Что по вашему мнению было главной темой древнерусского искусства 6 класс кратко

Обновлено: 30.06.2024

По моему мнению, главными темами древнерусского искусства были христианские ценности, патриотизм и единство Руси.

Основные темы древнерусское искусство черпало из христианства. Творцов больше всего заботило спасение души после смерти. В этом помогали Христос, Богоматерь и святые, потому их изображали на фресках, мозаиках и иконах. Праведно жить помогали примеры святых, потому писались их жития. Наконец, поучения и другие призывы к единству также были направлены на спасение душ тех князей, к которым они обращались.

По моему мнению главной темой древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению сил против иноземных врагов-былины и сказания о богатырях, народных героях.
Х.А.А.

Было две основных темы: религиозная и патриотическая. От древнерусского религиозного искусства нам остались фрески, храмы, иконы и псалмы. От патриотического – былины и сказания о богатырях, народных героях. Но были в искусстве русичей любовные и сказочные мотивы. Только большинство древних сказок и бытовых песен до наших дней не дошли.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Собор строился из плинфы – тонкого кирпича с вкраплениями природного камня. Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых куполов. Таким образом, однокупольный византийский храм преобразовывался в характерную для Руси многокупольную пирамиду. Центральный купол расположен над пересечением двух главных помещений храма – нефов. Такие храмы называют крестово-купольными. Стены были украшены мозаикой и фресками.

3. Используя Интернет, создайте словарь терминов, встречающихся в документе.

Хоры – верхние открытые галереи или балконы внутри церкви в парадном зале и т.п.

Алтарь – главная часть храма, как правило, отделенная от общего помещения иконостасом.

Мозаика – картины из цветных камушков и стекла.

Стр. 92. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Дайте характеристику европейского культурного пространства в IХ – ХI вв. В чём проявлялось влияние культуры европейских стран на культуру Руси?

В IX–XII вв. в Европе существовало несколько культурных очагов, связь между которыми была довольно слабой. Наиболее развитая культура была в Византии, которая унаследовала многое из Античности. В Константинополе существовала школа, которую многие ученые считают первым европейским университетом. Византийская культура в данный период достигла своего наивысшего расцвета в живописи, архитектуре, скульптуре, литературе. Византия оказала огромное влияние на становление культуры Руси. В Западной Европе после падения Западной Римской империи начался резкий упадок культуры. Лишь с XI в. начинается возрождение системы образования, а с XII в. начинается новый культурный подъем в Западной Европе. Культуру многих стран Европы отличало единство и взаимодействие античного и христианского начал. На этой основе происходило становление культурных традиций Руси.

2. Что, по вашему мнению, было главной темой древнерусского искусства?

Главной темой древнерусского искусства была тема объединения государства под главенством князя, который является посланником Божьим, то есть государство под защитой Бога.

3. Используя Интернет и дополнительную литературу, проведите исследование и выясните, почему Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности и грамотности.

Крещение Руси способствовало широкому распространению письменности. Крещение способствовало быстрому развитию христианской культуры, появлению храмов и монастырей, которые становились крупными культурными центрами, при которых появлялись первые школы, что приводило к распространению грамотности среди широких слоев населения. В монастырях создавали летописи, занимались созданием других письменных памятников. После Крещения на Русь стали приезжать церковные переводчики, грамотеи, которые занимались просвещением широких слоев населения.

4. Используя иллюстрации учебника к предыдущим параграфам, сравните миниатюры из летописи с картинами художников XIX – XX вв. (например, на с. 72—73). В чём их основные различия?

Картины художников XIX-XX вв. более полно изображают процессы. Миниатюры из летописи носят глубоко религиозный характер, повсюду изображения представителей церкви, тогда как главными на картинах художников были князья и его окружение.

Как перемены в обществе, связанные со становлением и развитием государства, влияли на перемены в быте населения Руси?

§10. Культурное пространство Европы и культура Руси

§10. Культурное пространство Европы и культура Руси

§10. Культурное пространство Европы и культура Руси

Вопрос к 1 пункту. Что изучали в средневековых университетах?

На так называемых высших факультетах изучали богословие, медицину и право (светское и церковное). На так называемом низшем (философском) факультете изучали семь свободных искусств: латинскую грамматику, логику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Вопрос ко 2 пункту 1. Какие страны и народы, по вашему мнению, больше всего влияли на культуру Руси IX-XII вв.?

Больше всего влияла на Древнерусское государство, безусловно, Восточная Римская империя (Византия). Оттуда пришло восточное христианство на котором стала основываться вся русская культура. Храмы строились по образцам Константинополя (вначале приехавшими оттуда архитекторами), расписывались по тем же образцам, книги также создавались по примеру греческих и т. д.

На народную культуру больше влияли соседние народы, такие как финно-угры: не даром у финнских и русских народных сказок много общих персонажей.

Патриотизм – это любовь к своему Отечеству, готовность пожертвовать ради него всем, включая жизнь. Именно из чувства патриотизма древние греки победили персов. Именно патриотизм вдохновлял на подвиги героев Великой Отечественной войны, таких как Марат Казей, Александр Матросов и др.

Вопрос к 3 пункту 1. Кто является создателем нашего алфавита?

Наш алфавит создали монахи Кирилл и Мефодий, которые были посланы из Константинополя проповедовать в Великой Моравии.

Вопрос к 3 пункту 2. Когда была создана славянская письменность? Как назывались славянские алфавиты?

Изначально для славян во второй половине IX века было разработано два алфавита – кириллица и глаголица.

Вопрос к 4 пункту. Какие идеи были ведущими в древнерусской литературе? Почему?

В древнерусской литературе ведущими были идеи единства, а также справедливости. Это понятно. Известные нам памятники создавались либо перед самой удельной раздробленностью, либо уже во время неё. Это было неспокойное время постоянных войн между княжествами и иноземных нашествий. В таких условиях людям хотелось стабильности и единства страны, а также справедливости между князьями, потому что вражда между ними справедливостью называться не могла – все они приходились друг другу родственниками.

Вопрос к 5 пункту. Какие ещё былинные герои вам известны?

Из былинных богатырей не упомянуты ещё Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Святогор, Волх Всеславьевич и др.

Вопросы к параграфу

1. Как принятие христианства повлияло на древнерусскую культуру?

Принятие христианства заставило отказаться почти от всей культуры до крещения и сформировало её заново на основе наследия греков. Потому о верованиях, зодчестве и других сторонах жизни до принятия христианства мы почти ничего не знаем.

2. Как вы думаете, почему среди горожан Древней Руси было много грамотных людей?

Среди горожан было много торговцев. Ремесленники также имели дело с торговлей, продавая то, что сделали. Для деловых отношений требуется грамотность. Нужно элементарно уметь считать деньги, а также составлять и читать договоры. И хотя купцы многих народов обходились без этого, грамотность облегчает жизнь делового человека.

3. Какие жанры существовали в древнерусской литературе? Приведите примеры.
4. Каковы достижения древнерусского зодчества и живописи?

Древнерусские архитектура и зодчество в целом усвоили достижения Восточной Римской империи. Важно то, что у приехавших греков их переняли местные мастера. Кроме того, эти достижения стали дополняться местными особенностями, причём чем дальше от Чёрного моря, тем этих особенностей становилось больше.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Дайте характеристику европейского культурного пространства в IX-XI вв. В чём проявлялось влияние культуры европейских стран на культуру Руси?

В Западной Европе античная культура только начала возрождаться при Карле Великом, то есть незадолго до княжения Рюрика в Новгороде. Но вскоре после смерти Карла Великого начался новый упадок культуры. Очередной её подъём наблюдается только с конца XII века. Значительный толчок дали крестовые походы, благодаря которым европейцы усвоили многие достижения Востока, частично – достижения античности, сохранённые на Востоке, но исчезнувшие в Европе.

Европейская культура была основана на латинском языке и христианской вере. С её возрождением в XI-XII веках её частью стали отдельные черты античного наследия, в частности, труды философов Платона и Аристотеля. Именно на стыке античной логики и христианства возникла схоластика.

Западная Европа мало влияла на древнерусскую культуру, несмотря на династические связи Рюриковичей.

Однако если считать Европой и Восточную Римскую империю, то её влияние определило почти всю древнерусскую культуру, за исключением народных её слоёв.

Для культуру Восточной Римской империи IX-XII веков характерен расцвет. После отказа от иконоборчества искусство снова стало создавать христианские шедевры. В частности, некоторые Константинопольские школы давали по-настоящему высшее образование. Архитектура демонстрировала недостижимые для других народов высоты. Например, строительство многоэтажных домов считалось рутинной задачей и даже не отмечалось в источниках, в то время как в русских и западноевропейских городах дома обычно строились 1 – 2-этажными.

2. Что, по вашему мнению, было главной темой древнерусского искусства?

Основные темы древнерусское искусство черпало из христианства. Творцов больше всего заботило спасение души после смерти. В этом помогали Христос, Богоматерь и святые, потому их изображали на фресках, мозаиках и иконах. Праведно жить помогали примеры святых, потому писались их жития. Наконец, поучения и другие призывы к единству также были направлены на спасение душ тех князей, к которым они обращались.

3. Используя Интернет и дополнительную литературу, проведите исследование и выясните, почему Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности и грамотности.

Язычество – культура устной традиции, песен и былин. В то же время христианство – религия книжная. Она основана на Ветхом Завете и Евангелие, чётко составленном тексте богослужений и других записях. Потому вместе с христианством целенаправленно прививалась грамотность. Не даром Кирилл и Мефодий поехали в Великую Моравию и наставлять её жителей в вере, и составлять славянскую азбуку, и переводить с помощью этой азбуки церковные книги.

Рабочая тетрадь по истории России. Артасов 6 класс. Параграф 10

А) Запись событий по годам
Б) Торжественное и поучающее обращение
В) Поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских богатырей
Г) Биография человека, причисленного церковью к лику святых

Задание 4. Соотнесите термин и его объяснение.

1) Миниатюра
2) Фреска
3) Мозаика
4) Зернь
5) Скань
6) Эмаль

A) Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке
Б) Картина, составленная из цветных камешков или стекла
B) Живописная картина малых размеров
Г) Прочное стеклообразное покрытие, наносимое на металлический предмет и закрепляемое обжигом
Д) Ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки, напаянный на металлическую поверхность
Е) Узор, состоящий из множества мельчайших металлических шариков

Задание 5. Выполните задания, ответьте на вопросы.

1. Назовите византийских монахов, создателей славянской азбуки.

Создателями алфавита (глаголица) являются византийские монахи Кирилл и Мефодий.

3. Как называлось литературное произведение, написанное митрополитом Иларионом?

Задание 6. Найдите в домашней библиотеке или в Интернете описания и изображения героев былин. Запишите их имена.

  • Илья Муромец,
  • Алеша Попович,
  • Святогор,
  • Микула Селянинович,
  • Вольга,
  • Владимир Красное Солнышко,
  • Волх Всеславич,
  • Добрыня Никитич,
  • Апраксна-королевишна,
  • Чурило.

Памятник Время создания Автор (если известен)
Десятинная церковь в Киеве
Софийский собор в Киеве
Фрески Софии Киевской
Софийский собор в Новгороде
Остромирово Евангелие
Слово о Законе и Благодати
Успенский собор во Владимире
Слово о полку Игореве
Моление Даниила Заточника
Повесть временных лет
Житие Бориса и Глеба
Поучение Владимира Мономаха
Георгиевский собор Юрьева мон.
X в.
XI в.
XI в.
XI в.
XI в.
XI в.
XII в.
XII в.
XIII в.
XII в.
XII в.
XII в.
XII в.




Григорий (дьякон)
Иларион



Нестор
Нестор
Мономах

Задание 8. Используя иллюстрации на с. 84—91 учебника и Интернет, опишите, что, по вашему мнению, было главной темой древнерусского искусства (не более 100 слов).

Задание 9. Что такое патриотизм? Свое мнение обоснуйте.

Читайте также: