Капище это что такое кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ка́пище (идолище, языческий храм, жрище, поганище, кумирня) — пространство языческого храма, расположенное за алтарём, и предназначенное для установки капей (статуй (кумиров), изображающих богов) или иных сакральных предметов, место отправления служб. У западных славян вместо капища использовалась гонтина.

Гонтина (Гонтына, польск. gontyna, kącina) — языческий храм у славян, с помещениями для ритуальных пиров и хранения священных знамен. В отличие от капища это крытое строение. Гонтины появились значительно позже, чем капища и священные рощи. Термин gontyna создан искусственно примерно в 1860 Брониславом Трэнтовским, на основе немецкого слова gont из немецких хроник 12 века.

1) Капище — "капь" — изображение, идол, изваяние, статуя — древнеязыческое культовое сооружение. Обычно выглядело в виде двускатного навеса с украшениями, возведенного на столбах, под ним находились идолы и жертвенный инвентарь.

2) Капище — (1Ц 31.9; 3Ц 11.7; 12.31; 13.32; 14.23; 4Ц 17.29,32; 23.19; Иер 43.12; Ос 8.14; Иол 3.5; 1Кор 8.10) — место поклонения идолу (идольский храм) или комплекс сооружений для тех же целей на высотах (см.).

3) Капище — (древнеслав.: капь, кипь — изваяние, идол ), культовое сооружение древнеславянских язычников. Упоминается в "Слове о Законе и Благодати" митр. Илариона (XI в.). Одно из древнейших капищ открыто при раскопках в Перыни близ Новгорода .

4) Капище — языческий храм у славян; место в храме, где приносились жертвы богам. Изображение языческого божества в виде статуи, изваяния.

Система древнего мировоззрения повсюду находила в природе различных божеств и требовала создания условий для общения человека с духовным миром. Если в обыденной хозяйственной жизни человек находил духов низшего уровня (зачастую равных с человеком по статусу), то для общения с высшими божествами требовались особые места, роль которых исполняли как естественные, так и созданные человеком святилища.

Ученым удалось выделить ряд основных признаков, характерных для культовых памятников славянства. Прежде всего это особая круглая форма капищ, а также их расположение на труднодоступных и неиспользуемых территориях (вершины гор, острова, болота, леса); отсутствие культурного слоя; долговременное использование ритуальных костров.

Типы святилищ

Известные на сегодняшний день славянские языческие святилища условно можно отнести к пяти различным типам:

  • Круглые площадки — капища, с идолом в центре и ограниченные рвом или системой ям.
  • Малые городища — святилища, круглые площадки огороженные рвом и невысоким валом.
  • Храмы — деревянные постройки, внутри которых находились идолы.
  • Городища — убежища, на которых располагались святилища.
  • Большие культовые центры в которых сочетались все типы святилищ и почитание отдельных природных объектов.

Культовые объекты

Многочисленные источники донесли до нас сведения о почитании славянами природных культовых объектов. Среди них можно назвать камни, родники, колодцы, деревья, болота, озера, деревья, вообще все объекты, выделявшиеся по тем или иным причинам из окружающего ландшафта. Например, поклонение деревьям нашло отражение в находках двух моренных дубов, поднятых из Днепра — в них были вбиты кабаньи челюсти. У подобных естественных святилищ вплоть до недавнего времени устраивались народные празднества, донесшие до нас отголоски старых языческих обрядов.

Подобные объекты с трудом поддаются археологическому изучению — влияние времени и чрезвычайное разнообразие не позволяют как-либо классифицировать их.

Культ камней

Больше можно сказать о культе камней. Часто они имеют определенную грубую обработку, смысловую символику, либо естественные углубления, которые позволяют судить о роли данного природного объекта в языческом ритуале. Почитание камней порой непосредственно связано с находящимся по близости капищем. Например, недалеко от городища-святилища расположенного у Кулишевки известен камень с двумя овальными углублениями, известным по местным легендам как "божьи ноги".

Курганные некрополи

К культовым объектам можно отнести так же курганные некрополи. Обладая той же формой, что и основная масса славянских святилищ курганы так же являлись местом совершения треб, по-видимому, предкам. Отголоски поминальных трапез и тризн сохранились до наших дней.

Священным объектом в доме отдельной семьи была печь. К ней были обращены просьбы домочадцев и целый комплекс бытовых ритуалов. По поверьям именно в печи (или за печью) обитали домовые духи низшей ступени духовной иерархии и находился главный выразитель божественной воли — огонь.

Жертвенные ямы

Для ритуальных нужд отдельных семей или родов устраивались особые жертвенные ямы. Связаны они с культом земледельческих работ и плодородия в целом.

С развитием родоплеменных отношений возникла потребность в создании мест для общих ритуальных действий представителей всего племени. С развитием института жречества наряду с естественными природными святилищами появляются особые рукотворные капища, на которых обычно выделялось почитание определенного божества. Это способствовало укреплению связей и развитию племенной общности.

Идолы

Центральным культовым объектом на капище являлся идол - скульптурное изображение того или иного бога, которому по видимому и было посвящено святилище. Иногда место идола занимал природный объект, чаще всего камень. Именно к этому кумиру были обращены прошения и ритуальные обряды совершаемые на капище. По-видимому, скульптурное изображение служило своеобразным "посредником" между человеком и определенной силой природы — богом.

Славянские идолы чаще всего представляли собой антропоморфные фигуры, выполненные в полный рост (чаще всего 2—2,5 метра), наделенные определенной атрибутикой, с четкими чертами лица. Столб мог быть как круглым в своем основании, так и четырехгранным. Известны так же простые рельефные изображения голов на длинном и толстом стержне. Помимо кумиров выполненных в полный рост известны небольшие изображения, возможно олицетворяющие духов-покровителей отдельной семьи.

Отличительной чертой славянских идолов было убранство. Кумир мог иметь в правой руке определенный предмет: рог, кольцо, меч, связанный с тем или иным богом. Венчала изваяние чаще всего шапка (либо шлем), сходная с поздними княжескими головными уборами.

По-видимому, основным материалом для изготовления идолов служило дерево. Многочисленные упоминания деревянных изваяний известны в летописях. В источниках известны также упоминания кумиров из иных материалов, например "Слово об идолах" (XI век): "начаша кумиры творити, ови деревяны, инеи медяны, друзеи мраморяне и золотеи и серебряны".

Среди археологических источников наиболее многочисленны находки каменных идолов. Среди них выделяют несколько типов: столбы, столбообразные с одним или несколькими лицами, столбообразные с объемной головой, рельефные головы. Отмечены также характерные черты славянских каменных идолов: схематичность изображения, общая прямоугольная (чаще с четермя сторонами) форма, фронтальность постановки фигуры.

Чаще всего идол занимал центральное положение на капище. Иногда он смещался к противоположному от входа концу святилища. В таком случае центральное место занимал ритуальный жертвенник.

Капище — устройство

Одним из самых распространенных типов славянских культовых сооружений являются относительно небольшие (от нескольких до нескольких десятков метров в диаметре) площадки — капища. Обычно они служили местом поклонения какому-либо определенному кумиру, либо природному объекту (чаще всего камням). Реже на подобных капищах находят столбовые ямы нескольких идолов (например, капище в Ходосевичах, Белоруссия).

Площадки-капища обычно располагались за территорией поселения или на окраине могильников. Территория святилищ иногда была вымощена камнями или покрыта глиной. О проведении здесь языческих обрядов говорит обожженная поверхность - по-видимому, тут регулярно разжигали ритуальные костры.

Наиболее характерным признаком славянских святилищ является их круглая (реже овальная) форма. В центре обычно помещался кумир или иной культовый объект. Иногда центральная часть капища была дополнительно обнесена внутренним кругом из столбовых ям (вероятно, для установки в них дополнительных кумиров или требников), камней или земли, ограждавших центральную площадку. Подобная площадка, по-видимому, была подножьем основного кумира.

Капища обносились своеобразными сакральными заграждениями от злых сил. Самым характерным типом подобных заграждений были ровик или канавка, неглубокая, но достаточно широкая (2—5 метров) с плоским дном, на котором разжигались очистительные огни. Иногда в подобных канавках находят остатки жертвоприношений: кости животных и осколки глиняной посуды, а также охранительные предметы — ножи, топоры, гривны. Система рвов могла перейти в систему отдельных ям вокруг святилища, на дне которых горел огонь (подобную структуру имеет капище Перуна на урочище Перынь — здесь обнаружено восемь радиальных ям, на дне которых сохранились следы костров).

Распространены были также оградки капищ из камней (например, капище у Вышегрода, Польша). В сакральном смысле камень понимался как нечто незыблемое, своеобразный символ прочности и сохранности и, по видимому, широко применялся в обрядовой практике (например, находки каменных наконечников для стрел). При оставлении святилища иногда их забрасывали камнями. В источниках встречаются упоминания оград и других типов: из дерева (частокол) или плетня.

Идея круга нашла свое отражение во всех типах славянских святилищ. Воплощена она и в так называемых малых городищах — святилищах. Они представляют собой небольшие (от 7 до 30 метров в диаметре) площадки, огороженные системой концентрических рвов и валов. Известны городища - святилища по всей территории славянского мира.

Эти культовые памятники располагались на уединенных территориях, непригодных для ведения сельского хозяйства и защищенные естественными преградами. Основные места постройки подобных святилищ — острова сухой земли на болоте (известны в основном в Смоленьщине и Белоруссии), крутые берега рек (Прикарпатье), холмы или горы (Польша), острова на озерах (Германия). Своеобразное положение определило названия ряда таких памятников — болотные городища.

Сакральная сущность подобных городищ — святилищ заключалась по-видимому в убежище от действий злых сил. Удаленность и труднодоступность способствовали защите общины, построившей подобное убежище, не только от духовных, но и от физических противников. Как отмечал Б.А.Рыбаков "несомненна их связь с культом подводно-подземных сил "нижним миром", лучше всего выраженная самим болотом", местом на котором в основном и располагались подобные памятники.

Дома-контины

Иногда в качестве языческих храмов рассматриваются дома-контины, места сбора населения для ритуальных пиров, хранилища ценных предметов, содержавшие по-видимому и "кумирни идольские".

Рассматривая вопрос о языческих храмах, академик Б.А.Рыбаков отметил селище Грудок, на котором обнаружены остатки подобной контины. Она представляла собой круглое наземное сооружение внутри, которого обнаружены остатки жертвенного кострища с глиняным основанием. Ближе ко входу обнаружены следы обгоревшего дерева, по предположению Рыбакова бывшего некогда идолом. По бокам сооружения выявлены ниши, в которых также находились кумиры. При круглой форме постройки и центральном положении жертвенника вполне естественно предполагать наличие дымового отверстия в кровле здания.

Возможно, подобные контины, в которых устанавливались идолы, и являлись собственно языческими храмами, служившие обрядовым целям отдельного села или общины.

Помимо характерной для славянского язычества круглой формы святилищ встречались и прямоугольные (квадратные) здания. Кроме Арконского храма к подобному типу относится постройка около села Зеленая Липа на Днестре. Имея квадратную форму, контина был сложена из параллельных бревен, обмазанных глиной. В центре выявлена глубокая яма со следами вертикально стоящего столба, возможно идола.

Древнее язычество оставило многочисленные материальные памятники, показывающие высокий уровень развития славянской культуры. Среди них особое место занимают святилища — религиозные и общественные центры древнего общества.


КА́ПИЩЕ, -а, ср. Языческий храм у восточных и прибалтийских славян дохристианского времени (ист.). || перен.; чего. Средоточие чего-л. отталкивающего, тягостного. Я хотел одного: чтобы это капище нищеты и грязи [одесский базар] было сожжено, развеяно по ветру. Паустовский, Время больших ожиданий.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Ка́пище (святилище, устар. идолище, жрище, поганище, кумирня) — культовое место, на котором устанавливались идолы языческих богов, языческий храм. У восточных славян ни письменным источникам, ни археологии неизвестны языческие храмы.

В классический период капище отделялось от требища (площадки перед алтарём) сакральным занавесом (в Арконском Храме это были тяжёлые ковровые занавеси, в современном храме Ясукуни — легкая раздвижная стенка). Однако, как показали раскопки на горе Богит, занавес устанавливался не везде. После начала гонений на язычников у славян занавес используется редко.

В храмах античной Греции и Рима, а также в этрусской традиции капище заменяется целлами — специально построенными крытыми помещениями.

В капище имеет доступ только жрец и его помощники.

КА'ПИЩЕ, а, ср. (книжн. устар.). 1. Языческий храм. 2. перен. Место служения чему-н. вообще (ритор.). Из капища наук явился он (поэт Языков из университета) в наш сельский круг. Пшкн.

ка́пище

1. истор. религ. место языческих сборов и обрядов с соответствующими культовыми сооружениями и изваяниями

2. истор. религ. пространство языческого храма, расположенное за алтарём, и предназначенное для установки капей (статуй, изображающих божеств) или иных сакральных предметов

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова корсар (существительное):

Ка́пище — древнеславянское слово, которым обозначается пространство языческого храма, расположенное за алтарём, и предназначенное для установки капей (статуй, изображающих богов) или иных сакральных предметов.

В классический период капище отделялось от требища (площадки перед алтарём) сакральным занавесом (в Арконском Храме это были тяжёлые ковровые занавеси, в современном храме Ясукуни — легкая раздвижная стенка). Однако, как показали раскопки на горе Богит, занавес устанавливался не везде. После начала гонений на язычников у славян занавес используется редко.

В храмах античной Греции и Рима, а также в этрусской традиции капище заменяется целлами — специально построенными крытыми помещениями.

В капище имеет доступ только жрец и его помощники.

Ссылки

См. также

Источники

  • Русанова И., Тимощук Б. Языческие святилища древних славян. М: Ладога-100, 2007. ISBN 5-94494-051-3
  • Павлов Н. Л. Алтарь. Ступа, Храм. М: Олма-Пресс, 2001. ISBN 5-224-01571-5
  • Мурзін В., Ролле Р., Супруненко О. Більське городище. Київ-Гамбург-Полтава, 1999.
  • Тодорова И. Култът към мъртвите в магичните ритуали на Балканите. В. Търново, 1994.
  • Устройство храма
  • Славянская мифология
  • Язычество

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Капище" в других словарях:

капище — идолище, языческий храм, жрище, поганище, кумирня; божница идолопоклонников (Даль) См … Словарь синонимов

капище — КАПИЩЕ, святилище, устар. кумирня, устар. мольбище … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

КАПИЩЕ — КАПИЩЕ, а, ср. Языческое культовое сооружение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

КАПИЩЕ — ср. (капость? capella?) идолище, языческий храм, жрище, поганище, кумирня; бурханище, монгольский храм; пагода, индийский: вообще, божница идолопоклонников. Капищный, к капищу относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

капище — 1. Славянский языческий храм 2. Открытая площадка, на которой стояли изображения идолов [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики здания, сооружения, помещения EN slav heathen temple DE heidnischer… … Справочник технического переводчика

КАПИЩЕ — 1. славянский языческий храм 2. открытая площадка, на которой стояли изображения идолов (Болгарский язык; Български) капище (Чешский язык; Čeština) slovanská pohanská svatyně (Немецкий язык; Deutsch) slawischer Tempel; heidnischer Tempel… … Строительный словарь

капище — а, с. 1) Языческий храм дохристианского времени. [Борис Петрович] на острове Капри лазил на страшные скалы, глядел капища поганых римских богов и прилежно осматривал католические монастыри (А. Н. Толстой). 2) перен., обычно чего Место служения… … Популярный словарь русского языка

капище — КАПИЩЕ, а, ср Сооружение культового назначения у славян язычников в дохристианский период. В 168 году селевкидский царь Антиох IV начал жесткие гонения против религии Ветхого Завета. Книги Писания предавались огню, обряды запретили, а храм… … Толковый словарь русских существительных

капище — а, ср. Языческий храм, место жертвоприношений идолам. ► В каком то капище был деревянный бог, И стал он говорить пророчески ответы И мудрые давать советы. // Крылов. Басни // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

Славянские языческие капища — места силы и почитания богов

К апища — особые места почитания богов, или места силы. Древние капища наших предков располагались, как правило, на возвышенностях вдали от населённых пунктов. Эти священные места предназначены для почитания и славления богов, принесения им треб, устроения обрядов и священных празднеств. На капищах были установлены так называемые капи (изваяния богов).

славяне, ведическая культура, меч

Итак, из всех вышеприведённых версий, не противоречащих друг другу, а скорее дополняющих смысловую основу слова, капище — это в древней Руси место особой силы, огороженное по кругу, находящееся на возвышенности, являющееся средоточием высших сил. Это сакральное место для установления капи, где происходят обряды почитания и славления богов.

Сколько раз, поднимая голову в небо и глядя на звёзды, мы задавали себе вопросы о том, как устроен мир? В детстве это было часто, потом всё реже и реже, а потом мы и вовсе перестали глядеть в небо, потому что в материальном мире появилось больше актуальных забот. Но вопросы-то остались без ответа…
Попробуем разобраться в том, что нам о мироустройстве говорят Веды — древние писания, в которых содержится информация и об окружающем мире, и о нас самих.

Как выглядят славянские капища

Внешнее и внутреннее устройство древних капищ

Согласно сведениям, полученным на основании проведённых археологических раскопок, можно выделить общие особенности структуры и устройства культовых объектов славян. Чтобы определить, каково было устройство капищ наших предков, выделим ряд конструктивных деталей, которые были характерны для большинства святилищ.

славянский народ, солнце, капище

славянский народ, ведическая культура

Есть ещё несколько характерных черт капищ и святилищ, в частности: вход в капище, огневище, Алатырный камень и капь должны быть на одной линии; близ капища должен располагаться лес, священная роща; на территории святилищ должны быть родники, водоёмы с чистой водой, священные колодцы или целебные источники; перед входом — открытое место, поляна, где собирался народ.

По мнению А. С. Фаминцына, вряд ли круглый год кумиры стояли под открытым небом, даже без навеса, ибо не всякая погода благоволит совершению обрядов и принесению треб без какого-либо укрытия. Вероятно, на территории капища всё же было некое крытое святилище, о котором просто не упоминалось в христианских летописях. Тем не менее, у балтийских славян, согласно летописям и данным археологических раскопок в Гросс-Радене (Шверин, Германия) и других местах, были храмы. Согласно сведениям археологов 2 , остатки одного восточнославянского деревянного храма XI–XII вв. были обнаружены около села Западная Липа на Днестре 3 . Установленный на вершине останца, храм имел двойные стены из брёвен, обмазанных глиной. В нём археологи обнаружили место для треб, а около него священный колодец. Подобные сооружения были найдены на территории городища Рудники, а также Звенигородский храм, внутри которого стоял идол. Вполне возможно, здесь имело место влияние западных славян, поэтому не будем останавливаться на утверждении этой версии о крытых восточнославянских храмах.

Некоторые учёные считают, что культовые сооружения у восточных славян были наподобие тех, что известны нам из летописных источников о балтийских славянах, другие полагают, что всё же восточнославянские племена отличались тем, что их святилища всегда были под открытым небом, что ни в коем случае не умаляет их значимость, а скорее напротив — указывает на истинное единение с Природой.

Ибо Храмом Родовым является сама Природа-Матушка, лишь в полном единении Духом с коей обряды во славу богов наших свершаться могут. Потому святилищами почитались и священные рощи, дубравы, и камни, и берега озёр да рек, где живой лик Солнца Трисветлого сияет и светом своим места почитания богов озаряет.

славянский народ, ведическая культура

Языческое капище — типология и структура

Рассмотрим, какие типы капищ можно выделить:

  • обрядовые места: огороженные по кругу рвом или забором из камней, деревянных кольев из сушняка, частоколом или плетнём места почитания под открытым небом на лоне Природы;
  • культовые сооружения: деревянные храмы, с расположенными внутри чурами богов;
  • святилища: круглые площадки, огороженные рвом или небольшим валом.

Капища могут быть посвящены всем богам, Триглаву или одному богу, кумир коего устанавливается в центре.

славянский народ, ведическая культура

Функции и предназначение капищ. Обряды на капище

На капище свершаются обрядовые священнодейства, обход по коло, славление богов и принесение треб и даров богам. На крупных обрядовых священнодействах присутствуют волхвы и жрецы богов.

На капище жертвоприношение, или принесение треб богам, происходит в следующей последовательности: очищение, призыв природных духов места, зачин обряда, славление богам, принесение треб и завершение обрядового действа. Делается всё так, чтобы Сердце чувствовало единение с высшими силами.

Бог Род — бог-прародитель, изначальная созидающая сила, творец мироздания, существующий вне времени и пространства. Он поРОДил всю Вселенную. Всё сущее в этом мире есть его творение, из него произошедшее и в нём неизменно пребывающее. Он есть изначальная беЗпричина всего сущего. Род является персонификацией многообразия богов и предков в единстве проявленном.

На капище славяне приносили всегда беЗкровные жертвы богам, или требы — в виде кваса, киселя, мёда, каравая, масла, молока, зерна, каши. Возносились они в небесную обитель богов через краду священного огня. Обряд сей символизирует единение Неба и Земли, посредником в коем проявляет себя огонь-Сварожич.

Дабы принести требу и вознести славление богам, входят на требище, как правило, с западной стороны лицом к Солнцу (на восток). К богам обращаются только с чистым сердцем. На территории святилища всё должно быть благопристойно и мирно. Здесь нет места суете бренного мира и думам о мирском. Поэтому негоже находиться на капище с мрачным настроением и дурными мыслями. Также пред свершением обрядов и преподнесением даров богам до́лжно совершить омовение и надеть чистые одежды.

На капище должны во время треб и обрядов быть возожжены очищающие костры по всем восьми сторонам света. Пламень огненный на требище возжигается от Живого Огня, который добывается особым способом.

славяне, веды, боги

Обход обрядовый на капище во славу богов светлых происходит посолонь (то есть по кругу по часовой стрелке). Чтить богов Тёмной части Кологода стоит противосолонь (против часовой стрелки).

На капищах также происходят торжественные благословения плодов, дарованных щедрой Землёй-Матушкой. Из обрядов известно также, что на Радогощ (в день Осеннего равноденствия) на капище сжигали соломенную птицу в знак прощания со светлой частью Кологода 4 (считается, что в этот святодень врата Сварги Пречистой закрываются, дабы открыться вновь с весенним Солнцем).

Древние капища славянских богов

Славянские капища в России и в мире

Где именно стояли древние капища ныне установить доподлинно невозможно. Однако есть версии и предположения, основанные на археологических данных и анализе топонимических названий. По сохранившимся с давних пор названиям некоторых мест можно определить, что эти места были связаны с теми или иными богами. Конечно, редко где упоминалось непосредственно имя бога, но определённые черты, свойственные богу, а также имена христианских святых, коими были заменены боги, могут быть отражены в названиях мест.

славяне,лодка, веды

Церковь св. Власия на одной из новгородских улиц, древнее название коей Волосовая, возведена на месте, где по преданию стоял кумир Волосов (Велеса). В названиях некоторых монастырей можно обнаружить имя Велеса, например: Волотов монастырь и церковь Богоматери на Волотове. Эти места могут также являться капищами Велеса в древности.

Считается, что капища Велеса, как правило, находились в лесах или на берегах рек и озёр. Природными святилищами Велеса почитаются места силы, где лежат камни священные, или валуны. Одним из таких мест считается Голосов (Велесов) овраг в Коломенском (г. Москва), подробнее о нём можно почитать здесь.

В окрестностях Переславля-Залесского, на берегу Плещеева озера, находится Ярилова Гора, которая в стародавние времена была капищем Ярилы, сына Велесова. Рядом с этой горой лежит древнейший валун Синь-камень. Николаевский монастырь во Владимире над рекою Каличкою по преданию был возведён на месте уничтоженного капища.

Капища — это места силы, которые были использованы христианами, чтобы строить на них свои церкви, монастыри и храмы. Можно смело предположить, что все места земли русской, где стоят нынче или ранее стояли, но были разрушены, старинные христианские храмы, изначально являлись капищами и святилищами родных богов наших. Из этого также следует вполне очевидный вывод, что христианство пришло на Русь не благодаря добровольному принятию новой веры душой и сердцем, а внедрено было большей частью насильственно.

корабль, славяне, веды

Но не все капища были разрушены с приходом христианства, о чём свидетельствуют раскопки. Рассмотрим, какие ещё места предполагаемых святилищ были найдены учёными в России и мире. Культовым религиозными центрами, расположенными в крупных городищах-святилищах, на возвышенностях, наряду со знаменитой Арконой, вероятно, являлись: святилище на горе Шлежа в Силезии, капище на Лысой Горе (Польша), святилище в Добжешуво в Свентокжицких горах и в Радзиково в Польше, вышеупомянутое святилище Перынь под Новгородом, а также збручские городища Богит, Звенигород и Говда (Украина). Священные горы на берегу реки Збруч прославились благодаря найденному здесь в 1984 г. знаменитому Збручскому идолу. На Богите находилась площадь, в центре которой стоял идол (сохранилось квадратное углубление), огороженная по кругу с симметрично расположенными по периметру восемью ямами. Чуть ранее в статье было сказано про Перынь, которое также было огорожено рвом с восемью выступами. Похожую структуру капищ можно отметить на Воргольских скалах в Липецкой области и Поганьско (Чехия).

Древние капища в Москве

Столица России город Москва, возможно, являла собой изначально городище с расположенным в центре капищем. В центре сейчас находится территория Кремля и Красная Площадь.

Известно, что у славян существовали целые городища-святилища, огороженные по кругу глубоким рвом, не имеющим оборонительного значения. В центре такого городища находилась площадка с идолами. Можно предположить, что центральное капище славянских богов некогда находилось на территории, где сейчас расположен Храм Василия Блаженного на Васильевском спуске Красной площади.

Многие исследователи высказывают предположение, что здесь находилось капище Перуна, обосновывая это строением храма: центральный шатровый храм и восемь церквей вокруг, что схоже с предполагаемой формой капища Перуна — восьмиугольником, который отражает один из символов Перуна — восьмилучевое коло. В центре был установлен кумир Перуна и по восьми направлениям света были распределены окружающие его святилища богов. Эта символика, по-видимому, была использована архитекторами при проектировании храма на этом месте. Как ни странно, в храме можно обнаружить древние символы Солнца.

славянский народ, славяне, веды

Известно, что здесь была возведена первая христианская церковь Рождества Иоанна Предтечи рядом с Боровицкими воротами. Купала, или, как его уже именовали христиане Иван Купала, был прототипом Иоанна Крестителя, или Иоанна Предтечи. В 1461 году на месте деревянной церкви построили каменный храм. По имени придела позже её именовали «Церковь святого Иуара 11 . Судя по названию, вероятно, здесь также могло находиться капище Ярилы, сына Велесова. В 1493 году церковь сгорела и только в 1508 г. была восстановлена. Но в 1847 году её вообще разобрали, якобы по причине того, что она портила Николаю I вид на Царский дворец из Замосковоречья. Но главной причиной являлось то, что около храма оставался чудодейственный священный камень, к которому продолжали ходить москвичи за исцелением. Известно, что на праздник Купалы к нему носили детей для исцеления от недугов 12 .

О возрасте египетских пирамид споры ведутся уже не первое столетие. Но версии оппонентов различаются лишь тем, что одни говорят о том, что построены эти сооружения были 4500 лет назад, а другие утверждают, что 12500 или ещё раньше. Даже историки-альтернативщики убеждены в глубокой древности пирамид. А ведь на самом деле всё может обстоять совершенно иначе.

В Москве можно предположить ещё много мест, где в стародавние времена могли находиться капища родных богов, будь то Трёхгорка Пресни, Воробьёвы горы, Поклонная гора и т. д. В рамках данной статьи не будем останавливаться на них подробно. Ясно одно, у нас большой простор для исследований и изысканий, на основе уже известных фактов и версий, можно определить местонахождение множества священных мест по всей России.

славянский народ, веды, славяне

P. S. Со времени прихода на землю русскую христианства было уничтожено многое, что связывало нас с обычаями и традициями наших предков. Но можно ли навсегда искоренить то, что живёт в сердце и на чём взращена душа? Вряд ли. Поэтому неизбежно возрождаются исконные верования, ибо обитель их священная — сердца наши. Можно уничтожить капища, кумиры богов и другие рукотворные культовые объекты, но нельзя уничтожить тот светлый источник, сияющий в наших душах, являющийся искрой от вечного света вышнего святилища Сварги пречистой. Потому мы, дети богов, не предали их, не отвернулись и не забыли, но в капище сердца своего из века в век бережно несли Любовь и хранили верность.

к а пище, капища, ср. (книж. устар.).

1. Языческий храм.

Архитектурный словарь

Славянский языческий храм.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, а, ср.

Языческий храм, место жертвоприношений идолам.

* ► В каком-то капище был деревянный бог, И стал он говорить пророчески ответы И мудрые давать советы. // Крылов. Басни // *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

к’апище ( 1Цар.31:9 ; 3Цар.11:7 ; 3Цар.12:31 ; 3Цар.13:32 ; 3Цар.14:23 ; 4Цар.17:29 ,32; 4Цар.23:19 ; Иер.43:12 ; Ос.8:14 ; Иоил.3:5 ; 1Кор.8:10 ) — место поклонения идолу (идольский храм) или комплекс сооружений для тех же целей на высотах ( см. ).

Словарь по мифологии М. Ладыгина.

Ка́пище - у древних славян место принесения жертв богам и отправления ритуальных обрядов.

Источники:

● М.Б. Ладыгин, О.М. Ладыгина Краткий мифологический словарь - М.: Издательство НОУ "Полярная звезда", 2003.

Словарь Ожегова

КАПИЩЕ, а, ср. Языческое культовое сооружение.

Словарь Ефремовой

  1. ср.
    1. :
      1. устар. Языческий храм.
      2. перен. Место поклонения, служения чему-л.

      Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

      — древнее, церковно-славянское и русское слово, которым обозначаются: 1) алтари идоложертвенные, иногда называемые К. эллинские, даже если они и не греческие: так, царь Феодор Иванович велел разрушить К. у корелы; 2) статуя или истукан идольский, напр. "К. Афинино".

      Читайте также: