Какими средствами художественной выразительности передано напряжение боя мцыри и барса кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эпизод боя Мцыри с барсом является центральным и главным в произведении. Это своего рода кульминация поэмы. Данный эпизод помогает раскрыть характер главного героя более полно и подробно.

Мцыри восторгается диким животным, отнюдь не боится его. Барс изображен величественным, красивым и достойным. Зверь символизирует свободу дикой природы, а Мцыри стремится к этой свободе. Мцыри восхищается своим достойным противником, не презирает его.

Израненный и изможденный герой все же продолжает свой путь к родной стороне. Но он неимоверно счастлив от того, что может дышать полной грудью и наслаждаться свободой. Пусть даже нет больше сил двигаться дальше. Но Мцыри ни о чем не жалеет, и он бы снова и снова сбежал из монастыря, чтобы насладиться моментами, которые завораживают.

При описании барса и Мцыри во время боя Лермонтов использовал разные художественные средства, для того чтобы изобразить героев более ярко и зрелищно. Поэт применяет сравнения в образе барса, сопоставляя его глаза с пламенем, шерсть – с серебром. Присутствие эпитетов делает образы Мцыри и барса яркими и красивыми.

Схватка описывается Лермонтовым очень подробно. Каждый момент завораживает и держит в напряжении.

Главная мысль эпизода и всего произведения в целом – свобода внутренняя и внешняя дороже всего на свете, даже ценнее собственной жизни. Это самое главное, что может быть. Добиваться цели нужно и стоит любыми путями и методами. Лермонтов, как великий поэт, смог донести с помощью слова до читателя главную тематику своего произведения.

Бой Мцыри с барсом (отрывок из текста)

Какой-то зверь одним прыжком Из чащи выскочил и лег, Играя навзничь на песок. То был пустыни вечный гость – Могучий барс. Сырую кость Он грыз и весело визжал; То взор кровавый устремлял, Мотая ласково хвостом, На полный месяц, — и на нем Шерсть отливалась серебром. Я ждал, схватив рогатый сук, Минуту битвы; сердце вдруг Зажглося жаждою борьбы И крови…да, рука судьбы Меня вела иным путем… Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов.
Я ждал. И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой Протяжный, жалобный, как стон Раздался вдруг…и начал он Сердито лапой рыть песок, Встал на дыбы, потом прилег, И первый бешеный скачок Мне страшной смертью грозил… Но я его предупредил. Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассек… Он застонал, как человек, И опрокинулся. Но вновь, Хотя лила из раны кровь Густой, широкою волной, Бой закипел, смертельный бой!

Ко мне он кинулся на грудь: Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое ружье…Он завыл, Рванулся из последних сил, И мы, сплетясь, как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, Упали разом, и во мгле Бой продолжался на земле. И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный зол и дик, Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов. Казалось, что слова людей Забыл я – и в груди моей Родился тот ужасный крик, Как будто с детства мой язык К иному звуку не привык… Но враг мой стал изнемогать, Метаться, медленней дышать, Сдавил меня в последний раз… Зрачки его недвижных глаз Блеснули грозно – и потом Закрылись тихо вечным сном; Но с торжествующим врагом Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!

  • учить выполнять анализ эпизода по определенному плану;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • закреплять представления учащихся о романтической поэме романтическом герое;
  • развивать логическое мышление учащихся;
  • воспитывать любовь к слову.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока.

///. Анализ темы и идеи сочинения.

1. Тема эпизода (ключевые слова).

  1. Идея эпизода.
  2. Заглавие эпизода и на что оно указывает (на тему или идею).
  3. Доказать, что этот эпизод является текстом.
  4. Стиль текста.
  5. Средства художественной изобразительности эпизода.
  6. Синтаксис эпизода.
  7. Пунктуация эпизода.
  8. Интонация.

10.Художественная роль эпизода в произведении.

— Все пункты плана вам понятны? IV. Анализ эпизода (работа по плану).

вам читаю эпизод из поэмы, а вы думаете над его темой и идеей.

— крупное хищное животное семейства кошачьих с пятнистой шерстью.

1-ая группа находит эпитеты.

  • Рассмотрим некоторые стилистические фигуры. Можете ли вы сразу сказать, какая фигура встречается довольно часто? (Умолчание).
  • Работа по группам.

1 -ая группа находит умолчание.

3-ая риторические вопросы.

  • Умолчание встречается в этом эпизоде 10 раз. Это позволяет прервать речь Мцыри и дает возможность поразмышлять читателю; почти все предложения построены на инверсии, что способствует усилению выразительности речи; в этом эпизоде один риторический вопрос, который звучит вначале. Мцыри, задавая этот вопрос, привлекает наше внимание к своему рассказу.
  • Работаем над синтаксисом эпизода. Какие предложения по конструкции использует автор?

1 -ая группа работает с 16 главой

2-ая с 17 главой

3-ая с 18 главой

В основном это сложные предложения (ССП) и простые с однородными сказуемыми. Обилие глаголов позволяет автору передать быстроту, стремительность, многообразие действий героев.

— Как оформлены длинные по своей конструкции предложения? (Короткие строки поэмы, предложения переносятся с одной строки на другую. Это передает напряженность монолога. Речь Мцыри звучит упруг0,передавая энергетику героя).

  • Какие знаки препинания использует автор, и как они влияют на интонацию? (Знаков препинания много. Это и запятые, точка с запятой, двоеточие, тире. В конце предложений автор часто ста вит восклицательный знак. Это влияет на интонацию. Знаки позволяют выделить голосом важные слова, сделать, где необходимо, паузы, и, таким образом, исполнитель сможет более точно, эмоциональнее передать монолог умирающего Мцыри).
  • Какую роль играет этот эпизод в поэме? (Эпизод позволяет лучше понять характер и душу Мцыри. Перед нами необыкновенный человек, который ради своей заветной мечты побеждает в рукопашной схватке дикого зверя. Поэт подчеркивает, что его герой чужой среди тех людей, с кем он вынужден жить. В мире дикой природы он чувствует себя своим).
  • Ребята, осталось для вас что-нибудь непонятное?

V. Работа в черновиках.

  1. Чтение частей сочинений. Редактирование работ.
  2. Итог урока.

VIII. Домашнее задание.

Анализ боя

В данном отрывке очень четко передана динамичность боя Мцыри с барсом. Указанный отрывок имеет огромное значение для максимального раскрытия характера главного героя. При первой встрече с хищником Мцыри не испугался, как на его месте сделал бы другой человек. Он словно завороженный смотрел на дикого зверя, любуясь и восхищаясь его красотой. У него не было страха перед ним. Юноша видел в нем достойного соперника. Воина, такого же, как он сам.
Барс совсем молодой. Его поведение сродни ребенку. Он играет с костью, визжит от радости, в полной мере наслаждаясь процессом. Учуяв человека, добродушный зверь преобразился на глазах. Кость его больше не интересовала. Барс готов к нападению и цель у него одна победить.

Они бились за жизнь с полной самоотдачей, до последней капли крови. Мцыри сам от себя не ожидал, что ему удастся одержать верх над барсом, выйдя из смертельной схватки победителем. Он привык, что его все считают слабым, способным лишь молиться да поститься. Это было настоящее испытание для него, проверка сил, открытие новых возможностей. В момент победы произошло полное перерождение главного героя. Он был уже не беспомощный юноша, которого все оберегали. Он стал настоящим мужчиной, способным на поступки.

Мцыри наконец-то понял, что такое настоящая жизнь, наполненная эмоциями, чувствами, ранее ему незнакомыми. Монастырь не мог ему подарить подобных ощущений. Свобода далась ему дорогой ценой. Но эти дни, проведенные на воле, стали самыми счастливыми в его жизни, несмотря на трагичный финал. Пройдя через все трудности, достойно преодолев их, Мцыри наконец-то обрел свободу в душе и гармонию в сердце.

Сцена боя Мцыри с барсом – самая ключевая.

Даже по форме поэмы видно, что эта её часть особенная, что-то будет происходить, что повлияет на скорую развязку и неожиданный финал поэмы. Действительно, сцена представляет собой отдельную главу. Все действия Мцыри можно разделить на три основных этапа: подготовка к битве (как он ждал появления снежного барса), затем сама битва и её исход, закончившийся полной победой человека над животным.

Основной принцип подачи двух противоборствующих образов по Лермонтову – это принцип контракта. Однако, в чём-то барс и Мцыри похожи: оба беспринципны, сильны и готовы на всё в этой смертельной схватке.

Итак, сначала Мцыри терпеливо ждёт соперника. Барс – это хищный зверь, он таится и готовится напасть из засады. Но и Мцыри как будто бы примеряет на себя шкуру барса и на какое-то время превращается в животное, он пытается уловить те же инстинкты. Иными словами, чтобы выжить, ему нужно понять, как действует зверь, побывать в его шкуре.

Законы природы таковы, что идёт естественный отбор, выживает сильнейший, но чтобы такой исход состоялся, непременно должна состояться схватка. А перед ней необходимо бросить друг другу вызов. После такого ритуала Мцыри и барс сцепляются в схватке.

Далее поэт образно описывает саму сцену поединка, в котором отдаёт дань храбрости каждого из дерущихся. Но сила Мцыри – не в звериной ненависти и инстинкте получения добычи, а в смелости и упорстве. Именно поэтому он способен победить.

Метафора описанного поединка заключается в том, что Мцыри боролся не с диким животным, а с самим собой, скорее со своим внутренним миром. Истинный романтический герой Мцыри показа, на что он способен, в его образе отразились все типичные черты романтического персонажа – жизнелюбие и упорство, неукротимость и жажда победы. Превосходство над диким зверем – это превосходство над самим собой. Теперь его душа свободна в выборе своих желаний, в проявлении эмоций в адекватности восприятия жизни и других жизненных ценностей, которые молодой герой только начинает постигать на своём веку.

Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные Константиновым к поэме — у каждого из них этот эпизод находит свое отображение). Дли критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет первостепенное значение. В нем сосредоточены и раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой с барсом Мцыри служит ключом к пониманию произведения.

Сцена битвы с барсом имеет несколько истоков. Прежде всего в ее основу лег творчески обработанный Лермонтовым грузинский эпос, повествующий о битве юноши и зверя. Неизвестно, был ли автор знаком с поэмой Шота Руставели, вобравшей в себя все основные мотивы этого эпоса, но он однозначно слышал различные грузинские песни и предания. Их сбору он посвятил несколько лет своей жизни (сначала в детстве, а затем во время путешествия по Военно-Грузинской дороге).

Тест по произведению

Оба соперника выступают равными друг другу. Это видно в словах юного монаха, описывающего хищного зверя. Мцыри с восхищением отзывается о барсе, в его словах не видно страха, призрения или ужаса. Юноша понимает, что соперник, встретившийся ему на пути-такой же воин, как и он сам. Они оба, животное и мальчик, борются за жизнь с полной самоотдачей и проявление их инстинктов естественно и не наигранно.

Пьянящее ощущение свободы дается Мцыри очень дорогой ценой. Израненный, голодный и крайне истощенный, он был найден служителями монастыря в степи. Тем не менее, юный горец не готов променять эти три коротких дня даже на две длинных размеренных монашеских жизни. Он с горечью и тоской сожалеет лишь о том, что так и не смог найти дорогу домой, в родной аул, воспоминания о котором живо вспыхнули в его душе во время побега.

Поэма до сих пор производит сильное впечатление на думающего читателя потому, что только через трудности и их достойное преодоление человек обретает истинную свободу в душе и гармонию сердце. А Лермонтов, как гениальный автор смог донести это посредством красоты и силы русского слова.

Значение этого эпизода в поэме

Эпизод схватки главного героя и барса — это объединение человека и природы. Барс в поэме являлся олицетворением силы дикой природы, для которой важны все живые существа. В поединке сошлись два бойца, достойные быть ее частью. Но главное, что в тот момент Мцыри чувствовал себя свободным, как и дикий зверь.

Для юноши этот бой стал проверкой его способностей, его отваги. Во время этой схватки он смог показать свою силу, которую не получалось применить в стенах монастыря. Несмотря на то, что Мцыри не задумывался над тем, что он может быть отважным бойцом, он смог одолеть могучего соперника. И после этого юноша имел право с гордостью считать, что был бы не последним из храбрецов в родном краю.

открытая книга

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Тайны жителей леса 4 класс
    Лес – это живое чудо природы. Деревья не только украшают землю, но и приносят огромную пользу. Очень приятно гулять по лесу в любое время года, но не стоит забывать, что лес – это родной дом для многих животных.

Здравствуй, Дед Мороз! Учусь хорошо. Увлекаюсь историей, рисованием и математикой. Живу вместе с мамой и папой. У мня две сестры. Мы все дружно живем. Много путешествуем. Я люблю читать.

Бой Мцыри с барсом — это ключевой эпизод в поэме, кроме того, он наиболее известен и изучен. Сцена неоднократно иллюстрировалась художниками. Стоит вспомнить работы Н. Дубовского, О. Пастернака, а также гравюры, которые были выполнены Ф. Константиновым.

Краткое описание третьей части

В третьей части описывается сам бой Мцыри с барсом. Зверь бросился на юношу, но тот успел защититься и ранить его. Схватка была жаркая, никто из них не хотел сдаваться. Сам Мцыри почувствовал себя диким животным, и другие люди испугались бы его в тот момент.

Барс сражался изо всех сил, и в том поединке они стали единым целым. Для юноши дикий зверь стал ближе, чем был бы друг. Но все-таки, несмотря на свою силу, барс пал в том поединке. Но Мцыри было его не жаль, потому что он погиб, как и подобает отважному и могучему бойцу.

бой Мцыри с барсом

Для литературоведов и критиков, изучавших данную поэму, анализ указанного эпизода имеет огромное значение. Бой Мцыри с барсом раскрывает основные черты характера героя, поэтому он является ключом для понимания произведения. В небольшой поэме интересующий нас эпизод занимает четыре строфы — с 16 по 19. Отводя столько места для него, а также размещая сцену в середине произведения, Михаил Юрьевич Лермонтов подчеркивает композиционно значимость эпизода.

Вначале описывается подробно барс. Важно заметить и то, что характеристика зверя дается героем без неприязни и страха, напротив, юноша Мцыри заворожен силой и красотой хищника. Автор использует много сравнений, говорит, что глаза барса светятся словно огни, шерсть отливается серебром. В темном лесу под лунным светом он напоминает ожившую сказку, одно из старинных преданий, возможно, рассказанных когда-то ребенку его сестрами и матерью.

Краткое описание второй части

Во второй части описывается начало боя Мцыри с барсом. Зверь почувствовал опасность и стал готовиться к схватке. Несмотря на то, что он был могучим, юноша не растерялся и не испугался. Мцыри подготовился к тому, чтобы отразить удар барса.

Прыжок зверя мог стать роковым для юноши, но он смог отразить его и нанести рану хищнику. И поэт в этот момент сравнивает его с человеком, тем самым показывая, что и дикие животные могут чувствовать. Но, несмотря на тяжелое ранение, зверь не собирается сдаваться и готов продолжить поединок с юношей.

Битва

Краткое описание первой части

Юноша рассказывал монахам о том, что с ним случилось, что он видел за пределами монастыря. Один из ключевых моментов в сюжете, в котором раскрывается характер персонажа, — это бой Мцыри с барсом. Он описан в трех главах.

В первой главе говорится о том, что ночью в лесу юноша встретил барса. Он предстает перед читателем не просто как опасное и дикое животное, а как гость пустыни. Мцыри не боится его — он им восхищается. Барс наслаждается красотой ночи, как и юноша. Для его описания поэт использует слова, подходящие под описание дитя, каким он и является, только барс — дитя природы.

В этот же момент Мцыри почувствовал, что хочет сразиться с хищником. И юноша понимает, что мог бы быть удалым воином. Для Мцыри бой с барсом — это возможность стать ближе к своей семье, к тому человеку, которым бы он мог стать. Поэтому юноша не боялся схватки, а ждал ее и радовался возможности проявить свою удаль.

В эпизоде сражения героя с хищным зверем в поэме "Мцыри" есть следующие художественные средства выразительности: риторическое восклицание ("Бой закипел, смертельный бой!"); гипербола (". лила из раны кровь густой, широкою волной"); метафора (". рука судьбы меня вела иным путём", ". я пламенел"); сравнение (". сплетясь, как пара змей", ". как барс пустынный, зол и дик"); олицетворение (". мелькнула тень", ". промчались искры", ". родился. крик"); эпитеты ("детские", "тёмный", "сырую", "ночной", "протяжный").

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Какими средствами художественной выразительности передано напряжение боя мцыри с барсом

1)Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой и бое с барсом?
Чтобы Более наглядно представить ситуацию и прийти к обоснованным выводам, в две колонки запишите ключевые слова (по каждому эпизоду)
Он проявляет упорство в достижении поставленной цели — вернуться на родину. При встрече с грузинкой он не заходит в саклю, чтобы утолить голод:
…Я цель одну
Пройти в родимую страну
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности:
Но юность вольная сильна,
И смерть казалось не страшна.
2)Какими средствами художественной выразительности передано напряжения боя?
Выпишите наиболее экспрессивно окрашенные слова и предложения

В эпизоде боя с барсом самым употребительным является такой троп, как сравнение.

С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (“сплетясь, как пара змей”). Это взаимообратный процесс: зверь – очеловечивается, человек – как зверь, и в этом проявляется их близость. В то же время эти сравнения подтверждают отчуждённость Мцыри от людей: “Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей”, “я был чужой для них навек, как зверь степной” – шакал “кричал и плакал, как дитя”, “он застонал, как человек”.

В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. А в природе естественно устанавливаются справедливые законы.

1)Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с юный грузинкой и бое с барсом?
Чтобы Более наглядно представить ситуацию и придти к обоснованным выводам, в две колонки запишите ключевые слова (по каждому эпизоду)
Он проявляет упорство в достижении поставленной цели — возвратиться на отчизну. При встрече с грузинкой он не входит в саклю, чтобы утолить голод:
Я цель одну
Пройти в родственную страну
Имел в душе и превозмог
Мученье голода, как мог.
Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он опускался со скал к сгустку, звучит презрение к угрозы:
Но юность свободная сильна,
И смерть казалось не ужасна.
2)Какими средствами художественной выразительности передано напряжения боя?
Выпишите более экспрессивно окрашенные слова и предложения

В эпизоде боя с барсом самым употребительным является такой троп, как сравнение.

С поддержкою сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей). Это взаимообратный процесс: зверь очеловечивается, человек как зверек, и в этом проявляется их близость. В то же время эти сравнения подтверждают отчуждённость Мцыри от людей: Я сам, как зверек, был чужд людей и лез прятался, как змей, я был чужой для их навек, как зверек степной шакал вопил и рыдал, как дитя, он застонал, как человек.

Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, кричал, как он,
Как словно сам я был рождён
В семействе барсов и волков.
В груди моей родился тот
страшный крик,
Как будто с юношества мой язык к иному звуку не привык!
Он повстречал погибель личиком к личику,
Как в битве следует бойцу!

В этих сравнениях сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка бешеных естественных сил. А в природе естественно устанавливаются правосудные законы.

Вопрос по русскому языку:

Помогите ответить на вопрос! 5 вопрос

  • 05.03.2015 01:41
  • Русский язык
  • remove_red_eye 7753
  • thumb_up 18
Ответы и объяснения 1

1)Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой и бое с барсом?
Чтобы Более наглядно представить ситуацию и прийти к обоснованным выводам, в две колонки запишите ключевые слова (по каждому эпизоду)
Он проявляет упорство в достижении поставленной цели — вернуться на родину. При встрече с грузинкой он не заходит в саклю, чтобы утолить голод:
…Я цель одну
Пройти в родимую страну
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности:
Но юность вольная сильна,
И смерть казалось не страшна.
2)Какими средствами художественной выразительности передано напряжения боя?
Выпишите наиболее экспрессивно окрашенные слова и предложения

В эпизоде боя с барсом самым употребительным является такой троп, как сравнение.

С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (“сплетясь, как пара змей”). Это взаимообратный процесс: зверь – очеловечивается, человек – как зверь, и в этом проявляется их близость. В то же время эти сравнения подтверждают отчуждённость Мцыри от людей: “Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей”, “я был чужой для них навек, как зверь степной” – шакал “кричал и плакал, как дитя”, “он застонал, как человек”.

В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. А в природе естественно устанавливаются справедливые законы.

1)Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой и бое с барсом?
Чтобы Более наглядно представить ситуацию и прийти к обоснованным выводам, в две колонки запишите ключевые слова (по каждому эпизоду)
Он проявляет упорство в достижении поставленной цели — вернуться на родину. При встрече с грузинкой он не заходит в саклю, чтобы утолить голод:
…Я цель одну
Пройти в родимую страну
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
Мужество, волю к победе проявляет Мцыри в борьбе с барсом. В его рассказе о том, как он спускался со скал к потоку, звучит презрение к опасности:
Но юность вольная сильна,
И смерть казалось не страшна.
2)Какими средствами художественной выразительности передано напряжения боя?
Выпишите наиболее экспрессивно окрашенные слова и предложения

В эпизоде боя с барсом самым употребительным является такой троп, как сравнение.

С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (“сплетясь, как пара змей”). Это взаимообратный процесс: зверь – очеловечивается, человек – как зверь, и в этом проявляется их близость. В то же время эти сравнения подтверждают отчуждённость Мцыри от людей: “Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей”, “я был чужой для них навек, как зверь степной” – шакал “кричал и плакал, как дитя”, “он застонал, как человек”.

В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. А в природе естественно устанавливаются справедливые законы.

Самый употребительный троп в сцене боя с барсом — сравнение.
Он застонал, как человек,
И опрокинулся.

И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом.

И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков.

Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!

Кроме того автор употребляет и другие тропы:

эпитеты: могучий барс, взор кровавый, бешеный скачок, смертельный бой.

Метафоры: т о был пустыни вечный гость; сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови; быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов.

Инверсия: в битве следует бойцу; зрачки его недвижных глаз блеснули грозно — и потом закрылись тихо вечным сном; ко мне он кинулся на грудь; у дар мой верен был и скор.

Градация:
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз.
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно — и потом
Закрылись тихо вечным сном.

Самый употребительный троп в сцене боя с барсом - сопоставленье.
Он застонал, как человек,
И опрокинулся.

И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись сильнее 2-ух приятелей,
Упали разом.


И я был ужасен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как словно сам я был рожден
В семействе барсов и волков.

Он повстречал смерть лицом к лицу,
Как в битве следует воину!

Кроме того создатель употребляет и иные тропы:

эпитеты: могучий барс, взгляд кровавый, бешеный скачок, смертельный бой.

Метафоры: т о был пустыни вечный гость; сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови; быть бы мог в краю отцов не из заключительных удальцов.

Инверсия: в битве следует воину; зрачки его недвижных глаз блеснули грозно и позже закрылись тихо вечным сном; ко мне он кинулся на грудь; у дар мой верен был и быстр.

Градация:
Но недруг мой стал ослабевать,
Метаться, медлительней дышать,
Сдавил меня в последний раз.
Зрачки его неподвижных глаз
Блеснули грозно и позже
Закрылись тихо постоянным сном.

Описание барса - могучий барс, взор кровавый, сердито лапой рыть песок, встал на дыбы, Ожидание схватки - сердце зажглося жаждою борьбы и крови, Описание опасной схватки - первый бешеный скачок мне страшной смертию грозил, удар мой верен был и скор, широкий лоб его рассек, бой закипел, смертельный бой, ко мне он кинулся на грудь, в горло я успел воткнуть и там два раза повернуть свое оружие; сплетясь как пара змей, бой продолжался на земле; но враг мой стал изнемогать, метаться, медленней дышать; Эмоциональное напряжение - вой протяжный, жалобный как стон; застонал, как человек; рванулся из последних сил, я был страшен в этот миг; зол и дик;я пламенел, визжал;зрачки его недвижных глаз блеснули грозно;

Читайте также: