Какой жанр может быть у текста для школьного анализа

Обновлено: 08.07.2024

Что такое жанр речи в русском языке: описание значения термина

Речевые жанры — устойчивые модели текста, которые построены по определенным критериям и используются как устно, так и письменно.

Какие есть типы речевых жанров: перечень

  • Информативные, необходимые для передачи информации
  • Императивные, с помощью которых воздействуют на адресата
  • Этикетные, важные для передачи принятых норм общения
  • Оценочные, выражающие отношение к поступку, высказыванию, ситуации

Для определения жанровой принадлежности есть общие признаки:

  1. Тема текста
  2. Композиция
  3. Особенности стилистики

Жанры речи в русском языке связаны со стилями — разновидностями литературного языка, которые используются при коммуникации. Назовем основные:

  • Научный
  • Официально-деловой
  • Разговорный
  • Публицистический
  • Стиль художественной литературы.

Основные типы речевых жанров в зависимости от формы коммуникации

Строгого ограничения в выборе не существует, однако примерная взаимосвязь выглядит так:

  • Информативный используется во всех стилях.
  • Этикетный — в официально-деловом.
  • Императивный характерен для официально-делового и публицистического текстов.
  • Оценочный — для публицистического и разговорного.

Как делятся речевые жанры на виды:

Виды речевых жанров

Текст написанный и произнесенный отличаются разными стилистическими средствами. Письменная форма выражается в подготовленном высказывании. Для него характерны литературная норма, тщательный отбор слов и форм, строгая последовательность. Устная, разговорная — спонтанная, более свободная, допустимы просторечия, использование фразеологизмов и неполных предложений, большая эмоциональность.

Виды речевых жанров текста, их характеристика и примеры

Что такое речевой жанр, можно увидеть на конкретных примерах:

Каждый речевой жанр текста имеет виды в зависимости от коммуникативной ситуации. На выбор формы и темы влияет адресат, к которому обращено высказывание, время и место произнесения, официальная или неофициальная обстановка.


Мы видим, слышим или произносим некое сочетания букв, и порой даже не задумываемся, в каком стиле они преподнесены, какие жанры текста мы используем. Мы делаем это интуитивно – лаконично беседуем с деловыми партнерами, позволяем себе сленг в дружеской беседе, ждем красивых описаний от художественной литературы и четкого изложения информации от научной.

Но иногда выбор стиля может быть ошибочным, т.е. не соответствовать речевой ситуации. Как же этого избежать? Оказывается, существует такая наука – стилистика, которая изучает стиль, тип, жанр текста и помогает разобраться в их классификации.

Давайте попробуем разобраться в выразительных возможностях текста, изучить классификацию стилей и жанров и определить в каких ситуациях стоит их использовать.

Разговорный стиль

Данный стиль наиболее приемлем для коммуникации в повседневной жизни и имеет характер живого общения между людьми разных социальных рангов и уровня образования. Он может быть выражен как посредством диалога, так и в личной корреспонденции (e-mail, чат, почтовая корреспонденция).

Стили и жанры текста, которые доступны для общения в повседневной жизни, не имеют строгих границ, толерантны к ошибкам, допускают внедрение иноязычных, сленговых слов, сокращений и даже ненормативной лексики. Кроме того, в разговорном стиле используется свободный порядок слов.


А: Ну что, дружбан, готов к зачету? Б: Да у меня уже крыша едет от этой зубрежки…

Для данного стиля характерна эмоциональная окраска, которая достигается за счет преувеличения, ласкательного обращения, негодования или восторга.

А: Ура! Б: Что случилось, доченька? А: Мамочка, я получила главную роль в школьной постановке. Б: Ну какая же ты у меня умничка!

Кроме того, в разговорном стиле присутствуют различные междометия, заполняющие паузы в диалоге, и слова-паразиты, время от времени повторяющиеся в речи.

А: Короче, я приехал к ней… Мы договаривались. Короче, ты понял!? Б: Ну. А: А ее, короче, нет дома.

Все предложения в разговорном стиле просты и понятны. В них нет красноречивых сравнений и сложных оборотов речи.

- Кофе будешь? - Давай! - С сахаром? - Без.

Научный стиль

Данный стиль служит для изложения четких научных фактов и носит просвещающий характер.

В отличие от разговорного, научный стиль сдержан с эмоциональной точки зрения, имеет четкую последовательность изложения. Он не терпит ошибок и просторечных выражений.


Каждый факт научного изложения имеет под собой фундамент аргументов, доказывающий его актуальность.

Научный стиль имеет четкую структуру повествования:

- введение, которое обозначает определенную теорию; - основную часть, где приводятся аргументы и контраргументы; - заключение, резюмирующее все изложенные факты.

Этот стиль преподносится в виде хорошо осмысленного монолога, а диалоги проводятся в форме дискуссий. Обращение всех участников дискуссии друг другу представлены в уважительной форме.

А: Данная теорема не требуем доказательств. Б: Прошу прощений, доктор Федоров, вынужден с вами не согласиться.

Для научного стиля характерно использование специальной терминологии и слов, не употребляемых в разговорной речи. Кроме того, в изложении часто используются слова, призванные подчеркнуть логическую последовательность суждений: таким образом, например, впрочем, и т.д.

Девиантное поведение некоторых индивидуумов зачастую связано с неправильным построением цепочки приоритетов.

Данному стилю соответствуют такие жанры текста, как доклад, реферат, статья, методическое пособие.

Официально-деловой стиль

Это стиль бизнес-переговоров. Способ изложения информации в этом стиле регламентирован и стандартизирован, о чем говорит наличие специальных бланков и штампов. Ему присущи точность, лаконичность, нейтральность повествования.


Распознать этот стиль можно и по наличию специальных слов: в связи, на основании, приказываю, обязуюсь, истец, работодатель, ответственное лицо, принять меры и т.д.

В связи с систематическими нарушениями дисциплины приказываю отстранить гражданина Иванова А. Е. от должностных обязанностей до дальнейшего выяснения причин.

Диалог между участниками официально-деловой беседы ведется в уважительной форме, независимо от квалификации и ниши, занимаемой в бизнес-иерархии.

А: Марина Петровна, будьте любезны, принесите нам кофе. Б: Одну минуту, Сергей Викторович.

Официально-деловые стили текста и жанры включают в себя контракты, коммерческие предложения, постановления, законы, заявления, нормативные акты, деловую корреспонденцию и, конечно же, бизнес-диалог.

Публицистический стиль

Функциональность данного стиля заключается в донесении информации до широких масс, освещении резонансных событий, воздействии, призыве к действию.


Данный стиль используется в основном средствами массовой информации и является наиболее неоднозначным. В нем могут присутствовать как четкость, логичность и нейтральность, так и эмоциональность, выражение собственного мнения. Простые предложения могут чередоваться со сложными. Публицистическое повествование переполнено метафорами, эпитетами, сравнениями, в них часто можно встретить заимствованные слова, выстроенные в необычную цепочку. Здесь также уместны ирония и сарказм.

Любые правила по построению структуры изложения информации могут быть нарушены ради одной главной цели – привлечь внимание читателей или слушателей.

Что же толкает молодых людей на столь противоречивые подвиги? Плохое воспитание? Негативное влияние сверстников? Экология? Я думаю, проблема в утечке мозгов.

Жанры журналистских текстов включают в себя газеты, статьи, журналы, агитационные программы, политические выступления и дебаты.

Художественный стиль

У каждого есть любимая книга. В ней есть характеристика персонажей и описание мира вокруг, детализация сцен, сравнение ситуаций, описание поведения, мыслей и озвучка диалога.


Он был так взволнован, что не мог говорить. Она тоже молчала.

Художественная литература не имеет четких границ и заимствует характеристики из других стилей. В диалоге персонажем может быть использован разговорный стиль, а некоторые монологи описаны в научном стиле. Но такие выразительно-эмоциональные приемы, как эпитеты, аллегория и метафора – это чисто художественный текст.

Листья переливались баргово-янтарными красками под лучами уходящего на закат солнца.

Предложения в этом стиле наполнены синонимами и антонимами. Популярным приемом художественной литературы является поочередная подача простых и сложных предложений.

Несколько миль я бежал по главной улице, затем свернул в парк и судорожно огляделся по сторонам. Пусто.

Типология литературных жанров по форме

Классификация жанра текстов выполнена по трем направлениям: форме, содержанию и роду.

Под литературной формой подразумевается объединение произведений с идентичными формальными свойствами.

Различают следующие жанры текста по форме:

1. Пьеса – литературное творение, предназначенное для сценической постановки в театре.


2. Рассказ – прозаическое повествование об одном или нескольких героях, заключенное в пределах пятидесяти страниц.

3. Роман – масштабное эпичное произведение, повествующее об изменении мировоззрения главного героя, преодолении кризисного периода и духовном возрождении. Здесь обязательно присутствие одного или нескольких протагонистов (главного действующего лица, стремящегося к определенной цели), так и антагониста (персонажа, мешающего достижению главной цели протагониста). Объем произведения может варьироваться от 200 страниц до нескольких томов.

4. Повесть – нечто среднее между рассказом и романом. В основе лежит повествование о событиях и происшествиях в жизни главного героя.

5. Очерк – художественное произведение, не содержащее конфликта. Существуют и другие типы жанров текста в данной категории (эпос, новелла, ода), но на данном этапе развития литературы они не столь популярны, как вышеизложенные типы.

Характеристика жанров по содержанию

Жанры текста в русском языке могут классифицироваться и по содержанию:

1. Комедия – произведение с ярко выраженным юмористическим или сатирическим подтекстом.


2. Трагедия – сюжет данного типа произведения построен на последовательности событий, которые неизбежно ведут к трагическому финалу.

3. Драма - в основе произведений данного типа лежит проблема взаимодействия человека с обществом, с окружающим миром и с самим собой.

Жанры текста в русском языке: классификация по роду

В данной категории выделяют следующие типы текстов:

1. Эпос – произведения, растянутые во времени, насыщенные множеством главных и вспомогательных героев, событиями и переживаниями. Рассказ ведется, преимущественно, от лица беспристрастного наблюдателя и изложен в виде воспоминаний о свершившихся событиях.

2. Лирика – литературный текст, насыщенный чувственными переживаниями и собственными мыслями автора.

3. Лиро-эпос – объединенный тип, впитавший в себя характеристики и эпического и лирического типов.

4. Драма построена на взаимоотношениях персонажей между собой. Выражается главным образом в виде диалога с пояснительными замечаниями автора.

Как определить жанр текста: несколько советов

Чтобы дать классификацию тому или иному произведению, необходимо не только разложить его по полочкам, посчитать количество страниц и оценить эмоциональную окраску, но и понять задумку автора, осмыслить поведение героев, извлечь из написанного мораль.

Какие чувства вы испытали, прочитав литературное творение? Вы не могли удержаться от смеха? Скорее всего, прочитанное произведение носило комедийный характер. Не можете сдержать слез из-за внезапной кончины полюбившегося героя? Вы читали трагедию. Отношения между персонажами до сих пор держат вас в напряжении? Теперь вам знаком жанр - драма.


Насколько масштабно ваше произведение? Возможно, это несколько страниц текста, повествующего о каком-то событии в жизни персонажа. Это рассказ. Или же это многотомное творение с множеством героев и запутанным сюжетом. В этом случае речь идет о романе.

Как изложен текст: сухо и беспристрастно или же, наоборот, ярко и эмоционально? В первом случае произведение можно охарактеризовать как эпос, во втором – как лирику.

Классифицировать тексты разных жанров не так уж сложно, достаточно понять их смысл.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТИПЫ, СТИЛИ, ЖАНРЫ РЕЧИ

Повествование

Рассуждение

Стили речи

Разговорный

2.Дневниковые записи 3. Заметки в за писной книжке 4. Анекдот

1. Напутствие 2. Описание пред- мета, местности 3. Портрет

1. Спор 2. Объяснение

1. Деловое пись мо 2. Инструкция 3. Отчет 4. Докладная 5. Биография 6. Протокол 7. Меморандум 8. Программа

1. Описание из -делия 2. Описание мест- ности 3. Портрет 4.Характеристи ка 5. Некролог 6. Таможенная декларация 7. Устав 8. Правила 9. Кодекс

1. Объяснитель ная записка 2. Опровержение 3. Речь в суде 4. Ходатайство 5. Обоснование 6. Экспертиза

1.Научный от чет

2. Описание опыта, экспери мента 3. Технология 4. Хроника

1. Описание предмета 2. Портрет 3. Географическое описание 4. Статья в сло варе, энциклопе дии, справочнике 5. Аннотация

1.Научная статья 2.Монография 3.Диссертация 4.Лекция 5.Диспут (дис куссия) 6. Рецензия 7. Методика 8. Технико-эконо мическое обосно вание 9. Отзыв

Публицис тический

1. Заметка 2. Очерк 3. Репортаж

1. Описание об новки 2. Описание внеш- ности 3. Очерк 4. Политическая декларация 5. Листовка 6. Обращение

1. Проблемная статья 2. Фельетон 3. Памфлет 4.Речь на митин ге, собрании 5.Литературно- критическая ста- тья

3.Клятва, прися га обещание

5.Результаты на учных исследо ваний

2.Произведения ис кусства

3.Специальные разыскания (архео логические, ар хивные и т. п.)

1.Наблюдения и анализ фактичес кого материала

5.Свидетельские по казания

6.Данные эксперти зы

Памятка для анализа текста любого типа речи 1. Определите, что перед вами: слова, предложения или текст. Докажите свою точку зрения.

2.Озаглавьте текст. (Объясните имеющееся заглавие. Придумайте свое заглавие, сопоставьте.)

Выделите начало текста, укажите его особенности.

Укажите окончание текста. Есть ли смысловая связь между началом и окончанием текста? А языковая?

Придумайте свои начало и окончание текста. Сопо­ ставьте их с теми, какие имеются.

Укажите тему текста. (О чем текст?)

Назовите идею текста, его главную мысль.

Определите, о чем текст: о развитии действия, о при­ знаках предмета или это вывод на основе приведенных ар­ гументов к высказанному утверждению. На какой вопрос от­ вечает текст? Тип речи текста.

10. Подумайте, какого стиля текст: разговорного или книжного. (Делового, научного, публицистического, худо­жественного?)

Схема построения текста-рассуждения

Тезис, т.е основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.

Аргументы, т. е. доказательства, доводы, мотивы, обос­ нования.

Вывод, т. е. итог, к которому пришел автор рассуж­ дения.

Памятка обучения рассуждению

Определите тезис, идею, главную мысль, которую со­ бираетесь доказывать. Представьте ее мысленно.

Для уточнения тезиса четко сформулируйте вопрос,ответом к которому будет служить ваш тезис.

Убедитесь на примерах в логичности, непротиворечи­ вости вашего тезиса. Подумайте, как лучше подвести чита­ теля (слушателя) к восприятию (пониманию) тезиса.

Подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис:

логические доказательства, доводы;

примеры, случаи, цифры, факты;

мнения авторитетных людей, цитаты.
Выделите среди них главные.

Умейте выделить причинно-следственные связи, поста­ райтесь их адекватно выразить.

Сформулируйте вывод. Насколько он соответствует первоначальному тезису? Необходима ли корректировка те­ зиса? аргументов? вывода?

Найдите заглавие, наилучшим образом отвечающее идее и теме текста, его типу, стилю.

Составьте план. Подумайте над структурой текста:

формулировкой тезиса (стоит ли его помещать в на­ чале текста? Что раньше: суждение, факт, собственная оценка? Что убедительнее?);

последовательностью и формой приведения доказа­ тельств;

окончанием (нужно ли формулировать вывод или же он очевиден? Подумайте, как перейти к выводу. Не делайте его неожиданным, резким, несоразмерно кратким).

10. Используйте языковые средства, наиболее точно отра­ жающие смысл текста и соответствующие его стилю:

отвлеченные понятия, обобщения;

вводные слова (прежде всего, во-первых, во-вторых,
в-третьих, наконец)', противительные союзы (но, однако);

вопросительные предложения, сложные предложения.

11.Уважайте оппонента (читателя, слушателя). Делайте его своим другом, союзником, единомышленником. Не будьте навязчивым, нескромным, безапелляционным. Не подчерки­ вайте, что вы подготовленнее, образованнее читателя (слу­ шателя). Избегайте необоснованных решений и указаний. Думайте о том, как выглядите со стороны.

Памятка для анализа текста-рассуждения

I . Рассмотрите структуру текста.

Выделите части текста. Как они связаны? Какие сред­ ства связи?

Найдите введение, определите его назначение.

Выделите тезис. Охарактеризуйте его соответствие те­ ме; особенности его формулировки.

Найдите доказательства, определите, достаточно ли их. Что они собой представляют (суждение, умозаключе­ ние, факт, чужое высказывание)? Каков порядок указания доказательств?

Рассмотрите вывод: его формулировка, подготовка чи­ тателя к восприятию вывода; соответствие вывода тезису.

6. Охарактеризуйте заглавие текста; отражение в нем те­ мы, идеи; соответствие заглавия типу речи, стилю речи.

II . Рассмотрите языковые средства — зависимость их выбора от темы, идеи, типа речи, стиля, жанра. Есть ли ка­ кие-либо особенности данного типа речи в употреблении лек­ сических и грамматических средств (термины, восклицатель­ ные, вопросительные предложения, сложные предложения)?

III . Сделайте общий вывод по анализу текста.

Схема построения описания.

1.Представление объекта речи.

2.Признаки объекта речи.

3.Заключение, вывод (намечен автором и делается читателем).

Памятка для обучения описанию

Охарактеризуйте общий вид предмета (тему описа­ ния).

Определите цель описания.

Назовите наиболее характерные признаки (объем, цвет, форму, размер, назначение, запах, вкус, впечатление, необходимость, полезность, сущность предмета и др.)

Найдите наиболее точные слова для обозначения при­ знаков.

Отберите из найденных признаков необходимые для сочинения.

Расположите описание признаков, как того требуют тема и идея.

Подумайте над итогом описания и его оформлением.

Придумайте заглавия, сопоставьте их, выберите из них лучшие.

Подберите начало текста в соответствии с избранной темой, идеей, стилем, жанром.

Работайте над окончанием текста.

Подумайте над идеей.

Отметьте излишества и недостатки в тексте,

Памятка для анализа текста-описания

I . Рассмотрите структуру текста.

Найдите начало текста (общее представление объекта, введение или иное начало).

Охарактеризуйте выбор признаков (полнота перечис­ ления, значимость признаков, зависимость выбора от стиля речи; порядок указания признаков; целесообразность этого порядка).

Найдите окончание описания (указан последний при­ знак, дан вывод).

Охарактеризуйте заглавие, его соответствие типу речи, теме, стилю речи.

Определите, есть ли в описании элементы других ти­пов речи (повествования, рассуждения). Нужны ли они? Каково их назначение?

Назовите средства связи слов и частей текста.

II . Охарактеризуйте языковые средства.

Найдите типичные средства (определения, синонимы-определения, несогласованные определения, неполные пред­ ложения, назывные предложения), укажите время при­ знаков.

Найдите другие языковые средства.

III . Сделайте общий вывод об описании (передайте общее впечатление от текста).

Схема построения повествовательного текста

Действия, их особенности и порядок.

Указание на завершение действия.

Памятка обучения повествованию

Подумайте, о чем будете писать (рассказывать), вы­ берите тему, случай, событие, факт.

Установите пределы события (начало и конец, т. е. границы сюжета).

3. Знайте о событии все.

Не раздражайте читателя (слушателя) ошибками, не теряйте его доверия, завоевывайте читателя точностью, правдивостью, простотой изложения.

4. Излагайте, не забывая, зачем пишете (рассказывае­те), руководствуйтесь идеей. Старайтесь, чтобы текст был поучительным без назидания.

Излагайте интересно (познавательно, поучительно, последовательно, ясно)

Особенное внимание обратите на начало и конец текста.

Подчиняйте язык главным характеристикам текста: теме, идее, типу речи, стилю, жанру.

При необходимости включайте в повествование эле­менты описания и рассуждения, уместно вводите диалог

Памятка для анализа повествовательного текста

Назовите главные особенности типа речи — повество­ вания. Есть ли в нем диалог?

Определите стиль речи.

Назовите жанр (рассказ, басня, поэма, повесть, сказ­ ка).

Укажите тему. Что можно сказать о полноте ее раскры­ тия?

Назовите идею, или основную мысль, ее рабочую форму­ лировку.

Определите, от какого лица ведется повествование (1-го? 3-го?).

Назовите основные действия и порядок их указания.

Выделите основные части текста (составьте его план).

Укажите начало текста. Как быстро и надежно оно вво­ дит читателя в текст?

Найдите окончание текста. В чем его особенности? (Нейтральное указание на последнее действие? Эмоциональ­ ное указание на последнее действие? Вывод? Призыв к размышлению?)

Охарактеризуйте заглавие, его связь с темой и идеей.

Объясните особенности использования языковых средств.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 262 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 21.04.2018 5989
  • DOCX 76.5 кбайт
  • 70 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Юрочка Ольга Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

С одной стороны, каждый для себя понимает, что такое текст. С другой – дать определение этому, казалось бы, очевидному понятию довольно трудно.

Рукописный текст

Сегодня вплотную поговорим об этом феномене, дадим определение и приведем ряд лингвистических характеристик. Также в этой статье рассмотрим классификацию, строение, анализ текстов.

Что такое текст? Узкое и широкое понимание

Текст – это объединенная смысловой связью последовательность единиц: высказываний, абзацев, разделов и т.д.

Вопрос

Языковедческая трактовка – довольно узкая. Лингвистический взгляд отражает имманентное прочтение феномена (это как?), которое также называют философски нагруженным.

В данном случае текст воспринимается как автономная действительность, в нем ищут собственную внутреннюю структуру (что это такое?).

Существует другой подход – репрезентативный, ещё более узкий.

Его приверженцы склонны рассматривать текст как особый вариант отражения внешней реальности.

То есть в первом случае ему присуща внутренняя структура (некая самость), во втором – её нет.

Писатель

Мы привыкли воспринимать текст как нечто написанное или сказанное. Как то, что состоит из более мелких языковых единиц. Однако его можно понимать значительно шире.

Согласно некоторым философским воззрениям, все, что нас окружает, можно воспринимать как определенный текст, даже если в нем не вычленить абзацев или высказываний.

Яркий пример этого – текст какого-то города: канва информации, истории, традиций, географических и прочих особенностей, описывающая особенности конкретной топографической точки.

Если же вас интересует ответ на этот вопрос, достаточный для ученика 3 класса, то данное видео придется кстати:

Признаки

Некоторые тексты (не только художественные) могут обладать чертами нескольких стилей или располагаться на их границе.

Анализ текста

Под анализом понимают изучение текста со всех сторон – как целиком, так и по составляющим.

Существует три типа научного анализа текста:

  1. историко-литературный,
  2. лингвистический,
  3. идейный (лингвопоэтический).

Анализ

В начальной и средней школе больше ориентируются на идейный, который проводят по такому плану:

  1. Определение темы.
  2. Вычленение проблемы.
  3. Формулирование идеи.
  4. Соотнесение с литературным родом и жанром.
  5. Указание на пространственные и временные характеристики.
  6. Построение основных точек сюжета (составление плана текста). Выделение конфликта. .
  7. Структурирование системы образов (герои, их портреты, психология, действия, монологи (это что?), диалоги (что это?)…).

Лингвистический анализ подразумевает также:

  1. трактовку неочевидных по смыслу лексем, высказываний;
  2. определение стиля текста, отражение его строфики;
  3. стилистическое описание – на всех уровнях языка (лексика, специфическое словообразование, синтаксис);
  4. указание на примененные тропы и фигуры.

Стихотворение

С историко-литературной точки зрения, принято изучать и включать в результат также сведения об авторе, эпохе, литературном течении, даже месте и условиях создания произведения.

Только при совмещении всех трех подходов анализ называют комплексным.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Тема, главная мысль. Вроде бы люди используют слова русского языка, но почему-то одни тексты читаешь с удовольствием, а после прочтения других задаёшься вопросом — что это было?

Читайте также: