Представьте что в школе ввели курс экология языка предложите свою структуру этого курса темы лекций

Обновлено: 06.07.2024

Элективный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
 выделение характерных причинно-следственных связей;
 сравнение и сопоставление;
 умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
 самостоятельное выполнение различных творческих работ;
 владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
 подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
 самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Оценить 151 1

Пояснительная записка

Цели курса:

Обучающая:

- совершенствовать речевые навыки учащихся;

изучение норм современного русского литературного языка, основ культуры устной и письменной речи; развитие навыка редакторской правки, способности к анализу и оценке языковых явлений, формирование языковой и лингвоэкологической компетенции учащихся.

Воспитательные:

- способствовать развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе;

- развивать партнерские отношения и умение работать в команде, способности концентрироваться на сути проблемы и отстаивать свою точку зрения.

Задачи курса:

- повышение речевой культуры общения;

- формирование навыков речевого этикета;

- развитие литературно-творческих способностей;

- закрепление общеязыковых умений и навыков;

- формирование навыков исследовательской и проектной деятельности

В основе занятий практика наблюдений за языковыми явлениями и сопоставлений языковых факторов; практика диспута, сочинительства, редакторской правки, стилизации; разработка обучающимися методики языкового воспитания сверстников.

Структура занятия: анализ дидактического материала (анализ речевых и грамматических ошибок одноклассников; анализ текстов школьных сочинений, текстов мастеров слова); классификация речевых и грамматических ошибок, объяснение причин их появления, поиск возможностей предотвращения речевых и грамматических ошибок; поиск источников словарного обогащения; конструирование, редактирование текста; стилизация; публичные выступления.

Элективный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
 выделение характерных причинно-следственных связей;
 сравнение и сопоставление;
 умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
 самостоятельное выполнение различных творческих работ;
 владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
 подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
 использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
 самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Курс рассчитан на 17 занятий

Содержание курса

Учебная программа открывается обзорной лекцией-беседой о русском языке, основных фактах его истории, формах и функциональных стилях. Последующее занятие посвящено ознакомлению с понятиями экологии культуры и экологии языка, взаимосвязи этих понятий.

Дальнейшие занятия посвящены нормативному аспекту экологии языка. На основе известных учащимся Фонетических, грамматических, правописных норм выявляются основные нарушения норм и их причины, восстанавливаются и отрабатываются основные нормы.

На отдельном занятии рассматриваются проблемы заимствований в русском языке, особенно на современном этапе его развития.

- новая лексика и фразеология как фактор динамизма в языке и проблемы культуры речи;

- просторечия и пограничные явления (жаргон и арго) в языке, сквернословие и пути избавления от него;

- культура поведения и культура речи в межличностном общении, проблемы формирования современной языковой личности.

Для организации занятий по каждой теме программой предусмотрена система аналитических и творческих заданий, контролирующих вопросов.

Целевая направленность курса

Развивающие цели курса: развитие речевой культуры; сохранение чистоты русского языка как явления культуры; понимание роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей; совершенствование умения работать с собственным текстом.

Обучающие задачи курса: изучение норм современного русского литературного языка, основ культуры устной и письменной речи; развитие навыка редакторской правки, способности к анализу и оценке языковых явлений.

В основе занятий практика наблюдений за языковыми явлениями и сопоставлений языковых факторов; практика диспута, сочинительства, редакторской правки, стилизации; разработка обучающимися методики языкового воспитания сверстников.

Структура занятия: анализ дидактического материала (анализ речевых и грамматических ошибок одноклассников; анализ текстов школьных сочинений, текстов мастеров слова); классификация речевых и грамматических ошибок, объяснение причин их появления, поиск возможностей предотвращения речевых и грамматических ошибок; поиск источников словарного обогащения; конструирование, редактирование текста; стилизация; публичные выступления.

Домашнее задание: поиск образцового текста, представление его и защита; подготовка итоговых коллективных работ.

Итоговые коллективные работы:

Защита итоговых работ курса

Элективный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Курс рассчитан на 12 занятий (1 час в неделю)

Планирование занятий

1-3. Классификация речевых и грамматических ошибок и недочётов.
4-6. Редакторская правка.
7-9. Стилизация.
10-12. Защита итоговых коллективных работ курса.

Содержание элективного курса

1-3 занятия. Классификация речевых и грамматических ошибок и недочётов. Теория и практика. Работа с дидактическим материалом.
(См. дидактический материал в Приложении 1.)
Ошибка – нарушение норм литературного языка.
Недочёт – нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи.

морфологические (ненормативное образование форм слов и употребление частей речи);

  • в структуре словосочетания (нарушение норм управления и согласования);
  • в структуре простого предложения:
  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
  • разрушение ряда однородных членов;
  • разрушение составных союзов при однородных членах предложения;
  • употребление деепричастного оборота вне смысловой связи его с подлежащим;
  • разрыв причастного оборота определяемым словом;
  • нарушение границы предложения;
  • местоименное дублирование одного из членов предложения;

в структуре сложного предложения:

  • неверный выбор союза или союзного слова;
  • смешение сочинительной и подчинительной связи;
  • отрыв определительного придаточного от определяемого слова;
  • непонимание значения слова;
  • неразличение паронимов и синонимов;
  • нарушение лексической сочетаемости;
  • лексическая недостаточность;
  • лексическая избыточность (плеоназм);
  • неоправданное употребление слов разной стилевой окраски;
  • неуместное употребление экспрессивной лексики;
  • неоправданное употребление просторечных и диалектных слов;
  • употребление штампов;
  • смешение лексики разных исторических эпох;

в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;
  • неудачное использование лексического повтора как средства связи предложений в тексте;
  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм;
  • неудачный порядок слов в предложении

4-6 занятия. Редакторская правка школьных сочинений-размышлений.
(См. дидактический материал в Приложении 2.)
Проблемы дословного перевода чужой мысли. Опасности творческой редакторской правки.

7 занятие. Стилизация.
Философская тема стилизованного эссе выбирается обучающимся.
(О свободе, о красоте, о покое, о счастье, о чувстве, о мудрости, о времени…)

8 занятие. Стилизация формул мысли.

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека.)

Ты любишь жить вкусно, но поваром своей жизни быть не умеешь.
Он не переваривал лжи, но от правды приходил в бешенство.
Этот человек горд и самолюбив, милостыни никогда не попросит. Предпочитает брать взаймы без отдачи.
Если человек большого ума задумает сделать глупость, то сделает такую, какой все дураки не выдумают. (Вересаев В.)

Насколько же труднее освободить человека, научив его властвовать над собой!
Пассивность – скрытая форма отчаяния.
Жить – значит медленно рождаться. (Антуан де Сент-Экзюпери.)

9 занятие. Стилизация. Антитезу темы стилизованного размышления формулирует обучающийся.

Поражение… Победа… Я плохо разбираюсь в этих формулах. Есть победы, которые наполняют воодушевлением, есть и другие, которые принижают. Одни поражения несут гибель, другие – пробуждают к жизни. Жизнь проявляется не в состояниях, а в действиях. Единственная победа, которая не вызывает у меня сомнений, – это победа, заложенная в силе зерна. Зерно, брошенное в землю, уже одержало победу. Но должно пройти время, чтобы наступил час его торжества.

Легко основать порядок в обществе, подчинив каждого незыблемым правилам. Легко воспитать слепца, который, не протестуя, подчинялся бы поводырю. Насколько же трудно освободить человека, научив его властвовать над собой!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс

9 класс

1.Пояснительная записка.

2.Цели курса:

Обучающая:

- совершенствовать речевые навыки учащихся;

Воспитательные:

- способствовать развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе;

- развивать партнерские отношения и умение работать в команде, способности концентрироваться на сути проблемы и отстаивать свою точку зрения.

3.Задачи курса:

- повышение речевой культуры общения;

- формирование навыков речевого этикета;

- развитие литературно-творческих способностей;

- углубить представление учащихся о тексте на основе жанровой специфики.


Задачи проекта 1. Изучение уровня речевой культуры учащихся, жителей района и их отношение к проблеме культуры языка; 2. Привлечение к сотрудничеству в реализации проекта всех учащихся, родительской общественности, учителей школы, работников сельской и районной библиотек, руководителей учреждений района; 3. Сформировать у учащихся навыки культурного общения со сверстниками, людьми старшего возраста; 4. Систематизировать комплекс мер, направленных на обогащение речи; 5. Популяризовать в молодежной среде нормативную литературную и разговорную речь; 6. Формировать гражданскую компетентность у молодого поколения.

Содержимое разработки

Социально-значимый проект

1. Концепция. О чем будет мой проект?

2. Обоснование актуальности проекта

3. Область применения проекта

4. Сроки реализации

5. Ожидаемые результаты

7. Задачи проекта

8. Планирование занятий

9. Управление рисками и ограничениями

10. Этапы и условия реализации проекта

12. Использованная литература

Речевая культура человека - зеркало

его духовной культуры.
В. А. Сухомлинский

О чем будет проект?

Предметная область: русский язык, обществознание, психология, история

Обоснование актуальности проекта

В последнее время наблюдается значительное снижение культуры речи среди молодежи. Язык меняется на глазах, речь страдает от внедрения вульгарных слов, она насыщена словами-сорняками иноязычного происхождения, просторечными словами, нравственные и этические нормы стали игнорироваться, что, соответственно, повлекло за собой падению общества. Современная языковая картина заставила ученых-лингвистов обратить внимание на уровень культуры речи современной молодежи.

Повышение речевой культуры - одна из актуальных задач, стоящих перед молодёжью. Современная молодежь – это люди, которые в недалеком будущем будут управлять государством, решать важные вопросы во всех сферах жизнедеятельности. И о том, какое оно будет, это светлое будущее, нужно беспокоиться сейчас.

Хотелось бы, чтобы наше правительство, да и все соответствующие структуры уделяли больше внимания проблеме, о которой мы сегодня говорим.

Область применения проекта

Сроки реализации

сентябрь-декабрь 2019 года

Ожидаемые результаты

1. Положительные изменения в культуре общения учащихся со сверстниками, людьми старшего возраста;

2. Результатом проведения проектной работы станет активное участие подростков и молодёжи в решении проблемы культуры речи.;

3. Создание постоянной рубрики в школьной газете, посвященной пропаганде культуры речи и поведения;

6. Положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской деятельности.

Соразмерна ли ожидаемая от проекта польза с потраченными усилиями и временем?

1. Узнав больше о правилах культуры речи, люди смогут осознать, что культурная речь облегчает контакт, достижение взаимного согласия, обеспечивает счастье семейной жизни, благоприятствует уважительному отношению друг к другу, предупреждает конфликты и скандалы, дает больше шансов завоевать дружбу и любовь близких;

2. Учащиеся приобретут навыки наблюдения за речью и поведением сверстников и взрослых, чтобы определить действия, ведущие к повышению уровня грамотности и речевой культуры населения;

3. Во время работы над проектом учащиеся научатся сформировать свою позицию по отношению к проблеме.

Выполним ли проект?

1. Учащиеся приобретут навыки определения надежных источников информации, выделения актуальной информации;

2. Будет формироваться культурная и гражданская грамотность благодаря активной работе по привитию окружающим уважения к слову;

3. На занятиях в рамках данного проекта будут использованы мыслительные приемы, техники креативного решения проблем, чтобы помочь ученикам создавать креативные альтернативы вредным привычкам;

4. Ученики будут работать в команде, где навыки коммуникации и сотрудничества станут залогом успешной реализации проекта;

5. Ученики проявят черты характера, как инициативность, упорство, любознательность, изучая проблему загрязнения языка, а также наблюдая за культурой речи местных жителей;

6. Ученики будут тесно взаимодействовать с местными жителями, чтобы информировать их о необходимости борьбы за чистоту речи;

Цель проекта

Повышение языковой культуры жителей через организацию социально значимых инициатив и активного участия в них.

Задачи проекта

1. Изучение уровня речевой культуры учащихся, жителей района и их отношение к проблеме культуры языка;

2. Привлечение к сотрудничеству в реализации проекта всех учащихся, родительской общественности, учителей школы, работников сельской и районной библиотек, руководителей учреждений района;

3. Сформировать у учащихся навыки культурного общения со сверстниками, людьми старшего возраста;

4. Систематизировать комплекс мер, направленных на обогащение речи;

5. Популяризовать в молодежной среде нормативную литературную и разговорную речь;

6. Формировать гражданскую компетентность у молодого поколения.

Если привлечь общественность к обсуждению вопросов состояния русского языка, побудить к активным действиям по защите, сохранению его чистоты и богатства, пропагандировать точность, гибкость, красоту русского языка, умение уместно использовать его эмоциональные, выразительные, развивающие возможности, то это повлияет на формирование личности, на обогащение ее духовного мира, жизненного и эстетического опыта, на повышение уровня общей культуры и просвещения.

Планирование занятий

1. Изучение последствий сквернословия на глобальном и местном уровнях;

2. Развитие навыков наблюдения, опроса и проведения исследования;

3. Развитие навыков критического мышления;

4. Приобретение навыков креативного решения проблем.

Управление рисками и ограничениями

1. Владение учениками навыками наблюдения, выявления причин низкой культуры речи и подведении грамотных выводов;

2. Во время анкетирования не все учащиеся и жители села могут сказать правду;

3. За короткий срок реализации проекта невозможно до конца искоренить привычку употреблять скверные слова в речи.

Этапы и условия реализации проекта

Первый этап – подготовительный

1. Знакомство участников команды между собой и введение в тему, объяснение ценности и преимущества участия в данном проекте;

2. Выявление проблемы и нахождение путей её решения, планирование этапов реализации проекта учениками;

3. Создание инициативной проектной группы и распределение ролей в команде;

4. Изучение уровня речевой культуры учеников и социума.

Второй этап – основной.

Этап создания продукта

1. Работа в командах с целью принятия совместного решения относительно трех эффективных аспектов, над которыми они хотели бы работать;

2. Исследование уровня речи учащихся, учителей, родителей, жителей села;

6. Лингвистическая помощь (информационные уголки, стенды, в классах, страничка на сайте школы);

Третий этап - заключительный

1. Исследования изменений в культуре речи участников проекта;

3. Подведение итогов работы в классах и волонтерских отрядах;

4. Проведение общешкольного коллективного творческого дела по итогам проекта;

4. Награждение наиболее активных участников проекта;

4. Организация “круглого стола”

5. Рефлексия: что у нас получилось и не получилось? Оценивание эффективности реализации проектной деятельности;

6. Общая удовлетворенность проектом.

Высокий уровень речевой культуры - неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь - задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

Проект поможет, во-первых, обратить внимание учащихся, общественности на необходимость сохранения чистоты русского языка, во-вторых, покажет, что важно следить за своей речью как показателем общей культуры, что употреблять иноязычные слова нужно уместно и только по необходимости, в-третьих, напомнит, что использовать в речи нужно только те слова, значение которых понимаешь.

Использованная литература

1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.

2. Введенская А.Н., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

3. Водина Н.С., Иванова А.Ю., Клюев В.С. и др. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник- практикум. - М., 1997.

4. Голубева И.В. Культура речи на уроках русского языка. Русский язык в школе. - 2000. - №3. – С. 32 -36.

5. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. - М., Просвещение, 1968г.

6. Кукушкина О.В. Типы речевых неудач в русском языке. - М., 1999

7. Культура парламентской речи. - М., 1994

8. Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996

9. Скворцов Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. № 1 1994г.

10. Оганесян С.С. Культура речевого общения // Русский язык в школе. № 5 1998г.

11. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет // Русский язык в школе. №

12. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Русская речь. - 1991. - №


-75%

Читайте также: