Педагогические наказания в школе

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время, вопрос о применении поощрения и наказания является очень актуальным, поскольку значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, хотя они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Однако большинство педагогов употребляют их, в качестве доминирующих, не учитывая тот факт, что на сегодняшний день теория и практика воспитания располагает богатейшим арсеналом различных методов и приемов. Но, не смотря на такую популярность и очень широкое распространение методов поощрения и наказания, педагоги зачастую или не правильно используют эти методы или недостаточно продуманно и, следовательно, это не эффективно в педагогическом отношении.

Причина такого положения в том, что в нашей педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения и показания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь воздействие грубым насилием, оскорбление личного достоинства ребенка, а к поощрениям - только награды, подарки, премии. Иногда же, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием. Естественно, наличие таких крайних и взаимоисключающих подходов в теории отрицательно сказывается и на практике использования поощрений и наказаний.

Виды и формы поощрения и наказания

Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Как видно, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как и животное, нуждается в постоянных стимулах, одни из которых он черпает из внутренних источников, находит внутри себя, а другие создаются внешними силами.

В настоящее время, под методами стимулирования деятельности и поведения понимаются методы воздействия на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения. Прямое и непосредственное назначение стимулов - ускорять или, наоборот тормозить определенные действия.

Поощрение и наказание как методы стимулирования человеческой деятельности являются не только самыми известными среди древних методов воспитания, но и наиболее распространенными и широко употребляемыми в настоящее время.

Поощрение - это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. Действие этого метода основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой на работу (пусть даже трудную) повышает ответственность.

Наказание-это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативные проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния.

Первым советским педагогом, сумевшим не только понять принципиально новое назначение и содержание поощрения и наказания, но и раскрыть "механизм" действия этих воспитательных средств в системе организации воспитательного процесса, был А.С. Макаренко.

Главный смысл наказания А.С. Макаренко видел в том, что оно должно "разрешить и уничтожить отдельный конфликт и не создавать новых конфликтов".

Говоря в целом, поощрения и наказания - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены.

Увидеть единство и неразрывность понятий поощрение и наказание позволяет так же существующая общая классификация видов и форм этих методов, несмотря на то что, казалось бы, что общего могут иметь виды и формы этих двух абсолютно разных методов. Главным признаком, по которому дается общая классификация видов и форм поощрения наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку выделяют следующие виды поощрения и наказания:

  1. Поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей.
  2. Поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.
  3. Поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями.

Внутри каждой из этих групп поощрений и наказаний большое разнообразие форм их использования, однако, их тоже можно подразделить на следующие основные формы:

а) поощрения и наказания, осуществляемые по логике "естественных последствий";

б) традиционные поощрения и наказания;

в) поощрения и наказания в форме экспромта.

Так же следует учитывать то, что данная классификация, как и любая другая, в значительной мере условна. Как правило, в практике воспитания и обучения детей виды и формы поощрения и наказания не выступают в "чистом виде", а определенным образом сочетаются в тех или иных конкретных педагогических ситуациях. Значение данной классификации в том, что она помогает при анализе сложных ситуаций, позволяет педагогам в каждом конкретном случае выбирать такие виды и формы поощрения и наказания, их сочетания, которые наилучшим образом стимулируют и корректируют деятельность школьников.

Рассмотрим подробнее особенности каждого из видов поощрения и наказания: например, положительное значение поощрение путем расширения прав учащегося в том, что оно способствует развитию элементов самостимуляции, формирует ответственное поведение, самоконтроль. В качестве поощрения может выступать также и расширение обязанностей, в частности трудовых. Известно, что дошкольники и младшие школьники, как правило, с удовольствием выполняют различные трудовые поручения.

Регулирование прав и обязанностей учащихся с успехом может использоваться и в качестве наказания. При этом в зависимости от конкретной ситуации, используется как ограничение прав и обязанностей, так и наложение дополнительных обязанностей.

Полезно сравнить поощрения и наказания связанные с регулированием прав и обязанностей учащихся, по степени возрастания элементов самостимуляции в них: в наименьшей степени требуют от школьников проявления инициативы поощрения и наказания путем назначения дополнительных обязанностей. Ожидаемые педагогами действия и поступки учащихся здесь относительно жестко запрограммированы. Поощрение путем расширения прав уже в большей степени рассчитаны на развитие элементов самостимуляции. То же следует сказать и о наказаниях, связанных с ограничением прав. Наказания, осуществляемые путем ограничения тех или иных прав, в целом отвечают более высокой ступени развития коллектива школьников, нежели наказания, осуществляемые путем наложения дополнительных обязанностей.

Как правило, в определенных ситуациях одобрение, похвала, закрепляясь в официальном решении педагогов или учащихся, становятся поощрением. Обычно это находит выражение в объявлении благодарности, присуждении различного рода грамот, переходящих кубков. В свою очередь, и осуждение, официально выраженное в форме замечания, выговора, является одним из распространенных методом в практике наказаний. Наказание с помощью морального осуждения, будучи правильно используемыми, могут иметь значение весьма эффективных мер стимулирования. Неправы те педагоги, которые видят в подобных наказаниях лишь "нудное морализование", своего рода проявление педагогического бессилия. Здесь дело не в самих наказаниях такого рода, а том, как педагоги и коллектив умеют ими пользоваться.

Применение поощрения и наказания, с посредством моральных санкций, целесообразно главным образом среди учащихся, обладающих определенными традициями и сильным общественным мнением, по отношению к таким ученикам, уровень сознательности которых достаточно высок, чтобы правильно реагировать на поощрение и наказание такого рода.

Проанализировав основные виды поощрения и наказания, рассмотрим теперь основные формы использования этих средств педагогического стимулирования.

Простейшей логикой установления связи между деятельностью учащихся, их отношением к своим правам и обязанностям и использованием поощрений и наказаний является логика "естественных последствий". Поощрение и наказание по логике "естественных последствий" диктует необходимость применения поощрений и наказаний сразу же вслед за обусловившими их действиями ученика. Это простейшая форма использования средств педагогического стимулирования в тех немногочисленных случаях, когда вязь между поведением ребенка, его отношением к своим обязанностям и той или иной мерой поощрения или наказания является действительно естественной, а справедливость самой меры очевидна, то такие меры могут приносить ожидаемый эффект.

Особенность традиционных мер поощрения и наказания в том, что они чаще, чем поощрения и наказания по логике "естественных последствий", становятся формой использования различных моральных санкций. К примеру, такие санкции, как объявление благодарности, вручение наград или подарков или же, напротив выговор - все это традиционные поощрения и наказания. При использовании традиционных поощрений и наказаний педагоги и учащихся, выбирают такой момент, который будет способствовать получению наибольшего положительного эффекта.

Момент экспромтности, неожиданного, острого решения может иметь место и при использовании поощрений и наказаний по логике "естественных связей", и при применении традиционных мер. Выделение экспромта, как отдельной формы, а не частного случая двух выше изложенных форм поощрений и наказаний основывается на том, что поощрение и наказание в форме экспромта всегда неповторимы, строго индивидуальны. Будучи использованными один лишь раз и принеся определенный эффект, они не могут быть закреплены с помощью традиции. Использование поощрений и наказаний в форме экспромта диктуется чаще всего такими обстоятельствами, когда надо в яркой форме воздействовать на общественное мнение коллектива, чтоб зафиксировать сознание воспитанников на каком-то внешне незначительном факте, имеющим, тем не менее, принципиальное значение.

Характеристика основных форм поощрения и наказания

Рассмотренная классификация видов поощрения и наказания во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих методов стимулирования. Назначение этой классификации - помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с тем педагогу необходимо знать о наиболее типичных и конкретных формах поощрения и наказания, используемых для стимулирования деятельности учащихся. При этом необходимо иметь в виду, что та или иная форма этих методов, связывается с поступком школьника не непосредственно, а через анализ конкретной ситуации, с учетом всех отношений, составляющих данную ситуацию.

Рассмотрим вначале основные формы поощрения - это одобрение, похвала, награждение, благодарность, предоставление почетных или дополнительных прав, присвоение различных почетных званий, присуждение почетного места в соревновании.

Одобрение - простейшая форма поощрения. Одобрение воспитатель может выразить жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанников, коллектива, одобрением перед другими учащимися, преподавателями или родителями. Уважение, доверие вселяют в него уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Похвала - это устное поощрение. Похвала так же является простейшей формой поощрения, она сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении ребенком чего-либо. Поощрение похвалой возможно при заинтересованном отношении к успехам и неудачам воспитанников. Она так же как и одобрение вызывает у учащегося положительные эмоции и стремление к более высоким достижениям и результатам.

Из поощрений, связанных с моральными санкциями, так же следует отметить благодарность - коллективную и индивидуальную. В развитом коллективе благодарностью обычно отмечается проявление учащимися инициативы, самостоятельности, творческого отношения к порученной работе. Благодарность оформляется в виде записки в дневнике, похвальными грамотами или листами.

Присуждение почетного места в соревновании - широко используемая форма поощрения. Это могут быть и места лучших классов, параллелей и места спортивных команд, различных кружков и творческих объединений. При правильно организованном соревновании различные по своим личностным качествам учащиеся могут проявить себя с лучшей стороны. Или с той стороны, которую либо никто не замечал среди педагогов и других учащихся, либо учащийся, по каким-то внутренним или внешним причинам не мог раскрыть раньше. При этом достигнутые успехи будут способствовать не только укреплению уверенности в себе и своих силах, но стимулировать учащегося, к более высоким результатам.

Присуждение почетных мест в соревновании сопровождается индивидуальными и коллективными наградами - премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами. Такого рода поощрения вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дающие коллективу длительные стимулы, так как они не только венчают длительный и упорный труд, но и свидетельствуют и достижении нового, более высокого уровня. Награждать надо торжественно, при всех учащихся, педагогах, родителях: это значительно усиливает эмоциональную сторону стимулирования и связанные с ним переживания.

К формам коллективного и индивидуального поощрения так же относится поручение почетных обязанностей. Например это может быть поручение обязанностей лаборанта, ассистента преподавателя, дежурного пользующегося теми или иными правами. Это поощрение воспринимается учащимися как оказание высокого доверия к ним и признание их самостоятельной личностью. Формой поощрения является и предоставление дополнительных прав. В качестве индивидуального поощрения это нередко связывается с присвоением различных почетных званий. При этом необходимо иметь в виду то, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу.

Наказание — это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Как и другие методы воспитания, наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние.

Известны следующие виды наказания:

  • наложение дополнительных обязанностей;
  • лишение или ограничение определенных прав;
  • выражение морального порицания, осуждения.

В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий и т. д.

Технология применения

Рассмотрим технологию применения наказаний. Ситуация наказания — конфликтная ситуация. Поэтому необходимо знать те условия, которые определяют эффективность метода наказания.

Важной специфической особенностью наказания как средства педагогического стимулирования деятельности школьников является то, что их следует применять значительно реже, чем другие средства педагогического воздействия.

Известные педагоги о наказании

Известные педагоги, ученые, государственные деятели, которые стояли на гуманистических позициях, предостерегали от бездумного применения наказаний. Приведем некоторые примеры.

Правила применения наказания в семье

Наказание применяют родители во многих семьях. В каких-то ситуациях наказание оправдано, однако наказывать нужно грамотно. Вот несколько правил наказания от советского и российского психотерапевта и психолога Владимира Леви:

Учителя старой закалки желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но так, как раньше, уже не будет. Учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи

За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.

Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.

Пассивное безразличие

Буква закона

Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.


Каждая образовательная организация принимает так называемые локальные нормативные акты — документы, которыми регулируются различные вопросы деятельности школы. К ним относятся Устав, Правила внутреннего распорядка, Правила проживания в общежитиях и интернатах и другие. За неисполнение или нарушение локальных нормативных актов школы обучающегося могут наказать.

Наказывают учеников путём наложения дисциплинарного взыскания. Их существует три вида:

За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания.

Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Законодательно установлен запрет на применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся.

Недопустимыми видами наказания является оставление после уроков, оскорбления, унижение человеческого достоинства, применения физической силы.

Кого наказывать нельзя?

Не допускается применять меры дисциплинарного взыскания в отношении:

• учеников начальных классов,

• учащихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни или каникул.

Что влияет на выбор наказания?

При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитывается:

• тяжесть дисциплинарного проступка,

• причины и обстоятельства, при которых совершён проступок,

• предшествующее поведение обучающегося,

• психофизическое и эмоциональное состояние ученика,

• мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей несовершеннолетн их обучающихся.

Сроки применения дисциплинарного взыскания

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения. В данные сроки не входит время, когда учащийся болел, был на каникулах, в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком.

Мера взыскания по истечению 1 года снимается, если в течение этого времени не было новых взысканий.

Читайте также: