Какую роль в истории эфиопии сыграло христианство кратко

Обновлено: 02.07.2024

Христианство было принесено в Эфиопию апостолом от 70 Филиппом который крестил Аетия, евнуха Эфиопской царицы Кандакии, сделавшегося просветителем этой земли. Окончательно вера утвердилась здесь в веке святым Фрументием, первым епископом Абиссинской Церкви. Фрументий был римским гражданином из Тира, потерпевшим кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Он приобрел доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Езану, который и объявил в 330 году христианство государственной религией. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы (около 347 г.) св. Афанасием Александрийским и вернулся в Эфиопию, где продолжил проповедь.

Во время арианских смут и споров оставшись верными православию, абиссинцы в начале в. отпали от союза со Вселенскою Церковью, вслед за коптами приняв монофизитскую ересь. Впрочем, по замечанию С.В. Булгакова, тринитарные и христологические споры, волновавшие христианскую церковь древности, не утихали здесь вплоть до современной эпохи.

Эфиопская церковь достигла расцвета в веке, когда появилось много талантливой богословской и духовной литературы, активно велась миссионерская деятельность.

Крайне отрицательный опыт контактов с католиками-португальцами в XVI веке привел к многовековой изоляции, из которой Эфиопская церковь только недавно начала выходить.

В 1948 году с помощью императора Хайле Селассие (правил с 1930 года по 1974 год) было достигнуто соглашение с коптами об избрании после смерти митрополита Кирилла местного митрополита. Когда в 1951 году он умер, собрание клириков и мирян избрало митрополитом (абуной) эфиопа Василия. Так была установлена автономия Эфиопской Церкви. В 1959 году Коптский патриархат утвердил митрополита Василия первым патриархом Эфиопской Церкви.

После абуны второе место в абиссинской иерархии занимает эчегге, глава черного духовенства (архимандрит-благочинный всех монастырей, число которых у абиссинцев весьма значительно), хотя не имеющий епископского сана, но тем не менее пользующийся большим влиянием, так как в его руках сосредоточено управление всеми церковными делами. После них следуют представители белого духовенства, причем церковное управление возлагается не на служащее духовенство, а на различного рода должностных лиц духовного звания, но не имеющих священного сана. Составы причтов довольно многочисленны, так что иногда при одной церкви состоит по нескольку десятков священников и дьяконов.

До социалистической революции 1974 года, свергшей императора и поставившей во главе правительства полковника Менгинсту Хайле Мариама, Эфиопская церковь была государственной. Вскоре после революции она была отделена от государства и большинство церковных земель были национализированы. Это послужило сигналом для начала антирелигиозной кампании по всей стране.

После падения в мае 1991 года коммунистического правительства патриарх Меркурий (избран в 1988 году) был обвинен в сотрудничестве с режимом Менгисту и был вынужден снять с себя полномочия патриарха. 5 июля 1992 года Святейший Синод избрал пятым патриархом Эфиопской Церкви Абуна Павла. При марксистском режиме он семь лет провел в тюрьме после того, как патриарх Феофил (смещен в 1976 году, убит в тюрьме в 1979 году) рукоположил его в 1975 году в епископы без разрешения государства. В 1983 году Павел был выпущен из тюрьмы и несколько лет провел в США. Патриарх Меркурий, эмигрировавший в Кению, отказался признать избрание Павла.

Архиепископ Иезехак, эфиопский архиепископ США, также не признал это избрание и в 1992 году прервал литургическое общение с патриархатом. В качестве ответной меры Эфиопский Священный Синод лишил его полномочий и назначил архиепископом США и Канады Абуна Маттиаса. Поскольку архиепископ Иезехак пользуется поддержкой многих эфиопов в Америке, в эфиопской общине этой страны произошел раскол.

В октябре 1994 г. в присутствии патриарха Павла был заново открыт Богословский Колледж Св. Троицы в Аддис-Абебе. 50 студентов, обучающихся в этом колледже, получат богословскую степень, а 100 — дипломы.

Эфиопская церковь, особенно в последние годы, деятельно помогает нуждающимся. Она оказывает помощь беженцам и пострадавшим от засухи, под ее покровительством учреждено множество сиротских приютов.












В Эфиопии традиционных верований придерживается до 10% жителей

В Эфиопии число последователей традиционных верования составляет от 5 до 10 % от числа жителей этой страны. Проживают они, в основном, на юге и юго-западе страны. В их верованиях большое место отводится силам природы.

столько жителей Эфиопии придерживаются традиционных верований



Представители эфиопской народности оромо. В Эфиопии многие племена и народности исповедуют традиционную. Анимисткую религию

В удалённых районах на юге страны оромо (наиболее крупный по численности народ Эфиопии) продолжают поклоняться доброму верховному богу Уаку. Зло олицетворяется в лице Борентити (или сайтан). Оромо одухотворяют природу, поклоняясь различным природным объектам и явлениям.

Женщины эфиопского племени мурси убивают своих мужей наркотиками.

В некоторых местах Эфиопии сохранились языческие культы, имеющие шокирующие обычаи. Так, например, у некоторых нилотских племён в долине р. Омо, на крайнем юге страны существует культ бога смерти Ямда.

Особенно это характерно для племени мурси. Женщины этого племени — жрицы Ямда. Они убивают в его честь своих мужей, используя для этого наркотические травы.

Особенности Эфиопской церкви

Священное Писание и богословие

В Библии абиссинцы насчитывают 81 книгу, включая сюда, наряду с каноническими, почитаемые ими неканонические книги и апокрифы (Книгу Еноха и Книгу Юбилеев). При этом у них редкая рукопись псалтири, Евангелия, а также и служебника не профанируется вздорными и иногда прямо кощунственными приписками, в которых подбор бессмысленных сочетаний звуков объявляется именами Божьими, имеющими магическую силу, в уста святых и Божией Матери влагаются странные тексты, и про них рассказывают невероятные истории.

В Эфиопии существовали необычные христологические теории, включая учение о том, что соединение Божественной и человеческой природы во Христе произошло только после Его помазания при Крещении. Эти учения никогда официально не признавались и в большинстве своем исчезли [1].

Храмы

По множеству церквей Абиссиния может быть сравниваема только с Россией: церковный крест увидишь на каждой горе, на каждом холме, на каждом возвышении. Все абиссинские храмы строятся вдали — на большом расстоянии от города или села, к которому принадлежат; место для них выбирается непременно возвышенное, видное. Кроме четырехугольных с плоской крышей и выдолбленных в скалах пещерных храмов, у абиссинцев в настоящее время большей частью строятся круглые, крытые конусообразной тростниковой крышей храмы, в которых алтарь устраивается посредине в виде квадратной комнаты с вратами на все четыре страна света, причем восточные всегда бывают заперты.

Иконопись

Иконы неблагообразной, наивной и яркой живописи и отличаются крайним убожеством; но в общем церковная утварь подобна утвари православных храмов.

Богослужение

Абиссинская церковь признает семь таинств, чины которых близки к православным. Крещение ребенка совершается (большей частью через обливание) в соединении с миропомазанием в церкви священником: над мужским полом в 40-й, над женским в 80-й день. Совершается у абиссинцев и обряд обрезания, но, по объяснению защитников абиссинской церкви от обвинения ее в иудействовании, это обрезание принято у абиссинцев не для исполнения Моисеева закона, как у иудеев, а ради народного обычая. Помимо обрезания в Эфиопской церкви есть и другие религиозные обычаи, характерные для иудаизма, например, употребление пищи и соблюдение субботы в субботний (как и в воскресный) день. Вероятно, это связано с тем, что христианство пришло в Эфиопию прямо из Палестины через Южную Аравию. Существует мнение, что иудаизм был известен в Эфиопии еще до прихода христианства.

Причащение преподается под двумя видами раздельно. Таинство брака удержалось почти только для духовенства и царей, миряне же в большинстве случаев живут в гражданских браках, переходящих иногда в полигамию. Церковь борется против этого отлучением от причастия, вследствие чего к таинству причащения приступают почти только старики и дети.

Рядовые службы те же, что и у православных.

Эфиопская литургия имеет александрийское (коптское) происхождение, но она подверглась воздействию сирийской традиции. До недавнего времени литургию служили на древнем языке геэз. Ныне в приходах все чаще используют современный амхарский язык.

Богослужебное пение сопровождается звоном систров (древнеегипетских музыкальных инструментов), барабанным боем, хлопаньем в ладоши, ударами посохов о пол; воодушевление переходит в экстаз, начинаются телодвижения, род священного танца, в котором участвуют и священники.

В ночь на Богоявление бывает крестный ход на воду, сопровождаемый пляскою, и совершается великое водоосвящение, на котором при погружении креста производится стрельба. В этот праздник пред закатом солнца все сходят в воду и купаются при молитвах священников.

Накануне праздника Воздвижения креста Господня ставится на площади или на горе за городом громадный сноп из жердей, перевязанных яркими материями; ночью к нему направляется крестный ход с факелами, который при трубном звуке и выстрелах трижды обходит сноп, после чего последний зажигается факелами при пении крестных стихир.

Вообще, при своей близости к православному абиссинское богослужение наряду с монофизитскими вставками затемняется также и разного рода обрядами, заимствованными из других религий.

Посты

Посты по времени продолжительности и строгости близки к православным, причем одним из отличий служит не положенный у нас во время нашей недели мытаря и фарисея пост, общий всем монофизитам и несторианам.

За исключением всех тех свойственных абиссинцам особенностей, которые чужды истинной Церкви Христовой, в остальном вероучение и богослужение абиссинской, или эфиопской, церкви остается близким к православию, и, по свидетельству некоторых, современные абиссинцы считают себя вполне единоверными с греками, русскими и другими православными народами, несмотря на то, что, как монофизиты, находятся в общении с единоверными им коптской и армянской церквами.

Католики в Эфиопии закрепиться не смогли

Первые католические миссионеры появились в Эфиопии ещё в 15 веке. Их агрессивно поддерживал Ватикан и португальцы. В результате ряд императоров — Зэ-Дынгель и Сусныйос активно покровительствовали иезуитам и тайно приняли католичество.

Следствием этого стали междоусобные религиозные войны. В последствие Сусныйос был вынужден отречься от престола в пользу сына — Фаселедеса (Василид).

Фаселедес, в свою очередь, восстановил старые церковные порядки и подчинил заново Эфиопскую церковь коптскому патриарху. Новый император приказал всех европейцев выслать за пределы империи. А приграничным племенам было поручено платить золотом за голову каждого европейца приблизившегося к границам Эфиопской империи.

В наше время в Эфопии насчитывается не более 100 000 католиков, проживающих в основном в Аддис-Абебе и центральных районах страны, небольшая часть в Тыграй, Кэфа и Сидамо. В основном это тиграи, амхара и оромо.

Религиозная политика

Свобода вероисповедания, прописанная в Конституции Эфиопии, не всегда исполняется на практике. В Эфиопии не существует государственной религии и запрещено создание политических партий по религиозному признаку, а все религиозные организации должны проходить обязательную регистрацию каждые три года.

Сохраняется напряжение между группами древневосточных православных христиан и протестантами, а также между мусульманами и христианами. Правительство ведет активную работу по снижению напряженности в межрелигиозных отношениях.

Ислам признается второй по численности конфессией в Эфиопии

Ислам — вторая по численности конфессия в Эфиопии. Согласно переписи населения 1994 года, мусульмане составляют 32,8 % населения Эфиопии. Большинство эфиопских мусульман — сунниты.

столько мусульман проживали в Эфиопии, согласно переписи 1994 года, большинство из них — сунниты

В настоящее время ислама придерживаются сомали, афары, значительное число оромо, отчасти гураге и сахо, некоторые амхара. Ислам, кроме того, распространён среди арабов, пакистанцев и индийцев. Больше всего мусульман живет в штатах Сомали-Огаден и Афар (почти всё население).

Кроме того, их много в бывших провинциях Уолло, Бале, Кэфа. В столице Эфиопии Аддис-Абебе проживает около 1 млн мусульман. Крупнейший религиозный центр мусульман Эфиопии – город Харер.

столько граждан Эфиопии — мусульмане

Периодически между христианскими и мусульманскими религиозными общинами вспыхивают конфликты. Обычно они происходят между местными мусульманами и проникающими в страну протестантами.

Правительство Эфиопии строго следит за тем, чтобы в стране соблюдался межрелигиозный мир. Для этого, например, запрещается деятельность в стране некоторых представителей протестантизма.

Всех эфиопских евреев правительство Израиля вывезло из страны самолетами

Бета Исраэль (Beta Israel) — небольшие изолированные группы африканских евреев, с древнейших времен живших в Эфиопии. Об их существовании не было известно остальному миру, но и они не знали о существовании других евреев вне своей общины. На Западе об их существовании узнали лишь в XX веке.

Практически до конца 20 века местная форма иудаизма – религия фалаша, насчитывала несколько десятков тысяч последователей в основном в высокогорных северных районах страны: Сымен и Бэгемдыр (Гондер). В 1975 году Государство Израиль признало их в качестве евреев.

В 80-е годы Эфиопию поразила ужасная засуха. По согласованию с властями Эфиопии власти Израиля в ходе операций Моисей и Соломон, проведенных в 1984 и1991 годах соответственно, на самолетах вывезли несколько тысяч фалаша в Израиль. Лишь небольшая группа евреев, которую Израиль не признал евреями, осталась на территории Эфиопии.

В 90-е годы эмиграция эфиопских евреев приняла массовый характер (в основном по экономическим мотивам и благодаря активной агитации со стороны еврейских организаций). В настоящее время численность фалаша в стране может быть около 1 тыс. человек.

Сегодня в Эфиопии остается не более 1 тысячи фалаша.

Принадлежность фалаша к еврейской нации многими оспаривается: ни в языковом (язык агау), ни в расовом отношении они не являются евреями. До 19 века в религиозной практике этого народа использовался Ветхий Завет, написанный на языке геэз.

Талмуд до той поры был им не известен. Богослужение также очень сильно напоминало практику эфиопской православной церкви: у фалаша также практиковался экстатический литургический танец. В повседневной жизни разговаривали на диалекте кайла (агау) и амхарском. В синагогах использовался язык гэез.

Появление фалаша в Эфиопии объясняют широким распространением иудео-христианских и иудейских групп в первые века н. э. Это достаточно распространенное явление в то время. Так в Ймене тоже были обнаружены группы, исповедующие верования, похожие на иудаизм.

С распространением христианства в Эфиопии строились церкви и монастыри.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Аватар

На территории Эфиопии существовало Аксумское царство. В 4 в. оно приняло христианство. С распространением христианства в Эфиопии строились церкви и монастыри. В монастырях составляли летописи, переводились произведения древних и средневековых авторов. В Эфиопии церкви высекались из камня и украшались снаружи резьбой, а внутри фресками и иконами. В Европе Эфиопию рассматривали как союзника в борьбе против мусульман.

Аватар

Принятие христианства в значительной мере отразилось на всей последующей истории Эфиопии, оказало влияние и на ее культуру. Оно сыграло роль фактора, обособившего цивилизацию Эфиопии от других культур Африканского континента.
Эфиопское христианство довольно близко к православию, хотя, развиваясь в иных условиях, оно было своеобразным. Многочисленное духовенство пользовалось большим влиянием, ему принадлежала треть всех обрабатываемых земель.

Вопрос

Если вы не нашли ответа на свой вопрос, или сомневаетесь в его правильности, то можете воспользоваться формой ниже и уточнить решение. Или воспользуйтесь формой поиска и найдите похожие ответы по предмету История.

Эфиопия - страна многочисленных культур, этнических группам, традиций, языков и конечно же религий. Культурное разнообразие этно групп усложняет представление общего контекста духовной борьбы.

В книге Деяний сказано, что Филипп крестил первого эфиопского новообращенного в первом веке (Деяния 8: 24-40). Православная церковь Эфиопии утверждает, что она была основана с начала четвертого века, и ее первым центром является провинция Тигрей в северной части Эфиопии.

Христианство было введено в аксумский двор после 330 г. н.э. во время правления Езаны, сына Эллы Амиды. Первый епископ эфиопской церкви Фрументий (Абба Салама Кассате Берхан) был рукоположен Афанасием (Патриарх Александрийский), и отослан обратно в Эфиопию, где он раньше был секретарем короля. Вскоре христианство стало государственной религией в 356 году нашей эры.

Основание евангельского христианства в Эфиопии было результатом усилий западных миссионеров. Первым прибывшим протестантским миссионером, 1633 год, был немецкий лютеранец Петр Хейлинг. С его прибытием не произошло существенной евангелизации, лишь был переведен Евангелие от Иоанна на амхарский язык. Это был первый в истории задокументированный случай, когда простые люди могли читать Евангелие на своем родном языке.

Петр Хейлинг проработал в стране менее 20 лет и инициировал движение внутри Эфиопской православной церкви, которое проложило существование среди протестантских миссионерских групп в 19 и 20 веках.

Эфиопские православные паломники присутствуют на молитвенном собрании в монолитной православной церкви перед празднованием Рождества в Лалибеле, Эфиопия, 6 января 2018 года. Источник Reuters News

Эфиопские православные паломники присутствуют на молитвенном собрании в монолитной православной церкви перед празднованием Рождества в Лалибеле, Эфиопия, 6 января 2018 года. Источник Reuters News

Первой евангелической организацией, начавшей работу в Эфиопии, было Церковное миссионерское общество (ЦМС). Первые посланники этой организации, Самуил Гобат и Кристиан Кульгер, прибыли в Эфиопию в 1830 году. Их цель не состояла в том, чтобы оживить древние Церкви путем распространения Священного Писания и другой христианской литературы (Sveros 1974: 15).

Шведская лютеранская миссия, Шведская евангелическая миссия (SEM) начали миссионерскую работу среди выкупленных рабов из Эфиопии и людей из современной Эритреи в 19-м веке. Эти миссионеры вместе с выкупленными коренными народами совершили несколько экспедиций, чтобы добраться до народа оромо.

Хотя евангельским миссионерам не разрешалось входить во внутренние районы Эфиопии, они обучали коренных жителей-бывших рабов, на границе нынешней Эритрее. Освобожденные и обученные жители возвращались в свое поселение и могли нести слово своим соплеменникам. Хитроумно, не правда ли.

В конце 19-го века коренные христиане начали самостоятельно распространять Евангелие. Страна открыла свои двери для западных миссионеров, и прибывшие лютеранские миссионерские группы из Европы и Америки начали евангелизационную работу в разных частях страны.

Шведская евангелическая, или евангелистская миссия (Svenska Forsterlandsstiftelsen) начала свою деятельность в 1866 в Массауа, а в 1904 начала распространять свое влияние в Аддис-Абебе. Объединенная Пресвитерианская Церковь Америки начала работу в Сайо, Западная Вальгага, в 1918. Совет миссионеров Бибельтргнер Веннер (MSBV), основавший в 1912 г. центр в Эритрее, через 9 летя перебрался в Эфиопию. Миссия Германнсбурга (Германия) прибыла в Эфиопию в 27-ом году.

В том же году сюда прибывает Суданская внутренняя миссия (СИМ), которая основала свою первую станцию. Альфред Бакстон из Библейского миссионерского общества посетил Эфиопию с предварительным визитом в 1932, и полная работа началась, когда он вернулся в 1934 с группой новобранцев (Trimingham 1950: 27-31).

Восточный меннонитский совет миссий был создан в 1949 году. Норвежские лютеранцы (Norsk Luthersk Misjonsamband) прибыли в Эфиопию в 1948 и начали работу в Южной Эфиопии. Весной 1949 сюда прибывает датская Эфиопская миссия, а в 57-ом году в страну прибыла Американская лютеранская миссия.

Несколько протестантских миссионеров из разных миссионерских обществ приехали в Эфиопию в 19 веке с тем же взглядом на реформу ЕПЦ, а не на организацию новых собраний. Когда миссионеры начали свою работу, появились разные взгляды. Дискуссии о формировании конгрегаций обществами миссий, отказе от крещения православной церкви римскими католиками и адвентистами и подобные вопросы были предметом озабоченности первых миссионеров и миссионерских обществ (см. Sveros 1974: 23).

Пионеры-евангелисты в западной части установили контакт с коренными жителями до прибытия западных миссионеров. Лидеры собрались на конференцию в Накамте в 1907 году, чтобы обсудить общую политику. После обсуждения трудностей, с которыми они столкнулись в разных местах, они решили без промедления продолжить евангелизацию (Aren 1978: 431-432).

Эти ранние контакты между евангелистами продолжились, и в 1944 году стали организовываться более официальные конференции, на которых были записаны протоколы, для более тесного организационного общения между евангельскими группами. В декабре 1944 года состоялась первая конференция Эфиопских евангелистских церквей организованная коренными народами. Было проведено несколько собраний, и была составлена и обсуждена конституция и доктринальное утверждение церкви.

Таким образом, при поддержке лютеранских и пресвитерианских миссионерских обществ в Эфиопии и Лютеранской всемирной федерации евангелисткие общины в некоторых частях страны собрались 23 и 25 апреля 1958 года для обсуждения проекта конституции и создания Евангелической церкви Мекане-Йесус в Эфиопии. (EECMY).

Свято-Троицкий собор в Аддис-Абебе, резиденция эфиопской православной церкви Теваэдо. Автор: A. Davey из Where I Live Now: Pacific Northwest, Источник: Википедия

Свято-Троицкий собор в Аддис-Абебе, резиденция эфиопской православной церкви Теваэдо. Автор: A. Davey из Where I Live Now: Pacific Northwest, Источник: Википедия

В результате деятельности ранних организаций миссионеров, возникли различные евангелисткие церкви: Церковь Kale Hiwot, Meserete Kirstos и лютеранская церковь в Эфиопии являются результатом SIM, Mennonite Mission и MSBV соответственно. Другие были образованы миссионерскими обществами, которые прибыли позже, и коренными народами.

Хотя с тех пор наблюдается огромный рост, статистический отчет 1993 года (Johnstone 1993: 213-214) показывает, что евангельские христиане составляют всего 14 процентов от общей численности населения. Эфиопская православная церковь 37 процентов, ислам 35 процентов, приверженцы традиционных религий 6 процентов и 1% не религиозные люди. С тех пор Церковь переживает огромный рост.

Читайте также: