Календарно тематический план психолога в коррекционной школе

Обновлено: 04.07.2024

Цель: обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.

Задачи:

  • выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
  • осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
  • обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
  • обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья для успешной социализации;
  • поддерживать в решении задач личностного самоопределения и саморазвития обучающихся;
  • оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.

Основные направления работы педагога-психолога:

Организационно-методическая работа. Цель: создание методической базы информации, программ, рекомендаций по работе с учащимися с ОВЗ.

Диагностическая работа. Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Коррекционно-развивающая работа. Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Консультативная и просветительская работа. Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся, повысить уровень психологической культуры родителей и педагогов.

План работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ на 2019–2020 учебный год представлен в Приложении.

Оценить 2231 0

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

педагога-психолога с учащимися 1-4 классов

на 2019-2020 учебный год

Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Основные направления работы:

диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности, развития пространственно-временных представлений);

диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграции (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);

формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса обучающегося в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения (формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях);

формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).

1 А, Б классы

Дата проведения

Диагностика познавательных процессов (внимания, мышления).

Диагностический инструментарий психолога

Диагностика познавательных процессов (мышления, памяти).

Диагностический инструментарий психолога

Развитие мотивации к обучению.

Ориентация в пространстве. Развитие произвольности внимания, восприятия, воображения. Зрительный анализ.

Развитие произвольности внимания, восприятия. Ориентация в пространстве.

Развитие произвольности восприятия. Развитие мелкой моторики. Ориентация в пространстве.

Развитие мышления, произвольности, воображения. Ориентация в пространстве.

Развитие произвольности восприятия, внимания. Развитие моторики. Ориентация в пространстве.

Развитие восприятия, произвольности внимания. Зрительный анализ. Ориентация в пространстве.

Ориентация в пространстве. Развитие произвольности внимания.

Развитие произвольности восприятия, произвольности запоминания, произвольности внимания.

Развитие воображения, произвольности восприятия. Ориентация в пространстве.

Ориентация в пространстве. Развитие моторики. Развитие произвольности восприятия.

Развитие произвольности внимания, запоминания, восприятия. Развитие воображения, мышления.

Развитие концентрации внимания, произвольности восприятия, запоминания. Развитие мышления.

Развитие мышления. Развитие произвольности восприятия. Зрительный анализ.

Развитие произвольности запоминания, восприятия. Развитие воображения.

Развитие логического запоминания, мышления. Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления, произвольности запоминания. Развитие произвольности внимания.

Развитие мышления. Развитие произвольности восприятия.

Развитие произвольности внимания. Развитие мышления. Развитие моторики.

Развитие произвольности восприятия. Развитие моторики. Развитие мышления.

Развитие концентрации внимания. Развитие произвольности внимания. Развитие мышления, речи.

Развитие мышления, произвольности запоминания. Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Ориентация в пространстве. Развитие произвольности запоминания.

Развитие произвольности восприятия, концентрации внимания, мышления. Развитие моторики.

Развитие произвольности восприятия, внимания. Развитие моторики. Развитие мышления.

Развитие мышления, моторики. Развитие произвольности восприятия.

Развитие моторики, зрительной памяти, воображения. Словарное развитие.

Развитие мышления, произвольности запоминания, произвольности внимания. Ориентация в пространстве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной разработкт: создание социально-психологических и педагогических условий, способствующих как успешному обучению и развитию каждого ребенка в школьной среде, так и оптимизация контактов с учащимися и родителями в условиях равенства и защищенности общечеловеческих прав и интересов учителей, детей и их родителей.

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

(ГБПОУ КГТиТ № 41)

План работы педагога-психолога специальной коррекционной школы VIII

Цель: Создание социально-психологических и педагогических условий, способствующих как успешному обучению и развитию каждого ребенка в школьной среде, так и оптимизация контактов с учащимися и родителями в условиях равенства и защищенности общечеловеческих прав и интересов учителей, детей и их родителей.

Работа по обеспечению и развитию психологической безопасности в школе.

Совершенствование благоприятных условий адаптации первоклассников, пятиклассников к обучению на определенных ступенях школы.

Содействие созданию условий для формирования у подростков готовности к личностному и профессиональному самоопределению.

Выявление и оказание психологической помощи детям и подросткам с трудностями в обучении и общении.

Предупреждение возникновения проблем личностного и интеллектуального развития ребенка.

Повышение уровня психологической и педагогической культуры родителей и учителей в условиях изменения материальных, культурных и образовательных устоев современной семьи.

Проведение профилактических мероприятий с целью повышения психологической толерантности учащихся школы и работников педагогического коллектива.

Изучение работы классных руководителей и условий развития деятельности и отношений школьников в процессе общения в ученическом коллективе, в школе и классе.

Поддержка и развитие условий правильной организации учебной деятельности и работы школы, обеспечивающих психическое и физическое здоровье детей.

Основные направления деятельности педагога-психолога

на учебный год

Просветительская и профилактическая работа

Планируемые мероприятия

Проведение классных часов по запросу классных руководителей:

Участие в организации и проведении родительского лектория по психологической тематике (по запросу классных руководителей):

«Аспекты личностного развития школьников (самооценка, самоконтроль, произвольность)

Составила: педагог-психолог высшей категории Бадыкова А. Г.

В современном обществе происходят серьезные преобразования. Нестабильность социально-экономической ситуации в стране за последние десятилетия привела к резкому падению уровня жизни населения и к кризису важнейшего социального института - семьи. Закономерным результатом этих процессов стало увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сегодня на всех уровнях государственной власти активно обсуждаются и реализуются различные методы профилактики социального сиротства. Тем временем очень остро стоит вопрос о воспитании и подготовке к самостоятельной жизни тех детей, которые уже находятся в детских домах и учреждениях интернатного типа.

Главная проблема заключается в том, что в большинстве случаев это дети из крайне неблагополучных семей. Чаще всего это физически ослабленные, социально и педагогически запущенные дети, уровень развития которых не соответствует возрастным нормам.

Решению этой задачи в Сосновской школе-интернате способствует система психологического сопровождения воспитанников.

Цель программы: сохранение и поддержание оптимального уровня психологического здоровья детей в условиях учреждения интернатного типа необходимого для их полноценного функционирования и развития.

Задачи психологического сопровождения:

1. Определение уровня психологического здоровья детей, воспитывающихся в интернате:

- диагностика уровня актуального развития школьников;

- определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении;

- выбор средств психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения;

- отслеживание динамики психологического здоровья детей, воспитывающихся в интернате.

2. Создание групп и проведение занятий психопрофилактической и коррекционно-развивающей направленности с целью повышения уровня психологического здоровья детей:

- содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;

- оказание учащимся помощи в определении своих возможностей исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;

- формирование способностей к самоопределению и саморазвитию.

3. Создание психолого-педагогических условий для формирования и поддержания психологического здоровья детей:

- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;

- содействие педагогическим работникам в воспитании и обучении детей;

- психологическое просвещение детей и педагогического коллектива.

4. Создание методической базы для осуществления психологического сопровождения:

- проведение эмпирических и экспериментальных психологических исследований на базе школы, с целью создания практических рекомендаций по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

- разработка коррекционно-развивающих программ, адаптированных к условиям интернатного учреждения;

- обобщение и распространение опыта психологической работы с детьми-сиротами.

В соответствии с задачами выделяются 6 направлений деятельности психолога: диагностика, коррекционно-развивающая работа, консультирование и просвещение, деятельность в рамках ШПМПК, социально-диспетчерская и методическая работа. В основу годового плана работы психолога закладывается содержание именно этих направлений (см. табл. 1-6).

С учетом результатов анализа психологической работы прошлых лет в 2016-2017 учебном году, помимо основных направлений работы (коррекционно-развивающей и экспертной деятельности в рамках ШПМПК) необходимо уделить особое внимание:

1) пропаганде психологических знаний не только среди воспитанников школы, но и среди педагогического коллектива;

2) работе по профилактике суицидального поведения и жестокого обращения среди детей и подростков;

3) методической работе, направленной на внедрение современных психологических технологий в процесс психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждения интернатного типа.

Для реализации выделенных направлений работы необходимо:

1) разработать программу работы с педагогами и воспитателями Сосновской школы-интерната, позволяющую повышать уровень их психологической культуры и профессиональной компетентности в вопросах обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (организовать системную работу в рамках педсоветов, методических объединений, семинаров, тематических консультаций);

2) апробировать различные формы и методы работы с детьми и подростками (тренинг, коллективное творческое дело, большая психологическая игра, психологическая акция и др.), для выявления наиболее эффективных;

3) проанализировать опыт работы различных моделей школьных служб примирения, направленных на развитие навыков конструктивного общения и разрешения конфликтов среди школьников и педагогов, и разработать проект создания подобной службы в Сосновской школе-интернате;

4) обновить содержание методической базы психологической службы школы-интерната (привести имеющиеся программы в соответствие с современными требованиями по ФГОСам).

Читайте также: