Где и как прошло детство и юность гайдна кратко

Обновлено: 02.07.2024

Франц Йозеф Гайдн (31.03.1732 – 31.05.1809) – австрийский композитор, основоположник классического стиля написания симфоний и струнных квартетов.

Детские и юношеские годы

Согласно краткой биографии Йозефа Гайдна, местом его рождения была деревушка Рорау, что расположена вблизи венгерской границы. Родители достаточно серьезно занимались вокалом и любили играть на музыкальных инструментах.

В 1737 году была обнаружена предрасположенность пятилетнего Йозефа к музыке. Тогда его забрал к себе в город родной дядя. В дунайском городе Хайнбург мальчик стал учиться играть музыку и упражняться в пении. Там его старания были замечены Георгом фон Рейттером, известным композитором и директором столичной капеллы святого Стефана.

Следующие десять лет Йозефу пришлось работать в различных местах, чтобы обеспечить себя. Ему удалось напроситься в ученики к композитору Николе Порпора. Цена уроков была высокой, поэтому молодой Йозеф упросил слушать их, сидя за занавеской.

Систематическое образование получить Гайдну не удалось, но он восполнил пробелы, изучая содержание трудов И. Фукса, И. Маттезона и других композиторов.

Молодые годы

В 1759 году ему удалось устроиться работать капельмейстером у графа Карла фон Морцина. Граф имел личный небольшой оркестр, в котором Йозеф продолжил свое творчество, сочиняя для графа симфонии.

Работа у Эстерхази

В 1760 году Гайдн вступает в брак с Марией-Анной Келлер. В их браке не оказалось места для детей, о чем он печалился всю жизнь. Жене профессия супруга была неприятна и она никак не поддерживала мужа в его работе, но развод в то время был запрещен.

В 1761 году граф фон Морцин разоряется и Гайдна приглашают перейти работать к князю Павлу Антону Эстерхази. До 1766 года он работал вице-капельмейстером, но после смерти главного капельмейстера княжеского двора Грегора Вернера, Гайдн поднялся в должностной лестнице и стал писать музыку, заниматься организацией оркестра и ставить оперы уже имея на то полные права.

В 1779 году Гайдн и Эстерхази перезаключают контракт, внеся в него ряд изменений. Если ранее все написанные композиции были собственностью княжеской семьи, то при новом контракте композитор мог писать на заказ и продавать любые новые произведения.

11 февраля 1785 года Гайдн становится членом общества масонов.

Наследие

Всего же за свою жизнь Гайдн написал 104 симфонии, 52 сонаты, 36 концертов, 24 оперы и 300 различных произведений камерной музыки.

Последние годы

Франц Йозеф Гайдн — известный австрийский композитор, ворвавшийся в музыку в XVIII веке. Особый интерес вызывает жизнь этого великого человека. Судьба маэстро была переменчива, но в конце жизни он стал едва ли не самым знаменитым композитором. Современники восхищались эмоциональностью его музыки. Кратко биографию и творчество Гайдна изучают в школе в рамках знакомства с произведениями этого великого композитора.

Франц Йозеф Гайдн

Детство и юность композитора

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в австрийской деревушке Рорау, расположенной на берегу реки Лейты вблизи венгерской границы. Его отец, каретный мастер Матиас Гайдн, и мать, прислуга на кухне, увлекались пением. Папа играл на арфе, не зная нотной грамоты.

Талант мальчика проявился в 5 лет, но в деревне не было возможности обучаться музыкальному искусству. Франца забрал к себе дядя в город Хайнбург-на-Дунае. С тех пор жизненный путь ребенка был определён: вся его жизнь была посвящена музыке.

Йозеф имел абсолютный слух

Йозеф имел абсолютный слух. Он обучался пению и игре на фортепиано, овладел струнными и духовыми инструментами. Мальчик обладал редкой чистоты дискантом. Голос маленького Гайдна был настолько красив, что его заметил композитор Георг фон Рейттер и пригласил к себе в капеллу петь в хоре Собора Св. Стефана в Вене.

Обучение пению и игре на музыкальных инструментах продолжалось около десяти лет. Но системного образования он не получил, учеба проходила медленно, поскольку не было средств ее оплачивать. С мальчиками-певчими обращались грубо, их избивали, плохо кормили.

Очень трудным был для молодого музыканта следующий десяток лет. Не имея угла и будучи голодным, он играл на скрипке в бродячем ансамбле. Чтобы учиться дальше, он стал слугой Никола Порпоры — знаменитого итальянского композитора и преподавателя. Плата за учёбу была высокая, но Гайдн получил разрешение присутствовать на уроках, сидя за занавеской. Порпора заметил одарённость юноши и предложил ему стать личным компаньоном-камердинером без оплаты за уроки гармонии и теории музыки.

Йозеф дополнительно изучал теорию композиции и труды великих музыкантов, развивая и совершенствуя свои знания и способности.

В течение 10 лет, работая у Порпоры, он сочинил свои первые серьёзные работы. Сонаты для клавесина, написанные 1749 году, привлекли внимание публики.

Творческий подъём

Творческий подъём Гайдна

В 1761 году композитора приглашают на должность вице-капельмейстера к князю Эстерхази. Он сочиняет музыку, ставит оперы, руководит оркестром. Это время создания ораторий и квартетов, месс и симфоний. Согласно договору, заключённому с князем, он не имел права покидать владения и писать музыку для других лиц. На службе Франц Йозеф оставался почти 30 лет. Не соприкасаясь с музыкальным миром, Гайдн создавал произведения, которые исполнялись в крупнейших мировых столицах.

Международная известность

Гайдн был связан договором с Эстерхази. Все его произведения были собственностью этой семьи, несмотря на известность, полученную в Европе. Одиночество тяготило композитора.

В 1779 году были пересмотрены условия договора. Гайдн получает свободу, после чего начинает писать на заказ, заключает договоры с австрийскими и зарубежными издателями. Наступает новый этап в жизни композитора, принёсший ему всемирную известность. Его знают в Англии, Франции и России:

Международная известность Гайдна

В 1781 году в Вене Гайдн познакомился с Моцартом. Они стали верными друзьями. Моцарт уважал друга и всегда прислушивался к его советам.

В 1790 году наследник князя П. Эстергази распустил капеллу, но за композитором сохранилась пожизненная пенсия. В 1792 г. в Бонне Гайдну представляют юного талантливого Людвига ван Бетховена, который становится учеником маэстро. В 1785 году композитор вступает в общество масонов, куда входит и Моцарт.

Семейная жизнь и любовь

Супружеская жизнь известного композитора Гайдна

Супружеская жизнь известного композитора не сложилась. Он полюбил младшую дочь придворного парикмахера, которая предпочла жизнь в монастыре созданию семейного очага. Тогда в возрасте 28 лет он женился на её сестре — 32-летней Марии Анне Келлер. Детей у супругов не было. Для него это стало причиной сильных переживаний.

Жену раздражала работа великого супруга. Нотные записи она использовала на кухне. С её стороны он не чувствовал поддержки. Гайдн на протяжении 20 лет оставался верным мужем. Развод в те времена был запрещён. Супруги вынуждены были прожить вместе 40 лет.

В 48 лет маэстро встречает 19-летнюю оперную певицу Луиджию Ползелли. Между ними возникает страстная любовь. Обещание жениться на девушке он не сдерживает. Краткий роман закончился. Девушка была надменна и корыстолюбива, поэтому даже после смерти жены он не стал жениться на ней.

Творческое наследие маэстро

В каких бы направлениях композитор ни пробовал себя, везде его сопровождал триумф. Сколько же произведений написано Гайдном? Его творческое наследие включает около 1 000 работ. Основными произведениями стали:

  • сонаты и симфонии;
  • оратории и мессы;
  • концерты и камерные ансамбли;
  • оперы и песни;
  • марши и танцы.

Маэстро сочинил 24 оперы. Среди них наиболее известны:

  • струнные и ударные;
  • деревянные и духовые.

Википедия делает ссылку на каталог Хобокена, в котором можно увидеть полный список произведений великого композитора, написанных в течение жизни.

Гайдн получил широкое признание мирового сообщества. В 1791 г. ему присвоена степень почётного доктора Оксфордского университета. Он являлся почётным гражданином Вены.

Последние годы жизни композитора прошли в Вене. В 1802 году здоровье Гайдна резко ухудшилось. Он не мог полноценно работать. Сохранившиеся черновики датируются 1806 годом.

Ушёл из жизни великий композитор 31 мая 1809 года в Вене. В это время город был занят наполеоновским войском. Узнав о смерти композитора, французский император выставил у его дома почётный караул.

Маэстро похоронили 1 июня в Вене. По распоряжению князя Эстергази останки позднее захоронили в Эйзенштадте. При вскрытии могилы обнаружили, что пропал череп. Это сделали его друзья-композиторы, поместив голову в музей в Вене. Череп Гайдна находился там с 1895 по 1954 год, после чего части тела воссоединили и захоронили вместе.

В 1889 г. в Вене открылся дом-музей Гайдна. Это дом, в котором маэстро доживал свою жизнь. В нём находятся личные вещи, ноты и инструменты великого композитора.

В историю Гайдн вошёл как основоположник классического стиля написания симфоний и струнных квартетов. Музыковеды считают, что он был их основоположником. Гайдн, Моцарт и Бетховен представляют Венскую классическую школу.

Франц Йозеф Гайдн

Франц Йозеф Гайдн родился 31.03.1732 в простой крестьянской семье. Местом его рождения стала небольшая австрийская деревня Рорау, расположенная недалеко от венгерской границы.

Йозеф стал вторым ребёнком и первым сыном Матиаса Гайдна и Марии Коллер. Отец мальчика был каретным мастером, а мать работала кухаркой в имении графа Гарраха.

Матиас очень любил музыку, играл на арфе, пел. Именно он заметил музыкальные способности сына. У мальчика был прекрасный слух и чувство ритма. В 1737 г. отец отправил Йозефа в Хайнбург-на-Дунае к дяде, который работал там ректором школы. Мальчик начал изучать основы музыки и хорового пения.

В возрасте 7-ми лет на Йозефа обратил внимание заехавший в Хайнбург капельмейстер фон Ройтер, он забрал талантливого мальчика в капеллу венского Собора Святого Стефана, где тот до 1749 г. пел в хоре, а также обучался игре на музыкальных инструментах.

В детстве

Потом у Гайдна пропал голос. Для юноши наступили трудные времена. Он брался за любую работу, а по ночам сочинял музыку. Молодой человек устроился слугой к известному венскому композитору и преподавателю Николе Порпора. Так как у Йозефа не было денег на занятия, но было огромное желание учиться, Порпора разрешил ему слушать за занавеской свои уроки с другими учениками. Начинающий композитор многое почерпнул из этих уроков и восполнил пробелы в своём музыкальном образовании.

Начинающий композитор

Краткая биография

Франц Йозеф Гайдн дирижирует

Франц Йозеф Гайдн дирижирует

Личная жизнь

Во время работы капельмейстером у графа Морцина (в 1760 г.) Йозеф Гайдн женился на Анне Марии Келлер, дочери графского парикмахера. Детей у супругов не было.

Жена — Анна Мария Келлер

Жена — Анна Мария Келлер

Анна Мария не любила и не понимала музыку в целом и деятельность мужа в частности. Партитуры она могла использовать на подставки под блюда или папильотки.

Муж и жена не были счастливы в браке, но законы того времени не позволяли развестись.

Вывод

Йозеф Гайдн по праву считается одним из величайших композиторов конца 18 века.

Он подытожил и усовершенствовал опыт предшественников в области инструментальной музыки, способствовал формированию классических музыкальных жанров и форм, а также стал отцом нового жанра – струнного квартета. Мастер использовал оригинальные технические приёмы, всё время развивал свой музыкальный язык. Его произведения отличаются многогранностью содержания, стройностью и соразмерностью пропорций, жизнерадостностью.

Вместе с Моцартом и Бетховеном Гайдн сформировал стиль венского классицизма.

За свою жизнь композитор написал более 100 симфоний, 20 опер, 80 струнных квартетов, 50 фортепианных сонат, 120 трио для баритона, а также множество месс, увертюр, маршев, танцев, песен, дивертисментов и концертов для разных инструментов, пьес для клавира, оратории и др.

Своего пика творчество Гайдна достигло в 80-90-е гг. 18 века, когда были созданы самые лучшие произведения композитора.

Он был братом Михаила , который также считался хорошим композитором, и Иоганна Евангелиста , тенора . У него была близкая дружба с Вольфгангом Амадеем Моцартом , который, как полагают, даже стал наставником и учителем Людвига ван Бетховена . Полный список произведений композитора можно найти в каталоге Hoboken , системе заказа, созданной Энтони ван Хобокеном .

биография

Детство

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Рорау , маленьком городке близ Вены ( Австрия ), в то время столице Священной Римской империи , и совсем недалеко от границы с Венгрией . Он был вторым из двенадцати детей Матиаса Гайдна и Анны Марии Коллер. Его отец был каретным мастером и ремонтником на службе у графа Харраха , городского аристократа, а также служил марктрихтером , должность, аналогичная должности мэра города. Его мать раньше работала поваром во дворце графа Харраха. Ни один из его родителей не умел читать музыку; [ 6 ] Тем не менее, Матиас был заядлым народным музыкантом и научился играть на арфе на основе самоучки во время своего пребывания в качестве офицера. Согласно последним воспоминаниям Гайдна, их детство с его семьей было чрезвычайно музыкальным, и они часто пели вместе и со своими соседями. [ 7 ]

Родители Гайдна понимали, что у их сына есть способности к музыке, и знали, что в Рорау у него не будет возможности получить должное музыкальное образование. По этой причине они приняли предложение своего родственника Иоганна Маттиаса Франха, директора школы и хормейстера в Хайнбурге , чтобы Йозеф учился дома и занимался музыкой. Таким образом, всего в шесть лет Гайдн отправился с Франком в Хайнбург (в семи милях от его родного города) и больше никогда не жил со своими родителями.


Жизнь в доме Франка была нелегкой для Гайдна, который позже вспоминал, что часто был голоден [ 8 ] и постоянно унижался отвратительным состоянием своей одежды. [ 9 ] Тем не менее , он начал свое музыкальное образование там и вскоре смог играть на клавесине и скрипке , а также петь партии в церковном хоре Hainburg .

Есть основания полагать, что песня Гайдна произвела впечатление на слушателей, потому что вскоре она привлекла внимание Георга фон Ройттера [ 10 ] , капельмейстера собора Святого Стефана в Вене , который путешествовал по провинциям в поисках новых талантов для мальчиков. хор . Гайдн успешно прошел прослушивание перед Рейттером и в 1740 году переехал в Вену , где оставался танцовщицей в течение следующих девяти лет. С 1745 года к хору присоединился и его младший брат Михаил.

Гайдн жил в доме Ройтера с пятью другими мальчиками из хора. Он получил уроки латыни и других предметов, а также уроки пения, игры на скрипке и клавишных . [ 11 ] Рейтер мало помог Гайдну в области теории музыки и музыкальной композиции , поскольку он дал ему только два урока во время своего пребывания в качестве бэк-вокалистки. [ 12 ] Однако, поскольку Санкт-Стефан был одним из ведущих музыкальных центров Европы, Гайдн смог учиться, обслуживая там профессиональных музыкантов. [ 13 ]

Как и раньше Франк, Ройтер не всегда следил за тем, чтобы Гайдна правильно кормили. Как позже заявил биограф Альберт Кристоф Дайс, Гайдн был мотивирован очень хорошо петь, надеясь получить больше приглашений на выступления перед аристократией, где певцам обычно подавали угощение. [ 14 ]

Автономность работы


В 1749 году Гайдн достиг возраста, когда он уже не мог петь высокие ноты хоровых произведений. Под этим слабым предлогом его уволили с работы в хоре. Остался на улице, деваться некуда. [ 15 ] Однако ему посчастливилось встретить друга, Иоганна Михаэля Спенглера, с которым он несколько месяцев делил комнату на переполненном чердаке своей семьи. Гайдн сразу же решил начать свою карьеру как независимый музыкант.

Когда он был танцовщицей, Гайдн не получил серьезных инструкций по теории музыки и композиции, что он считал серьезным недостатком. Чтобы смягчить это, он работал в этом смысле с помощью контрапунктических упражнений по тексту Gradus ad Parnassum Иоганна Йозефа Фукса и тщательно изучал работы Карла Филиппа Эмануэля Баха , влияние которого он позже признал важным. [ 17 ]

Благодаря своей возросшей репутации Гайдн смог заручиться покровительством аристократа, что имело решающее значение для развития карьеры композитора того времени. Графиня Тун [ 20 ] , увидев одну из композиций Гайдна, вызвала его и наняла своим певцом и учителем игры на клавишных. [ 21 ] Барон Карл Йозеф Фюрнберг нанял Гайдна в его загородном поместье Вайнцирль , где композитор написал первый струнный квартет . Впоследствии Фюрнберг рекомендовал Гайдна графу Морзину , который в 1757 году [ 22 ] стал первым покровителем Гайдн полный рабочий день. [ 23 ]

Годы работы капеллой


В конце этого периода, в 1759 году, Гайдн получил от графа Морзина важное предложение: стать директором школы , то есть музыкальным руководителем. В это же время он сочинял свои первые симфонии для оркестра и дирижировал графским ансамблем. В 1760 году, с обеспечением своего положения директора школы, Гайдн женился. Его женой была Мария Анна Терезия Келлер ( 1730—1800 ) , [ 24 ] сестра Терезы (р. 1733), в которую Гайдн ранее был влюблен. Гайдн и его жена не были полностью счастливы в браке, [ 25 ] Законы того времени не позволяли им расстаться, и у них не было детей. У обоих были любовники; У Джозефа были длительные отношения с певицей из Эстерхази Луиджией Ползелли , от которой, по словам некоторых биографов, у него был один или несколько детей. [ 26 ]

Вскоре у графа Морзина возникли финансовые трудности, поэтому через два года он уволил всех своих музыкантов. Однако Гайдн быстро нашел аналогичную работу в качестве помощника хозяина семьи Эстерхази , одного из самых богатых и влиятельных представителей Австрийской империи , который зимой и летом проживал в Вене в двух принадлежащих ему дворцах, один на юге. из столицы и еще один в Венгрии . Когда в 1766 году скончался старый капельмейстер Грегор Вернер , Гайдн получил повышение и занял этот пост.

Как член семьи Эстерхази, Гайдн носил ливрею и следовал за семьей, когда они переезжали в свои дворцы, самым важным из которых был древний замок Эстерхази в Айзенштадте , а затем Эстерхаза , величественный дворец, построенный в 1760 -х годах в Венгрии . . Эстерхази были любителями и знатоками музыки и оказывали Гайдну всю необходимую поддержку в его работе, включая его собственный небольшой оркестр. Он начал работать на принца Пала Антала Эстерхази в 1762 году и, когда он умер в 1763 году, служил своему брату Николасу Эстерхази. , названный великолепным, уже почти тридцать лет. В своей новой должности на Гайдна ложилась большая ответственность, которая заключалась в сочинении музыки на все случаи жизни, дирижировании оркестром, исполнении камерной музыки с членами оркестра, а также семьей, а также в организации постановки опер (он представлял все недели две оперы и два концерта, а также специальные произведения для избранных посетителей и ежедневные концерты камерной музыки, на которых сам князь играл на необычном струнном инструменте, известном как баритон , для которого Гайдн написал множество трио). Несмотря на тяжелую работу, Гайдн считал себя счастливчиком. [ 27 ]


Гайдн провел большую часть года в Эстерхазе , большом дворце, принадлежащем семье Эстерхази, построенном в 1760 -х годах в Венгрии .

Постепенно Гайдн также начал чувствовать себя более изолированным и одиноким, особенно потому, что двор большую часть года переезжал в Эстерхазу, подальше от Вены, а не в Эйзенштадт, который был ближе к столице. [ 28 ] Гайдн очень хотел посетить Вену, в частности, потому что там были его друзья. [ 29 ] Из этой дружбы особенно важны близкие и платонические отношения, которые он имел с Марией Анной фон Генцингер (1750-93), женой личного врача принца Николая в Вене, в 1789 году. . Гайдн часто писал г-же Генцингер, выражая свое одиночество в Эстерхазе и свою радость по поводу тех немногих раз, когда ему удавалось навестить ее в Вене; позже Гайдн часто писал его из Лондона . Ее безвременная смерть в 1793 году стала тяжелым ударом для Гайдна, и он, возможно, написал свои Вариации фа минор Hob. XVII: 6 в ответ на его смерть. [ 30 ]


Портрет Людвига ван Бетховена в 1801 году . Гайдн был его учителем контрапункта в Вене в период между его визитами в Англию .

Другим его другом в Вене был Вольфганг Амадей Моцарт , с которым Гайдн познакомился около 1784 года . Согласно более позднему свидетельству Майкла Келли и других, два композитора иногда вместе исполняли струнные квартет . Гайдн был очень впечатлен произведениями Моцарта и щедро хвалил его перед другими людьми. Моцарт, очевидно, отплатил Гайдну за честь, посвятив набор из шести струнных квартетов, которые теперь называются квартетами Гайдна . Оба принадлежали к одной и той же масонской ложе в Вене. [ 31 ]

Лондонское путешествие

Между визитами Гайдн давал уроки контрапункта Людвигу ван Бетховену в Вене. Бетховен был недоволен работой Гайдна как учителя и обратился за помощью к другим; отношения между ними иногда были напряженными. [ 34 ]

Последние годы в Вене


Начиная с 1802 года болезнь, которая у него была ранее, снова появилась и развилась до такой степени, что он больше не мог сочинять. Это было, несомненно, очень трудно для него, так как, как он признавал, идеи для новых произведений текли легко в его уме. Несмотря на то, что его слуги хорошо заботились о нем и он ни в чем не нуждался, а также имел друзей и был уважаемым музыкантом, Гайдн, должно быть, провел свои последние годы опечален тем, что не мог работать над своей музыкой. Во время болезни он часто утешал себя тем, что сидел в одиночестве за фортепиано и исполнял Gott erhalte Franz den Kaiser , сочиненную им самим в 1797 году в качестве патриотического жеста. [ 36 ] Эта мелодия позже использовалась в качестве национальных гимнов Австрии и Германии .


Личность и внешний вид


Джеймс Вебстер говорит о Гайдне как общественном деятеле следующее:

Общественная жизнь Гайдна олицетворяла идеал Просвещения honnête homme (честный человек): человек, чей хороший характер и мирской успех позволяют и оправдывают друг друга. Его скромность и честность были известны повсюду. Эти черты не были предпосылками успеха капельмейстера , предпринимателя и общественного деятеля, но способствовали благоприятному восприятию его музыки. [ 38 ]

Гайдн пользовался особым уважением у придворных музыкантов Эстерхази , которыми он руководил, поддерживал сердечную рабочую атмосферу и эффективно представлял интересы музыкантов со своими покровителями. [ 39 ]

Гайдн был невысокого роста, возможно, из-за того, что большую часть своей юности недоедал . Он не был красив и, как и многие другие люди того времени, перенес оспу , поэтому его лицо было покрыто шрамами от этой болезни. Его биограф Дайс писал: «Он не мог понять, как столько красивых женщин в его жизни могли полюбить его. Они не могли быть очарованы моей красотой . [ 45 ]

Гайдн также страдал от полипоза носа на протяжении большей части своей взрослой жизни, что временами мешало ему сочинять; Это была болезнь, которая вызывала слабость и агонию у тех, кто страдал от нее в 18 веке . [ 46 ]

Музыкальный анализ


Часть оригинальной рукописи Гайдна, которая в настоящее время находится в Британском музее , взята из биографии композитора, доступной в Project Gutenberg .

Джеймс Вебстер резюмирует роль Йозефа Гайдна в истории классической музыки следующим образом:

Структура и характеристики вашей музыки

Ключевой особенностью музыки Гайдна является развитие более крупных структур, а не очень коротких и простых мотивов , часто происходящих из обычных сопровождающих фигур. Музыка часто довольно формально сконцентрирована, и важные части движения могут разворачиваться быстро. [ 48 ]

Формальная изобретательность Гайдна также побудила его интегрировать фугу в классический стиль и обогатить форму рондо более логичной тональной связностью. Гайдн также был основным представителем формы двойной вариации (чередующиеся вариации на две темы, которые часто являются основными и в меньшей степени версиями друг друга).

Возможно, больше, чем у любого другого композитора, музыка Гайдна известна своим юмором . [ 50 ] Самый известный пример -- внезапный резкий аккорд в медленном движении его Симфонии " Сюрприз " . Многие другие музыкальные шутки Гайдна включают многочисленные фальшивые концовки (например, в четверостишиях соч. 33. № 2 и соч. 50. № 3) и замечательную ритмическую иллюзию в трио третьей части соч. 50 № 1.

Эволюция стиля Гайдна

Самые ранние работы Гайдна относятся к периоду, когда стиль композиции позднего барокко ( основными представителями которого были Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель ) вышел из моды. Это было время исследований и неуверенности, и Гайдн, родившийся за 18 лет до смерти Баха, был одним из музыкальных исследователей своего времени. [ 51 ] Старым современником Гайдна , чьи работы , как он понимал , оказали важное влияние , был Карл Филипп Эмануэль Бах . [ 17 ]

Остальные произведения Гайдна создавались в течение шести десятилетий (примерно с 1749 по 1802 год), и наблюдается постепенный, но неуклонный рост музыкальной сложности и изощренности, которые развивались по мере того, как Гайдн учился на своем собственном опыте или на опыте других своих коллег. В эволюции его музыкального стиля было отмечено несколько важных вех.

Смещение акцента Гайдна сыграло важную роль в истории музыки, и вскоре его примеру последовали и другие композиторы. В частности, Людвиг ван Бетховен перенял привычку не торопиться с сочинениями и ставить перед собой большие цели. [ 59 ]

Идентификатор произведений Гайдна

Работы Гайдна перечислены в каталоге, подготовленном Энтони ван Хобокеном . Это называется каталогом Хобокена, и каждому произведению Гайдна присваивается идентификационный номер, называемый номером Хобокена (сокращенно H. или Hob.). Струнные квартеты также имеют номер Хобокена, но обычно идентифицируются по номеру опуса , который имеет то преимущество, что указывает группы из шести квартетов, опубликованных Гайдном совместно, так, например, струнный квартет Opus 76, n .º 3 является первым. третье из шести четверостиший, изданных в 1799 году .

Инструменты

Фортепиано Антона Вальтера в Вене, которое использовал композитор , теперь выставлено в Гайдн-Хаусе в Айзенштадте . [ 60 ] В Вене в 1788 году Гайдн купил фортепиано работы Венцеля Шанца . Когда композитор впервые посетил Лондон, английский фортепианный мастер Джон Бродвуд подарил ему рояль. [ 61 ]

Смотрите также

использованная литература

Оценки

Период с 1750 по 1775 год был пронизан эксцентричностью, ненаучным экспериментированием, в результате чего появились работы, которые и сегодня трудно принять из-за их необычности.

Читайте также: