Как работать со скороговорками в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Все родители хотят, чтобы речь их ребёнка была чёткой, внятной, красивой. И, конечно, все прекрасно понимают, что для этого нужно заниматься. Одним из средств, благотворно влияющих на качество речи, являются скороговорки.

Скороговорка – это предложение или стих, состоящие из слов, включающих труднопроизносимые звукосочетания.

Скороговорки совершенствуют работу речевых органов, делают их более активными и подвижными. Благодаря проговариванию скороговорок речь становится правильной, точной и выразительной. Кроме этого, проговаривание скороговорок также помогает решать следующие задачи :

• Закрепление правильного произношения поставленных звуков

(обратите внимание на то, что звуки должны быть уже поставлены, с помощью скороговорок мы их автоматизируем).

• Отработка длительности речевого выдоха .

• Расширение словарного запаса .

• Развитие фонематического слуха , т. к. для детей важно правильно услышать скороговорку, прежде чем произнести.

• Развитие умения концентрироваться и улавливать смысл сказанного.

Это будет хорошей подготовкой к школьным занятиям, на которых нужно будет воспринимать много информации на слух.

Скороговорки придуманы для того, чтобы проговаривать их вслух. Работать с ребёнком над разучиванием скороговорок лучше в следующей последовательности:

1. Вначале взрослый проговаривает скороговорку, а затем вместе с ребёнком начинает разучивать её.

2. Сначала произносим скороговорку медленно и чётко, разбивая каждое слово на слоги.

3. Просим ребёнка повторить за вами, акцентируя внимание на произношении гласных и согласных звуков.

Если ваш ребёнок какие-то звуки не выговаривает или выговаривает искажённо, то скороговорки, включающие такие звуки, брать не следует.

4 . Как только ребёнок смог повторить скороговорку за вами, пробуем проговорить её вместе, хором. Произносим слова сначала медленно и чётко, а затем увеличиваем темп.

5. После того, как ребёнок запомнил слова скороговорки и может без труда произнести её правильно, пробуем проговорить скороговорку беззвучно. При этом работать будут только органы артикуляции: язык, губы, зубы.

6. Далее произносим скороговорку шёпотом, но чётко и разборчиво.

7. Следующий этап – проговаривание текста вслух. Произносить нужно слитно, целиком всё предложение, в медленном темпе.

8. После этого можно предложить ребёнку проговорить скороговорку с разной интонацией: вопросительно, радостно, печально, удивлённо, или разными голосами.

Возможно, это пригодится вашему ребёнку в будущем для формирования актёрских способностей.

9. А теперь можно устраивать конкурс: кто быстрее и безошибочно произнесёт скороговорку целиком (конечно, победить должен ребёнок).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: Знакомство со скороговорками как с жанром народного творчества.

развитие речи учащихся;

формирование техники беглого чтения;

воспитание любви к чтению.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Поэтому необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения.

Для этого я на своих уроках широко использую скороговорки.

Скороговорки учат чёткому и внятному произношению. Они помогают овладеть техникой речи.

У каждой скороговорки свой набор звуков и слов. Соответственно каждая из них предназначена для выработки чёткого выговаривания определённых звуков и звукосочетаний. Всё это определяет востребованность скороговорок на уроках русского языка. Особенно актуальны они на уроках в начальных классах.

Скороговорки заставляют ребёнка задуматься над правильным произношением слов и над местом ударения в словах.

Отличительная черта скороговорок – наличие ритма, способствующего запоминанию.

Методика работы со скороговорками достаточно известна: медленное чтение по слогам, медленное чтение словами, а затем всё быстрее, ещё быстрее и очень быстро, но правильно.

Методика проведения занятий со скороговорками

Цели и задачи: работа над чистотой и правильностью речи, развитие голосового аппарата, слухового внимания, фонематического слуха, наблюдательности, образного мышления, всех видов памяти, обогащение словарного запаса. (Занятие проводится 3-5 мин).

Как известно, в начальной школе игре на уроках отводится ведущая роль. Л. С. Выготский видел в игре "неиссякаемый источник развития личности". Игра развивает у детей внимание, воображение, учит выдержке.

Игры, развивающие речь, для младших школьников имеют исключительно важное значение.

Более 20 лет я работаю учителем начальных классов. И так сложились обстоятельства, что мои ученики - это воспитанники детского дома, а теперь Социального приюта.

Практически каждому ребенку в детстве не уделялось должного внимания со стороны взрослых, как правило, они не посещали детские дошкольные учреждения, их развитием никто не занимался. В школу эти дети поступают с очень бедным словарным запасом, у них не развита память, мышление, представление об окружающем очень сильно отстают от нормы, у многих нарушено звукопроизношение.

А ведь плохо говорящие дети, осознавая свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Недостатки речи могут помешать детям быть успешными в обучении.

В своей работе я использую множество приемов, способствующих развитию детей. Это и сочинения по двум словам, и звуковые игры. Особенно детям нравится работа со скороговорками.

Методика проведения занятий со скороговорками

Цели и задачи: работа над чистотой и правильностью речи, развитие голосового аппарата, слухового внимания, фонематического слуха, наблюдательности, образного мышления, всех видов памяти, обогащение словарного запаса.

Оборудование: карточки с картинками, на обратной стороне которых написаны скороговорки.

Время проведения занятий: 3-5 минут.

Обязательное условие: систематичность проведения занятий.

Учитель показывает карточку с рисунками (рис. 1), рассказывает скороговорку. Дети повторяют ее с учителем: сначала медленно и громко, затем тише и быстрее. (Важно четко произносить все звуки в словах.)

Учитель показывает первую карточку (рис. 1), повторяет скороговорку с детьми. Показывает вторую карточку (рис 2.), заучивает с детьми новую скороговорку.

Повторение первой и второй скороговорок, заучивание новой (рис. 3).

Результат: дети самостоятельно по рисункам карточек рассказывают скороговорки.

Впоследствии выученные скороговорки убираются. Можно использовать заранее подготовленного ученика (все ребята по очереди), выступающего в роли учителя.

Такие игры-занятия можно проводить на любом уроке и на удобном для учителя этапе: на математике это может быть физкультминутка, на литературном чтении использовать как подготовку артикуляционного аппарата. На внеклассном мероприятии можно смело планировать игру-соревнование: "Кто больше знает скороговорок?".

И если проводить систематические последовательные занятия, результат не заставит себя долго ждать. Так как в процессе этой работы развивается речь, память и мышление, детям становится легче усваивать учебный материал, высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми.

Благодаря этой работе мои ученики смело выступают на общешкольных мероприятиях, концертах и регулярно становятся победителями конкурсов чтецов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разучивание скороговорок - полезное и увлекательное занятие для учащихся начальных классов.

Роль скороговорок в развитии речи учащихся начальных классов.


Какую пользу несут скороговорки для учащихся начальных классов? Скороговорки развивают речевой аппарат школьника, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой, понятной, а ребёнок – успешной личностью в будущем. Это главная цель работы со скороговорками.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и важно для обучения школе, когда учитель ежедневно выдаёт много различной информации.
Скороговорки являются бесценным материалом, так как они играют огромную роль, помогая ребёнку в развитии речи. Любой родитель тоже мечтает, чтобы его ребёнок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но не на всё можно повлиять и откорректировать.


Изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки, шутили. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества. Но скороговорки для детей в настоящее время – это и игра, и обучение.

Несколько полезных советов.

Важно правильно выучить скороговорку. Обращать внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Медленно, но уверенно. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, можно делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас будет работать только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Следующий шаг – чтение скороговорки шёпотом, но тщательно проговаривая. Теперь произносить текст лучше вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. Поиграть с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно, радостно, задумчиво, агрессивно, напевая разными голосами. Это очень полезно и в смысле развития актёрских способностей. А теперь можно быстро и без ошибок произносить всю скороговорку целиком. Предложите ребёнку повторить её несколько раз.

Я часто включаю работу со скороговорками в период обучения грамоте, в качестве минутки чистописания на уроках русского языка, во внеурочной деятельности, во время минуток отдыха при изучении разных учебных предметов. Вариантов работы со скороговорками огромное множество, это огромное поле для творчества.


Предлагаю Вашему вниманию следующие скороговорки:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.


Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.


Милая Мила
Мылилась мылом,
Намылилась, смыла –
Так мылилась Мила.


Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.


Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.


Женя с Жанной подружились.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.


Встретил в чаще ёж ежа,
- Как погода, ёж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.


Испугались медвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.


Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.


Ты, молодец, скажи молодцу,
Пуст молодец молодцу скажет,
Пусть молодец телёнка привяжет.

Читайте также: