Анализ стихотворения толстого кратко

Обновлено: 30.06.2024

История создания

Стихотворение было написано Алексеем Толстым. Поэт имел романтическую натуру. Однако поэт был таким человеком, что он часто винил себя за ошибки, допущенные в любовных отношениях.

Читайте по теме:

Стихотворение показывает лирического героя, который просит прощения у своей любимой. При этом можно назвать и вторую тему стихотворения – счастье будет у того, кто может получить прощение судьбы.

Композиция

Стихотворение является небольшим произведением. В нём композиция развивается по линейному принципу.

Произведение является примером любовно-философской лирики Алексея Константиновича.

Средства выразительности

Тропов в стихотворении много. Каждый из них стоит на своём месте. Есть риторические вопросы, которые заставляют читателя задуматься над тем, что писал поэт.

Стихотворение “Благовест” отражает чувства поэта, который вспоминает детство и думает о Родине. Краткий анализ “Благовест” по плану, использованный на уроке литературы в 5 классе, поможет школьникам лучше понять смысл произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Благовест.

История создания – стихотворение написано Толстым в 1840 году, когда поэт вернулся в Россию после долгой дипломатической службы.

Тема – благовест (колокольный перезвон) и чувства, которые он рождает в душе православного человека.

Композиция – стихотворение Толстого состоит из двух частей. Первая описывает храм и то, как звенят колокола, а втора рассказывает о переживаниях лирического героя в связи с этим.

Жанр – лирическое стихотворение с религиозно–философскими элементами.

Стихотворный размер – двухстопный ямб, напоминающий колокольный звон.

Эпитеты – “храм пятиглавый”, “звон призывный”, “край родимый”, “край благодатный”, “непонятная тоска”, “мечта чудесная”, “пространства небесные”.

Олицетворения – “звон зовет и манит”, “сердце дрожит и тает”.

История создания

Алексей Толстой много лет посвятил дипломатической службе, по долгу которой часто выезжал за границу. И вот в 1840 году, возвращаясь после особенно длительного отсутствия, он написал стихотворение “Благовест”.

История создания этого произведения тесно связана с глубокой религиозностью автора, который считал православие “генетической” религией русского человека. Его возвращение на Родину тесно связано именно с образом православного храма. При этом и сам образ, и особенно колокольный звон вызывают у человека желание поплакать и покаяться, таким образом очистившись от злых мыслей и грехов.

Напечатано стихотворение было много позже, чем написано – только в 1856 году. Представил его на суд читателей журнал “Русский вестник”.

Основной темой произведения являются чувства, которые православный человек испытывает, услышав перезвон колоколов. При этом и храм, и колокольный звон имеют явно символическое значение: они воспринимаются не столько разумом, сколько сердцем. И пятиглавые церкви, и родные сердцу звуки – все это связано у поэта с образом России, какой он всегда хранил в своей душе.

Толстой был очень верующим человеком и считал православную религию естественной для русского человека. По его мнению, именно она позволяет ему всегда помнить о Родине в любой стране, куда бы не забросила его судьба. А благовест как бы возвращает его домой.

Композиция

Этот стих состоит их двух частей. Первые две строфы – описание православного храма, вероятно, идущие из детских лет, которые Алексей Толстой провел на Черниговщине. Вторая часть – описание тех чувств, которые лирический герой испытывает, заслышав родные звуки благовеста. Он думает о том, как колокольный звон позволяет ему забыть обо всем злом и прикоснуться сердцем к небесной чистоте.

Структурно стихотворение вообще построено интересно, поскольку первая его часть не только представляет собой два законченных предложения, но и заканчивается восклицанием. Вторая же – это одно развернутое предложение, то есть чувства лирического героя Толстой описывает как бы на одном дыхании – они возникают в его сердце с первым ударом колокола и он успевает ощутить целую их гамму до того, как прозвучит последний.

Это лирическое стихотворение, в котором явно присутствуют религиозные мотивы. Поздние исследователи причисляли его скорее к религиозной лирике.

Написано произведение двустопным ямбом, причем выбор этот не случаен: именно этот размер больше всего напоминает перезвон колоколов.

Использованная поэтом перекрестная рифма также играет художественную роль, приближая стихотворение к ритмике колокольного звона.

Средства выразительности

Для того, чтобы сделать основную мысль стихотворения более ясной, Толстой использует простые, но яркие средства выразительности, такие как эпитеты – “храм пятиглавый”, “звон призывный”, “край родимый”, “край благодатный”, “непонятная тоска”, “мечта чудесная”, “пространства небесные” – и олицетворения – “звон зовет и манит”, “сердце дрожит и тает”.

С их помощью он показывает, что Родину невозможно представить без православных храмов.

История создания

Несмотря на все преграды, пара обвенчалась. После этого супруги прожили вместе 20 лет.

Софья стала для поэта не только надежной спутницей, но и музой, вдохновением. Именно ей он потом посвящал стихи.

Краткое содержание

Встреча Толстого с Софьей Миллер

Лирический герой пришел на бал. Его мало интересовало мероприятие, и он больше был погружен в свои мысли, тревоги. Но неожиданно внимание героя привлекла незнакомка. Ее внешность остается тайной, лишь печальные глаза выделяются на лице. Голос незнакомки звенел как музыка, напоминая свирель или морские волны.

Незнакомка сразу покорила лирического героя. Ему понравился тонкий стан и задумчивый вид. Звонкий и грустный смех очаровывал. Все это резко контрастировало с грустными глазами. Герой понимал, что начал поддаваться чувствам, но он боится себе в них признаться. Ночами, во снах, ему является образ незнакомки, и он слышит ее голос и смех.

Все это заставляет засыпать героя с особой грустью. Он не понимает, любит ли он девушку или нет.

Для него это серьезное чувство, которое не достойно пренебрежения или легкомысленности. Поэтому он постоянно размышляет, взвешивает все за и против. В конце герой все же делает однозначный вывод: он любит незнакомку.

Анализ произведения

Стихотворение написано в жанре любовной лирики. В нем лирический герой обращается к своей возлюбленной и откровенно рассказывает о своих чувствах. В тексте можно найти черты послания, так как автор, прежде всего, адресует строки своей избраннице.

Анализ стихотворения Толстого позволяет определить размер текста — трехстопный амфибрахий. Именно он создает особую мелодичность и возвышенность. В композиции работы можно выделить несколько частей:

  1. Прибытие героя на бал.
  2. Встреча с незнакомкой.
  3. Переживания героя.

Стих Толстого наполнен переживаниями. Мимолетная встреча стала роковой для поэта. Он сразу влюбился и покорился этому чувство.

При написании стихотворения Толстой использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт описывает бал шумным, суету мирской, глаза печальными;
  • олицетворение — автор рассказывает о том, как тайна покрывала незнакомку;
  • сравнения — поэт сравнивает звучание голоса со свирелью и морскими волосами.

Тема стихотворения — чувства, которые могут возникнуть в любой момент. Стоит столкнуться с незнакомой женщиной, и все, появляется страсть и любовь. Но не красота впечатлила поэта. В тексте он намеренно не описывает внешность героини, только одну деталь автор выделяет: печальные глаза. Но даже они привлекли внимание автора только по причине резкого контраста со звонким голосом.

Стихотворение Алексея Константиновича Толстого очень эмоциональное. Ему удалось талантливо передать чувства от встречи с незнакомкой и переживания после этого. Это уникальная работа для творчества Толстого. В ней скрывается важная мысль — любовь нужно беречь и ценить, она не прощает легкомысленности и небрежности. Поэту удалось показать еще кое-что. Порой любовь начинается не с красоты, а с малозаметных деталей.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Средь шумного бала, случайно.

История создания – Стих написан в 1851 году, после знакомства молодого поэта с Софьей Миллер, впоследствии ставшей его супругой.

Тема стихотворения – Впечатление от знакомства с прекрасной девушкой, осторожное признание в любви.

Жанр – Любовная лирика.

Стихотворный размер – Трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки.

История создания

В отличие от большинства своих собратьев по перу, Алексей Константинович никогда не имел славу повесы и покорителя женских сердец. Однако в возрасте 33 лет он оказался в центре компрометирующей любовной истории, которая долгое время служила предметом пересудов в высшем обществе.

На одном из светских приемов поэт был покорен Софьей Алексеевной Миллер. Его не столько привлекла внешность молодой женщины, сколько ее острый ум и образованность. Софья владела 14 иностранными языками, обладала глубокими познаниями в области естественных наук, литературы, живописи, музыки.

В центре повествования – описание впечатления, которое произвела на лирического героя незнакомка на балу. Примечательно, что при описании молодой женщины автор делает акцент не на ее внешности, а на грустных глазах и детском, звонком смехе. Столь резкий контраст глубоко впечатлил автора, запал ему в сердце.

Понимая, что в его душу проникла любовь, лирический герой все же с большой осторожностью признается в этом. Он пытается оценить, насколько глубоким и сильным является это чувство, и возможно ли дальнейшее развитие отношений между ним и его избранницей. Для него любовь имеет слишком большую ценность, чтобы относиться к нему легкомысленно или пренебрежительно.

Композиция

Композиция произведения состоит из двух основных частей. В первой части описывается сильное впечатление, которое оказала на лирического героя встреча с прекрасной девушкой с печальными глазами и звонким смехом.

Вторая часть полностью посвящена переживаниям лирического героя, его внутреннему состоянию и готовности открыто признаться в любви к замужней женщине.

Стихотворение написано в жанре любовной лирики и является обращение лирического героя к своей возлюбленной.

Стихотворный размер – трехстопный амфибрахий с использованием перекрестной рифмовки. Благодаря этому стих приобретает особую возвышенность и музыкальность.

Средства выразительности

В произведении средств художественной выразительности не так уж много, однако поэт употребил их с таким мастерством, что они в полной мере отражают всю глубину и силу его эмоционального состояния.

Читайте также: