Какую повесть в романе м ю лермонтова можно считать главной в раскрытии характера печорина кратко
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику.
Уметь пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка.
Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус.
Устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания.
Метапредметные:
Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение.
Умение учащегося построить и продемонстрировать грамотно оформленный монолог.
Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Создание у учащихся представления о человеке как объекте и продукте воздействия обстоятельств и окружающих людей и человеке как творце обстоятельств.
Предоставление ученику пространства для самоопределения, принятия решений, самовоспитания с позиции представления о жизни, достойной человека, самоанализа.
Оформление доски: портрет писателя, эпиграфы.
“ За что они все меня ненавидят?- думал я.- За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательство?”
“ Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?”
“ Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся…нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния! При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!”
Психологический настрой на урок.
Учитель демонстрирует стакан, наполненный камешками.
- Скажите, пожалуйста, стакан полный? (Учащиеся отвечают утвердительно. Учитель берёт ёмкость с песком и начинает им заполнять стакан. Песок пересыпается в стакан.)
- Значит, стакан был неполный? (Учащиеся соглашаются с этим.)
- Небольшой эксперимент имеет непосредственное отношение к предмету нашего разговора.
Очень часто мы делаем выводы, знакомясь лишь с единичными примерами, открывая смысл, лежащий на поверхности, не постигая глубины. Помня о нашем опыте, встанем на тропу исследователей и войдём в творческую мастерскую писателя.
Актуализация темы урока.
Граф Алекса́ндр Христофо́рович Бенкендо́рф (1782—1844) — российский военачальник, шеф жандармов и главный начальник Третьего отделения (1826—1844 ).
Вопрос к ученикам:
Так о чем же мы будем сегодня размышлять? Как определим тему нашего урока?
Давайте вспомним, какое определение своему произведению и герою дал сам автор:
Накануне вы получили задания по группам: представить тех или других персонажей повести. С какой целью?
Проблемная ситуация
Какую степень искренности предполагают дневниковые записки?
Учитель: Верите вы в искренность Печорина? Что звучит в этом признании? (ученики: горечь, сомнения) Да, нам открываются в этих словах тяжелые нравственные переживания человека, не нашедшего себя в жизни, не состоявшегося как гражданин, много раз ошибавшегося. Почему нам так важно убедиться в его искренности? Правдиво ли его отношение к окружающим.
А сейчас результаты работы нашей первой группы.
Лицемерие и неискренность в проявлении чувств, способность на обман.
Неспособность понять и принять Печорина таким, какой он есть
Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печорина, к сожалению, неудачей. равнодушием и разочарованием.
Учитель: Но эти столкновения не стали единственным занятием Григория Печорина, герой пройдет нравственную проверку на состоятельность в любви.
Итоги работы 2 группы. Печорин и княжна Мери.
Вопросы:
Каков круг интересов княжны Мери? Похожа ли она на пустых светских барышень? Что она испытывает к Печорину? Какой след оставит в ее душе встреча с ним?
Чем была для Печорина история этого чувства?
Эпизоды, характеризующие отношения героев. (Запись от 3 июня, запись от 16 июня – сцена последнего свидания Печорина и княжны)
Этапы развития отношений между княжной и Печориным
• Раздражение, которое вызвано отсутствием внимания Печорина к княжне.
• Интерес, рожденный желанием узнать, кто же он такой, этот Печорин.
• Знакомство с Печориным меняет не только отношение княжны к герою, но и саму княжну: она становится искреннее, естественнее.
• Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие, сопереживание.
Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в добрую, нежную, любящую женщину, которая оказывается способной простить Печорина.
Итоги работы 3 группы. Печорин и Вера.
Что она испытывает к Печорину?
Что значит для Печорина Вера?
Вера - единственная женщина, которую любит Печорин.
• Печорин приносит Вере много страданий.
• Вера для Печорина - ангел-хранитель.
• Она ему все прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно.
• Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние чувства, в чем признается самому себе.
Вера - единственный человек, который понимает, насколько одинок и несчастлив Печорин.
Эпизоды, характеризующие отношения героев. (Запись от 3 июня, запись от 16 июня - сцена последнего свидания Печорина)
Вывод по работе 2, 3 групп: Печорин не выдерживает испытания любовью, он принес страдания нескольким женщинам: Вере, княжне Мери, но не стал счастливым и сам. Он не умеет любить другого человека.
Учитель: Еще одна нравственная проверка: дружба, способен ли он на нее?
Итоги работы 4 группы. Дуэль Печорина и Грушницкого.
Что в характере Грушницкого заслуживает иронии Печорина?
Искренне ли чувство Грушницкого к княжне Мери?
За что Печорин презирает Грушницкого?
Как проявляется характер Печорина в сцене дуэли?
Эпизоды, характеризующие отношения героев перед дуэлью и поведение на поединке. (Первая встреча героев, производство Грушницкого в офицеры, дуэль. Записи от 11 мая, 5 июня, 16 июня.)
Грушницкий - карикатура на Печорина
• Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).
• Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным.
• Грушницкий все время пытается кому-то подражать.
• Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности.
Итоги работы 5 группы. Печорина и Вернер
Что связывает этих людей?
Выявите противоречия в характере и поведении Вернера.
Эпизоды, характеризующие героя (Запись от 13 мая, запись от 16 июня - сцена последнего свидания Печорина )
• Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей.
• Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки.
Итоги работы 6 группы.
Послушайте запись текста стихотворения в исполнении артиста … Олега Даля. (звучит фрагмент)
Проблемные вопросы:
2.Каким в стихотворении предстает портрет молодого поколения? В чем его трагизм?
3.Какое впечатление оно произвело на вас? Каков жанр стихотворения? Каковы возможности такого жанра для реализации авторского замысла?
4.Почему печален автор? За что осуждает поэт современное ему поколение и как он его характеризует?
5.О каких сторонах жизни поколения поэт пишет с сочувствием и болью?
6. В чем видит Лермонтов отличие своих современников от предшествующего поколения?
Какая же картина лермонтовской эпохи у нас получилась? ( фронтально кластер)
Вывод по проблемным вопросам.
Как же надо прожить жизнь, чтобы не раствориться в толпе, серой массе? В наше время люди находят все более жестокие и изощренные способы, чтобы выделиться.
Наличие отдельных повестей с собственным сюжетом и с собственной системой образом позволяет увидеть Печорина в разных ситуациях, проанализировать его взаимоотношения с разными людьми. Показывая эпизоды из жизни Печорина, между которыми проходит определенное количество времени, М.Ю. Лермонтов демонстрирует те изменения, которые происходили с Печориным на протяжении его жизненного пути. Демонстрация разных эпизодов жизни также помогает М.Ю. Лермонтову подчеркнуть то, что Печорин не может найти себе место в жизни, не может найти свое предназначение, что он тщетно находится в постоянных поисках себя, не имея возможности реализовать себя и свои лучшие качества.
Все композиционные особенности помогают автору обратить читательское внимание главным образом на внутренний мир Печорина, подчеркнув его неоднозначный и весьма противоречивый характер.
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Какую роль журнал Печорина играет в раскрытии его характера?.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Важную роль в раскрытии характера главного героя играет его дневник. Если через восприятие Максима Максимыча и рассказчика мы видим Печорина со стороны странным, загадочным и непонятным молодым человеком, то записки помогают нам изнутри понять мотивы такого поведения.
Вопрос по литературе:
Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?
Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!
- 04.09.2016 23:15
- Литература
- remove_red_eye 17436
- thumb_up 45
Ответы и объяснения 1
Конечно повесть "Бэла". Именно в ней раскрывается истинная натура Печорина,все душевные качества,которые он так старательно скрывал и в себе давил.
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
- Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
- Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
- Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит:
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!
Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.
Читайте также:
- В связи с чем возникла необходимость краткого определения содержания христианской веры
- В чем проявляется музыкальная одаренность ребенка кратко
- Значение исследовательской деятельности педагога в доу
- Какие способы словообразования изучаются в школе
- Если ребенок не ходит в детский сад возьмут ли ребенка в школу