Картина как средство развития словаря детей дошкольного возраста кратко

Обновлено: 28.06.2024

Развитие связной речи является центральной задачей лингвистического развития детей. Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине. Именно картины служат прекрасным материалом для этого. О том, как велика роль картины и картинки в обучении детей рассказыванию, говорили многие педагоги и психологи: Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.А. Пельевская, Е.И. Родина, М.М. Конина, С.Л. Рубинштейн, А.А. Люблинская, В.С. Мухина и др

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ЛЮДМИЛЫ РОМАНОВОЙ.docx

Методика использования картин в формировании и развитии связной речи дошкольников

Проблема развития связной речи на занятиях с картинами и картинками является очень актуальной, так как упущенные возможности речевого развития в дошкольном возрасте почти не восполняются в школьные годы.

Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. Для этого необходима большая работы и много времени, именно поэтому связную речь стоит развивать с детства.

Развитие связной речи является центральной задачей лингвистического развития детей. Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине. Именно картины служат прекрасным материалом для этого. О том, как велика роль картины и картинки в обучении детей рассказыванию, говорили многие педагоги и психологи: Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.А. Пельевская, Е.И. Родина, М.М. Конина, С.Л. Рубинштейн, А.А. Люблинская, В.С. Мухина и др. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах. А ведь это так важно! Ведь детский мир переполнен эмоциями. Даже в самом замкнутом и необщительном ребенке живет неповторимое сочетание чувств и эмоций.

В процессе работы с картинами и картинками у детей развивается активный словарь, связная речь, умение четко и правильно составлять предложения и т.д. Именно поэтому воспитателям необходимо научить ребенка рассматривать картину и правильно выражать свои впечатления.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Закрепление и активизация словаря происходит в процессе рассматривания картин

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Одним из средств развития связной речи является рассказывание по картине. Именно картины служат наилучшим материалом для этого. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах [1].

Проблема развития связной речи и особенно обучения рассказыванию с опорой на картины (иллюстрации) была и остается в центре внимания психологов, лингвистов, педагогов и методистов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Действительно, значение рассказов огромно. В рассказах живут народные обычаи, обряды, в них сохраняются пословицы, поговорки. Из рассказов дети запоминают выражения и новые слова, которыми пользуются в повседневном быту, осваивают новые словосочетания, фразы, типа предложений. Итак, рассказы обогащают детей знаниями об истории, культуре своего народа, развивают речь. А поскольку обучение рассказыванию в детском саду базируется на наглядном материале, и прежде всего на картинках, иллюстрациях через которые обогащается кругозор детей. Развивается их образное мышление и связная речь, то именно они являются наиболее ценным материалом в работе с дошкольниками для развития связной речи [10, 39, 19, 23].

Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно-эстетического восприятия, формирования эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально - чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно - коммуникативных способностей, стимулирование инициативы высказывания, овладение различными типами связной речи).

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:

- формат (демонстрационные и раздаточные);
- тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства);

- содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные);

- характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение);

- функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т.д.).

Особую роль картинки в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е.И. Тихеева. Она описала, что картине как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Известно, какое огромное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его личности, умственных способностей и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее яркие, чем те, которые дает реальная жизнь. Но, во всяком случае, они несравненно более яркие и определены, чем образы, называемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности [34]. Поэтому картины так ценны и значение их так велико. Рассматривание картины в раннем детстве преследует главную цель:

1) Упражнение способности к наблюдению;

2) Поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения).

3) Развитие речи ребенка.

Для обогащения словаря детей используется большое количество разнообразного иллюстративно­-графического материала. Это преимущественно картины.

Сюжетная картина является важным средством наглядности в дошкольном возрасте.

В обучении и воспитании детей дошкольного возраста важную роль играет процесс восприятия сюжетных изображений, в структуре которого можно вычленить действия по выделению, отбору, переработке информации и построению на их основе представления об изучаемых явлениях и предметах окружающей действительности.

Интерпретация сюжетных изображений, понимание изображенных на них ситуаций, событий зависят как от правильности восприятия, так и от характера изображенного сюжета - его сложности, известности ребенку, доступности его пониманию.

Для того чтобы воспринимать сюжетное изображение необходимо узнавать все объекты изображённые на картине, выделять сенсорные и временные характеристики предметов, определять местоположение объектов в пространстве, воспринимать перспективу, человека (позу, эмоциональное состояние), устанавливать причинно-следственные связи между объектами.

С.Л. Рубинштейн выдвинул положение о зависимости форм восприятия от его содержания. Будет ли ребенок перечислять отдельные предметы, нарисованные на картинке, или он сможет описать или даже истолковать воспринятое как смысловое целое, зависит в значительной мере от содержания воспринимаемого. Существуют, с одной стороны, такие простые жизненные ситуации, понимание которых даже для старших дошкольников оказывается трудным, и они могут давать лишь простое перечисление предметов [30].

Воспринимая сюжетные картинки, дошкольники могут успешно определять, что делают люди, которые на них изображены, догадываются, что происходит с ними, если сюжет картинки не выходит за рамки жизненного опыта ребенка.

В развитии восприятия сюжетных изображений дошкольниками ведущее значение приобретает речь детей. Называя те или иные качества или признаки предметов, изображенных на сюжетной картине, ребенок тем самым выделяет их; называя предметы, он отделяет их друг от друга; определяя в речи их состояния или действия, ребенок осмысливает реальные отношения между предметами. Обогащение детской речи словами - названиями качеств, признаков, состояний предметов и отношений между ними - является важным фактором развития целенаправленного, осмысленного восприятия.

В процессе работы с дошкольниками по восприятию и интерпретации сюжетных изображений возможно решение ряда задач. Перечислим некоторые из них:

  1. формирование и закрепление умения детально, последовательно и целостно воспринимать сюжетное изображение;
  2. автоматизация умения соотносить имеющиеся предметные представления с образами (предметами), изображенными на картине;
  3. формирование умения устанавливать причинно-следственные связи и отношения при восприятии сюжетного изображения на основе выделения информативных признаков предметов и явлений,
    изображенных на картине;
  4. развитие всех компонентов речи ребенка.

Одной из задач на занятиях с использованием сюжетных изображений является формирование способов восприятия картины (целостное обведение взором, выделение главного, восприятие по плану, детальное рассматривание отдельных объектов, др.). Для этого важно проводить работу по формированию у детей знаний об информативных признаках и предметах, раскрывающих сюжет.

Необходимо обучать детей выделять признаки в сюжетном изображении с установлением логических связей. Степень осознания содержания сюжетного изображения ребенок передает с помощью монологической и описательной речи.

Речь ребенка станет богаче, если основой для составления связных высказываний является его чувственный и практический опыт. Поэтому в процессе работы над сюжетным изображением немаловажная роль отводится целенаправленному использованию средств наглядности и дидактического материала, организации действий с ним.

Важнейшим условием успешности влияния средств наглядности и дидактического материала является их доходчивость для конкретного контингента детей и согласованность с уровнем актуального развития ребенка, выражающие дидактические, вариативные и видоизмененные способы детализации признаков, свойств объектов окружающего мира и способов взаимодействия с ним ребенка.

Обучение детей умениям узнавать предметы по их характерным признакам играет важную роль в процессе формирования самостоятельной ориентировки ребенка в окружающей среде. Чем больше органов чувств участвует в процессе ознакомления с окружающим миром, тем успешнее идет социальное развитие ребенка, тем осознаннее становится его речь.

Исходя из этого, большое внимание необходимо уделять использованию средств наглядности и специальных приемов организации деятельности с дидактическим материалом.

Весьма эффективными с целью формирования дифференцированных представлений об объектах, изображенных на сюжетной картине, и развития речи детей является использование специальных средств наглядности и различных дидактических пособий.

Признавая роль дошкольного возраста в социализации ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, важно понимать особую значимость педагогических усилий, которые должны быть направлены на овладение универсальными способностями, культурными, социальными формами познания и отражения окружающего мира. При системно-деятельностном подходе к формированию личности ребёнка с задержанным развитием необходимо разрабатывать такие педагогические технологии, в которых учитывается синкретичность сознания и деятельности ребёнка, а в качестве основы коррекционно-развивающей работы рассматривается взаимосвязь важнейших видов знаков (образно-двигательных, графических, вербальных). Восприятие графических изображений - особый вид восприятия, заключающийся в приобщении к знаковой культуре. Графические изображения являются общественно выработанной системой знаков, овладение которой позволяет развивать способность к воспроизведению, моделированию наиболее существенных свойств и сторон действительности. Вместе с этим, важно организовать систему работы по обучению рассказыванию по картине таким образом, чтобы одно и то же содержание картины находило выражение в нескольких планах, с использованием различных знаковых систем. Настоящее исследование направлено на разработку таких технологий для обучения рассказыванию по картине дошкольников с задержкой психического развития.

Рассказывание по картине успешно может быть осуществлено детьми с задержанным развитием только при условии первичного совершенствования когнитивного аспекта анализа картины, формировании у ребёнка семантической модели изображённой на ней ситуации. Определяющими при этом становятся научные представления о семантике как ведущем уровне развития речевой деятельности и об опережающем развитии семантики по отношению к развитию формально-языковых средств [26].

Определяя место обучения рассказыванию по картине в более широком контексте психолого-педагогических проблем, экспериментально выявлено, что картина может использоваться в качестве знаково-символической системы и служить моделью для организации специфических дошкольных символико-моделирующих видов деятельности.

Многими авторами в области специальной педагогики и психологии указывается на исключительную важность развития связной речи дошкольников с разными формами психического дизонтогенеза, которая определяет возможности ребёнка в коммуникативной и когнитивной деятельности.

Результаты таких исследований позволяют утверждать, что у дошкольников с задержкой психического развития есть нарушения связной речи, характеризующие качественное своеобразие рассказывания по картине. В результате выявлено, что особенности рассказывания по картине зависят от результативности её понимания. Общий уровень понимания картин у детей с ЗПР церебрально-органического генеза оказывался низким, что определено отсутствием целенаправленности, контроля и регуляции деятельности, бедностью собственного социального опыта. Таким образом, можно выделить то, что недостаточность перцептивно-мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития определяет нарушения семантической организации речевого высказывания и недостаточную сформированность операций лексического и синтаксического развёртывания программы во внешнеречевом высказывании [15, 26].

Для всех детей с интеллектуальной недостаточностью и большей части дошкольников с ЗПР характерны нарушения конструирования симультанного мысленного образа ситуации, наблюдаются затруднения в выделении существенного и фонового, в определении отдельных частей ситуации и осознании взаимоотношений между различными компонентами изображённого, затруднена иерархизация смысловых элементов. Перечисленные затруднения в полной мере проявляются и при предметно-игровом отражении наглядно представленной ситуации. Это свидетельствует, что преобладающим является нарушение семантического компонента языковой способности. Таким образом, необходимость специальной организации когнитивного анализа изображённой на картине ситуации является определяющей в логопедической работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью.

И.Н. Лебедева связывает данные нарушения речевого развития дошкольников с ЗПР с тем, что речь и практические действия слабо ориентированы на картину как модель для их организации, речь не выполняет функции регуляции деятельности. Тем не менее, исследование автора позволяет предположить положительное воздействие картины на формирование связной речи. Символико-моделирующая деятельность, организованная по содержанию картины способствует выявлению и анализу большего количества компонентов ситуации, осознания связи между ними, что выражается в более эффективном развитии связной речи у детей с нарушениями в развитии. Результаты эксперимента И.Н. Лебедевой и других исследователей позволяют предположить важность и значимость данного направления (использование картин) в обучении связной речи детей дошкольного возраста, в том числе и детей с задержкой психического развития [25].

Таким образом, проанализировав современные исследования по теме влияния картины на психическое и речевое развитие дошкольника, следует сделать вывод о том, что роль картины в развитии связной речи - велика. С помощью картины у ребенка формируется оптимальный уровень связной речи, развиваются познавательные процессы, повышается интеллектуальный уровень. Специальные исследования показывают, что с помощью картины более эффективным становится обучение детей с задержкой психического развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству, способствовать формированию стремления к профессиональному росту.

Тип лекции: комбинированный

Время: 1 час

Роль картин. Классификация картин и рисунков.

Структура занятия по ознакомлению с картинами

Требования к выбору картин и рисунков

Картина в силу своей статичности даёт возможность лучше, внимательнее рассмотреть предмет, увидеть его в разных обстоятельствах, видах (изменение цвета, величины, формы, положения). Это позволяет ребёнку лучше закрепить полученные представления, а вместе с тем усвоить и слово.

Задача педагога – учить детей воспринимать картину, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделять существенное; расширять запас слов детей; воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано.

При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным.

Роль картины меняется в зависимости от задач словарной работы (М.М. Конина), при активизации и уточнении детского словаря картина выступает как вспомогательный материал, помогающий ребёнку мобилизовать и уточнить свой прошлый опыт. При обогащении словаря представлениями, которых ребёнок не может наблюдать в ближайшем окружении, она выступает первичным материалом, несущим ребёнку новое слово вместе с представлением. В процессе рассматриванию картины преобладающее место занимает речь воспитателя – объяснение, токование новых слов, сравнение их по смыслу уже со знакомыми детям.

Картины могут быть:

Демонстрационные и раздаточные (набор открыток на разные темы, рассказы детей по картинкам);

Предметные и сюжетные. Сюжетная картина наталкивает ребёнка на рассказ, поэтому её лучше применять в упражнениях по развитию связной речи. Предметные картины располагают детей к занятиям, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного объекта. Поэтому занятия по активизации, уточнению и обогащению словаря дошкольников предполагают широкое использование предметных картин.

2.Состоит из трех частей, а лучше комбинированные: занятие + ИЗО, занятие + музыка, занятие + родной язык.

I часть – вводная (1-5 мин.): настроить детей к восприятию (беседа, загадки), младшим детям педагог еще раскрывает содержание этой картины для того, чтобы заинтересовать.

II часть – основная (от 10-20 мин. в зависимости от возраста детей): вопросы к детям. Заканчивается эта часть образцовым рассказом педагога, подтверждающим суть картины или чтением художественной литературы (описание). Для детей 5-7 лет образцом может быть рассказ ребенка. Если картина первый раз в группе, то образцом может быть рассказ только педагога.

III часть – итог занятия: сюрпризные моменты, словесная игра (подвижная), занятие по ИЗО после просматривания.

Основной словарный прием в ходе занятия – это вопросы к детям:

Основной словарный прием на этом занятии — вопрос. Употребляются разные формы вопросов:

1. Для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы ее назовем? Правильно ли дети встретили новенькую?

2. Для описания предметов: что? Какой? Где? Что делает? На что похож?

3. Для установления связей между частями картины: почему? Зачем? Для чего? Чьи? Чем похожи?

4. Для перехода за пределы изображенного: как вы думаете, что будет потом? Что было до этого? Как ты догадался об этом?

5. Вопросы о личном опыте детей, близком содержанию картины: а у тебя такие игрушки есть? А к нам в группу кто недавно пришел? Как мы встретили новенького?

6. Старшим детям для активизации словаря задается вопрос для подбора синонимов: как еще можно сказать об этом? (Несмелая, робкая, испуганная и др.) Вопросы по форме могут быть не только прямыми и наводящими, но и подсказывающими, особенно в младших группах: это котенок? Это мячик?

Цель рассматривания картины, цель задаваемых вопросов — выяснить ее основное содержание; при этом надо активизировать не словарь вообще, а определенную группу слов. Поэтому спрашивать следует об основном.

Предварительно воспитателю необходимо самому рассмотреть картину, понять её содержание, наметить, с чего начать показ картины, какие слова подчеркнуть, о чём спросить самих детей. После занятия картины ещё на несколько дней остаются в группе, воспитатель побуждает детей рассматривать их.

1. Картина подбирается заранее с учетом интереса детей, с учетом учебно-воспитательной работы, с учетом времени года, местных условий (сначала своя местность, затем другая).

2. Картина должна висеть на уровне глаз детей.

3. Заранее подбирается указка или другие атрибуты.

4. Продумать размещение детей: полукругом не всегда; в шахматном порядке; с учетом слуха, зрения, роста детей; в круг.

5. Педагог и дети, которые выходят к картине, должны стоять справа от картины.

6. После занятия картины на несколько дней остаются в групповой комнате, воспитатель побуждает детей рассматривать их.

Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2000. - 400 с.

Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. вузов, / Н. А. Стародубова - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 256 с.

Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1981.

Читайте также: