План работы психолога с учащимися с овз в школе
Обновлено: 05.07.2024
C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы; это не только часто болеющие дети, но и дети с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, а также с гораздо более серьезными проблемами (ЗПР, аутизм, эпилепсия, ДЦП). Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении детей с особыми потребностями здоровья направлена на создание достойных условий их жизни, на реализацию предоставляемых условий их жизни, на реализацию предоставляемых им (наравне с другими детьми) прав, свобод, возможностей, обеспечивающих надежную и эффективную интеграцию в общество.
Основными целями программы являются:
формирование эффективной системы поддержки детей с ОВЗ, включающих в себя как профилактические и реабилитационные мероприятия, так и создание оптимальной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать творческий потенциал ребенка.
повышение уровня общего развития обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию когнитивной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала.
Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач :
Коррекция, развитие и компенсация нарушений в когнитивной сфере (внимание, память, восприятие, мышление, речь).
Развитие эмоционально-волевой сферы. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.
Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.
Программа опирается на следующие принципы:
- системность;
- комплексность;
- деятельностный подход;
- общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Направления психологической работы с учащимися с ОВЗ:
- диагностика (индивидуальная и групповая);
- консультирование (индивидуальное и групповое);
-коррекционно - развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся.
Работа с родителями:
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей . Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
Основная цель – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания и обучения детей с ОВЗ в семье.
Консультации по индивидуальным запросам.
Режим занятий, о сновные формы и методы реализации программы.
Занятия проходят 2 раза в неделю. Возможно как проведение индивидуальных форм работы по программе, так и занятия в малых группах, сформированных по особенностям развития.
Каждое занятие строится по определенной постоянной схеме: гимнастика, которая проводится с целью создания хорошего настроения у детей, кроме того, способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает энергетику и активность ребенка,
Основная часть , которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (внимание, мышление, память, восприятие) и 1-2 упражнения, направленных на другие психические функции. Предлагаемые упражнения разнообразны по способам выполнения, материалу (подвижные игры, задания с предметами, игрушками, работа с наглядными материалами, работа по карточкам, упражнения и др.).
Заключительная часть - подведение итогов, обратная связь.
Продолжительность занятия 20 минут.
Программа реализуется в течение учебного года. Общее количество часов в год - 54.
Ожидаемые результаты реализации программы:
положительная динамика изменений личности, поведения и деятельности ребенка в образовательном процессе;
формирование положительной самооценки у детей;
Описание разделов программы
Диагностика развития психических процессов.
Развитие внимания.
Данный раздел включает в себя игры, упражнения и задания, направленные на развитие концентрации, объема и устойчивости внимания.
Развитие мышления и речи.
Упражнения и задания данного раздела, направлены на развитие у ребенка таких мыслительных операций, как анализ, синтез, умение классифицировать, выстраивать аналогии, развитие логики, а также на активизацию и обогащение словаря ребенка.
Развитие восприятия.
Данный раздел программы направлен на развитие процесса отражения окружающей ребенка действительности, во всех ее взаимосвязях.
Развитие памяти.
Задания и упражнения данного раздела направлены на тренировку слуховой, зрительной и логической памяти.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Реализация данного раздела программы направлена на обогащение эмоциональной сферы ребенка, помощь в разделении положительных и отрицательных эмоций человека, на обучение распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.
Учебно-тематический план
№ п / п
Наименование разделов
Кол-во часов
Содержание разделов и наименование форм работы
Диагностика развития психических процессов (начало учебного года):
Диагностика уровня развития когнитивной сферы.
В соответствии с программой диагностики
Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Память.
В соответствии с программой диагностики
Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Внимание.
В соответствии с программой диагностики
Диагностика уровня развития когнитивной сферы. Речь. Восприятие.
В соответствии с программой диагностики
Диагностика уровня сформированности эмоционально-волевой сферы.
В соответствии с программой диагностики
Диагностика развития личностной сферы.
В соответствии с программой диагностики
Развитие внимания
Развитие концентрации внимания
Развитие концентрации и устойчивости внимания
Развитие умения распределять внимание
Развитие внимания и мышления
Развитие слухового внимания
Увеличение уровня распределения внимания.
Коллективное чтение с дополнительной сенсорной нагрузкой (постукивание).
Развитие мышления
Развитие мышления и речи
Сочиняем рассказ по картинкам
Сочиняем рассказ из несвязанных между собой понятий
Развитие способности к синтезу
Упражнения на поиск составных частей предметов и явлений
Развитие умения анализировать
Упражнения на определение существенных признаков явлений и предметов.
Упражнения на поиск общих признаков предметов и объединения их в группы.
Упражнения на классификацию предметов и явлений
Развитие умения действовать по образцу
Развитие умения выстраивать аналогии
Упражнения на визуальные и
Развитие ассоциативного мышления
Упражнения на выстраивание ассоциаций.
Развитие восприятия
Развитие памяти.
Развитие зрительной памяти.
Упр. и задания на работу по образцу
Работа по карточкам
Упражнения с использованием раздаточного материала
Развитие ассоциативной и логической памяти.
Упражнения на группировку предметов и явлений по смыслу.
Развитие слуховой памяти
Воспроизведение историй на слух
Развитие эмоциональной сферы
Беседа об эмоциях человека.
Аналитическая беседа о внутренних состояниях человека.
Диагностика развития психических процессов (конец года):
Соответствует диагностическим методикам, использованным в начале учебного года.
Всего часов:
Работа с родителями
В соответствии с годовым планом
работы педагога - психолога
Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования;
Выступление на родительских собраниях
Консультации по индивидуальным запросам.
Список используемой литературы.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М.: Генезис, 2012.
Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2008.
Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб., 2010.
Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И.Ю.Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.
Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Л.И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7.- Москва: МГППУ, 2011.
Лукянченко Н.В., Аликин И.А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М.: Просвещение, 2011.
Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.
Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипициной. – М,: Гуманит.изхд.центр ВЛАДОС, 2003.
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под.ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.
Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ.ред. М.М. Семаго. – М.: Айрис-Дидактика, 2004.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 г. Томска
г. Томск, 634050, пер. Юрточный, д. 8, ' 53-32-24, 53-01-18
Директор МАОУ СОШ № 12
работы педагога-психолога Маршева А.И
по работе с детьми с ОВЗ и инвалидами
на 2019-2020 учебный год
Приоритетное направление работы педагога-психолога: психологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидов, способствующее их успешности в учебной деятельности и социально-психологической адаптации.
Цель работы педагога-психолога: создание оптимальных психолого-педагогических условий, обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ОВЗ. развития обучающихся, благоприятной адаптации и социализации учащихся с ОВЗ и инвалидов.
Основные задачи работы:
· развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)
· осуществление полноценной адаптации в группе сверстников
· проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми
· оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка
· Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ
· Осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.
· Участие в деятельности ГМО по повышению профессиональной компетенции и обмену опытом.
Направления и формы работы:
1. Диагностическое – обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. ( Наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, мониторинг).
2. Консультативное – обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. (Беседа, профилактические и индивидуальные консультации).
3. Коррекционно-развивающее – обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. ( Групповые занятия, тренинги, развивающие игры и мероприятия).
4. Профилактическое – направлен на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах школьного детства.( Классные часы, лекции, родительские собрания).
5. Просветительское – направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. ( Классные часы, лекции, родительские собрания).
6. Методическая работа- формирование научно-методической базы для осуществления психологической деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса.
Цель: обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.
Задачи:
- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
- обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
- обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья для успешной социализации;
- поддерживать в решении задач личностного самоопределения и саморазвития обучающихся;
- оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
Основные направления работы педагога-психолога:
Организационно-методическая работа. Цель: создание методической базы информации, программ, рекомендаций по работе с учащимися с ОВЗ.
Диагностическая работа. Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Коррекционно-развивающая работа. Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Консультативная и просветительская работа. Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся, повысить уровень психологической культуры родителей и педагогов.
План работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ на 2019–2020 учебный год представлен в Приложении.
Цель сопровождения: Обеспечение успешной социализации, социальной адаптации, самореализации, социального благополучия, укрепления здоровья, защиты прав ученика благодаря поддержке и помощи ему в учебно-воспитательном процессе.
-помочь ребёнку в установлении нормальных отношений в обществе на основе обретения личностного смысла развития, творческого потенциала ребёнка к коммуникативности;
-помочь родителям в налаживании межличностных отношений с ребёнком в привлечении их к обнаружению личностных проблем ребёнка и проблем внутрисемейного воспитания и поиску путей их преодоления;
-помочь педагогам в психолого-педагогической диагностики с целью дальнейшего выстраивания эффективного взаимодействия педагога и ребёнка на пути его личностного развития и социальной адаптации.
Предполагаемый результат:
В процессе реализации индивидуальной программы реабилитации разовьются способности к самореализации в социуме, расширится среда общения, осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах, обеспечится формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния.
Содержание работы по направлениям сопровождения
Ответственный
Социальная реабилитация (обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения)
Составление списков детей, обучающихся на дому и детей-инвалидов, обучающихся в школе
Классный руководитель, социальный педагог
Консультирование детей и родителей по проблемам
При необходимости в течение года
Классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог
Психолого-педагогическая реабилитация (своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.)
Взаимодействие с семьей с целью ознакомления с социальным статусом и социально-бытовыми условиями, в которых проживает учащийся
Классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог
Индивидуальное консультирование педагогов-предметников (цель: индивидуально-личностный подход при работе с детьми с ОВЗ)
Консультативная помощь в плане взаимодействия по организации процесса обучения и воспитания, его коррекционной направленности, социальной адаптации ребенка:
а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида;
б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем.
При необходимости в течение года
Классный руководитель, педагог-психолог
Диагностическое обследование учащегося.
-эмоционального состояния, самооценки детей-инвалидов, детей с ОВЗ
диагностика познавательной сферы;
диагностика эмоционально-личностной сферы;
Составление программы коррекционно-психологической помощи данному ученику. Проведение коррекционных занятий работы с детьми, обучающихся на дому и детьми-инвалидами, обучающихся в школе
Подведение итогов работы с детьми, обучающихся на дому и детьми-инвалидами, обучающихся в школе за 2017-2018 учебный год
Читайте также:
- Почему ребенок дома решает а в школе получает двойки
- Какие изменения внесла июльская монархия в экономическую жизнь франции кратко
- Почему мы можем контролировать дыхательные движения кратко
- Эссе музыкального руководителя детского сада моя педагогическая философия
- Какие на ваш взгляд меры могут перевоспитать человека злоупотребляющего спиртным кратко