Какую роль играл храм в жизни русских людей кратко

Обновлено: 03.07.2024

Русская церковь с момента своего создания стала рассматриваться как часть Вселенской константинопольской. Митрополит назначался патриархом. Отчасти это обстоятельство имело место из-за желания Византии контролировать политику Киевского княжества. Но тем не менее русская внешняя политика сохраняла свою независимость благодаря упорству первых князей. Ярослав Мудрый назначил митрополитом русского священника Иллариона, чем поставил точку в споре с греками.

И все же трудно не оценить влияния русской церкви на жизнь славян. Если посмотреть на произошедшие изменения, то они затрагивали все сферы: политику, экономику, культуру и духовную жизнь.

Церковь никогда не бедствовала с экономической точки зрения: князь жертвовал ей собственную десятину. Кроме того, появились новые хозяйствующие субъекты – монастыри. Свою продукцию они частично реализовывали на рынке, а частично запасали впрок.

Церковь богатела быстрее, чем великие князья, поскольку борьба за власть обходила ее стороной, разрушения материальных ценностей не было даже в позднейшие годы монголотатарского нашествия.

Христианская мораль внесла свои коррективы в политическую жизнь: отношения господства и подчинения стали рассматриваться как правильные и богоугодные, а церковь получала место гаранта и арбитра в политической реальности. Племенной сепаратизм и вольности пресекались как бесовские происки, кроме того, введение единобожия ставило под сомнение целесообразность родоплеменной организации и приоритета почитаемых местных богов. Одна вера и один правитель всей Руси – вот формула новой религии.

Нельзя не оценить вклад христианской церкви в культуру древнерусского общества: появились первые священные книги, братья-монахи Кирилл и Мефодий из Болгарии придумали славянскую азбуку.

Среди населения киевского княжества увеличился процент грамотных.

Если князь Владимир Святославович не умел читать, то его сын Ярослав сам мог насладиться творчеством древнегреческих поэтов.

Христианство предоставило возможность всем славянам почувствовать себя подданными одной страны, которых объединяет одна религия, язык и духовные отцы.

Международный авторитет Киевского княжества возрос: с русскими князьями как с равными пожелали породниться королевские дома Европы. Дочери Ярослава Мудрого стали супругами французского, венгерского и норвежского королей. А сам он был женат на норвежской принцессе Ингигерд.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Роль христианской церкви в Поздней империи. Монастыри.

Роль христианской церкви в Поздней империи. Монастыри. С кризисом рабовладельческого общества связана также эволюция христианской церкви в Римской империи. Христианство возникло как религия эксплуатируемых и угнетенных масс, но никогда не выступало против

§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства

§ 12. Устройство церкви в древней Руси. Последствия принятия Русью христианства Крещение Руси не следует представлять себе как одну простую перемену верований. Христианство, став господствующею религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в

Роль католической церкви

Роль католической церкви Католическая церковь, опасаясь что “москвофильство” приведет к возвращению в православие униатской Галицкой Руси, приняла активное участие в борьбе с этим “москвофильством”. И с 70-х годов началась планомерная и продуманная борьба с

РОЛЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

РОЛЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ Одним из столпов колониального режима в Латинской Америке была церковь. Католическая религия являлась мощным средством воздействия на население. Под ее влиянием находилась по существу вся духовная жизнь колоний: церковь ведала учебными

Роль церкви в феодальной Европе.

Роль церкви в феодальной Европе. В феодальной анархии действовали и централизующие силы. Сами феодалы — прежде всего недостаточно сильные из них — нуждались в мощных централизованных орга­нах классового принуждения для того, чтобы довершить пора­бощение крестьянства

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси Внук Ольги Владимир Святославович первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –

§ 6. Молящиеся у престола: общественная роль русской церкви

§ 6. Молящиеся у престола: общественная роль русской церкви 24 августа 1481 г. митрополит Геронтий отправился из Успенского собора в Симонов монастырь, оставив в кафедральном храме святительский посох. Так он протестовал против вмешательства Ивана III в сугубо внутренние

Православная церковь в истории России сыграла большую роль.

Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.
Началось освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.
Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы.

Русская церковь в конце XV - начале XVI в. сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной). Церковь была серьезной политической силой, которая сосредоточила в руках значительные земельные владения и ценности, а также определяла идеологию самодержавного гос-ва (Москва –“третий Рим”, царь – помазанник божий).

Роль православия в истории России

Православие, одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы Православия определились в Византии в 9-11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 с разделением христианской церкви на католическую и православную.

Принятие христианства оказало огромное влияние как на дальнейшее развитие Русского государства, так и на каждого русского человека: изменило быт наших далеких предков и их нравы. Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры, как наследнице античной традиции.

Церковь, чтобы примирить славян с новой религией, сохранила некоторые языческие праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством, а масленица- с Великим Постом. Разрушались культовые сооружения — идолы, капища. Уничтожались представители реакционной русской духовной элиты: волхвы и ведуны.

Укрепившись в экономическом отношении, церковь стала играть большую роль и в политической жизни. Некоторые епископы и митрополиты участвовали в политических интригах, но в целом, они выступали против междоусобиц и за единство Руси.

При церквях создавались школы. Стало бурно развиваться церковное искусство – иконопись, составление летописей. Церковь получила земли, на которых организовала свое хозяйство.

Церквям князья стали поручать судопроизводство по семейным и религиозным делам.

Существенно изменилось и международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Наиболее тесные связи установились с Византией. Именно она оказывала в то время на Русь особенно сильное влияние.

В начале 13в. татаро-монгольское нашествие причинило значительный ущерб православной церкви. Татаро-монгольские завоеватели, придавая православной церкви большое значение в своей системе властвования на Руси, освободили её от уплаты дани, наделили привилегиями и установили неприкосновенность церковных владений. В 1261г. была учреждена Сарайская епископия в столице Золотой Орды. В дальнейшем, в связи с подъёмом русского народа на борьбу за свержение татаро-монгольского ига, православная церковь, боясь потерять влияние в народных массах, поддержала освободительное движение. Московские князья в своей политике, направленной на объединение разрозненных русских земель в единое централизованное государство и свержение иноземного ига, широко использовали экономическое и политическое влияние православной церкви. При митрополите Петре митрополия была перенесена в Москву; с этого времени сложился союз между церковью и московскими князьями.

Переломный период отечественной истории 1917‑1934гг. положил начало коренному переустройству всех сторон жизни российского общества. Русская Православная Церковь не стала исключением. Таким образом, победившая в России революция в октябре 1917г. круто изменила судьбу церкви, судьбу народа и всей страны в целом.

амые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н. э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге - 957 г.; второй - при Владимире 988 г.

Сразу же после того, как Владимир овладел в 980 г. киевским престолом, устранив старшего брата Ярополка (972-980 гг.), он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном - богом грозы и установить общий ритуал. Однако механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну. К тому же новый культ сохранял в себе идеи родового равенства, неприемлемые для феодального общества. Владимир понял, что надо не реформировать старое, а принять принципиально новую религию, соответствующую уже сформировавшемуся государству.

Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по нескольким причинам:

1. Это нужно было в интересах развития государства, чтобы избежать изоляции от всего мира.

2. Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.

3. Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.

4. Способствовало развитию культуры - философия, богословская литература.

5. Социальное расслоение требовало новой идеологии (язычество - равноправие).

В летописях говорится о религиозных миссиях мусульманской Волжской Булгарии, из иудаистской Хазарии. Мусульманство не подошло, потому что запрещало употребление вина. Католицизм не подходил, потому что служба велась на латыни, а во главе церкви стоял Папа, а не светская власть.

В 987 г. Русь и Византия начали переговоры о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора Василия II - принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками.

Христианская церковь, всегда нам враждебная, для того чтобы держать в страхе оболваненный религией народ, очень жестоко преследовала инакомыслящих, особенно, иноверцев, старообрядцев и язычников. С помощью государственной карательной системы, которая получала от попов деньги, людей-атеистов пытали и даже казнили. Параллельно священники сдерживали и препятствовали развитию медицины, науки и техники, считая их порождением дьявола, уничтожали учёных, запрещая им делать научные открытия.

Православная церковь в истории России сыграла большую роль.

Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.
Началось освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.
Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы.

Русская церковь в конце XV - начале XVI в. сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной). Церковь была серьезной политической силой, которая сосредоточила в руках значительные земельные владения и ценности, а также определяла идеологию самодержавного гос-ва (Москва –“третий Рим”, царь – помазанник божий).

В Российском государстве Церковь еще со времен преодоления раздробленности и борьбы за независимость от власти ордынских ханов выступала одним из столпов власти государя. Взамен церковной поддержке власти наделяли церковь землями, предоставляли налоговые льготы. Противостояние с церковью очень дорого обошлось бы государственным властям, поэтому государи всячески старались поддерживать церковь материально и использовать ее возможности для реализации своих интересов.

Церковь в лице митрополичьего дома, епископских кафедр, крупных монастырей и городских соборов обладала огромным имуществом, в первую очередь земельным, выступая в качестве феодала. Вместе с десятиной, которой она была наделена еще при крещении Руси, церкви в Русском государстве получали и другие доходы: поступления от определенных статей княжеских доходов — городских торговых, таможенных и судебных пошлин. Экономическое и идеологическое могущество позволяло церкви чувствовать себя независимой от государства и даже бороться с ним за влияние в обществе.

Также церковь решала и ряд государственных задач. Многочисленные монастыри осуществляли миссионерскую деятельность на присоединенных территориях, управляли землями и владели крестьянами. Митрополиты, а впоследствии и патриархи, заседали в боярской думе, принимали послов и участвовали в управлении государством, поддерживали власти в реализации их задач. Поскольку церковь имела огромное влияние в православном обществе, обладала большими богатствами и была крупным землевладельцем, государству в условиях недостаточно сильного аппарата управления большими землями поддержка церкви была необходима. С другой стороны, церковь так же не могла существовать в отрыве от государства. Власти неоднократно порывались забрать у церкви ее земли и богатства. Церкви, чтобы сохранить свое имущество, приходилось находить общий язык с государством и зачастую идти против совести. Так или иначе, со временем государство практически полностью подчинило себе церковь и сделало ее своим инструментом.

Как управлялась Русская православная церковь в XV в.? Какие изменения про изошли в ней в XV в.?

Во главе Русской православной церкви стоял митрополит. До середины XV века русские митрополиты назначались константинопольским патриархом. Но после объявления самостоятельности они стали избираться собором русских епископов сначала по согласованию со светской властью, а потом и по прямому указанию московских великих князей. Церковь и ее территориальные отделения владели землями, деревнями и слугами, управляли владениями, собирали доходы и судили подчиненное духовенство и мирян. В подчинении епископов находились приходы и монастыри. Главные вопросы решались на Соборе русских епископов.

Вспомните, как строились отношения между императором и церковью в Византийской империи.

Что такое ересь? Вспомните, как поступали с еретиками в средневековой Европе.

Ересь — это сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению.

Несмотря на все усилия церкви, искоренить ереси полностью ей так никогда и не удалось. Преследования лишь сделали еретиков осторожнее в поступках и тверже в убеждениях. Тайные секты продолжали существовать до самого конца средневековья.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какую роль играл приходской храм для округи?

2. Что составляло основу экономического могущества церкви?

В Российском государстве Церковь еще со времен преодоления раздробленности и борьбы за независимость от власти ордынских ханов выступала одним из столпов власти государя. Взамен церковной поддержке власти наделяли церковь землями, предоставляли налоговые льготы.

Церковь в лице митрополичьего дома, епископских кафедр, крупных монастырей и городских соборов обладала огромным имуществом, в первую очередь земельным, выступая в качестве феодала. Вместе с десятиной, которой она была наделена еще при крещении Руси, церкви в Русском государстве получали и другие доходы: поступления от определенных статей княжеских доходов — городских торговых, таможенных и судебных пошлин. Экономическое и идеологическое могущество позволяло церкви чувствовать себя независимой от государства и даже бороться с ним за влияние в обществе. Однако, со временем в обмен за сохранение в неприкосновенности ее земельных преимуществ церковь все больше признавала верховенство светской власти и служило интересам государства и его правителей. Уже в те времена в Российском государстве мы наблюдаем сближение государства и церкви.

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть. Параграф 12

3. В чём суть спора между иосифлянами и нестяжателями? Как в итоге решился этот спор?

Оппонентами нестяжателей в споре о ереси стали сторонники Иосифа Волоцкого – иосифляне. Они настаивали на крутых мерах по искоренению ереси вплоть до применения западноевропейского опыта аутодафе – сожжения на костре. Также Иосиф Волоцкий выступал в защиту церковного землевладения.

Победа в этом споре осталась за Иосифом Волоцким (иосифлянами). Соборы 1547, 1549 и 1551 годов утвердили модель церковно-государственных отношений, во многом напоминавшую византийскую, т.е. предполагающую тесную связь государства и церкви.

4. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

Влияние церкви на умы и души подданных было велико. В истории есть множество примеров, когда церковь своими действиями сплачивала и воодушевляла людей на определенные действия. Кроме того, церковь выполняла важную социальную функцию. Церковные приходы служили не только религиозным, но и административным целям, а многочисленные монастыри занимались миссионерской деятельностью на присоединенных территориях. Противостояние с церковью очень дорого обошлось бы государственным властям, поэтому государи всячески старались поддерживать церковь материально и использовать ее возможности для реализации своих интересов.

Думаем, сравниваем, размышляем

Московский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году Великим князем Московским Василием III в память возвращения Смоленска (1514), более столетия находившегося под властью Литвы. Будучи сыном принцессы царской крови, Софии Палеолог, Василий III, сознавал себя наследником византийских императоров, защитником и хранителем Православной Веры, как пред лицом крепнущей Османской Империи, так и пред наступающим с Запада латинством.

Державная идея — преемство двух царств: Византии и Руси — проявилась в посвящении главного соборного храма Новодевичьего монастыря Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии (с греч. — Путеводительнице). Ведь именно образ Богоматери Одигитрии, написанный, по преданию, апостолом Лукой, был главной святыней Константинополя и священным палладиумом Византийской Империи.

История Новодевичьего монастыря тесным образом переплетается с судьбами царских династий: уходящих Рюриковичей и первых Романовых. В его стенах принимают монашество представительницы царствующего дома и знатных боярских родов. В 1549 году Иван Грозный, крестил, а через год похоронил в обители свою дочь Анну. В 1598 году после смерти царя Федора Ивановича, в Новодевичий монастырь из кремлёвских палат переселилась царица Ирина Федоровна Годунова. Здесь же с января по апрель 1598 года находился её брат, боярин Борис Годунов, который после трёхкратного народного моленья, приходившего к стенам обители, в Смоленском соборе был наречён царём и самодержцем.

В годы Великой Смуты Новодевичий монастырь был разорен. Во время Московской осады (1610-1612) его стены видели поляков и немцев, отряды стрельцов и шайки разбойников. 21 августа 1612 года на Девичьем поле произошла решающая битва русского ополчения с поляками — отсюда князь Дмитрий Пожарский повёл на Кремль победоносные русские дружины.

Над северными и южными вратами вознеслись церкви Преображения Господня и Покрова Божией Матери с прилегающими к ним парадными двух- и трехэтажными постройками дворцового типа, предназначенными для царевен Екатерины и Марии. Вдоль северной стены были построены обширные каменные кельи для монахинь, названные Певческим корпусом. А пятиярусный иконостас Смоленского собора украшен великолепноной сквозной резьбой с позолотой, выполненной мастерами Оружейной палаты.

Одновременно с надвратными храмами была сооружена обширная трапезная палата с Успенской церковью (1685-1687), на втором этаже которой находился небольшой храм Сошествия Святого Духа.

В последний год правления царевны Софьи была возведена 72-метровая колокольня, ставшая главной вертикалью архитектурного ансамбля. В её основании находилась Иоасафовская церковь, соединявшаяся с покоями царевны Евдокии Алексеевны, на втором этаже – придел святого апостола Иоанна Богослова, третий и пятый ярусы занимали звонницы.

2. Найдите в тексте параграфа примеры, иллюстрирующие взаимоотношения церкви и мирян, а также церкви и власти. Проанализируйте эти отношения. Сделайте вывод.

Церковные приходы были центром не только религиозной, но и общественной жизни людей. Церковь выполняла многочисленные социальные функции. Храмы возводили на пожертвования мирян. Прихожане избирали кандидата в священники и заключали с ним договор о вознаграждении за службу. Храм был местом, где объявлялись царские указы. Священники вели богослужение, крестили детей, венчали, отпевали покойных, учили детей грамоте, выступали свидетелями при подписании мирских актов, участвовали в расследовании преступлений, вразумляли советом. Также церковь решала и ряд государственных задач. Многочисленные монастыри осуществляли миссионерскую деятельность на присоединенных территориях, управляли землями и владели крестьянами. Митрополиты, а впоследствии и патриархи, заседали в боярской думе, принимали послов и участвовали в управлении государством, поддерживали власти в реализации их задач. Поскольку церковь имела огромное влияние в православном обществе, обладала большими богатствами и была крупным землевладельцем, государству в условиях недостаточно сильного аппарата управления большими землями поддержка церкви была необходима. С другой стороны, церковь так же не могла существовать в отрыве от государства. Власти неоднократно порывались забрать у церкви ее земли и богатства. Церкви, чтобы сохранить свое имущество, приходилось находить общий язык с государством и зачастую идти против совести. Так или иначе, со временем государство практически полностью подчинило себе церковь и сделало ее своим инструментом.

3. Как называются архитектурные религиозные сооружения православных христиан и мусульман?

Религиозные сооружения православных называются храмами и монастырями. Религиозные сооружения мусульман называются мечетями.

Учебник по истории России. Арсентьев. 7 класс 1 часть. Параграф 12

Митрополит Филипп, в миру Федор, происходил из знатного рода бояр Колычевых. С ранних лет Феодор читал религиозные книги, отличался кротостью и степенностью. Благодаря своему происхождению он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника, царя Ивана IV.

По примеру своего отца, Феодор начал военную службу, и его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к этому. Желая приобщиться к религиозной деятельности, он тайно от всех оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Там в течение девяти лет он был послушником, а затем стал игуменом.

В этом сане он ревностно заботился о благосостоянии обители в материальном, а больше — в нравственном отношении. Он соединил озера каналами и осушил болотные места для сенокосов, провел дороги, завел скотный двор, воздвиг два величественных собора — Успенский, Преображенский и другие храмы, устроил больницу. Он написал новый устав, в котором начертал образ трудолюбивой жизни, запрещающий праздность.

Игумена Филиппа вызвали в Москву для духовного совета, где при первом же свидании с царем, он узнал, что для него назначена кафедра митрополита. После долгих уговоров Филипп согласился, но требовал уничтожения опричнины. Архиереи и бояре уговаривали Филиппа не настаивать усиленно на этом требовании из уважения к самодержавию царя и смиренно принять сан. Филипп сначала уступил воле царя, но видя ужасы опричнины и бесполезность уговоров, решил противостоять открыто.

28 июля митрополит Филипп служил в Новодевичьем монастыре и совершал крестный ход вокруг стен монастыря. Там был и царь, окруженный опричниками. По ложному обвинению Иван IV велел судить Филиппа. 8 ноября митрополит в последний раз служил в Успенском соборе. Вдруг отворились церковные двери, вошел боярин Басманов в сопровождении толпы опричников и велел прочесть бумагу, в которой изумленному народу объявляли, что митрополит лишается сана. Тотчас же опричники сорвали со святителя облачение и, одев в оборванную монашескую рясу, вывели его вон из храма, посадили на дровни и с ругательствами повезли в один из московских монастырей. Говорили, что царь хотел было сжечь Филиппа на костре и только по просьбе духовенства определили ему пожизненное заточение. В то же время он казнил многих родственников Филиппа. Голову одного из них, особенно любимого Филиппом племянника, Ивана Борисовича Колычева, Грозный послал святителю. Народ с утра до вечера толпился вокруг обители, желая увидеть хоть тень славного святителя, и рассказывал о нем чудеса. Тогда Иван Грозный велел перевести его в Тверской Отрочь монастырь.

Митрополит Филипп – человек высокой нравственности, не стал унижаться перед государственной властью и идти против своей совести. Он, зная о неминуемой расправе, открыто заявил о своем несогласии с действиями царя и своим примером показал, что беспределу можно и нужно оказывать сопротивление. В этом я вижу нравственный подвиг митрополита Филиппа.

Запоминаем новые слова

Архиерей — общее название для священнослужителей высшей (третьей) ступени христианской церковной иерархии.

Православная церковь: структура, направления деятельности, источники финансирования

В Древнерусском государстве церковь возглавлял Киевский митрополит, назначаемый из Константинополя или киевским князем с последующим избранием на соборе епископов. В крупных городах всеми делами церкви заведовали епископы. Иерархи могли владеть землями, городами, селами. Церковь имела свои суд и законодательство, дававшее возможность вмешиваться во все стороны жизни своих прихожан.

Несмотря на то, что в период феодальной раздробленности христианство уже охватило большую часть населения, даже среди знати проявлялись пренебрежение религией и неуважение к священнослужителям. В народе сопротивление христианству было еще больше.

Церковные руководители старались упрочить позиции церкви, она превратилась в источник христианизации других народов. Одновременно шло взаимопроникновение отдельных элементов религиозных идеологии и культа в результате широких взаимосвязей Киевской Руси.

Готовые работы на аналогичную тему

Роль церковного суда

В 1019 году на престол вступил Ярослав Мудрый. Церковь к этому времени уже, и Ярослав продолжает начатое отцом дело. В разработанном указе, он сохраняет дела, подсудные церкви и четко сформулированными тезисами описывает порядок судопроизводства с системой наказаний.

Дела духовные, не связанные с мирскими законами разбирались судом епископа судом без княжьего судьи. К ним относились дела о нарушении церковных заповедей, такие как чародейство, волхование.

Обычные противозаконные действия, совершенные как мирянами, так и церковными людьми, рассматривались судом церкви по княжеским законам. Князь оставлял за собой участие в суде над людьми церковного ведомства. Оно было выражено в том, что их тяжкие преступления разбирались на церковном суде при участии княжеского судьи, с которым первый делился пенями.

Влияние церкви на развитие Руси

Утверждение христианства в качестве государственной религии оказало влияние на все сферы жизни. Ускорились изживание племенных различий и формирование древнерусской народности. Ликвидация местных культов способствовала этнической консолидации, хотя различия продолжали сохраняться и обнаружили себя в период феодальной раздробленности, когда отдельные части Руси обособились или попали под власть завоевателей.

Крещение Руси стало важным этапом в развитии культуры. Древнерусская культура обрела новые черты. Христианство принесло письменность, основанную на церковнославянском алфавите

Центрами древнерусского просвещения были монастыри, например, Киево-Печерский монастырь, основанный во второй половине XI века Святым Антонием и Святым Феодосием. Первым летописцем был Нестор. При епископских кафедрах и в монастырях были собраны библиотеки рукописных книг.

Однако с принятием христианства в области культуры связаны и некоторые негативные моменты. Устная словесность дохристианской Древней Руси времени была богата и разнообразна. Значительная ее часть оказалась утрачена, не попав на пергамент, в чем вина церковных кругов, отрицавших языческую культуру и боровшихся с ее проявлениями.

Принятие христианства стало стимулом для знакомства Руси с византийской культурой. Через Византию в Древнюю Русь начало проникать влияние мировой цивилизации, включая наследие античного мира и Ближнего Востока.

Крупные последствия крещение имело в области просвещения. При Владимире была предпринята попытка организации школ. Ученики были принудительно избраны из детей верхних слоев дворни.

Крещение оказало влияние на развитие агротехники в Киевской Руси. В земледелии значительно повысилась культура огородничества. Этому способствовал рост потребления овощей, стимулировавшийся многочисленными христианскими постами и требованиями монастырского жития.

Очевидно влияние христианства в сфере строительной техники. С каменным строительством в Киеве познакомились на примере церквей, строившихся греческими архитекторами по заказу князей. От них на Русь пришли технические приемы кладки, выведения купольных покрытий и сводов, использования колонн и т.д. Способ кладки древнейших церквей Киева и Новгорода – греческий. Первые светские каменные постройки, вероятно, также построены греческими архитекторами.

Так же принятие христианства оказало влияние на развитие ремесел. Византийская техника резьбы по камню заимствована для церковных целей. Греческая мозаика употреблялась для украшения церковных зданий. То же можно сказать о фресковой живописи.

Влияние крещения ярко выражено и в художественной области.

Крещение Руси ввело ее в семью христианских государств с их культурными достижениями. Культура обогатилась культура достижениями цивилизаций Ближнего Востока и Византии.

Русь много приобрела от союза с Византией, однако в дальнейшем ей приходилось постоянно оказывать сопротивление притязаниям Византийской империи, стремившейся подчинить Русь своему влиянию.

Монастыри в Древней Руси появились вскоре после ее крещения. Не всегда, но очень часто на месте дохристианских святилищ строили православные храмы

Первые монастыри

При князе Владимире уже были монастыри на Руси. Первые монастыри были основаны греками, которые прибыли вместе с первым митрополитом.

Поэтому с появление Киева-Печерской лавры на Руси стали развиваться и другие монастыри. В новом центре Киева были построены два монастыря с соборами, посвященными святой Ирине и Георгию Победоносцу. А в 70-х годах XI века на Михайловской горе были построен Дмитров монастырь.

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

В XI – XII веках появились загородные монастыри, которые растянулись вдоль берегов Днепра с севера на юг. Это были монастыри: Кирилловский, Иорданский, Кловский, Печерский и Выдубицкий.

Монашество на Руси

Монашество впервые появилось на Руси после принятия христианства. Хотя на Востоке и в Греции оно зародилось намного раньше.

Прежде всего, люди, недовольные своей прежней жизнью, уходили из дома. И они поселялись где-нибудь в уединенном месте, подальше от людской суеты. Жили они сначала в одиночестве. Постепенно к этому одинокому человеку подсоединялись другие. В результате стали появляться монастыри (уединенные жилища). Прежде всего, обитателями таких монастырей были монахи (одиноко живущий, инок).

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

Основатели Киево-Печерского монастыря

Основателем Киево-Печерского монастыря были два монаха – святой Антоний и Феодосий

. Антоний с юных лет любил странствовать. Он был набожным и благочестивым человеком. Странствуя по Греции, Антоний достиг святой горы, где было несколько монастырей. Ему понравилась жизнь в монастыре. И он захотел стать монахом. Игумен разъяснил ему все правила монашеской жизни и, после этого, постриг его в монахи. По возвращению на родину, Антоний поселился в уединенной пещере. И стал вести отшельнический образ жизни.

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

Между тем, когда люди узнали про его образ жизни, то стали проситься к нему на поселение. Первым поселился около него Никон, а позже, в 1032 году, пришел и Феодосий.

Кто такой Феодосий

Феодосий (Федор) с детства отличался набожностью. Прежде всего, любил читать книги и слушать чтения божественных книг в церкви. Хотя он и вырос в богатой семье, но не любил богатую одежду, всегда ходил как нищий. Поэтому сверстники его не понимали и постоянно насмехались над ним. Но все их насмешки он сносил молча. Его мать не могла вынести насмешек над сыном. Она стала умолять его вернуться к прежней жизни. Но даже мольба матери не изменила его решения стать монахом. Узнав об отшельника Антонии, Феодосий пришел к нему и стал просить принять его. Антоний принял его, а священик Никон постриг его и назвал Феодосием. И тогда его мать, не в силах расстаться со своим любимым сыном, решила сама стать монахиней. Она приняла монашество в женском монастыре Святого Николая. И это позволило ей находиться ближе к сыну.

Со временем монастырь, где находился Феодосий, все больше и больше расширялся. Следовательно стало увеличиваться и число братии. Благодаря вкладам и пожертвованиям прихожан, монастырь богател.

И Феодосий решил построить другую церковь, в честь Успения Богородицы. Она была заложена в 1078 году. Великий князь Святослав подарил землю для этой церкви недалеко от старого Печерского монастыря. Закладка этой церкви была произведена в 1073 году. Феодосий скончался в 1074 году, на 65 году от рода, так и не дожив до окончания строительства церкви. А на год раньше скончался Антоний, ему было 90 лет.

Успенская церковь

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

Князь Ярополк Изяславович подарил Печерскому монастырю три волости. А его дочь подарила пять сел с челядью. Также, делалось много и других пожертвований в пользу монастыря. Следовательно, монастырь теперь мог в больших размерах проводить благотворительность. Прежде всего, давать приют и пропитание бедным и калекам, больным и нищим. Киево-Печерский монастырь считался старейшим среди всех русских монастырей.

Киев — священный город

В глазах православных Киев стал священным городом. В нем красовались великолепные церкви: Десятинная и Софийская. Прежде всего, гробница святого равноапостольного Владимира находилась в Десятинной церкви. Кроме того, недалеко от Киева, в Вышгороде, находилась гробница святых Бориса и Глеба. А на берегу Днепра красовалась Печерская обитель. В этой обители, также, находились мощи святых Антония и Феодосия.

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

География монастырей

География монастырей поражает. Подчас они возникали в глухих местах, где поблизости было всего два-три селения. А дальше, на многие сотни верст тянулись дремучие леса, топи и нехоженые земли. Но подвижники православия проникали и туда. Обустраивались там и несли свет Христовой веры. И прежде всего, приобщали жителей к новой вере.

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

Более пятидесяти инков из этого монастыря стали епископами. Некоторые из этих инков становились игуменами других монастырей. В каком бы монастыре не были инки, они везде старались поддерживать устав и дух Киево-Печерского монастыря. В то время на Руси было уже немало монастырей. Только в окрестностях Киева их было семнадцать, мужских и женских. Монашеская жизнь стала считаться на Руси образцом истинно праведной жизни.

Князь Ярослав и христианская вера

Владимир умер в 1015 году и было ему тогда пятьдесят четыре года.

Из храмов, построенных при Ярославе, особенно выделялись: соборный храм Софии, Премудрости Божией, в Новгороде и Софийский храм в Киеве. Первый храм в Новгороде сгорел, и сын Ярослава, князь Владимир, воздвиг новый Софийский собор. Его строили и украшали мастера из Греции. Он стоит и доныне.

Прежде всего, Киевский Софийский собор, построенный и украшенный греческими мастерами, превосходил богатством и великолепием все церкви, построенные в то время на Руси. Заложен он был в честь победы над печенегами. Кроме Софийского собора, Ярослав построил две церкви и при них монастыри. Один, Георгиевский, во имя своего ангела, а другой Ирининский. Он был сооружен в честь супруги, дочери шведского короля. Кроме того, при Ярославе начал строиться Киево-Печерский монастырь; и при нем же был основан Новоторжский монастырь преподобным Ефремом.

Какое значение имели монастыри и церкви в Древней Руси

Ярослав постоянно заботился о распространении образования в народе. Например, открыл училище в Новгороде, где обучались дети пресвитеров и старост. Он, также, от своего имени назначил священнослужителям особое жалование. Это было сделано для того, чтобы они чаще собирали народ около церкви и учили его закону Божию. Кроме того, он собрал много книг и основал первую значительную библиотеку при Киево-Софийском соборе.

Вывод

Из сказанного можно сделать вывод, что Киево-Печерская обитель и другие монастыри в Древней Руси помогли распространению христианства. А также они помогли распространению книжного искусства и просвещения на Руси. Князь Ярослав дал указание, чтобы монастыри обучали бесплатно грамоте народ. И, кроме того, за свой счет содержали школы и училища для народа. Не будет преувеличением, если сказать, что монастыри были Академией наук и Академией художеств. И, конечно, Институтом истории и музеем, консерваторией и Институтом архитектуры одновременно. Но самой главной задачей монастырей было распространение веры Христовой на Руси. Между тем, в XIII – XIV веках на Руси уже насчитывалось около 200 монастырей. Кроме монастырей школы стали открывать и в церквях.

Читайте также: