживить ранее полученные впечатления.

В начале беседы желательно сформулировать тему (цель) предстоящей беседы, обосновать важность ее.

В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мыш­ление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добав­ления, поправки. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или уг­лубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают эмоциональность ее про­ведения, использование стихов, загадок, наглядного мате­риала, участие и активность всех детей группы.

Выделяем 4 микротемы:

1. Свежий воздух (в помещении, на прогулке). Частная задача: уточнить знания о положительном влиянии свежего воздуха на здоровье.

2. Утренняя зарядка, необходимость разнообразных упражнений.

Частная задача: уточнить знания о положительном влиянии утренней зарядки на здоровье и т.д.

III. Окончание беседы небольшое по времени.

Беседа может быть закончена загадкой, сти­хотворением, пословицей, музыкой, связанной с темой беседы.

Можно предложить детям понаблюдать за птицами, повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В. В. Бабайцевой) в соответствии с ФГОС ООО.

Класс - 5, предмет : русский язык

Тип урока : комбинированный.

Вид урока : смешанный (с использованием беседы, опроса, презентации, исследования, практикума).

Достижение предметных планируемых результатов :

- формирование представлений о беседе, правилах ведения беседы;

- формирование умений давать объяснение понятий;

- формирование навыка составления памятки

Достижение метапредметных планируемых результатов :

- формирование навыков ставить учебные цели и задачи;
- оценивать правильность выполнения учебных и иных задач;

- уметь работать с различными источниками информации, сравнивать, обобщать, систематизировать, делать выводы;

- получать информацию в результате прочтения текста;
- использовать устную и письменную речь для аргументации своей точки зрения, выводов

Достижение личностных планируемых результатов :

- готовность к самообразованию и саморазвитию;

- формирование уважительного отношения к русской речи, жанру устного народного творчества - пословице;

- обучение навыкам коммуникации;

- воспитание культуры общения.

Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация к уроку, карточки для работы в группах, сигнальные карточки, школьные принадлежности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организа-ционный этап: подготовка к уроку, м отивация к деятельности

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

- Добрый день, ребята! Настроимся на успешный урок! Для этого нам необходимы:…(просит назвать необходимые условия качественной работы)

- Покажите сигнал готовности к уроку!

Организуются, слушают учителя, сосредотачивают внимание.

Отвечают на поставленные вопросы:

Показывают карточки зелёного цвета (демонстрируют готовность работать)

2. Проверка выполнения домашнего задания

Индивидуальное задание: 1 учащийся на доске пишет выполненный дома фонетический разбор для последующей проверки учащимися.

Все учащиеся слушают ответы с места, вносят коррективы в упражнение

3. Подготов-ка к актив-ной познава-тельной дея-тельности, формулиро-ванию темы, цели и задач урока

Даёт задания: произнести диалог, подготовленный дома. (2 чел.) и найти определения слова БЕСЕДА в словарях (2 чел.)

Света: Алло, здравствуйте, позовите, пожалуйста, к телефону Марину.

Марина: Я слушаю.

Света: Привет, Марина! Это Света.

Марина: Здравствуй, Света!

Света: Извини за беспокойство, скажи, пожалуйста, домашнее задание по литературе.

Марина: Нужно прочитать любую сказку А.С.Пушкина.

Света: Жаль, но у меня нет такой книги, не могла бы ты мне помочь?

Марина: Конечно, заходи сейчас ко мне, я тебе дам свою.

Света: Огромное тебе спасибо, Марина, до встречи! Скоро буду!

Учитель проводит опрос:

- Какими словами можно назвать то, что происходит между девочками?

- Оцените культуру данного общения двух человек.

- В каких ситуациях может происходить беседа?

Выступают с диалогом (2 чел.)

Индивидуальное задание: Работают со словарями (ищут словарные статьи), потом читают их. (2 чел.) Остальные учащиеся слушают.

Отвечают на вопросы учителя:

- Телефонный разговор, диалог, беседа

- Общаются вежливо, уважительно…

- С родителями, учителями, друзьями…

4. Формули-рование темы, цели, задач урока

- Исходя из вышесказанного, сформулируйте тему нашего урока

(выводит на экран с мультимедийного проектора)

- Что необходимо знать и уметь для успешного изучения темы? Каковы цель и задачи урока?

- Записывают в тетради.

- Отвечают на вопросы учителя (фронтально)

5. Усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания нового материала

Предоставляет слово учащимся, работавшим со словарными статьями

На экран с проектора выводит определения слова БЕСЕДА и портреты В.И.Даля, Д.Н.Ушакова, несколько слов говорит о составителях словарей.

Даёт задание составить словосочетания со словом БЕСЕДА .

Даёт задание для работы в группах: обсудить правила работы в группе и записать на карточках правила ведения беседы.

Даёт задание для работы с учебником (стр.17) о правилах поведения во время беседы

Выступают учащиеся по итогам словарной работы.

Пишут в тетрадях одно определение

Записывают в тетрадях словосочетания, зачитывают для проверки.

Работают в группах по 4 человека. Отвечают все члены группы.

Сравнивают со своими правилами

6. Динами-ческая пауза

Оъявляет перерыв на отдых

Учащийся проводит физминутку

7.Закрепле-ние и обоб-щение зна-ний

Ставит аудиозапись диалога для прослушивания

- Сегодня на уроке меня вызвали к доске, и я…

- …и я не смог хорошо ответить…

- Теперь родители купят мне какой-нибудь приз!

- На уроке мне мешали отвечать.

- А мне никто не мешал отвечать, я пятерку получила!

- Учитель сказал, что спросит меня на следующем уроке.

На сладе слово КОММУНИКАЦИЯ:

Даёт задание для работы в парах: составить диалог друзей на любую тему.

Отвечают на проблемный вопрос:

- Не слушала собеседника, говорила только о себе…

- Вежливость, воспитанность, такт…

- Такого человека избегают, не принимают в компанию, у него начинаются проблемы в классе, он не хочет идти в школу…

Выполняют упражнение, проводят самопроверку

Даёт задание решить тест с выбором ответа:

1) Что такое беседа? а) разговор нескольких лиц; б) ссора; в) дружба;

Сколько участников может быть в беседе? а) 1; б) 2 и более;

Что из перечисленных правил относится к ведению беседы?

а) уважать собеседника; б) рассказывать собеседнику только о своих делах; в) не отвлекаться на посторонние дела

4) Какие слова являются синонимами слова БЕСЕДА?

а) конфликт; б) дискуссия;

Решают тест на карточках, производят взаимопроверку (соседи по парте сверяют с ответами на слайде)

9.Рефлексия. Итог урока

Просит ответить на вопросы:

- Какова была цель урока?

- Удалось ли решить поставленные задачи?

Просит всех поднять карточку цвета, соответствующего пониманию темы (зелёный – всё хорошо понял, желтый - понял не всё, красный – не понял тему)

Отвечают на вопросы

10.Информа-ция о домаш-нем задании

Даёт домашнее задание:

Делают записи домашнего задания

Список литературы:

Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Олма Медиа Гр., 2013

Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999

Русский язык. 5 класс. Русская речь. Никитина Е.И. – М.: Русское слово, 2015

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 176 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.10.2016 1502
  • DOCX 32.9 кбайт
  • 8 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Прокопец Татьяна Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок-беседа. В форме беседы полезно проводить и опрос и объяснение нового, материала на первой ступени обучения. Характерная особенность этой формы урока состоит в том, что учащиеся принимают в нем активное участие — отвечают на вопросы, делают самостоятельные выводы из демонстрационных опытов, объясняют явления. Все это, конечно, корректирует учитель, он руководит такой беседой, уточняет и окончательно формулирует ответы.

В начале урока целесообразно в форме беседы провести повторение с целью проверить знания учащихся и восстановить картину пройденного материала, чтобы перейти к последующим вопросам.

Затем полезно выявить примеры из жизненного опыта учащихся, связанные с изучаемым вопросом (например, перед введением понятия об архимедовой силе — явления, замеченные ими при плавании), попросить учащихся попытаться объяснить эти явления, тем самым показать им необходимость получения новых знаний (проблемная ситуация).

Потом следует перейти к демонстрационным или самостоятельным опытам, объяснение которых сначала предложить дать учащимся. При этом лучше вызвать учащихся для ответа поименно, в противном случае активно будут работать лишь несколько учеников. Сначала учитель задает вопрос, дает время для обдумывания и затем называет фамилию учащегося. (Полезно иметь специальную тетрадь со списком класса и фиксировать в ней все ответы, за таких 2—3 ответа нужно ставить оценку в журнал. Можно оценить и вопрос учащегося, если он выявляет знания.) В первую очередь рекомендуется вызвать слабого ученика (но не слишком затягивать беседу). Если он ответит неверно, то попросить его внимательно слушать другие ответы, предупредить, что после выяснения правильного ответа он должен будет повторить его. После того как ответ будет найден и окончательно откорректирован учителем, такое повторение следует провести.

Для успешного проведения урока-беседы важно, чтобы учитель установил хороший контакт с классом, наблюдал за ним и добивался полного понимания изучаемого на уроке вопроса.

И на первой ступени обучения часть урока может занимать длительный связный рассказ учителя. Он неизбежен в том случае, когда учащееся не располагают данными для самостоятельных выводов или описаний явления, например при изложении основных положений молекулярно-кинетической или электронной теории; он необходим при изложении исторических сведений и технических приложений физики.

Урок-лекция. Эту форму урока рекомендуется применять на второй ступени обучения физике, увеличивая ее место в учебном процессе к выпускному классу; она представляет собой непрерывное изложение учителем содержания темы, связанное с демонстрационными опытами. Как уже было сказано, эта форма неизбежна в некоторых случаях, в зависимости от содержания урока. Она имеет свои преимущества, например позволяет экономить время, затрачиваемое на объяснение материала.

Значение лекций в старших классах состоит в том, что учащиеся постепенно готовятся к слушанию лекций при дальнейшем обучении. Рекомендуется приучать учащихся к конспектированию лекций, составлению планов.

Большим достоинством лекций является возможность показать логическое, связное построение хода мысли, приучать учащихся правильно, доказательно излагать содержание физического материала, так как естественнонаучные дисциплины требуют определенного мышления, определенных доказательств. В ходе лекционного изложения материала отчетливо может быть показана приведенная выше схема: факты — гипотеза— экспериментальные доказательства — практические применения. Учащиеся видят, как нужно обосновать свои суждения, формулировать вывод, кратко, точно и четко излагать мысли и т. п.

Тщательно разработанная и подготовленная лекция, сопровождаемая хорошими демонстрациями, интересными примерами, может служить образцом, она и без специальных приемов активизирует мышление, внимание учащихся, производит на них впечатление.

Урок-лекцию, как и всякий урок, принято сопровождать опросом, закреплением материала, может быть проведена на части урока и самостоятельная работа, однако в настоящее время практикуются и чистые уроки-лекции, в том числе двухчасовые, в ряде школ для прослушивания лекции в аудитории объединяют несколько классов. Однако заметим, что даже в выпускном классе некоторые уроки целесообразно проводить в форме беседы.

Самостоятельная работа учащихся.

Научно-методические идеи современного курса .физики диктуют необходимость усиления внимания к самостоятельной работе учащихся, особенно к работе, направленной на самостоятельное приобретение и пополнение знаний. Если раньше главной целью самостоятельной работы было закрепление, повторение знаний, то теперь, в связи с генерализацией учебного материала, получило развитие такое направление самостоятельной работы, как изучение самими учащимися частных фактов, применений физики в технике и быту на основе знаний .основных принципов науки— ее законов и теорий, более общих понятий. Например, в курсе VI класса раньше в учебнике подробно излагались такие применения сообщающихся сосудов, как водопровод, шлюзы; теперь эти применения учащимся предлагается объяснить самостоятельно по данному в учебнике рисунку. Усилена, как было сказано выше, работа по самостоятельному добыванию знаний из учебника, лабораторных занятий.

Рассмотрим основные виды самостоятельных работ, учащихся, обращай внимание на самостоятельное пополнение знаний.

а) Лабораторные работы и фронтальные лабораторные опыты.

Методика и техника проведения фронтальных лабораторных работ и работ практикума описаны в специальных пособиях для учителей. Работа проводится перед введением нового понятия, для закрепления введенного понятия, определения значения его величины, введения или проверки закона. Рекомендуется, например, изучать устройство динамометра в процессе проведения фронтальной работы, устройство амперметра, вольтметра, реостата и других приборов — при помощи фронтального опыта.

Существует и такая практика проведения работ, когда удельные величины вводят после их определения в лабораторной работе. Например, учащиеся определяют массу и объем тела, а затем по заданию учителя вычисляют массу единицы объема тела,, после чего учитель объясняет, что эта величина носит название плотности, рассказывает о ее значении, далее изучают ее как обычно.

Система введения понятий с опорой на самостоятельный эксперимент представлена в статьях В. А. Бурова.

Учителю сложно оценивать выполнение лабораторных работ. Вряд ли можно поставить достоверную оценку каждому учащемуся, ведь оценить нужно главным образом практическую часть работы, а не ее оформление. Для правильного оценивания работы можно рекомендовать такой прием: учитель выбирает для наблюдений несколько учащихся (число их определяет сам учитель) и фиксирует для себя\’ (удобно это делать в специальной тетради и пользуясь краткой записью или особыми знаками) качество выполнения ими работы. Следует оценить обращение с приборами, аккуратность выполнения, степень активности, понимание задач и хода работы (для этого можно подойти к учащимся и задать вопросы) и т. д. В конце урока учитель называет фамилии этих учащихся для того, чтобы они сдали ему описание своей работы. При проверке тетради следует дать обоснование оценки, учитывая проведенные на уроке наблюдения и качество описания. При проведении следующей работы оценивается другая группа учащихся, в нее могут войти повторно два-три ученика, чтобы каждый раз было проявлено старание. Такой прием делает оценку работы более достоверной, повышает ответственность учащегося за ее проведение. Повышается и авторитет лабораторной работы, так как учащиеся убеждаются, что оценка выставлена не формально.

При таком оценивании работ следует, конечно, допускать, чтобы за каждую работу оценки ставились в журнал не всему классу, а выборочно. Учителю предоставляется также право варьировать содержание работ при условии, что в них не вносятся принципиальные изменения: объединять или, наоборот, разделять работы па части в зависимости от метода проведения урока. Некоторые учителя, например, объединяют работы по изучению постоянных магнитов (VII класс), но проводят по частям изучение параллельного соединения.

б) Решение задач.

. По отношению к первой ступени обучения физике, когда ученик только начинает постигать основы этой науки, когда ему нужно привить к ней интерес, показать ее специфические методы и т. д., особенно важно, чтобы этот метод обучения — решение задач — занял определенное место и не вытеснял другие методы. Так, опыт преподавания показывает, что количества задач, содержащихся в учебнике VI—VII классов, достаточно для обеспечения таких сторон учебного процесса, как закрепление материала, тренировка в решении задач, контроль знаний учащихся и подбор задач для учащихся с разной успеваемостью.

В решении задач следует использовать один из самых мощных стимулов в обучении детей данного возраста—познавательный интерес. Для этого надо подбирать задачи с интересным содержанием, интересным для учащихся результатом (например, определение давления, производимого учеником на пол, и др.) или сделать интересным оформление условия и решения задачи (вместо обычной задачи из задачника на определение скорости тела решить экспериментальную задачу — определить скорость заводного игрушечного автомобиля, измерив пройденный им по классу путь и затраченное на это время). Задачи с историческим содержанием не только вызывают интерес, но и знакомят учащихся с историей физики без затраты дополнительного времени.

Для учащихся VI и VII классов интересны задачи, связанные с анализом рисунков. На рисунке может быть изображено явление или указаны некоторые данные, показаны шкала и показания приборов и т. п. Ученика просят объяснить рисунок или дополнить его, определить цену деления или показания прибора, вычертить схему по рисунку и т. п. Решения подобных задач выполняются быстро, правильность их легко проверить, посмотрев рисунки, за решения можно поставить оценки.

К наиболее эффективным можно отнести экспериментальные задачи, решение которых связано с наблюдением или опытом. Для их выполнения можно использовать оборудование кабинета и различные подручные средства. Например, передачу давления жидкостью можно наблюдать при помощи пластмассового флакона из-под жидкого мыла, проколов в нем отверстия; изучение плавания тел выполнять со стеклянными баллончиками из-под таблеток, прикрепив к пластмассовой крышке проволочный крючок и т. п.

Полезны и комбинированные задачи, в которых учащиеся сначала теоретически определяют искомую величину, а затем проверяют результат вычисления на опыте, например выясняют, будет ли данное сплошное тело плавать в воде (или другой жидкости). Для решения задачи нужно определить плотность тела, сравнить ее с плотностью воды, сделать вывод и проверить его на опыте.

Опыт преподавания показывает, что на первой ступени обучения физике учащихся затрудняют расчетные задачи уже в три действия и задачи, которые требуют математических преобразований. Так, например, плотность и массу они определяют сравнительно легко, а вот найти объем тела затрудняются. Поэтому при подборе расчетных (количественных) задач необходимо учитывать, что доступны каждому ученику прямые задачи, на определение основной величины и задачи в одно-два действия.

На первой ступени обучения физике особенно полезны ка чественные задачи. Но ответы на. качественные задачи не всегда однозначны, поэтому полезно на уроках обсуждать такие задачи и выяснять вместе с учащимися ответы и ход рассуждений.

На второй ступени обучения физике критерии отбора задач изменяются. В качестве тренировочных следует использовать не только задачи в одно-два действия, но и более сложные, больше внимания уделять задачам, в которых используются знания нескольких разделов и тем курса. Отличаются и требования к оформлению решения задач.

В практике преподавания физики разработаны приемы записи и решения задач. До решения задачу необходимо внимательно прочитать и записать ее условие; обычно запись делают в левом углу тетради (или доски), при этом величины обозначают буквами, а числовые значения сопровождают записью единиц измерения, причем и то и другое обязательно должно соответствовать ГОСТу.

Обширный и содержательный раздел, посвящённый проведению с детьми бесед на самые разные темы. Каждая беседа – это не только монолог педагога, но и его живое общение с аудиторией, обмен мыслями, мнениями и чувствами. Вопросно-ответный метод обучения, применяемый в ходе беседы, активизирует умственную деятельность детей, подводит их к получению новых знаний и способствует закреплению уже полученных ранее.

Готовясь к любой беседе, педагог должен наметить основные, дополнительные, наводящие вопросы по её теме; составить план занятия в соответствии с целью, которой предполагается достичь. Посмотрите, как с данной задачей справились Ваши коллеги. В этом разделе – готовые планы бесед и подробные рассказы об их проведении.

Побеседуем по душам!

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Беседа. Проведение бесед - Беседа по ознакомлению с творчеством Н. Н. Носова

Читайте также: