Какую повесть в романе м ю лермонтова можно считать главной в раскрытии характера печорина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику.

Уметь пересказывать, отвечать на вопросы с использованием образных средств русского языка.

Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус.

Устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания.

Метапредметные:

Умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение.

Умение учащегося построить и продемонстрировать грамотно оформленный монолог.

Умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Создание у учащихся представления о человеке как объекте и продукте воздействия обстоятельств и окружающих людей и человеке как творце обстоятельств.

Предоставление ученику пространства для самоопределения, принятия решений, самовоспитания с позиции представления о жизни, достойной человека, самоанализа.

Оформление доски: портрет писателя, эпиграфы.

За что они все меня ненавидят?- думал я.- За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательство?”

Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь?”

Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся…нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния! При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!”

Психологический настрой на урок.

Учитель демонстрирует стакан, наполненный камешками.

- Скажите, пожалуйста, стакан полный? (Учащиеся отвечают утвердительно. Учитель берёт ёмкость с песком и начинает им заполнять стакан. Песок пересыпается в стакан.)
- Значит, стакан был неполный? (Учащиеся соглашаются с этим.)

- Небольшой эксперимент имеет непосредственное отношение к предмету нашего разговора.

Очень часто мы делаем выводы, знакомясь лишь с единичными примерами, открывая смысл, лежащий на поверхности, не постигая глубины. Помня о нашем опыте, встанем на тропу исследователей и войдём в творческую мастерскую писателя.

Актуализация темы урока.

Граф Алекса́ндр Христофо́рович Бенкендо́рф (1782—1844) — российский военачальник, шеф жандармов и главный начальник Третьего отделения (1826—1844 ).

Вопрос к ученикам:

Так о чем же мы будем сегодня размышлять? Как определим тему нашего урока?

Давайте вспомним, какое определение своему произведению и герою дал сам автор:

Накануне вы получили задания по группам: представить тех или других персонажей повести. С какой целью?

Проблемная ситуация

Какую степень искренности предполагают дневниковые записки?

Учитель: Верите вы в искренность Печорина? Что звучит в этом признании? (ученики: горечь, сомнения) Да, нам открываются в этих словах тяжелые нравственные переживания человека, не нашедшего себя в жизни, не состоявшегося как гражданин, много раз ошибавшегося. Почему нам так важно убедиться в его искренности? Правдиво ли его отношение к окружающим.

А сейчас результаты работы нашей первой группы.

Лицемерие и неискренность в проявлении чувств, способность на обман.

Неспособность понять и принять Печорина таким, какой он есть

Попытки найти некое гармоническое равновесие в отношениях с людьми оканчиваются для Печорина, к сожалению, неудачей. равнодушием и разочарованием.

Учитель: Но эти столкновения не стали единственным занятием Григория Печорина, герой пройдет нравственную проверку на состоятельность в любви.

Итоги работы 2 группы. Печорин и княжна Мери.

Вопросы:

Каков круг интересов княжны Мери? Похожа ли она на пустых светских барышень? Что она испытывает к Печорину? Какой след оставит в ее душе встреча с ним?

Чем была для Печорина история этого чувства?

Эпизоды, характеризующие отношения героев. (Запись от 3 июня, запись от 16 июня – сцена последнего свидания Печорина и княжны)

Этапы развития отношений между княжной и Печориным

• Раздражение, которое вызвано отсутствием внимания Печорина к княжне.

• Интерес, рожденный желанием узнать, кто же он такой, этот Печорин.

• Знакомство с Печориным меняет не только отношение княжны к герою, но и саму княжну: она становится искреннее, естественнее.

• Исповедь Печорина рождает в княжне сочувствие, сопереживание.

Разбуженные любовью к Печорину чувства превращают княжну Мери в добрую, нежную, любящую женщину, которая оказывается способной простить Печорина.

Итоги работы 3 группы. Печорин и Вера.
Что она испытывает к Печорину?

Что значит для Печорина Вера?

Вера - единственная женщина, которую любит Печорин.

• Печорин приносит Вере много страданий.

• Вера для Печорина - ангел-хранитель.

• Она ему все прощает, умеет чувствовать глубоко и сильно.

• Даже после долгой разлуки Печорин испытывает к Вере прежние чувства, в чем признается самому себе.

Вера - единственный человек, который понимает, насколько одинок и несчастлив Печорин.

Эпизоды, характеризующие отношения героев. (Запись от 3 июня, запись от 16 июня - сцена последнего свидания Печорина)

Вывод по работе 2, 3 групп: Печорин не выдерживает испытания любовью, он принес страдания нескольким женщинам: Вере, княжне Мери, но не стал счастливым и сам. Он не умеет любить другого человека.

Учитель: Еще одна нравственная проверка: дружба, способен ли он на нее?

Итоги работы 4 группы. Дуэль Печорина и Грушницкого.

Что в характере Грушницкого заслуживает иронии Печорина?

Искренне ли чувство Грушницкого к княжне Мери?

За что Печорин презирает Грушницкого?

Как проявляется характер Печорина в сцене дуэли?

Эпизоды, характеризующие отношения героев перед дуэлью и поведение на поединке. (Первая встреча героев, производство Грушницкого в офицеры, дуэль. Записи от 11 мая, 5 июня, 16 июня.)

Грушницкий - карикатура на Печорина

• Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).

• Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным.

• Грушницкий все время пытается кому-то подражать.

Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности.

Итоги работы 5 группы. Печорина и Вернер

Что связывает этих людей?

Выявите противоречия в характере и поведении Вернера.

Эпизоды, характеризующие героя (Запись от 13 мая, запись от 16 июня - сцена последнего свидания Печорина )

• Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей.

• Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки.


Итоги работы 6 группы.

Послушайте запись текста стихотворения в исполнении артиста … Олега Даля. (звучит фрагмент)

Проблемные вопросы:

2.Каким в стихотворении предстает портрет молодого поколения? В чем его трагизм?
3.Какое впечатление оно произвело на вас? Каков жанр стихотворения? Каковы возможности такого жанра для реализации авторского замысла?
4.Почему печален автор? За что осуждает поэт современное ему поколение и как он его характеризует?

5.О каких сторонах жизни поколения поэт пишет с сочувствием и болью?
6. В чем видит Лермонтов отличие своих современников от предшествующего поколения?

Какая же картина лермонтовской эпохи у нас получилась? ( фронтально кластер)

Вывод по проблемным вопросам.

Как же надо прожить жизнь, чтобы не раствориться в толпе, серой массе? В наше время люди находят все более жестокие и изощренные способы, чтобы выделиться.

Наличие отдельных повестей с собственным сюжетом и с собственной системой образом позволяет увидеть Печорина в разных ситуациях, проанализировать его взаимоотношения с разными людьми. Показывая эпизоды из жизни Печорина, между которыми проходит определенное количество времени, М.Ю. Лермонтов демонстрирует те изменения, которые происходили с Печориным на протяжении его жизненного пути. Демонстрация разных эпизодов жизни также помогает М.Ю. Лермонтову подчеркнуть то, что Печорин не может найти себе место в жизни, не может найти свое предназначение, что он тщетно находится в постоянных поисках себя, не имея возможности реализовать себя и свои лучшие качества.

Все композиционные особенности помогают автору обратить читательское внимание главным образом на внутренний мир Печорина, подчеркнув его неоднозначный и весьма противоречивый характер.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение-рассуждение Какую роль журнал Печорина играет в раскрытии его характера?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Важную роль в раскрытии характера главного героя играет его дневник. Если через восприятие Максима Максимыча и рассказчика мы видим Печорина со стороны странным, загадочным и непонятным молодым человеком, то записки помогают нам изнутри понять мотивы такого поведения.

Вопрос по литературе:

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 04.09.2016 23:15
  • Литература
  • remove_red_eye 17436
  • thumb_up 45
Ответы и объяснения 1

Конечно повесть "Бэла". Именно в ней раскрывается истинная натура Печорина,все душевные качества,которые он так старательно скрывал и в себе давил.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Читайте также: