Какую роль сыграли в развитии русской литературы идеи европейского просвещения кратко

Обновлено: 04.07.2024

XVIII век -это век Просвещения. Он впитал в себя античную культуру и все достижения эпохи Возрождения. Огромное влияние на науку, мораль и нравственность общества оказала литература 18 века, которая внесла свой неоценимый вклад в мировую культуру. Просвещение дало толчок Великой французской революции, полностью изменившей общественный строй Европы.

Литература 18 века выполняла в основном просветительские функции, ее глашатаями стали великие философы и писатели. Они сами обладали невероятным багажом знаний, порой энциклопедических, и не без оснований считали, что только просвещенный человек сможет изменить этот мир. Они несли свои гуманистические идеи через литературу, состоявшую в основном из философских трактатов. Эти труды были написаны для довольно широкого круга читателей, способных мыслить и рассуждать. Авторы надеялись таким образом быть услышанными большим количеством людей.

Период с 1720 по 1730-е годы назван просветительским классицизмом. Основное его содержание заключалось в том, что писатели высмеивали абсолютную монархию, опираясь на примеры античной литературы и искусства. В этих произведениях чувствуется патетика и героизм, которые направлены на идею создание государства-рая.

Зарубежная литература 18 века сделала немало. Она смогла показать героев, являющихся настоящими патриотами. Для этой категории людей Равенство, Братство и Свобода являются главным приоритетом. Правда, надо отметить, что эти герои полностью лишены индивидуальности, характерности, ими владеют только возвышенные страсти.

На смену просветительскому классицизму приходит просветительский реализм, который приближает литературу к более близким для людей понятиям. Зарубежная литература 18 века получает новое направление, более реалистичное и демократичное. Писатели поворачиваются лицом к человеку, описывают его быт, рассказывают о его страданиях и мучениях. Языком романов и поэм писатели призывают своих читателей к милосердию и состраданию. Просвещенные люди 18 века начинают зачитываться произведениями Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, Лессинга, Филдинга и Дефо. Главные герои – простые люди, которые не могут противостоять общественной морали, очень ранимые и часто безвольные. Авторам этих произведений еще очень далеко до реалистических литературных образов героев 19 и 20 веков, но уже заметен значительный сдвиг в сторону описания более жизненных характеров.

Русская литература 18 века берет свое начало с преобразований Петра I, постепенно сменяя позиции просвещенного классицизма на реализм. Яркими представителями этого периода были такие авторы, как Антиох Кантемир, Тредиаковский и Сумароков. Они создали благодатную почву на русской земле для развития литературных талантов. Неоспоримы заслуги Ломоносова, Фонвизина, Державина, Радищева и Карамзина. Мы восхищаемся до сих пор их талантами и гражданской позицией.

Английская литература 18 века отличалась формированием сразу нескольких различных направлений. Англичане первыми стали использовать такие жанры, как социальный и семейный романы, в которых проявились таланты Ричардсона, Смоллетта, Стивенсона, и, несомненно, Свифта, Дефо и Филдинга. Писатели Англии одними из первых стали критиковать не буржуазный строй, а самих буржуа, их моральные и нравственные ценности. Правда, Джонатан Свифт замахнулся в своей иронии и на сам буржуазный строй, показав в своих произведениях самые негативные его стороны. Английская литература 18 века представлена также явлением, получившим название сентиментализм. Она наполнена пессимизмом, неверием в идеалы и направлена только на чувства, как правило, любовного содержания.

Русская литература XVIII века

Просвещение — эпоха в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, общественной и философской мысли, в основе которой лежали идеи рационализма и свободомыслия.

Именно в XVIII веке русская литература начала особенно активно развиваться, перенимая европейские литературные традиции и отказываясь от древнерусских идей и жанров. В этом веке были заложены основы классических российских поэзии и прозы. XVIII век стал опорой для литературы века XIX.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Русская литература XVIII века 470 руб.
  • Реферат Русская литература XVIII века 280 руб.
  • Контрольная работа Русская литература XVIII века 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Говоря о литературе, XVIII век следует мысленно делить на две части — его первую и вторую половины. Произведения начала века сильно отличаются от произведений, написанных ближе к его концу.

Первая половина XVIII века была неким допереломным периодом. В это время литература ещё оглядывалась на сложившиеся за века и корнями идущие в Древнюю Русь литературные традиции.

Жанры первой половины XVIII века:

  • Житие;
  • Панегирик (восхваление);
  • Тонические стихи.

Тем временем в Европе уже вовсю развивались крупные литературные формы и господствовал сложившийся во Франции в XVII веке классицизм.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — литературное направление, основывающееся на идеях рационализма.

Русская литература, как и русская культура в целом, отставала от соседних европейских стран приблизительно на век из-за нашествия Золотой орды, на сто лет захватившей власть над Русью.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Однако ближе к середине века лёд тронулся; в русской литературе появились умы, которые начали двигать её вперёд. Главными именами для русской литературы XVIII века считаются Василий Кириллович Тредиаковский и Михаил Васильевич Ломоносов.

В.К. Тредиаковский — первый профессиональный российский филолог. Он является одним из основателей силлабо-тонического стихосложения в России. Именно Тредиаковский первым ввёл в русскую культуру понятия прозы и поэзии. Он перевёл множество произведений древнегреческой и европейской литературы, сделав их доступными для российского читателя и создав тем самым основу для развития классицизма.

Как и многие ведущие умы своего века, М.В. Ломоносов работал над созданием русского литературного языка и стремился вывести литературу из-под влияние церкви, под которым она находилась с самого своего зарождения. Ломоносов первым в своих произведениях выразил идею русского национального самосознания, ставшую в дальнейшем неотделимой частью творчества поэтов и писателей XIX века.

Под влиянием петровских реформ, литературной работы писателей и смены времён в 1720-ые годы в Россию пришёл классицизм, господствовавший в литературе вплоть до начала XIX века. Классицистов интересовали только вечные темы и существенные черты явлений и предметов.

Развитие русского классицизма в этом веке можно поделить на несколько периодов:

  • 1720-ые годы, литература петровской эпохи. Литература начала обретать светские черты. Основную часть литературы этого времени составляли переводы зарубежных произведений.
  • 1730 — 1770-ые годы, расцвет русского классицизма.
  • Последняя четверть XVIII века — кризис русского классицизма, на смену которому пришёл сентиментализм.

Во второй половине XVIII века в русской литературе господствовали следующие жанры:

  1. Драма: комедия и трагедия;
  2. Проза: сентиментальная повесть, сентиментальное путешествие и др.;
  3. Стихотворные формы: героические и эпические поэмы, оды, различные малые лирические формы.

Детская литература Великобритании 18 века

Однако означает ли это, что в 18 веке английским детям нечего было читать? Давайте разберемся.

Дело в том, что сказочные истории существовали всегда, и недостатка в них никогда не было. Даже тогда, когда не существовало письменности, они передавались из поколения в поколение в виде фольклора. Но в 17-18 веках, с развитием книгопечатания, стало появляться все больше профессиональных писателей, в частности детских. Сказки в то время, как и сейчас, восхищали и пугали детей, создавая фантастические миры, которые поглощенные повседневными заботами взрослые не всегда одобряли.

Вот лишь основные детские писатели 18 века и их произведения.

Развитие русской литературы 18 века, ее особенности

1. Русская литература в XVIII в. прошла значительный путь идейно-художественного развития. В начале века русская словесность могла опираться лишь на рукописную, в значительной степени еще религиозную литературу Древней Руси, на фольклор и на немногочисленные иностранные источники. На этом слабом основании к концу века было построено здание русской литературы, в качественном отношении не уступающей литературе ни одного из великих народов Европы и создавшей замечательные образцы искусства слова. Русская литература стала европейской литературой, при этом сохраняя и укрепляя свою национальную самобытность.

2. Социальная, политическая содержательность и идеологическая направленность — отличительные особенности литературы XVIII в. Чувство общественной ответственности обращало внимание писателей на существенные стороны действительности, порождало критический подход к явлениям жизни. Обнажение проблем общественной жизни и, прежде всего, бедственного положения огромного большинства населения страны требовало от писателя проницательности, гражданской честности и правдивости изображения. Это, с одной стороны, создавало предпосылки становления реалистического метода в литературе, с другой — определяло преимущественное развитие сатирических жанров. Сатира — колыбель и исток русского реализма.

3. Сатирическая направленность постоянно присутствовала и в первом значительном литературном направлении века — классицизме, начиная с деятельности А. Кантемира. Это направление, ориентированное на западноевропейские культурные традиции, но получившее на русской почве своеобразное воплощение, несмотря на свою односторонность и ограниченность художественных средств, сыграло крупную роль в развитии литературы. В рамках классицизма уже формировались жанровые, стилистические и образно-смысловые средства более глубоких и содержательных способов художественной выразительности. Ломоносов провел реформу русского языка и стихосложения. Сумароков дал первые настоящие образцы тех новых жанров (трагедия, комедия, сатира, поэма, басня, песня и т.д.), которым будет принадлежать важная роль в развитии литературы.

5. Значительного развития достиг в течение XVIII в. и основной материал литературы — язык. В середине века классицист Ломоносов упорядочил громоздкое, во многом путаное и устарелое наследство древнерусского языка, а в конце века сентименталист Карамзин сделал русский язык способным к выражению новых идей, понятий, вкусов и тем, определяемых общественным и культурным развитием нации. В результате реформы Карамзина русский язык стал восприимчивым к новым, более демократическим преобразованиям. В этом смысле творчество Карамзина, как и ряда других писателей конца XVIII в., помогло становлению и развитию всеобъемлющего гения литературы XIX в. — А.С. Пушкина.

Петровские реформы подготовили условия для распространения в России идей Просвещения. Когда это слово пишут с прописной буквы, оно обозначает историко-культурный период. В отличие от русского, в других языках нет омонимии слов, обозначающих просвещение как эпоху и Просвещение как образование.

В других языках мира термин "Просвещение" берет свое начало от корня "свет". Речь идет конкретно о "свете" человеческого разума, надеясь на который просветители мечтали изменить весь мир. В корне изменилось отношение к человеку и обладающим им возможностям. Ранее все определялось не его способностями, а сословными привилегиями, и сегодня многое стало напрямую зависеть от личных качеств и талантов, которыми обладает тот или иной человек.

Просветители стали активно бороться с политическими неравенством, церковным фанатизмом, национальными и расовыми предрассудками, злоупотреблением со стороны родительской власти. Просветители верили в возможность на разумных основаниях, путем образования и правильного воспитания создать совершенное общество.

Своим главным оружием просветители избрали слово. Они были уверены, что проповедь философа или выступление поэта могут в корне изменить мир. Просвещение не является определенным художественным или литературным направлением, однако лучшие писатели XVII-XVIII вв. были просветителями: Свифт, Дефо (Англия), Руссо (Франции), Шиллер, Гёте (Германия). Литературным образом-символом нового времени становится Гулливер. Попадая в необычные жизненные условия, ‘тот герой выглядит по-разному (то он гигант среди лилипутов, то карлик среди великанов), но неизменными остаются его личные качества. Ум, находчивость, смелость позволяют Гулливеру выдержать все испытания.

Во второй половине XVII в. просветители появились в России. Традиции просветительства зародились в кружке Феофана Прокоповича - так называемой "Ученой дружине", куда входили также историк Татищев, литераторы Тредиаковский и Кантемир. Разносторонне образованный человек, Прокопович выступал за распространение "не только Священного Писания", но светского учения. Он использовал традиционную церковную проповедь, чтобы поддерживать и укреплять петровские начинания. Образцом риторической прозы стала речь, произнесенная Прокоповичем на погребении Петра, в котором оратор раскрыл историческое значение реформаторской деятельности первого императора России.

Просветительские идеи поддерживала и Екатерина ІІ, которая занималась сочинительством, издавала собственный сатирический журнал "Всякая всячина" и состояла в переписке с известными французскими просветителями Вольтером и Дидро. В полемику с царственной особой вступил Николай Новиков. В журналах принадлежащих Новикову "Трутень" и "Живописец" резко критиковалась невежество и праздность поданных дворян. Новиков активно занимался просветительской и издательской деятельностью: он опубликовал приблизительно 1000 наименований различных книг, организовал торговлю книгами в нескольких провинциях и городах, открыл бесплатную библиотеку в Москве и др. Независимость суждений и растущий авторитет Новикова были расценены как угроза власти. Журналиста и общественного деятеля без суда заключили в Шлиссельбургскую крепость.

Трагическая судьба и Александра Радищева, который был приговорен к смертной казни, замененной затем ссылкой. В его книге "Путешествие из Петербурга в Москву" (1790) Екатерина ІІ увидела "опорочивание всего установленного и принятого". Радищева она назвала "бунтовщиком хуже Пугачева".

В предисловии автор путевых заметок объясняет, что его побудило взяться за перо: "Я взглянул окрест меня - душа моя страданиями человечества уязвлена стала". Чуткая и отзывчивая душа повествователя "уязвлена" произволом властей и ужасающим положением крестьян. Самодержавно-крепостнический режим писатель уподобляет страшному чудовищу: "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй" (эпиграф). Идеи личной свободы и равенства, отстаиваемые Радищевым, в государстве, где было узаконено крепостное право, воспринимались как призыв к революции. Начиная с Радищева, характерной чертой русской литературы становится инакомыслие, оппозиционность власти.

Причины социальных бед писатель видит в несовершенстве самого Человека. Просветители были уверены, что изменить ситуацию можно путем образования и самосовершенствования. Чем больше человек просвещений, тем он нравственнее.

"Путешествие" проникнуто сентименталистским пафосом. Сентиментализм (от англ. чувствительный) - направление в европейском искусстве середины ХЧІІІ в. Сентименталисты особое внимание придавали жизни сердца, чувству. Их герой замечателен не воинскими подвигами или государственными делами, а своими душевными качествами, богатой внутренней жизнью.

Самое яркое произведение русского сентиментализма - повесть Николая Карамзина "Бедная Лиза" (1792). Долгую жизнь повести обеспечили "сердцеведение" и "чувствительность" автора - внимание к внутреннему миру Человека и искренность сопереживания судьбе крестьянской девушки.

В русской литературе это направление не пустило глубокие корни, сыграв роль переходной формы между классицизмом и романтизмом. Значительное влияние сентиментализм оказал на представления и вкусы русского дворянства, зачитывавшегося модными европейскими романами ("Новая Элоиза" Руссо, "Страдания юного Вертера" Гёте, "Кларисса" Ричардсона и др.). Отголоски этого увлечения мы находим в описании круга чтения героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова.

Литература периода просвещения. Характеристика литературы эпохи Просвещения. Основные авторы и писатели и произведения эпохи просвещения. Времена Екатерины II. Просвещение в русской литературе. Результаты развития просвещения в России в XVIII веке.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 27.11.2009
Размер файла 37,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тюменской области

Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

на тему: Идеи просвещения в литературе

студентка 1 курса группы №382

Проверила: Игнатюк Ю.Л.

1. Литература периода просвещения

1.1 Характеристика литературы эпохи Просвещения

1.2 Основные авторы и писатели и произведения эпохи просвещения

2. Идеи просвещения в России

2.1 Времена Екатерины II

2.2 Просвещение в русской литературе

Восемнадцатый век в области культуры и быта России -- век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. Недоросль Митрофанушка и гениальный Ломоносов, лапти с зипунами и роскошь туалетов императрицы, курная изба и великие творения русских архитекторов -- все это существовало в одно и то же время, отражая разный уровень культуры эксплуатируемых и господствующих классов.

Характеристика литературы эпохи Просвещения

Новые идеи, развившиеся в произведениях мыслителей XVIII в. -философов, историков, естествоиспытателей, экономистов, - жадно вбирались эпохой, получали дальнейшую жизнь в литературе.

Главным художественным языком Просвещения был классицизм, унаследованный от XVII века. Этот стиль отвечал рационалистической природе просветительского мышления и его высоким нравственным принципам.

Отстаивая демократическое направление искусства, просветители ввели в литературу нового героя, простолюдина, в качестве положительного образа, они воспели и прославили его труд, его мораль, они изобразили сочувственно и проникновенно его страдания. Разоблачая произвол господствующих сословий, они смело вводили в литературу критический элемент и создали произведения высокого политического и художественного значения. Однако интерес к повседневной жизни третьего сословия не укладывался в жесткие рамки стиля. [3]

Просветители использовали лучшие черты классицистического искусства - героическую патетику, чувства гражданственности, поставив их на службу революционным идеям.

Они прославили силу человеческого разума, призвали на суд разума идеологию и государственные учреждения феодализма. Все, что не отвечало принципу разумности, что не содействовало благосостоянию народа, осуждалось ими на уничтожение.

Основные авторы и писатели и произведения эпохи просвещения

Крупные писательские имена, кроме названных - Руссо, Шеридан, Бомарше, Шиллер, Лесаж, Ричардсон, Парни, Бернс, Гете, Кантемир, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Фонвизин, Новиков, Радищев, Крылов, Державин.

Сэмюэл Ричардсон (1689-1761), создатель европейского семейно-бытового романа, ввел в литературу нового героя, который до того имел право выступать лишь в комических или второстепенных ролях.

Вольтер, негодуя на лицемерие попов, которые сначала возвели героическую девушку на костер, а потом объявили ее святой, излил свою ненависть к изуверству церкви в потрясающей по своему сарказму поэме. Сатирически изобразив средневековую, феодально-монашескую Францию, Вольтер вместе с тем обличал мерзости современной ему правящей клики. В образах ничтожного Карла VII и его любовницы Агнесы Сорель современники Вольтера легко узнавали Людовика XV и маркизу Помпадур.

Немецкие литераторы, оставаясь на позициях просветительства, искали нереволюционные методы борьбы со злом. Главной силой прогресса они считали эстетическое воспитание, а главным средством - искусство.

Эстетическое направление романтики и идеальные стремления Шиллера разделял великий поэт Германии Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). Как истинный представитель эпохи Просвещения, основоположник немецкой литературы Нового времени, он был энциклопедичен в своей деятельности: занимался не только литературой и философией, но и естественными науками. Его взгляды на жизнь и мировоззрение человека ярче всего выражены в поэтических произведениях.

Это новая картина мира и новый человек, который стремится к вечному движению, познанию и деятельной жизни, насыщенной чувствами. [1]

Идеи просвещения в России

Увеличивается число высших учебных заведений. В 1755 г. стараниями М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова был открыт Московский университет, ставший не только крупнейшим образовательным, но и научным центром. В 1773 г. в Петербурге открывается Горный институт. Развивается наука. Среди ученых, оказавших наибольшее влияние на этот процесс, следует отметить Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765), труды которого стали серьезными вехами в самых разных областях научного знания: в физике, химии, астрономии, истории, филологии.

Просвещение в русской литературе

Правление Петра I тесно связано с расцветом русского Просвещения. Люди из народа становятся творцами русской художественной культуры. Многогранный талант М.В.Ломоносова приносит ему известность как ученому, поэту, художнику. Идеи просветительского классицизма реализуются в произведениях Г.Р.Державина (стихах и одах). Вершиной русского просветительского реализма является творчество писателя-революционера А.Н.Радищева ("Путешествие из Петербурга в Москву"). Большую роль, как писатель и историк, сыграл Н.М.Карамзин.

Необходимо трезво оценивать результаты развития просвещения в России в XVIII в. Дворянская Россия имела Академию наук, университет, гимназии и другие учебные заведения, а крестьянский и мастеровой люд страны в массе оставался неграмотным. Школьная реформа 1786 г., так широко афишированная правительством Екатерины II, была народной только по имени, а на деле носила сугубо классовый характер. Нельзя забывать, что идеи “Просвещения” были “девизом царизма в Европе” . Однако гений народа смог проявиться не благодаря политике “просвещенного абсолютизма” , а вопреки ей. Это особенно наглядно видно на примере М. В. Ломоносова. В итоге на грани XIX в. в России числилось 550 учебных заведений и 62 тыс. учащихся. Эти цифры показывают подъем грамотности в России и вместе с тем ее отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII в. насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тыс. учащихся, а во Франции количество начальных школ в 1794 г. доходило до 8 тыс. В России же в среднем училось лишь два человека из тысячи. Социальный состав учащихся в общеобразовательных школах был чрезвычайно пестрым. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т.д. Неодинаков был и возрастной состав учащихся -- в одних и тех же классах обучались и малыши и 22-летние мужчины.

1. Аленко Е.М., Васильева Т.Н. История зарубежной литературы. - М.: Инфра-М, 2006.

2. Артаманов С.Д. История зарубежной литературы. 3-изд. - М.: Норма, 2007.

3. Проблемы просвещения в мировой литературе./Под ред. Б. И. Пуришева. - М.: Инфра-М, 2005.

Литература Просвещения символизирует эпоху расцвета творческой мысли. Русские классицисты и просветители указали новый путь писателям и поэтам будущих поколений.

Вопросы и задания

  1. В чем состоят заслуги классицистов и просветителей перед русской литературой?

Классицисты и просветители привнесли в русскую литературу идею торжества разума над невежеством.

Они разделили слова русского языка по группам – относящиеся к низким, средним и высоким жанрам.

  1. Кто из писателей участвовал в реформировании русского стиха и замене силлабической системы стихотворства силлабо-тонической?

Реформацией русского стиха занимался Михаил Васильевич Ломоносов. Именно он и заменил силлабическую систему силлабо-тонической, поскольку понимал, что слова русского языка имеют подвижные ударения.


Фраза означает формирование определенного стиля письма и правил, которые помогают создавать стихи.

Литература эпохи Просвещения привлекает и современных поэтов.

Теория трех штилей разделяет слова на категории:

  • Русские общие и старословянские слова;
  • Малопонятные старословянские слова
  • Разговорные слова, часто употребляемые.

Каждая из этих категорий относилась к определенным жанрам произведений – высокому, среднему или низкому. К примеру:

  • Русс. общ. и старосл. слова можно использовать в высоком и среднем жанрах.
  • Малопон. – только в высоком.
  • Разговорн. – в среднем и низком жанрах.

Эпоха просвещения – это период развития культуры, идеи которой опирались на идеи классицизма. Просветители верили в торжество Разума. Они надеялись на правление просвещенного монарха.

По мнению классицистов, истинный Разум был в головах философов, ученых и мыслителей, которые должны были просвещать правящих монархов.

Можно сказать, что Просвещение – это идеологическое и культурное движение, взывающее к разуму и развитию образования.

  1. В чем сходство и различие между классицистами и просветителями?

Просветители, как и классицисты, верили в необходимость донести свет знаний до людей. В этом и заключается сходство.

Различие классицизма и Просвещения состоит в следующих моментах:

  • Классицизм – это скорее направление в литературе.
  • Просвещение – культурное и идеологическое движение, частью которой стала литература.

Литература эпохи Просвещения показала схожие черты классицизма и нового направления развития поэтической мысли.

  1. Какое значение для литературы имел переход от превосходства Разума к первенству Чувств?


  1. Чем литературный процесс в России отличался от европейского?

Поскольку классицизм и Просвещение возникли в России в одно время, литературный процесс был в определенном смысле разноплановым. Писатели этой эпохи могли создавать произведения как в классицистическом духе, так и в сентиментальном.

В Европе же это литература развивалась постепенно – от строгого классицизма (идеи торжества разума) к позднему Просвещению (соединение Разума и сердечных побуждений).

Читайте также: