Упражнение кто пришел сегодня в школу

Обновлено: 06.07.2024

Занятия по адаптации 5 класс
Цели:
1. Формирование новой позиции – ученик средней школы.
2. Развитие внутригруппового сплочения.
Задачи:
1. Познакомить участников с целями занятий, формой работы.
2. Развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащегося начальной школы.

Оценить 2499 1

Формирование новой позиции – ученик средней школы.

Развитие внутригруппового сплочения.

Познакомить участников с целями занятий, формой работы.

Развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника по сравнению со статусом учащегося начальной школы.

Методическое оборудование: мяч; кружочки по количеству участников; фотоаппарат.

Ритуал приветствия. (1-2 мин.)

Ведущий проводит беседу с участниками о пройденном отрезке школьного пути и о том, что ещё предстоит.

Основное содержание занятия.

Ведущий. Вы стали учениками средней школы. Что изменилось в вас, в вашем облике в связи с переходом в 5-ый класс (новые, учителя, предметы, классы, школьные принадлежности,…, портфели)? Какие впечатления создались у вас о средней школе? Расскажите кратко.

Авторская методика «Эмоциональное самочувствие. (15 мин.)

Ведущий. Давайте посмотрим, как прошли первые дни в средней школе. (Детям раздаются кружочки). Изобразите своё лицо: интересно, хорошо, легко; неинтересно, плохо; трудно.

Участники берут свои изображения в руки, а ведущий делает общую фотографию.

Поднимают правую руку те, у кого дома есть кошка;

опускают голову те, кто опаздывает на уроки;

встают те, кто сегодня пришёл в школу;

подпрыгивают те, кто хорошо учится;

делают шаг вперёд те, кто любит сладкое;

приседают те, кому нравится играть в футбол;

хлопают в ладоши те, у кого день рожденье в сентябре;

улыбаются те, кому уже исполнилось 10 лет;

берутся за руки те, кто является учеником 5-го класса.

Ведущий подчёркивает, как много общего у участников, а главное – это то, что они являются пятиклассниками.

Домашнее задание – следующее занятие будет посвящено режиму дня, обсудите с родителями и составьте свой режим дня (1-2 мин.)

Рефлексия прошедшего занятия. (5 мин.)

Ведущий. Что значит для вас пятый класс.

Ритуал прощания. (1-2 мин.)

Уточнение представлений о режиме дня.

Обучение планированию своей деятельности.

Формировать убеждение в необходимости соблюдать режим дня для сохранения здоровья.

Способствовать формированию привычки планировать свою деятельность с учётом индивидуальных особенностей.

Методическое оборудование: бланки анкеты по количеству участников.

Ритуал приветствия. (1-2 мин.)

Ведущий. Здравствуйте. При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Здоровый образ жизни – понятие многогранное. Одним из главных является вопрос о том, как всё успеть, во время прийти в школу, не опоздать на урок, а во время урока быть успешным. Как назвать одним словом, когда человек в одно и то же время просыпается, выполняет различные дела, ложится спать. Вы знаете, что такое режим дня. – Это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток. [ 2, с.24 ]

Рефлексия предыдущего занятия. (5 мин.)

Предлагается обсудить свой режим дня.

Основное содержание занятия.

Как часто вы просыпаетесь, не выспавшись?

Сколько времени вы проводите у компьютера?

а) 30 мин. [19, с.32];

в) 3 и более часов.

Завтракаете ли вы утром?

Сколько часов в день вы смотрите телевизор?

а) 30 мин. [17];

в) 3 и более часов.

Когда вы обычно делаете домашние задания?

а) сразу, как прихожу из школы;

б) обедаю и сажусь за уроки;

в) обедаю, отдыхаю и потом делаю уроки[17].

Сколько времени вы проводите на свежем воздухе?

а) 1 – 3 часа [17];

б) 4 и более часов;

в) совсем не гуляю.

Сколько времени вы затрачиваете на приготовление домашних заданий?

б) не более 2 часов [17];

В котором часу вы ложитесь спать?

а) в 21-22.00 [1, 2, 8];

Есть ли у вас компьютер?

Как обычно вы проводите воскресный день?

а) смотрю телевизор, играю в компьютерные игры;

б) гуляю, занимаюсь спортом;

Курсивом выделены гигиенические нормативы.

Сборы, завтрак - 7. 10. - 7.30. Утренний завтрак обязателен, в противном случае во время уроков появляются головная боль, слабость, снижается внимание. [8, с.13]

Дорога в школу - 7. 30. - 7. 50. Организм человека готовится к работе, настраивается на неё. Спокойно подходя к школе, ученик уже мысленно находится на уроке. Совсем другое дело, если запыхавшийся ученик влетает в класс со звонком. Ещё потребуется довольно много времени, чтобы он вошёл в рабочую обстановку. [8, с.13]

Учебные занятия в школе - 8. 00.- 13. 10. Снять учебное утомление помогают перемены. Если перемена используется не для отдыха, а для того чтобы выучить за короткие 10 мин. то, на что в обычных условиях дома затрачивается не менее 20-30 мин., то, конечно, ни отдыха, ни знаний - не будет. [ 8, с.14 ]

Дорога из школы домой и прогулка - 13. 15 - 14. 00.

Обед - 14. 00. - 14. 30. [ 1, с.90 ]

Послеобеденный отдых - 14. 30. - 15. 30. Готовить уроки сразу же после школы нельзя, т.к. ученик после занятий и длительного сидения за партой устаёт, надо отдохнуть. Это могут быть подвижные и спортивные игры на открытом воздухе. Если перерыв недостаточный, то работоспособность полностью не восстанавливается. [17; 1, с.31; 2, с.10]

Приготовление домашних заданий - 15. 30. - 18. 00. По СанПиН начинать самоподготовку следует в 15-16 час., т.к. к этому времени отмечается физиологический подъём работоспособности. [17] Между 16-18 часами можно выполнить наибольшую работу при минимальной затрате сил. [8, с.10]

Приготовление домашних заданий нужно самим школьникам, поэтому выполнять домашние задания надо в строго намеченное вами самими время. Это помогает быстрее и лучше их выполнить.

Полдник - в 16. 30. [ 17; 1, с.90 ]

Свободное время (занятия по интересам, спорт, прогулка, общественно-полезный труд) - 18.00.-19.30. В свободное от учебных занятий время школьники помогают семье, потому что любят своих родителей и других близких.

Ужин - 19. 30. - 20. 00. Ужинать рекомендуется за 2 часа до отхода ко сну. [1, с.45, 90; 2, с.10]

Тихие игры, чтение - 20. 00. - 21. 00. Они создают ровное и спокойное настроение [2, с.14]. Во время этих занятий надо соблюдать правильную позу, следить за освещением рабочего места и др. гигиеническими требованиями.

Подготовка ко сну - 21. 00. - 21. 30. Привести в порядок одежду, обувь; проветрить комнату, расстелить постель, принять душ, сменить одежду и т.п. Всё это не только полезно, но и настраивает на сон. [2, с.14]

Сон - 21.30. Сон – необходимый отдых. Во время сна мозг отключается от сигналов внешнего мира, расслабляются мышцы. При недосыпании понижается работоспособность. Привычка ложиться спать всегда в одно и то же время способствует быстрому засыпанию, глубокому сну, что в свою очередь ведёт к хорошему отдыху, восстановлению сил. [ 3, с.15 ]

Домашнее задание – соблюдать правильный режим дня (1-2 мин.)

Рефлексия прошедшего занятия. (5 мин.)

Ведущий. Что нужно делать, чтобы быть настоящим школьником.

Ритуал прощания.(1-2 мин.)

Закрепление навыков соблюдения распорядка дня.

Развитие умений учиться.

Способствовать принятию новой социальной позиции – ученик средней школы.

Содействовать осознанию особенностей учебного процесса в средней школе.

Развивать навыки сотрудничества, умения учиться, правильно воспринимать и сравнивать свои учебные достижения с успехами других.

Ритуал приветствия. (1-2 мин.)

Ведущий. Теперь, когда вы утвердились в роли учеников средней школы, что изменилось в вас, в вашем характере, облике? Расскажите кратко.

Рефлексия предыдущего занятия.

Учащиеся делятся опытом соблюдения режима дня. (5 мин.)

Основное содержание занятия.

Ведущий. Наше занятие посвящено культуре учебного труда.

Ведущий. Посмотрите на рисунок дерева. Обратите внимание, что каждая ветка дерева – это ваши учебные достижения и успехи. Возьмите мел и расположите себя на ветвях этого дерева: чем выше, тем более высоки ваши успехи в учёбе.

Для анализа результатов самооценки ведущий делает фотографию дерева или сразу отмечает уровень самооценки каждого участника.

Ведущий предлагает ряд вопросов, на которые ребята дают развёрнутые ответы, характеризующие как их осведомлённость, так и возможность проявить себя:

Зачем нужно быть внимательным на уроках?

Если на уроке вы что-то не поняли, что-то кажется трудным, что надо сделать?Почему?

Что произойдёт на уроке, если вы неправильно сделаете домашнее задание?

С какого предмета вы начинаете выполнять домашние задания? Чем заканчиваете?

Зачем необходимо выучить или повторить правила, прежде чем делать домашнее задание?

Откуда вы знаете, что по какому предмету делать?

Как часто узнаёте, что задано, у одноклассника по телефону?

Какие книги помогают вам получать дополнительную информацию по изучаемым предметам?

Как вы думаете, правильно ли, хорошо ли выполняете домашние задания?

Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.

Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.

Придя домой, привести в порядок своё рабочее место.

По записям в дневнике или тетради установить, что задано.

Сначала необходимо выполнять задания по математике, потом по русскому языку, затем по устным предметам.

Приготовить нужные учебники и учебные принадлежности. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

Найти заданное в учебнике: текст задач, статей, письменных упражнений и т.п.

Припомнить учебный материал, объяснённый учителем на уроке, вспомнить указания учителя о цели упражнения и о способах выполнения упражнения.

Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.

Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а ещё и решать, с помощью каких средств и приёмов этого можно добиться.

Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые могут пригодиться.

Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.

Узнавая новые понятия или явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.

Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту. Большой текст необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.

Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.

Надо составлять план устного ответа и проверять себя.

Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений. Научиться находить интересующую нужную информацию с помощью компьютера. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.

Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.

В процессе приготовления домашнего задания делать перерывы.

Домашнее задание – использовать памятку при подготовке домашних заданий (1 -2 мин.)

Рефлексия прошедшего занятия. (5 мин.)

Ведущий. Зачем надо делать домашние задания. Как надо работать на уроке.

Ритуал прощания.(1-2 мин.)

Формирование новой социальной позиции по отношению к учителям.

Профилактика межличностных конфликтов.

Формировать представления об учителях как профессионалах, решающих образовательные задачи.

Формировать представления об учителях как об интересных личностях.

Методическое оборудование: карточки с названиями учебных предметов, список качеств настоящего учителя (любовь к детям, хорошее знание предмета, влюблённость в знания, интеллектуальность, высокая нравственность, общительность, артистичность, грамотность, хороший вкус, широкий кругозор, весёлый нрав и т.п.), фотоаппарат.

Ритуал приветствия. (1-2 мин.)

Рефлексия предыдущего занятия. (5 мин.)

Учащиеся делятся опытом использования памятки при подготовке домашних заданий.

Ведущий. Давайте вспомним, какие у вас в пятом классе есть учебные предметы? Некоторые из них вам уже знакомы с начальной школы, а другие появились только сейчас.

Ведущий приглашает детей по одному взять карточку, зачитать, что на ней написано, сказать, есть ли такой предмет. Среди карточек встречаются названия предметов, которые дети не изучают в пятом классе (например, физика, химия). Карточки с названиями предметов, которые есть в программе пятого класса, прикрепляются на доску. Ведущий просит учеников озвучить общий перечень учебных предметов. Им предлагается подсчитать их общее количество, оно впечатляет.

Основное содержание занятия.

Ведущий. А теперь вспомним имена и отчества наших учителей. Сейчас я буду называть учебный предмет, мальчик, поднявший руку, будет называть имя, а девочка - отчество учителя.

Ведущий. Учитель – это название профессии. Каждая профессия предъявляет определённые требования к человеку: его возможностям, качествам. Так, космонавт должен быть очень крепок физически, а учёный должен обладать развитым умом. К профессии учителя тоже предъявляются свои требования. Какие?

Участникам предъявляется список различных качеств и свойств человека. Среди них есть качества, важные для осуществления педагогической деятельности, есть и нейтральные. Участники высказывают своё мнение, какие качества обязательно должны быть у учителя, как профессионала. Возможны споры, дискуссии, но необходимо добиться общего решения.

Ведущий. Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам в гости? Вы узнаёте? Да, это ваша первая учительница. Давайте вместе вспомним что-нибудь из того времени, какие-то смешные случаи.

Дети вместе с учителем вспоминают, говорят слова благодарности ей, постепенно переходят к обсуждению того, что им дала начальная школа.

Если у первой учительницы нет возможности посетить своих выпускников, то делается видеосъёмка благодарностей и пожеланий для первой учительницы.

Домашнее задание – расспросите полюбившихся вам учителей об их интересах и увлечениях (1-2 мин.)

Рефлексия прошедшего занятия. (5 мин.)

Ведущий. Сегодня мы с вами увидели, что каждый учитель обязательно обладает теми качествами, которые необходимы для его профессии. И в то же время каждый учитель – это уникальная личность, со своими интересами, симпатиями и антипатиями. Как человек, он может быть вам близок по духу, а может быть непонятен. Но у вас всегда есть возможность задать ему вопросы, чтобы его понять.

Ритуал прощания. (1-2 мин.)

Оптимизация внутригруппового сотрудничества.

Профилактика межличностных конфликтов.

Способствовать осознанию собственных особенностей и особенностей одноклассников.

Развивать навыки сотрудничества и умения работать в парах.

Методическое оборудование: опросные листы по количеству участников, цветные ручки, фломастеры.

Ритуал приветствия. (1-2 мин.)

Рефлексия предыдущего занятия. (5 мин.)

Учащиеся делятся впечатлениями об интересах и увлечениях учителей.

Основное содержание занятия.

Участникам предлагается объединиться в пары, узнать что-то новое о своём друге и рассказать о нём всему классу. Для этого они получают опросные листы (любимый цвет, любимое время года, любимые растения, домашние животные, хобби, любимая музыка, жанры кинофильмов, виды спорта, любимые учебные предметы, на кого хотелось бы быть похожим?, будущая профессия, мечта и т.п.).

Затем пары выходят в центр и по очереди рассказывают об однокласснике. Характеристики сдаются ведущему.

Домашнее задание – понаблюдать и обсудить с родителями, какие домашние обязанности выполняют мужчины, а какие – женщины, и почему (1-2 мин.)

Рефлексия прошедшего занятия. (5 мин.)

Ведущий. Как вы себя чувствовали, когда рассказывали о вас.

Ритуал прощания.(1-2 мин.)

Формирование способности конструктивно взаимодействовать со сверстниками по достижению общей цели.

Развитие внутригруппового сплочения.

Формировать убеждение добросовестно выполнять обязанности члена коллектива.

Содействовать снижению уровня межличностной тревожности.

Ритуал приветствия. (1-2 мин.)

Ведущий зачитывает полученные на прошлом занятии характеристики детей, добавляя к ним свои собственные наблюдения, а дети должны угадать, о ком идёт речь.

Рефлексия предыдущего занятия. (5 мин.)

Учащиеся делятся наблюдениями о домашних обязанностях мужчин и женщин.

Основное содержание занятия.

Рефлексия. (5 мин.)

Дорогой пятиклассник! Ты принял участие в занятиях, на которых обсуждались многие вопросы. Было бы интересно узнать твоё мнение о нашей совместной работе. Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов. Спасибо!

Какие из тем или вопросов, обсуждавшихся на наших занятиях, тебе запомнились, понравились?

Что тебе совсем не понравилось?

Что из того, о чём ты узнал на наших занятиях, тебе пригодится или уже пригодилось в жизни?

Доволен ли ты предоставленной психологической информацией?

О чём бы ты хотел узнать на будущих занятиях?

Удовлетворён ли ты общением с психологом?

Стиль общения психолога с тобой: доброжелательный, безразличный, приказной?

Какими качествами обладает психолог: доброжелательность, профессионализм, безразличие?

Цели тренинга:
1. обеспечение психологической адаптации детей;
2. знакомство с основными школьными правилами;
3. привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
4. обучение элементарным приемам обратной связи;
5. знакомство с системой школьного оценивания;
6. развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
7. организацию классного коллектива;
8. осознание и принятие правил школьной жизни и себя в роли ученика.

Продолжительность тренинга варьируется от 5 до 10 занятий.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ

o Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать!

o Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

o На уроках не болтай,
Как говорящий попугай.

o Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать!

o Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.

o На уроках не болтай,
Как говорящий попугай.

СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ

В лесу мне видеть довелось,
Как грыз кору могучий лось.

Думаю, известно всем,
Дней в неделе ровно семь.

День прошёл, пора уж спать,
В спальне ждёт меня кровать.

Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит рысь.

8.Различение хорового и индивидуального ответа.
– Молодцы, а теперь задание посложнее:
На одни вопросы нужно отвечать хором, а на другие нет. Будьте внимательны:
1. – Скажите хором: сколько будет 1+1?
2. – Скажите все, вместе: у какого животного длинный хобот?
3. – Листья опадают, когда это бывает?
4. – Ваша любимая игрушка?
5. – Как зовут сказочную героиню, у которой были хрустальные туфельки?
6. – Хором: Какой день недели будет после понедельника?
7. – Какие имена девочек вы знаете?
8. – Какие имена мальчиков вам известны?
9. – Закончите предложение: Птицы умеют летать, а рыбы умеют …
10. – Дружно: как меня зовут?
11. – Все вместе: кем вы хотите стать? (вопрос-ловушка)
– Можно ли отвечать на этот вопрос хором?
– …
– Верно, нужно поднять руку.

Психолог:
– Урок закончен.

2 ЗАНЯТИЕ


–Здравствуйте!
Ты скажешь человеку.
– Здравствуй!
Улыбнётся он в ответ.
И, наверно,
Не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

– Ребята, вы заметили, что одни с работой справились быстрее, чем другие? Учителю на уроке нужно знать, кто закончил писать, а кто нет? Для этого есть правило: закончил писать отложи ручку и положи руки перед собой.

"МОИ ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ"

Мои пальчики расскажут,
Все умеют, всё покажут.
Пять их на моей руке.
Всё делать могут,
Всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Бельё стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке.

(на первые две строчки
– поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу.
затем хлопать в ладоши.

далее подражать движениям, соответствующим содержанию стихотворения)

– Давайте с вами выучим стихи-правила!

1. Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс.

2. Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать!

3. Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно

4. На уроках не болтай
Как говорящий попугай

5. Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.


Кони выходят на старт.
(Погладили себя по голове)
Поскакали…
(стучим пальчиками по столу)
Барьер,
(один раз стукнуть ладонями по столу)
Слева ветка, (повернуть голову налево)
Справа ветка, (повернуть голову направо)
Двойной барьер,
Слева трибуны пани.
(повернуть голову налево)
– Здравствуйте Пани.
Справа трибуны панов.
(повернуть голову направо)
– Здравствуйте Паны.
Водичка,
(рукой показываем движения волн)
Мостовая,
(стучим пальчиками по столу)
Песочек,
(трём ладонью о ладонь)
Барьер.
(один раз стукнуть ладонями по столу)
Быстро к финишу.
Ураааааа! (ручки поднять вверх!)

6.Игры на внимание, (в ходе игр контролируется правило: Ответить хочешь – не шуми, а только руку подними).

1. Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс.

2. Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать!

3. Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно

4. На уроках не болтай
Как говорящий попугай

5. Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.

Солнце красное завтра взойдёт,
Утро ясное снова придёт,
Будут птицы нам щебетать,
Будут пальчики наши вставать!
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – Я,
Большущая наша семья!


4 ЗАНЯТИЕ
1. Введение ритуального приветствия
Я здоров
Я весел
Я любим
Хей – хей – хей!
В моей жизни всё хоккей!
Всем, всем, всем добрый день. Психолог: Дети:
Чики-рики – Хей!
Чики-рики – Хей!
Чик – Хей!
Чик – Хей!
Чики-рики, чик – Хей-Хей!

в) Репетиция в группах.
г) Показ инсценировок.

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

И десять серых зайцев
Пустились наутёк. Руки лежат на коленях

Хлопаем в ладоши

2. Енот и Лисёнок: Здравствуйте ребята! Мы пришли к вам за помощью. На страну знаний напали войска злого волшебника Крика, и вредной королевы непослушания, нехочух, тыкалок, яколок, вражилок, толкалок и обзывалок. А помочь нам можете только вы, так сказала мудрая черепаха.
Психолог:
– Ребята, вы думаете, как можно победить Крика и королеву непослушания (быть дисциплинированными, вежливыми)
– А как победить нехочух, тыкалок? (трудится и не отвлекаться)
– Как можно победить яколок? (Не выкрикивать с места, поднимать руку)
– А как победить толкалок, вражилок и обзывалок? (договариваться, не ссориться, учиться, дружить)
Енот – Лисёнок: Ребята, мудрая черепаха сказала, что победить злое войско вы сможете, если пройдёте все испытания. Используйте оружие: дисциплинированность, вежливость, трудолюбие, внимательность, дружелюбие.

3 испытание. Загадки:

Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком
Очень просто и недлинно
Он зовётся …(Чиполлино)

Всех он любит неизменно
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена - …(крокодил)
Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? - …(Буратино)

Бабушка девочку очень любила
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
Ну, отгадайте, как звали её? (Красная шапочка)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит
Кто же это? (Айболит)

Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх,
Это плюшевый проказник
Медвежонок … (Винни – Пух)

Он не птица, не котёнок,
Не щенок и не зайчонок,
Но заснята для кино
И известно вам давно
Эта милая мордашка.
Как зовётся? (Чебурашка)

2. Вспомнить все правила

3. Проигрывание ситуаций в игровой форме:
А теперь мы хотим убедиться, что вы знаете, как нужно вести себя в разных ситуациях, что нужно сделать. Я буду называть ситуации, а вы мне показывайте и говорите. Итак, что нужно сделать:
а) когда входит учитель (или кто-то старший) в класс;
б) когда хочешь что-либо сказать;
в) когда кто-то опаздывает на урок;
г) когда сильно хочется в туалет;
д) когда заболело что-то в организме (голова или животик);
е) когда знаешь ответ и хочется его озвучить;
ё) когда нужна помощь учителя;
ж) когда сломался карандаш;
з) когда сосед или соседка по парте расстроился/расстроилась;
и) когда работу выполнили быстрее всех.

Психолог: На уроке надо быть очень внимательным. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза и положите голову на парту.

– У кого сосед по парте со светлыми волосами? Поднимите руку с закрытыми глазами.
Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза.
– У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку с закрытыми глазами.
Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза.
– У кого сосед.

7. Сказка для первоклассников. (Панфилова М. Сказка для первоклассника. // Школьный психолог. 2000. № 40.)

8. Предоставление слова Галине Ильиничне – первой учительнице.
– Галина Ильинична, как Вам кажется, все ли дети сдали экзамен на звание школьника?
–… Прошли столько испытаний, многому научились, теперь и уроки можно начинать…

Авторы-составители:
педагог-психолог МОУ СОШ № 7 г. Тюмени И.В. Степанова;
педагог-психолог МБОУ Шугурской СОШ Н.В. Марьинских
Шугур-2012г

Цель: формирование психологических предпосылок учебной деятельности.

познакомить обучающихся со способами самоподдержки.

развивать познавательную сферу;

Развивать коммуникативную сферу;

формировать положительную учебную мотивацию

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Это…. Когда-то они, как и вы пришли в первый класс. И так же как и для вас – все было им новым – интересным.

- А сейчас ритуал приветствия - улыбнитесь соседу по парте, улыбнитесь нашим гостям.

- Итак, начнем наше занятие с разминки. Слушайте меня внимательно, старайтесь выполнять верно.

I. Вводная часть

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела). Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале движения выполняются каждой рукой отдельно, затем вместе.


Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля.


А теперь я постараюсь вас запутать. Я буду называть одно, а показывать совсем другое. Вы показываете то, что я называю, а не показываю.

II. Основная часть

- Вот вы уже и настоящие ученики. Вы по­знакомились со школой, со многими правилами школьной жизни, знаете как нужно вести себя на уроке, как выполнять задания, писать в тетради, отвечать у доски и многое, многое другое. Назовите, какие уроки вы посещаете в школе (дети называют учебные предметы, можно по ходу обсуждать, что интересного происходило на этих уроках).

- Ребята, на прошлом занятии мне стало понятно, что многим из вас очень нравится школа, в которую вы ходите. Но некоторым из ребят все же хотелось бы, чтобы в школе остались только уроки физкультуры, труда, рисования и музыки, а математику, письмо и чтение не изучали в нашей школе. Сегодня на занятии мы постараемся с вами понять, что мешается учиться ученику в школе и что надо делать, чтобы все получалось.

Хлопните в ладоши те, кто с удовольствием ходит в школу.

Возьмите себя за нос, кто ни разу не опаздывал на уроки.

Поднимите левую руку те, кто после звонка на урок научился стоять возле парты.

Потопайте ножками те, кто балуется на уроках.

Поморгайте глазками те, кто научился готовиться к уроку.

Встаньте те, у кого есть нос.

Улыбнитесь те, кто не слушает на уроке учителя.

Похлопайте себя по левому плечу правой рукой те, кто скучает по маме в школе.

Потрите ладони те, кто не бегает по школе на перемене.

- Ребята, и присутствующие в классе педагоги, у каждого из вас на парте лежат цветные фигурки, а я принесла сегодня небольшую коробочку. Предлагаю собрать в нее все наши школьные трудности. Вы будете говорить о том, какие трудности возникли у вас в школе и обязательно опустите фигурку в эту коробку. Потом я ее плотно закрою и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.

3. Работа со сказкой.

- Скажите, какие мысли возникают у вас, когда что-либо не получается?

- Здесь есть один секрет. Оказывается, есть мысли, которые нам помогают, а есть, которые очень мешают, делают нас печальными и отнимают смелость выполнять какое-либо задание. Чтобы лучше понять секрет о пользе и вреде мыслей послушайте сказку.

О муравьишке (О. Саначина)

— Сынок, что с тобой происходит? Ты не умеешь делать элементарных муравьиных вещей! Муравей-вожак жалуется на тебя.

Жжж. жжж. Жжутко хороший муравьишка, — про­жужжал шикарный майский жук, — хочется жжжужжать в его честь безостановочно. Жжаль, что он печалится, ведь у него столько интересного впереди. Он обяжжательно станет муравьем-умельцем! — И жук улетел.

А муравьишка, хлопая ресницами широко открытых глаз, провожал его долгим задумчивым взглядом.

Я хороший, хороший!

Вскоре после странной встречи с жуком муравьишкина жизнь начала меняться. Он стал много трудиться, заниматься муравьиными делами. И хотя он по-прежнему допускал ошиб­ки, вера в то, что он хороший, не покидала его. Постепенно наш герой научился не выбиваться из ритма совместной муравьиной ходьбы, стал аккуратным и пытался к каждому зада­нию подходить вдумчиво и внимательно.

Приходя домой, муравьишка говорил:

Папа, мама, я ведь и вправду хороший, я понял, что могу научиться очень многому, если буду стараться.

Золотой ты наш, конечно! Мы с папой когда-то многого не знали и не умели, но усердие, старание и трудолюбие по­могли нам стать муравьями, которые при желании могут ре­шать всевозможные жизненные задачи и трудности.

Муравьишкины счастливые глаза светились от радости, он бежал к своим друзьям. А на следующий день вновь с жаром приступал к нелегкой учебе.

Вопросы для обсуждения

- Какие мысли возникали у муравьишки в начале сказки? Почему?

- Какие мысли помогли ему и он перестал быть печальным?

- Как помогла муравьишке вера в то, что он хороший?

- Бывали ли у вас ситуации, в которых вера в то, что вы хорошие, пропадала?

- Какие волшебные слова произнесли папа и мама? (Усер­дие, старание, трудолюбие.)

- Почему эти качества обладают силой?

- Что в сказке показалось близким и интересным? Что понравилось?

4. Рисунок иллюстрации к сказке

По окончанию выполнения задания обсуждаются выполненные работы. Обязательно необходимо найти в каждом рисунке что-то хорошее. Сделать акцент на важности учения. Похвалить ребят за работу.

III. Заключительная часть

У каждого ученика обязательно найдется какое-то хорошее умение или качество, которое позволяет ему учиться хорошо. Кто-то быстро думает, кто-то уже хорошо читает, кто-то внимательно слушает, кто-то очень старателен, кто-то легко запоминает, а кто-то очень внимательно слушает учителя.

- Какая главная учебная сила есть у вас?

- Что важное для себя вы узнали на занятии?

Используемая литература:

1. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева. - М.: Совер­шенство, 1998.

2. Корнеева, Е.Н. Ох уж эти первоклашки. / Е.Н. Корнеева. — Ярославль: Академия развития, Академия К, 1999.

Задачи:
• Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у будущих первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
• Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
• Помощь будущим первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
• Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.
• Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
• Знакомство педагога с особенностями класса.
Основная идея педагогической деятельности – помощь детям в адаптации к школе, как один из элементов успешной социализации.
Основные формы развивающей работы: психологические уроки (т.к. ставит детей на учебно-познавательную активность), игры (т.к. расширяет горизонты, погружая ребенка в иные миры и отношения., дает опыт их создания, выбора, построения), тренинг (т.к. в тренинге открыто ставится задача обучения. Тренинг предполагает остановку, рефлексию, возвращение к получившемуся и непонятному).

ШКОЛЬНИК И ДОШКОЛЬНИК
Цель: Создание условий для предварительного осознания детьми своего будущего статуса школьника.
Ход занятия:
Педагог и психолог приветствуют детей и начинается занятие с уже знакомого действия.


Первое занятие расчитанно на детей дошкольного возраста, которые собираются пойти в первый класс.

Содержимое разработки

I. Организационный момент

Придумано кем-то
Просто и мудро,
При встрече здороваться.
– Доброе утро!

- Сегодня вы первый раз сели за парты в школе. Пусть вы пока ещё не ученики. Но у нас будут проходить настоящие уроки. Вы будете учиться сидеть за партой, писать, читать.

II. Игра “Настроение”

- Нарисуйте, с каким настроением вы пришли сегодня в школу?(Дети рисуют ротик на смайлике и прикрепляют на лучик. Свое настроение креплю в серединку, и получается солнышко.)

- Я хочу видеть вас весёлыми и счастливыми. Пусть на ваших лицах поселится добрая, весёлая улыбка. Давайте поделимся хорошим настроением - пошлём его воздушным поцелуем друг другу.

– Сегодня 1-е занятие и мы начнем его со знакомства.

III. Знакомство детей друг с другом.

Меня зову…. Я работаю в школе учителем (….рассказ)

1-й ребёнок называет имя, все хором его повторяют.(возможно о себе рассказывает)

Далее по цепочке игра продолжается.

IV. Правила в школе.

- Скажите, для чего вы идёте в школу. (Слушаем ответы дошкольников)

- Вы пришли в школу, и наша школа станет местом, где вы узнаете много нового и интересного, получите ответы на разные сложные вопросы. И, конечно, здесь вы встретите много друзей

Игра - Я буду называть, для чего ходят в школу, если верно, то вы хлопнете в ладоши, а если неверно топнете ногами.

В школу ходят, чтобы играть.

В школу ходят, чтобы дружить.

В школу ходят, чтобы бегать.

В школу ходят, чтобы решать задачи.

В школу ходят, чтобы кричать.

В школу ходят, чтобы думать.

В школу ходят, чтобы читать.

- Ребята, вы, конечно, знаете. Что в каждой игре есть правила. А как вы думаете, в школе есть правила или каждый может делать то, что ему вздумается?

- Когда дети приходят в школу, что они делают при встрече со взрослыми и друг с другом? (ответы детей - здороваются).

Правило N 1 .
В школе "здравствуй" говорят
И с улыбкой дарят взгляд!

-Что надо сделать ученику до звонка на урок?
-А когда звонок прозвенит, где каждый ученик должен ждать прихода учителя?

Правило N2.
До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя, стоят.

Что надо делать ученикам, чтобы узнать новое и многому научиться на уроке? Как обратиться к учителю, если хочешь что-то спросить?

Правило N 3.
Друга зря не беспокой,
Береги его покой.
На уроке тишина,
Руку поднимай тогда,
Если хочешь отвечать
Или важное сказать.

Если ученик отвечает на вопрос учителя, можно ли ему подсказывать? (ответы детей).

Правило N 4.
На уроке ждут ответ -
Кто-то знает, кто-то нет,
Отвечает только тот.
Кого учитель назовет.

— Как в школе называется комната, где учатся дети?.

— Как в школе называется стол, за которым сидят дети?

Парта — это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

— Кто может показать, как правильно сидеть за партой? (рассмотреть плакат)

IV. Работа с буквами и звуками

Чёрные птички на каждой страничке.
Молчат, ожидают, кто их разгадает.(буквы)

- Прочитайте: А У О И Б Ы

- Какая буква лишняя? Почему? Что знаете про гласные звуки?

Какая буква получится, если у буквы Б убрать верхнюю палочку? (Мягкий знак)

Какая буква получится, если у буквы Б убрать маленький полукруг? (Буква Г)

Какая буква получится, если верхнюю палочку буквы Б перевернуть в обратную сторону? (Твердый знак)

Какая буква получится, если верхнюю палочку убрать, а ее перевернуть с ног на голову? (Буква Р)

– Вот какая наша буква-озорница.

- Придумайте слова ,которые начинаются на Р(в середине Р)

- У кого имя на Р?

Физ. Минутка

V. Математика

Паровозик (рисунок)

из каких геометрических фигур состоит этот паровоз?
сколько их? (10)
на какие группы можно разбить фигуры? (по цвету: красные и синие; по размеру: большие и маленькие; по форме: треугольники, круги, прямоугольники)
сколько красных фигур? (5)
сколько синих фигур? (8)
сколько прямоугольников? (4)
на какие части можно разбить прямоугольники? (красные и синие; большие и маленькие).

- Нарисуем три вагона. Заштрихуем их по-разному.

-Нарисуйте 3 кружка.

-Первый раскрасьте в красный цвет.

-А 2 и 3 раскрасьте так, чтобы жёлтый был между красным и зелёным.

(далее после выполнения идёт проверка).

-Кто умеет считать? (хором счет прямой и обратный)

-Какое число на 1 больше, чем 3,5,8?

-Какое число следует за числом 2,4,7,9?

-А кое число меньше 3 или 4?7 или 2?Какое больше 5 или 9?

Задачи в стихах

Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?(6)

Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?(2)

У нашей кошки пять котят,
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки - три!
Такие милые, смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три и пять?(8)

VI.Рефлексия

Упражнение "ХЛОПКИ". ( Дети стоят в кругу).

- А теперь мы будем хлопать: я первая делаю хлопок в ладоши, затем … (имя ребенка слева от педагога) стоящий рядом - повторяет хлопок и т.д. по часовой стрелке. Хлопаем по очереди, нельзя хлопать одновременно.

(Затем подхожу к любому ребенку и, с этого места, начинаются хлопки и т.д.)

Давайте похлопаем все вместе! Мы сегодня хорошо позанимались, большое спасибо! До свидания!


-75%

Читайте также: