Личность как субъект общественной жизни кратко

Обновлено: 05.07.2024

Личность – общие качества человека; индивид, обладающий исторически определёнными социальными качествами и реализующий их в своём поведении и деятельности. Личность всегда активный субъект социальной, материальной и духовной деятельности.

Личность во многом определяет характер общественной жизни, судьбу общества. Она не только старается органически влиться в него, выполнять все возложенные на неё соц.функции, но и намечает пути прогресса человечества, материального и духовного, своим примером показывая их другим людям.

Личность есть человек, он существует вне общества. Само общество во многом определяет судьбу личности. Оно относится к личности, как ко всем остальным людям, не акцентируя на этом внимания. Другое дело, что личности, имеющие большие обязанности (в основном нравственные), труднее их выполнять, но их осуществление подтверждает человека как личность, способствует его многостороннему развитию.

Как объект общественной жизни, личность должна существовать и как неличность. Но примирение с твоим существованием попытки своего нравственного, духовного (и в меньшей степени физического) совершенствования могут позволить личности стать субъектом общества. Это становление уже позволяет говорить о том, что данный человек стал личностью. Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм.

Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих соц. функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных. Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм, в том числе и юридических. Личностные качества чела есть производные от двух моментов: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни.

49. Личность в ходе истории. Роль личности в истории. Массы и личность.

Всемирно-исторические личности, герои – выдающиеся люди, личные интересы которых содержат в себе субстанциональный элемент, составляющий солю Мирового духа или Разум истории (Гегель, Сочинения, том VII).

Исторические личности – личности, вознесённые силой обстоятельств, личными качествами на пьедестал истории. Факт выдвижения на историческую роль именно этого человека – случайность. Необходимость же выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в личность именно такого рода. Часто в силу исторических условий выдвигаются просто способные люди или даже посредственные.

Как бы гениальна не была историческая личность, она в своих поступках детерминирована сложившейся совокупностью общественных событий. Если же личность начинает творить произвол и возводить свои капризы в закон, то она становится тормозом и в конечном счёте свергается.

Исторические личности благодаря тем или иным качествам своего ума, характера, опыта могут изменять лишь форму общественных событий и некоторые частичные их последствия. Они не могут изменять их общее направление, повернуть историю вспять. В развитие ист. процесса огромный вклад вносят гениальные и талантливые личности, творящие духовные ценности в сфере науки, техники, философии, лит-ры, иск-ва, религиозной мысли.

Гений – это человек, который охвачен великим замыслом, обладает мощным умом, ярким воображением, огромной волей, колоссальным упорством в достижении своих целей. Он обогащает общество новыми открытиями.

Харизматическая личность – духовно одарённая личность, которая воспринимается и оценивается окружающими как необычная, порой даже сверхъестественная по силе постижения и воздействия на людей, недоступная обычному человеку.

По Веберу (Вебер М. Харизматическое господство), харизматическая власть вождя основана на безграничном и безоговорочном, притом радостном подчинении и поддерживается прежде всего верой в избранность, харизматичность властителя.

50. Культура как мир человека. Как способ самоопределения личности.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. К. совокупность форм и способов человеческой деятельности, закрепленных в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях и передаваемых от одного поколения к другому. Культура есть философское понятие, характеризующее развитие творческих сил и способностей человека. Культура - это сотворенный человеком мир.

Овладение культурой означает для человека возвышение его индивидуальной деятельности до всеобщих норм общества. Достигнутый обществом уровень культуры выступает как образец деятельности и поведения. Поэтому культура производит и самого человека. Он не только субъект, но и объект культуры. Личность проявляет свою индивидуальность в освоении и развитии культуры. Так как человек осваивает культуру в деятельности, он творит ее.

Культура есть показатель господства общества над природой, а следовательно, и показатель господства личности над природой. Так как культура обуздывает животную природу человека, заставляя его следовать нормам искусственной среды, то культура есть показатель господства человека над своей собственной природой. Эту сторону культуры отмечает 3. Фрейд. Он называет культуру механизмом социального подавления и преобразования бессознательных влечений.

Рассматривая материальную и духовную культуру необходимо указать, что они не только не противостоят друг другу, а находятся в противоречивом единстве: в материальной культуре всегда присутствует элемент духовности; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальные формы.

51.Социальные функции культуры.

Многообразными способами включается культура в движение истории. Они выражают личностную сторону деятельности человека в обществе, выполняют важную функцию трансляции опыта, знаний, результатов человеческой деятельности. Новые идеи, и те из них, которые находятся как бы в стадии разработки, и те которые уже являются результатом человеческой деятельности, и сама эта деятельность - все это дает результат, который включаются затем в исторический процесс, внося в него новые элементы.

Любое изобретение человека может превратится в фактор исторического развития и начать оказывать на него воздействие. Примером тому может быть изобретение ядерного оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира. Так, создание научно-технической мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальные, экономические и политические процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в общественную жизнь, в культуру, стало моментом исторического процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, к примеру, изобретение Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия просто не была к этому готова); работы в области генетики советских ученых и т.д. В ходе общественного исторического процесса из тех "предложений", которые идут со стороны культуры, данным обществом осуществляется как бы "социальный отбор" этих предложений и то каким он будет, зависит от текущего состояния развития общества.

Способность мыслить и разговаривать реализуется только в обществе людей.

Способности и дарование человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

Действовать успешно человеку поможет знание своих способностей.

1) С п о с о б н о с т ь – это индивидуальные особенности личности помогающие ей, успешно заниматься определённой деятельности.

2) Г е н и а л ь н о с т ь – это высшая ступень развития таланта связанная с открытием раннее неизвестных путей творчества.

3) Х а р а к т е р – это определённые черты человека. Характер формируется под воздействием наследственности общественной среды и самовоспитания. Характер появляется в привычках, в манерах поведения, отношений к людям. Характер это окончательно сформировавшиеся воля.

4) С о ц и а л и з а ц и я – это усвоение личностью, социальных ролей и культуры. Личность не сводится к социальным ролям, а предполагает индивидуальность избирательно относящуюся к навязываемым ролям.

Социализация имеет 3-ри периода:

1) Первичная социализация (социализация ребёнка).

2) Промежуточная социализация (социализация подростка).

3) Устойчивая социализация (социализация взрослого человека).

Поведение и самореализация личности.

1)Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его знание для других людей.

2) Поведение – система поступков и действий человека по обеспечению им своего существования во взаимодействии с другими людьми.

3) Девиантное (Отклоняющееся) поведение-поведение, которое не согласуется с ожиданиями общества, противоречит общепринятым нормам.

4)Самореализация личности-осознание личностью общественной востребованности, своих способностей, знаний, таланта и успешная реализация познавательного, ценностного, творческого, коммуникативного, художественного потенциала в контексте общественной деятельности.

4)Саморегуляция –регулиция личностью своего поведения и деятельности.

Человек, индивид, личность.

1) С о ц и а л и з а ц и я – это усвоение личностью, социальных ролей и культуры. Личность не сводится к социальным ролям, а предполагает индивидуальность избирательно относящуюся к навязываемым ролям.

1. Личность как субъект общественных отношений. Структура личности

Одним из центральных направлений социологии является исследование личности.

Это обуславливается рядом факторов:

1) личность является одним из главных субъектов общественных отношений;

2) функционирование общества невозможно без учета потребностей и интересов личности;

3) личность представляет собой индикатор общественного развития.

Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.

Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода.

Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.

В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть основных подходов.

1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания.

2. Антропологический подход, при котором личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, совпадая, таким образом, с понятиями человека и индивида.

3. Нормативный подход, в рамках которого личность определяется как социальное существо, обладающее рядом положительных качеств, относящихся к сознанию и деятельностью.

4. Социологический подход, суть которого заключается в понимании каждого человека как личности, которая рассматривается как конкретное выражение сущности индивида, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

6. Биолого-генетический подход предполагает, что поведение человека определяется его биопрограммой.

Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах:

1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений;

2) личность обладает определенной свободой выбора своего поведения, что обуславливается несовпадением социальных и биологических условий;

3) личность, будучи биосоциальным явлением, объединяет в себе как черты биологического рода человека, так и социальной общности, в которой она существует;

4) поведение личности зависит от ее неповторимых личностных характеристик, через которые преломляется общественный и личный жизненный опыт.

Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.

Изучение и анализ личности как сложного социального явления предполагает выделение ее структуры.

Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);

3) нравственный (мораль, нравственность).

Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения.

К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы.

Потребности – это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме.

Интересы – это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций.

2. Типология личности

Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология.

Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.

1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;

3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;

4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

5) политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;

6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.

При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа.

Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий.

Идеальный тип – это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям.

Таким образом, нетрудно заметить, что в данном случае основой классификации выступает отношение между личностью и существующими социальными условиями.

Различие между этими личностными структурами существенно. Идеал в принципе никогда не получит своей завершающей реализации, но в каждый данный момент он получает свое воплощение в базисном типе личности.

Однако нетрудно увидеть, что оба этих типа также можно разделить на множество подтипов, в основе чего могут лежать другие критерии.

Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В основе его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом.

Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению.

В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению.

Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует.

Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.

Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой.

Внешне ориентированная личность лишена такой возможности.

Среди разработок отечественных ученых в этой области можно отметить выделение нового типа личности, который сложился в 30-е гг. XX в. под влиянием социалистической формы организации общественной жизни.

Данный тип получил название командно-административный тип личности. Для такого типа личности характерны такие качества, как конформизм, отсутствие автономии, боязнь конфликтов, недостаточная ориентированность на результаты труда, безынициативность, нежелание идти на риск, недоверие к новому, враждебность к переменам, нетерпимость к различным отклонениям.

В современных условиях под влиянием рыночных реформ и демократических ценностей в России формируется новый демократический тип личности.

3. Социальные статусы и роли. Роль статусно-ролевой структуры общества

Одной из самых распространенных теорий личности в современной социологии является статусно-ролевая концепция.

В рамках данной концепции личность рассматривается как деятельностный субъект, занимающий в социуме определенное место и выполняющий в соответствии с ним набор функций.

Статусно-ролевая концепция была разработана в трудах американских социологами Дж. Мида и Р. Минтона.

Значительно обогатили теоретический материал этой теории труды Т. Парсонса.

Итак, согласно указанной концепции каждый человек занимает в обществе определенное место.

Данное место определяется рядом общественных позиций, которые предполагают наличие определенных прав и обязанностей.

Именно эти позиции и являются социальными статусами человека.

Таким образом, нетрудно увидеть, что каждый человек имеет одновременно несколько социальных статусов.

Однако при этом один из статусов всегда является основным или базисным. Как правило, базисный статус выражает должность человека.

Социальный статус – интегральный показатель общественного положения личности, социальной группы, охватывающий профессию, квалификацию, должность, характер выполняемой работы, материальное положение, политическую принадлежность, деловые связи, возраст, семейное положение и др.

В социологии существует классификация социальных статусов на предписанные и приобретенные.

Предписанный статус – это позиция человека в обществе, занимаемая им независимо от личных заслуг, а навязываемая социальным окружением.

Чаще всего предписанный статус отражает врожденные качества человека (расу, пол, национальность, возраст).

Приобретенный статус – это положение в обществе, достигнутое самим человеком.

Однако личность может иметь также смешанный статус, который сочетает в себе оба типа.

Ярким примером смешанного статуса является состояние в браке.

Помимо указанных типов, выделяются также естественные и профессионально-должностные статусы.

Естественный статус личности – место человека в системе общественных отношений, определяемое существенными и относительно устойчивыми характеристиками человека.

Профессионально-должностной статус – это социальный показатель, который фиксирует социальное, экономическое и производственное положение человека в обществе. Таким образом, социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

При этом каждый статус предполагает выполнение не одной, а нескольких ролей. Совокупность ролей, выполнение которых предписывается одним статусом, называется ролевым набором. Очевидно, что чем выше положение человека в обществе, т. е. чем больше у него социальный статус, тем больше ролей он выполняет.

Так, совершенно очевидно различие ролевого набора Президента государства и рабочего металлопрокатного завода. Систематизация социальных ролей впервые была разработана Парсонсом, который выделил пять оснований, по которым можно классифицировать ту или иную роль:

1) эмоциональность, т. е. некоторые роли предполагают широкое проявление эмоциональности, другие, наоборот, – ее сдерживание;

2) способ получения – в зависимости от типа статуса они могут быть предписанными, либо достигнутыми человеком самостоятельно;

3) масштаб – объем полномочий одной роли четко установлен, других – неопределен;

4) регламентированность – некоторые роли строго регламентированы, как, например, роль государственного служащего, некоторые размыты (роль мужчины);

5) мотивация – выполнение роли ради собственной выгоды, либо ради общественного блага.

Реализацию социальной роли можно рассматривать также с нескольких сторон.

С одной стороны, это ролевое ожидание, которое характеризуется определенным поведением человека в зависимости от его статуса, которого ожидают окружающие члены общества.

С другой стороны, это ролевое исполнение, которое характеризуется реальным поведением человека, которое он считает соотносящимся со своим статусом.

Следует отметить, что два этих ролевых аспекта не всегда совпадают. При этом каждый из них играет огромное значение в определении человеком своего поведения, так как общественные ожидания оказывают сильное воздействие на человека.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкции – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение), или юридическими, политическими, экологическими.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. То есть, поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.

4. Социализация личности. Механизмы и агенты социализации

Как уже было указано, личность представляет собой биосоциальное явление. И если биологические особенности передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью в процессе социализации.

Социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Таким образом, в процессе социализации человек приобретает качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.

Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

1) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;

2) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации – это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты – это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.

1. Стадия адаптации (рождение – подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

2. Появление желания выделить себя среди других – стадия идентификации.

3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

4) групповой опыт;

5) индивидуальный опыт.

Физическое окружение играет важную роль в формировании личности, так как огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные показатели.

Культура каждого общества также оказывает огромное влияние на процесс социализации.

Каждое общество развивает один или несколько личностных типов, которые соответствуют его культуре.

Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества чертами, модальной. Под модальной личностью понимается наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом.

Групповой и личный опыт также включены в процесс социализации.

Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует.

Таким образом, можно сказать, что на процесс социализации оказывают влияние две важнейшие окружающие человека среды: природная и социальная.

В силу того, что социальная среда является объективным условием социализации, составляющие ее элементы также оказывают определенное влияние на этот процесс. Такие элементы общества называются агентами социализации, как уже говорилось, агенты социализации – это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

Основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои), общество в целом – все то, что включает в себя и окружает человека.

Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации – целенаправленного и ненаправленного воспитания.

Итак, наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском возрасте.

К моменту достижения личностью своего профессионально-должностного статуса процесс социализации, как правило, достигает определенной завершенности.

Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей – формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса.

Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т. д.), от представления, что существует только белое и черное.

Важным процессом социализации является процесс идентификации.

Идентификация – это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать.

Личность – общие качества человека; индивид, обладающий исторически определёнными социальными качествами и реализующий их в своём поведении и деятельности. Личность всегда активный субъект социальной, материальной и духовной деятельности.

Личность во многом определяет характер общественной жизни, судьбу общества. Она не только старается органически влиться в него, выполнять все возложенные на неё соц.функции, но и намечает пути прогресса человечества, материального и духовного, своим примером показывая их другим людям.

Личность есть человек, он существует вне общества. Само общество во многом определяет судьбу личности. Оно относится к личности, как ко всем остальным людям, не акцентируя на этом внимания. Другое дело, что личности, имеющие большие обязанности (в основном нравственные), труднее их выполнять, но их осуществление подтверждает человека как личность, способствует его многостороннему развитию.

Как объект общественной жизни, личность должна существовать и как неличность. Но примирение с твоим существованием попытки своего нравственного, духовного (и в меньшей степени физического) совершенствования могут позволить личности стать субъектом общества. Это становление уже позволяет говорить о том, что данный человек стал личностью. Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм.

Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих соц. функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных. Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм, в том числе и юридических. Личностные качества чела есть производные от двух моментов: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни.

49. Личность в ходе истории. Роль личности в истории. Массы и личность.

Всемирно-исторические личности, герои – выдающиеся люди, личные интересы которых содержат в себе субстанциональный элемент, составляющий солю Мирового духа или Разум истории (Гегель, Сочинения, том VII).

Исторические личности – личности, вознесённые силой обстоятельств, личными качествами на пьедестал истории. Факт выдвижения на историческую роль именно этого человека – случайность. Необходимость же выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в личность именно такого рода. Часто в силу исторических условий выдвигаются просто способные люди или даже посредственные.

Как бы гениальна не была историческая личность, она в своих поступках детерминирована сложившейся совокупностью общественных событий. Если же личность начинает творить произвол и возводить свои капризы в закон, то она становится тормозом и в конечном счёте свергается.

Исторические личности благодаря тем или иным качествам своего ума, характера, опыта могут изменять лишь форму общественных событий и некоторые частичные их последствия. Они не могут изменять их общее направление, повернуть историю вспять. В развитие ист. процесса огромный вклад вносят гениальные и талантливые личности, творящие духовные ценности в сфере науки, техники, философии, лит-ры, иск-ва, религиозной мысли.

Гений – это человек, который охвачен великим замыслом, обладает мощным умом, ярким воображением, огромной волей, колоссальным упорством в достижении своих целей. Он обогащает общество новыми открытиями.

Харизматическая личность – духовно одарённая личность, которая воспринимается и оценивается окружающими как необычная, порой даже сверхъестественная по силе постижения и воздействия на людей, недоступная обычному человеку.

По Веберу (Вебер М. Харизматическое господство), харизматическая власть вождя основана на безграничном и безоговорочном, притом радостном подчинении и поддерживается прежде всего верой в избранность, харизматичность властителя.

50. Культура как мир человека. Как способ самоопределения личности.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. К. совокупность форм и способов человеческой деятельности, закрепленных в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях и передаваемых от одного поколения к другому. Культура есть философское понятие, характеризующее развитие творческих сил и способностей человека. Культура - это сотворенный человеком мир.

Овладение культурой означает для человека возвышение его индивидуальной деятельности до всеобщих норм общества. Достигнутый обществом уровень культуры выступает как образец деятельности и поведения. Поэтому культура производит и самого человека. Он не только субъект, но и объект культуры. Личность проявляет свою индивидуальность в освоении и развитии культуры. Так как человек осваивает культуру в деятельности, он творит ее.

Культура есть показатель господства общества над природой, а следовательно, и показатель господства личности над природой. Так как культура обуздывает животную природу человека, заставляя его следовать нормам искусственной среды, то культура есть показатель господства человека над своей собственной природой. Эту сторону культуры отмечает 3. Фрейд. Он называет культуру механизмом социального подавления и преобразования бессознательных влечений.

Рассматривая материальную и духовную культуру необходимо указать, что они не только не противостоят друг другу, а находятся в противоречивом единстве: в материальной культуре всегда присутствует элемент духовности; продукты же духовной культуры всегда облечены в материальные формы.

51.Социальные функции культуры.

Многообразными способами включается культура в движение истории. Они выражают личностную сторону деятельности человека в обществе, выполняют важную функцию трансляции опыта, знаний, результатов человеческой деятельности. Новые идеи, и те из них, которые находятся как бы в стадии разработки, и те которые уже являются результатом человеческой деятельности, и сама эта деятельность - все это дает результат, который включаются затем в исторический процесс, внося в него новые элементы.

Любое изобретение человека может превратится в фактор исторического развития и начать оказывать на него воздействие. Примером тому может быть изобретение ядерного оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса. Для устранения этой страшной угрозы были созданы различные комитеты во многих странах мира. Так, создание научно-технической мысли вошло в социальную жизнь, оказывая влияние на протекающие в обществе социальные, экономические и политические процессы. Но не все, что было рождено человеческой мыслью вошло в общественную жизнь, в культуру, стало моментом исторического процесса. Многие изобретения не были реализованы по различным причинам, к примеру, изобретение Ползуновым в 18 веке паровой машины (Россия просто не была к этому готова); работы в области генетики советских ученых и т.д. В ходе общественного исторического процесса из тех "предложений", которые идут со стороны культуры, данным обществом осуществляется как бы "социальный отбор" этих предложений и то каким он будет, зависит от текущего состояния развития общества.

Читайте также: