Почему повесть дубровский осталась незавершенной кратко

Обновлено: 07.07.2024

А дальше цепочка событий развивалась бы точно также. Это логично. Отряд Дубровского не был многочислен, и вечно скрываться в лесах просто не получилось впоследствии. Он бы привлёк внимание вышестоящих чинов, а там натиском и численностью государственная армия смогла бы захватить, а что, проще, отстрелять разбойников, не особо и разбираясь в земельных распрях их атамана. Что почти и произошло, молодой человек сделал самое разумное – оставил эту страну с её традициями и предрассудками.

Другое окончание истории с Дубровским стало бы сказочным и странным. Допустить, что Маша могла бежать с Владимиром невозможно. Вероятно, саму Машу даже тешила мысль о такой вот несчастной любви, которая не отяготиться бытом и непониманием в последующем. Отчасти даже чувствуется упоение молодой Троекуровой таким исходом истории. Жертва обстоятельств, воли отца, воли супруга. Страдать в этой истории не будут даже крестьяне Дубровского – они нажили себе, пусть и нечестно какое — никакое состояние. Только Владимир, словно оправдывая короткое название, как приговор самой сути, породы Дубровских, и будет несчастен. Только он и мог вообразить себе другой финал своих переживаний.

Вариант 3

Владимир, находясь в состоянии аффекта убивает князя. Забирает Машу, и они уезжают подальше от этих мест. Но, даже поменяв паспорта, нельзя изменить прошлую жизнь. И Маша, и Владимир страдают от своей ошибки. Года через два, устав от постоянных упрёков и оскорблений, они расстаются. Маша возвращается в родные места и постоянно ходит на могилу князя. Не в силах жить с такой болью и стремясь искупить свою вину, она уходит в монастырь. А Владимир вспоминает, наконец, что он военный и отправляется в армию, на Кавказ. Там он дослуживается до чина генерала и выходит в отставку.

Честный разбойник Дубровский

Повесть Пушкина, несмотря на свою незавершённость, привлекает своей искренностью и наболевшими проблемами. Автор словно хочет указать на то, что нахождение вне закона не всегда говорит о природном жесткосердии. Но каждое зло влечёт за собой неизбежное возмездие. Появление в имении Дубровского людей Троекурова становится причиной массового возмущения крестьян и проявления жестокости с их стороны. А ночной пожар в Кистенёвке, который организовал Владимир Дубровский, ничего не знавший о запертых посланниках Троекурова, стал предвестием народного бунта.

Вариант 5

Маша остаётся с князем, но продолжает любить Владимира. Князя, не смотря на все его старания, она так и не полюбит. Детей у них нет, ради чего и кого жить — не понятно. Князь начинает по-тихоньку спиваться, находит сомнительных друзей, увлекается азартными играми. Предоставленная сама себе, Маша чахнет и угасает на глазах, как цветок без солнечных лучей и воды. Доктора находят у неё чахотку или как, теперь говорят, туберкулёз. Князь отправляет её на лечение за границу. Там, на водах в немецком курорте Баден-Баден она случайно встречает Владимира. Он лечит свою язву желудка. Наконец влюблённые люди воссоединяются. Маша бросает ненавистного князя и остаётся за границей. А ему теперь всё — равно. Из-за огромного карточного долга, который нечем оплатить, он пускает себе пулю в лоб. Тем самым развязывает руки Маше. Через год после траура Маша и Владимир тихонько поженились.

Центральные герои конфликтов

Вариант 6

Не буду повторять сам сюжет, все и так его знают. Это произведение проходят по программе в школе, по нему снято несколько фильмов (даже не так давно с Козловским), его расхватали на цитаты… Задание это (придумать другой финал) я считаю интересным!

Вероятно, сам Пушкин выбирал, как закончить произведение. Придумывал варианты, советовался с друзьями… Все возможно! Но выбрал почему-то такой вариант. Значит, он показался Александру Сергеевичу оптимальным.

Сейчас время изменилось, люди тоже немного поменялись. Нельзя говорить, что люди со временем не меняются, а только окружающая обстановка. Даже в разных странах у людей свои особенности. Так что говорить, если прошло несколько веков?

Конечно, жаль, что Маша Троекурова не стала его женой. То есть они как Ромео и Джульетта почти смогли преодолеть вражду семейств. И всё-таки из-за любви к Маше молодой Дубровский готов его простить. Отец отдаёт дочь за князя Верейского, не смотря на её мольбы и слёзы. А когда отец узнаёт, что это Дубровского она предпочитает жениху, то назло ускоряет свадьбу. И вот после церкви Дубровский спасает Машу, его ранят, кстати. И он не говорит ей даже, чтоб она стала его женой, пошла с ним. Он объявляет, что она свободна. Но вот она, как Ларина Таня, отказывается! Мол, уже поздно – обряд совершен. И Дубровский аж в обморок падает.

Думаю, что в наше время это было б невозможно. Совершился обряд, но это ведь насильно, не по любви. Думаю, тут можно было б бежать с Дубровским. Да, он не успел до венчания, но там опять были козни её отца. Лучше, получается, было людям Дубровского убить князя, чтобы Маша стала вдовой?!

Другие сочинения: ← Продолжение Дубровского↑ ПушкинО чем заставляет задуматься роман Дубровский →

Сюжет романа развивается весьма динамично, объединяя два различных по своей природе конфликта. Первый конфликт, основные события которого случаются в первом томе, внутрисословный, имеющий яркую социальную окраску. В нём сталкиваются соседи, бывшие сослуживцы и даже давние друзья. Это богатый помещик, генерал-аншеф в отставке Кирилл Петрович Троекуров и мелкий дворянин, поручик в отставке Андрей Гаврилович Дубровский, кто написал заявление в суд по поводу дерзкой реплики троекуровского псаря, который унизил достоинство Дубровского. Тут произошёл конфликт самолюбия Дубровского и Троекурова, который перерос в имущественный конфликт с акцентом на социальном неравенстве, предрешившим исход тяжбы. Троекурову помогли продажные судьи и соседи-лжесвидетели. Второй конфликт романа – семейно-бытовой. Это типичная житейская ситуация – замужество по неволе. Маша Троекурова вынуждена выйти замуж за старого князя Верейского. Широко освещается проблема семейного бесправия, вопрос о праве любить независимо от общественных взглядов и предрассудков. Также затронута тема борьбы любовной страсти и нравственного долга.

Документальная основа романа

Однажды, беседуя со своим приятелем П. В. Нащокиным, Пушкин услышал историю бедного белорусского дворянина Павла Островского, который владел небольшим селом в Минской губернии. Во времена войны 1812 года документы на владение имением сгорели. Богатый сосед молодого Островского воспользовался этим, отнял у юноши родной дом. Крестьяне Островского подняли бунт, отказавшись подчиниться новому хозяину, и предпочли разбойничать. По слухам юный дворянин сначала подался в учителя, а потом примкнул к своим бывшим подданным. За разбой его арестовали, но Павел сумел сбежать из-под стражи и скрыться. Дальнейшая судьба этого человека, так же, как и Дубровского, главного героя пушкинского романа, неизвестна.

Ситуация Островского так поразила Пушкина, что он тотчас решил написать о благородном разбойнике роман, первоначально дав главному герою имя его отчаянного, удалого прототипа.

Сочинение Продолжение романа Дубровский Пушкина

Предложена уникальная возможность продолжить роман. Вариантов может быть несколько.

Первый вариант со счастливым концом. Когда Дубровский открывает дверцу кареты, Маша ударяет по руке князя Верейского и пуля пробивает крышу кареты. Она слезно просит отпустить ее с ним, потому что сильно любит его. Князь их отпускает. Правда в России того времени, довольно трудно расторгнуть брак, освященный церковью.

Но молодых это не останавливает. Они уезжают за границу, покупают новые документы и живут счастливо. Года через два у них уже пара прекрасных

Вариант второй, не очень счастливый. Владимир, находясь в состоянии аффекта убивает князя. Забирает Машу, и они уезжают подальше от этих мест.

Но, даже поменяв паспорта, нельзя изменить прошлую жизнь. И Маша, и Владимир страдают от своей ошибки. Года через два, устав от постоянных упреков и оскорблений, они расстаются.

Маша возвращается в родные места и постоянно ходит на могилу князя. Не в силах жить с такой болью и стремясь искупить свою вину, она уходит в монастырь. А Владимир вспоминает, наконец, что он военный и отправляется в армию, на Кавказ.

Там он дослуживается до чина генерала и выходит

Вариант третий, совсем не счастливый. Отчаявшись, Владимир случайно убивает и князя, и Машу. А затем пускает пулю в лоб себе.

Зачем ему жить без любимой женщины?

Вариант четвертый. Маша остается с князем, но продолжает любить Владимира. Князя, не смотря на все его старания, она так и не полюбит.

Детей у них нет, ради чего и кого жить — не понятно. Князь начинает по-тихоньку спиваться, находит сомнительных друзей, увлекается азартными играми. Предоставленная сама себе, Маша чахнет и угасает на глазах, как цветок без солнечных лучей и воды. Доктора находят у нее чахотку или как, теперь говорят, туберкулез.

Князь отправляет ее на лечение за границу. Там, на водах в немецком курорте Баден-Баден она случайно встречает Владимира. Он лечит свою язву желудка. Наконец влюбленные люди воссоединяются.

Маша бросает ненавистного князя и остается за границей. А ему теперь все — равно. Из-за огромного карточного долга, который нечем оплатить, он пускает себе пулю в лоб. Тем самым развязывает руки Маше.

Через год после траура Маша и Владимир тихонько поженились.

Продлжение Дубровского подробное

Возможно, продолжение романа могло быть следующим:

После венчания Маша переехала в поместье мужа в Арбатово. Князь Верейский старался радовать молодую супругу. Девушка пыталась казаться счастливой, но ни фейерверки, ни прогулки на лодке по озеру, ни званые вечера не радовали девушку.

В ее душе полыхало пламя любви к Владимиру Дубровскому.

Маша пробовала найти успокоение за чтением любимых романов, ведь в доме супруга располагалась огромная библиотека. Но мысли ее были далеко… И только брат Саша радовал ее.

Мальчик раз в неделю приезжал к сестре и веселил ее смешными рассказами, которые сам придумывал.

Во-вторых, все знали, что если Дубровский и попытается уехать, то только под именем Дюфорж. А это означало, что он будет немедленно схвачен.

Не желая рисковать, Владимир тайно отправился в сгоревшее имение отца в деревне Кистеневка. Он хотел переждать, пока не прекратятся его поиски. Вместе с Гаврилой они поселились в крестьянской избушке, которая чудом уцелела при пожаре.

Так прошли дождливая осень и морозная зима, наступила весна.

Каждый день Гаврила приносил вести о Маше. Владимир знал, что его любимая заболела и уже долгое время не вставала. Он волновался и хотел встретиться с ней. Дубровский мечтал отомстить Троекурову за то, что тот безжалостно выдал дочь замуж за нелюбимого князя — старика.

Но Владимир помнил, что обещал Маше никого не трогать.

Впрочем, мстить не пришлось. Самым страшным наказанием для Троекурова было видеть страдания и болезнь дочери. Только сейчас Кирила Петрович осознал, как жестоко поступил с Машей.

Он больше не устраивал веселых обедов и развлечений, лишь о чем-то думал и все время вздыхал.

В начале лета Гаврила принес Дубровскому известие — князь Верейский погиб на охоте.

Ничто больше не могло остановить Владимира. Он быстро собрался и пошел в Арбатово. На пути ему встретилась коляска, в которой ехал Троекуров.

Они узнали друг друга. Дубровский был готов к чему угодно, но только не к тому, что произошло в следующую минуту…

Кирила Петрович упал на колени и начал умолять Владимира простить его за смерть Андрея Гавриловича. Но Дубровский давно простил Троекурова. Мужчины сели в коляску и поехали к Маше.

Девушка сразу узнала Владимира, на ее щеках появился румянец. Кирила Петрович попросил прощения у дочери за свадьбу с князем. Она была счастлива и простила отца.

Когда Маша выздоровела, Владимир пошел к исправнику и признался во всех грабежах, которые совершил с разбойниками. Его не пугали ни тюрьма, ни ссылка. Он хотел жить честно.

В суде Дубровскому было назначено большое денежное взыскание.

Маша продала имение покойного супруга. Этих денег хватило на оплату штрафа. Кирила Петрович помог восстановить имение Дубровского.

Однажды, беседуя со своим приятелем П. В. Нащокиным, Пушкин услышал историю бедного белорусского дворянина Павла Островского, который владел небольшим селом в Минской губернии. Во времена войны 1812 года документы на владение имением сгорели. Богатый сосед молодого Островского воспользовался этим, отнял у юноши родной дом. Крестьяне Островского подняли бунт, отказавшись подчиниться новому хозяину, и предпочли разбойничать. По слухам юный дворянин сначала подался в учителя, а потом примкнул к своим бывшим подданным. За разбой его арестовали, но Павел сумел сбежать из-под стражи и скрыться. Дальнейшая судьба этого человека, так же, как и Дубровского, главного героя пушкинского романа, неизвестна.

Ситуация Островского так поразила Пушкина, что он тотчас решил написать о благородном разбойнике роман, первоначально дав главному герою имя его отчаянного, удалого прототипа.

Троекуров — жестокий русский барин, проживающий в роскошном имении. Его безмерно уважают соседи, для которых Троекуров организует роскошные приемы. Нередко барин устраивает над гостями дома мрачные шутки, позволяя себе резкие высказывания. Единственным настоящим другом Троекурова остается независимый дворянин Андрей Дубровский — бывший сослуживец богача.

Но дружбе приходит конец, когда между Троекуровым и Дубровским случается ссора. Пользуясь положением в обществе, Троекуров лишает Дубровского его земельного участка. Лишившись единственных владений, дворянин сходит с ума. Об этом узнает сын Дубровского Владимир, который, узнав о причинах болезни отца, превращается в благородного разбойника. Тем самым он пытается отомстить Троекурову. Однако возникшая любовь Владимира Дубровского к Маше — дочери Троекурова, — переворачивает ситуацию с ног на голову.

Создание произведения

Работу над ним Александр Сергеевич начинает в 1832 году. В черновиках писателя помечается место событий – Козловский уезд Тамбовской губернии. Именно там произошла ещё одна реальная история, которая нашла отражение в романе: полковник Крюков выиграл судебное дело о принадлежности имения у своего соседа поручика Мартынова. Судебные тяжбы с подобными исходами происходили неоднократно. По всей России у небогатых помещиков отбирали имения более состоятельные дворяне. Вопиющая несправедливость суда в подобной ситуации возмущала Пушкина, он решился описать похожую ситуацию с максимально тонкими деталями. Среди жертв именитых и беспринципных соседей-аристократов был и помещик Дубровский. Эту звучную фамилию Александр Сергеевич выбрал для своего благородного героя.

Над произведением Пушкин трудился в течение года. Последние записи черновиков датируются 1833 годом.

Как роман появился в печати

Но исследователи пушкинских черновиков обнаружили у него продолжение повествования. По замыслу писателя пожилой князь Верейский должен был умереть, а Дубровский – вернуться в Россию, скрывать свою личность, быть разоблачённым и потом снова бежать. Если бы Александр Сергеевич не погиб, возможно, финал у романа был бы счастливым.

Любите русскую литературу и читайте А.С. Пушкина!

Объяснение сюжета

СПАДИЛО.РУ

История создания

Смысл названия

Роман лаконично носит название фамилии главного героя — Владимира Андреевича Дубровского.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — трагическое влияние беззакония на судьбу человека.

Помещики в дореволюционной России не представляли собой единого сплоченного сословия. В этой среде тоже была существенная имущественная дифференциация. Тяжба Троекурова со старшим Дубровским — вполне типичное явление. Богатство первого давало власть, бедность второго приводила к повышенному болезненному чувству собственного достоинства.

Троекуров, скорее всего, в любом случае с помощью денег и связей смог бы заполучить имение Дубровского в свои руки. Но добыча сама идет к нему: сгоревшие во время пожара документы фактически лишают Андрея Гавриловича прав на свою собственность. Благодаря изворотливому заседателю Шабашкину судебное решение выносится в пользу Троекурова.

Гораздо значительнее потеря имения сказывается на судьбе молодого Дубровского — Владимире. К тому же на его глазах при виде Троекурова умирает отец.

В душе Владимира некоторое время происходит внутренняя борьба. Потрясенный молодой человек должен выбрать дальнейший жизненный путь. Лишившись единственного источника доходов, Владимир обречен на бедность и нужду. Продолжение борьбы с богатым соседом неизбежно поставит его вне закона. Решающим доводом для Владимира становится беззаветная преданность крестьян Кистеневки и их готовность пойти ради хозяина на смерть.

Молодой дворянин становится во главе разбойничьей шайки под давлением обстоятельств. У него просто не остается другого достойного выхода. Имя Дубровского наводит страх на всю округу. В то же время люди чувствуют невольное уважение к благородному разбойнику, который грабит только богатых, борясь таким образом с несправедливостью.

Таким образом, судьба беззаботного молодого офицера из-за шутки холопа кардинально меняется. Он быстро теряет имение, отца и даже первую серьезную любовь. Защищая свою дворянскую честь, Владимир невольно становится преступником. В конце концов, Дубровский вынужден расстаться и со своей Родиной.

Проблематика

Центральная проблема произведения — произвол богатых помещиков. Троекуров в душе был в общем-то не самым плохим человеком. Его испортили богатство и знатность. Всеобщее уважение и почет развили в Троекурове ложное убеждение в своем непререкаемом превосходстве. Это убеждение постепенно заглушает в душе помещика прежние положительные качества. Он решительно начинает судебную тяжбу против своего лучшего друга, зная, что это приведет его к разорению и возможной гибели.

Так же деспотично Троекуров относится к своей любимой дочери. Его трогают и приводят в смущение слезы Маши, но упрямство не позволяет переменить уже принятое решение. Выдавая дочь за старика, Троекуров обрекает ее на несчастье.

Композиция

Пушкин разделил небольшой роман на два тома. В первом описана суть трагедии Дубровского, начало его разбойничьей деятельности; появляются главные действующие лица. Кульминационным моментом, разделяющим роман, становится появление Дубровского в доме Троекурова под видом француза Дефоржа. Второй том посвящен кратковременному неудачному роману Владимира и Маши, после которого главарь распускает шайку.

Чему учит автор

Пушкин предоставляет читателю самому решить, прав или нет Дубровский. По закону он является преступником, заслуживающим самого строгого наказания. Но согласно понятиям чести и высшей справедливости действия Владимира полностью оправданы. Да и все его преступления не позволяют усомниться в благородстве невольного разбойника.

Фото: Кадр из фильма "Благородный разбойник Владимир Дубровский" Кадр из фильма "Благородный разбойник Владимир Дубровский"

Известно, что основой сюжета послужила история белорусского помещика Островского. Он потерял свое имение из-за несправедливого суда. Тогда разорившийся дворянин сколотил шайку из бывших крепостных, наиболее ему преданных, и занялся разбоем на дорогах. О нем Пушкину рассказал его друг Павел Нащокин, которому довелось позже увидеть Островского в тюрьме.

Традиционную схему разбойничьего романа Пушкин наложил на русскую действительность первой трети XIX века. Роман насыщен деталями быта и узнаваемыми типажами современников. Впрочем, критиковали его не меньше, чем хвалили.

Например, Ахматова считала книгу самой неудачной работой Пушкина и сравнивала ее с бульварными романами, популярными в то время. Она была убеждена, что Пушкин сочинил его только из желания заработать.

По урокам литературы все помнят, что роман обрывается неожиданно. Владимир Дубровский не успевает помешать бракосочетанию любимой Маши и престарелого князя Верейского. А молодая княгиня отказывается нарушать брачную клятву. Тогда Дубровский щадит князя, возвращается с сообщниками в лес и сталкивается с солдатами, посланными для их поимки. После ожесточенного боя с солдатами Дубровский распускает банду и советует им начать новую жизнь в других краях. Сам же главный герой, как намекает Пушкин, уезжает за границу.

Однако, если судить по черновикам Пушкина, это был не конец приключений благородного разбойника. В третьем томе Маша должна была овдоветь после короткого замужества и вновь встретить Владимира в Москве. Он тайно вернулся в Россию под видом англичанина. Очевидно, отношения Маши и Дубровского возобновляются, однако в полицию поступает донос на Владимира. Один из бывших членов шайки узнает бывшего вожака разбойников. После свидания в тюрьме наступает развязка. Вероятно, Пушкин рассматривал разные варианты: и совместное бегство влюбленных на чужбину, и окончательное исчезновение одного только Владимира. К сожалению, предугадать выбор поэта теперь уже невозможно.

Главный герой романа – благородный разбойник Дубровский – имел прототипа. От своего приятеля Павла Воиновича Нащокина писатель услышал историю о белорусском помещике Островском, который, проиграв соседу процесс о принадлежности земли, был выгнан из имения и, собрав крестьян, стал промышлять грабежами. Этот рассказ его впечатлил.


Однако произведение не было закончено. Оно имеет два тома, но должен был быть еще и третий. Наброски его скудны, но по ним можно догадаться о возможном развитии событий: муж Маши умирает, Дубровский возвращается под видом англичанина, кто-то его узнает и делает донос, героя арестовывают.

Разбойничий роман писался Пушкиным быстро: три с половиной месяца – очень небольшой срок для подобной работы. Напомню также, что произведение не было завершено. Возможно, этим объясняются некоторые нестыковки. Например, мы узнаем, что Владимир был отправлен на учебу в 8 лет и не был дома 12 лет, но во время его пребывания в качестве учителя в доме Троекуровых ему оказывается уже 23 года. При описании детства Владимира говорится, что Маша была младше его на 2 года, позже мы узнаем, что девушка моложе его уже на 5 лет.

различные издания романа Пушкина


Месть поставила Владимира Дубровского в положение преступника, изгоя, который не может помышлять о том, чтобы просить руки возлюбленной. Владимир и Маша, как и шекспировские Ромео и Джульетта, полюбили друг друга вопреки вражде между их семьями.

Маша Троекурова

Напомню, в чем разница между фабулой, сюжетом и композицией литературного произведения:

Сюжет можно назвать содержанием произведения, а композицию – формой его воплощения в произведении.

Сюжет всегда включает в себя экспозицию, завязку, кульминацию и развязку, с помощью которых раскрывается основной конфликт произведения. Также он может содержать пролог (предысторию), эпилог, развитие событий (между завязкой и кульминацией, а также кульминацией и развязкой).

Далее следует эпилог, из которого мы узнаем, что на разбойников начинаются облавы, Дубровский распускает их, а сам скрывается за границей.

Как я уже говорила, роман состоит из двух томов. Каждый из них имеет свой сюжет.

Сюжет первого тома:

  • экспозиция – дружба Дубровского-старшего и Троекурова;
  • завязка – конфликт между бывшими приятелями;
  • развитие событий – судебная тяжба, болезнь Дубровского-старшего, возвращение домой его сына Владимира Дубровского;
  • кульминация – смерть Дубровского-старшего;
  • развитие событий – появление судебных приставов с целью изъятия у Дубровского имения и крепостных в пользу Троекурова, бунт крестьян, чтение Владимиром писем матери;
  • развязка – поджог дома.

Сюжет второго тома:

  • экспозиция – появление в доме Троекурова учителя-француза, храбрый поступок учителя (убийство медведя), после которого Маша обращает на него внимание, сближение Маши и Дефоржа;
  • завязка – объяснение в любви, признание гувернера в том, что он и есть Дубровский;
  • развитие событий – намерение Троекурова выдать свою дочь замуж за старого князя, встреча Маши с Дубровским, получение от него кольца, бесполезные просьбы Маши не выдавать ее замуж за князя, изоляция девушки, неудачная попытка ее брата выполнить поручение и дать знак возлюбленному сестры, что ей нужна помощь;
  • кульминация – венчание Маши и князя Верейского;
  • развязка – отъезд Дубровского за границу, роспуск им разбойничьей шайки.

Сюжет не все время развивается хронологически. Так, для того, чтобы понять, как Дубровский оказался на месте учителя, читатель возвращается на некоторое время назад.


Композиция романа Дубровский

Композиционными элементами в художественном произведении могут быть тома и главы, выделенные эпилог и пролог, эпиграф, лирические отступления, диалоги и монологи, портреты героев. Это своего рода каркас произведения.

В романе имеются диалоги, в том числе между Дубровским и Машей, портреты всех главных героев. Они служат для развития сюжетной линии и помогают лучше понять основную идею произведения.

Владимир Дубровский и Троекуров

В интересующем нас художественном произведении можно выделить несколько тем.

  • Помещичий быт. Троекуров держит в страхе всю округу и развлекается тем, что устраивает злые шутки над гостями и соседями. Дубровский-старший завидует на троекуровскую псарню. Князь Верейский откровенно скучает и визиты соседям наносит из желания развеять скуку. Все в окрестностях боятся богатого и влиятельного Троекурова.
  • Дружба. Троекуров и Дубровский-старший дружат, но ссорятся из-за пустяка. В итоге один из них отнимает у другого имение, а того разбивает паралич, когда он видит бывшего приятеля в окошко.
  • Любовь. Характеризует взаимоотношение Маши и Дубровского. Оказывается силой, способной смягчить ожесточенное сердце, заставить простить врага.
  • Бунт. Сначала крепостные Дубровских бунтуют, не желая переходить в собственность Троекурова. Затем сам Владимир Дубровский сжигает свой дом, чтобы он не достался никому другому, и становится разбойником.
  • Отношение к крестьянам. Дубровский разговаривает со своими людьми мягко и уважительно, они уходят с ним в лес добровольно. Троекуров обращается с крепостными жестоко, хоть те и гордятся принадлежностью ему как самому влиятельному барину в окрестности. Дубровского крестьяне любят, Троекурова боятся.
  • Семья. Владимир питает теплые чувства к отцу, несмотря на то, что не видел его 12 лет. Тот, хоть и беден, отправляет сыну на содержание достаточно большие суммы, чтобы тот не бедствовал. Троекуров нанимает для своих детей учителей, но сам их воспитанием не занимается. Заставляя дочь выйти за старого князя, руководствуется расчетом, не принимая во внимание чувства Маши.
  • Разбойничество. Дубровский становится разбойником, но грабит не всех и отнимает не все. Он щадит Троекурова, так как влюблен в его дочь, помещицу-вдову, которая отправляет сыну на содержание с трудом набранные деньги. Его можно назвать благородным разбойником.
  • Крепостное право. Крепостных Дубровских передают Троекурову против их воли. Они являются такой же собственностью, как имение или земля.
  • Беззаконность, несправедливость. Имения Дубровских Троекуров лишает в обход закона. Сила и деньги позволяют обходить закон. Торжествует несправедливость.
  • Пагубность мести. Жажда мести, которая заставляет Дубровского сжечь дом и создать из крепостных банду разбойников, приводит героя в тупик. В результате он вынужден отказаться от мести, но это не возвращает ему прежнего положения в обществе, не дает возможности просить руки возлюбленной. В результате Маша обвенчана с другим и не может оставить своего мужа, уйти с любимым.
  • Сила любви. Желание отомстить в Дубровском так сильно, что он добровольно делает себя изгоем, подаваясь в разбойники. Однако встреча с Машей заставляет его отступиться от своих злых намерений, в том числе и по отношении к отцу девушки.
  • Хрупкость дружбы. Поссорившись из-за пустяка, бывшие приятели становятся ярыми врагами.
  • Протест против крепостничества. Крепостные Дубровских первыми поднимают бунт, потому что не хотят принадлежать Троекурову. Они не хотят быть вещью, передаваемой из рук в руки. Нельзя относиться к людям как к бездушным созданиям, распоряжаться их судьбами.
  • Важность образования. Троекуров – необразованный и невежественный человек. В этом автор видит порочность его натуры, предпосылки к возникновению вредных привычек, жестоких шуток над людьми, неспособность считаться с чувствами других людей, в том числе и собственной дочери.
  • Благородство и честь. Благородство Дубровского состоит не только в том, что он не грабит бедных. Он честно признается Маше в любви и не скрывает от него своего имени. Он носит с собой пистолеты на случай, если его попытается обидеть человек более знатный, чтобы защитить свое достоинство. Он не склоняет Машу к нечестным или пагубным поступкам, защищает ее бескорыстно, думая не о своем, а о ее благополучии. Сама Маша тоже действует честно и благородно. А вот князя Верейского, который насильно берет замуж девушку, которая его не любит, благородным человеком назвать нельзя. Не относится к числу благородных поступков и лишение своего бывшего друга имения, как это сделал помещик Троекуров.

Дубровский в Кистеневке

Основная идея анализируемого нами сегодня произведения заключается в необходимости человека всегда сохранять человеческое лицо, поступать благородно даже в тех ситуациях, когда жизнь обошлась с ним жестоко и несправедливо. Насилие не является путем для решения проблем, месть ведет в никуда. Любовь и милосердие – вот те силы, которые могут сделать лучше и чище как конкретную личность, так и общество в целом.

Читайте также: