Проект как метод реализации коммуникативного подхода в обучении английскому языку в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету, развивать познавательные, творческие навыки, самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление. На примере одного проекта мы показали возможность использования этого метода для более эффективного развития коммуникативной компетенции, умения практического владения языком, работы со справочной литературой, словарями, компьютером. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.Разработка элективного курса


В последнее время метод проектов приобретает всё большую популярность в обучении иностранному языку. Использование проектной методики является одной из составляющих гуманизации образовательного процесса, так как в работе над проектом участвуют учащиеся с разным уровнем языковой подготовки в соответствии со своими возможностями.

Метод проектов – это такая система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Школьный проект – это новая педагогическая технология, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения [3, с.28].

Ученический проект – это задание исследовательского творческого характера, соответствующее интересам и возможностям учащихся, выполненное ими самостоятельно, но под руководством учителя, имеющее своим итогом социально значимую, завершенную работу.

Проект – это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: проведение исследований, интервью, составление планов посещения различных мест, изготовление коллажей [2, с. 38].

Главные цели введения метода проектов в школьную практику:

- показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретённый в школе исследовательский опыт;

- реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нём и донести это до заинтересованной аудитории;

- продемонстрировать уровень обученности иностранному языку; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;

- подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости [3, с.28].

Проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу учащихся. С психологической точки зрения процесс выполнения проекта – это череда последовательно рождающихся потребностей и поиск соответствующих способов их удовлетворения, синхронизированных с этапами проекта. Каждая новая потребность вызывает интерес учащегося, поддерживая общий мотивационный фон обучения на достаточно высоком уровне. В итоге наблюдается повышенная учебная активность школьников [4, с.62]. Метод проектов является средством активизации мыслительной деятельности учащихся, обеспечивает повышение учебной мотивации, способствует осуществлению непосредственной связи между приобретением знаний и использованием их в решении практических задач. Ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, и тем самым активно включается в процесс коммуникативной деятельности.

Успех проекта во многом зависит от умения учителя создавать условия, стимулирующие формирование и развитие творческих, коммуникативных, организационно-деятельностных умений учащихся. Задача учителя состоит в планировании работы школьников, осуществлении контроля за их деятельностью, организации презентации и защите проектов. Учитель развивает у учащихся, вовлечённых в творческую и исследовательскую деятельность, способность ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, планировать и анализировать свою деятельность. Он организует самостоятельную работу школьников, стимулирует их к высказываниям на английском языке, помогает выбирать наиболее увлекательные для них виды и формы работы. Изменяется психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности творческого характера. При работе над проектом используются проблемные, поисковые, исследовательские приёмы, чётко ориентированные на реальный практический результат по любой теме, изучаемой в рамках школьной программы и на любой ступени обучения английскому языку.

Обучение языку протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. В своей работе я часто использую проекты как на уроке, так и во внеурочное время. Проект – это общее, интересное дело, которое сплачивает ребят. Организация данного вида деятельности может быть представлена в рамках любой темы и при разном уровне владения материалом. Главное – это сформулировать проблему, над которой будут работать учащиеся. Для её решения школьникам требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом знаний по предмету. Кроме того, необходимо владеть творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. Ценность проекта состоит в том, что в ходе его выполнения у учащихся вырабатываются такие качества, как самостоятельность, творчество, инициативность, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, умение работать в паре и группе. Процесс работы над проектом стимулирует у учащихся интерес к изучению английского языка, развивает воображение, творческое мышление. Школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Проекты предполагают активизацию деятельности учащихся: они собирают печатный и иллюстративный материал, учатся работать с текстом на английском языке, анализировать информацию, делать выводы. Ученики приобретают опыт выступления перед аудиторией. При выполнении проекта школьники приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, применяют на практике приобретённые знания и сформированные речевые умения и навыки. Ученикам интересна такая форма работы, и, соответственно, создаётся мотив к изучению английского языка. Кроме того, существует огромное количество материала, который можно использовать при подготовке к проектам. Реализация проекта – уникальная возможность социализации ребят школьного возраста, где могут проявить себя абсолютно все, независимо от уровня языковой подготовки. Участие в проекте помогает школьникам реализовать свои возможности. Совместная работа сплачивает коллектив: растёт взаимопонимание, взаимодействие учащихся, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Проектная методика формирует деятельностный подход в освоении учебного материала, даёт возможность глубже изучить тему, обеспечивает интеллектуальное, творческое и нравственное развитие школьников. А наличие элементов поисковой деятельности, творчества учит общению как на родном, так и на английском языке. Использование проектной методики даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать творческие способности, проявлять себя в лидерстве. Как показывает практика, учебно-воспитательный процесс, организованный как работа над проектом, создаёт оптимальные условия для активного и свободного развития личности.

Основными целями проектной методики являются:

- развитие творческой, активно действующей личности;

- самовыражение и самосовершенствование учащихся;

- повышение мотивации обучающихся;

- формирование познавательного интереса;

- формирование интеллектуальных и общетрудовых умений учащихся;

- реализация на практике приобретённых умений и навыков;

- развитие речи, умение грамотно и аргументировано преподнести исследуемый материал;

- демонстрация уровня культуры, образованности.

Проектная методика играет большую роль в развитии социальной, коммуникативной и информативной компетенции. Социокультурная компетенция предусматривает способность личности к восприятию своей и чужой культуры. Защита проектов может быть использована как форма контроля и определения уровня сформированности социальной компетенции. Информативная компетенция включает умения анализировать и сравнивать факты родной и иноязычной культуры. Во время работы над проектом учащиеся обогащают свой словарный запас, знакомятся с традициями и культурными особенностями страны изучаемого языка, усваивают и творчески перерабатывают материал на английском языке. Коммуникативная компетенция предполагает достижение определённого уровня языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, которые осуществляют иноязычное общение. Введение темы проекта, её обсуждение, комментирование также способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся. В процессе индивидуальной, парной, групповой, коллективной работы над проектами происходит формирование способностей к коммуникации.

Применение метода проектов в современной школе является одним их самых главных стимулов мотивации изучения английского языка, так как в работу над проектом вовлечены все учащиеся, независимо от способностей и уровня языковой подготовки.

В период выполнения проектов у учащихся развиваются следующие умения:

-собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения и т. д.);

- интеллектуальные: умение работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, делать обобщения и выводы и т. д.;

- творческие: умение находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональные из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему;

- методологические: умение работать в библиотеках, на компьютере, в телекоммуникационных сетях.

Из опыта работы по проектной методике могу сказать, что данный метод является самым творческим видом деятельности, который способствует повышению мотивации к изучению английского языка у школьников, развитию языковых, интеллектуальных, творческих и познавательных способностей учащихся, потребности в самообразовании, совершенствованию уровня владения страноведческой информацией, социализации личности школьника. Проектная методика значительно повышает уровень владения языковым материалом, уровень самостоятельности школьников, позволяет значительно обогатить их словарный запас, знакомит с традициями и культурными особенностями страны изучаемого языка. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции, т.е. определённого уровня языковых, страноведческих и социокультурных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение.

Таким образом, метод проектов способствует не только развитию социально-коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по английскому языку, но и создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей учащихся.

1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностр. языки в школе. – 2000.- №2.

2. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе.-2003.-№5.

3. Брейгина М.Е. Проектная методика на уроках испанского языка// Иностр. языки в школе.- 2004.- №2.

4. Чанилова Н.Г. Использование проектной методики на уроках немецкого языка// Иностр. языки в школе.-2000.-№4.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, проектная методика, умение, метод проектов, проект, учащийся, языковая подготовка, внеурочное время, иностранный язык, иноязычное общение.

Похожие статьи

Проект на уроке английского языка | Статья в журнале.

английский язык, проектная методика, умение, метод проектов, проект, учащийся, языковая подготовка, внеурочное время, иностранный язык, иноязычное общение.

Проект на уроке английского языка | Статья в журнале.

английский язык, проектная методика, умение, метод проектов, проект, учащийся, языковая подготовка, внеурочное время, иностранный язык, иноязычное общение.

Метод проектов на уроках иностранного языка

иностранный язык, урок, ученик, метод проектов, проектная методика, английский язык, проект, практическая деятельность, проблема, Британский

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

Метод проектов на уроках иностранного языка

иностранный язык, урок, ученик, метод проектов, проектная методика, английский язык, проект, практическая деятельность, проблема, Британский

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при.

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая деятельность, компетенция, студент, подход.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при.

иностранный язык, метод проектов, коммуникативная компетенция, интерактивный метод обучения, умение, иноязычное общение, человеческая деятельность, компетенция, студент, подход.

Проект как мотивационный стимул в изучении английского языка

английский язык, проектная методика, умение, метод проектов, проект, учащийся, языковая подготовка, внеурочное время, иностранный язык, иноязычное общение. Обучение говорению с использованием метода проектов на.

Проект как мотивационный стимул в изучении английского языка

английский язык, проектная методика, умение, метод проектов, проект, учащийся, языковая подготовка, внеурочное время, иностранный язык, иноязычное общение. Обучение говорению с использованием метода проектов на.

Использование современных педагогических методов.

английский язык, проектная методика, умение, метод проектов, проект, учащийся, языковая подготовка, внеурочное время, иностранный язык, иноязычное общение. Ролевая игра как метод обучения иностранному языку.

Использование современных педагогических методов.

английский язык, проектная методика, умение, метод проектов, проект, учащийся, языковая подготовка, внеурочное время, иностранный язык, иноязычное общение. Ролевая игра как метод обучения иностранному языку.

Метод проекта как форма организации учебной деятельности при.

английский язык, проектная методика, умение, метод проектов, проект, учащийся, языковая подготовка, внеурочное время, иностранный язык, иноязычное общение. Важность проектной методики при изучении английского языка.

Метод проекта как форма организации учебной деятельности при.

английский язык, проектная методика, умение, метод проектов, проект, учащийся, языковая подготовка, внеурочное время, иностранный язык, иноязычное общение. Важность проектной методики при изучении английского языка.

Реализация проектного метода в обучении иностранным.

иностранный язык, метод проектов, проектная деятельность, проект, учащийся, Глобализация, языковая компетенция, творческий потенциал, активная позиция, возможность.

Реализация проектного метода в обучении иностранным.

иностранный язык, метод проектов, проектная деятельность, проект, учащийся, Глобализация, языковая компетенция, творческий потенциал, активная позиция, возможность.

Обучение говорению с использованием метода проектов на.

иностранный язык, метод проектов, проектная деятельность, проект, учащийся, Глобализация, языковая компетенция, творческий потенциал, активная позиция, возможность.

Обучение говорению с использованием метода проектов на.

иностранный язык, метод проектов, проектная деятельность, проект, учащийся, Глобализация, языковая компетенция, творческий потенциал, активная позиция, возможность.

Метод проектов как эффективный метод преподавания.

иностранный язык, метод проектов, проектная деятельность, проект, учащийся, Глобализация, языковая компетенция, творческий потенциал, активная позиция, возможность.

Метод проектов как эффективный метод преподавания.

иностранный язык, метод проектов, проектная деятельность, проект, учащийся, Глобализация, языковая компетенция, творческий потенциал, активная позиция, возможность.

В настоящее время проектная методика широко применяется в современной мировой методике преподавания английского языка, так как она позволяет органично интегрировать знания учащихся из различных областей для решения заданной практической проблемы, стимулируя при этом развитие творческих способностей личности учащегося. Проект вытекает и развивается из конкретной ситуации. Такая ситуация возникает в процессе работы над какой-либо учебной темой.

Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами.

Метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно преобразовать уроки английского языка в дискуссионное, исследовательское занятие, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, естественно, влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Положительным моментом является тот факт, что ребята обращаются к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям, современным интернет-источникам), анализируют, сравнивают, отбирая самое важное и занимательное.

В основе проекта лежит конкретная проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание английского языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями.

Учитель иностранного языка обучает способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам. По мнению Е.И. Пассова, автора коммуникативного метода, коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столько в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком. Практическая речевая направленность есть не только цель, но и средство, где и то, и другое диалектически взаимообусловлено. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции — формирования и формулирования этих мыслей. Новые тенденции в развитии нашего общества способствовали распространению проекта как формы групповой деятельности учащихся. В ней школьник выступает как индивид, способный не только оценивать действительность, но и проектировать какие-то необходимые изменения для улучшения жизни.

На уроках английского языка используются различные виды проектов:

1. Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию. При выполнении заданий исследовательских проектов участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути её решения. Итогом исследовательской работы является обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов.

2. Творческие. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Каждый из задействованных в проекте выполняет ту часть творческого задания, которая соответствует его интересам. Результаты проекта могут быть представлены в форме газеты, сочинения, видеофильма, драматизации и т. д. Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим.

3. Информационные. Этот тип проекта изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Они часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью.

В проектной методике роль учителя значительно сложнее, чем при традиционном обучении. В основу учебно-воспитательного процесса положена личная деятельность ученика, и воспитание сводится к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Создается ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление. При проведении проектной работы перед учителем возникает ряд проблем. Одна из них — организация работы. Проекты, несомненно, создают дополнительную работу для учителя. Если учитель решил использовать при изучении какого-либо раздела или вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, четко определить учебные задачи, продумать какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Необходимо спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Важно также прослеживать деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом. Характер внешней оценки со стороны учителя зависит от типа проекта и его темы, а также от условий проведения. Исследовательский проект характеризует поэтапность проведения, причем успех всего проекта зависит от правильно организованной работы на этапах. При подготовке проекта учитель должен убедиться, что каждый ученик понимает, какое конкретно задание ему предстоит выполнить. Нужно подробно объяснить каждому, что и как следует делать.

Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, например, отсутствие интереса или мотивации, взаимоотношения с другими членами группы. Большинство проектов можно сделать индивидуально, но работа в группах носит творческий характер. Групповая работа особенно эффективна для сбора иллюстративного материала. Успех группы зависит от интересов учащихся и взаимоотношений между ними. Предпочтительное количество учеников в группе — 3–4 человека. Желательно, чтобы к каждой группе был сильный, средний и слабый ученики, девочки и мальчики. Необходимо учитывать и психологическую совместимость детей.

Этап защиты и обсуждения проектов заключается в том, что каждая группа защищает перед классом свой проект по ранее обсужденному плану. Способ презентации будет в значительной степени зависеть от вида конечного продукта — схема, буклет, альбом, выпуск газеты, устная презентация. Учащиеся могут представить проекты в письменном виде. Учителем оценивается содержание и организация материала — правильность оформления титульной страницы, плана, наличие введения, заключения, распределение материала по главам, правильность составления библиографии, грамотность изложения материала. Особенно ценится оригинальность и мотивированность собственной исследовательской части. Устная презентация является также важным моментом, который оценивается в совокупности с выполненной работой. При подведении итогов учитывается содержательная сторона речи, организационное построение высказывания, разнообразие и соответствующий уровень лексико-грамматического материала, грамотность речи. Ребята могут использовать плакаты, раздать план своей презентации, использовать музыку, а также пользоваться демонстрацией таблиц, схем, графиков, фотографиями, рисунками, предметной наглядностью. По окончании презентации ученики этих групп анализируют проект, комментируют его и вносят свои предложения. Оценка проектной работы — нелегкое дело. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, учитывая многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость устной презентации.

Считаю, что использование метода проектов — это наиболее удачная форма контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая у них живой интерес. Мои ученики с удовольствием принимают участие в подготовке каждого нового проекта, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам. Моя роль заключается в том, что я определяю тему и проблему в соответствии с календарно-тематическим планом рабочей программы. Следует заметить, что дети сами решают, какой вид проекта они будут готовить. Поэтому по завершении той или иной темы в разных классах получаются разные проекты.

В качестве примера использования проектной методики на уроках английского языка предлагаю нижеследующую разработку проектов “My Neighbourhood”.

Категория проекта: творческий, краткосрочный

Возрастная категория учащихся: ученики 9 классов

  1. совершенствование коммуникативных навыков по теме;
  2. совершенствование навыков восприятия речи носителей языка на слух с целью извлечения необходимой информации;
  3. совершенствование навыков работы с текстом (различные виды чтения);
  4. обобщение и систематизация полученных знаний.

Планируемые результаты: учащиеся собирают сведения о своих близких родственниках и соседях, о месте, где они проживают, составляют план расположения объектов, пишут страницы для журнала и презентуют его.

Техническое оснащение : компьютер, раздаточный материал, учебник.

Работа над проектом

Первый этап: учащиеся тренируются в употреблении новых слов по теме (nieghbourhood: appliance, attic, basement, block of flats, caravan, cottage, detached house etc.; neighbours: sociable, rude, nosy, selfish, arrogant etc.)

Важно отметить, что лексический материал по теме отрабатывается на основе структурно-логических схем, что позволяет не только установить словесно-логические связи, но и ускорить процесс запоминания новых лексических единиц.

Повторение и закрепление грамматического материала (Present Tenses: Present Simple, Present Continuous, Present Perfect, Present Perfect Continuous) на основе упражнений. В качестве дополнительного предлагается задание подготовить зарисовку объектов вокруг дома, нарисовать схему, сделать соответствующие надписи. На данном этапе учитель объясняет цель и план работы над темой.

Второй этап: работа с текстом. Ученики выполняют изучающее чтение текста по теме. Цель данного вида работы — закрепление лексического и грамматического материала по данной теме. Также предлагаются задания на аудирование для развития у учащихся навыков восприятия иноязычной информации на слух. В качестве дополнительного предлагается задание написать о том, что ученик делает, помогая родителям, что он любит делать по дому, a что не любит.

И, наконец, третий этап: подготовка и презентация проектов “My Neighbourhood”. Выполнение проектных заданий позволяет школьникам видеть практическую пользу изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса и мотивации к изучению данного предмета. Значительно активизируется деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время. Даже слабые учащиеся проявляют интерес к языку во время выполнения творческих заданий. Выполняя задания проекта, учащиеся получают возможность практически применить знания по иностранному языку. Школьники сами находят необходимую информацию, содержащую ценный страноведческий материал, используя для этих целей не только материал учебника, но и другие источники информации. При подведении итогов проектной деятельности я стараюсь оценить каждый проект.

При работе над проектами у учеников возникают следующие трудности: много незнакомых слов, которых не было в учебниках, трудно сравнивать материал из нескольких источников и выбирать соответствующий теме, трудно логически связно построить собственный текст так, чтобы его было интересно слушать. Эти трудности преодолимы при совместной работе учителя и учеников. Я исправляю ошибки в предварительном (электронном) варианте проекта, поскольку считаю, что информация с ошибками не должна воспроизводиться перед глазами учащихся, ведь у многих хорошо развита зрительная память. Но встает вопрос дифференциации оценок, если у всех проекты будут выполнены идеально. А вот для этого я особый акцент делаю на устной презентации, потому что именно здесь и проявляется самостоятельность, индивидуальность.

Проектная работа — это эффективное средство развития учащегося, расширения языковых знаний. Это также реальная возможность средствами иностранного языка использовать знания, полученные на других предметах. Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в связи со стремительным изменением жизни, меняются и требования к обучению учащихся в школе. Проект — это новая образовательная технология, которая позволяет решать задачи личностно ориентированного подхода в обучении.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка.

Объектом моей работы является метод проекта, как один из методов обучения английскому языку. Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактора успешной организации проектной .


Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования Тема: Развитие уровня коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Новые требования общества – развитие языковой личности, способной анализировать информацию, содержащуюся в тексте, создавать собственное речевое высказывание и применять результаты интеллектуальной де.


Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Доклад о возможностях развития творческих способностей обучающихся путем применения на уроках русского языка и литературы метода проектов.


Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время


МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Основная задача педагога в обучении английскому языку заключается в стимулировании творческого потенциала учащихся наряду с развитием навыков владения определенными языковыми средствами.Метод проектов.


Технология смешанного обучения как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции в условиях цифровой школы

Технология смешанного обучения как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции в условиях цифровой школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается значение проектной методики при реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.

Проект как метод реализации коммуникативного

подхода в обучении иностранному языку.

Благодаря появлению гуманистической парадигмы в образовании сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности признаётся свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития учащихся, воспитания в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии. Система урочной и внеурочной работы в школе по всем учебным дисциплинам направлена на решение указанных задач. В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык. В современной методике преподавания этого предмета основной упор делается на развитие умения общаться, на формирование коммуникативной компетенции. В настоящее время создана теоретическая основа коммуникативно – ориентированного обучения иностранным языкам в контексте диалога культур, разработаны и апробированы методические технологии для реального воплощения идей коммуникативно- деятельностного и социокультурного подходов. Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личностно- ориентированного подхода в методике преподавания, интерес представляет проектное обучение, которое отличается кооперативным характером выполнения заданий, являясь, творческим по своей сути и ориентированным на развитие личности учащихся. Сущность проектной методике состоит в том, что цель занятий и способов её достижения должны определяться самим учащимся на основе его интересов, индивидуальных особенностей, мотивов, способностей. Вследствие этого личностно – ориентированное обучение, лежащее в основе проектной методики, предполагает изменение традиционной схемы взаимодействия учитель –ученик, субъект – объект на схему партнёрского учебного сотрудничества субъект – субъект. Основная цель обучения иностранному языку – речевая деятельность, в которой языковая система выступает только как средство её реализации.

У учителя иностранного языка возникает педагогическая и психологическая проблема первоначального создания, формирования или сохранения уже существующей у школьника потребности общения на иностранном языке и познания средствами этого языка личностно – значимой деятельности. Таким образом, общий принцип, на котором базируется метод проектов, заключается в установлении непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом обучающихся.

Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, являются:

- связь идеи проекта с реальной жизнью;

- наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников;

- ведущая роль консультативно – координирующей функции преподавателя.

Проект может быть как долговременным, полномасштабным, так и кратковременным, занимающим одно аудиторное занятие. Любой хорошо продуманный и организованный проект имеет три основных этапа:

- выявление и анализ проблемы;

- уточнение целей конечного результата;

- выбор рабочих групп. Распределение ролей в команде;

Определение источников информации, способов её сбора и анализа.

Уточняют информацию; обсуждают задание; выявляют проблемы; выдвигают пути решения поблеем, формируют задачи; распределяют роли; определяют источники информации.

Мотивирует учащихся; помогает в постановке целей проекта, выработке стратегии; определяет продолжительность проекта, масштаб вовлечённости учащихся(группа, класс, параллель).

- обсуждение путей реализации проекта;

- определение целевой аудитории;

- определение способа представления результата;

Определяют тактику: обсуждают; выбирают оптимальный вариант способа реализации; работают с информацией;

Проводят исследования; синтезируют и анализируют идеи; выполняют проект.

Наблюдает; консультирует; советует(по просьбе учащихся); косвенно руководит. Наблюдает; направляет процесс анализа.

- проверка и оценка результатов.

Подготовка и оформление докладов;

- обоснование процесса проектирования;

- объяснение полученных результатов;

- коллективная защита проектов;

анализ выполнения проектов, достигнутых результатов;

анализ достижения поставленных целей; оценка результатов, выявление новых проблем.

Защищают проект. Коллективный самоанализ проекта и самооценка.

Наблюдает; направляет процесс защиты.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы. Обратимся ещё к одному важному вопросу – типологии проектов. В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево – игровые, информационные, практико - ориентированные.

Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснование актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающего с ним(аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей её решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего исследования). Всё сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определённого этапа обучения.

Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления(совместной газете, сочинении, Видеофильме, драматизации, ролевой игре). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого – то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проектов требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения , статьи, репортажа.

Ролево – игровые проекты.

В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё – таки является ролевая игра.

Информационные проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком – либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации(средства СМИ, базы дынных, в том числе электронные, интервью, анкетирование); способы обработки информации(анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска(статья, аннотация, реферат, доклад); презентация(публикация, обсуждение).Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью, модулем.

Практико – ориентированные проекты.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников проекта. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформление конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого – то раздела, вопроса метод проектов, но должен всё тщательно продумать, разработать, просчитать. Учитель должен чётко определить учебные задачи для учащихся, подобрать необходимый материал, или дать рекомендации школьникам, где можно найти его. Важно отслеживать деятельность каждого ученика на всех этапах работы над проектом. Характер внешней оценки зависит от типа проекта, от темы, условий про ведения. Необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно. Оценивая её шаг за шагом. Внешняя оценка проекта(как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов. Учитель проводит постоянный мониторинг совместной деятельности, но не навязчиво, а тактично, приходя на помощь ребятам в случае необходимости.

Читайте также: