Какие способы словообразования изучаются в школе

Обновлено: 05.07.2024

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова.

Словообразовательная пара – исходное слово и образованное от него слово.

Словообразовательная цепочка – последовательное образование слов друг от друга.

Приставочный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову.

Суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления суффикса к исходному слову.

Приставочно-суффиксальный способ – новое слово образуется в результате прибавления приставки и суффикса к исходному слову.

Бессуффиксный способ – образование слова при удалении разных морфем из состава слова.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучаются способы образования слов. Выделяют 2 группы способов словообразования – морфологические и неморфологические. Сегодня речь пойдёт о морфологических способах.

При образовании слов приставочным способом новое слово образуется в результате прибавления приставки к исходному слову. Новое слово относится к той же части речи, что и исходное.

Приставочным способом образуются

имена существительные:

к существительному бабушка прибавляется приставка пра- – получается новое существительное прабабушка. Слова бабушка и прабабушка составляют словообразовательную пару.

имена прилагательные:

к прилагательному мудрый прибавляется приставка пре- – возникает новое прилагательное премудрый;

местоимения:

к местоимению кто добавляется кое- – получается местоимение кое-кто;

глаголы:

к глаголу читать прибавляется приставка про- – возникает глагол прочитать;

наречия:

к наречию весело добавляется приставка не- – получается новое наречие невесело.

Суффиксальный способ заключается добавлении суффикса к основе исходного слова.

Суффиксальным способом образуются: имена существительные

багаж + суффикс -ник- получается багажник

камень + суффикс -щик- получается каменщик

гитара + суффикс -ист- получается гитарист

учить + суффикс -тель- получается учитель

честный + суффикс -ость- получается честность

строить + суффикс -ени- получается строение

стул + суффикс -ик- получается стулик

имена прилагательные

забота + суффикс -лив- получается заботливый

осень + суффикс -н- получается осенний

гусь + суффикс -ин- получается гусиный

белый + суффикс -еньк- получается беленький

наречия, оканчивающиеся на О:

к основе прилагательного медленный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие медленно;

к основе имени прилагательного шумный прибавляется суффикс -о-, возникает наречие шумно.

Приставочно-суффиксальный способ – одновременное присоединение к основе исходного слова приставки и суффикса.

Исходное существительное снег. К нему одновременно прибавляются приставка под- и суффикс -ник-, получается новое существительное подснежник.

Исходное существительное город. К нему одновременно прибавляются приставка за- и суффикс -н-, образуется прилагательное загородный.

Исходное слово ходить. К нему одновременно прибавляются приставка рас- и суффикс -ся, получается новый глагол расходиться.

Бессуффиксным способом образуются слова при удалении разных морфем из состава слова.

Бессуффиксным способом образуются отглагольные существительные:

От начальной формы глагола переходить убираем суффиксы -ть и -и-, получаем отглагольное существительное переход.

Отглагольные существительные вход, повтор, вылет, рассказ, спор образованы бессуффиксным способом от глаголов входить, вылетать, рассказывать, спорить.

Бессуффиксным способом образуются имена существительные от имён прилагательных, в которых отбрасывается окончание.

От имени прилагательного далёкий отбрасываем окончание -ий и сокращаем основу слова, убирая суффикс -ек-, получаем существительное даль.

Тишь, сушь, высь, синь, зелень – имена существительные образованы бессуффиксным способом от прилагательных тихий, сухой, высокий, синий, зелёный.

Вспомним план словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано.

3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

4. Указать средство словообразования.

5. Указать способ словообразования.

Сделаем словообразовательный анализ слов прибрежный и речной

1. Прибрежный – образовано от слова берег.

Средства словообразования: приставка при- и суффикс -н-. Способ словообразования: приставочно-суффиксальный.

2. Речной – образовано от слова река.

Средства словообразования: суффикс -н-. Способ словообразования: суффиксальный.

Разбор тренировочных заданий

Единичный выбор

Укажите слово, строение которого соответствует схеме: приставка-корень-суффикс-окончание.

Правильный ответ: Пришкольный

Выделение цветом

Выделите цветом слова с приставкой при-.

Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.

Правильный ответ:

Пр…пятствие, пр…сутствовать, пр…образовывать, пр…вращаться, пр…огромный, пр…ближение, пр. морский.

Словообразование является благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся. Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить школьников использовать полученные знания в процессе речевого общения, научить учащихся мыслить.

ВложениеРазмер
izuchenie_slovoobrazovaniya_v_nachalnoy_shkole.docx 32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение словообразования в начальной школе

В связи с тем, что перед современной школой в настоящее время стоит задача не столько вооружить ученика определённым багажом знаний,сколько научить самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, проблема развития мышления на уроках русского языка является актуальной.

Родной язык как учебный предмет содержит особые развивающие возможности, поскольку именно средствами родного языка формируются не только основы растущей личности, но и "характер познавательной деятельности человеческого мышления" (В. Гумбольдт).

Благодатным материалом для решения задач развития мышления учащихся является словообразование, и задача учителя состоит в том, чтобы полнее использовать эти возможности при обучении детей.

Вопросом об изучении словообразования в начальной школе уже давно занимались такие крупнейшие методисты как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, К.Д. Ушинский, Д.И. Тихомиров. В частности, Ф.И. Буслаев обращал внимание на необходимость словообразовательной работы на уроках русского языка с целью более полного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует точный и осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словообразовательной работы на начальной ступени обучения русскому языку, её развивающий характер отмечал и К.Д. Ушинский.

Учёные-методисты связывали обучение словообразованию с развитием мыслительных способностей учащихся, отмечали, что работа со словообразовательными моделями должна, прежде всего, опираться на наблюдения явлений словопроизводства (Мережко 1996).

В настоящее время в методике появляются новые подходы, связанные с разработкой такой системы обучения, которая наиболее эффективно решила бы задачи речевого развития школьников. Усиление внимания к содержательной стороне изучаемых явлений способствует преодолению формализма в обучении.

Наблюдение за процессом преподавания русского языка в начальных классах показали, что особенно отчётливо формализм проявляется при изучении словообразования, при анализе структуры слова. В работе с производным словом преобладает интерес к его форме, структуре, что, естественно, тормозит активизацию творческих возможностей учащихся.

Наблюдения учёных доказывают, что уже в начальной школе начинается теоретическое осмысление языка. Учащиеся постепенно овладевают такими достаточно абстрактными понятиями, как корень, окончание, приставка, суффикс. Младшие школьники учатся вычленять данные морфемы в словах. Подобный анализ слова часто производится учащимися формально, не всегда ими осознаётся значение морфем. В качестве обоснования разбора того или иного слова по составу большая часть школьников подбирают одноморфемные слова, допуская при этом ошибки (например, подбирая слова с омонимичными морфемами и др.). Выбор такого способа доказательства проведённого морфемного анализа вполне объясним: подобная схема разбора предлагается большинством учебников по русскому языку. Даже те учащиеся, которые обращаются к словообразовательному анализу, не всегда используют его результаты в процессе разбора слова по составу. Так, например, большинство учеников в качестве производящего к слову дождевик назвали слово дождь , выделив при этом два суффикса: -ев-, -ик-. В данном случае мы наблюдаем формальное отношение к структуре производного слова и неумение младших школьников соотносить морфемный анализ со словообразовательным (Мережко 2004)

Усиление семантического аспекта в изучении морфемного состава и элементов словообразования в начальной школе позволит преодолеть указанные выше и другие трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники при усвоении данного раздела. Этот аспект учитывался при определении следующих направлений работы с производным словом:

  • выделение производного (вторичного) слова из контекста;
  • словообразовательное толкование производного слова;
  • наблюдение за смысловой и структурной соотносимостью родственных (однокоренных) слов;
  • нахождение первичного (производящего) слова по отношению к данному вторичному (производному), выделение аффикса, с помощью которого образовано вторичное слово;
  • выявление общности в значении и пути образования производных слов, подбор производных слов одной словообразовательной модели;
  • наблюдение за условиями выбора определённой словообразовательной модели для образования производных слов;
  • образование производных слов по конкретному заданию учителя;
  • распределение однокоренных слов по мере их образования (составление словообразовательных цепочек);
  • определение семантико-словообразовательных связей между словами словообразовательного гнезда, составление словообразовательных гнёзд;
  • исправление и объяснение словообразовательных ошибок;
  • наблюдение за употреблением производных слов в соответствии с их значением и стилистической окраской.

Так, анализ определённого количества производных слов позволяет учащимся определять словообразовательные модели, характерные для слов того или иного словообразовательного типа, выявлять закономерности образования слов определённого типа, устанавливать правила, согласно которым вторичные наименования объединяются в ту или иную словообразовательную модель. При этом учитываются смысловые и структурные характеристики, условия выбора того или иного форманта, наличие или отсутствие вариантов форманта.

Работа с производными словами по выделенным направлениям будет способствовать формированию словообразовательных умений младших школьников, даст первоначальное представление о словообразовательных процессах языке, подготовит учащихся к следующему этапу изучения данного раздела в школе (Мережко 1997).

Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить школьников использовать полученные знания в процессе речевого общения, научить учащихся мыслить. В настоящее время происходит снижение интереса у младших школьников к уроку русского языка. Это вызвано, прежде всего, тем, что при обучении родному языку используются в основном репродуктивный тип деятельности и работа по заданному алгоритму, что не даёт простора для творчества, не способствует развитию мышления, абстрагированию, не готовит учащихся к языковому существованию в жизни (Вороничев 2008).

Словообразование является благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся. Недооценка обучения словообразованию приводит к тому, что орфографический навык, не подкреплённый знанием приставок и суффиксов, существующих в языке, умением оперировать ими в речи для создания новых слов, закрепляется слабо. Так, что правильно писать корень слова, надо видеть его в слове, уметь подбирать родственное слово, а это возможно лишь при знании приставок и суффиксов, которые сопровождают корень (Милославский 1993).

Владение словообразовательными моделями позволяет расширить словарный запас учащихся, вооружить их активным способом понимания значения новых слов, а для учителя – это эффективное средство объяснения значения производных слов, встречающихся в тексте на уроках чтения (Дёмичева 1994).

Поэтому необходимо предлагать учащимся систему словообразовательных упражнений, которые способствуют развитию логического мышления детей. Данные упражнения приучают школьников соотносить общее и частное в языке, ориентироваться в словообразовательной структуре слов, лучше осознавать особенности происхождения слов, законы словообразования в русском языке. Словообразовательные упражнения имеют большое значение в развитии лингвистических способностей и в общем развитии младших школьников, способствуют возникновению интереса к языку, потребности в приобретении новых языковых знаний, стремления ясно и точно выражать свои мысли в слове.

Можно выделить следующие словообразовательные упражнения для начальной школы:

  1. Упражнения, направленные на овладение морфемной структурой слова:

- разбор слова по составу,

- подбор однокоренных слов к данному слову,

- выделение однокоренных слов из ряда предложенных,

- сопоставление однокоренных слов и форм одного слова и т.п.

Данные упражнения помогают школьникам усвоить и закрепить словообразовательные понятия, формируют умение выделять морфемы в словах, руководствуясь существенными признаками данных понятий. В тоже время эти упражнения достаточно формальны, т.к. не учитывают собственно семантико-словообразовательные связи между словами.

2 . Наблюдения за словообразовательным значением морфем:

- упражнения на разграничение омонимичных морфем,

- определение словообразовательного значения морфемы путём сопоставления однокоренных слов и слов одной словообразовательной модели и др.

3. Элементарный словообразовательный анализ:

- выделение из контекста ближайших родственных слов (словообразовательной пары),

- определение первичного (производящего) слова по отношению к данному вторичному (производному) и выделение морфемы, с помощью которой образовано вторичное слово,

- определение значения производного слова через производящее по отношению к нему (словообразовательное толкование производного слова).

Данный вид анализа ещё не находит широкого применения в практике обучения русскому языку, хотя уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что без словообразовательного анализа невозможно научить младших школьников понимать словообразовательную структуру производного слова, осознанно производить морфемный анализ слов. Кроме того, при проведении словообразовательного анализа дети учатся рассуждать, доказывать своё суждение, применять полученные знания к единичному языковому факту, формулировать умозаключение.

4. Упражнения на словообразовательный синтез:

- образование слов с помощью предложенной морфемы,

- образование слова с указанным значением, определённой части речи и т.д.

5. Упражнения со словообразовательной моделью:

- подбор слов одной словообразовательной модели,

- выделение из контекста слов, соответствующих указанной модели и др.

6. Построение словообразовательных цепочек:

- восстановление словообразовательной цепочки из ряда однокоренных слов и др.

7. Упражнения со словообразовательным гнездом:

- построение словообразовательных гнёзд,

- выявление семантико-словообразовательных связей между словами гнезда и др.

8. Лексико-словообразовательные упражнения.

9. Упражнения на анализ и исправление словообразовательных ошибок.

10. Упражнения, направленные на формирование умения правильно и точно употреблять производные слова с учётом их значения и стилистической окраски.

Таким образом, следует отметить, что словообразовательная работа на уроках русского языка в начальных классах может быть достаточно разнообразна. Для этого необходимо лишь использовать в определённой системе различные словообразовательные упражнения, подбирать для наблюдения и анализа интересный языковой материал, привлекающий внимание детей. Словообразовательные упражнения должны приучать ребёнка вдумываться в смысл производного слова, научить выявлять семантико-словообразовательные связи между однокоренными словами.

Работа со словообразовательными моделями необходима в начальной школе. Выполняя упражнения со словообразовательными моделями на уроках русского языка, школьники учатся соотносить общее и частное в языке (словообразовательную модель и строение, значение, грамматические признаки конкретного слова), предвидеть возможные орфографические затруднения, вызванные структурными особенностями слов одной словообразовательной модели. При этом активизируется зрительная память ученика, лучше запоминается графический облик многих морфем, что помогает в овладении орфографическими нормами. Кроме того, у учащихся развивается абстрактное мышление, поскольку анализ производится на уровне словообразовательных обобщений. Данное обстоятельство способствует речевому развитию ребёнка, осознанию структурности, системности лексики родного языка, совершенствованию природного языкового чутья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вахнина Т.П., Иванова О.В., Кузнецова Е.Ю. Современный русский язык: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. - 155 с.

Вороничев О.Е. Где кончается основа знаменательного? [о связи словообразования с грамматикой] // Начальная школа. – 2008. - № 5. – С. 40.

Дёмичева В.В. Формирование логического мышления учащихся при обучении словообразованию // Начальная школа. – 1994. Мережко Е.Г. Словообразовательный анализ на уроках русского языка // Начальная школа. – 1996. - № 6. – С. 8.

Львова С.И. Словообразовательная модель как объект анализа на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 1993. № 3. – С. 10 – 11.

Львов М.Р. В поисках новых решений. К спорам об изучении приставки и суффикса // Начальная школа. – 2001. - № 1. – С. 13 – 15.

Махмудов Ш.А., Цыганенко Г.П. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Этимология // Русский язык в школе. – 2001. - № 2. – С. 13 -15.

Мережко Е.Г. Развитие словообразовательного компонента детской речи // Предложение и слово. – 1997. – С. 117 – 121.

Перцева Н.К. Вопросы словообразования в начальной школе // Начальная школа. – 1993. - № 10. – С. 18 – 21.

Автор: Калинина Татьяна Николаевна

Организация: КСОШ №4

Населенный пункт: г. Кондрово

Словообразование в школьном курсе русского языка изучается совместно с морфемикой, поскольку секрет особых обучающих возможностей словообразования заключается в том, что оно имеет дело с первой, самой маленькой (а потому и не всегда заметной) значимой единицей языка – морфемой. Именно морфема участвует в процессе образования новых слов [Львова 1991: 11].

Морфемика изучает систему морфем языка и морфемную структуру слов. Словообразование же направлено на освоение способов образования новых слов. [Литневская 2006: 237].

Знакомство учащихся со значимыми частями слова начинается с начальной школой. Так, школьники к началу изучения систематического курса русского языка уже владеют понятиями корня, приставки, суффикса, окончания, умеют производить морфемный разбор, подбирать родственные слова, образовывать новые с помощью словообразовательных приставок и суффиксов, указывать, от какого слова они образованы [Сабаткоев 2005: 126].

При изучении словообразования выделяются следующие цели:

  1. Дать представление об основных способах словообразования.
  2. Дать представление об основных способах образования отдельных частей речи.

При обучении словообразованию используются следующие принципы:

  1. Системный принцип (выявление системных словообразовательных связей слов в таких, например, понятиях, как способ словообразования)
  2. Синхронический (последовательное разграничение исторического и синхронического состава слова, этимологии слова).

Раздел словообразования сложен и вызывает наибольшие затруднения у школьников:

Во-первых, словообразование изучается в средней школе сравнительно в небольшом объеме (в сравнении с морфологией).

Во-вторых, словообразование изучается только в 5 и 6 классах, то есть достаточно рано для полного понимания и осмысления.

В-третьих, даже в пределах одного учебно-методического комплекса имеются значительные разночтения и неточности в формулировании основных понятий словообразования [Литневская 2006: 237].

Словообразование в школьном курсе русского языка изучается в следующих комплексах:

1 комплекс – учебники 5-9 классов по русскому языку Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.

В комплексе 1 изучаются следующие темы: основные способы образования слов в русском языке, этимология слов, словообразовательный разбор слова [Баранов, Ладыженская 2011: 57].

2 комплекс – учебники 5-9 классов по русскому языку Разумовской М.М., Леканта П.А.

Раздел ограничивается всего одной темой: как образуются слова в русском языке [Разумовская, Лекант 2012: 100]

3 комплекс – учебники 5-9 классов по русскому языку Львова С.И.

В 3 комплексе изучаются следующие темы: основные способы образования слов в русском языке, словообразование имен существительных, словообразование имен прилагательных, словообразование глаголов, образование слова и его морфемное строение [Львов 2012: 4].

Словообразование современного русского языка изучает синхроническую производность слов русского языка. Теоретический материал по словообразованию представлен во всех трех комплексах, но в разном объеме.

Рассмотрим представление тем в разных комплексах.

В комплексе 1 и в комплексе 2 не дается информация по способам образования слов разных частей речи. В учебнике 6 класса Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.[Баранов, Ладыженская 2011: 57] и в учебнике 5 класса Разумовской М.М., Леканта П.А. [Разумовская, Лекант 2012: 100]дается общее представление о способах образования слов в школьном курсе русского языка.

В комплексе 3ставится вопрос об образовании имен существительных, имен прилагательных, глаголов.

Таким образом, в 1 и во 2 учебном комплексе вопрос полностью не раскрывается. 3 комплекс раскрывает данную тему, но недостаточно полно. Словообразование – одна из интереснейших тем в русском языке. Задача учителя познакомить детей и сообщить им всю необходимую информацию по данной теме, используя разные методы работы, в том числе и наглядные средства обучения. Необходимо научить детей извлекать нужную лингвистическую информацию о слове из наличия одной из его морфем.

Умения и навыки по словообразованию, методы их формирования.

Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений:

- определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;

- составьте цепочку однокоренных слов;

- определите способ образования слова;

- подберите однокоренные слова к данному слову.

Словообразовательные упражнения применяются для более прочного усвоения словообразовательных понятий и совершенствования умений школьников использовать теоретические сведения на практике [Сабаткоев 2005: 130]. Эти упражнения имеют громадное значение для формирования орфографических навыков.

Словообразовательный анализ

Словообразовательный анализ имеет своей целью установить, как образовано слово в современном русском языке [Сабаткоев 2005: 128].

Словообразовательный разбор призван обобщить знания учащихся об образовании слов современного русского языка.

Комплекс 1 предлагает следующую схему словообразовательного разбора:

  1. дать толкование лексического значения слова (например: слуша­тель — это тот, кто слушает кого-нибудь, что-нибудь),
  2. сравнить состав данного слова с однокоренным(слушательслушать); выявить ту часть (части) слова, с помощью которой оно об­разовано (-тель),
  3. определить, от чего образована основа (от слуша- из слова слушать).

Образец письменного разбора: слушатель —> слушать[ Баранов, Ладыженская 2011: 78 ].

Таким образом, словообразовательный разбор в комплексе 1 отлича­ется от морфемного, базируется на критерии мотивированности значе­ния производной основы значением производящей основы и содержит только один шаг — подбор к исследуемому слову его производящего.

Комплекс 2 предлагает следующую последовательность словообразовательного анализа:

  1. записать слово в начальной форме
  2. установить лексическое значение слова и определить как оно образовано: записать слово, от которого оно образовано, обозначить в нем исходную основу и указать словообразующую морфему.
  3. Определить способ образования слова [Разумовская, Лекант 2012: 106].

Таким образом, 2 комплекс взаимосвязан с морфемным анализом слова.

Комплекс 3 словообразовательного анализа не содержит.

Таким образом, словообразование – это один из важных разделов в русском языке, поскольку он взаимосвязан с лексикой, орфографией. Изучая словообразование, соприкасаешься с историей, и начинаешь понимать и ценить русский язык. Этот раздел помогает делать нашу речь правильной, уместной и выразительной.

Изучению родного языка в школе отводится большое значение: во-первых, русский язык является средством изучения всех школьных дисциплин, во-вторых, он сам является предметом изучения.

Методика обучению русскому языку в школе опирается на уровневую систему языка. Одним из уровней языка является словообразовательный. Изучение этого уровня языка имеет большую значимость, так как основным принципом русской орфографии является морфологический (или фонематический) принцип, поэтому ученик должен уметь видеть структуру слова. Учащийся не может в совершенстве овладеть правилами орфографии без знания морфемики и словообразования.

Некоторые программы русского языка (например, под редакциями М. М. Разумовской и С. И. Львовой) предполагают изучение словообразования в 5 классе, и только рабочие программы под редакцией Т. А. Ладыженской и Р. Н. Бунеева – в 5 классе.

Учебник русского языка под редакцией М. М. Разумовской дает первое представление о словообразовательной модели, предлагая учащимся составить слова по определенной схеме (например, корень-оват-ый, корень-иц-а) или привести примеры слов одинаковой морфемной структуры с одинаковым значением словообразовательной морфемы (например, перечитать – перерисовать, писатель – мечтатель).

Определение производящей основы также вызывает у школьников определенную сложность. Нередко вместо производящего слова учащиеся называют слово, являющееся исходным в словообразовательной цепи. Например, наречие истинно ученику представляется образованным от существительного истина, а не от прилагательного истинный. Поэтому важно акцентировать внимание учащихся на лексическом значении слова, которое помогает установить производящую основу: если существительное симпатяга имеет лексическое значение ʻочень симпатичный человекʼ, то оно образовано от прилагательного симпатичный, а не от существительного симпатия (симпат-яг-а ← симпатичный).

Учитель должен дать школьникам представление об основе слова как о носителе его лексического значения и показать, как важно уметь членить слово на морфемы, чтобы правильно использовать орфографические правила русского языка [Литневская, 2006: 239].

В 5-6 классах особое внимание необходимо уделять упражнениям, которые позволяют развить орфографическую зоркость обучающихся. В 6 классе школьники изучают правописание приставок пре- и при-, поэтому необходимо уметь отличать приставку от части корня. Так, в словах прежний, презентовать, привет, приказ, приключение компоненты пре- и при- являются частью корня, а в словах преградить, предобрый, присказка, призыв это приставки.

Учащимся можно предложить такое задание: Образуйте от данных ниже слов новые по образцу: звучный – беззвучный, прекрасный – распрекрасный: вкусный, дать, славный, конечный, колоть, веять, спорный, властный. Для закрепления правописания приставок на -з/-с, которые пишутся в соответствии с фонетическим принципом русской орфографии.

При изучении удвоенной согласной на стыке морфем, учащийся должен видеть структуру слова. Здесь можно предложить задания следующего типа:

Определите, как образованы данные слова. Установите, каким способом они образованы. Сгруппируйте слова по способу словообразования: гусиный, туманный, подоконник, рассказ, рассвет, песчаный, шумный, поддержка, рассмотреть, расцвет, каменный, рассвет, картинный. Выполняя упражнение, учащиеся должны понять, что прилагательное туманный образовано от существительного туман с помощью суффикса -н-, поэтому в слове пишется две буквы н, в отличие от прилагательного гусиный, образованного от слова гусь с помощью суффикса -ин-.

Особое внимание в 5-6 классах уделяется корням с чередованием -лаг-//-лож-, -раст-//-ращ-//-рос-, -гар-//-гор-, -кас-//-кос-, -зар-//-зор-. При изучении данной темы можно предложить задания типа:

- найдите корни с чередованием, вставьте пропущенные буквы и выделите корни: вл..жение, р..сизм, прор..стать, з..ря, р..скошный, л..гично, л..гарифм, подг..реть, р..сток, пол..жить.

Упражнения такого типа помогают ученикам закрепить умение осознанно выбирать правильную гласную букву в слабой позиции.

Сложность вызывают правописание буквы о-ё после шипящих в корне, буквы о-ё после шипящих в суффиксах существительных, буквы о-ё после шипящих и буквы и-ы после ц в окончания существительных и прилагательных.

На закрепление этой орфограммы учащимся можно предложить следующие задания:

- образуйте от данных существительных однокоренные слова или формы одного и того же слова так, чтобы после шипящих была буква о или ё, графически обозначьте условия выбора буквы: чернеть, чертить, медведь, ноша, желтизна, пирог, печь (глагол), челнок, рука, меч, заяц;

- разделите данные слова на два столбика: в первый – с орфограммой буквы о-ё после шипящих в корне, во второй – с орфограммой буквы о-ё после шипящих в суффиксе. Вставьте пропущенные буквы: печ..нка, доч..нька, деш..вый, трущ..ба, тяж..лая, ож..г (руки), бельч..нок, знач..к, щ..лкать, холщ..вый.

Такого рода упражнения способствуют осознанному освоению орфографически правильного письма. Упражнения по словообразованию способствуют формированию представления об устройстве языка, учат анализировать языковой материал и устанавливать причинно-следственные связи.

Нельзя забывать о словообразовании при изучении других уровней языка – морфологическим и синтаксическом. В рабочих программах М. М. Разумовской и С. И. Львова отводится время на изучение способов словообразования знаменательных частей речи в 5-7 классах, в рабочей программе Р. Н. Бунеева – только в 6 классе.

В учебниках русского языка под редакцией М. М. Разумовской и С. И. Львова рассматриваются сложные случаи перехода слов из одной части речи в другую. На основе синтаксического анализа школьники учатся определять части речи. Например:

В 5-9 классах учащиеся учатся строить словообразовательные пары, словообразовательные цепочки и даже словообразовательные гнезда (учебники под редакциями С. И. Львова, Т. А. Ладыженской). Рабочая программа русского языка С. И. Львова предполагает, что учащиеся 8 класса должны не только анализировать морфемную структуру слова, но и формулировать толкование значения слова с иноязычными элементами (гипер-, квази-, аэро-, -лог и т.д.).

В 10-11 классе углубляются уже имеющиеся знания. В учебниках русского языка под редакциями Р. Н. Бунеева и С. И. Львовой словообразование рассматривается только при изучении других уровней русского языка и при изучении орфограмм. Учебник русского языка под редакцией Н. Г. Гольцовой рассматривает морфемику и словообразование в отдельном разделе. Этот учебник предполагает изучение таких способов словообразования, как усечение основы (магнитофон > маг), обратное словообразование (дояр маг), обратное словообразование (дояр

Читайте также: