Эссе музыкального руководителя детского сада моя педагогическая философия

Обновлено: 05.07.2024

05.01.2016

На мой взгляд, выбранная мною профессия уникальна! Она дарит свет, учит любить, понимать, сопереживать, чувствовать, выражать, передавать свои чувства и эмоции, отношение к окружающему миру различными видами искусства.

Средствами музыки происходит становление социально-нравственной стороны будущей личности. Я стараюсь вложить в своих воспитанников основы человеколюбия, справедливости, любви и привязанности к близким людям, к родному краю, к своей Отчизне. В связи с этим, включаю в свою работу с детьми произведения соответствующей направленности, тематические музыкальные досуги, праздники, развлечения, концертные программы.

Успех работы по музыкальному развитию и воспитанию детей невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и педагогов ДОУ, труд которых направлен в первую очередь на сохранение здоровья детей. Здоровьесбережение является приоритетным направлением в работе нашего ДОУ, так как по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Наукой доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием ребенка. Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание детей. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений. Прослушивание музыкальных произведений способствует укреплению психического здоровья. В связи с этим я включаю в свою педагогическую практику инновационные методы и здоровьесберегающие технологии – подвижные музыкальные игры, динамические паузы, пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, логоритмику, музыкотерапию.

Всё это требует огромной подготовки, каждодневного эмоционального настроя, постоянного повышения самообразования. С большим интересом всегда знакомлюсь с опытом работы моих коллег, как на уровне города, региона, так и на Всероссийском уровне, стараюсь следить за новинками методических разработок в сфере музыкального воспитания и применять их в своей практике.

Мы живём в 21 веке, в веке сложном, жестоком, равнодушном. Как в нём выстоять, выжить, стать личностью с большой буквы, стать человеком, который может видеть, слышать, чувствовать, сопереживать. Как настроить душу на добро, сочувствие? Как растить и воспитывать наших детей? Ведь каждый человек уникален, у каждого есть свои способности, творческие возможности и право выбора.

Первые впечатления от музыки живут очень долго, порой всю жизнь. Отлично помню, как в детстве, меня завораживали музыкальные занятия в детском саду. Музыкальный руководитель мне виделась сказочной феей, а когда её руки касались клавиш пианино, весь мир прекращал существовать. Я погружалась в прекрасный мир музыки, фантазировала, и всё это казалось мне чудом. В семилетнем возрасте мама привела меня в музыкальную школу. Что это такое, я не знала, знала только, что буду учиться музыке. Это был новый для меня мир. Постигать его было очень не просто: каждодневный труд, гаммы, многократные повторения. Порой хотелось бросить музыкальную школу и просто побегать на улице со сверстниками.

Что же такое современный музыкальный руководитель? Музыкальный руководитель – это не просто должность, это звание, это огромная ответственность перед дошколятами, которым потом выходить в большую жизнь. Музыкант, педагог, аккомпаниатор, художественный руководитель, хореограф, сценарист, звукооператор, постановщик спектаклей и концертов, оформитель и костюмер, руководитель кружковой деятельности в одном лице - вот как бы я определила уникальность своего ремесла. Я счастлива тем, что моя профессия и мой внутренний мир - единое целое.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В. Сухомлинский

Музыкальный руководитель – это человек, который воодушевляет ребенка, вселяет в него уверенность в собственные силы, надежду на светлое будущее, помогает детям в дальнейшем добиваться успеха в своих начинаниях. Музыкальный руководитель отвечает непосредственно за нравственное воспитание внутреннего мира ребенка, он делает его насыщеннее, ярче и богаче.

В процессе музыкального и общего развития детей необходимо овладеть несколькими видами деятельности: это слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, театрализация, игра на музыкальных инструментах. Мой опыт позволяет сделать вывод о том, что работа с детьми во всех этих видах деятельности, безусловно, предполагает творчество самого педагога, без которого невозможно представить и творческое развитие детей.

Дети – наше будущее. Они всегда требуют нового, интересного, эмоционального. В наш современный век компьютеризации в детский сад приходят совсем другие малыши: современные, развитые, активные. В своей повседневной жизни они часто слышат современную музыку, которая не всегда приятна и безопасна для детского слуха. Моя задача в педагогической деятельности заключается в том, чтобы познакомить дошкольников с миром музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитывать в детях музыкальную культуру как часть общей духовной культуры помочь ребенку раскрыться, поверить в себя, в собственные силы. Разбудить в каждой детской душе художника, чтобы он смог не только видеть, но и слышать музыку окружающего мира. Я радуюсь и удивляюсь вместе с детьми, поддерживаю их в каждом новом открытии. Я стараюсь не останавливаться на достигнутых результатах, а узнавать и включать в свою педагогическую деятельность новые методы, приемы и технологии по музыкальному воспитанию детей.

Работа у меня замечательная! Дети приходят ко мне в ожидании чуда. Они растут и каждый день для них – приключение, путешествие, познание нового. А я, как настоящий волшебник, создаю для них атмосферу радости познанья.

Но мне повезло – от меня детство никуда не исчезло, а осталось со мной навсегда, потому что я работаю музыкальным руководителем в детском саду.

Я ни разу не пожалела, что сделала именно такой выбор. Еще в начале своего педагогического пути я даже не могла предположить, сколько новых способностей и неожиданных талантов раскроет во мне эта многогранная профессия. Музыкальный руководитель – это не только музыкант, педагог, руководитель, он одновременно композитор и дирижер, хореограф, сценарист и художник, звукооператор и поэт, а иногда стилист, костюмер, слесарь, электрик, швея, декоратор, скульптор и много-много еще другого. Эта профессия позволяет мне впитывать неисчерпаемую жизненную энергию, ощущать себя в постоянном поиске и движении. Музыкальный руководитель ничего не боится и всегда за любое дело берется с улыбкой.

Жить тихо и незаметно — это не про нашу профессию. Это стиль жизни. Когда уже ни дня не можешь прожить без восторженных детских глаз, которые ожидают от тебя очередного чуда. И каждый день, я, как добрая волшебница, прихожу на работу, нет, поправлюсь, в свой второй дом, чтобы творить чудеса.

В первую очередь чудеса происходят в душах детей. А моим главным инструментом по превращениям служит Музыка. Ведь только фантастическая сила музыки может заставить плакать и смеяться, размышлять и переживать, творчески мыслить.

Верю, что музыка способна воспитать в детях только светлые и добрые чувства. Главное – суметь увлечь их, повести за собой, заинтересовать.

Я всегда была убеждена, что неспособных детей (особенно в музыкальном плане) нет, есть педагоги, которые не сумели подобрать ключик к раскрытию всего богатства, заложенного в нас Богом.

Размышляя о своей профессии, я пришла к выводу, что стою у истоков строительства нашего будущего, будущего нашей страны. А реальность такова, что стране требуются личности, творчески мыслящие, стремящиеся познавать и экспериментировать, не зажатые в рамки и шаблоны.

Ребенок, приходя в детский сад, предстает перед нами в виде еще чистого, не испорченного социальными штампами листа. И моя задача с помощью музыки заполнить этот лист только положительными моментами. Но как это сделать?

В этом мне помогает орфовская педагогика. Она перевернула все мои представления о том, как следует преподносить знания. Неспроста орф-педагогика считается креативной, ведь она создает условия для детей творить свою музыку.

В основе творческого метода К. Орфа – развитие музыкальных способностей через импровизацию, свободное музицирование в сочетании с элементами пластики, хореографии, театра. Именно орф-педагогика помогла мне найти формулу нашего педагогического успеха. Она очень проста – надо всего лишь захотеть разглядеть её в детских интересах и желаниях. Чуткость маленьких детей поразительна. Иногда кажется, что они действительно лучше знают, как нужно учить и чему.

Звуки музыки на моих занятиях являются поводом для игры и фантазии. Каким образом я пытаюсь увлечь ребенка музыкой? Рецепт один: играй, танцуй и пой со мной. Со мной, обязательно со мной. На музыкальных занятиях мы всегда находимся в творческом поиске вместе с детьми. Я, конечно, наблюдаю, помогаю, но, в первую очередь, показываю им образец музыкального поведения – того поведения, которое инстинктивно демонстрируют нам сами дети, когда им не мешают это делать взрослые.

Я живу работой, своими воспитанниками, их чаяниями и надеждами, и хочу дать возможность детям быть музыкантами и творить музыку сообразно собственным интересам. Для ребенка это очень важно. И тогда в результате мы сможем воспитать личность, умеющую искренне радоваться, имеющую только положительные помыслы, совершающую благородные поступки, креативно мыслящую и творчески созидающую, искреннюю и открытую в своих чувствах.

На мой взгляд, выбранная мною профессия уникальна! Она дарит свет, учит любить, понимать, сопереживать, выражать, передавать свои чувства и эмоции, отношение к окружающему миру различными видами искусства.

Я благодарна Судьбе, что она мне подарила возможность найти в профессии любимую дорогу. Благодарю ее и за то, что я смогла заглянуть в одну из великих тайн – Музыку и, прикоснувшись к ней, поймать несколько солнечных лучиков, осветивших всю мою жизнь.

Еще раз утверждаю, что профессия музыкального руководителя — лучшая на свете! Она соединяет два самых больших чуда во вселенной — Детей и Музыку!


Рубрика документы музыкального руководителя

Читайте также: