План исследовательской деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.

«Лепим колобки"

Цель: познакомить детей со свойствами песка. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: различные формочки округлой формы, песок.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами влажного песка. Развивать

ориентировку в пространстве.

Оборудование: влажный песок, игрушки .

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.

Оборудование: песок, вода, лопаточки, ведерки, формочки.

Цель: выявлять свойства воды. Что она имеет вес, прозрачная, льется (нырки, буруны, соберем водичку).

Оборудование: одинаковые емкости с крышками, набор мелких цветных предметов.

Цель: Познакомить детей со свойствами воды и воздуха. Развивать любознательность. Воспитывать самостоятельность.

Оборудование: таз с водой маленькие мячи, резиновые надувные игрушки.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды. Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать навыки самостоятельности. Воспитывать желание соблюдать гигиену.

Оборудование: таз с водой, мыло или мыльный раствор

4 – я неделя

Цель: продолжать выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус).

(волшебные краски, разноцветные шарики).

Оборудование: емкости с водой, гуашевая краска, кофе, сахар.

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты.

(игра с соломинкой, игра с воздушными шариками).

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды и воздуха. Развивать чувство любопытства. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: таз с водой, резиновые игрушки, резиновая груша

Цель: продолжать знакомить людей со свойствами воздуха. Уточнить знания детей о том, что воздух необходим для жизни людей и животных.

Оборудование: воздушные шары

Цель: обнаружить воздух.

Оборудование: большая емкость с водой, модель судна парусника. ( Выдувание мыльных пузырей).

Цель: познакомить детей со свойствами мокрого и рассыпчатого снега. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к познавательной деятельности.

Цель: различные формочки.

Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как снег при нагревании превращается в воду и наоборот.

( цветные льдинки, снежный городок).

Цель: познакомить детей с элементарными свойствами снега: холодный, состоит из снежинок; в тепле тает, превращается в воду. Со снегом можно играть.

Содержание и оборудование: научить детей полу­чать четкие следы на снегу. Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на сне­гу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры. Закрепить свойства сухого и мокрого снега (ледяная горка).

Температура (теплота)

Цель: научить на ощупь определять температуру воды, предметов.

Оборудование: емкости (пластиковые бутылки) с водой, находящиеся на солнце и в тени; предметы, лежащие под лучами солнца и в тени.

Цель: познакомить детей с превращением снега в воду в тёплом помещении. Развивать чувство любопытства. Воспитывать желание выполнять трудовое поручение.

Оборудование: ведёрки, лопатки.

Цель: продолжать знакомить детей с температурой. Учить сравнивать разные температуры (холодный, теплый, горячий). Развивать любопытство. (Сравниваем, где быстрее высохнет платочек: на батарее, в раздевалке, на улице, в шкафу.)

Оборудование: влажные платочки.

Цель: продолжать учить определять температуру жидких веществ и твердых предметов (металлические – холоднее, деревянные - теплее).

Оборудование: емкости с водой – холодной и теплой; снег; мелкие предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы.

Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые определять вес предметов.

Оборудование: перышко и камень, пластиковые бутылки с песком и листьями, водой и травой.

Цель: показать, что предметы бывают большого размера, но лёгкие по весу. И наоборот, маленькие по размеру и очень тяжёлые.

Оборудование: модуль от мягкого напольного строителя и маленькая железная машина.

Цель: показать детям, что большой лист бумаги легче, чем маленький камень.

Оборудование: бумага формата А 4, маленькие камни.

Цель: показать, что в основном все легкие предметы обладают плавучестью.

Оборудование: кусочек пенопласта, проволока, деревянный брусок, металлический брусок.

Цель: знакомить со свойствами глины (размокает, мнется, бьется).

Оборудование: куски глины, емкость, вода.

Цель: познакомить детей с элементарными свойствами глины: бывает сухой, сыпучей, а бывает влажной. Может быть пластичной, как пластилин. Из глины можно лепить посуду.

Оборудование: глиняная посуда.

Цель: учить определять качества глины: мягкость, пластичность.

Оборудование: глиняные предметы, глина, миски с водой, подставки для работы, тряпочки.

Цель: сравнить свойства глины со свойствами камня.

Оборудование: куски глины, ёмкость, вода, маленькие камушки.

Цель: познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик).

Оборудование: коробочка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик.

Цель: продолжать знакомить детей с явлениями

неживой природы. Развивать интерес к явлениям природы.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами света и тени. Развивать творческое воображение. Воспитывать наблюдательность.

Оборудование: лампа, белая скатерть или экран.

Цель: Обратить внимание малыша на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе. Восход солнышка можно наблюдать в одно окошко, а вечером заход солнышка виден уже с другой стороны, в другое окно.

(что нужно для питания растения – установить, как растение ищет свет; разноцветные стекляшки, тень)

Цель: познакомить детей с различными видами бумаги. Развивать тактильные ощущения.

Оборудование: разные виды бумаги.

Цель: познакомить детей с определением направления ветра. Развивать интерес к явлениям природы. Воспитывать внимательность.

Цель: продолжать знакомить детей с организмом. Развивать желание узнать о себе что-то новое. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Оборудование: предметы разной формы и разного цвета.

Цель: закрепить знания детей о неживой природе; выявить, как воспитанники овладели первичными умениями и навыками проведения элементарных опытов.

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

ВложениеРазмер
perspektivka_moya.docx 42.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

если её удаётся сохранить,

даёт постоянный стимул к развитию.

Нотан Семенович Лейтес

Скажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я запомню,

дай мне сделать — и я пойму.

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

Несмотря на многие позитивные стороны, экспериментирование как метод пока не получило широкого распространения, что обусловлено рядом противоречий.

Во – первых, анализ изученной литературы и методических изданий позволяет сделать вывод о том, что исследователи данной проблемы подходят к ней неоднозначно, определяя экспериментирование то как деятельность дошкольников, то как метод обучения.

Во – вторых, педагоги испытывают затруднения при моделировании совместной деятельности познавательного цикла с элементами экспериментирования, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом, организации самостоятельной деятельности детей с применением данного метода.

Таким образом, выделенные противоречия подтверждают недостаточное внимание со стороны педагогов к данному методу обучения дошкольников. А ведь очень важно понять, что дошкольникам присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, поэтому экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются основными и более прочными.

Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.

  • Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
  • Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
  • Развивать познавательно - исследовательскую деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.

  • О мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т.д.; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
  • О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.
  • О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.
  • О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.
  • О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.
  • О геометрических эталонах : круг, прямоугольник, призма, ромб.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Структура проведения игры – эксперимента:

  • Постановка, формулировка познавательной задачи.
  • Уточнение правил безопасности в ходе эксперимента.
  • Выдвижение предположения, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
  • Проверка гипотезы.
  • Проверка итогов, вывод.
  • Фиксация результатов.
  • Вопросы детей.

Перспективное планирование по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Дети исследуют свойства воды

Дошкольники — маленькие исследователи, ищущие ответы на свои вопросы

Цель и задачи

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений — устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
  • формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
  • развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
  • создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
  • стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
  • формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

Трое детей стоят рядом с макетом Солнечной системы

В ходе исследовательской деятельности ребята изучают строение мира

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

Дошкольники изучают свойства льда в группе

Дошкольники с удовольствием наблюдают за таянием льда в тепле

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

  • Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
    • доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
    • структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
    • непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).

    Методы и приёмы

    Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

    В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в русле эвристического метода дольше.

    Дети сидят в кругу и беседуют с воспитателем

    Младшие дошкольники изучают свойства воды

    В младшей группе дети в игровой форме знакомятся со свойствами воды

    Дети, сидя за партами, проводят эксперимент по очистке воды

    Воспитанники старшего дошкольного возраста способны к самостоятельному проведению опытов

    Дети и воспитатель наблюдают за самостоятельно изготовленным макетом вулкана

    В ходе экспериментов дети учатся анализировать информацию

    Таблица: этапы исследовательской деятельности дошкольников

    Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

    Мотивирующее начало занятий

    Исследовательские способности заложены в природе человека и стихийно проявляются с первые годы жизни. Тяга к наблюдениям, непосредственному контакту с изучаемыми предметами, постановке опытов и экспериментов становится сильнее у детей дошкольного возраста. Особенно привлекают занятия в мини-лабораториях, где можно использовать специальные инструменты и иногда непривычные материалы для исследования.

    Педагогу важно организовать занятие по познавательной деятельности таким образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого исследования. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), проводятся подвижные и дидактические игры, тематические физкультминутки и пальчиковая гимнастика, беседы, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, создаются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

    Дети стоят вокруг стола с водой и красками, рядом с ними кукла Незнайка

    Визит в группу сказочного персонажа отлично мотивирует детей к работе

    Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

    Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

    Дошкольники изучают овощи с помощью воспитателя

    После непосредственного изучения овощей ребята могут нарисовать их

    Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности

    Таблица: конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе (фрагмент)

    • Способствовать развитию у детей познавательной активности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению;
    • совершенствовать умение работать с различными материалами, проявлять стремление к преобразованию, творчески подходить к решению поставленных задач.
    • Макет вулкана,
    • поддон,
    • сода,
    • уксус,
    • красная краска,
    • моющая жидкость,
    • лист бумаги для фиксаций наблюдений,
    • цветные карандаши,
    • чайная ложка,
    • пипетка.
    • Гора стоит, из неё дым валит,
      Потом шум, да гром —
      Всё горит кругом. (Вулкан).
    1. Насыпаем ложку соды.
    2. Добавляем красной краски.
    3. Добавляем 5 капель моющей жидкости (с помощью пипетки).
    4. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя). Это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет всё готово. Дети, работать надо аккуратно и осторожно.
    5. Когда все компоненты, кроме уксуса добавлены, надо отойти подальше от вулкана. (Дети наблюдают извержение).
    • Вам было интересно?
    • Что понравилось больше всего?
    • А что вы нового сегодня узнали?
    • Вам было легко или вы испытывали затруднения при выполнении опыта?

    В.: Я рада, что вам очень понравилось, и вы были такие внимательные, активные, любознательные, большие молодцы!

    Временной план занятия

    Длительность образовательных занятий в детском саду зависит от возраста воспитанников и определяется нормами СанПиН:

    • младшая группа — 15 минут;
    • средняя группа — 20 минут;
    • старшая группа — 25 минут;
    • подготовительная группа — 30 минут.

    В середине занятия должна проводиться физкультминутка или подвижная игра как средство профилактики переутомления.

    Поскольку занятия по познавательно-исследовательской деятельности требуют умственного напряжения, проводиться они должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности.

    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (сюрпризный момент) Дидактическая игра Физкультминутка Исследование свойств бумаги Подведение итогов
    Время проведения 2 минуты 2–3 минуты 1–2 минуты 7 минут 1–2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (создание игровой ситуации, разгадывание загадок) Дидактическая игра Подвижная игра Исследование свойств воды (проведение опытов) Подведение итогов
    Время проведения 2–3 минуты 3 минуты 3 минуты 10 минут 1–2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (чтение и обсуждение дидактической сказки) Зарядка на свежем воздухе Исследование (наблюдение за сосульками, находящимися в тени и на солнце) Трудовые поручения Проведение опыта с льдинками Подведение итогов
    Время проведения 3–4 минуты 5 минут 10 минут 5–7 минут 4 минуты 2 минуты
    Структурный компонент занятия Мотивирующее начало (сюрпризный момент, проблемная ситуация, просмотр видео) Эвристическая беседа Подвижная игра Дидактическая игра Изучение условий появления радуги (проведение опыта) Подведение итогов
    Время проведения 3 минуты 3–5 минут 3–4 минуты 3 минуты 12–14 минут 1–2 минуты

    Использование наглядного материала при организации экспериментальной деятельности в ДОУ

    В рамках обозначенной темы речь идёт не о традиционно используемых на занятиях наглядных материалах — плакатах, иллюстрациях, карточках со схемами. Исследовательскую деятельность сопровождает обязательный этап работы — документирование полученной информации. Воспитатель должен обратить внимание ребят, что учёные (исследователи и изобретатели) записывают свои наблюдения и выводы, к котором они приходят в процессе изучения каких-либо явлений или свойств предметов.

    Для записи наблюдений дошкольников могут быть использованы такие формы, как:

    Лэпбук — это тематическая папка, содержащая ряд кармашков, окошечек, миниатюрных вложенных книжечек. Здесь может вместиться огромное количество материала по теме, оформленного в виде карточек, иллюстраций, схем, дидактических игр и т. д.

    Фотогалерея: наглядные материалы по фиксированию исследовательской деятельности в детском саду

    В исследовательских карточках отображаются результаты наблюдений В журнале наблюдений отображаются результаты ежедневных исследований Дневник природы можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине Старшие дошкольники могут вести индивидуальные дневники наблюдений Результаты экспериментов могут фиксироваться в специальных тетрадях Готовый лэпбук можно долго и с интересом изучать Изготовление лэпбука помогает детям всесторонне изучить объект

    Видео: что такое лэпбук

    Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности

    Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

    • умение формулировать проблемы воспитанниками;
    • грамотное формулирование вопросов;
    • построение алгоритма действий для решения проблемы;
    • выдвижение гипотез;
    • выбор способов исследования;
    • умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
    • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
    • степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
    • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

    Мальчик и девочка рассматривают через лупу образцы почв

    Будущие исследователи не боятся выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём

    Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором дошкольники фиксируют результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.

    Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию воспитателя в детском саду

    Работа по самообразованию воспитателя состоит из двух этапов:

    1. Теоретический этап самообразования. В первую очередь необходимо изучить нормативные документы и научно-методическую литературу, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы). Немаловажным является изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности). К теоретическому этапу относится также разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы воспитанников.
    2. Практический этап — внедрение в практику подготовленной базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. Во время учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремиться привлекать дошкольников к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и тематических круглых столах.

    В процессе исследовательской работы удовлетворяется естественная потребность детей в экспериментировании, проявлении любознательности. Проведение наблюдений и участие в опытах вызывает у маленького исследователя радость и восторг. Вместе с тем во время этих занятий закладывается важная информационная база о свойствах предметов и веществ и развиваются необходимые для успехов в будущем мыслительные способности.

    Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

    Творческая разработка. Планирование познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах ДОУ.

    Оценить 3882 0

    Глава I . Теоретические основы познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

    Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста: понятие, цели, задачи

    Формы работы с детьми в познавательно-исследовательской деятельности

    Глава II . Методика планирования познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах ДОУ

    2.1. Особенности познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах

    2.2. Опыт работы ДОУ по планированию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах

    Список литературы

    Современная система дошкольного образования характеризуется принципиально новой ситуацией, которая заключается в изменении подходов к образовательному процессу в ДОУ.

    Учитывая то, что дети разных возрастных групп имеют различные возможности, планируя познавательно-исследовательскую деятельность, необходимо учитывать возрастные особенности детей разных групп.

    Несмотря на успешность исследований в данной области, обращает на себя внимание, что здесь имеется еще множество нерешенных проблем. На сегодняшний момент существует противоречие между развивающим потенциалом познавательно-исследовательской деятельности и недостаточным вниманием к ее планированию в разных возрастных группах ДОУ.

    Проблема исследования: каковы особенности планирования познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах ДОУ?

    Цель исследования: выявить особенности планирования познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах ДОУ.

    Задачи исследования:

    Определить понятие, цели, задачи познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

    Изучить формы работы с детьми в познавательно-исследовательской деятельности

    3. Выявить особенности планирования познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах ДОУ.

    Глава I . Теоретические основы познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

    1.1. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста: понятие, цели, задачи

    А.И. Савенков определяет познавательно-исследовательскую деятельность как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения [8].

    Ученые выделяют основную особенность познавательно-исследовательской деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

    Цель познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста: развивать познавательные способности.

    Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста направлена на решение следующих задач:

    • формирование диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

    • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

    • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности.

    Познавательно-исследовательская деятельность побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, т. к. представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того она обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

    З.А. Локтионова отмечает, что организуя познавательно-исследовательскую деятельность детей дошкольного возраста в ДОУ, необходимо учитывать ее структуру, которая включает в себя следующее:

    принятие от взрослого или самостоятельное выдвижение детьми познавательной задачи;

    анализ ее условий с помощью воспитателя или самостоятельно;

    выдвижение предположений (гипотез) о причинах явления и способах решения познавательной задачи;

    отбор способов проверки возможных путей решения познавательной задачи;

    непосредственная проверка выбранных способов решения и выдвинутых предположений, корректировку путей решения по ходу деятельности;

    анализ полученных фактов и формирование выводов;

    обсуждение новых задач и перспектив дальнейшего исследования [6].

    Содержание познавательно-исследовательской деятельности изменяется от познания окружающих ребенка вещей к вещам более отвлеченным, не входящим в его непосредственный опыт.

    Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения. Цель познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста: развивать познавательные способности.

    1.2. Формы работы с детьми в познавательно-исследовательской деятельности

    Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников реализуется в различных формах. О.Г. Скоролупова [9] предлагает следующие формы работы с детьми, соответствующие познавательно-исследовательской деятельности:

    1.Наблюдение как специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа. На первом этапе воспитанники получают общее представление об объекте. Детям дается время для подробного его осмотра. На втором этапе воспитатель использует разнообразные приемы для выявления свойств, качеств, признаков объекта, особенностей поведения и образа жизни животного, растения и т.д., устанавливает необходимые связи. На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные знания.

    2. Экскурсия - комплексное мероприятие, в процессе которого решаются позна вательные, воспитательные, эстетические, оздоровительные задачи. Экскурсия включает в себя вводную беседу, коллективное наблюдение, индивидуальные самостоятельные детские наблюдения и сбор природного материала, игры с собранным материалом, подведение итога экскурсии.

    3.Решение проблемных ситуаций. Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

    6. Моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними.

    7. Реализация проекта как комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. В результате проектной деятельности производится продукт, обладающий субъективной новизной. В ДОУ это познавательные проекты: создание книги из рисунков редких и исчезающих видов растений, животных, птиц, составление сказки и др.

    Таким образом, в ходе познавательно-исследовательской деятельности используются различные формы работы с детьми, которые направлены на развитие познавательной активности, интересов, самореализации детей.

    Глава II . Методика планирования познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах ДОУ

    2.1. Особенности познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах

    Организуя познавательно-исследовательскую деятельность, необходимо учитывать возрастные особенности детей разных групп.

    Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на первом этапе ее осуществления в младшей и средней группах формируется на подражательно – исполнительском уровне. Отсутствие жизненного опыта, недостаточный уровень развития интеллектуально-творческих способностей не позволяют ребенку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении – здесь активная роль принадлежит взрослому. В совместной со взрослым деятельности ребенок осваивает способы и приемы действий, учится самостоятельно действовать с учетом растущих возможностей и стремится добиться лучшего результата. В младшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экспериментирование осуществляется во всех сферах деятельности: прием пищи, занятия, игры, прогулка, сон, умывание. Экспериментирование проводится как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Например, с детьми проводится ряд опытов по ознакомлению со свойствами воды, со снегом, что позволяет сформировать дифференцированное представление о живой природе, об их взаимосвязи.

    В средней группе детей знакомят с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лед-вода), показывают взаимосвязь живой и неживой природы. Исследуются объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и пр. В средней группе осуществляют экспериментирование со смешением красок для получения новых цветов, исследуют семена растений, кору деревьев, овощи и фрукты, познают свойства снега, камней, пластилина, теста.

    К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?) Познавательно-исследовательская деятельность постепенно усложняется, больше внимания уделяется самостоятельности детей в данной деятельности.

    В старшей группе дети исследуют свойства бумаги, дерева, кожи, резины, ткани, а также света и воздуха. В подготовительной к школе группе осуществляется исследование земли, воздуха, льда, тканей, камней, почвы, познание свойств магнита [1].

    Постепенное усложнение планирования работы в каждой последующей возрастной группе, наращивание изучаемого материала позволяют дошкольникам не только овладевать способностью выявлять особенности предметов, но и приобретать умение сопоставлять их, устанавливать сходство и различие между ними, осуществлять анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений. Все это в свою очередь позволяет научить детей не просто получать готовые знания, но и пытаться наблюдать, сравнивать, высказывать собственные идеи и предположения.

    Таким образом, организуя познавательно-исследовательскую деятельность, необходимо учитывать возрастные особенности детей разных групп, постепенно усложняя ее задачи и содержание, повышая самостоятельность детей в данной деятельности.

    2.2. Опыт работы ДОУ по планированию познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах

    Важнейшим условием эффективности познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах является ее планирование, т.е. заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов.

    ж ивая природа;

    н еживая природа;

    физические явления;

    человек;

    рукотворный мир.

    Планируя познавательно-исследовательскую деятельность детей в разных возрастных группах, мы считаем необходимым учитывать, что она позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Поэтому важно предоставить детям условия для проявления самостоятельности и удовлетворения своих потребностей в различных ее видах, учитывая возрастные особенности детей.

    Данная модель носит вариативный характер и предусматривает творческий подход в осуществлении познавательно-исследовательской деятельности с учетом опыта и интересов педагога, поэтому предложенное нами содержание планируемой деятельности является примерным.

    В соответствии с ФГОС целью дошкольного образования является развитие ребенка , что особенно эффективно в деятельности, требующей применения знаний и умений воспитанников в новой для них ситуации. К такой деятельности относится познавательно-исследовательская деятельность детей.

    Учитывая то, что дети разных возрастных групп имеют различные возможности, планируя познавательно-исследовательскую деятельность, необходимо учитывать возрастные особенности детей разных групп.

    В ходеисследования была выдвинута цель: выявить особенности планирования познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах ДОУ.

    В первой главе исследования определено понятие детской познавательно-исследовательской деятельности, ее цель и задачи, формы работы с детьми в познавательно-исследовательской деятельностив разных возрастных группах ДОУ.

    Во второй главе рассмотрена методика планирования познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах ДОУ. Сделан вывод о том, что планируя познавательно-исследовательскую деятельность, необходимо учитывать возрастные особенности детей разных групп, постепенно усложняя ее задачи и содержание, повышая самостоятельность детей в данной деятельности.

    Представлен опыт работы ДОУ по планированию познавательно-исследовательской деятельности детей по направлениям: ж ивая природа; н еживая природа; физические явления; человек; рукотворный мир. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность позволяет развивать познавательную активность детей, их интерес, любознательность.

    Список литературы

    Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Текст] : методическое пособие /Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М., Мозаика – Синтез, 2012 - 80 с.

    Виноградова, Н.А. Образовательные проекты в детском саду [Текст] / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М. : АЙРИС-пресс, 2008.- 200 с.

    Захарова, М. А. Проектная деятельность в детском саду: Родители и дети [Текст] / М.А. Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. - 64с.

    Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников [Текст] / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. - 2003. -№3. - С. 4 - 12.

    Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79 с.

    Локтионова, З.А. Поисково-познавательная работа в детском саду [Текст] / З.А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. - 2006. - №8. - С. 60 - 64.

    Савенков, А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников [Текст] / А.И. Савенков. - СПб., Питер, 2004.- 272 с.

    Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О. Скоролупова, Н. Федина // Дошкольное воспитание. - 2010. - №8. – С. 10 – 18.

    Перспективный план работы по организации познавательно-исследовательской деятельности детей младшей группы

    Читайте также: