Что такое занятие в доу определение по фгос

Обновлено: 03.07.2024

Занятие - форма организации в детском саду. Сейчас это заменено другим - образовательная деятельность. Подготовка воспитателя к ОД (занятию).
Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов:
❖ Планирование занятий;
❖ Подготовка оборудования;
❖ Подготовка детей к занятию.
Планирование занятий:
- Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия.
- Составить план – конспект, который включает в себя:
✓ программное содержание (образовательные, развивающие, воспитательные задачи);
✓ оборудование;
✓ Предварительную (и индивидуальную) работу с детьми (если необходимо);
✓ Ход занятия и методические приёмы.

Подготовка оборудования:
Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т.д.
Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).
При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать самый короткий и безопасный маршрут.

Подготовка детей к занятиям:
Создание интереса к предстоящей работе.
Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие.
Организация работы дежурных по подготовке к занятию.

2. Структура ОД (занятия).
Занятие включает в себя три этапа:

❖ Организация детей;
❖ Основная часть занятия (вводная, основная, заключительная части);
❖ Окончание занятия.

Организация детей:
✓ Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);
✓ Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).

Памятка! Указывается размещение столов, оборудования, посадки и размещения детей (при необходимости помещается план размещения). Если размещение детей в разных частях занятия меняется, описывается каким образом, осуществляется переход от одной части занятия к другой.

Памятка! Ход занятия пишется в прямой речи. Обязательно пишутся все слова, которые воспитатель будет говорить, предполагаемые ответы детей, обобщения воспитателя. Если по ходу занятия воспитателю нужно выполнять какие-то действия, это указывается в конспекте.

Виды занятий:
➢ Комбинированное занятие
В процессе проведения занятия сочетается несколько видов деятельности (игровая, изобразительная, музыкальная и т.д.) и используются методы и приемы из разных педагогических методик (методика развития речи, методика развития ИЗО, методика музыкального воспитания и т.д.).
➢ Тематическое занятие (Занятие посвящено конкретной теме)
➢ Комплексное занятие
Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности.
Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например: прежде чем нарисовать букет для мамы, дети поют песню о маме, на празднике 8 марта, читают стихотворения.

➢ Интегрированное занятие
Занятие, включающее разнообразные виды детской деятельности, объединенные каким-либо тематическим содержанием. Оно может состоять из двух-трех классических занятий, реализующих разделы образовательной программы, объединенных одной темой, или взаимосвязанных и взаимопроникающих видов детской деятельности, где тематическое содержание выступает в роли главного. Предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.

✓ Занятие – сказка.
Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой.

✓ Занятие – путешествие.
Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети.

✓ Занятие – эксперимент.
Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.

✓ Занятие – рисунки - сочинения.
Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.

Различие комплексного и интегрированного занятия
Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности.

Например: прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи.

Интегрированные занятия предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы.

С введением ФГОС к содержанию дошкольного образования меняется подход к организации и проведению организованной образовательной деятельности с детьми.

ВложениеРазмер
Консультация 22.66 КБ
Презентация к консультации 1.8 МБ

Предварительный просмотр:

Требования к проведению занятий согласно ФГОС

С введением ФГОС к содержанию дошкольного образования меняется подход к организации и проведению организованной образовательной деятельности с детьми.

До сих пор некоторые педагоги не умеют правильно написать конспект, организовать и провести ООД. Это связано с тем, что прежняя модель проведения занятий существовала долго, и мы к ней привыкли.

Это происходит потому, что педагоги не совсем понимают суть совместной деятельности педагога с детьми, не видят, чем организованная образовательная деятельность отличается от занятия.

Во-первых, ООД реализуется через организацию различных видов детской деятельности:

  • игровая,
  • познавательно-исследовательская,
  • коммуникативная,
  • восприятие художественной литературы и фольклора,
  • конструирование из разных материалов,
  • изобразительная,
  • двигательная,
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд.

или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Как же правильно всё организовать? Если раньше была позиция - учебная деятельность и игра, то сегодня - игра и другие виды детской деятельности. Решать поставленные цели и задачи теперь нам предлагается в совместной деятельности взрослого и детей (ООД и режимные моменты) и самостоятельной деятельности детей. Необходимо отказаться от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. А это требует обращения педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли им, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались.

Для этого необходимо использовать: игровые приёмы, частую смену видов деятельности, разнообразные игровые задания, которые позволяют создавать положительный эмоциональный фон, атмосферу непринужденности, добиваться поставленных целей. И именно для этого делают акцент на интеграцию образовательных областей.

Если раньше на занятии главной целью было освоение знаний, умений, навыков (ЗУН), то теперь основная цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. Основная деятельность реализуется через детские виды деятельности.

Во-вторых, должна измениться суть позиции педагога по отношению к детям.

Необходимо изменить стиль поведения взрослого (педагога): от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному, партнёрскому. Необходимо помнить основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения), а чтобы этого достичь, нужно максимально заинтересовать детей (мотивация);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Партнерская позиция педагога способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению цели, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Основные формы работы с детьми при организации ООД – рассматривание, наблюдения, экспериментирование, исследования, коллекционирование, реализация проектов, мастерская и т.д. Здесь процесс усвоения детьми новых знаний является более эффективным, потому что опирается на личный опыт ребенка и зону его интересов. Нельзя обязать ребёнка понять что-либо, его нужно заинтересовать. Поэтому задача педагога так построить ООД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность учебной деятельностью.

В-третьих, необходимо обновление структуры ООД.

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.

Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.

Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.

Воспитателям следует осознать, что дети, как и взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относятся. Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне, взаимодействие должно быть естественным и непринужденным.

Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.

С 2014 года все дошкольные учреждения перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). В документе прописано, какие формы и виды занятий в ДОУ должны быть включены в образовательный процесс. Подобраны они не просто так, а в соответствии с возрастными, психологическими и индивидуальными особенностями детей. После окончания детского сада дошкольник должен соответствовать портрету выпускника ДОУ (он тоже указан во ФГОС).

Виды занятий в доу

Основы образования

ФГОС предполагает постоянное взаимодействие воспитателя и детей, активную вовлеченность обеих сторон. Программа обучения составляется дошкольным учреждением, но ФГОС выдвигает требования к ее разработке. Например, призывает учитывать индивидуальные возможности и стремления каждого ученика, уважительно относиться ко всем участникам образовательного процесса, поддерживать дух сотрудничества.

Образование по ФГОС обеспечивает всестороннее развитие личности, а в частности:

  • физическое;
  • личностное;
  • эстетическое;
  • нравственное;
  • речевое;
  • познавательное.

Эстетическое образование

Личностное развитие предполагает работу над мотивацией, социализацией. Эстетическое подразумевает выработку художественных навыков и вкуса. Речевое прежде всего направлено на развитие коммуникативных навыков.

Приемы и методы обучения

Приемы и методы обучения в ДОУ по ФГОС зависят от возраста воспитанников. У всех дошкольников ведущая деятельность игровая, но игры бывают разными.

Развитие детей раннего дошкольного возраста

Так, для развития детей раннего дошкольного возраста показаны физические упражнения, занятия с разбирающимися игрушками, манипуляции с бытовыми предметами, эксперименты с веществами. Конечно, все это происходит под надзором воспитателя.

У старших дошкольников предметно-манипулятивная игра сменяется на сюжетно-ролевую. В таких играх они осваивают социальные роли, нормы поведения. Педагог должен позаботиться о том, чтобы игры носили исследовательский характер. Играя, дети осваивают навыки самообслуживания и бытового труда.

У старших дошкольников проводятся уроки речи, истории, фольклора, литературы, искусства (анализ музыкальных произведений, поэм и стихов, организация мероприятий). Занятия должны развивать тягу дошкольника к познанию и труду, подготавливать к самообразованию и саморазвитию в будущем.

Условия и способы

При выборе способа организации занятий нужно учитывать возрастные особенности детей, уровень их подготовки, квалификацию и профессионализм педагога. А также важно следить за безопасностью окружающей среды и за разнообразием оборудования, игрушек.

Используются такие методы обучения по ФГОС в детском саду, как:

Фронтальный урок.

  1. Фронтальный урок. Подходит для больших групп и физической деятельности. Педагог находится лицом ко всем детям, а они синхронно повторяют какое-либо действие. При этом сохраняется взаимодействие воспитателя и детей, соблюдается условие индивидуального подхода.
  2. Индивидуальное занятие. Это тоже форма группового занятия, но задание дети выполняют не одновременно, а по очереди. Пока один делает, другие наблюдают и анализируют. Рекомендуется использовать этот формат в старших группах.
  3. Поточное. Все дети включены в процесс выполнения задания, меняется только оборудование, условия и само задание. При такой форме урока педагогу сложно проследить за правильностью выполнения задачи у каждого воспитанника.
  4. Групповое. Дети делятся на группы, выполняют задание, после чего меняются задачами. Такая форма способствует развитию чувства ответственности, коллективизма. Но недостаток в том, что педагог не может следить за активностью каждого ученика.

Непосредственная образовательная деятельность тоже делится на подвиды. В классификации их четыре: комбинированная, интегрированная, комплексная, нетрадиционная деятельность. Каждый из способов организации образовательного процесса имеют свои особенности:

Комбинированные занятия

  1. Комбинированные занятия состоят сразу из нескольких видов деятельности: музыкальной, игровой, изобразительной и т. д.
  2. Интегрированные уроки раскрывают только одну тему, но разными средствами. На усвоение одной деятельности, раскрытие одной темы может уйти несколько занятий.
  3. Комплексные уроки посвящены одному виду деятельности и закреплению уже имеющихся знаний и навыков по одной теме. Используется много дидактического, демонстрационного материала.
  4. Нетрадиционная форма проведения занятий предполагает обсуждение одной темы, развитие одного вида деятельности, но в нестандартной форме: соревнование, викторина, конкурс, виртуальная экскурсия.

Существенный вклад в организацию занятий вносят современные компьютерные технологии. Можно организовать виртуальное путешествие, показать фильм или красочную презентацию. Акцент в обучении ставится на неразрывность теории и практики, вовлеченность ребенка в процесс, активное взаимодействие с окружающим миром.

Виды занятий в ДОУ по ФГОС

ФГОС не исключил классические уроки, где учитель излагает и объясняет материал, дает задание, которые дети выполняют, а после подводит итоги. Но кроме этого вида занятий, в программе обязательно должны присутствовать инновационные виды занятий:

Экскурсия с детьми

Постановки с детьми

Исследование, или проблемный урок.

Проекты для детей

Структура урока

В задачи педагога входит не только проведение занятий, но и тщательная подготовка к ним. Он должен спланировать ход занятия, выбрать и подготовить необходимое оборудование, подготовить детей. Для этого составляется план-конспект урока. Что нужно сделать:

  • выбрать формы организации детской деятельности и программные задачи;
  • выбрать методы и приемы проведения урока;
  • подобрать оборудование, дидактические материалы, образцы;
  • провести инструктаж и информирование детей (если необходимо);
  • продумать ход занятия.

Структура урока

Например, если планируется экскурсия, то педагог должен выбрать самый короткий и безопасный маршрут, заранее сходить в выбранное место, определить предметы для обсуждения. Если планируется использовать какие-то приборы, то нужно убедиться в их исправности.

Структура урока включает в себя три части:

Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия,

  1. Подготовка, организационный этап. Педагог должен оценить состояние детей, их собранность и внимательность. На этом же этапе создается мотивация и интерес к занятию.
  2. Основная часть. Включает в себя постановку проблемы и учебной задачи, объяснение и демонстрацию материала, поиск решения, закрепление знаний и навыков.
  3. Заключение. Педагог вместе с детьми подводит итоги занятия, анализирует успехи, сравнивает результаты, рассказывает о том, что будет обсуждаться на следующем занятии.

В заключение педагог проводит самоанализ, оценивает, удалось ли решить поставленную им педагогическую задачу. Образовательные задачи бывают трех типов: усвоение знаний, умений и навыков (ЗУН), закрепление ЗУН, творческое применение ЗУН на практике. А также каждое занятие должно решать три главные задачи образовательного процесса в ДОУ: воспитывать, обучать, развивать.

Дети с педагогом рисуют за столом

Работа педагога детского сада предполагает постоянную вовлечённость в педагогическое творчество, сотрудничество с маленькими воспитанниками и их родителями, с коллегами. Иными словами, воспитатель осуществляет учебно-воспитательный процесс посредством организации образовательной активности, в частности общеобразовательных занятий с детьми. Для педагогически грамотного осуществления этой работы необходимо чётко представлять себе методические нюансы процесса.

Занятие в контексте образовательной деятельности в ДОУ

Образовательная деятельность — это формы работы педагога с детьми, их родителями, а также с другими педагогами, направленные на реализацию целей и задач дошкольного образования. В методической литературе выделяется три формы образовательной деятельности:

  • непосредственная образовательная деятельность — организованное взаимодействие с детьми, направленное на обучение, развитие и воспитание малышей посредством обогащения их познавательной сферы;
  • внеучебная образовательная деятельность — организованное взаимодействие с детьми и их родителями, направленное на обогащение познавательного опыта малышей, развлечение и создание положительной эмоциональной атмосферы в коллективе (утренники, досуговые мероприятия);
  • образовательная деятельность в режимных моментах — форма образовательной деятельности, подразумевающая расширение бытового опыта малышей, воспитание дисциплинированности и развитие способности организовывать свою деятельность (например, во второй младшей группе дети учатся самостоятельно одеваться на улицу, организуя порядок расположения вещей в шкафчике).

Педагог показывает малышам в масках-шапочках картинки

Образовательная деятельность предполагает тесное взаимодействие педагога с детьми и их родителями, а также с коллегами по ДОУ

Занятие — это форма реализации НОД, которая, являясь структурообразующей единицей учебно-воспитательного процесса, реализует определённую часть учебной программы. То есть занятие — это и форма обучения, и временной отрезок, за который решаются определённые обучающие, развивающие и воспитательные цели. Эти цели вне зависимости (!) от программы, по которой работает детский сад, определены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), являются общими для всех детских садов и устанавливают общий уровень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дошкольники. Поэтому занятия в ДОУ называются общеобразовательными (!). Они имеют определённые цели и задачи в зависимости от возраста малышей и образовательной области, которая задействуется:

Важно помнить, что миссия общеобразовательного занятия в разных группах носит преемственный характер.

Дети на музыкальном занятии

Занятие — это форма реализации НОД

Таблица: основные цели и задачи общеобразовательных занятий в детском саду

Виды занятий

Существует несколько подходов к составлению классификации уроков в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Педагог показывает картину детям

Вне зависимости от вида занятия, на уроке решается триединая цель: обучающая, развивающая и воспитательная

Таблица: классификация видов занятий в детском саду

Это интересно. Занятия любого вида могут быть тематическими, на которых одна тема рассматривается в рамках разных образовательных направлений. Так, в преддверии Дня космонавтики по разным образовательным областям проводятся занятия, посвящённые этому празднику, например, по ФЭМП.

Читайте также: