Картотека трудовой деятельности в доу на прогулке

Обновлено: 04.07.2024

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе трудового воспитания решаются следующие задачи:

§ Прививается любовь к природе, бережное к ней отношение;

§ Прививается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней;

§ Укрепляются социальные взаимоотношения со сверстниками, взрослыми;

§ Расширяется кругозор детей (свойства и качества объектов, взаимосвязи в природе, знания о растениях и животных);

§ Развитие интеллектуальных умений (подбор инструментов, намечать последовательность действий, распределять их по времени, оценивать результаты труда);

§ Развитие сенсорного восприятия;

§ Уважение к людям труда;

§ Удовлетворение эстетических потребностей.

Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе на прогулке

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям:

§ Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

§ Формирование практических навыков и умений в единстве с познавательными способностями (при работе на цветнике воспитатель закрепляет умение узнавать, называть растения, их части; вспоминается процесс посадки растений).

§ Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его достижения).

§ Усложнение трудовой деятельности. Усложнение навыков ухода за растениями, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, умение планировать.

§ Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

§ Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет отрицательное отношение к трудовым заданиям.

По длительности труд на прогулки:

Младшие дошкольники – 5-7 мин.

Средние – 10-15 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда

Старшие дошкольники – 15-20 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда.

На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно формировать у дошкольников понимание, что труд в природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории.
На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех.

Труд на прогулке способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста. Выполнение соответствующих заданий требует сочетания как умственных, так и волевых усилий.

Труд дошкольников на прогулке создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными.

Формами организации труда детей являются:

Индивидуальные трудовые поручения;

Работа в группах;

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы. При этом у дошкольников воспитываются настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, формируются навыки несложной коллективной работы.

У детей старшего дошкольного возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, поддержанию порядка на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на прогулочном участке) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательный момент.

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей. Виды труда нужно чередовать с учетом его характера.

Детям надо разъяснить правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.

При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила безопасности:

- летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром и вечером);

-материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;

-категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получение травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие;

-правильная поза детей при труде (при переноске ведерок, леечек с водой, при работе с лопатой, граблями – тело должно быть прямым). Нельзя, чтобы дети находились долго в одной позе, трудовую деятельность в этом случае следует чередовать (рыхление, прополка и подноска воды).

Содержание детского труда должно быть значимым для детей дошкольного возраста. Тогда и отношение к нему будет более ответственным. Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Памятки для детей, воспитателей и родителей
Как научить ребёнка трудиться?
1.Познакомьте ребенка с правилами:
- все, что можешь, делай сам;
- не забывай убирать за собой;
- уважай труд других людей;
- прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;
- делай все аккуратно, не торопясь;
- не отвлекайся, когда трудишься;
- правильно пользуйся орудиями труда;
- не оставляй работу незаконченной;
- если трудишься не один, работай дружно;
- если окончил дело раньше, помоги другим.

2.Ребенок полюбит труд, если:
- приобщать его к труду как можно раньше;
- трудиться вместе с ним;
- дать ему постоянное поручение;
- прививать навыки культуры труда;
- поручать работу с достаточной нагрузкой;
- показывать общественную значимость труда
- его важность и необходимость для других.

3.Нельзя:
- наказывать трудом;
- торопить ребенка в ходе трудовой деятельности;
- давать непосильные поручения;
- допускать отступления от принятых требований;
- забывать благодарить за помощь.

Прежде, чем ребенок начинает трудиться:
- сообщите цель поручения, объясните его необходимость;
- помогите приготовить орудия труда;
- напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия.

Пословицы о труде
Пословицы о труде помогут в трудовом воспитании детей. Собранные пословицы о труде, отражают мудрость народа, жизненный опыт многих поколений.

• Землю красит солнце, а человека — труд.
• Делу — время, а потехе — час.
• Кто не работает, тот не ест.
• Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
• В труде рождаются герои.
• Суди о человеке по его труду.
• Труд всё побеждает.
• Труд кормит, а лень портит.
• Где труд, там и счастье.
• Воля и труд, дивные всходы дают.
• Без труда жить — только небо коптить.
• Всякое дело концом хорошо.
• Маленькое дело лучше большого безделья.
• Больше дела, меньше слов.
• Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.
• Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
• Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
• Кто мало говорит, тот больше делает.
• Работай до поту, поешь в охоту.
• Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.
• Люби дело — мастером будешь.
• Слезами делу не поможешь.
• Доброе начало — половина дела.
• Недаром говорится, что дело мастера боится.
• Каков мастер, такова и работа.
• С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
• Есть терпение — будет и умение.
• Рукам работа — душе праздник.
• Кто мастер на все руки, у того нет скуки.
• Откладывай безделье, а не откладывай дело.
• Кончил дело — гуляй смело.
• Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Без работы день годом кажется.
• Белые ручки чужие труды любят.
• Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью.
• Торопливость делу не помогает.
• Труд кормит, а лень портит.
• Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
• Безделье — мать всех пороков.
• Хочешь, есть калачи — не сиди на печи.
• Делаешь наспех — сделаешь на смех.
• Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
• У лодыря, что ни день, то лень.
• Труд всегда даёт, а лень берёт.
• Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
• Хочешь, есть калачи — не сиди на печи.
• Не бойся работы — пусть она тебя боится.
• Труд, труд и труд — вот три вечных сокровища.
• Слаще всех плодов — плод человеческого труда.
• Больше науки — умнее руки.
• Всякий человек на деле познаётся.
• Без работы и машина ржавеет.
• На миру и работа спорится.
• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
• Без хорошего труда нет плода.
• Терпенье и труд все перетрут.
• И швец, и жнец, и на дуде игрец.
• Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.
• Не умел шить золотом, так бей молотом.
• Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
• Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.
• Кто не работает, тот не ест.
• Была б лишь охота - наладится каждая работа.
• Маленькое дело лучше большого безделья.
• От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.
• В рабочее время - язык на засов.
• Глаза страшатся, а руки делают.
• Дело мастера боится.
• Пчела трудится - для Бога свеча пригодится.
• Встать раньше - шагнуть дальше.
• Не ленись за плужком - будешь с пирожком.
• Работа - с зубами, а лень - с языком.
• Плуг от работы блестит.
• За все браться - ничего не сделать.
• По труду и доход.
• Там счастье не диво, где трудятся не лениво.
• Без труда и отдых не сладок.
• Всякая земля хороша, если рук не жалеть.
• Всякий человек у дела познаётся.
• Кто рано встает, тому Бог дает.
• В труде рождаются герои.
• Умей дело делать, умей и позабавиться.
• Всякое уменье трудом дается.
• Доход не бывает без хлопот.
• Бог труды любит.
• Кончил дело - гуляй смело.
• Любовь к труду - у людей на виду.
• На работу с радостью, а с работы с гордостью.
• Не боги горшки обжигают.
• Делу - время, потехе - час.
• Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей.
• Поле труд любит.
• От труда здоровеют, а от лени болеют.
• Утренний час дарит золотом нас.
• Хлеб даром не даётся.
• Хозяин тот, кто трудится.
• Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
• Терпение и труд всё перетрут.
• От трудов праведных не нажить палат каменных.
• Труд кормит, а лень портит.

Формы организации трудовой деятельности на прогулке для старших дошкольников:


Цель: закреплять умение аккуратно собирать семена цветов и правильно их хранить.

4. Сбор урожая на огороде.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща, воспитывать чувство удовлетворения от собранного урожая.

5. Уборка опавших листьев.

Цель: приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.

6. Подметание дорожки на участке

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

1. Пересадка цветущих растений с участка в группу (ноготки, маргаритки).

Цели: учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки; воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки.

2. Заготовка земли для посадки рассады.

Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.

3. Уборка участка от сухих веток.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

4. Окапывание деревьев и кустарников.

Цель: воспитывать желание трудиться.

5. Сбор листьев тополя, рябины для осенних поделок.

Цель: учить аккуратно собирать и различать листья

6. Удаление сломанных веток деревьев секатором.

Цель: закреплять знания о том, что человек должен помогать растениям приготовиться к зиме.

1. Уборка опавших листьев.

Цель: приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность.

2. Подметание дорожки на участке

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

3. Заготовка и сушка листьев и растений (для гербариев и аппликаций).

Цели: закреплять названия деревьев и растений; учить правильно, собирать листья растений; воспитывать любовь к растительному миру.

4. Сбор мусора на участке.

Цели: добиваться выполнения задания общими усилиями; воспитывать взаимопомощь.

5. Рыхление песка в песочнице.

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

1. Очистка дорожки на участке младших дошкольников от снега.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь младшим по возрасту.

2. Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

3. Сбор снега для постройки горки для куклы.

Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

4. Очистка дорожек от снега.

Цели: закреплять навыки работы с лопатой;

воспитывать настойчивость, самостоятельность.

5.Строительство горки для катания.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться сообща.

6. Подкормка птиц на участке детского сада.

Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.

1. Подкормка птиц на участке детского сада.

Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.

2. Расчистка участка и дорожек от снега. Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

3Уборка мусора на участка.

Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

4. Сгребание снега в определенное место для постройки ледяных фигур.

Цель: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями.

5. Строительство горки.

Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненного труда и его результата.

6. Утепление корней деревьев и кустов снегом.

Цели: формировать положительное отношение к труду на участке; воспитывать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

Цель: воспитывать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.(февральское солнце обжигает кору деревьев, приводя к трещинам в коре).

2. Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы корням деревьев было тепло зимой.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к растениям, умение своевременно заботиться о них .

Цели: воспитывать заботливое отношение к животным.

4. Расчистка дорожек и скамеек от снега.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым в уборке участка.

5 . Ремонт горки

Цель: воспитывать трудолюбие, желание помогать другим.

6.Сбор мусора на участке.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща.

1. Уборка снега на участке.

Цель: формировать трудовые умения.

2. Подкормка птиц.

Цели: воспитывать заботливое отношение к животным.

3. Уборка обрезанных дворником веток в определенное место.

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

4. Сбор мусора на участке.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща.

5 . Заготовка талой воды для поливки комнатных растений.

Цель: воспитывать экологические представления о взаимосвязи живой и неживой природы.

6. Посыпание песком дорожек на участке.

Цели: воспитывать положительное отношение к труду ; воспитывать заботливое отношение к друзьям и взрослым.

1. Удаление поврежденных и сухих веток.

Цель: воспитывать любовь, заботливое отношение к природе.

2. Уборка мусора на участке.

Цели: учить пользоваться граблями;

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • закреплять умение трудиться в коллективе.

3. Подметание дорожки на участке.

Цель: учить работать в коллективе, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели.

4. Наведение порядка на территории.

Цели: приучать детей ухаживать за саженцами, поливать землю во-)
круг деревца; следить, чтобы дети из других групп не ломали ветки деревьев.

5. Расчистка участка от остатков снега.

Цели: приучать к чистоте и порядку на участке; воспитывать дружеские отношения.

6. Наведение порядка в огороде.

Цели: учить видеть результат своего труда;

работать в коллективе.

1 . Посадка семян гороха.

Цели: формировать навыки посадки гороха (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить); воспитывать интерес к труду.

2. Посадка цветов на клумбу.

Цели: формировать умение коллективно работать, выполнять поручения воспитателя;

закреплять знания о росте и развитии растений.

Цель: учить видеть результат своего труда.

4. Посадка картофеля.

Цель: совершенствовать навыки и умения посадки клубней картофеля в лунки.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Цель: воспитывать желание трудиться сообща, доводить начатое дело до конца

Июнь, Июль, Август

1. Подметание дорожки.

Цель: учить видеть результат своего труда.

Цель: воспитывать желание трудиться; заботливо относиться к посаженным растениям.

3.Полив и рыхление песка

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

4.Прополка и рыхление цветника.

Цель: воспитывать желание трудиться; заботливо относиться к посаженным растениям.

Автор: Кузнецова Анна Викторовна

Организация: МБДОУ г Иркутска №182

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

Труд: Соберём игрушки по окончании прогулки.

Цель: учить выполнять посильные поручения, формировать элементарные трудовые умения.

Труд: Подметание группового участка.

Цель: воспитывать стремление к труду.

Труд. Поливание песка для игры.

Цель: оказывать помощь взрослым.

Труд. Строим дорогу из песка.

Цель: учить трудиться рядом друг с другом.

Труд. Уборка в песочнице после игр.

Цель: формировать у детей умение выбирать и выполнять посильные трудовые действия.

Труд. Собираем листочки. Цель: привлекать к выполнению простейших поручений.

Труд. Соберём песок в песочницу.

Цель: привлекать к выполнению трудовых поручений

Труд. Собираем игрушки после прогулки.

Цель: воспитывать желание убирать игрушки после игр.

Труд. Соберём листочки.

Цель: воспитывать желание выполнять поручения.

Труд. Полить и вскопать песок.

Цель: учить детей оказывать посильную помощь.

Труд. Собирать палочки на участке.

Цель: привлекать детей к выполнению поручений.

Труд. Уборка инвентаря после прогулки.

Цель: учить детей принимать участие в общей работе, воспитывать трудолюбие.

Труд. Сбор семян цветов.

Цель: учить оказывать посильную помощь взрослым, формировать начала культуры труда.

Труд. Насыпь песок в песочницу.

Цель: учить выполнять поручения.

Труд. Подметаем бортики песочницы.

Цель: воспитывать желание трудиться вместе со взрослыми.

Труд. Уборка игрушек в песочнице

Цель: учить детей наводить порядок в песочнице, поощрять активность, инициативу.

Труд. Наводим порядок на участке.

Цель: учить выполнять несложные трудовые поручения, поддерживать чистоту, порядок на участке.

Труд. Подметаем дорожек. Цель: учить выполнять соответствующие трудовые действия, формировать умение пользоваться инвентарем (метелки).

Труд. Уборка в песочнице после игр.

Цель: формировать у детей умение выбирать и выполнять посильные трудовые действия, воспитывать желание трудиться.

Труд. Трудовая деятельность Уборка инвентаря после прогулки. Цель: учить детей принимать участие в общей работе, воспитывать трудолюбие.

Труд. Сметём песок с бортиков песочницы.

Цель: воспитывать желание трудиться вместе с воспитателем.

Прогулки на сентябрь

Прогулки на октябрь

Коллективный труд. Убрать мусор в корзину. Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.

Труд. Игровое упражнение. Собери листочки. Цель: учить выполнять трудовые поручения.

Труд: полить и вскопать песок.

Цель: учить детей оказывать посильную помощь.

Труд. Побуждать детей собирать игрушки после прогулки, убирать их на место.

Цель: учить выполнять трудовые поручения.

Труд. Собрать ветки на участке.

Цель: привлекать к выполнению трудовых поручений совместно с детьми старшей группы.

Труд. Соберём песок в песочницу.

Цель: привлекать детей к выполнению поручений.

Труд. Соберём игрушки по окончании прогулки. Цель: учить выполнять посильные поручения, формировать элементарные трудовые умения, воспитывать желание трудиться.

Трудовые поручения. Вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев.

Цель: привлекать к выполнению простейших поручений.

Труд. Собрать листья в определённое место. Цель: воспитывать желание трудиться вместе с воспитателем.

Труд. Сбор камней на участке.

Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.

Труд. Подмести в беседке.

Цель: приучать к труду.

Труд. Собираем листья в кучу.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым.

Коллективный труд. Убрать мусор в корзину. Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.

Труд. Подмести в беседке.

Цель: приучать к труду и получать удовольствие от совместного труда.

Труд. Уборка участка детского сада.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым

Коллективный труд Сбор семян календулы на клумбе.

Цель: воспитывать у детей желание помогать.

Труд. Предложить детям собрать крупный мусор в беседке и около неё.

Цель: приучать к труду.

Трудовые поручения Сбор сухих веток.

Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.

Собери камешки на участке.

Цель: привлекать детей к выполнению простейших поручений.

Труд. Собираем игрушки в конце прогулки. Цель: воспитывать желание следить за порядком.

Труд. Сбор опавших листьев

Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.


Прогулки на ноябрь

Труд. Собрать игрушки по окончании прогулки. Цель: воспитывать желание выполнять трудовые поручения.

Труд. Собираем листочки в ведро.

Цель: воспитывать желание трудиться вместе со взрослыми.

Труд. Подмести в беседке.

Цель: учить выполнять простейшие поручения.

Труд. Собираем веточки в одно место.

Цель: приучать к выполнению простейших поручений.

Труд. Оказание посильной помощи в уборке участка от листьев. Цель: воспитывать желание помогать.

Труд. Подметём вокруг беседки.

Цель: привлекать к выполнению поручений.

Собрать игрушки по окончании прогулки. Цель: воспитывать желание выполнять трудовые поручения.

Труд. Подметём в беседке.

Цель: и привлекать к выполнению простейших поручений

Труд. Помочь воспитателю навести порядок в игровом уголке.

Цель: воспитывать желание помогать.

Труд. Собираем камешки в ведро.

Цель: учить выполнять простейшие поручения.

Труд. Собрать игрушки по окончании прогулки. Цель: воспитывать желание выполнять трудовые поручения.

Труд. Подмести дорожку.

Цель: воспитывать желание трудиться вместе.

Трудовое поручение. Подмети бортики песочницы.

Цель: учить выполнять простейшие поручения.

Цель: воспитывать интерес к труду, учить различать количество предметов.

Труд. Подметём в беседке.

Цель: привлекать к выполнению поручений.

Труд. Поручить, детям убрать игрушки на свои места.

Цель: воспитывать желание помогать

Труд. Собираем ветки в кучу.

Цель: воспитывать желание выполнять простейшие поручения.

Труд. Предложить детям подмести дорожку. Цель: воспитывать желание выполнять поручения.

Коллективный труд Убрать мусор в корзину. Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.

Труд: Подметание группового участка. Цель: воспитывать стремление к труду.

Труд. Поливание песка для игры. Цель: оказывать помощь взрослым.

Труд. Строим дорогу из песка. Цель: учить трудиться рядом друг с другом.

Труд. Уборка в песочнице после игр. Цель: формировать у детей умение выбирать и выполнять посильные трудовые действия, воспитывать желание трудиться.

Труд. Собираем листочки. Цель: привлекать к выполнению простейших поручений.

Труд. Соберём песок в песочницу. Цель: привлекать к выполнению трудовых поручений.

Труд. Собираем игрушки после прогулки. Цель: воспитывать желание убирать игрушки после игр.

Труд. Соберём листочки. Цель: воспитывать желание выполнять поручения.

Труд. Полить и вскопать песок. Цель: учить детей оказывать посильную помощь.

Труд. Собирать палочки на участке. Цель: привлекать детей к выполнению поручений.

Труд. Уборка инвентаря после прогулки. Цель: учить детей принимать участие в общей работе, воспитывать трудолюбие.

Труд. Сбор семян цветов. Цель: учить оказывать посильную помощь взрослым, формировать начала культуры труда, воспитывать трудолюбие.

Труд. Насыпь песок в песочницу. Цель: учить выполнять поручения.

Труд. Подметаем бортики песочницы. Цель: воспитывать желание трудиться вместе со взрослыми.

Труд. Уборка игрушек в песочнице. Цель: учить детей наводить порядок в песочнице, поощрять активность, инициативу.

Труд. Наводим порядок на участке. Цель: учить выполнять несложные трудовые поручения, поддерживать чистоту, порядок на участке.

Труд. Подметаем дорожек. Цель: учить выполнять соответствующие трудовые действия, формировать умение пользоваться инвентарем (метелки).

Труд. Уборка в песочнице после игр. Цель: формировать у детей умение выбирать и выполнять посильные трудовые действия, воспитывать желание трудиться.

Труд. Трудовая деятельность Уборка инвентаря после прогулки. Цель: учить детей принимать участие в общей работе, воспитывать трудолюбие.

Труд. Сметём песок с бортиков песочницы. Цель: воспитывать желание трудиться вместе с воспитателем.

Труд. Собираем игрушки после прогулки. Цель: воспитывать желание убирать игрушки после игр.

Октябрь

Коллективный труд. Убрать мусор в корзину. Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.

Труд. Игровое упражнение. Собери листочки. Цель: учить выполнять трудовые поручения.

Труд: полить и вскопать песок. Цель: учить детей оказывать посильную помощь.

Труд. Побуждать детей собирать игрушки после прогулки, убирать их на место. Цель: учить выполнять трудовые поручения.

Труд. Собрать ветки на участке. Цель: привлекать к выполнению трудовых поручений совместно с детьми старшей группы.

Труд. Соберём песок в песочницу. Цель: привлекать детей к выполнению поручений.

Труд. Соберём игрушки по окончании прогулки. Цель: учить выполнять посильные поручения, формировать элементарные трудовые умения, воспитывать желание трудиться.

Трудовые поручения. Вместе с детьми обрезать сломанные веточки у деревьев. Цель: привлекать к выполнению простейших поручений.

Труд. Собрать листья в определённое место. Цель: воспитывать желание трудиться вместе с воспитателем.

Труд. Сбор камней на участке. Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.

Труд. Подмести в беседке. Цель: приучать к труду.

Труд. Собираем листья в кучу. Цель: воспитывать желание помогать взрослым.

Коллективный труд. Убрать мусор в корзину. Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.

Труд. Подмести в беседке. Цель: приучать к труду и получать удовольствие от совместного труда.

Труд. Уборка участка детского сада. Цель: воспитывать желание помогать взрослым

Коллективный труд Сбор семян календулы на клумбе. Цель: воспитывать у детей желание помогать.

Труд. Предложить детям собрать крупный мусор в беседке и около неё. Цель: приучать к труду.

Трудовые поручения Сбор сухих веток. Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.

Собери камешки на участке. Цель: привлекать детей к выполнению простейших поручений.

Труд. Собираем игрушки в конце прогулки. Цель: воспитывать желание следить за порядком.

Труд. Прополка клумб от сорняков. Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.

Ноябрь

Труд. Собрать игрушки по окончании прогулки. Цель: воспитывать желание выполнять трудовые поручения.

Труд. Собираем листочки в ведро. Цель: воспитывать желание трудиться вместе со взрослыми.

Труд. Подмести в беседке. Цель: учить выполнять простейшие поручения.

Труд. Собираем веточки в одно место. Цель: приучать к выполнению простейших поручений.

Труд. Оказание посильной помощи в уборке участка от листьев. Цель: воспитывать желание помогать.

Труд. Подметём вокруг беседки. Цель: привлекать к выполнению поручений.

Собрать игрушки по окончании прогулки. Цель: воспитывать желание выполнять трудовые поручения.

Труд. Подметём в беседке. Цель: и привлекать к выполнению простейших поручений

Труд. Помочь воспитателю навести порядок в игровом уголке. Цель: воспитывать желание помогать.

Труд. Собираем камешки в ведро. Цель: учить выполнять простейшие поручения.

Труд. Собрать игрушки по окончании прогулки. Цель: воспитывать желание выполнять трудовые поручения.

Труд. Подмести дорожку. Цель: воспитывать желание трудиться вместе.

Трудовое поручение. Подмети бортики песочницы. Цель: учить выполнять простейшие поручения.

Труд. Подметём в беседке. Цель: привлекать к выполнению поручений.

Труд. Поручить, детям убрать игрушки на свои места. Цель: воспитывать желание помогать.

Труд. Собираем ветки в кучу. Цель: воспитывать желание выполнять простейшие поручения.

Труд. Предложить детям подмести дорожку. Цель: воспитывать желание выполнять поручения.

Коллективный труд Убрать мусор в корзину. Цель: воспитывать у детей желание помогать взрослым.

Труд. Соберём камешки на участке. Цель: учить выполнять простейшие поручения

Декабрь

Труд. Подметаем дорожку. Цель: воспитывать желание трудиться вместе.

Труд. Развешивание кормушек. Цель: воспитывать желание трудиться вместе с воспитателем.

Труд. Собираем игрушки по окончании прогулки. Цель: учить трудиться всем вместе.

Труд. Насыпать корм в кормушки. Цель: воспитывать бережное отношение к птицам

Труд. Подметаем в беседке. Цель: привлекать детей к выполнению простейших поручений.

Труд. Собираем ветки в кучу. Цель: воспитывать желание трудиться всем вместе.

Труд. Кормление птиц. Цель: воспитывать желание заботиться о птицах.

Соберём песок в песочницу. Цель: привлекать детей к выполнению поручений.

Труд. Подмести дорожки. Цель: воспитывать желание помогать взрослым.

Труд. Собираем игрушки. Цель: учить без напоминания взрослого собирать игрушки после прогулки.

Труд. Подметём в беседке. Цель: привлекать к выполнению простейших поручений.

Труд. Собираем ветки в кучу. Цель: воспитывать желание трудиться всем вместе.

Собираем игрушки по окончании прогулки. Цель: учить трудиться всем вместе.

Труд. Уборка на участке. Цель: формировать у детей соответствующие трудовые навыки, осознанное отношение к порядку. Поощрять желание трудиться, учить радоваться достигнутым результатам.

Труд. Поливание песка для игры. Цели: оказывать помощь взрослым.

Труд. Упражнять в подметание дорожки, ведущей к участку. Цель: учить правильно, пользоваться вениками, лопатками

Труд. Собираем игрушки по окончании прогулки. Цель: учить трудиться всем вместе.

Труд. Подметаем дорожку. Цель: воспитывать желание трудиться вместе

Трудовые поручения: кормление птиц. Цель: формировать у детей умение наблюдать за поведением птиц

Труд. Собираем игрушки по окончании прогулки. Цель учить трудиться всем вместе.

Труд. Подмети дорожку. Цель: учить трудиться вместе со старшими дошкольниками.

Труд. Уборка на участке. Цель: формировать у детей соответствующие трудовые навыки, осознанное отношение к порядку. Поощрять желание трудиться, учить радоваться достигнутым результатам.

Январь

Труд. Принимать посильное участие в труде взрослых на участке, подмести дорожки, собирать игрушки после окончания прогулки. Цели: оказывать помощь взрослым

Труд. Подкормка птиц на участке детского сада. Цель: воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.

Труд. Собрать мусор на участке. Цель: учить работать сообща.

Труд. Поливание песка для игры. Цели: оказывать помощь взрослым.

Труд. Подмести дорожки. Цель: выполнение поручений.

Труд. Уборка территории. Цель: учить правильно, пользоваться веничками

Труд. Кормление птиц. Цели: воспитывать желание ухаживать за животными.

Труд. Собираем игрушки по окончании прогулки. Цель: учиться трудиться сообща.

Труд. Насыпать корм в кормушки для птиц. Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам.

Труд. Сбор камней на участке. Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.

Труд. Подкормка птиц на участке. Цель: воспитывать бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.

Труд. Поливание песка для игры. Цель: оказывать помощь взрослым.

Труд. Подмести в беседке. Цель: выполнение поручений.

Труд. Кормление птиц. Цель: воспитывать желание помогать птицам зимой.

Труд. Сбор опавших листьев вокруг деревьев, уход за поломанными ветками.

Цели: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений.

Труд. Собираем игрушки по окончании прогулки. Цель: учиться трудиться сообща и следить за порядком на участке.

Февраль

Труд. Подмести в беседке. Цель: привлекать к выполнению трудовых поручений

Труд. Подметём дорожку. Цель: учить выполнять простейшие поручения.

Труд. Поливание песка для игры. Цели: оказывать посильную помощь взрослым.

Труд. Кормление птиц. Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам.

Труд. Подметание веничками дорожек на участке. Цель: учить правильно, пользоваться веничками, доводить начатое до конца.

Труд. Подметём в беседке. Цель: воспитывать желание трудиться.

Труд. Собрать мусор на участке. Цель: поддерживать желание детей помогать взрослым.

Труд. Собрать песок в песочницу. Цель: продолжать воспитывать желание участвовать в труде.

Труд. Кормление птиц. Цель: привлекать детей к кормлению птиц, воспитывать заботливое отношение к пернатым.

Труд. Собрать на участке сухие веточки. Цель: привлекать к выполнению трудовых поручений.

Труд. Собирать игрушки по окончании прогулки. Цель: учиться трудиться сообща и следить за порядком на участке.

Труд. Подмести в беседке. Цель: привлекать к выполнению трудовых поручений

Труд. Поливание песка для игры. Цели: оказывать помощь взрослым.

Труд. Подмести вокруг беседки. Цель: воспитывать желание трудиться вместе.

Труд. Собираем игрушки по окончании прогулки. Цель: следить за порядком на участке.

Труд. Кормление птиц. Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам

Труд. Уборка на участке. Цель: воспитывать желание оказывать посильную помощь взрослым.

Труд. Подмести в беседке. Цель: воспитывать желание содержать беседку в чистоте и привлекать к выполнению трудовых поручений

Труд. Собираем игрушки после прогулки. Цель: приучать собирать игрушки по окончании прогулки

Март

Труд. Соберём веточки на участке. Цель: привлекать к выполнению простейших поручений.

Труд. Подмести в беседке. Цель: привлекать к выполнению трудовых поручений и следить за порядком.

Труд. Поливание песка для игры. Цель: оказывать помощь взрослым.

Труд. Подметём дорожку. Цель: привлекать к выполнению поручений.

Труд. Кормление птиц. Цель: учить заботиться о птицах.

Труд. Подвоз песка в песочницу на грузовых игрушечных машинах. Цель: помочь взрослым в наполнении песочницы

Труд. Труд. Уборка территории. Цель: учить правильно, пользоваться веничками.

Труд. Собираем игрушки по окончании прогулки. Цель: учить трудиться всем вместе.

Трудовые навыки: очищать игрушки от песка и убирать на место после прогулки; учить подметать дорожки собирать мусор и др. Цель: формировать ответственность за порученное дело, доводить начатое до конца.

Труд. Соберём веточки на участке. Цель: привлекать к выполнению простейших поручений.

Труд. Кормление птиц. Цель: продолжать воспитывать желание заботиться о птицах.

Труд. Уборка территории от мусора. Цель: учить трудиться всем вместе.

Труд. Подмести вокруг беседки. Цель: воспитывать желание трудиться вместе.

Труд. Уборка участка. Цель: учить детей распределять фронт работ между собой, формировать желание трудиться, учить радоваться результатам своего труда, общей работы

Труд. Собираем игрушки по окончании прогулки. Цель: учить трудиться всем вместе.

Труд. Подмести песок с бортиков песочницы. Цель: воспитывать желание трудиться.

Труд. Собрать песок в песочницу. Цель: воспитывать желание принимать участие в посильном труде.

Апрель

Труд. Наведение порядка на территории. Цель: приучать детей соблюдать чистоту на участке.

Труд. Подметём в беседке. Цель: выполнение простейших поручений.

Труд. Уберём ветки на участке. Цель: поддерживать желание помогать взрослым.

Труд. Собрать мусор на участке. Цель: поддерживать желание детей помогать взрослым.

Труд. Собираем веточки. Цель: воспитывать желание выполнять поручения.

Труд. Подмести в беседке. Цель: воспитывать желание поддерживать чистоту в беседке.

Труд. Соберём палочки. Цель: выполнение поручений.

Труд: Уборка мусора на участке. Цель: учить работать в коллективе, добиваться выполнения общими усилиями поставленной цели.

Труд. Собирать игрушки на участке в конце прогулки. Цель: развивать у детей желание помочь воспитателю.

Труд. Сбор веточек. Цель: привлекать детей к совместному труду.

Труд. Собираем камешки на участке. Цель: привлекать к выполнению поручений.

Труд. Кормление птиц. Цель: поддерживать желание детей заботиться о птицах.

Труд. Подметём центральную дорожку. Цель: воспитывать желание поддерживать порядок на территории детского сада.

Труд. Собираем игрушки по окончании прогулки. Цель: учить трудиться всем вместе.

Труд. Строим домик из песка. Цель: привлекать к совместному строительству.

Труд. Подмести центральную дорожку. Цель: привлекать к выполнению поручений.

Труд. Собираем веточки. Цель: привлекать к участию в совместном труде.

Труд. Собирать игрушки на участке в конце прогулки. Цель: развивать у детей желание помочь воспитателю.

Труд. Собираем мусор на участке. Цель: привлекать к выполнению поручений.

Труд: Подметание веранды веничками. Цель: формировать стремление к коллективной деятельности.

Май

Труд. Сбор игрушек после прогулки. Цель: привлекать к совместному труду.

Труд. Подметём бортики песочницы. Цель: выполнение поручений.

Труд. Строим гараж из песка. Цель: учить трудиться вместе.

Труд. Подметём в беседке. Цель: воспитывать желание трудиться.

Труд. Поливание песка для игры. Цель: оказывать помощь взрослым.

Труд. Сбор камешков на участке. Цель: воспитывать желание выполнять поручения.

Труд. Рыхление почвы на клумбе. Цель: привлекать к труду.

Труд. Подметём в беседке. Цель: выполнение поручений.

Труд. Строительство автодороги из песка. Цель: привлекать к труду.

Труд. Рыхление земли в огороде. Цель: подготовка огорода к посадке картофеля.

Труд. Помощь в посеве цветов. Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.

Труд. Полив цветов на клумбе. Цель: привлекать к выполнению поручений.

Труд. Собираем камешки на участке. Цель: выполнение поручений. С помощью камешков выложить различные фигуры в песочнице.

Труд. Сбор игрушек после прогулки. Цель: привлекать к совместному труду.

Труд. Помощь взрослым в наполнении песочницы песком. Цель: воспитывать желание помогать.

Труд. Помощь в поливе клумбы. Цель: воспитывать желание помогать.

Труд. Сбор мусора на участке. Цель: воспитывать желание выполнять поручения.

Труд. Сбор игрушек после прогулки. Цель: привлекать к совместному труду.

Труд. Прополка цветочной клумбы. Цель: формировать интерес к труду.

Фотоотчёт о трудовой деятельности младшей группы на огороде в детском саду

Фотоотчёт о трудовой деятельности младшей группы на огороде в детском саду Огород в детском саду предоставляет замечательную возможность детям наблюдать за развитием растений, запомнить их названия и признаки внешнего.

Фотоотчёт о трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста

Фотоотчёт о трудовой деятельности на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивейшая пора! Каждую осень мы с ребятишками ждём моменты листопадов. В этом году осень нам порадовала солнечными деньками, на.

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста

Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников во второй группе раннего возраста Организация работы по развитию навыков трудовой деятельности младших дошкольников. 2я группа раннего возраста. Труд становится великим воспитателем,.

Перспективное планирование трудовой деятельности младшей группы I квартал Самообслуживание Соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки. Знать свое полотенце и пользоваться.

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе трудового воспитания решаются следующие задачи:

§ Прививается любовь к природе, бережное к ней отношение;

§ Прививается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней;

§ Укрепляются социальные взаимоотношения со сверстниками, взрослыми;

§ Расширяется кругозор детей (свойства и качества объектов, взаимосвязи в природе, знания о растениях и животных);

§ Развитие интеллектуальных умений (подбор инструментов, намечать последовательность действий, распределять их по времени, оценивать результаты труда);

§ Развитие сенсорного восприятия;

§ Уважение к людям труда;

§ Удовлетворение эстетических потребностей.

Педагогические и гигиенические требования к организации труда в природе на прогулке

Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям:

§ Организация разнообразного по содержанию труда (уход за растениями, труд на участке, в цветнике, на огороде). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

§ Формирование практических навыков и умений в единстве с познавательными способностями (при работе на цветнике воспитатель закрепляет умение узнавать, называть растения, их части; вспоминается процесс посадки растений).

§ Осознанность труда (раскрытие перед ребенком цели, результата, способов его достижения).

§ Усложнение трудовой деятельности. Усложнение навыков ухода за растениями, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, умение планировать.

§ Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

§ Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления, иначе у него возникнет отрицательное отношение к трудовым заданиям.

По длительности труд на прогулки:

Младшие дошкольники – 5-7 мин.

Средние – 10-15 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда

Старшие дошкольники – 15-20 мин. с небольшим перерывом в зависимости от характера труда.

На прогулках, предполагающих выполнение трудовых действий, важно формировать у дошкольников понимание, что труд в природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости труда, воспитывает желание участвовать в работах по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории.
На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех.

Труд на прогулке способствует расширению кругозора детей дошкольного возраста. Выполнение соответствующих заданий требует сочетания как умственных, так и волевых усилий.

Труд дошкольников на прогулке создает благоприятную среду для их физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему, доставляет им удовольствие и радость. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными.

Формами организации труда детей являются:

Индивидуальные трудовые поручения;

Работа в группах;

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы; показ и объяснение всего задания – последовательные этапы. При этом у дошкольников воспитываются настойчивость и привычка прилагать трудовые усилия для достижения цели, формируются навыки несложной коллективной работы.

У детей старшего дошкольного возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, поддержанию порядка на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа (например, уборка опавших листьев на прогулочном участке) будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательный момент.

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

При планировании трудовых поручений педагогу необходимо помнить о выборе оптимальной нагрузки для каждого ребенка в зависимости от его возможностей. Виды труда нужно чередовать с учетом его характера.

Детям надо разъяснить правила безопасного обращения с предметами и выполнения трудовых операций, вырабатывать у них определенные трудовые навыки.

При организации трудовой деятельности на участке следует соблюдать следующие правила безопасности:

- летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром и вечером);

-материалы, инструменты для детского труда на прогулке должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей;

-категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получение травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие;

-правильная поза детей при труде (при переноске ведерок, леечек с водой, при работе с лопатой, граблями – тело должно быть прямым). Нельзя, чтобы дети находились долго в одной позе, трудовую деятельность в этом случае следует чередовать (рыхление, прополка и подноска воды).

Содержание детского труда должно быть значимым для детей дошкольного возраста. Тогда и отношение к нему будет более ответственным. Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Памятки для детей, воспитателей и родителей
Как научить ребёнка трудиться?
1.Познакомьте ребенка с правилами:
- все, что можешь, делай сам;
- не забывай убирать за собой;
- уважай труд других людей;
- прежде, чем начать трудиться, приготовь все необходимое;
- делай все аккуратно, не торопясь;
- не отвлекайся, когда трудишься;
- правильно пользуйся орудиями труда;
- не оставляй работу незаконченной;
- если трудишься не один, работай дружно;
- если окончил дело раньше, помоги другим.

2.Ребенок полюбит труд, если:
- приобщать его к труду как можно раньше;
- трудиться вместе с ним;
- дать ему постоянное поручение;
- прививать навыки культуры труда;
- поручать работу с достаточной нагрузкой;
- показывать общественную значимость труда
- его важность и необходимость для других.

3.Нельзя:
- наказывать трудом;
- торопить ребенка в ходе трудовой деятельности;
- давать непосильные поручения;
- допускать отступления от принятых требований;
- забывать благодарить за помощь.

Прежде, чем ребенок начинает трудиться:
- сообщите цель поручения, объясните его необходимость;
- помогите приготовить орудия труда;
- напомните или, если это необходимо, покажите трудовые действия.

Пословицы о труде
Пословицы о труде помогут в трудовом воспитании детей. Собранные пословицы о труде, отражают мудрость народа, жизненный опыт многих поколений.

• Землю красит солнце, а человека — труд.
• Делу — время, а потехе — час.
• Кто не работает, тот не ест.
• Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
• В труде рождаются герои.
• Суди о человеке по его труду.
• Труд всё побеждает.
• Труд кормит, а лень портит.
• Где труд, там и счастье.
• Воля и труд, дивные всходы дают.
• Без труда жить — только небо коптить.
• Всякое дело концом хорошо.
• Маленькое дело лучше большого безделья.
• Больше дела, меньше слов.
• Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.
• Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
• Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
• Кто мало говорит, тот больше делает.
• Работай до поту, поешь в охоту.
• Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.
• Люби дело — мастером будешь.
• Слезами делу не поможешь.
• Доброе начало — половина дела.
• Недаром говорится, что дело мастера боится.
• Каков мастер, такова и работа.
• С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
• Есть терпение — будет и умение.
• Рукам работа — душе праздник.
• Кто мастер на все руки, у того нет скуки.
• Откладывай безделье, а не откладывай дело.
• Кончил дело — гуляй смело.
• Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
• Без работы день годом кажется.
• Белые ручки чужие труды любят.
• Мастерство совершенствуется трудолюбием, а утрачивается праздностью.
• Торопливость делу не помогает.
• Труд кормит, а лень портит.
• Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
• Безделье — мать всех пороков.
• Хочешь, есть калачи — не сиди на печи.
• Делаешь наспех — сделаешь на смех.
• Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
• У лодыря, что ни день, то лень.
• Труд всегда даёт, а лень берёт.
• Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
• Хочешь, есть калачи — не сиди на печи.
• Не бойся работы — пусть она тебя боится.
• Труд, труд и труд — вот три вечных сокровища.
• Слаще всех плодов — плод человеческого труда.
• Больше науки — умнее руки.
• Всякий человек на деле познаётся.
• Без работы и машина ржавеет.
• На миру и работа спорится.
• Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
• Без хорошего труда нет плода.
• Терпенье и труд все перетрут.
• И швец, и жнец, и на дуде игрец.
• Упорно трудиться - будет хлеб в закромах водиться.
• Не умел шить золотом, так бей молотом.
• Сегодняшней работы назавтра не откладывай!
• Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит.
• Кто не работает, тот не ест.
• Была б лишь охота - наладится каждая работа.
• Маленькое дело лучше большого безделья.
• От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь.
• В рабочее время - язык на засов.
• Глаза страшатся, а руки делают.
• Дело мастера боится.
• Пчела трудится - для Бога свеча пригодится.
• Встать раньше - шагнуть дальше.
• Не ленись за плужком - будешь с пирожком.
• Работа - с зубами, а лень - с языком.
• Плуг от работы блестит.
• За все браться - ничего не сделать.
• По труду и доход.
• Там счастье не диво, где трудятся не лениво.
• Без труда и отдых не сладок.
• Всякая земля хороша, если рук не жалеть.
• Всякий человек у дела познаётся.
• Кто рано встает, тому Бог дает.
• В труде рождаются герои.
• Умей дело делать, умей и позабавиться.
• Всякое уменье трудом дается.
• Доход не бывает без хлопот.
• Бог труды любит.
• Кончил дело - гуляй смело.
• Любовь к труду - у людей на виду.
• На работу с радостью, а с работы с гордостью.
• Не боги горшки обжигают.
• Делу - время, потехе - час.
• Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей.
• Поле труд любит.
• От труда здоровеют, а от лени болеют.
• Утренний час дарит золотом нас.
• Хлеб даром не даётся.
• Хозяин тот, кто трудится.
• Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
• Терпение и труд всё перетрут.
• От трудов праведных не нажить палат каменных.
• Труд кормит, а лень портит.

Формы организации трудовой деятельности на прогулке для старших дошкольников:

Читайте также: