В чем проявляется музыкальная одаренность ребенка кратко

Обновлено: 06.07.2024

Авторы: Дмитриева Полина Андреевна, Острикова Ирина Николаевна
Должность: студентка 3 курса группы ПН3ДО и старший преподаватель кафедры теории и методики музыкального образования
Учебное заведение: ГБОУ ВО Ставропольский государственный педагогический институт
Населённый пункт: Город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: Музыкальная одаренность детей и ее критерии
Раздел: высшее образование

Музыкальная одаренность детей и ее критерии

Произошедшие в последнее время изменения в системе образования и в

общественном сознании: ориентация на гуманизацию всей педагогической

системы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка,

– позволили по-новому поставить проблему одаренности детей.

традицию как в отечественной науке (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г.

Ананьев, Н.С. Лейтес, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин, В.С. Юркевич, В.Д.

Холодная, В.И. Панов, др.), так и за рубежом (Galton F., Spearman Ch., Taylor

G., Guilford Y., Gardner H., Sternberg R.J., др.).

различные подходы к пониманию одаренности: как общей способности (С.Л.

способностей (Н.Д. Левитов); как высокому уровню развития способностей

(Н.С. Лейтес, В.Н. Дружинин); как совокупности внутренних условий для

достижения выдающихся результатов в деятельности (Б.Г. Ананьев, М.А.

Холодная). Широко распространено понимание одаренности как творческих

своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успех деятельности

поскольку инициируется, прежде всего, запросом практики. В этой области

Цыпина, К. Орфа, З. Кодаи. К вопросу структуры музыкальной одаренности

обращены работы Т.Ф. Цыгульской, Ю.А. Цагарелли, Д.К. Кирнарской, К.В.

Тарасовой, И.А. Курбатовой, Я.А. Пономарева и др.

музыкальной одаренности Б.М. Теплова, опираются на многолетний опыт

изучения способностей и индивидуальных различий творческой одаренности

в отечественной психологии. Вместе с тем, в исследованиях музыкальной

осмысленными. Изучение музыкальной одаренности зачастую сводится к

исследованию комплекса музыкальности; структура музыкальности, в свою

музыкальной деятельности. Во-вторых, многие теоретические представления

составляющую [1, с. 51].

Музыкальная одаренность начинает проявляться у детей уже на первом

году жизни. Основным признаком музыкальности в раннем возрасте является

проявление музыкальной впечатлительности и активности: эмоциональная

музыкантов убедительно показывают, сколь мощное воздействие оказывают

прослеживается при изучении биографий и творчества В. Моцарта и М.И.

Глинки, А.П. Бородина и Б. Бартока, С. Прокофьева и И. Стравинского. В

способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух,

чувство ритма и музыкальная память.

Структура музыкальной одаренности и компонентов ее составляющих,

в зависимости от возраста музыкально одаренных школьников, качественно

показателям сугубо сенсорно-перцептивного уровня: ритм, слух, память, а

репродуктивный и продуктивный компоненты музыкального мышления и

музыкально-языковую способность. Структура музыкальной одаренности и

входящих в нее компонентов характеризуется качественным своеобразием в

связи с возрастом и тендерными особенностями школьников.

школьники обладают особенностями интегральной индивидуальности (ИИ),

саморегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная

система. Она включает многомерные и многоуровневые связи, охватывающие

все устойчивые факторы индивидуального развития человека. Это форма

бытия отдельного индивида, в рамках которой он сохраняет целостность и

природных и социальных качеств.

музыкальной деятельностью, называют музыкальностью.

исчерпывается этими способностями, но именно они образуют ее основу.

действительности у человека имеют тенденцию к переживанию в форме

м у з ы к а л ь н ы х

С у щ е с т ву ю т

р а з л и ч н ы е

определению музыкальной одаренности [3, с. 213].

одаренность – высшее и крайне идеализированное проявление музыкальных

способностей. Иначе говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная

показателями музыкальной одаренности.

общие творческие способности личности. Её невозможно понять без учета

целого ряда психологических качеств более общего характера, относящихся к

интеллектуальной, эмоциональной, характерологической сферам.

свойства психики, как эмоциональная восприимчивость и реактивность по

музыкальной деятельности [2, с. 96].

многозначность отражает природу одаренности как явления динамичного,

Существуют три критерия оценки музыкальной одаренности:

каждой культуре (иногда в разных ее слоях) и в каждую историческую эпоху

существуют определенные музыкальные предписания каждому конкретному

одаренность выявляются именно на фоне этих условных предписаний, хотя

последние могут весьма различаться. В одной из этнических общностей

Нигерии, к примеру, очень маленькие дети обучены пению, танцам, навыкам

игры на барабане, что вместе составляет основу музыкальной культуры этой

общности. К пяти годам все дети здесь обладают репертуаром в сотни песен,

- это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные составляющие.

Музыкальная одаренность

- это частный случай общей одаренности и одновременно более общий случай применительно к различным музыкальным специализациям.

Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются самой природой музыки, как таковой.

Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства, является наличие музыкальности, которая выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее. И хотя музыкальная одаренность не сводится к одной только музыкальности, однако именно вокруг этой проблемы до настоящего времени ведутся дискуссии.

Музыкальность можно рассматривать как совокупность отдельных, не связанных между собой талантов, которые сводятся в пять больших групп:

музыкальные ощущения и восприятие;музыкальное действование;музыкальная память и музыкальное воображение;музыкальный интеллект; музыкальное чувствование.

Музыкальную одаренность

невозможно рассматривать в отрыве от музыкального слуха, который бывает гармоническим и мелодическим, абсолютным и относительным.

Выделяются три основные музыкальные способности:

- Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе - эмоциональным, или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единение с ощущением музыкальной высоты, то есть высоты отчленённой от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление - любовь и интерес к слушанию музыки.

-Способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

-Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хора музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и полагается по изначальному смыслу слова, —

дар Божий.

Другими словами, это есть нечто иное, нежели обладание даже самыми блестящими музыкальными способностями. Вот это нечто иное заставляет нас почти безошибочно отделять одаренность от обученности. Людей способных и даже очень способных – много, а одаренных – единицы!

Еще одна точка зрения утверждает, что подлинная одаренность проявляет себя через творческое мышление и творческие способности. Иначе говоря, всякая одаренность есть прежде всего творческая одаренность. Музыкальная одаренность ярко проявляется тогда, когда имея феноменальные способности и яркую неповторимую индивидуальность, человек достиг выдающихся творческих результатов.

Показатели музыкальности и наличия способностей у детей :

- сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве (ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку);

- стремление выступать на публике (ребенок любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде — петь, танцевать, читать стихи, играть на музыкальных инструментах).

Определение музыкального слуха у ребёнка педагогом музыки или тестирование ребёнка на наличие музыкальных способностей :

1. Попросите ребенка подойти к фортепиано. Сыграйте ему по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше?

2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков. Затем нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга) и спросите, сколько звуков он слышит теперь? Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди.

4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу и попросите ребенка повторить.

5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.

Определение чувства ритма.

Вот несколько приемов для определения чувства ритма, которые также используют в музыкальных школах во время прослушивания детей.

- Простучите или прохлопайте в ладоши (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите прием 2—4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные ритмические последовательности.

- Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной маршевой музыки.

- Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной музыки. Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает что его нельзя развить.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей

Кореневского района Курской области

Методический доклад

1. Детская музыкальная одаренность__________________ 6

2. Особенности проявления музыкальной одаренности___8

Исследователи, занимающиеся проблемой одаренности, считают, что изучение особенностей развития одаренных детей вносит значимый вклад в распознавание возможностей всех детей. Это позволяет, по мнению А.И. Доровского. более отчетливо увидеть формы и факторы успеха мыслительного процесса, который в других случаях кажется интуитивным, не анализируемым. Разгадку тайны одаренности к искусству, в частности, следует искать не в том, что художнику дано нечто такое, чем обделены другие люди, а в том. каким образом он раскрывает невероятные возможности человеческих способностей. Поэтому чрезвычайно важно знать об особенностях развития одаренных детей, специфических истоках их творческого ума.

В работах по проблемам общего и специального музыкального образования (Б.Д. Критский, В.Г. Ражников, В.П. Сраджев, Л.В. Школяр, Г.М. Цьшин и др.), отмечается, что сложившаяся в музыкальном образовании практика воспитания, развития и обучения не составляет необходимого единства в воздействий на личность ученика, поскольку у многих педагогов наблюдается отсутствие ясного понимания особенностей личностного и художественного развития учеников, а существующий опыт индивидуальной педагогической работы плодотворен только в той части, которая направлена на формирование профессионала и не гарантирует личностного и художественного развития обучаемого.

Между тем в истории русского специального музыкального образования (в частности фортепианного) и в практике выдающихся педагогов-музыкантов современности, основанной на его традициях, можно найти много примеров успешного воспитания и развития одаренных детей, что позволяет ему и по сей день занимать одну из передовых позиций в мировом исполнительстве. Но в то же время факты выдающихся успехов многих отечественных композиторов и исполнителей, по мнению В.Г. Ражникова, не могут восприниматься как реальный результат действий музыкально-художественной педагогической системы, поскольку они являются проявлением уникального взаимодействия выдающихся педагогов и выдающихся учеников.

Детская музыкальная одаренность

Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. В развитых странах широко практикуется выявление, диагностирование одаренных детей. В зарубежном опыте весьма поучительная разработка особых учебных программ, рассчитанных на детей с повышенными возможностями. Уже создано и применяется множество таких программ, они конкурируют между собой. При этом уделяется особое внимание подготовке учителей для работы с особо восприимчивыми к обучению и творческими детьми.

Педагог не только должен овладеть необходимыми учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность. Вместе с тем в теоретическом плане российская психология имеет свои серьезные накопления в области изучения способностей и одаренности. Об этом уже было сказано выше. Такие ученые, как Б.М.Теплов и С.Л.Рубинштейн, многое прояснили в понимании именно индивидуальных различии по одаренности.

Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления о том, что следует понимать под музыкальной одаренностью.

Поэтому первая точка зрения описывает, скорее, одаренность детей и подростков, вторая в большей степени соответствует подростковому и юношескому периоду, а третья – музыкальной зрелости. Так, еще в начале века, Г. Ревеш подчеркивал, что детскому творчеству не достает оригинальности в форме и композиции, в планомерности и целостности; у него нет интенсивной силы в изображении мысли и внутренней связи с личностью творца. Вывод его категоричен: за исключением музыки, вообще нельзя говорить об одаренности в детстве или в начале подросткового возраста.

Г.Ревеш исходил из того, что само понятие одаренности неразрывно связано с личностным, духовным ростом человека и поэтому период между тринадцатью и двадцатью годами, когда ведущим оказывается личностное развитие, имеет наибольшее значение для проявления одаренности. Даже способности, обнаруживающиеся в детстве, развертываются в действительную одаренность лишь за его пределами.

Особенности проявления музыкальной одаренности

Отдельные формы одаренности появляются последовательно в разные периоды развития. Раньше всего, по мнению этого исследователя, раскрывается виртуозно-техническое музыкальное дарование (психомоторика), которое более всего опирается на природные способности. И в это же время может проявиться дифференциация способностей, могут проступить их индивидуальные черты. На следующей возрастной ступени развития раскрывается дар интерпретатора, то есть дар глубокого понимания и индивидуального прочтения музыки, и только затем - творческая одаренность, расцвет которой наступает между двадцатью и тридцатью годами. В другой работе Г.Ревеш показывает, что композиторский талант в раннем возрасте проявляется гораздо реже, чем исполнительский.

Итак, понятие музыкальной одаренности многозначно. И эта многозначность отражает природу одаренности как явления динамического, становящегося, многомерного.

Существует три критерия оценки музыкальных (впрочем, не только) способностей и одаренности.

Первый из них можно назвать культурно-историческим. Суть его заключается в том, что в каждой культуре и в каждую историческую эпоху существуют определенные музыкальные предписания каждому конкретному возрасту развития ребенка, подростка и даже взрослого. Способность и одаренность выявляются именно на фоне этих условных предписаний. В одной из этнических 5щин Нигерии, к примеру, очень маленькие дети обучены пению, танцам, навыкам игры на барабане, что вместе составляет основу музыкальной культуры этой общины. К пяти годам все дети здесь обладают репертуаром в сотни песен, легко исполняют сложные танцевальные движения и владеют комплексом исполнительских данных на ударных. Европейцу любой из таких детей показался бы вундеркиндом. (Не отсюда ли рождаются представления о том, что некоторые человеческие сообщества музыкально более одаренные, чем другие).

Нужно сказать, что понятие музыкальной одаренности возникает там, где есть профессионалы, профессиональное обучение. А музыкальные вундеркинды как наиболее яркое воплощение феномена музыкальной одаренности в европейской культуре появились лишь в середине 18 века.

Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до семи лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6-8 лет уже обратили на себя общественное внимание. Так, Г.Караян начал учится игре на фортепиано с трех лет, а с пяти начал выступать в публичных концертах. П.Сарасате в пять лет играл в присутствии королевы Изабеллы, в восемь дал первый публичный концерт, а в десять лет его игра производила ошеломляющее впечатление.

Биографическая статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети характеризуются некоторыми общими чертами. С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В два-три года они хорошо различают все мелодии, часто уже к двум годам хорошо интонируют (некоторые дети начинают раньше петь, чем говорить). Узнав названия нот, интервалов, аккордов быстро их запоминают: рано и свободно читают ноты с листа, причем воспроизведение нотного текста сразу отличается осмысленностью и выразительностью.

Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные дети рано выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. У них очень рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху (композитор А.Даргомыжский пытался подбирать услышанную музыку на пятом году жизни, а говорить начал поздно - на шестом году).

Сравнительно легко одаренные дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких инструментах одновременно. С четырех-пяти лет у них наблюдается склонность импровизировать, фантазировать на инструменте. Вскоре после систематических занятий они пытаются сочинять и записывать свои сочинения.

Исследователи отмечают что к девяти-десяти годам одаренные дети (в отличие от других) начинают остро чувствовать различие между прекрасным и приятным, их эстетическое чувство рано обретает художественную зрелость, определяющую дальнейшее развитие музыкального дарования.

Для него есть основания, в частности, применительно к умственным проявлениям детей. Если у ребенка, при прочих равных условиях, необыкновенно быстрый теми умственного развитая, а то уже и явные достижения в той или иной деятельности, правомерно признать его незаурядным. И поэтому к нему нужен соответствующий психолого-педагогический подход. Но можно ли считать, что у такого ребенка или подростка уже имеются достаточные предпосылки для дальнейшего роста его особых возможностей, т.е. для того, чтобы стать со временем одаренным взрослым? Судя по всему, по отношению ко многим таким детям этого сказать нельзя.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков одаренности. Достижения ребенка не являются прямым и достаточным показателем его будущего потенциала: нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, и при самых благоприятных, казалось бы, условиях могут оказаться чем-то временным, преходящим.

В психологии все больше накапливается данных о внутренних условиях умственного развития в годы детства, когда (в отличие от зрелости) свойства возраста являются одновременно и предпосылками становления интеллекта. Индивидуальное психологические особенности выдающегося ребенка, например, его необычайная познавательная активность, впечатлительность, нужда в умственной нагрузке связаны с быстрым созреванием, т.е. со спецификой именно детских лет жизни.

Едва ли не главная трудность оценки признаков одаренности у ребенка состоит в том, что в них индивидуальное и возрастное выступают совместно, в единстве. Так, повышенная потребность в умственных усилиях, выделяющая ребенка среди других — весьма благоприятный признак. Но останется ли у него это свойство как индивидуальная особенность и с наступлением зрелости? Тяга к умственному напряжению в единстве с темпом развития и связанные с этим умственные достоинства могут оказаться во многом зависящими от возрастного этапа. Поэтому неосновательными были бы утверждения о постоянстве ранних признаков одаренности.

Проявления музыкальной одаренности и музыкальных способностей в значительной степени зависят от возраста. Музыкальные способности развиваются раньше всех других, но о разном приходится говорить на разных возрастных этапах: если уже в детские годы могут проваляться замечательный музыкальный слух, феноменальная память, невероятная обучаемость, то лишь к юношескому возрасту на первый план выступает индивидуальность музыкального самопроявления. Становление музыкальной одаренности происходит в какой-то мере независимо от языкового, умственного и личностного развития и вместе с тем в теснейшей связи с ними. Это является одной из существенных причин трудности прогноза.

Возрастное вносит существенный вклад в формирование одаренности, но может и маскировать собственно индивидуальный потенциал ребенка. Часто — в сторону преувеличения: связанное с определенным периодом развития, возрастное может создавать видимость того, что потом не подтвердится. Это относится и к творческим проявлениям детей. Например, если старший дошкольник много и выразительно рисует, значит ли это, что и на последующих возрастных этапах у него окажутся особые изобразительные способности? Или если старшеклассник начал писать стихи, изобретательно и эмоционально, значит ли это, что его увлечение выражает индивидуальный поэтический дар? Слишком многие жизненные факты указывают на то, что вероятность развитая таланта здесь не столь велика, что тут, скорее, выступают возрастные особенности. Дошкольному детству свойственно рисовать, юности — писать стихи

Б. М.Теплов в связи с проблемой прогноза отмечал, что следует различать предвидение будущего масштаба свершений и оценку качественных особенностей дарования. Он писал о лом, что высота одаренности обнаруживается лишь но результатам жизненного дела человека, а ее направленность, своеобразие проявляются гораздо раньше: в устойчивых интересах и склонностях, в той или иной успешности выполнения разных видов деятельности, в сравнительной легкости усвоения разных предметов. Вопросы прогноза, когда речь идет о детях, одни из самых трудных и самых ответственных. Нельзя недооценивать их сложности.

1. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М. Просвещение, 1983, 190с

2. Теплов Б. М, Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1985.-Т. 1. -328с.

3. Цыпин Г. М, Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М.: - Интерпракс, 1994.-384с.


Одарённость – наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека.

Талант – выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.

Способности – это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной).

Задатки – анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим миром развиваются его способности.

Чтобы разглядеть в ребёнке одарённость, не нужны особые диагностики, достаточно уметь наблюдать, беседовать, анализировать поведение ребёнка, его речь, мысли и рассуждения. Он выделяется среди своих сверстников своей любознательностью, тянется к знаниям в той сфере, которая им больше всего интересна (это может быть любая сфера деятельности: наука, техника, спорт, музыка, танцы, живопись и т.д.). Одарённый ребёнок обладает феноменальной памятью, высокой концентрацией внимания и ранним речевым развитием. Он довольно быстро накапливает большой объём информации, интенсивно её использует, имеет большой словарный запас, поэтому без проблем может чётко и свободно излагать свои мысли.

Под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух; чувство ритма; музыкальная память.

Музыкальная одаренность включает в себя:

– наличие музыкальных способностей;

– наличие музыкальности – особая восприимчивость ребенка к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее;

– музыкальное творчество (исполнительская деятельность, композиторская деятельность, театрализация и т.д.);

– музыкальное воображение и перевоплощение;

– взаимодействие музыкальных способностей (музыкальное мышление и музыкальная фантазия, способность дифференцировать и запоминать музыку, наличие специфически тонкого слуха и т.д.).

С 2010 года я работаю педагогом дополнительного образования, провожу музыкальные занятия с дошкольниками. Каждый год в школу раннего развития поступает большое количество детей в возрасте от 4 до 7 лет. При поступлении дети проходят собеседование и прослушивание. Это небольшое испытание, которое проверяет у ребенка наличии или отсутствии музыкального слуха, чувства ритма и голоса.

Мой опыт работы с детьми и наблюдения за ними, позволяет сделать определённые выводы. Я считаю, что все дети талантливы, каждый по-своему одарён. У одного ребёнка интеллектуальные способности, у другого – творческие. У кого-то проявились рано, с рождения, а кому-то нужно развивать. Очень важно для родителей и педагогов вовремя заметить и приложить немало усилий, чтобы из природных способностей развить в ребёнке талант. Нередко дети, не отличающиеся особыми музыкальными способностями, своим трудолюбием и старанием добивались тех же высоких результатов на конкурсах разного уровня, что и яркие, музыкально одаренные дети.

Таким образом, главная задача родителей, педагогов и всех, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, – создать пространство для развития потенциала способных, одаренных, талантливых детей.

Читайте также: