Медико социально педагогический патронаж это кратко

Обновлено: 02.07.2024

и помощь в выборе образовательной реалии; проектирование индивидуальных реабилитационных программ.

Первая помощь в реализации планов оказывается психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК), диагностическими и реабилитационными центрами и т. п.

Медико-социально-педагогический патронаж реализуется по следующим направлениям:

1) помощь в выборе индивидуального образовательного направления;

2) разработка и реализация коррекционно-развивающих программ;

3) реализация специальных учебных программ для родителей и включения их в коррекционнр-педагогический процесс;

4) обеспечение целостного подхода к обучению;

5) содействие развитию образовательных систем в рамках современных проектов, направленных на создание вариативных систем обучения и социализации детей;

6) реализация педагогических технологий в сфере учреждений в системе специального образования;

7) направленность на свободное развитие ребенка в соответствии с его возможностями — привлечение СМИ для осуществления инновационных подходов в области специального образования;

8) содействие развитию статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного общества.

3.5. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь

Ранняя диагностика является актуальной проблемой современной специальной педагогики и психологии.

Ассамблея ООН 1993 года отмечала важность и необходимость следующего:

♦ обеспечения равных возможностей для инвалидов;

♦ определения комплексного подхода к процессу предоставления инвалидности;

♦ разработки комплекса мер, направленных на профилактику возникновения физических, умственных, сенсорных дефектов.

В настоящее время разработаны и применяются на практике диагностические программы ранней помощи, среди которых мы выделим следующие.

♦ Коннектикутский тест (обследование развития новорожденных и детей до трех лет).

♦ Мюнхенская функциональная диагностика. Разработанные отечественными специалистами Е. М. Мастюковой, Е. А. Стребелевой и др. программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии являются основой для практического применения их в центрах ПМПК. Задачей социальной профилактики является коррекция в условиях педагогической среды.

3.6. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями

Социальная помощь является составным элементом государственной системы социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.

Социальная помощь— это комплекс гуманитарных услуг представителям экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способностей и социального функционирования.

Социальная помощь проявляется в следующем:

♦ периодических и единовременных доплатах к пенсиям и пособиям;

♦ долговременных услугах в целях оказания адресной поддержки наименее защищенных слоев населения, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

Социально-педагогическая деятельность при поддержке лиц с ограниченными возможностями — это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на различных возрастных этапах в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Такая деятельность имеет междисциплинарный характер, осуществляется усилиями специалистов различных профилей, но ведущая роль принадлежит социальным педагогам.

Структура современной социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России имеет многопрофильный характер, представленный следующим образом.

♦ Государственный сектор: учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств (Министерство труда и социального развития, Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и массовых коммуникаций и др.).

♦ Муниципальный сектор — учреждения, предприятия, службы органов регионального и местного управления.

♦ Негосударственный сектор — учреждения, предприятия и службы, создаваемые общественными благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями.

Основное положение современной системы социально-педагогической помощи — утверждение приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству. В настоящее время социально-педагогическая деятельность тормозится отсутствием статистической информации о лицах с ограниченными возможностями.

Социальный педагог взаимодействует с представителями всех социальных институтов, педагогами, врачами, психологами, с родителями и другими заинтересованными лицами.

Содержание работы социального педагога включает следующие направления:

♦ формирование гуманных отношений в социуме;

♦ содействие саморазвитию личности ребенка;

♦ оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации выпускников;

♦ направление усилий на оздоровление и нормализацию отношений в семье, устранение дефицита общения;

♦ устранение личных и социальных проблем учащихся;

♦ выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях;

♦ организация правового просвещения;

♦ представление интересов учащихся от имени учреждения в органах милиции или в суде;

♦ сотрудничество с администрацией, психологами, педагогами, другими работниками специальных учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудоустройства или учебы детей;

♦ патронаж детей, нуждающихся в социальной, медицинской помощи.

В организации социально-педагогической помощи инновационными учреждениями являются комплексные психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные и психолого-медико-педагогические центры.

В системе Министерства труда и социального развития РФ существует сеть специальных учреждений для детей и взрослых с ограниченными возможностями:

♦ дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью;

♦ детские дома для детей с тяжелыми физическими отклонениями;

♦ специальные технические училища;

♦ дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

Выделим основные направления развития сферы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России.

1. Развитие государственной общественной системы социально-педагогической помощи.

2. Совершенствование процесса социального воспитания как в самой специальной школе, так и за рамками школьного возраста, т. е. после окончания школы.

3. Воздействие новых межведомственных учреждений (ПМПК, реабилитационные учреждения).

4. Организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики.

5. Переориентация организации управления воспитательным процессом на основе формирования субъект-субъектных отношений всех его участников.

Главная линия государственной социальной помощи в области социальной педагогики лицам с ограниченными возможностями в России — перенос центра тяжести в системе социальной помощи с денежных выплат на указание прямых социальных условий.

Статьями закона предусмотрены федеральная базовая программа реабилитации и индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченной работоспособностью.

Индивидуальная программа реабилитации представляет собой комплекс мер (медицинских, педагогических, психологических, социальных), направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление или формирование способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе и профессионально-трудовых.

В рамках индивидуальной программы реабилитации просматривается профессиональная ориентация человека с учетом возможностей его трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации является рекомендательной и включает в себя как бесплатную часть, так и платную (в составе служб занятости и др.).

Первая группа инвалидностиприписывается лицам, имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствием травмы или дефектом развития. Вследствие этого могут быть в значительной степени нарушены:

♦ способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве;

♦ способность к общению и контроль над своими действиями.

Ко второй группе инвалидностиотносятся те лица, у которых имеется стойкое выраженное расстройство функций организма вследствие болезни, травмирующих дефектов развития.

Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживания. Для взрослых установление второй группы инвалидности в связи с затруднениями в обучении предполагается в тех случаях, когда эти затруднения связаны с некоторыми другими ограничениями жизнедеятельности, передвижения. Для детей такое сочетание не требуется.

Третья группа инвалидностиприсваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или дефектов развития имеет место стойкое, но незначительно или умеренно выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению жизнедеятельности.

Инвалиды второй и третьей групп могут обучаться и трудиться.

Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничение трудоспособности, профориентационная и профконсультационная работа начинается еще в период обучения в школе, несмотря на зависимость содержания и метода профориентационной работы от характера и степени тяжести нарушения. Существуют общие закономерности в организации такой работы.

Для выявления внешних и внутренних факторов, от которых зависит способность человека с ограниченной трудоспособностью к той или иной деятельности, необходимо:

1) установить характер и степень выраженности нарушений различных систем организма, индивидуальных и психофизиологических особенностей;

2) определить доступные для подростков или взрослых виды труда;

3) выявить его личные интересы и склонности в деятельности или профессии;

4) выявить, какова умственная и физическая трудоспособность;

5) определить состояние эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной сфер;

6) установить, насколько развита речь и коммуникативные навыки, значимые для профессионального развития.

Для взрослого человека важно определить характер изменений психологического и социального статуса человека, связанных с заболеванием, травмой или нарушением развития.

Осознание наличия нарушения развития и связанных с ним ограничений ведет к неадекватной самооценке, ранимости психики, маргинализации и ограничению общения с окружающими. Негативные стереотипы социального взаимодействия определяются при общении сверстниками или взрослыми, подчеркивающими неполноценность человека с ограниченными возможностями.

Инвалидность в зрелом возрасте наносит психологическую травму тем, что человеку приходится менять среду и образ жизни, круг общения; усиление его зависимости от окружающих, смена трудовой деятельности могут нанести моральный и материальный ущерб.

Выбор профессии в школьном возрасте должен проводиться особенно квалифицированно, и существует система вакансий для учащихся.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения, человек с ограниченной трудоспособностью может получить различные виды профессионального образования: от начального до высшего профессионального.

При наличии интеллектуальной нормы лица с ограниченной трудоспособностью имеют равные возможности обучения в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях.

Основными критериями эффективной деятельности учреждений системы МСП-патронажа являются следующие:
рост востребованности услуг служб патронажа со стороны родителей, педагогов, детей;
увеличение перечня проблем, в отношении которых может оказываться квалифицированная помощь;
качественный рост показателей развития ребенка независимо от степени ограничения жизнедеятельности (инвалидности);
нормализация внутрисемейных отношений;
качественный рост компетентности не только педагогов и других специалистов в области решения проблем современного детства, но и родителей.

2.1.2. Медико-социальная профилактика я ранняя комплексная помощь
Важнейшей составляющей процесса медико-социально-педагогического патронажа являются ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь, от эффективной организации которых в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.
В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г., определен комплексный по своему сущностному содержанию процесс предупреждения (профилактики) инвалидности.
Под предупреждением инвалидности понимается осуществление комплекса мер, направленных на профилактику возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня).
Предупреждение инвалидности может предусматривать не
только осуществление мер медицинского характера, в частности,
оказание первичной медико-санитарной помощи, предродовой и
послеродовой уход, но и раннюю стимуляцию развития ребенка с
целью профилактики возникновения вторичных отклонений в
процессе становления психофизических функций.
Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются актуальными проблемами современной коррекционной педагогики как в России, так и во всем мире. В настоящее время практически во всех странах мира имеются научно обоснованные и практически апробированные программы ранней диагностики и ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Вопросы и задания
1. Какова цель, задачи и содержание медико-социально-педагогического патронажа как составной части системы специального образования? Какие службы и специалисты участвуют в этой работе?
2. Что такое медико-социальная профилактика?
З. Каковы функции психолого-медико-педагогической консультации?
4. Расскажите о сущности, содержании и опыте организации ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.


Литература для самостоятельной работы
1. Аксенова Л.И..Маленькие ступеньки, ведущие в большую жизнь //дефектология.— 1999.— № З.
2. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. Л. М. Шипицина. — СП6., 1997.
З. Питерси М.и др. Маленькие ступеньки. — Сидней (Австралия): Университет Маккуэри, 1998.
4. Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. — М., 1999.
5. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч. ред. Л. М. Шипицина. — СП6., 1999.

Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьноговозраста
Начальная школа — детский сад Начальная школа — детский сад компенсирующего вида с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся Прогимназия с приоритетнымосуществлением одного или нескольких направлений развития (интеллектуального, художественно -эстетического, физического и др.)

Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте современные возможности получения дошкольного образования детьми со специальными потребностями.
2. Сравните современную сеть дошкольных образовательных учреждений (групп) для детей с отклонениями в развитии с сетью, сложившейся к началу 70-х гг.
3. Каким образом может решаться проблема подготовки к обучению в школе и преемственности дошкольного и начального общего образования детей с отклонениями в развитии в современной системе образовательных учреждений?
4. В каких случаях ребенок дошкольного возраста с отклонениями в развитии не может постоянно посещать образовательное учреждение? Какие организационные формы дошкольного образования могут быть предусмотрены для таких детей?
5. На основании анализа литературных источников сравните систему организации специального дошкольного образования России с подобными системами в одной из зарубежных стран (по выбору).

Патронаж – это особый вид помощи ребенку с теми или иными нарушениями психофизического развития, а также его родителям и педагогам в выживании ребенка, восстановительном лечении, специальном обучении и воспитании, развитии его личности в целом.

Становление этой службы – одно из направлений в развитии системы специального образования новая модель комплексной поддержки ребенка с отклоняющимся развитием в условиях семьи с активным включением ее членов в реабилитационный процесс. Комплексный медико-социально-педагогический патронаж осуществляется психолого-педагогическим и и медико-социальными структурами: психолого-медико-педагогическими комиссиями (консультациями), психолого-медико-социальными центрами логопедическими пунктами, службами раннего и надомного обучения. Эти учреждения действуют в структуре государственной системы образования и социальной защиты, а также вне ее с привлечением помощи различных общественных организаций, ассоциаций, благотворительных фондов.

Основой медико-социально-педагогического патронажа является долговременные меры социально-психологической помощи, основанные на единстве диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, создании индивидуальных реабилитационных программ, помощи в их реализации.

I группа инвалидности присваивается людям имеющим стойкое и значительно выраженное расстройство функций организма, которое может быть вызвано заболеванием, последствиями травм или дефектов развития. В следствии этого могут быть нарушены: способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве, способность к общению и контроль за своими действиями.

Ко II группе инвалидности могут быть отнесены те лица, у которых имеется стойкое выраженное расстройство функций организма в следствии болезни, травм, дефектов развития. Нарушение здоровья ведет к ограничению возможностей обучения и трудовой деятельности, самообслуживанию, передвижения, ориентации, общения, контроля за своими действиями.

III группа инвалидности присваивается в том случае, если в результате заболеваний, травм или дефектов развития имеет место стойкое, но незначительно или умерено выраженное расстройство функций организма, ведущее к некоторому ограничению способности к обучению, трудовой деятельности, самообслуживанию, передвижению, ориентации в окружающем пространстве и общению.

Таким образом инвалиды II и III группы могут обучаться и трудиться.

Индивидуальная программа реабилитации – это комплекс мер (медицинских, психологических, педагогических, социальных), направленных на восстановление компенсацию нарушенных или утраченных функций организма и восстановление (или формирование) способности к выполнению определенных видов деятельности, в том числе профессионально-трудовой. В рамках индивидуальной программы реабилитации проводится профессиональная ориентация человека с учетом его иных, особых возможностей трудоспособности. Индивидуальная программа реабилитации для каждого человека может отказаться как от всей программы, так и от отдельных составленных ее частей. Одна часть индивидуальной реабилитационной программы является бесплатной, другая часть может быть оплачена самим человеком или учреждением или организацией, где он работает, или благотворителем. В составлении программы принимают участие медики, психологи, педагоги, социальные работники, представители службы занятости.

Для детей и подростков с отклонениями в развитии, имеющих в перспективе ограничения трудоспособности профориентационая и профконсультационая работа начинается еще в период обучения в школе.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения содержание и методы профориентационой работы различны для разных категорий молодежи с ограниченными возможностями. В то же время есть общие закономерности в организации и проведении такой работы.

Подростку или взрослому с ограниченными возможностями нередко трудно выбрать самостоятельно интересующую его сферу деятельности, поэтому на помощь приходят педагоги и психологи.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения человек с ограниченной трудоспособностью может получать разные виды профессионального образования – от начального до высшего профессионального.

В нашей стране люди с ограниченной трудоспособностью не всегда имеют равные права для получения профессионального образования. Так среди сотен тысяч студентов, обучающихся сегодня вузах России, студенты – инвалиды составляют всего около 1000 человек. Многие из них не имеют возможности поступать в вузы в следствии некачественно школьного образования или отсутствие в вузах необходимой для них среды жизнедеятельности и условий образования. Одновременно формируется традиция специального вузовского образования для студентов с ограниченными возможностями в виде специализированных высших учебных заведений (например, Московский институт – интернат для инвалидов нарушениями опорно-двигательного аппарата ). Помимо этого существует опыт включения групп студентов с ограниченными возможностями в общих образовательный поток вуза в виде отдельной группы или факультета. Группы неслышащих студентов обучаются сегодня в педагогических вузах Санкт-Петербурга, Москвы.

Более доступна для лиц с ограниченными возможностями трудоспособности система среднего профессионального образования.

В настоящее время происходит становление государственно-общественой системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, которая представлена с учетом собственной специфики в следующих сферах:

Государственный сектор. Учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств: Министерство труда и социального развития, Министерство общего и профессионального образования, Министерство здравоохранения и другие.

Муниципальный сектор. Учреждения и предприятия, службы органов регионального и местного управления.

Негосударственный сектор. Учреждения, предприятия, службы создаваемые общественными, благотворительными, религиозными и другими негосударственными организациями.

Основное положение современной системы социально-педагогической помощи – учреждение в ее структурах и механизмах действия приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству.

Законы об инвалидах

Лекция: Современная система специальных образовательных услуг.

В1. Медико-социально-педагогический патронаж.

В2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

В3. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.

В1. Медико-социально-педагогический патронаж.

Патронаж – особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, со становлением подрастающего человека как личности.

МСПП предполагает широкий спектр долгосрочным мер комплексной реабилитационной помощи семье ребенка при согласованной работе специалистов разного профиля: диагностика, информационный поиск в выборе образовательного маршрута, проектирование индивидуальных образовательных программ, помощь в реализации планов. МСПП может создаваться как в структуре государственных учреждений, так и вне ее. Базовой основой МСПП являются:

Диагностические, реабилитационные центры;

Службы раннего и надомного обучения.

Направления деятельности МСПП:

Помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута.

Разработка и реализация коррекционно-развивающих программ.

Реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс.

Обеспечение мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка.

Содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов.

Реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования.

Поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий.

Привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования.

Основные критерии деятельности учреждений МСПП:

Рост востребованности услуг службы патронажа со стороны родителей, педагогов, детей.

Увеличение перечня проблем.

Качественный рост показателей развития ребенка.

Нормализация внутрисемейных отношений.

Качественный рост компетентности педагогов, родителей.

Становление в нашей стране системы МСПП является одним из признаков развития системы специального образования, формирование новой модели комплексной поддержки аномального ребенка в условиях семьи, с активным участием всех членов семьи (S-S) в реабилитационном процессе.

2. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь.

Важнейшей составляющей процесса МСПП являются ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь , от эффективности организации которых в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Предупреждение инвалидности – профилактика возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов или предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность.

Благодаря применению программ ранней помощи люди с интеллектуальными и физическими нарушениями живут теперь в западных странах несравненно полноценнее, чем 20-30 лет назад.

Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт – оптимальной ситуацией для полноценного развития ребенка является его пребывание в семье, при условии, что родители включены в абилитационный процесс, организуемый службами ранней помощи: стимуляция развития ребенка в ходе специальных занятий, отслеживание динамики развития, целенаправленное обучение родителей способам специфического обращения с ребенком в повседневной жизни. Таким образом в семье создается специальная развивающая среда, а в случае необходимости в процесс вмешиваются консультанты и специалисты МППцентров. Подобный вид деятельности для отечественной практики образования является инновационным и предлагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса.

3. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями.

Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30 годы. К началу 70-хх была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сеть дошкольных учреждений специального назначения:

Дошкольные детские дома,

Дошкольные группы при садах и детск.домах как общего, так и специального назначения.

В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы, методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится системы спец.дошкольного образования.

Принципы построения спец.дошкольного образования:

Комплектование учреждения по принципу ведущего отклонения в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, интеллекта, опроно-двигательного аппарата).

Меньшая наполняемость групп (до 15 человек).

Введение в штат специалистов-дефектологов, а также мед.персонала.

Разработка специальных комплексных программ.

Перераспределение ряда занятий между воспитателями и дефектологами.

Организация специальных видов занятий (лечебная физкультура, развитие зрит.-слух- восприятия).

Долгое время основным признаком советской системы спец.образования были закрытость, изолированность, искусственная отчужденность воспитанников от сверстников и общества в целом, в спец.учреждения не принимались дети с комбинированными и комплексными отклонениями в развитии, не подлежали приему дети с диагнозом эпилепсия, шизофрения, умственной отсталостью, требующие индивидуального ухода. Семьи, воспитывающие таких детей, должны били обходиться своими силами, с ограниченным медиц.сопровождением.

ДОУ для детей с отклонениями в развитии обеспечивает воспитание, обучение и уход за детьми в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Дети принимаются в ДОУ при наличии условия для коррекции, при согласии родителей (законных представителей), на основании заключения ПМПК. Наполняемость групп зависит от вида нарушений и возрасти.

Группы кратковременного пребывания детей – создаются для той категории детей, которые не могут посещать д-с в обычном режиме. Задачи этих групп – оказание своевременной психолого-педагогич. помощи, консультативно-методическая поддержка и формирование готовности к обучению. Продолжительность занятий до 5 час в неделю. Форма занятий индивидуальная или малыми группами (3-5 чел) в присутствии родителей.

Похожие документы:

Лекция Современная система специальных образовательных услуг

. Валерьевич к.п.н, доцент, кафедра педагогики НовГУ Лекция: Современная система специальных образовательных услуг. В1. Медико-социально-педагогический патронаж .

Современные тенденции развития системы специального образования

. системы специального образования в республике Беларусь Варенова Т.В., БГПУ, Минск Современная система специального . система специального образования не устраивает социального заказчика образовательных услуг . воспроизвести звуки - лекции, рассказы, песни. .

. специальной педагогики. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. Современная система специальных образовательных услуг. Перспективы развития специальной педагогики и специального образования. 4. Основные образовательные .

. специального педагога. V. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями Охарактеризуйте современную систему специальных образовательных услуг. Какие организационные формы специального .

Учебно-методический комплекс по дисциплине (113)

. развития. 2 2 2 32. Современная система специальных образовательных услуг. 2 3 33. Майнстриминг – система интегрированного обучения инвалидов и детей . 4. Содержание курса Лекции 1. Специальная психология как наука. Специальная психология как наука .

Читайте также: