Какую роль в композиции играет портрет старухи изергиль кратко

Обновлено: 07.07.2024

Именно через взгляд автор старается передать нам всю внутреннюю внешность человека, а следственно и портрет. Через взгляд мы может понять, кто является из героев красивее.

Пейзаж в мифах о Данко и Ларре тоже разный.

Первый пейзаж спокойный, представляет уголок, где человеку живётся широко и хорошо. Именно здесь появляется Ларра, нарушая тишину покой этого уголка. Пейзаж в мифе о Данко совсем другой. Здесь люди меняют райский уголок на неприступный лес, где трудно выжить человеку. Но Данко ведёт людей через него, доказывая, что любовь к людям может преодолеть любые препятствия.

Пейзаж, по мнению автор, может передать всю полноту мысли которую он до нас хочет донести. Поэтому усиливает свою мысль в описании пейзажа Данко.

Горький через пейзаж и портрет героев хочет сказать о том, что вторичные элементы тоже имеют значения и они важны для восприятия. Не надо только всё произведение сводить к одному это действиям разворачивающийся в рассказе. Поэтому роль пейзажа и портрета недооценивается многими читателями.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Образ старухи Изергиль выполняет в рассказе несколько функций. Первая функция заглавной героини сюжетообразующая: этот образ объединяет весьма сложно построенное повествование, в котором переплетаются несколько сюжетных линий. Одна связана с изображением реальных современных людей: самой старухи, молдаван-поденщиков, работающих на винограднике, автобиографического героя, странствующего по Руси. Вторая сюжетная линия – описание приключений молодой красавицы Изергиль сорок-пятьдесят лет назад: в этих воспоминаниях проходит вереница

Третья сюжетная линия – легенды о Ларре и Данко. Следовательно, образ Изергиль служит связующим звеном между разновременными сценами реального и легендарного мира. Может быть, от этого старуха выглядит как ведьма из сказки.

Справедливости ради следует отметить, что все три сюжетные линии объединяются не только образом Изергиль, но и образом автобиографического героя.
Цельность произведения достигается еще и тем, что Горький ставит актуальные для своего времени социально-философские проблемы, обращаясь то к легендам, то к реальной

жизни. Писателя волнуют две крайние формы социального поведения. Легенды о Ларре и Данко вроде бы рассказывают о разном, но на самом деле представляют два противоположных, а значит взаимосвязанных, взгляда на отношения человека и общества.

Ларра – гордый индивидуалист, он любит только себя, он презирает людей и их законы. Данко горячо любит людей, ради их счастья он повел свой народ искать новую родину, он вырвал свое сердце, чтобы осветить людям путь через лес, он умер, чтобы его народ обрел новую родину. Бессмертие Ларры, отвергнутого людьми, стало его величайшим горем, ибо он обречен на одиночество. Смерть Данко ради счастья людей становится началом его бессмертия в благодарной памяти народа.

Старуха Изергиль осуждает Ларру и считает его наказание вполне справедливым. Она восхищается поступком Данко, который близок ей по силе характера, смелости, мужеству. Следовательно, вторая функция образа Изергиль – быть судьей, то есть дать оценку героям легенд, раскрывая тем самым свои собственные взгляды на жизнь.

Надо отметить, что оценки Ларры и Данко у старухи и автобиографического героя совпадают.
Роль Изергиль не ограничивается функциями рассказчицы и судьи. Между легендами она повествует о своей собственной жизни, похожей на сказку, и, следовательно, сама становится действующим лицом захватывающих приключений. Это третья функция образа Изергиль. Вспоминая своих многочисленных любовников, старуха утверждает, что главным в ее жизни была любовь к людям.

Она любит свободу, песни, красоту и этим похожа на Данко. Но она всю жизнь прожила только для себя, легко забывала свою прежнюю любовь ради новой. В этом отношении она похожа на Ларру. Старуха признается: “Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила.

Это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками” (II). Можно сказать, что Изергиль демонстрирует более ровное, без литературных преувеличений, отношение к жизни, чем Ларра и Данко. Это вполне понятно. Она ведь не персонаж-символ из легенды, а действующее лицо из реальной жизни, хотя и представлена автобиографическим героем в романтическом облике.

В реальном человеке эгоизм Ларры и коллективизм Данко переплетаются, и какое чувство берет верх, таким и становится человек. Если Ларра воплощает идею жизни без людей и только для себя, а Данко – идею жизни с людьми и для людей, то Изергиль занимает как бы промежуточную позицию и демонстрирует принцип жизни с людьми, но только для себя.
Противоречивость образа Изергиль состоит в том, что она на старости лет поняла, как нужно жить, теперь она уважает людей, которые руководствуются в своих поступках благородной идеей народного счастья и свободы, но она сама не сумела прожить такую правильную жизнь, ее незаурядные душевные силы растрачены практически бесполезно. Единственное, что ей осталось, – это научить молодых, чтобы они не повторяли ее ошибок. Для этого она рассказывает автобиографическому герою – молодому человеку – свои легенды. То есть героиня берет на себя роль учителя, что можно считать четвертой функцией образа Изергиль.

Она прямо поучает автобиографического героя, осуждая его за осторожность, покорность обстоятельствам. Нынешние люди, по ее мнению, не живут, а все только примеряются жить, а когда пройдет их время, то плачутся на судьбу, а судьба здесь ни при чем: каждый сам себе судьба (II). Эти рассуждения о судьбе находят продолжение в знаменитых словах Изергиль о красивом поступке во имя людей, то есть о подвиге: “В жизни всегда есть место подвигам.

Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно” (II).
Подводя итог, необходимо признать, что старуха Изергиль – главная героиня рассказа. Во-первых, об этом свидетельствуют само название рассказа и его композиция (героиня как рассказчица связывает все смысловые части произведения). Во-вторых, Изергиль выступает еще в нескольких ролях: судьи, действующего лица, учителя.

Находясь в центре повествования, она получает максимальную возможность для самораскрытия.
Легенды о Ларре и Данко служат прежде всего средством раскрытия образа главной героини. История жизни старухи, помещенная между двумя легендами, составляет идейный центр рассказа. Жизненные принципы Изергиль, в отличие от убеждений героев легенд, оказываются не столь категоричными, зато они больше подходят для реальной действительности.

Старуха при всей противоречивости своего характера не разуверилась в высоких идеалах, сумела сохранить смелость суждений, преклонение перед героями-борцами. Все это вызывает уважение автобиографического героя, который разделяет подобные убеждения Изергиль.

Горький создал знаменитое произведение о старухе Изергиль в 1894 году. Оно пронизано романтическими мотивами, формируется из трех эпизодов. В роли главной героини выступает старуха. Сюжет выстроен на базе последовательного рассказа пожилой женщины. Образ старухи Изергиль в рассказе Горького тщательно продуман. Она повествует о собственной жизни, включая в рассказ захватывающие легенды.

С годами красота померкла, главная героиня по внешнему описанию стала похожа на ведьму. Автор характеризует внешний образ старухи Изергиль так:

  • На лице появились глубокие морщины;
  • Нос напоминает птичий клюв;
  • Глаза выцвели;
  • Во рту не осталось зубов.

Она обладает прекрасной памятью, ясным умом, мудрым взглядом на жизнь. Поэтому повествование получается интересным, красочным. Молодая Изергиль жила по собственным правилам, руководствуясь чувствами, желаниями. Ее можно назвать расчетливой, хитрой, гордой, смелой. Особое качество – истинная любовь к жизни. Женщина любила путешествовать, прожила насыщенную жизнь, всегда получая от мужчин желаемое.

Какую роль играет образ старухи Изергиль

Образ старухи Изергиль

Роль старухи Изергиль в рассказе Горького не одна. Рассмотрим на примерах:

  • Легенда о Ларре повествует о мужчине, считавшем себя лучше окружающих. Он всегда вел себя так, словно совершил героический подвиг. В наказание гордец был обречен на вечное одиночество, скитания в поисках гибели, спокойствия. Земля для него превратилась в настоящий ад. Образ Данко, напротив, светлый, добрый. В ходе рассказа женщина осуждает гордеца, восхваляет Данко. Следовательно, рассказчица выступает в роли судьи;
  • Сюжетная структура произведения – сложная. Описание старухи Изергиль в рассказе подтверждает ее значимость как главной героини. Она ведет рассказ, связывает легендарный мир с реальными историями. Роль Изергиль – повествователь;
  • Героиня делится собственными любовными историями. Ее жизнь была сказочной, захватывающей, полной приключений. Она с удовольствием рассказывает о них читателям, вспоминает о своих многочисленных мужчинах. Женщина всегда восхищалась красотой, песнями, любовью, свободой. Многие черты характера делают ее похожей на Данко. Здесь роль старухи – главное действующее лицо;
  • Несмотря на то, что рассказчица всегда с удовольствием вспоминает молодость, только в преклонном возрасте она осознала смысл жизни. Поступки старухи Изергиль были легкомысленными, сейчас она научилась уважать людей. Героиня понимает, что неправильно прожила свои годы. Время назад вернуть не получится, зато ее ошибки – это хороший урок для молодого поколения. Она делится опытом с читателем, играя роль учителя. Ее задание – уберечь других от позднего осознания жизненного смысла.

Тест произведения показывает, что старуха играет четыре роли: учителя, повествователя, судьи, главного действующего лица.

Каково значение образа Изергиль в рассказе

Повествование представляет класс неоднозначных произведений Горького. Автор поощряет распутность образа старухи в молодости. Она не учится на собственных ошибках. Глагол любить для нее значит больше всего остального. Влюбленности часто заканчивались трагически, причем во многом виновата была сама Изергиль. Но она была готова снова отдаться страсти. Жизнь наказывала исключительно мужчин красавицы, некоторые из них погибали.

Значение сюжетных поворотов показывает: каждый поступок сказывается на жизнях окружающих. Поэтому люди должны нести ответственность за свои действия. Все трагические смерти в книге писателя имеют косвенную или прямую связь со старухой. Этим автор подтверждает значимость поступков.

Композиция рассказа достаточно сложна. Повествование много поведавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко) , каждая из которых целиком подчинена одной цели - наиболее полно создать образ главного героя. Поэтому все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей, которая заключается в стремлении автора выявить истинную ценность человеческой жизни. Композиция такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о жизни Изергиль, которое и составляет идеологический центр произведения. Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней.

Система образов полностью подчинена стремлению автора наилучшим образом раскрыть тему произведения, так как вопрос о свободе и несвободе человека преследует его на протяжении всей творческой жизни. К наиболее ярким образам рассказа, несущим на себе основную идейную нагрузку, можно отнести образы Ларры, Данко и старухи Изергиль.

Ларра, ведущей образ первой легенды, представлен читателю в наихудшем свете. Непомерная гордыня, огромное себялюбие, крайний индивидуализм, оправдывающий любую жесткость, - все это вызывает в людях только ужас и гнев. Сын орла и земной женщины, он, посчитав себе воплощением силы и воли, ставит своё \"я\" выше окружающих его людей, чем обрекали себя на вечное одиночество, презрение и нелюбовь. Поэтому долгожданная свобода и бессмертие являющееся для него странным и неизбежным наказанием.

В рассказе Ларре противопоставлен герой второй легенды, выражающий высшую степень любви к людям. Гордость Данко - это сила его духа, уверенность в себе. Он, пожертвовав своей жизнью ради освобождения людей, заслуживает истинное бессмертие за подвиг, совершенный во имя жизни и счастья народа.

Одним из менее заметных, но не менее значимых образов является образ повествования. Именно это образ человека, странствующего по Руси, встречающего на своем пути самых разных людей, заключает в себе важнейшие средства выражения авторской позиции. Именно глазами автобиографического героя видит читатель Изергиль. Её портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры. Она не может даже представить ничего общего с ним, но взгляд повествователя находит эту общность, парадоксально сближая их портреты.

Отношение автора к отверженному Ларре, на мой взгляд, однозначно. Осуждая жизненную позицию этого героя, Горький показывает к какому результату приводит человека индивидуалистическая мораль. В образе же Данко писатель воплощает свой идеал сильной личности, способной на самопожертвование.

Во всех своих образах (эпизодических и главных) Горький видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны, выражая свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разных художественных средств. В \"Старухе Изергиль\" связь с традициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использовании романтических образов тьмы и света ( сопоставление теней Ларры и Данко в легенде о Данко) , в гиперболизированном изображении героев ( \"В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира\"). Изображение красочных пейзажей имеет огромную художественную ценность. Оно не только передает читателю незабываемые впечатления, но и как бы сближает \"быль\" и \"сказку\".

Своеобразие жанра (рассказ в рассказе) , играющее в этом произведении большую идейно-художественную роль, позволяет писателю установить связь между легендарными, рассказанными Изергиль, и реальной действительностью.

Особое место в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль, как-то: \"тусклые глаза, \"потрескавшиеся губы, \"сморщенный н

Итак, ее портрет в произведении выполняет несколько функций. Первая функция — это сюжетообразующая. Ее образ очень важен. Ее роль не ограничивается функциями рассказчицы и судьи. Она в этом произведении рассказывает и о своей жизни. Через свои рассказы она доносит одну из главных мыслей данного произведения, что главное на свете — это любовь к людям.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Читайте также: