Какую роль сыграл ислам в жизни арабов кратко

Обновлено: 06.07.2024

Ислам возник как синкретичная религия, в которой переплелись древние арабские верования и, в наибольшей степени, христианство. Влияние христианства отчетливо прослеживается и в заповедях ислама, и в историях, сходных с библейскими, вплоть до имен прародителей, пророков и ангелов. Впрочем, можно у этих культур предположить и общие корни, теряющиеся в тысячелетиях.

В Аравии, в целом занятой скотоводством, существовали и крупные города, особенно в Хиджазе – районе на Западе ее центральной части, простирающемся от Мекки до Медины (древн. Йасриб). Мекка была крупным торговым и религиозным центром еще до пророка Мухаммеда. Особым объектом поклонения в ней был священный Черный камень, вделанный в стену храма Каабы. В Мекку прибывали паломники, через нее шли торговые пути. Население Хиджаза (его сердцевиной была Мекка) пользовалось преимуществом тесных родственных связей между арабами города и пустыни, ведя активную торговлю с Палестиной на Севере и Йеменом ни Юге. Здесь верили в Бога по имени Аллах, правда, не придавая ему еще того смысла, который он получил в исламе. Доисламская религия признавала священными родники, рощи, скальные образования, используя их для захоронений. Уход за могилами предков было делом чести. Вся система ценностей доисламского периода концентрировалась вокруг чести семьи, рода, племени. Беспрекословным авторитетом пользовались старейшины. В особом почете была воинская доблесть, щедрость, гостеприимство. Правда, эти ценности еще не обрели религиозного освящения, имея вполне земные корни.

В V-VI вв. большинство государств Аравийского полуострова охватил глубокий кризис. Захват в 570 г. иранцами Йемена нарушил безопасность прохождения торговых караванов, оторвал Хиджаз от южных транзитных путей, и резко ударил по жившим за счет торговли арабам. Упадок торговли грозил не только благосостоянию государства, но и самому его существованию. Нужно было срочно искать выход. Мекканским арабам удалось не только выжить, но и добиться неслыханной удачи. Произошло это благодаря появлению ислам – новой монотеистической религии, сложившейся на местной арабской основе под сильным влиянием со стороны иудаизма и христианства.

Священной книгой последователей ислама, мусульман, считается Коран. Коран состоит из сур – слов пророка Мухаммеда, понимаемых как откровение Аллаха. Коран написан в виде стихов и содержит 114 сур (глав) – 90 мекканских и 24 мединских. Важнейшим источником для изучения исламской культуры является также Сунна, священное предание ислама, основанное на хадисах – рассказах о жизни Мухаммеда.

Любой мусульманин должен неукоснительно соблюдать заповеди, изложенные в Коране. Пять важнейших требований ислама, изложенные в Коране, таковы:

Молитва. Пять раз в день должна совершаться молитва - -намаз, лицом к Мекке, где бы не застал верующего ее час – на работе, в пути, в развлечениях.

Пост, который проводится в течение месяца Рамадана, девятого месяца мусульманского года. В течение месяца нельзя ни есть, ни пить – от рассвета до заката, нельзя вступать в плотские отношения.

Паломничество в Мекку. Мухаммед призывал совершать его раз в год, в течение 12-го месяца по мусульманскому исчислению. Сейчас, из-за большой разбросанности мусульман по всему миру и опасности значительных скоплений людей (пожары, эпидемии), считается достаточным посетить Мекку хотя бы раз в жизни.

Исламский путь жизни называется шариа, а свод религиозных этических предписаний, регламентирующих ее (и созданных в VII-VIII вв.), - шариат. Ими руководствуется мусульманская община (умма), на их основе выносит решения исламский суд, который и по сей день во многих странах действует наравне с официальным, светским или даже может оказывать на него давление. Нормы шариата выделяют поступки обязательные, безразличные, неодобряемые (нежелательные), запрещенные. Пять столпов ислама составляют обязательные поступки.

После решения проблем, связанных с властью, ислам получил стремительное распространение. Он никогда не был верой угнетенных и сразу стал религиозно-политической основой для централизованного государства, готового на военную экспансию. За короткое время, где силой, где экономическими рычагами, ислам подчинил себе Египет и другие территории стран Северной Африки, Палестину, Сирию, Ирана, Ирак, часть Закавказья, Среднюю Азию, позже он дошел до Индии и Индонезии. Даже в Испании, в Кордове, был создан халифат (правление халифа, соединяющего у мусульман в одном лице духовную и светскую власть). Следы мусульманской культуры и сегодня отчетливо видны в архитектуре и музыке Испании, арабскими по происхождению являются названия многих испанских городов, включая столицу, Мадрид (от араб. Майрит – обильный источник).

Быстрому продвижению ислама способствовало и то, что население Сирии и Ирака говорило на арамейском языке, близком арабскому. Кроме того, арабские халифы всячески поощряли, в том числе экономически, переход в ислам христиан, иудеев, зороастрийцев, их арабизацию. Исламу удалось сплотить всех арабов и представителей других народов в основном потому, что объединяющим их принципом стало не кровное родство, а вера. Ее столпы занесены в Коран – священную книгу ислама. Коран написан по-арабски, и длительное время запрещалось его переводить на другие языки, что также давало большие преимущества арабскому языку в арабской культуре.

Таким образом, арабо-язычная культура была созданием многих народов – арабов, иранцев, берберов, таджиков, тюрков, египтян, испанцев и т.д. Объединяющими силами этого многонационального конгломерата были арабский язык и мусульманская религия.

Ислам - это одна из мировых религий. Другое определение - мусульманство. Два разных названия имеют одинаковый смысл - “предание себя единому Богу”. Количество тех, кто исповедуют эту религию, насчитывает около миллиарда человек в мире, и постоянно увеличивается. Чем она привлекательна для этих людей? Каковы мотивы тех, кто становится ее последователем?

  • История возникновения
  • Распространение религии
  • Основные положения ислама
  • Исламские государства
  • Особенности ислама
  • Влияние ислама на культуру

История возникновения

Религия зародилась на Аравийском полуострове в VII веке. Мухаммед - основатель ислама, родился в Мекке. Этот город находился на пересечении торговых путей, был центром торговли и религии. Именно в этом месте находились главное для аравийцев святилище - Кааба и идолы, которых почитали многочисленные племена арабов.

Рис. 1. Первая страница священного Писания мусульман

Рис. 1. Первая страница священного Писания мусульман Мухаммед имел незнатное происхождение. Известна дата рождения будущего пророка - 570 год. С ранних лет он отправлялся в торговые караванные походы, много чего повидал и узнал. Сколько испытаний прошел - неизвестно.

Важно! В одном из таких путешествий с ним и произошло чудо: ангел в облике человека объявил его посланником Аллаха. Так Мухаммед стал проводником слова Божьего. Он настаивал на том, что откровения, вложенные в его уста, есть мысли Всевышнего.

Распространение религии

Естественно, что откровения Мухаммеда вызвали неоднозначную реакцию и число сторонников поначалу было немногочисленно. Но постепенно их число растет. А когда пророк переселился в Йасриб, где примерил два враждовавших между собой племени, его авторитет резко возрос. Город получил название Мадинат ан-наби или город Пророка. Так появилась столица мусульманского мира - Медина. А дата переселения Мухаммеда из Мекки положила начало летоисчислению. Через 8 лет языческая Мекка стала мусульманской, а вскоре ислам утвердился среди большинства арабских племен.

Рис. 2. Мавзолей-мечеть Тадж-Махал. Индия

Основные положения ислама

  • Бог - един.
  • Вера в ангелов: слуг Бога.
  • Вера в Писания.
  • Вера в пророков и посланников.
  • Вера в Судный день.
  • Вера в предопределение.
  • Шахада - свидетельство о двух главных истинах: “Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед - посланник его”. Достаточно произнести в присутствии двух мусульман эту фразу, и можно считать себя представителям ислама.
  • Ежедневная молитва - намаз: 5 обязательных и любое количество добровольных, обязательное очищение перед ними, читаются на арабском языке.
  • Очистительная милостыня - своеобразная форма налога в пользу неимущих.
  • Традиционный пост в месяц рамадан.
  • Паломничество в города Мекку и Медину.

Важно! После смерти Мухаммеда возникла Сунна - жизнеописание пророка, созданное исламскими богословами.

Исламские государства

В VII веке близлежащие страны познакомились с арабами: начинается эпоха их завоеваний. Результат - образование государства, просуществовавшего почти четыреста лет. Глава государства - халиф. Государство получает название Арабский халифат.

Рис. 4. Мусульманки в хиджабе и никабе Новый взлет славы и могущества мусульманский мир достигает в период существования Османской империи. Появление этого государства связано с завоеваниями турок-османов. Они установили контроль над Северной Африкой, Ближним Востоком и Балканами. Империя просуществовала с XV по XIX век.

Важно! В современном мире государства, народы, которых исповедуют ислам, распространены в Азиатском регионе, в Африке и на Ближнем Востоке. Растет их число и в Европе.

Ислам стал основой формирования арабской нации. После смерти пророка Мухаммеда возникло движение по распространению новой религии и образа жизни на прилегающие земли и страны. В связи с этим сформировалось в течение примерно полутора веков большое государство Арабский халифат. Благодаря этому арабский язык стал официальным на севере Африки, на всём Ближнем Востоке и отчасти на Среднем. А сама арабская культура широко распространилась по миру, став на данный момент одной из мировых.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Ислам зародился еще в VII веке и сыграл очень важную роль в формировании арабского государства. Актуальность рассмотрения этой темы заключается в том, что и по сей день ислам является неотъемлемой частью не только повседневной жизни мусульман, но также регулирует политическую сферу государств Ближнего и Среднего Востока, что, в свою очередь, сказывается на внешнеполитических отношениях стран данного региона с другими государствами.
Особенностью формирования государственности у арабских племен была религиозная окраска этого процесса, связанного со становлением новой религии – ислама. Ислам является одной из универсальных мировых религий, религией откровения, которая выросла в VII в. из традиций таких монотеистических религий, как христианство и иудаизм, восприняв многие основные их положения и догмы. Сам ислам признает сущность этих религий тождественной с собственной догматикой, однако, с точки зрения ислама, только пророк Мухаммед пришел с истинным откровением, исправляя ошибки своих предшественников.

Содержимое работы - 1 файл

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ.docx

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Факультет гуманитарных и социальных наук

Кафедра теории и истории международных отношений

Эссе по истории и культуре стран Ближнего и Среднего Востока

Преподаватель: Савичева Елена Михайловна

Студентка: Киселева Людмила

Группа: ГМБ-23

Ислам зародился еще в VII веке и сыграл очень важную роль в формировании арабского государства. Актуальность рассмотрения этой темы заключается в том, что и по сей день ислам является неотъемлемой частью не только повседневной жизни мусульман, но также регулирует политическую сферу государств Ближнего и Среднего Востока, что, в свою очередь, сказывается на внешнеполитических отношениях стран данного региона с другими государствами.

Особенностью формирования государственности у арабских племен была религиозная окраска этого процесса, связанного со становлением новой религии – ислама. Ислам является одной из универсальных мировых религий, религией откровения, которая выросла в VII в. из традиций таких монотеистических религий, как христианство и иудаизм, восприняв многие основные их положения и догмы. Сам ислам признает сущность этих религий тождественной с собственной догматикой, однако, с точки зрения ислама, только пророк Мухаммед пришел с истинным откровением, исправляя ошибки своих предшественников.

Ислам возник среди арабов, коренных жителей Аравии, которые являлись одним из многих семитских народов, обитавших на Ближнем Востоке. Следует отметить, что уже в первые века нашей эры арабы занимали не только территорию аравийского полуострова, но также и соседние с ней земли: Месопотамию, Сирию, Палестину. Уже в то время им были не чужды ранние государственные образования, часть которых находилась в сфере политического и культурного влияния Византии или Ирана.

На рубеже VI–VII веков Аравия переживала политический, социальный, идеологический кризис. Не было общепризнанного аравийского политического центра. Междоусобные войны разоряли хозяйство. Родовой строй кочевников разлагался. Социальные противоречия, особенно среди городского населения, например Мекки, обострились. Обособленные племенные культы, многобожие препятствовало объединению племен в одну народность. Разрешить этот кризис можно было лишь путем выработки новых идей, направленных на объединение племен, создание централизованного государства, уничтожение племенного многобожия, смягчение социальных противоречий. В исторических условиях средневековья это могло сделать только новая религиозная идеология. Этой идеологией стал ислам.

Известно, что в VI веке появилось движение ханифов. Каждый ханиф представлялся как посланник нового Бога. Но ни один из них не достиг успехов в своей проповедческой деятельности. Именно такой была ситуация на Аравийском полуострове до появления пророка Мухаммеда.

Пророк родился в 570 году в бедном клане Хашим племени Курайш. Он был пастухом, но потом поступил на службу к богатой вдове Хадидже и стал вести ее торговые дела, что, безусловно, способствовало его общению с представителями различных культур и религий. Вскоре Мухаммед женился на Хадидже. Несмотря на то, что Хадиджа была значительно старше Мухаммеда, их брак был счастливым. У них было несколько детей, но лишь дочь Фатима пережила отца и оставила потомство. Следует сказать, что женившись на Хадидже, Мухаммед отошел от торговых и дел и ушел в религиозные поиски. Известно, что пророк проводил много времени в одиночестве, вскоре его стали посещать божественные голоса и видения. Так в 610 году он начинает проповедовать новую веру.

Социальные позиции раннего ислама (ограничение ростовщичества, установление милости беднякам, освобождение рабов, честность в торговле) сделали его привлекательным для широких народных масс. Умеренным вкусам аравийцев соответствовал отказ от свинины, вина и азартных игр. В своих проповедях Мухаммед предвещал близость Страшного Суда и воздаяние праведникам в раю с прекрасными садами и источниками (извечная мечта кочевников в пустыне), а грешникам – в муках огненной геенны. Но, несмотря на привлекательность идей Мухаммеда, купеческая и племенная верхушка Мекки первоначально восприняла их настороженно, если не сказать враждебно. В 622г. Мухаммед с группой сторонников был даже вынужден бежать из Мекки в Медину – малую родину его матери. В Медине он организовал общину, члены которой признали его своим пророком. Новое учение было принято в других регионах полуострова не сразу. Так, лишь в 630 году мекканская знать приняла новое учение, и Мекка превратилась в центр ислама.

Вторжение войск халифата в области близ реки Иордан, принадлежавшие Византии, и завоевание Йемена, подчинявшегося иранскому царству Сасанидов, привело арабов к столкновению с этими двумя крупнейшими государствами. Непосредственно к Аравии примыкали страны, когда-то покоренные римлянами (Сирия, Палестина, Египет и иранцами (Месопотамия)). Значительные различия в положении коренного населения и правящей верхушки иноземного происхождения, существование рабства не способствовали заинтересованности местного населения в сохранении византийского и иранского господства. К тому же Византия и Иран истощили друг друга бесконечными войнами за приграничные области. Этим воспользовались арабские халифы. Они призывали соплеменников вступить в поход за распространение ислама и, конечно, обещали вознаграждение.

При халифе Омаре отряды бедуинов, вдохновленные идеей священной войны (стоит отметить, что джихад тогда воспринимался как война не за сохранение, а за распространение ислама) обрушились на соседние страны. Византийская армия была разбита на реке Ярмук в Сирии, а сасанидская – у города Кадисия на Евфрате (637г.). Завоевав Сирию, Месопотамию, Палестину (634-640 гг.), а затем Египет (640-642гг.), арабы нашли поддержку у части местного населения, и прежде всего – у выходцев из Аравии, поселившихся там еще в начале нашей эры. На завоеванных землях возникло новое большое государство – Арабский халифат. Таким образом, с помощью мощной политической организации арабы завоевывали новые территория, объединяя их под флагом ислама.

Ислам был главной компонентой успехов арабской экспансии. Помимо объединяющего фактора, он также нес в себе признаки толерантности. Известно, что арабы достаточно терпимо относились к захваченным народам. Халифы гарантировали захваченным народам за признание их власти и уплату особого налога личную свободу и свободу вероисповедания, так как иудеи и христиане, приверженцы единобожия, считались близкими к мусульманам. При первых халифах преследованиям подвергались лишь язычники.

Постепенно завоеватели-арабы усвоили более высокую древнюю культуру покорённых стран. Уже при Омейядах оживает торговля, растут города; мастера византийской выучки строят дворцы, мечети и загородные замки в Сирии, главную мусульманскую святыню Иерусалима — мечеть Омара.

Арабский язык, язык Корана, постепенно становится языком делопроизводства (вначале во владениях халифата для этого пользовались греческим и персидским — пехлевийским — языками), языком литературы, науки, книжной учёности. При этом в халифате в отличие от Европы сохранились традиции древней культуры.

В 750 г., после восстания под руководством шиитов и хариджитов, Омейяды были свергнуты и власть захватили потомки Аббаса, дяди Мухаммеда, — Аббасиды. Аббасиды подавили наиболее решительные народные выступления и перенесли столицу в Ирак, где чувствовали себя увереннее. В 762 г. халиф Мансур основал на реке Тигр в центре Ирака, недалеко от развалин древних Вавилона, Селевкии и Ктесифона — столицы Сасанидов — новый город Багдад.


Ислам: определение

Ислам — одна из мировых религий, которые придерживаются монотеизма, то есть веры в одного Бога. Как и для христиан, ислам для его приверженцев — это гораздо больше, чем религия. Ислам это:

  • Образ жизни;
  • Основа семейных и правовых отношений;
  • Свод традиций и обычаев.

Основные принципы, суть ислама

Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.

Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.

Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.

Ислам

Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

Главные предметы веры в Исламе:

  • Вера во Всевышнего
  • Вера в ангелов Всевышнего
  • Вера в Писание Всевышнего
  • Вера в Пророков и Посланников Всевышнего
  • Вера в предопределение Всевышнего
  • Вера в жизнь после смерти

Мировая религия Ислам

Течения ислама

Ислам делится на два основных течения:

Подавляющее большинство мусульман — Сунниты. Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной. Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам.

Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом.

Ислам и православие

Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.

Ислам и православие

Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.

Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.

Диалог между Исламом и православием возможен, но, миссионерствуя важно не забывать, что Господь никого не призывал принимать Свою сторону насилием или яростными спорами и, кроме дара убеждения и примера праведной достойной жизни, молитв у нас нет другого оружия.

Читайте также: