Какую роль играет познание в жизни человека и общества кратко

Обновлено: 04.07.2024

Для философии познание человеком окружающего мира является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Вопрос о том, познаваем ли мир и как наши мысли о мире соотносятся с самим миром, — это вопрос о возможности точного и полного отражения окружающего мира в сознании человека, его сознательной и свободной ориентации и деятельности в этом мире.

Суть познания заключается в активном и целенаправленном поиске и приобретении человеком знаний, правильных или искаженных. Когнитивная деятельность раскрывает творческие способности человека, его неисчерпаемую психическую энергию. Часть философии, рассматривающая общие проблемы познания, называется гносеологией или эпистемологией. Некоторые науки — логика, психология, кибернетика, социология — также изучают познание мира человеком со своей точки зрения.

В философии Нового времени в центре внимания оказался вопрос о методе (способе) исследования и формах существования знания. Научное знание считалось главным условием подчинения человеком природного мира своей практической власти и расширения его свободы (Ф. Бэкон, Б. Спиноза). Большое место в теории познания занимала борьба между рационализмом (Р. Декарт) и сенсуализмом (Д. Локк), которые по-разному трактовали источники и природу знания, формы его существования.

Сущность и смысл познания - Элементы познания

Элементы познания

Классический марксизм XIX века исходил из принципа эпистемологического оптимизма, то есть убежденности в принципиальной познаваемости мира человеком. Марксизм рассматривает познание как особый вид психической деятельности человека, которая по своей сути глубоко социальна. Она тесно связывает познание с практической деятельностью человека и человечества. Считается, что человек может не только познать окружающий его мир, но и практически преобразовать его, привести в соответствие со своим идеалом.

Таким образом, познание состоит из следующих элементов: субъект, объект, предмет, методы, цель. Основным элементом познания является субъект: именно он выделяет объект познания из окружающего мира, выбирает способы, с помощью которых он будет познавать, т.е. методы, ставит перед собой цель — получение достоверного знания о действительности, т.е. истины. Субъектом может быть только человек или люди (например, социальные группы, группа исследователей или все человечество). Объектом может быть как человек, так и общество, природа.

Во-вторых, на основе познания и самопознания (человек познает себя) у человека формируется самооценка, критическое отношение к себе как залог саморазвития, физического и психического самосовершенствования. Следовательно, познание — это путь к формированию личности. Социальный прогресс, то есть поступательное движение общества вперед, происходит на основе познавательной деятельности человечества.

Когнитивная деятельность

Обратите внимание, что все перечисленные формы познания взаимосвязаны. Таким образом, человека можно познать не только научными методами, но и художественными средствами и религиозным опытом. И, наконец, на основе самопознания можно распознать человека и других людей. Человека можно воспринимать как чувствами, так и мыслями. Например, когда человек читает художественную литературу, он одновременно занимается художественным познанием, гуманитарным познанием, самопознанием.

Таким образом, когнитивная деятельность имеет не только достаточно сложную структуру, но и развитую типологию. Типы познания не являются параллельными прямыми линиями, они взаимосвязаны.

Ступени чувственного и рационального познания

1) Ощущение — отражение в сознании человека отдельных Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предметов, а также внутреннего состояния организма. Например, вкусовые ощущения от яблока (грустное, кислое или кисло-сладкое), болевые ощущения, потеря. Если мы возьмем ручку, то возможные ощущения — это твердость, тепло, гладкость этого пишущего инструмента;

2) Восприятие — полный образ объекта, непосредственно
дан в ярком созерцании. Давайте посмотрим на яблоко и воспримем его полностью: цвет (красное, зеленое), форма (круглое), размер (большое, маленькое, среднее), состояние (свежее, старое, целое или не целое). Аналогично с карандашом. Когда мы смотрим на ручку, мы видим ее цвет, размер и форму;

3) Репрезентация, обобщенный чувственный образ объекта.
которые действовали на органы чувств в прошлом. Мы съели яблоко. Что из этого остается в нашем сознании? Образ того, что это было: круглое, большое, вкусное, только что сорванное с ветки.

Мы закончили писать и положили ручку в карман. В нашем сознании сохранился образ ручки: ее размер, цвет, форма.

Отметим следующее, что касается сенсорного восприятия.

Во-вторых, когда человек теряет один орган чувств, обостряется другой.

И, наконец, в-третьих, репрезентация — это этап познания, который связывает сенсорное познание с рациональным познанием, с абстрактным мышлением.

Этапами рационального познания являются:

1) Концепция — форма мышления, которая идентифицирует регулярные связи, существенные стороны, характеристики явлений, которые фиксируются в определениях. Например: яблоко — это фрукт, ручка — письменный инструмент, состоящий из палочки, наполненной чернилами, и каркаса.

2) Суждение — форма мышления, размышления о вещах, явлениях,
процессы деятельности, их свойства и отношения. Суждения устанавливаются в определениях. Суждения могут утверждать что-то, то есть быть ассертивными, или отрицать что-то, то есть быть негативными. Например, яблоко — это не овощ, яблоко растет на дереве, ручка — это письменная принадлежность;

3) Умозаключение — это форма рассуждения, в которой
новые знания выводятся из ранее установленных знаний.

Суждение 1: Все плоды растут на деревьях. Суждение 2: Яблоко растет на дереве. Вывод: Значит, яблоко — это фрукт, а не овощ.

Умозаключения играют важную роль не только в научных исследованиях, но и в профессиональной деятельности. Умение делать правильные, логические выводы является частью работы следователя.

Возможные и ложные умозаключения. Вывод является ложным, если одно из суждений не соответствует действительности.

Вот пример. Первое утверждение: все мужчины служат в армии. Второе утверждение: Иванов — мужчина. Вывод: поэтому Иванов пойдет в армию.

Существует два типа индуктивных и дедуктивных умозаключений. Индуктивная дедукция — это когда идея движется от частного к общему. Другими словами, от фактов к выводам. Пример индуктивного умозаключения: температура моего тела высокая, меня знобит, болит горло. Следовательно, я болен.

Формы мышления

Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражается в мышлении. Мышление — это активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, который осуществляется в ходе практики и на основе чувственных данных выявляет их закономерные связи и их выражение в системе абстракции (понятия, категории и т.д.).

Исходя из древней философской традиции, уходящей корнями в античность, можно выделить два основных уровня мышления — разум и понимание. Рассудок — это первый уровень мышления, на котором операции с абстракциями происходят в рамках фиксированной схемы, фиксированного шаблона, жесткой нормы. Это способность последовательно и четко рассуждать, правильно структурировать свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.

Разум (диалектическое мышление) — высший уровень рационального познания, характеризующийся прежде всего творческим использованием абстракций и сознательным исследованием собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мысль может постичь суть вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, рассматриваются в их взаимосвязи, развитии, всесторонне и конкретно. Главная задача разума — объединить многообразное до степени синтеза противоположностей и выявить причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума — это диалектика, представленная как учение о происхождении и развитии знания в единстве его содержания и формы.

Процесс развития мысли включает в себя взаимосвязь и взаимопереход разума и понимания. Наиболее характерной формой перехода от первого ко второму является трансгрессия сложившейся, сборной системы знаний на основе выдвижения новых — диалектических — базовых идей. Переход разума в понимание связан, прежде всего, с процессом формализации и перевода в относительно устойчивое состояние тех систем знаний, которые были получены на основе разума (диалектическое мышление).

Формы мышления (логические формы) — это способы отражения действительности с помощью взаимосвязанных абстракций, среди которых на первом месте стоят понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие как гипотеза, теория и т.д.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Познание – творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире. Среди потребностей и интересов человека важнейшее место занимает потребность в познании. Потребность в познании дана человеку от природы: неизведанный мир, в который погружается человек с момента своего рождения, и страшит его, и манит своей загадочностью и обещанием разгадки тайны.

Движущими силами познания являются мотивы, в роли которых выступают потребности, интересы, стремления и др. Мы пытаемся что-то узнать о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но порой человек получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.

Познание зависит от самого человека, который по своей воле приобретает информацию, познает различные явления. Это управляемый процесс, направленный на изучение искусства, науки, мира, себя, природы и т.д. Другими словами, невозможно познать что-то определенное, не имея к этому никакого интереса. В то же время можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины.

Познание является для человека важным фактором. Оно позволяет ему развиваться, становиться лучше, создавать что-то новое, делать открытия. Если бы познание исчезло, то люди смогли передавать своим детям только конкретные знания, новые они бы не смогли получить. Общество бы остановилось на одном этапе развития и возможно даже бы деградировало. О некоторых вещах люди не рассказывают подрастающему поколению, чему-то могут забыть научить, они сами познают изучая предметы и вещи. Следовательно, знания стали бы теряться.

Познание — это процесс приобретения и развития знания, осуществляемый на основе практической деятельности человека. Познавательная деятельность человека имеет следующую структуру: 1) субъект – тот, кто познает. В качестве субъекта могут выступать: индивид, социальная группа, человечество в целом; 2) объект – то, что познается как нечто целое. Объектами познания могут являться: природа, общество человек; 3) предмет – часть познаваемого объекта. Например, студент изучает устройство газотурбинной установки (ГТУ), а конкретнее – принцип работы камеры сгорания. В данном случае субъектом познавательной деятельности будет студент, объектом познания – ГТУ, а его предметом – камера сгорания. Возможно и другое определение предмета: предмет – это совокупность вопросов, которые задает исследователь объекту; 4) методы – способы, с помощью которых субъект познает предмет. Наблюдение, измерение, классификация – примеры методов познания; 5) истина – цель познания, соответствие полученных знаний действительности.

Таким образом, познание состоит из следующих элементов: субъекта, объекта, предмета, методов, цели. Главным элементом в познании выступает субъект: именно он выделяет из окружающего мира объект познания, вычленяет предмет, выбирает способы, с помощью которых он будет познавать, то есть методы, ставит перед собой цель – получение достоверных знаний о действительности, то есть истины. В качестве субъекта может выступать только человек или люди (социальные группы, например, группа исследователей, либо все человечество). В качестве объекта могут выступать как человек, так и общество, природа.

Во-вторых, на основе познания и самопознания (человек познает себя) у человека формируется самооценка, критический подход к себе как залог саморазвития, физического и духовного самосовершенствования. Следовательно, познание – это путь к становлению личности. На основе познавательной деятельности человечества осуществляется социальный прогресс, то есть поступательное движение общества вперед.




Заметим, что все перечисленные нами формы познания взаимосвязаны. Например, человека можно познавать не только с помощью научных методов, но и художественными средствами, посредством религиозного опыта. Наконец, познавать человека, других людей можно на основе самопознания. Человека познают как на основе чувств, так и на основе мышления. Если например, человек читает художественную литературу, то он одновременно занимается художественным познанием, гуманитарным познанием, самопознанием.

Таким образом, познавательная деятельность имеет не только достаточно сложную структуру, но и развитую типологию. Виды познания – это не параллельные прямые, они взаимосвязаны.

Ступени чувственного познания

1) ощущение - отражение в сознании человека отдельных
сторон, свойств предметов, а также внутреннего состояния организма. Например, ощущение вкуса яблока (садкое, кислое или кисло-сладкое), ощущение боли, утраты. Если мы возьмем ручку, то возможные ощущения – твердость, теплоты, гладкости этой письменной принадлежности;

2) восприятие - целостный образ предмета, непосредственно
данного в живом созерцании. Посмотрим на яблоко – и получим полное его восприятие: цвет (красный, зеленый), форму (круглое), размер (большое, маленькое, среднее), состояние (свежее, несвежее, целое или нецелое). Аналогично – с ручкой. Когда мы смотрим на ручку, мы видим ее цвет, размер, форму;

3) представление - обобщенный чувственный образ предмета,
воздействовавший на органы чувств в прошлом. Мы съели яблоко. Что о нем осталось в нашем сознании? Представление о том, какое оно было: круглое, большое, вкусное, только что сорванное с ветки.

Мы закончили писать, ручку убрали в сумку. У нас в сознании остался образ ручки: ее размер, цвет, форма.

Относительно чувственного познания отметим следующее.

Во-вторых, если человек теряет один орган чувств, то обостряется другой.

И, наконец, в-третьих, представление – это та ступенька познания, которая связывает чувственное познание с рациональным познанием, абстрактным мышлением.

Ступени рационального познания:

1) понятие — форма мышления, отражающая закономерные
связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закреплены
в определениях. Например: яблоко – это фрукт, ручка – это письменная принадлежность, состоящая из стержня, наполненного чернилами и остова.

2) суждение - форма мышления, отражающая вещи, явления,
процессы деятельности, их свойства, отношения. Суждения закрепляются в определениях. Суждения могут что-либо утверждать, то есть быть утверждающими, или что-либо отрицать, то есть быть отрицающими. Например, яблоко – это не овощ, яблоко растет на дереве, ручка – это письменная принадлежность;

3) умозаключение - форма мышления, посредством которого
из раннее установленного знания выводится новое знание.

Суждение первое: все фрукты растут на деревьях. Суждение второе: яблоко растет на дереве. Умозаключение: следовательно, яблоко – это фрукт, а не овощ.

Умозаключение играет большую роль не только в исследовательской, но и в профессиональной деятельности. Умение делать правильные, логические умозаключения – одна из задач следователя.

Возможные и ложные умозаключения. Умозаключение будет ложным, если одно из суждений не будет соответствовать действительности.

Приведем пример. Суждение первое: все мужчины служат в армии. Суждение второе: Иванов – мужчина. Умозаключение: следовательно, Иванов тоже будет служить в армии.

Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение – это такое умозаключение, при котором мысль движется от частного к общему. Иначе говоря, от фактов к выводу. Пример индуктивного умозаключения: у меня повышенная температура тела, озноб, болит горло. Следовательно, я болен.

В дедуктивном умозаключении – наоборот: мысль движется от общего к частному,от факта к предполагаемым выводам, гипотезам. Поэтому этот тип умозаключения называют еще гипотеко-дедуктивным. Например: у меня утром не заводится автомобиль. Это факт. Почему? Первое предположение (гипотеза): сел аккумулятор. Вторая гипотеза: вышла из строя система зажигания. Третья: сломался бензонасос.

Более подробно об абстрактном мышлении, о правилах правильного, непротиворечивого логического мышления можно прочесть в учебниках по логике. Можно порекомендовать учебник по логике В.И. Кириллова, предназначенного для средних профессиональных учебных заведений.

Таким образом, познание представляет собой сложную динамическую систему, в которой чувственные компоненты связаны с абстрактным мышлением. Познание - это процесс, который осуществляется на основе практической деятельности человека.

Не стоит думать, что познание осуществляется так: вначале человек познает на основе чувств с помощью ощущений, восприятий, представлений, а затем переходит к рациональному познанию, осуществляемому с помощью мышления, включающего в себя понятия, суждения, умозаключения. Это слишком схематическое представление, и оно ошибочное. На самом деле познавательный процесс напоминает мытье рук, когда одновременно задействованы обе руки, то есть два типа познания – чувственное и рациональное.

Вопросы и задания:

1. Что такое познание? Какую роль играет познавательная деятельность в жизни человека?

2. Какие виды познания вам известны?

3. Какими видами познания вы занимаетесь? Ответ дайте в развернутой форме.

4. Докажите, что виды познания взаимосвязаны.

5. Что приносит для вас познание: радость или скорбь? Свое мнение обоснуйте.

6. Почему древние греки призвали человека познавать себя? Как связаны друг с другом такие понятия как самопознание, самосознание, самоконтроль, самосовершенствование, личность?

7. Вы познаете лопатку статора как часть ГТУ. Охарактеризуйте структуру своей познавательной деятельности.

8. Назовите ступени чувственного познания, дайте им характеристику.

9. Познайте с помощью органов чувств ручку и опишите ступени чувственного познания.

10. Какие ступени рационального познания вам известны? Почему чувственное познание не достаточно?

11. Займитесь рациональным познанием ручки. Дайте характеристику основным ступеням рационального познания.

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ)

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ГНОСЕОЛОГИИ, ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ.

Тема 3.1. Познание: структура, уровни, виды, функции.

1. Познание и его структура и функции.

2. Виды познания.

3. Ступени чувственного и рационального познания.

1

Познание — это процесс приобретения и развития знания, осуществляемый на основе практической деятельности человека. Познавательная деятельность человека имеет следующую структуру: 1) субъект – тот, кто познает. В качестве субъекта могут выступать: индивид, социальная группа, человечество в целом; 2) объект – то, что познается как нечто целое. Объектами познания могут являться: природа, общество человек; 3) предмет – часть познаваемого объекта. Например, студент изучает устройство газотурбинной установки (ГТУ), а конкретнее – принцип работы камеры сгорания. В данном случае субъектом познавательной деятельности будет студент, объектом познания – ГТУ, а его предметом – камера сгорания. Возможно и другое определение предмета: предмет – это совокупность вопросов, которые задает исследователь объекту; 4) методы – способы, с помощью которых субъект познает предмет. Наблюдение, измерение, классификация – примеры методов познания; 5) истина – цель познания, соответствие полученных знаний действительности.

Таким образом, познание состоит из следующих элементов: субъекта, объекта, предмета, методов, цели. Главным элементом в познании выступает субъект: именно он выделяет из окружающего мира объект познания, вычленяет предмет, выбирает способы, с помощью которых он будет познавать, то есть методы, ставит перед собой цель – получение достоверных знаний о действительности, то есть истины. В качестве субъекта может выступать только человек или люди (социальные группы, например, группа исследователей, либо все человечество). В качестве объекта могут выступать как человек, так и общество, природа.

Во-вторых, на основе познания и самопознания (человек познает себя) у человека формируется самооценка, критический подход к себе как залог саморазвития, физического и духовного самосовершенствования. Следовательно, познание – это путь к становлению личности. На основе познавательной деятельности человечества осуществляется социальный прогресс, то есть поступательное движение общества вперед.

Заметим, что все перечисленные нами формы познания взаимосвязаны. Например, человека можно познавать не только с помощью научных методов, но и художественными средствами, посредством религиозного опыта. Наконец, познавать человека, других людей можно на основе самопознания. Человека познают как на основе чувств, так и на основе мышления. Если например, человек читает художественную литературу, то он одновременно занимается художественным познанием, гуманитарным познанием, самопознанием.

Таким образом, познавательная деятельность имеет не только достаточно сложную структуру, но и развитую типологию. Виды познания – это не параллельные прямые, они взаимосвязаны.

Ступени чувственного познания

1) ощущение - отражение в сознании человека отдельных
сторон, свойств предметов, а также внутреннего состояния организма. Например, ощущение вкуса яблока (садкое, кислое или кисло-сладкое), ощущение боли, утраты. Если мы возьмем ручку, то возможные ощущения – твердость, теплоты, гладкости этой письменной принадлежности;

2) восприятие - целостный образ предмета, непосредственно
данного в живом созерцании. Посмотрим на яблоко – и получим полное его восприятие: цвет (красный, зеленый), форму (круглое), размер (большое, маленькое, среднее), состояние (свежее, несвежее, целое или нецелое). Аналогично – с ручкой. Когда мы смотрим на ручку, мы видим ее цвет, размер, форму;

3) представление - обобщенный чувственный образ предмета,
воздействовавший на органы чувств в прошлом. Мы съели яблоко. Что о нем осталось в нашем сознании? Представление о том, какое оно было: круглое, большое, вкусное, только что сорванное с ветки.

Мы закончили писать, ручку убрали в сумку. У нас в сознании остался образ ручки: ее размер, цвет, форма.

Относительно чувственного познания отметим следующее.

Во-вторых, если человек теряет один орган чувств, то обостряется другой.

И, наконец, в-третьих, представление – это та ступенька познания, которая связывает чувственное познание с рациональным познанием, абстрактным мышлением.

Ступени рационального познания:

1) понятие — форма мышления, отражающая закономерные
связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закреплены
в определениях. Например: яблоко – это фрукт, ручка – это письменная принадлежность, состоящая из стержня, наполненного чернилами и остова.

2) суждение - форма мышления, отражающая вещи, явления,
процессы деятельности, их свойства, отношения. Суждения закрепляются в определениях. Суждения могут что-либо утверждать, то есть быть утверждающими, или что-либо отрицать, то есть быть отрицающими. Например, яблоко – это не овощ, яблоко растет на дереве, ручка – это письменная принадлежность;

3) умозаключение - форма мышления, посредством которого
из раннее установленного знания выводится новое знание.

Суждение первое: все фрукты растут на деревьях. Суждение второе: яблоко растет на дереве. Умозаключение: следовательно, яблоко – это фрукт, а не овощ.

Умозаключение играет большую роль не только в исследовательской, но и в профессиональной деятельности. Умение делать правильные, логические умозаключения – одна из задач следователя.

Возможные и ложные умозаключения. Умозаключение будет ложным, если одно из суждений не будет соответствовать действительности.

Приведем пример. Суждение первое: все мужчины служат в армии. Суждение второе: Иванов – мужчина. Умозаключение: следовательно, Иванов тоже будет служить в армии.

Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение – это такое умозаключение, при котором мысль движется от частного к общему. Иначе говоря, от фактов к выводу. Пример индуктивного умозаключения: у меня повышенная температура тела, озноб, болит горло. Следовательно, я болен.

В дедуктивном умозаключении – наоборот: мысль движется от общего к частному,от факта к предполагаемым выводам, гипотезам. Поэтому этот тип умозаключения называют еще гипотеко-дедуктивным. Например: у меня утром не заводится автомобиль. Это факт. Почему? Первое предположение (гипотеза): сел аккумулятор. Вторая гипотеза: вышла из строя система зажигания. Третья: сломался бензонасос.

Более подробно об абстрактном мышлении, о правилах правильного, непротиворечивого логического мышления можно прочесть в учебниках по логике. Можно порекомендовать учебник по логике В.И. Кириллова, предназначенного для средних профессиональных учебных заведений.

Таким образом, познание представляет собой сложную динамическую систему, в которой чувственные компоненты связаны с абстрактным мышлением. Познание - это процесс, который осуществляется на основе практической деятельности человека.

Не стоит думать, что познание осуществляется так: вначале человек познает на основе чувств с помощью ощущений, восприятий, представлений, а затем переходит к рациональному познанию, осуществляемому с помощью мышления, включающего в себя понятия, суждения, умозаключения. Это слишком схематическое представление, и оно ошибочное. На самом деле познавательный процесс напоминает мытье рук, когда одновременно задействованы обе руки, то есть два типа познания – чувственное и рациональное.

Вопросы и задания:

1. Что такое познание? Какую роль играет познавательная деятельность в жизни человека?

2. Какие виды познания вам известны?

3. Какими видами познания вы занимаетесь? Ответ дайте в развернутой форме.

4. Докажите, что виды познания взаимосвязаны.

5. Что приносит для вас познание: радость или скорбь? Свое мнение обоснуйте.

6. Почему древние греки призвали человека познавать себя? Как связаны друг с другом такие понятия как самопознание, самосознание, самоконтроль, самосовершенствование, личность?

7. Вы познаете лопатку статора как часть ГТУ. Охарактеризуйте структуру своей познавательной деятельности.

8. Назовите ступени чувственного познания, дайте им характеристику.

9. Познайте с помощью органов чувств ручку и опишите ступени чувственного познания.

10. Какие ступени рационального познания вам известны? Почему чувственное познание не достаточно?

11. Займитесь рациональным познанием ручки. Дайте характеристику основным ступеням рационального познания.

Процессу познания объективной и субъективной реальности посвящено огромное число работ, в результате сформировалась теория познания. В ее основе лежат психологические исследования психических процессов, протекающих в мозгу познающего субъекта.

"Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания) " (71).

"Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры" (72).

"Познание – высшая форма отражения, раскрывая законы действительности, оно в идеальной форме воссоздает предметы и явления во всем многообразии их свойств. Сущность познания заключается в том, что оно есть отражение объективного мира и его формы являются снимками, копиями соответствующих объектов" (84).

"В общей психологии, изучающей наиболее общие закономерности, теоретические и практические принципы, методы, основные понятия и категориальный строй психологии, на первом месте стоит задача изучения познавательных форм и процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления. Общая психология изучает также психические состояния, имеющие прямое отношение к познанию, такие, как сомнение, уверенность, настроения, аффекты". "Все названные дисциплины (или разделы) психологической науки нацелены, как видим, на исследование познавательной деятельности человека. Они касаются взаимоотношений индивидуальной (или коллективной) психики людей с внешней средой, рассмотрения психологических явлений как результата воздействий внешних факторов на центральную нервную систему, изменения поведения или состояния человека под влиянием многообразных внешних и внутренних факторов". "Философская же теория познания исследует во многом те же явления познавательной деятельности, но в другом ракурсе - в плане отношения познания к объективной реальности, к истине, к процессу достижения истины" (3).

"Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности" (121).

Познание подразделяется на несколько видов: "Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями".

"Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом

"К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, член академического сообщества, то для практического познания — инженер или промышленный управляющий". "Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.

Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Адам с Евой за своё любопытство тёплое место просрали. Век живи, век учись - дураком помрёш. Короче хреновую роль .

Пища для нефизического тела. И конечным продуктом процесса "питания" является не образование макроэргических молекул, а преобразованная информация.

Читайте также: