Какую роль в укреплении москвы играл религиозный фактор кратко

Обновлено: 06.07.2024

В укреплении королевской или царской власти религия играла самую непосредственную роль. Простому люду внушали, что власть царя или короля дана ему самим богом. И что все его решения диктуются высшими силами. При этом выполнение приказов короля, по утверждению религии, считалось залогом будущего попадания в рай, так как служа королю, человек служил богу. А вот выступления против правителя или монарха считали смертным грехом. Совершив его, человек губил свою душу. И в этом нет ничего странного, так как заявлялось, что любую смуту вызывают темные силы, восстающие против короля и бога.

В 1596 г. еще одна Уния с католичеством была подписана в Бресте украинскими и белорусскими иерархами. Возникла униатская церковь, православная по обрядам, но католичес­кая по догматике. Униаты подчинились римскому папе. Эта церковь просуществовала до XX в., имея некоторое количе­ство приверженцев в Западной Украине и Белоруссии. В 1946 г. она была ликвидирована (в связи с установлением в этих районах Советской власти), но сейчас возродилась. Еще несколько лет назад униаты активно боролись за возврат им церквей, отобранных и отданных в свое время русской пра­вославной церкви.




В XV—XVI вв. разгорелась острая дискуссия о том, мо­жет ли церковь владеть имуществом. За богатую и влиятель­ную церковь выступали последователи игумена одного из мо­настырей Иосифа Волоцкого (их называли иосифляне). За идеалы раннего христианства, за церковь бедную, но автори­тетную духовно, выступали так называемые нестяжатели:Нил Сорский, Максим Грек (крупнейший православный фи­лософ той эпохи) и др. В этой дискуссии тоже можно обна­ружить некоторые отголоски нарождавшейся Реформациив Европе. Иосифляне победили в долгом и упорном споре: православная церковь в России стала еще более могущественной и влиятельной.

В последние годы XVII в., когда на царском престоле нахо­дился сын Ивана Грозного Федор Иоаннович, русская церковь получила формальную независимость (автокефалию) от кон­стантинопольского патриарха (который сохранял свою весьма ограниченную духовную власть в условиях турецкого мусуль­манского завоевания территории Византии). В 1589 г. состоя­лось торжественное наставление в патриархи Московские и всея Руси Иова (аскетичного монаха, знатока Священного пи­сания и церковного предания, духовной литературы и музыки). Иов был ставленником и близким сподвижником будущего царя Бориса Годунова. Годунов помог Иову занять патриарший пре­стол, а Иов, в свою очередь, посодействовал Борису стать русским царем. Вскоре грянул поход Лжедмитрия I. Царь Борис умер, его сына убили, а самозванец занял Москву. Иов ока­зался верен памяти Годунова, отказался признать нового царя, за что был сослан в Старицкий монастырь, где умер во время правления Василия Шуйского. Иов канонизирован православ­ной церковью в 1989 г.

В 1596 г. еще одна Уния с католичеством была подписана в Бресте украинскими и белорусскими иерархами. Возникла униатская церковь, православная по обрядам, но католичес­кая по догматике. Униаты подчинились римскому папе. Эта церковь просуществовала до XX в., имея некоторое количе­ство приверженцев в Западной Украине и Белоруссии. В 1946 г. она была ликвидирована (в связи с установлением в этих районах Советской власти), но сейчас возродилась. Еще несколько лет назад униаты активно боролись за возврат им церквей, отобранных и отданных в свое время русской пра­вославной церкви.

В XV—XVI вв. разгорелась острая дискуссия о том, мо­жет ли церковь владеть имуществом. За богатую и влиятель­ную церковь выступали последователи игумена одного из мо­настырей Иосифа Волоцкого (их называли иосифляне). За идеалы раннего христианства, за церковь бедную, но автори­тетную духовно, выступали так называемые нестяжатели:Нил Сорский, Максим Грек (крупнейший православный фи­лософ той эпохи) и др. В этой дискуссии тоже можно обна­ружить некоторые отголоски нарождавшейся Реформациив Европе. Иосифляне победили в долгом и упорном споре: православная церковь в России стала еще более могущественной и влиятельной.

В последние годы XVII в., когда на царском престоле нахо­дился сын Ивана Грозного Федор Иоаннович, русская церковь получила формальную независимость (автокефалию) от кон­стантинопольского патриарха (который сохранял свою весьма ограниченную духовную власть в условиях турецкого мусуль­манского завоевания территории Византии). В 1589 г. состоя­лось торжественное наставление в патриархи Московские и всея Руси Иова (аскетичного монаха, знатока Священного пи­сания и церковного предания, духовной литературы и музыки). Иов был ставленником и близким сподвижником будущего царя Бориса Годунова. Годунов помог Иову занять патриарший пре­стол, а Иов, в свою очередь, посодействовал Борису стать русским царем. Вскоре грянул поход Лжедмитрия I. Царь Борис умер, его сына убили, а самозванец занял Москву. Иов ока­зался верен памяти Годунова, отказался признать нового царя, за что был сослан в Старицкий монастырь, где умер во время правления Василия Шуйского. Иов канонизирован православ­ной церковью в 1989 г.

1) митрополиты способствовали превращению Москвы в религиозный центр русских земель (завещание митрополита Петра похоронить его в Москве, перенос его преемником митрополичьей кафедры из Владимира в Москву);

2) митрополиты много раз помогали примирению русских князей, предотвращению междоусобиц, что способствовало объединению русских земель (примирение московского и нижегородского князей в 1470-е гг. благодаря усилиям митрополита Алексея);

3) в период кризисов внутри Московского княжества митрополиты способствовали их преодолению, в том числе брали управление на себя (правительство митрополита Алексея в малолетство Дмитрия Ивановича, роль митрополита Макария в преодолении боярской анархии 1540-х гг.);

4) Церковь поддержала борьбу за освобождение от власти Орды, что вдохновляло на неё русских людей (благословение Сергием Радонежским московского князя Дмитрия Ивановича на борьбу);

5) по инициативе митрополита Макария в 1547 г. произошло венчание Ивана IV на царствие, что подчеркнуло независимость Русского государства, его возросший авторитет;

6) монастыри способствовали хозяйственному развитию Русского государства и служили пунктами обороны от внешнего противника.

Важным успехом московского князя было то, что он приобрел своему стольному городу значение церковной столицы Руси. И в этом приобретении ему помогло географическое положение города Москвы. Татарским разгромом окончательно опустошена была старинная Киевская Русь. пустевшая с половины 12 в. Вслед за населением на север ушел и высший иерарх русской церкви, киевский митрополит. В 1299 г. митрополит Максим, не стерпев насилия татарского, собрался со всем своим клиросом и уехал из Киева во Владимир на Клязьму; тогда же и весь Киев-город разбежался. Но остатки южнорусской паствы в то тяжелое время не менее, даже более прежнего нуждались в заботах высшего пастыря русской церкви. Митрополит из Владимира должен был время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье в городе Москве. Так, странствуя по Руси, проходя места и города, часто бывал и подолгу живал в Москве преемник Максима митрополит Петр. Благодаря тому у него завязалась тесная дружба с князем Иваном Калитой. который правил Москвой еще при жизни старшего брата Юрия во время его частых отлучек. Оба они вместе заложили каменный соборный храм Успения в Москве. Может быть, святитель и не думал о перенесении митрополичьей кафедры с Клязьмы на берега Москвы. Город Москва принадлежал ко владимирской епархии, архиереем которой был тот же митрополит со времени переселения на Клязьму. Бывая в Москве, митрополит Петр гостил у местного князя, жил в своем епархиальном городе, на старинном дворе князя Юрия Долгорукого, откуда потом перешел на то место, где вскоре был заложен Успенский собор. Случилось так, что в этом городе владыку и застигла смерть (в 1326 г.). Но эта случайность стала заветом для дальнейших митрополитов. Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире, поселился на новом митрополичьем подворье в Москве, у чудотворцева гроба в новопостроенном Успенском соборе. Так Москва стала церковной столицей Руси задолго прежде, чем сделалась столицей политической.

Накануне битвы с Мамаем 17 августа 1380 г. великий князь Дмитрий отправился в Троицкую обитель к преподобному Сергию Радонежскому.

Для усиления духа Сергий отправил в московское войско двух иноков-воинов из Троицкой обители: Александра Пересвета и Андрея Осляби. Обо всём этом узнали в русском войске и, уповая на пророческий дар преподобного Сергия, со спокойствием ожидали исхода битвы. Кстати, Дон русские перешли в самый день битвы, 8 сентября 1380 г., когда праздновалось Рождество Пресвятой Богородицы (по старому стилю).

Русское церковное общество стало сочувственно относиться к князю, действовавшему об руку с высшим пастырем русской церкви. Это сочувствие церковного общества, может быть, всего более помогло московскому князю укрепить за собою национальное и нравственное значение на Руси.

В 1395 г. хан Тохтамыш потерпел поражение от Тимура (Тамерлана). Тимур двинулся на Москву. В это время по распоряжению митрополита Киприана из Владимира в Москву была торжественно перенесена чудотворная икона Владимирской Божьей Матери, написанная, по преданию, самим евангелистом Лукой. 26 августа 1395 г. вся Москва вышла встречать знаменитую святыню - главную икону Владимиро-Суздальской Руси. Случилось так, что именно в этот день Тимур остановил своё нашествие и ушёл обратно в степи. Разумеется, молва приписала спасение Москвы и всей Руси вмешательству самой Божьей Матери. На месте, где москвичи встретили икону, был основан монастырь, а сам этот день стал отмечаться церковью как праздник. (Конечно, это случайное совпадение, но разве дремучий народ переубедишь.)

5. Междуусобица в первой половине 15 века.

Одним из самых драматических событий в истории средневековой Руси считается война между представителями московского княжеского дома, продолжавшаяся с 1425 по 1453 г. Объединение русских земель вокруг Москвы в это время вступило в такую стадию, когда под угрозой оказались не только интересы политических соперников Москвы - Твери, Нижнего Новгорода, Рязани. Определённые круги московской аристократии должны были поступиться властью в пользу великого князя.

Причины войны коренились в характерном для времён политической раздробленности - делении крупных княжеств на более мелкие (удельные). Система уделов в Московском княжестве возникла в первой половине 14 в. как особая, наиболее удобная тогда форма управления землями, находившимися под властью потомков первого московского князя Даниила Александровича (1276-1303 гг.).

Первым уделом стало Серпуховское княжество, где правили потомки Андрея, младшего сына Ивана Калиты.

По завещанию великого князя Дмитрия Ивановича Донского было создано несколько новых уделов. Старший сын, Василий I, занял великокняжеский престол. Второй, Юрий, получил в удел подмосковный Звенигород и Галич в Костромской земле; третий сын, Андрей, стал хозяином в Можайске и Верее; четвёртый, Пётр, унаследовал Дмитров и Углич. Среди этих уделов наиболее значительным по размеру и количеству жителей был удел Юрия Звенигородского. Туда входили богатые солью и пушным зверем земли костромского Заволжья. Во время правления Василия I (1389-1425 гг.) Юрий ни на что, казалось бы, не претендовал. Выполняя распоряжения великого князя, он не раз командовал московскими полками и одерживал победы на восточных и западных рубежах княжества. Юрий имел все основания надеяться, что после смерти старшего брата московский великокняжеский престол перейдёт к нему. Об этом прямо было сказано в завещании Дмитрия Донского. В то время, когда составлялось завещание, Василий I ещё не был женат, и потому в случае его смерти Юрий становился единственным законным наследником.

Однако обстоятельства изменились, и, умирая, Василий I завещал московский престол не Юрию, а своему десятилетнему сыну Василию.

Но звенигородский князь не смирился с крушением честолюбивых надежд. Юрий разорвал заключённый в 1428 г. мир с Василием 2 и потребовал ханского суда.

В 1431-1432 гг. оба соперника отправились ко двору хана Улуг-Мухаммеда. После долгих раздумий хан решил спор в пользу Василия 2.

Василий 2 решил добиться полной победы над давним недругом. Он послал войско, которое разорило удельное "гнездо" Юрия - Галич. В ответ на это звенигородский князь в начале 1434 г. вновь пошёл войной на Москву. Разгромив великокняжескую рать, он вторично занял город. Но торжествовал победу Юрий недолго: в Москве он вскоре скончался.

Со смертью Юрия Звенигородского завершился первый этап междуусобной войны. Но перемена произошла не только в составе действующих лиц исторической драмы. Изменились и цели борьбы, и её средства. Если сам Юрий выступал с требованием "законности", соблюдения традиции, согласно которой брат наследовал брату, то его сыновья - Василий Косой, Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный - уже открыто выступали против самой идеи московского единодержавия. Они пытались поднять против Василия 2 не только давних врагов Москвы - Тверь и Новгород, но и окраинные области - Вологду, Устюг, Вятку.

К счастью для Василия II, после смерти отца братья Юрьевичи - Василий, Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный - не смогли сохранить единства.

Василий Юрьевич продолжал борьбу в одиночку. Но удача отвернулась от него: в 1436 г. он был взят в плен по приказу Василия 2 и ослеплён. Такой способ расправы с противниками широко применялся в Византии; на Руси этот метод разрешения политических споров встречался крайне редко. В последующие годы летописи не упоминают об участии Василия Юрьевича в борьбе за власть. Умер он в 1448 г., по-видимому, в московской темнице.

Но 7 июля 1445 г. под Суздалем московские ратники сошлись в неравном бою с татарами. Сражение было проиграно, многие воеводы погибли, а возглавлявший войско великий князь Василий II к своему позору попал в плен.

Позорное пленение Василия II, а главное - произвол и поборы прибывших с ним ордынцев, вызвало всеобщее возмущение. Чувствуя благоприятную обстановку, Дмитрий Шемяка предпринял ещё одну попытку захватить великокняжеский престол. Начался третий, самый драматический этап феодальной войны.

Воспользовавшись беспечностью Василия II и его воевод, Дмитрий Шемяка и его союзник, удельный князь Иван Андреевич Можайский, в феврале 1446 г. внезапным ночным набегом захватили Москву. Великий князь находился в то время на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре. Там его схватили мятежники и привезли в Москву, где в отместку за брата Шемяки - Василия Юрьевича - ослепили.

Захват великокняжеского престола Дмитрием Щемякой поставил под угрозу не только исторически сложившуюся систему московской боярской иерархии, но и весь строй отношений между Москвой и другими феодальными центрами. В столице грабили и заточали в темницы преданных Василию II людей. Возродилось давно ликвидированное Василием I Суздальско-Нижегородское княжество. Тверь стала искать союза с Новгородом.

Ослеплённый Василий II (после страшной кары он получил прозвище "Тёмный") с матерью, женой и малолетними детьми был сослан в Углич. В сентябре 1446 г. Дмитрий Шемяка проявил милость и выделил бывшему великому князю небольшой удел - Вологду. Перед отъездом Василий Тёмный принародно поклялся впредь никогда не предъявлять права на московский престол. И по обычаю той эпохи он поцеловал крест в знак нерушимости своей клятвы. Однако вскоре стало очевидно, что правление Дмитрия Шемяки не в состоянии укрепить сильно расшатанный усобицами и татарскими набегами государственный порядок. Быстро растратив великокняжескую казну, Шемяка стал чеканить серебряную монету пониженного веса, чем, естественно, вызвал недовольство посадского люда. Как никогда прежде расцвели взяточничество, произвол и беззаконие. В этих условиях боярство, удельные князья и верхушка церкви поспешили сплотиться вокруг Василия II. В Вологду стали стягиваться все недовольные.

Трифон, игумен Кирилло-Белозерского монастыря, находившегося к северу от Вологды, освободил князя Василия от клятвы верности Шемяке, приняв на себя и своих монахов великокняжеский "грех" - нарушение "крестоцелования". После этого Василий II отправился в Тверь. Заключил союз с тверским князем Борисом Александровичем и с новыми своими сторонниками двинулся дальше, на Москву. В феврале 1447 г. Василий Тёмный вступил в столицу. Дмитрий Шемяка от решающего сражения уклонился и с небольшим отрядом ушёл в костромское Заволжье.

В 1450 г. войско Василия Тёмного наголову разгромило отряды Шемяки и заняло Галич. Однако захватить самого князя не удалось: он бежал в Новгород и получил там "политическое убежище". Оттуда Шемяка, вымещая обиды, совершал грабительские набеги на весь московский Север, расправляясь с местными воеводами. Не сумев пленить мстительного князя, московские власти решили разделаться с ним по-иному. 18 июля 1453 г. в Новгороде он внезапно скончался. Причиной смерти, по всей видимости, был яд, который подсыпал в кушанье повар, подкупленный московскими лазутчиками.

С кончиной Дмитрия Шемяки междуусобная война завершилась. Разгром удельной оппозиции привёл к новому усилению власти великого князя московского.

Читайте также: