План урока домби и сын

Обновлено: 05.07.2024

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Гордость не позволяет мистеру Домби снисходить до человеческих слабостей, например, жалости к себе по случаю смерти жены. Больше всего его беспокоит судьба маленького Поля, на которого он возлагает большие надежды и которого начинает воспитывать, пожалуй, даже с чрезмерным усердием, стремясь вмешаться в естественное развитие ребенка, перегружая его занятиями и лишая досуга и веселых игр.

Диккенс вскрывает и точно устанавливает природу зла: деньги и частнособственническое вожделение. Деньги порождают классовую самоуверенность мистера Домби, они дают ему власть над людьми и одновременно обрекают его на одиночество, делают высокомерно-замкнутым.

Одна из величайших заслуг Диккенса-реалиста заключается в том, что он показывает суть современного ему общества, которое идет по пути технического пpoгресса, но которому чужды такие понятия, как духовность и сострадание к несчастьям близких. Психологические характеристики персонажей – прежде всего самого Домби – в этом романе Диккенса по сравнению с его предыдущими произведениями значительно усложняется. После краха своей фирмы Домби проявляет себя с наилучшей стороны. Он выплачивает почти все долги фирмы, доказав свое благородство и порядочность. Вероятно, это результат той внутренней борьбы, которую он постоянно ведет сам с собой и которая помогает ему переродиться, вернее, возродиться для новой жизни, не; одинокой, не бесприютной, а полной человеческого участия.

В финале произведения автор показывает окончательное перерождение Домби в заботливого отца и деда, нянчащего детей Флоренс и подарившего дочери всю любовь, которой она была лишена в детстве и юности. Автор описывает изменения, происходящие во внутреннем мире Домби так, что они вовсе не воспринимаются как сказочное превращение скряги Скруджа. Все происходящее с Домби, подготовлено ходом событий произведения. Диккенс-художник гармонически сливается с Диккенсом-философом и гуманистом. Он подчеркивает, что социальное положение определяет нравственный облик Домби, так же как и обстоятельства влияют на изменение его характера.

Очевидно, что одна из важнейших задач, которые ставил перед собой Диккенс, создавая свой роман, заключалась в том, чтобы показать возможность нравственного перерождения человека. Трагедия Домби – трагедия социальная, и выполнена она в бальзаковской манере: в романе показаны взаимоотношения не только человека и общества, но и человека и материального мира. Повествуя о крушении семьи и честолюбивых надежд мистера Домби, Диккенс подчеркивает, что деньги несут в себе зло, отравляют сознание людей, порабощают их и превращают в бессердечных гордецов и эгоистов. В то же время чем меньше общество влияет на человека, тем человечнее и чище он становится.

Наиболее сложная фигура в романе – Каркер-младший, делец и хищник по натуре. Каркер совращает Алису Мервуд, мечтает завладеть Эдит, по его рекомендации отправлен в Вест-Индию на верную гибель Уолтер Гей. Написанный в стиле гротеска, сатирического преувеличения, образ Каркера не может считаться социально типичным. Он предстает перед читателем как хищник, схватившийся с другим в борьбе за добычу. Но в то же время его поступками руководит не жажда обогащения, о чем говорит концовка романа: разорив Домби, Каркер сам не присваивает ничего из состояния своего патрона. Он испытывает большое удовлетворение, наблюдая унижение Домби, крушение всей его личной и деловой жизни.

Значительно усложняется повествовательная манера писателя. Она обогащается новой символикой, интересными и тонкими наблюдениями. Более сложность становится психологическая характеристика персонажей, расширяется функциональность речевой характеристики, дополненной мимикой, жестами, возрастает роль диалогов и монологов. Усиливается философское звучание романа. Оно связано с образами океана и реки времени, впадающей в него, бегущих волн. Автором проводится интересный эксперимент со временем – в повествовании о Поле оно то растягивается, то сужается, в зависимости от состояния здоровья и эмоционального настроя этого маленького старичка, решающего отнюдь не детские вопросы.

При обрисовке положительных персонажей Диккенс, как и прежде, широко использует поэтические средства юмористической характеристики: описание внешности, наделенной смешными деталями, эксцентрического поведения, речь, свидетельствующую об их непрактичности и простоте (например, капитан Катль свою речь пересыпает подходящими, как ему кажется, к случаю цитатами).

- особенности реалистической школы в европейской литературе;

- своеобразие литературного метода Ч. Диккенса;

- выделять черты сходства и различия реализма в Англии и других европейских странах;

- анализировать романы Ч. Диккенса в историко-литературном контексте.

План занятия.

1. Система образов в романе:

а) образ мистера Домби как идейный и композиционный центр романа:

- особенности его личности и характера (гордость, уверенность во всемогуществе денег, душевная слепота);

- финансовый крах и духовное прозрение Домби;

б) образ Флоренс;

в) образ Эдит Домби. Ее внутренняя драма, взаимоотношения с матерью, мужем, Флоренс, Каркером;

г) другие персонажи романа: миссис Пипчин, миссис Чик, Бегсток, миссис Скьютон, Тутс, Сьюзен, Уолтер, капитан Катль, миссис Тудль. Кому из них можно симпатизировать? Почему? Кто из них вызывает негативное отношение? Почему?

2. Картины жизни английского общества в романе:

а) воспитание Поля Домби, его пребывание в пансионе миссис Пипчин и школе доктора Блимбера;

б) быт и нравы богатой буржуазии, обедневшей аристократии, мелких торговцев, рабочих, обитателей лондонского дна.




3. Основные черты поэтики романа:

а) психологизм: психологическая функция портрета, описаний; роль детали в изображении внутреннего состояния героев;

б) символические лейтмотивы в романе: образы моря и реки, образ железной дороги;

в) образ повествователя, сочетание в нем лиризма, риторичности и дидактики;

г) комическое в романе: юмор, гротескные персонажи;

д) фольклорные истоки образности, сказочные мотивы в романе.

Литература

Аникин Г.В. , Михальская Н.П. История английской литературы. – М.: Высшая школа, 1985. – С.216 – 232.

История зарубежной литературы Х1Х века. В 2-х ч. / Под ред. Н.П.Михальской. Ч.2. – М.: Просвещение, 1991. – С.156 – 183.

Катарский И.М. Диккенс (Критико-биографический очерк). – М.: Гослитиздат, 1960.

- особенности реалистической школы в европейской литературе;

- своеобразие литературного метода Ч. Диккенса;

- выделять черты сходства и различия реализма в Англии и других европейских странах;

- анализировать романы Ч. Диккенса в историко-литературном контексте.

План занятия.

1. Система образов в романе:

а) образ мистера Домби как идейный и композиционный центр романа:

- особенности его личности и характера (гордость, уверенность во всемогуществе денег, душевная слепота);

- финансовый крах и духовное прозрение Домби;

б) образ Флоренс;

в) образ Эдит Домби. Ее внутренняя драма, взаимоотношения с матерью, мужем, Флоренс, Каркером;

г) другие персонажи романа: миссис Пипчин, миссис Чик, Бегсток, миссис Скьютон, Тутс, Сьюзен, Уолтер, капитан Катль, миссис Тудль. Кому из них можно симпатизировать? Почему? Кто из них вызывает негативное отношение? Почему?

2. Картины жизни английского общества в романе:

а) воспитание Поля Домби, его пребывание в пансионе миссис Пипчин и школе доктора Блимбера;

б) быт и нравы богатой буржуазии, обедневшей аристократии, мелких торговцев, рабочих, обитателей лондонского дна.

3. Основные черты поэтики романа:

а) психологизм: психологическая функция портрета, описаний; роль детали в изображении внутреннего состояния героев;

б) символические лейтмотивы в романе: образы моря и реки, образ железной дороги;

в) образ повествователя, сочетание в нем лиризма, риторичности и дидактики;

г) комическое в романе: юмор, гротескные персонажи;

д) фольклорные истоки образности, сказочные мотивы в романе.

Литература

Аникин Г.В. , Михальская Н.П. История английской литературы. – М.: Высшая школа, 1985. – С.216 – 232.

История зарубежной литературы Х1Х века. В 2-х ч. / Под ред. Н.П.Михальской. Ч.2. – М.: Просвещение, 1991. – С.156 – 183.

Катарский И.М. Диккенс (Критико-биографический очерк). – М.: Гослитиздат, 1960.

3 Вывод Если бутон (young flower) раскрывают как устрицу (oyster), то это нарушает естественный процесс познания мира и развития. Следовательно образование, получаемое детьми в пансионе миссис Пипчин, является антиобразованием, антивоспитанием. Если бутон (young flower) раскрывают как устрицу (oyster), то это нарушает естественный процесс познания мира и развития. Следовательно образование, получаемое детьми в пансионе миссис Пипчин, является антиобразованием, антивоспитанием.

4 Воспитательная система мистера Блимбера Заведение доктора Блимбера было большой теплицей, где постоянно работал форсирующий аппарат. Все мальчики расцветали преждевременно. Умственный зеленый горошек созревал к рождеству, а интеллектуальная спаржа – круглый год. Под надзором доктора Блимбера математический крыжовник… обычно появлялся в самую неожиданную пору года… Все виды греческих и латинских овощей приносились самыми сухими ветками и в любой мороз. Природа не имела никакого значения. Для каких бы плодов ни был предназначен юный джентльмен, доктор Блимбер так или иначе заставлял его приносить плоды установленного образца… Но… не было надлежащего вкуса у скороспелых продуктов, и они плохо сохранялись (глава XI) Заведение доктора Блимбера было большой теплицей, где постоянно работал форсирующий аппарат. Все мальчики расцветали преждевременно. Умственный зеленый горошек созревал к рождеству, а интеллектуальная спаржа – круглый год. Под надзором доктора Блимбера математический крыжовник… обычно появлялся в самую неожиданную пору года… Все виды греческих и латинских овощей приносились самыми сухими ветками и в любой мороз. Природа не имела никакого значения. Для каких бы плодов ни был предназначен юный джентльмен, доктор Блимбер так или иначе заставлял его приносить плоды установленного образца… Но… не было надлежащего вкуса у скороспелых продуктов, и они плохо сохранялись (глава XI)

6 Воспитательная система мистера Блимбера Некоторые ученики не выдерживают нагрузки и начинают сходить с ума Некоторые ученики не выдерживают нагрузки и начинают сходить с ума (например Тутс, который утратил мозги, когда у него начали пробиваться усы (when he began to have whiskers he left off having brains) (глава XI) (например Тутс, который утратил мозги, когда у него начали пробиваться усы (when he began to have whiskers he left off having brains) (глава XI)

7 Вывод В этой воспитательной систем не учитывались индивидуальные особенности детей, что приводило к тому, что все плоды обучения недолго сохранялись В этой воспитательной систем не учитывались индивидуальные особенности детей, что приводило к тому, что все плоды обучения недолго сохранялись У детей постепенно развивалось не стремление к знаниям, а настоящее отвращение к наукам, причем некоторые ученики просто сходили с ума У детей постепенно развивалось не стремление к знаниям, а настоящее отвращение к наукам, причем некоторые ученики просто сходили с ума

8 Система образования в старинном учреждении Милосердные Точильщики Учитель – перезрелый бывший Точильщик свирепого нрава, который был назначен учителем, ибо ничего не знал и был ни к чему не пригоден (super-rannuated old brinder of savage disposition, who had been appointed schoolmaster because he didnt know anything) (глава VI) Учитель – перезрелый бывший Точильщик свирепого нрава, который был назначен учителем, ибо ничего не знал и был ни к чему не пригоден (super-rannuated old brinder of savage disposition, who had been appointed schoolmaster because he didnt know anything) (глава VI)

9 Вывод Система, в которой учителями становятся люди, ни на что более не годные, может порождать только таких же ни на что не годных людей, которые, в свою очередь, ничему кроме страха научить не могут Система, в которой учителями становятся люди, ни на что более не годные, может порождать только таких же ни на что не годных людей, которые, в свою очередь, ничему кроме страха научить не могут

11 Литература: Диккенс Ч., Торговый дом Домби и Сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт. Роман. В 2 тт. Пер. с англ. А..Кривцовой. – М.: Правда, Диккенс Ч., Торговый дом Домби и Сын. Торговля оптом, в розницу и на экспорт. Роман. В 2 тт. Пер. с англ. А..Кривцовой. – М.: Правда, Михальская Н.П., Чарльз Диккенс. Биография писателя. Книга для учащихся. – М., Михальская Н.П., Чарльз Диккенс. Биография писателя. Книга для учащихся. – М., Сильман Т.И., Диккенс: Очерки творчества. – Л.,1970. Сильман Т.И., Диккенс: Очерки творчества. – Л.,1970. Честертон Г.К., Чарльз Диккенс. – М. 1982. Честертон Г.К., Чарльз Диккенс. – М. 1982. Ch. Dickens., Dombey and Son. Wordsworth Editions Limited, UK., Ch. Dickens., Dombey and Son. Wordsworth Editions Limited, UK., 1995.

12 Работу выполнили: Сидоров Фёдор Сидоров Фёдор Панфилова Ася 404а2008г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать оптимистичное мировоззрение, стремление к гуманизму и гармоничной жизни.

Прогнозируемые результаты:

знают факты жизни и творчества писателя, определяют место романа в творчестве Диккенса; выделяют главное в изученной информации, строят монологическое высказывание в устной и письменной форме

изучение нового учебного материала.

Оборудование:

портрет писателя, иллюстративные материалы к биографии, выставка его произведений, видеофрагмент

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный этап

Организационный момент

Мотивация учебной деятельности

Объявление темы и цели урока

Записывают тему урока, эпиграф.

Формулируют цель и задачи урока.

Операционно-деятельный этап

Мини-лекция учителя с элементами беседы

Прокомментируйте этот парадокс.

Особенности мировоззрения и эстетика Диккенса во многом объясняются обстоятельствами его духовного роста. Прежде всего, это и органическое единство с английским народом, не наблюдается в других художников. Но вера в народ не означает, что писатель идеализирует его или подыгрывает вкусам толпы. Художник просто умел превращать радости и боль простых людей в первоклассное искусство.

Какими, по вашему мнению, являются составляющие счастья человека по Диккенсу?

Первая же публикация обеспечила молодого писателя материально, он оставил работу репортера и погрузился в литературное творчество. Женился и поселился близ лондонского Сити. Тридцатилетний Диккенс путешествует в Америку, чтобы увидеть свою мечту о свободе и справедливый общественный строй, но сильно разочаровывается, увидев, что погоня за деньгами и в Америке остается одной из глобальных страстей современной цивилизации.

О чем свидетельствует, по вашему мнению, такой замысел?

Создание психологического портрета писателя

Прослушивают (прочитывают) материал, отвечают на предложенные вопросы, делают опорные записи в тетради.

Читайте также: